Меню

Разница между автором и рассказчиком

Автор повествователь рассказчик таблица

Повествование в художественном произведении не всегда ведётся от лица автора.

Автор – это реальный человек, который живёт в реальном мире. Именно он продумывает свое произведение от начала (бывает, с эпиграфа, даже с нумерации (арабской или римской) до последней точки или многоточия. Это он разрабатывает систему героев, их портреты и взаимоотношения, это он делит произведение на главы. Для него не существует «лишних» деталей — если на окне в домике станционного смотрителя стоит горшок с бальзамином, то именно тот цветок понадобился автору.

Примеры произведений, где присутствует сам автор – это «Евгений Онегин» А. Пушкина и «Мертвые души» Н. Гоголя.

Полностью присутствует писатель как автор в таких жанрах, как автобиография, исповедь, записки, письма. Повествование ведется от первого лица.

РАЗНИЦА МЕЖДУ

ПОВЕСТВОВАТЕЛЕМ И РАССКАЗЧИКОМ

Повествователь — рассказывающий автор, это персонаж художественного мира.

Рассказчик — автор, рассказывающий устами персонажа. Рассказчик живет в каждом конкретном тексте – это, к примеру, старик и старуха, которые жили у самого синего моря. Он непосредственный участник каких-то событий.

А повествователь всегда находится над рассказчиком, он историю излагает целиком, являясь участником событий или свидетелем жизни героев. Повествователь — это персонаж, который представлен как писатель в произведении, но при этом он сохраняет особенности своей речи, своих мыслей.

Зачем автор иногда скрывается под маской или поручает повествование своему герою?

Повествователь — тот, кто написал историю. Он может быть вымышленный или настоящий (тогда вводится понятие автор; то есть автор и повествователь совпадают).
Повествователь представляет писателя в произведении. Часто повествователя называют еще «лирическим героем». Это некто, кому писатель доверяет и свою собственную оценку событий и героев. Или эти точки зрения – автора-создателя и повествователя – могут быть близки.

Чтобы представить и раскрыть свой замысел во всей полноте, автор надевает на себя разные маски – в том повествователя и рассказчиков. Два последних – очевидцы событий, читатель им верит. Отсюда возникает ощущение достоверности происходящего. Автор будто на сцене – страницах произведения – играет один множество ролей созданного им спектакля. Поэтому так интересно быть писателем!

КТО РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ СИЛЬВИО?
В КАКОМ ЕЩЕ ПРОИЗВЕДЕНИИ АВТОР ПРИБЕГАЕТ
К ПОДОБНОМУ ПРИЁМУ?

Пушкин ехал в Болдино женихом. Однако женитьбе мешали денежные трудности. Ни у Пушкина, ни у родителей невесты избытка денег не было. На настроение Пушкина повлияла и эпидемия холеры в Москве, которая не позволяла ему ехать из Болдино. Именно во времена болдинской осени, среди многого прочего, и были написаны «Повести Белкина».

В самом деле, весь цикл написан Пушкиным, но в заглавии и предисловии указывается другой автор, псевдоавтор Иван Петрович Белкин, однако Белкин умер и его повести опубликовал некий издатель А.П. Известно также, что каждую повесть Белкин написал по рассказам нескольких «особ».

Цикл начинается предисловием «От издателя», написанного от имени некоего А.П. Пушкинисты считают, что это не сам Александр Пушкин, так как стиль совершенно не пушкинский, а какой-то витиеватый, полуканцелярский. Издатель не был лично знаком с Белкиным и поэтому обратился к соседу покойного автора за биографическими сведениями о нем. Письмо соседа, некоего ненарадовского помещика, полностью приводится в предисловии.

Пушкин Белкина представляет читателю все-таки как сочинителя. Сам Белкин передает повествование некоему повествователю – подполковнику И. Л. П. (о чем дается в сноске сообщение: (Прим. А. С. Пушкина.)

Ответ на вопрос: кто рассказывает историю Сильвио – раскрывается как матрёшка:

Пушкин биографический (известно, что когда-то сам поэт на дуэли ел черешню, стрелять не стал)
Пушкин-автор (как создатель повести от замысла до воплощения)
Издатель А.П. (но не сам Александр Сергеевич)
Ненарадовский помещик (сосед покойного к тому времени Белкина)
Белкин биографический (о нем подробно рассказал, как смог, сосед)
Белкин-автор (записавший рассказ подполковника И. Л. П.)
Повествователь (офицер, который знал и Сильвио и графа-счастливчика)
Рассказчики = Герои (Сильвио, граф, «мужчина лет тридцати двух, прекрасный собою»).

Читайте также:  Что такое условное форматирование и его значение в книге

Повествование ведется от первого лица: рассказчик участвует в действии, именно ему, молодому армейскому офицеру, Сильвио поверяет тайну незаконченной дуэли. Интересно, что финал ее И.Л.П. узнает от противника Сильвио. Таким образом, рассказчик в повести становится и поверенным двоих персонажей, каждый из которых сам рассказывает свою часть повести, которая дана от первого лица и в прошедшем времени. Поэтому рассказанная история кажется достоверной.

Вот такое сложное построение, казалось бы, незамысловатой повести.

«Повести Белкина» — не просто веселое пушкинское произведение с забавными сюжетами. Люди, начинающие играть в литературных героев, оказываются во власти неких сюжетных закономерностей и становятся не только смешными, забавными, но рискуют по правде погибнуть на дуэли…» Получается, что не так и просты эти «Повести Белкина».

Все остальные повести цикла строятся подобным образом. Из других произведений можно назвать повесть «Капитанская дочка», которая написана от лица вымышленного персонажа — Петра Гринева. Он сам рассказывает о себе.
Гринев юн, честен и справедлив — только с такой позиции можно оценить разбойничью честь Пугачева, признанного защитниками государства самозванцем, «презренным бунтовщиком».

Сквозь слова рассказчика Гринёва слышен голос автора, Пушкина. Это его ирония сквозит в повествовании о детстве, воспитании Петруши, это Пушкин говорит устами своего героя о бессмысленности и беспощадности русского бунта.

В последней главе («Суд») Гринёв рассказывает о событиях, произошедших во время его заключения, со слов своих близких.

Можно вспомнить и Рудыго Панько, которому Николай Гоголь передал повествование «Заколдованного места».

Точно так же строится глава «Максим Максимыч» из «Героя нашего времени» М. Лермонтова.

Источник

Разница между автором и рассказчиком

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Автор – писатель, поэт или драматург, создатель художественного или публицистического произведения, в котором отражается его мировоззренческая позиция и реализуется индивидуальный авторский стиль.

Рассказчик – вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Автор реализует собственный творческий замысел, разрабатывая фабулу, выстраивая сюжет, наделяя героев драматической судьбой, соединяя фрагменты текста в единое композиционное целое.

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Читайте также:  Самая последняя таблица менделеева

Источник



Автор повествователь рассказчик таблица

При написании литературного произведения автор создаёт систему образов. В эту систему может войти и автор — как сам по себе, так и под масками повествователя или рассказчика.

Автор. Повествователь. Рассказчик

Автор — это реальный человек, который пишет книги. Он может присутствовать в литературном произведении в качестве лирического героя. Лирический герой — образ, который транслирует мысли автора, но всё же является частью его произведения: через индивидуальное автор хочет выразить типическое, важное для всех людей. Конечно, лирический герой очень близок автору. Но в то же время они не тождественны.

Пример

Когда Александр Сергеевич Пушкин в романе «Евгений Онегин» пишет: «Там некогда гулял и я: / но вреден север для меня», то имеет в виду совершенно конкретные обстоятельства своей жизни. дело в том, что царское правительство отправило вольномыслящего Пушкина из Петербурга (север) в южную ссылку. Ирония касательно решения правительства (так берегли поэта, что даже в ссылку отправили, «заботясь») вполне отражает речевой стиль Пушкина. И в то же время говорит здесь не сам поэт, а его лирический герой — в данном случае ироничный и едкий.

Повествователь — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» о происходящих в произведении событиях.

Пример

Всем известно, что «Повести Белкина» написал Пушкин. Однако Иван Петрович Белкин не только заявлен в качестве автора, но и выступает в повестях как повествователь — лицо, рассказывающее истории.

Рассказчик — персонаж литературного произведения, «рассказывающий» его часть (какую-либо историю).

Пример

Рассказчиком в «Сказке о золотой рыбке» выступает старик, когда рассказывает рыбке историю своей жизни со старухой.

Персонаж

Литературное произведение включает целую систему действующих лиц (систему образов). Каждый элемент этой системы является персонажем.

Однако характером является далеко не каждый персонаж: чтобы представить лицо как совокупность индивидуальных черт, нужно уделить ему значительное внимание. А значит, характерами могут быть только ведущие персонажи литературного произведения. Впрочем, случаются и исключения.

Пример

Эпизодический персонаж романа «Преступление и наказание» Семён Мармеладов представлен как полноценный характер, носитель собственного мировоззрения и соответствующих проблем.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое система образов?

Ответ. Все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.

Перечислите основных персонажей повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Ответ. Главный герой — титулярный советник Акакий Башмачкин. Также следует назвать Петровича — портного, который шил Башмачкину шинель, и безымянное «значительное лицо», косвенно виновное в смерти Акакия Акакиевича.

Какой персонаж рассказывает историю Евгения Онегина в одноимённом романе А. С. Пушкина?

Ответ. Об Онегине рассказывает повествователь, образ которого соотносится с образом автора — А. С. Пушкина.

Источник

Рассказчик и повествователь

Вы будете перенаправлены на Автор24

В литературе рассказчик — это субъект речи; носитель авторской речи в произведении прозаического жанра.

Повествователь

Функция повествователя в литературоведении осмысляется в первую очередь как «призматическая», преломляющая под определенным углом зрения повествуемые события. В то же время термин «повествователь» в отечественном литературоведении используется по-разному. Такие различия в его употреблении связаны с вопросом о присутствующих в произведении субъектах речи и с разграничением этого термина с такими смежными понятиями как «рассказчик» и «автор».

Иногда термин «повествователь» с одной стороны смешивается с такими понятиями, как «автор» и «образ автора». Например, в «Словаре литературоведческих терминов» «образ автора» и «образ повествователя» рассматриваются как синонимы и обозначают носителя авторской речи. Для современной нарратологии отождествление носителя повествования и автора принципиально неприемлемо. Современная нарратология сам процесс повествования рассматривает в качестве изображаемого в произведении, а повествователя – в качестве фиктивной инстанции. В западном литературоведении для обозначения этой инстанции используется такое понятие нарратора.

Готовые работы на аналогичную тему

С другой стороны, понятие «повествователь» определяется через его соотношение с понятием «рассказчик». Граница между ними размыта, так как может устанавливаться при помощи различных критериев:

  • Во-первых, «рассказчик» и «повествователь» иногда разграничиваются по грамматической форме повествования – рассказчик излагает события от первого лица, а повествователь – от третьего лица;
  • Во-вторых, рассказчик и повествователь распределяются по мере «выявленности» носителя речи. Рассказчик идентифицируется с большей «субъективностью», а повествователь – с наименьшей. Данный критерий предполагает целый спектр промежуточных случаев;
  • В-третьих, в качестве критерия разграничения выступает непринадлежность повествователя к повествуемому миру (он не находится в нем, но имеет возможность описывать то, что в нем происходит) и принадлежность к нему рассказчика, который ведет повествование изнутри.
Читайте также:  Числа под корнями таблица

Повествователь – это тот, кто рассказывает читателю о поступках персонажей и событиях, изображает облик действующих лиц, фиксирует ход времени, изображает обстановку действия, а также характеризует человеческий тип героя, анализирует его внутреннее состояние, мотивы его поведения, при этом не являясь ни участником событий, ни объектом изображений для персонажей.

Специфика повествователя состоит одновременно и в обширном, всеобъемлющем кругозоре и в адресованности речи главным образом читателю, то есть направленности ее за пределы описываемого мира. другими словами, эта специфика определяется положением «на границе» изображенной вымышленной действительности.

Рассказчик

Рассказчик – это условный образ, от чьего лица ведется повествование в художественном произведение.

Рассказчик присутствует, например, в произведении Н. С. Лескова «Очарованный странник», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина. Часто (однако не обязательно) рассказчик выступает в качестве участника сюжетного действия.

В литературе под рассказчиком понимается условный носитель авторской речи, от чьего лица ведется повествование. Рассказчик проявляет себя не только в речи и не отождествляется с писателем ввиду того, что является плодом его творческого воображения. В разных произведения одного автора возможно появление разных повествователей. Авторская речь в драме сведена к минимуму и на сцене не звучит.

Рассказчик – это тот, кто устно или письменно рассказывает историю. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Независимо от того, ведется рассказ от третьего или от первого лица, в художественной литературе он всегда предполагается как кто-то, вовлеченный в действие, либо как сам автор.

Сравнительная характеристика повествователя и рассказчика

В отличие от автора-творца, повествователь находится вне изображенного пространства и времени, в условиях которого разворачивается сюжет. Поэтому повествователь может забегать вперед, быть в курсе предпосылок и результатов событий изображаемой реальности. Но вместе с тем, его возможности определены из-за границ всего художественного целого, которое включает в себя описанное «событие самого рассказывания». Такое «всезнание» повествователя входит в авторский замысел.

Рассказчик в противоположность повествователю находится целиком внутри изображенной реальности, а не на границе изображаемого вымышленного мира с действительностью читателя и автора. В этом случае все ключевые моменты события рассказывания становятся фактами вымышленной действительности:

  • Личность повествующего – он или биографически связан с персонажами, о которых рассказывает, или имеет особый, но не всеобъемлющий, кругозор;
  • «Обрамляющая» ситуация рассказывания;
  • Приставленная к персонажу либо изображаемая сама по себе специфическая речевая манера.

Образ рассказчика, являясь характером или «языковым лицом» — это необходимый отличительный признак такого типа изображающего субъекта. А включение в поле изображения обстоятельств рассказывания является факультативным. Например, в «Выстреле» А. С. Пушкина три рассказчика, однако изображены только две ситуации рассказывания. Если подобная роль поручена персонажу, чей рассказ не носит признаков ни его речевой манеры, ни кругозора, это воспринимается как условный прием.

Его целью является снятие с автора ответственности за достоверность рассказанного.

Таким образом, рассказчик – это персонифицированный субъект изображения и (или) объективированный носитель речи, который связан с определенной языковой и социально-культурной средой, с позиций которой изображаются другие персонажи.

Повествователь, наоборот, безличен и по своему кругозору более близок автору-творцу. Но по сравнению с героями он является носителем нейтральной речевой стихии, общеутвержденных стилистических и языковых норм.

Источник