Меню

Разница между экологией и наукой об окружающей среде

Предмет, задачи и методы экологии

Разделы: Биология

По программе основного общего образования по биологии 11 класс, и программы Министерства РФ для общеобразовательных учреждений курса биологии для 10-11 класса «Общая биология» (авт. В.В. Пасечник, 2005 год).

Учебник В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов. Биология. Общая Биология, 10-11 класс. – М.: Дрофа, 2005.

Цель урока: показать большое значение изучения экологии в современном мире. Изучить основные задачи, стоящие перед экологией и её связь с другими науками.

Задачи урока:

  • сформировать у учащихся систему знаний о задачах экологии, закономерностях влияния различных факторов среды на организмы.
  • Продолжить развитие умения выявлять признаки приспособленности организмов к влиянию экологических факторов.
  • Сформировать у старшеклассников интерес к науке экологии и желание изучать её закономерности на последующих уроках.

Оборудование:

Таблицы: «Биоценоз дубравы», «Сообщество смешанного леса». Диск «электронное средство учебного издания «Экология» ООО «Дрофа» ЗАО «1С».

Презентация к уроку.

План урока:

  1. Подготовка учащихся к уроку, настрой на урок.
  2. Беседа для воспроизведения знаний, полученных из курса 9 класса по данной теме.
  3. Изучение нового материала.
    1. История экологии.
    2. Развитие экологии.
    3. Разнообразие экологических наук. (Флэш анимация Законы экологии)
    4. Задачи экологии (Видео «Экология)
    5. Методы исследований в экологии.
    6. Окружающая среда. (Флэш анимация «Кислотные дожди»)
    7. Экологический фактор
    8. Экологические проблемы (Видео «Экологические проблемы»)
  4. Выполнение практических заданий, проверка усвоения полученных на уроке знаний.
  5. Демонстрация презентации.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

I. Подготовка учащихся к уроку.

II. Беседа, с целью воспроизведения в памяти учащихся знаний из курса 9 класса.

Вспомните, что вы знаете об экологии?

Кто впервые ввёл термин «Экология»?

Какие вопросы решает эта наука?

III. Изучение нового материала.

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она – союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она одна.
В. Шефнер

1) История экологии

Эрнст Геккель «Естественная история миротворения» (1868)

«Экология – общая наука об отношениях организмов к окружающей среде, куда относятся все условия их существования».

Впервые термин «экология» предложил Э. Геккель (1866 год)

Это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их неорганической природой, о связях в надорганизменных системах, о структуре и функционировании этих систем.

«Экология» – (от греческого «ойкос» – дом, жилище и «логос» – учение).

Экология наука молодая, но тесно связана со многими другими науками, это доказывает схема, которая перед вами.

2) Развитие экологии во второй половине XIX века.

В центре внимания – организм

Основные направления исследований:

  • Описание образа жизни разных видов
  • Изучение жизни в экстремальных условиях (Арктика, пустыни)
  • Закономерности влияния факторов среды
  • Связь морфологии организмов и среды обитания
  • Периодические явления в жизни организмов (сезонность, суточные ритмы)

В середине XIX в. возникло особое направление – экология

Вначале – на уровне изучения отдельных организмов.

1930-е гг. – формирование нового направления – экологии популяций – популяционная экология.

Особенности развития экологии в XX веке.

  • Математическое моделирование
  • Компьютеризация. Базы данных.
  • Количественные оценки. Прогнозы
  • Международное сотрудничество
  • Прикладная экология. Охрана природы
  • Организационные мероприятия
  • (общества, журналы, совещания)

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и систем организмов (популяций, сообществ) друг с другом и со средой их обитания.

Она пытается объяснить, почему те или иные растения и животные встречаются только в определённом месте; почему так много организмов одного типа и так мало другого, какие изменения могут вызвать их взаимодействия на данной территории; как функционируют биологические системы, как образуются и используются органические соединения в них, как происходит круговорот элементов и веществ в природе.

Работа со схемой: взаимосвязь экологии с другими науками

4) Какие основные задачи экологии вы смогли бы выделить?

  • Исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенным воздействием на природные системы и биосферу в целом.
  • Создание научной основы эксплуатации биологических ресурсов, прогноз изменений природы под влиянием деятельности человека и управление процессами сохранения среды
  • Разработка системы мероприятий, обеспечивающих минимум применения химических средств борьбы с вредными видами.
  • Регуляция численности живых организмов.
  • Экологическая индикация состояния и загрязнения природной среды
  • Изучение взаимоотношения организмов, популяций, видов между собой.

Экология, как наука, использует различные методы исследования, исходя из поставленных задач.

5) Какие методы исследования в экологии вы выделите?

Каждый организм существует совместно с другими организмами и окружающей средой.

6) Что вы отнесёте к окружающей среде?

Ключевые понятия: среда – среда жизни – водная среда – наземно-воздушная среда – почвенная среда – организм как среда жизни

СРЕДА – все, что окружает организмы, прямо или косвенно влияет на их состояние, развитие, выживание и размножение.

Однако, несмотря на это разнообразие, различают четыре качественно различные среды жизни, обладающие специфическим набором экологических факторов, а, следовательно, требующих и специфического набора адаптаций.

Вот эти среды жизни: 1. Наземно-воздушная (суша); 2. водная; 3. почва; 4. другие организмы.

Распределите животных соответственно их среде обитания.

Животное Наземно-воздушная Водная Почва Другие организмы
Акула
Лягушка
Крот
Аскарида
Рак
Морская звезда
Амёба дизентерийная
Крокодил
Утка кряква
Дождевой червь
Нематода свекловичная

Среда окружающая (внешняя) – это силы природы, её вещество и пространство, находящееся вне систем.

Среда биотическая – природные условия, обязанные своим происхождением жизнедеятельности живых организмов.

Среда абиотическая – природные условия, происхождение которых не связано с жизнедеятельностью живых организмов.

Можно выделить 3 уровня изучения жизни:

  1. Взаимодействие отдельного организма со средой – изучает аутэкология
  2. Взаимодействие между организмами – изучает демэкология
  3. Взаимодействие между всеми живыми организмами – изучает синэкология
  4. И одной из новых наук, изучающих влияние человека – социальная экология.

Рассмотрим связь экологии с другими науками. Приложение 1.

Основными ключевыми понятиями в экологии является термин «экосистема», который был предложен английским учёным А. Тенсли (1935 год).

Самая крупная экосистема – это биосфера.

Человек, как и всякий живой организм, связан с биосферой и воздействует на неё, поэтому возникла глобальная экология. Она исследует влияние на биосферу антропогенных, космических, геофизических и других факторов. Важнейшим направлением в экологии является экология человека.

На любой организм оказывают влияние экологические факторы среды.

Читайте также:  Все основные свойства корней таблица

Вспомните из курса 9 класса какие виды экологических факторов знаете?

7) Экологический фактор – это любой элемент окружающей среды, способный оказать прямое или косвенное воздействие на живой организм.

Более подробно об экологических факторах мы будем говорить на последующих уроках.

Отметим только, что все факторы можно разделить на 3 группы.

  1. Абиотические
  2. Биотические факторы
  3. Антропогенный фактор

Экологические факторы действуют не по отдельности, а во взаимосвязи.

Определите принадлежность признака к определённому экологическому фактору:

Экологический фактор Абиотический Биотический Антропогенный
Температура
Ель в лесу
Влажность
Солёность
Распашка земель
Свет
Белка в лесу
Аскарида в организме
Загрязнения от выбросов заводов
Клещи в гнезде птиц
Выхлопные газы автомобилей

Рассмотрим экологические советы. Приложение 3.

Основные термины экологии

Биогеоценоз – это устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии с компонентами атмосферы, гидросферы и литосферы..

Биосфера – это часть оболочки Земли, населённая живыми организмами

Биом: совокупность животных и растений, населяющих крупные ландшафтные подразделения, например лиственный, хвойный лес и т. д.

Биотоп – неорганическая, неживая среда, занимающая определённое пространство.

Биоценоз – сообщество растений, животных и микроорганизмов, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга.

Экологическая система – Сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющие единое целое на основе пищевых связей и способов получения энергии.

IV. Выполнение учащимися практических заданий по решению экологических задач.

Изучите распределение потомства жука-короеда в спиленном бревне. Выявите все факторы, которые благоприятствуют нормальному развитию личинок короеда. Какие благоприятные факторы способствуют развитию личинок? Какие приводят к гибели личинок, яиц? Почему необходимо обязательно удалять из леса, спиленные или упавшие деревья?

Закрепление изученного материала

Выберите правильное определение «Экология» – это:

  1. Наука о взаимоотношениях человека и окружающей среды
  2. Наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой
  3. Природа
  4. Охрана и рациональное природопользование

Выпишите понравившиеся афоризмы, поясните ваш выбор. Приложение 4.

Выскажите своё мнение по экологическим фактам:

  • По словам известного Гарвадского биолога Уилсона ежегодно с лица Земли исчезает около 30 000 видов живых организмов. К концу этого столетия Земля лишится около половины своего теперешнего биоразнообразия.
  • Каждый шестой человек в мире живёт в опасных и неблагоприятных для здоровья условиях.
  • В мире на вооружение тратится в 12 раз больше денежных средств, чем на помощь развивающимся странам.
  • К 2025 году более 2,8 миллиардов людей 48 стран мира будет испытывать нехватку воды. К 2050 году количество людей, постоянно испытывающих нехватку воды, достигнет 7 миллиардов.

Это интересно. Приложение 2.

Домашнее задание: 67 Учебник «Общая биология» Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц Москва «Просвещение» 2005 год, параграф 78 стр. 274–281. Ответить на вопросы в конце параграфа.

Общая биология О.В. Саблина Г.М. Дымшиц «Рабочая тетрадь 10 – 11 классы» Просвещение 2005 год. Задание 5 стр. 63, 9 стр.61.

Источник

Экология: основные понятия

Экология: основные понятия

С егодня в обиходе очень модный и актуальный термин — экология! Но что подразумевают люди, употребляя это слово в своей речи, вписывая его в статьи, научные работы и «отрывая» от него заветный кусочек «эко», чтобы «приклеить» к чему-то важному, например: «экопродукты», «экокожа», «эколайф»?

На самом деле, «экология» — слово, состоящее из греческого «ойкос» — ‘дом’ и «логос» — ‘наука’. Получается, что дословно «экология» — это наука о доме. Но, конечно, само понятие намного шире, многограннее и интереснее, чем кажется, если отталкиваться от этого определения.

Если погрузиться в осмысление всего, что значит этот модный термин, то можно открыть для себя много нового и весьма интересного, особенно для человека, который нацелен на правильный — здоровый — образ жизни.

Экология: что это такое и что она изучает

Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой. Исходя из перевода составного термина, это наука о доме. Но под словом «дом» в экологии понимают не то или, точнее, не только то жилище, в котором проживает конкретная семья, отдельный человек или даже группа людей. Под словом «дом» здесь понимается целая планета, мир — дом, в котором живут все люди. И, конечно, в разных разделах экологии рассматриваются отдельные «комнаты» этого «дома».

Экология изучает всё, что как-то взаимодействует или влияет на живые организмы. Это очень объёмная наука, которая затрагивает добрую сотню актуальных вопросов для человека и его жизни на земле.

Виды экологии

Как и некоторые другие науки, экология включает в себя множество различных разделов. Ведь уместить всё важное в одном направлении довольно сложно. Можно запутаться и так и не сделать нужных выводов, не найти решений для серьёзных проблем.

Стоит знать, что экология — это сравнительно молодая наука. Ей всего-то не более 200 лет. Однако на сегодняшний день наука стоит на одной ступени по степени важности с математикой, физикой, биологией и др. При этом некоторые научные сферы (ботаника, химия, микробиология) экология не просто затрагивает, а даже базируется на них.

Различают такие виды экологии:

  • экология биосферы — раздел, изучающий среду обитания человека и глобальные изменения в ней;
  • промышленная экология — направление, занимающееся изучением влияния на окружающую среду промышленных предприятий и процессов;
  • экология отрасли — каждая отрасль занимательна и интересна с точки зрения экологии;
  • сельхоз-экология — изучает влияние и взаимодействие сельского хозяйства с окружающей средой;
  • эволюционная экология — изучает процессы эволюции живых организмов и влияние их на среду обитания;
  • валеология — наука о качестве жизни и здоровье человека;
  • геоэкология — изучает геосферу планеты и её обитателей;
  • экология морей и океанов — направлена на изучение вопросов чистоты водной поверхности земли;
  • социальная экология — наука о чистоте социальной области;
  • экономическая экология — направлена на разработку алгоритмов рационального использования ресурсов планеты.

По сути, разделы этой науки всё время расширяются и множатся. Но абсолютно все ответвления сводятся к общей экологии, задачей которой является сохранить здоровую среду обитания и не дать погибнуть нашей планете раньше отведённого времени.

экология

Про экологию мысли и чистоту мировоззрения

Пока официально нет раздела в экологии, который бы был направлен на изучение влияния собственного мировоззрения человека на окружающую среду и собственное здоровье. Однако то, как думает и воспринимает окружающий мир человек, сильно влияет на его действия. Про экологию мысли забывать нельзя. Ведь только правильный ход мысли и глубокое понимание необходимости жить в ладу с природой, позволит сохранить наш «дом», не нанести ему ущерб. Человек с чистыми светлыми мыслями духовно здоров. Его физическое тело также более крепкое. А это тоже весьма важно для сохранения здоровья окружающей среды и создания комфортной экосистемы для каждого живущего на земле.

Читайте также:  Новости спорта сегодня таблицы футбола

Термин и понятие экологии

Конечно, из всего написанного выше уже можно понять, что термин «экология» включает в себя огромный объём информации и «рассыпается» на важные элементы, грани которых составляют единую важную цель — изучение планеты и сохранение её здоровья. Но кто это всё придумал и почему это так важно? Стоит разобраться.

Кто ввел термин «экология»?

Впервые термин «экология» произнёс учёный-философ и естествоиспытатель Эрнст Генрих Геккель. Этому же немецкому философу принадлежит авторство таких биологических терминов, как онтогенез, филогенез, которые также имеют прямое отношение к экологии.

Что означает экология

Как можно догадаться, экология — понятие всеобъемлющее, заключающее в себя массу вопросов, связанных со средой обитания и её чистотой. Но почему мы так часто слышим составные слова с приставкой «эко» и понимаем это как чистоту, здоровье, безопасность? Ничего сложного! Ведь основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Эколог — это человек, который изучает влияние любых процессов, веществ, вещей на мир окружающий и живые организмы. Поэтому, когда человек говорит «экология», он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем, что это нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья. Исключением являются специфические термины, употребляемые в научной среде.

Экотоп — отдельный участок среды обитания живых организмов, претерпевший некоторые изменения в результате деятельности этих организмов.

Экосистема — среда взаимодействия группы живых организмов.

В остальных случаях слова с приставкой «эко» — это новые слова, составленные с заявкой на указание выгоды. Т. е., по сути, очень часто экопродукты, экоматериалы, экокультура — это всего лишь маркетинговый ход. Доверять слепо такой приставке не всегда стоит. Лучше внимательно присмотреться к вещи, которую пометили заветным зелёным листочком (эмблема экологически чистых товаров) и изучить состав. А уж потом делать выводы о чистоте и безопасности выбранного продукта.

экология

Где и кому нужна экология

Сегодня предмет экологии изучают в школе, средних и высших специальных заведениях, вне зависимости от профиля. Конечно, на отделениях ботаники, агрономии, зоологии и т. п. этому предмету уделяют куда больше внимания, чем, например, на экономическом факультете. Но практически в любой общеобразовательной программе есть раздел экологии. И это не случайно. Каждый человек должен быть экологически грамотен. Вы можете не быть юристом, но понимать, какая среда вас окружает, вам стоит. Можно не владеть понятиями медицины, но знать основы, как сохранить здоровье планеты важно. Где и как мы соприкасаемся с вопросами экологии? Ну, например, когда вы идёте выбрасывать мусор, вы уже становитесь «винтиком» в механизме системы, которая или нарушает общее благополучие окружающей среды или помогает сохранить здоровье планеты. Ведь надо знать, как правильно и куда выбросить мусор, чтобы минимизировать отрицательное влияние отходов на здоровье людей и экосреды. Когда человек закуривает сигарету, он также оказывает непосредственное влияние на формирование фона здоровья природы. Одна, казалось бы, сигарета, но может принести массу негативных перспектив и самому курильщику, и окружающему миру в целом.

Сегодня экологические отделы есть почти при каждом промышленном предприятии. Экологическая служба работает в каждом городе. В масштабах страны вопросы экологии решаются и обсуждаются в рамках серьёзных совещаний. Об экологии нашей планеты говорят, думают, спорят ученые и обычные люди. Каждый день, просыпаясь утром, мы соприкасаемся с разными сферами этой науки. Она интересна, многогранна и очень важна для каждого из нас и для всех людей в целом.

Экологические проблемы и их решение

Когда мы заговорили о приставке «эко», как о знаке чистоты, — это была позитивная «частица» темы. Есть и обратная сторона — негатив! Словосочетания «экологическая проблема», «экологическая катастрофа» нередко нас пугают в заголовках газет, интернет-СМИ, телепрограммах и радиосводках. Обычно под этими словосочетаниями «прячется» что-то страшное, угрожающее и грязное. Грязь здесь имеется в виду в прямом смысле слова. Например, выброс с какого-нибудь завода в море загрязняет водную среду и может нанести ущерб живым обитателям этой экосистемы. Это экологическая проблема, каких сегодня может быть масса. Когда мы говорим об истончении озонового слоя, мы подразумеваем экологическую катастрофу, к которой может привести это явление. Наука, которую мы здесь рассматриваем, как раз направлена на то, чтобы минимизировать риски возникновения экологических проблем и уж тем более не допустить развития целых катастроф в масштабах города, страны, планеты. Именно для этих целей была создана и развивается эта многогранная, интересная и невероятно важная наука.

Как предупреждаются и решаются проблемы экологии

Если есть наука, существуют и учёные, которые занимаются её развитием. Учёные-экологи трудятся над изучением разных вопросов экологии. Это и узкоспециализированные сферы, как например агроэкология, зооэкология, промышленный комплекс и экология общая, классическая. По всему миру создаются и успешно работают различные экослужбы. Например, в нашей стране есть такой орган, как экологическая полиция. Это служба, которая следит за соблюдением правил экологической безопасности в городах и других населённых пунктах. На каждом предприятии есть собственный отдел, который контролирует влияние работы предприятия на окружающую среду и сдаёт отчётность по этому поводу высшим органам.

В масштабах мировой науки постоянно ведутся разработки, направленные на оптимизацию различных процессов, для снижения рисков развития экологических проблем и предупреждения возникновения катастроф. Экоконтроль работает в сетевых продуктовых магазинах, чтобы не допустить попадания на столы некачественных продуктов.

Но каждому человеку следует помнить, что и он является важным звеном системы, так или иначе влияющей на чистоту и здоровье нашего «дома», нашей планеты. От того, как живет, как думает, как действует каждый человек, тоже зависит очень многое. Поэтому стоит уделить внимание этой науке хотя бы на уровне общего ознакомления с её основными понятиями и проблемами.

Читайте также:  Спрос и рынок сбыта таблица

Источник



Разница между экологией и наукой об окружающей среде

Экология и экология — тесно связанные принципы. Однако они далеко не похожи. В этой статье представлена ​​информация о существенных различиях между этими двумя важными междисциплинарными областями.Эко

Содержание:

Экология и экология — тесно связанные принципы. Однако они далеко не похожи. В этой статье представлена ​​информация о существенных различиях между этими двумя важными междисциплинарными областями.

Таблица результатов

Экология Наука об окружающей среде
Научное изучение взаимодействия организмов друг с другом и их взаимоотношений с другими организмами и их экосистемами. Научное изучение взаимодействия физических, химических и биологических компонентов в окружающей среде.
Стремится понять жизненный процесс, адаптацию, распространение и биоразнообразие Нацелен на выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на окружающую среду и живущие в ней организмы, для поиска решений экологических проблем.
Ключевые вопросы включают взаимодействие между организмами, адаптацию, изменения в экосистеме и внешние факторы, влияющие на популяцию конкретных организмов. Ключевые вопросы включают влияние человеческого населения на экосистему, основное влияние глобального потепления в более широком масштабе, влияние городской жизни на изменение окружающей среды и меры по обеспечению устойчивости.
Экологи изучают групповые взаимодействия, включая брачные привычки, миграцию, пищевые предпочтения и хищнические модели Ученые-экологи анализируют земные процессы, оценивают системы, используемые для альтернативной энергетики, оценивают меры по уменьшению загрязнения воздуха и воды и управляют существующими природными ресурсами.

Определения

Экология представляет собой углубленный анализ взаимодействия организмов с окружающей средой, а также их взаимодействия с абиотическими компонентами (также известными как неживые физические или химические элементы), присутствующими в окружающей среде. Это область, которая объединяет другие науки, включая географию, биологию и науку о Земле. Помимо анализа различных типов взаимоотношений, существующих между организмами, экология также уделяет внимание разнообразию и распространению, а также количеству организмов, присутствующих в экосистеме.

Наука об окружающей среде, с другой стороны, объединяет экологию, геологию, минералогию, биологию, зоологию, почвоведение и другие науки в научное изучение окружающей среды. Область, направленная на поиск решений проблем в окружающей среде, наука об окружающей среде — это анализ взаимодействия между химическими, биологическими и физическими элементами, присутствующими в окружающей среде, и их воздействия на экосистему и живущие в ней организмы.

Экология vs Наука об окружающей среде

Так в чем же разница между экологией и наукой об окружающей среде? Несмотря на то, что они могут показаться схожими во многих отношениях, эти две междисциплинарные области имеют существенные различия.

Во-первых, экология — это научное изучение взаимодействия организмов друг с другом, а также их взаимоотношений с другими организмами и их экосистемами. Между тем наука об окружающей среде — это обширный научный анализ окружающей среды. Он фокусируется на взаимодействии между физическими, химическими и биологическими компонентами окружающей среды.

У экологии и экологии тоже разные цели. Экология стремится понять жизненный процесс, адаптацию и биоразнообразие. Он анализирует факторы, влияющие на распространенность и распространение организмов, а также на отношения, существующие между ними.

С другой стороны, наука об окружающей среде имеет более широкий охват, поскольку она направлена ​​на выявление внутренних и внешних факторов, которые влияют на окружающую среду и живущие в ней организмы. Кроме того, эта междисциплинарная область ищет возможные решения экологических проблем.

Ключевые элементы в изучении экологии включают не только взаимодействие и адаптацию, но и другие важные вопросы, такие как изменения в экосистеме и внешние факторы, которые также влияют на население. Для науки об окружающей среде основные вопросы включают влияние населения на экосистему, основное влияние глобального потепления в более широком масштабе, влияние городской жизни на изменение окружающей среды и меры по обеспечению устойчивости.

Поскольку эти области различаются по назначению, ученые-экологи и экологи различаются по объему работы и ограничениям. В то время как экологи изучают групповые взаимодействия, включая брачные привычки, миграцию, пищевые предпочтения и хищнические модели, ученые-экологи анализируют земные процессы, оценивают системы, используемые для альтернативной энергетики, оценивают меры по снижению загрязнения воздуха и воды и управляют существующими природными ресурсами.

Источник

Экология. Общие сведения.

Экология – это наука об окружающей среде. Если быть более точным, то экология – это наука о взаимодействии различных экосистем между собой и с окружающей средой. Название экология происходит от греческих слов «ойкос» — дом, родина и «логос» — наука. То есть, буквально название переводится как «наука о местообитании», «изучение места, где мы живем». Экология как наука неразрывно связана с биологией, точнее, с зоологией и ботаникой.

Самое важное значение за все время существования науки экологии она приобрела не так давно, в эпоху индустриального развития человечества. Воздействие человека на живую природу (антропогенное воздействие) возросло настолько, что это начало представлять угрозу для всей Земли в целом. Именно тогда появилась необходимость в науке, которая бы защищала окружающую среду от вредного воздействия и заботилась бы о поддержании условий существования, приемлемых для всех живых существ и планеты в целом.

Строение экосистем.

Экология охватывает три уровня изучения живой природы:

  • На уровне отдельных живых организмов – особей. Этот раздел экологии называется аутэкологией и он изучает особенности взаимодействия отдельно взятого организма и окружающей его среды.
  • На уровне популяций. Ни один живой организм не существует в природе полностью самостоятельно, так как он произошел от другого организма, спаривается с третьим, воспроизводит четвертый и т.д. Взаимодействие отдельных групп организмов (популяций) и окружающей среды изучает демэкология или популяционная экология.
  • На уровне совместно обитающих популяций. Ни одна популяция живых существ не может прожить в отрыве от других популяций. Это касается питания, миграции и многих других фактором. Такая совокупность биоценозов и окружающей среды, а также их взаимосвязь между собой, называется экосистемами. Раздел экологии, занимающийся изучением биоценоза (совместного проживания сообществ) и экосистем, называется синэкологией.

Долгое время считалось, что биосфера Земли ограничена исключительно живыми организмами. Российский ученый и философ В.И.Вернадский заставил мир посмотреть на экологию иначе, расширив учение о биосфере. Именно он доказал, насколько все связано на нашей планете. Даже одноклеточные организмы играют свою важную роль для поддержания гармонии и экологического равновесия в природе.

Источник