Меню

Развитие малого и среднего бизнеса в России

Таблицы развития малого бизнеса россии

Малое и среднее предпринимательство (МСП) выступает одним из основных сегментов рыночной экономики, оказывающих существенное влияние на развитие народного хозяйства, рост конкурентоспособности отрасли, активизацию внедрения инноваций, создание рабочих мест и обеспечение существенной доли населения доходами, предоставление социальной защиты и повышение благосостояния населения. Следовательно, от степени эффективности функционирования МСП в стране во многом зависят темпы экономического роста и структура ВВП.

Малый и средний бизнес – это основа рыночных отношений, в значительной степени определяющая социально-экономическое положение государства и являющаяся одним из способов для решения комплекса проблем в различных сферах деятельности.

Целью данной работы является характеристика малого и среднего бизнеса в России на современном этапе его развития, рассмотрение предпринимательской активности в стране, выявление проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП, а также обозначение способов, направленных на повышение эффективности работы малого и среднего бизнеса.

Материал и методы исследования

Методологической основой данной статьи послужили общенаучные методы исследования, а именно сравнительный, логический и статистический анализ. С помощью приведенных методов рассматривается текущее состояние малого и среднего бизнеса в России, а также проводится анализ проблем и перспектив развития МСП в стране. Кроме того, в исследование применяются эмпирические методы в рамках изучения источников информации, касающихся вопросов функционирования малого и среднего предпринимательства. В процессе подготовки материала особое внимание обращалось на данные аналитических центров, социологических опросов, национальных отчетов, ведущих исследования в области предпринимательства. Помимо перечисленных методов в работе используются обобщение полученного материала, а с целью наглядного представления результатов исследования применяется графический метод визуализации данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Поддержка малого и среднего предпринимательства считается одной из наиболее важных проблем российской экономики. В России степень развития МСП не соответствует имеющемуся потенциалу, это, в свою очередь, замедляет решение проблем экономического и социального характера, которые воздействуют на уровень жизни населения страны. Сектор малого и среднего бизнеса в России имеет меньший удельный вес в ВВП, чем во многих экономически развитых странах (рис. 1). Однако в национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» была поставлена цель по достижению роста вклада сектора МСП в ВВП России, так чтобы удельный вес данного показателя составил 32,5% к 2024 году [9].

missing image file

Рис. 1. Удельный вес малых и средних предприятий в ВВП стран мира [13]

Малый и средний бизнес как предпринимательская деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, осуществляется субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами. В России действует Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», где перечислены основные критерии для отнесения организации к субъектам малого и среднего бизнеса [1]. Так, в России к субъектам МСП относятся те организации, которые соответствуют критериям, приведенным в таблице.

Критерии для определения принадлежности хозяйствующего субъекта к МСП

Максимальное количество работников, человек.

(15 для микро-предприятий)

Максимальная сумма, млн руб.

(120 для микро-предприятий)

Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, взятым в период с августа по ноябрь 2020 года, в России насчитывается около 5,67 млн МСП. В августе в РФ по итогам предшествующих 12 месяцев закрылось 1, 095 млн малых (в т. ч. микро) и средних предприятий. Если рассматривать показатели прошлого года, то за данный период в России закрылся каждый пятый бизнес. Но, стоит учесть, что за это же время в стране появилось 848,5 тыс. новых предприятий МСП. В результате за год общее количество малых и средних предприятий сократилось более чем на 246 тыс., или на 4,2%. Количество микропредприятий уменьшилось на 4,3% (до 5,35 млн), малых – на 3,3% (до 218,5 тыс.), средних стало больше на 5,2% (17,6 тыс.) [3].

Негативное влияние на предпринимательство и замедление экономической активности за данный период во многом было вызвано распространением коронавирусной инфекции COVID-19. Однако количество субъектов малого и среднего предпринимательства начало сокращаться еще до пандемии. Так, в 2019 году произошло снижение числа МСП по сравнению с 2018 и с 2017 годом на 124,3 тыс. единиц (рис. 2). Это связано с такими проблемами, как падение реальных доходов населения, вследствие чего происходит снижение спроса на товары и услуги МСП; усиление налогового контроля; повышением НДС; теневой бизнес.

missing image file

Рис. 2. Число субъектов малого и среднего предпринимательства в России [14]

В то же время во внимание следует принять тот факт, что количество занятых в МСП за год, если рассматривать показатели на ноябрь 2020 года по отношению к 2019 году, не уменьшилось, а возросло на 144 тыс. человек, до 15,516 млн человек. Однако по сравнению с показателями 2017 и 2018 года данное значение снизилось. Для сравнения, в 2018 году насчитывалось 16,1 млн, а в 2017 году – 15,7 млн человек, занятых в МСП [4].

Самое большое количество зарегистрированных субъектов малого и среднего бизнеса в РФ приходится на Центральный федеральный округ (1706,9 тыс. предприятий или 30,5%), за ним идет Приволжский федеральный округ (1000,1 тыс. предприятий или 17,9%). Затем Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12% (666,8 и 649,3 тыс. предприятий соответственно) [4]. Тем не менее, лидерами в числе регионов по сокращению численности организаций малого и среднего бизнеса в 2020 году являются: Центральный (-6,3%) и Северо-Западный (-6,2%) федеральные округа [3].

Согласно анализу, проведенному в рамках проекта «СберДанные», продолжительность существования около 70% организаций в России составляет три полных года и более. В мире средним показателем работы для 50% небольших компаний является срок до пяти лет, а для трети предприятий – от пяти до десяти лет.

К действующим в РФ предприятиям МСП, которые с высокой вероятностью достигают трехлетнего срока работы, относятся компании, осуществляющие деятельность в таких сферах, как здравоохранение (94,1%), металлургия (92,4%), добыча полезных ископаемых (92,2%). В список предприятий с низкой вероятностью продолжения своей работы свыше 36 месяцев входят организации в сфере сухопутного транспорта (58,4%), страхование (59,8%), строительство (60,6%). В строительном секторе 11,5% регистрируемых компаний закрываются уже в течение полугода [11].

Большая доля МСП в России занята в сфере услуг (здравоохранение, образование, торговля). На долю потребительского сектора приходится около половины функционирующих в стране малых и средних предприятий.

В настоящий момент уровень предпринимательской активности в России является невысоким. По результатам исследования, проведенного Министерством экономического развития (МЭР) и Аналитическим центром НАФИ в 2020 году, были получены данные, согласно которым только 7% опрошенных граждан планируют открыть собственное дело в ближайшие три года [10]. Данный показатель снизился по сравнению с 2019 годом, когда его значение составило 9,3%. Число предприятий малого и среднего бизнеса, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке более 3,5 лет, достигло 5,1% взрослого трудоспособного населения России [8].

В исследовании также уделяется внимание мнению респондентов относительно условий ведения бизнеса в регионах. В итоге данного опроса позиции опрошенных людей разделились: 51% опрошенных считает, что предпринимательская среда благоприятная, 49% считают условия ведения бизнеса в стране неудовлетворительными [10].

В процессе работы субъекты малого и среднего бизнеса сталкиваются с различными экономическими факторами, которые усложняют ведение хозяйственной деятельности. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на основе проведенного опроса выделил ряд наиболее значимых проблем, негативно воздействующих на развитие предпринимательства в России. К основным проблемам, сдерживающим текущее развитие субъектов МСП в стране, относят: высокую налоговую нагрузку (4 балла из 5), неопределенность экономической ситуации (4 балла), снижающийся спрос на рынке внутри страны (3,8 балла), высокие ставки по кредитам (3,5 балла) (рис. 3).

Большинство организаций малого и среднего предпринимательства считают главным препятствием для роста своего бизнеса слишком высокую налоговую нагрузку. Динамику налоговой нагрузки за прошедшие несколько лет можно увидеть на рынке добычи полезных ископаемых, в строительном секторе, на рынке управления недвижимостью, в сфере общественного питания. Так, за 2019 год среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки в РФ составил 11,2%, значение данного показателя в 2018 году равнялось 11%. В 2019 году на снижение индекса деловой активности повлияло повышение ставки НДС с 18% до 20%, отмена пониженных тарифов страховых взносов для определенных категорий предприятий.

missing image file

Рис. 3. Рейтинг проблем, сдерживающих развитие субъектов МСП [12]

Изменения в налоговом законодательстве является одной из главных причин, которая оказывает негативное влияние на настроение предпринимателей, так как в таких условиях субъекты малого и среднего бизнеса не чувствуют себя уверенно. Высокая налоговая нагрузка приводит к тому, что субъектам малого и среднего предпринимательства становится всё сложнее развиваться, это, в свою очередь, подталкивает их к уходу в теневой бизнес.

К основным проблемам, тормозящим развитие МСП, относится также и недостаток финансовых ресурсов. Организации малого и среднего бизнеса по сравнению с большими компаниями считаются недостаточно надежными относительно своих обязательств по кредитам, так как существует большая вероятность не выплаты заемных денежных средств. Поэтому из-за высокого риска банки не стремятся выделять средства для малого предпринимательства. Кроме того, условия кредитования, выдвигаемые банками, иногда становятся для хозяйствующих организаций серьезными преградами из-за высоких ставок. Это значительно уменьшает вероятность использования заемных средств субъектам МСП [2, c. 226].

Несмотря на то, что объем финансовой поддержки в 2019 году субъектам МСП – 1,1 триллиона рублей, данная программа выполнена не полностью. В том же году была запущена программа льготного кредитования, однако кредит по сниженной процентной ставке может получить средний бизнес со стабильным доходом и высокими оборотами. В то время как многие небольшие предприятия такой возможности лишены, так как они не попадают под критерии, или же в силу того, что не все банки в стране работают по данной программе [7].

Читайте также:  MySQL Урок 5 Команды изменения и удаления таблиц ALTER TABLE и DROP TABLE

Неопределенные экономические ситуации тоже оказывает негативное влияние на функционирование малого и среднего бизнеса. В 2020 году пандемия и неопределенность с длительностью карантинных мер стали одними из главных барьеров для предпринимательства. В условиях карантина и падения спроса многие небольшие компании не смогли справиться с кризисом. Однако государственные антикризисные меры поддержки занятости оказали положительное влияние на данную ситуацию, хоть и не могли в полной мере компенсировать снижение доходов в сегменте МСП.

Еще одной актуальной проблемой для малого и среднего бизнеса является бюрократия. Для осуществления свой деятельности предприниматель должен собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. В настоящее время число административных барьеров уменьшается, однако положение по-прежнему нестабильно и требует много затрат, которые часто превышают у некоторых субъектов МСП их затраты на ведение хозяйственной деятельности.

К существенным преградам для развития малого и среднего предпринимательства относятся также высокая арендная плата, повышение цен на сырье и тарифы. К проблемам МСП можно отнести и дефицит квалифицированных кадров на рынке труда, так как небольшим предприятиям конкурировать с крупными организациями в плане заработной платы. Кроме того, часто наблюдается недостаточная финансовая грамотность руководителей компаний. Так, многие предприниматели не знают о введенных государством упрощенных формах сертификации и лицензирования, бесплатных юридических консультациях и налоговых каникулах.

В России для поддержки МСП осуществляется ряд государственных программ, цель которых – содействие субъектам предпринимательства. Консолидированный объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2020 году в рамках национальной гарантийной системы согласно данным на 30 ноября составил 399,4 млрд рублей [6].

В ходе осуществления национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» разрабатываются мероприятия, нацеленные на всестороннюю поддержку субъектов МСП. Так, в рамках проекта реализуется:

  • совершенствование законодательства РФ, развитие делового климата, способствующие снижению существующих преград нормативного характера при ведении бизнеса;
  • повышение объемов государственных закупок у представителей малого и среднего бизнеса до 5 трлн. рублей;
  • оказание финансовой поддержки МСП в объеме 10 трлн рублей;
  • развиваются в регионах микрофинансовых и гарантийных учреждений, которые обеспечивают доступ к финансовым ресурсам на льготных условиях;
  • осуществление консультационной поддержки субъектов МСП через единые точки входа, такие как центры «Мой бизнес»;
  • предоставление льготного доступа субъектов малого и среднего бизнеса к производственным площадям и помещениям;
  • популяризацию предпринимательства путем проведения ряда мероприятий по вовлечению в предпринимательскую деятельность в субъектах РФ [9].

Правительство готовится понизить процентную ставку по льготным кредитам для МСП с 8,5% до 7% и выдать по этой ставке не менее 700 млрд рублей в 2021 году. Социальному бизнесу планируют предоставить поддержку в виде грантов [5].

Кроме того, для субъектов МСП предусмотрены специальные налоговые режимы: УСН 6% от дохода или 15% от прибыли, чтобы снизить налоговую нагрузку и облегчить ведение отчетности; ПСН 6%; ЕСХН 6% для предприятий, являющимися производителями сельскохозяйственной продукции. Также к мерам поддержки можно отнести государственные гарантии и участие в госзакупках, надзорные каникулы, освобождающие начинающих бизнесменов от плановых проверок в первые несколько лет.

Однако, несмотря на осуществление государством мероприятий, направленных на всестороннюю поддержку предпринимателей, рассмотренные ранее проблемы субъектов МСП, свидетельствует о том, что этих мер недостаточно. Для развития малых и средних предприятий необходимо дальнейшее совершенствование системы государственной поддержки предпринимателей, основанное на создании более благоприятных условий для ведения бизнеса. Для этого нужно снижать налоговую нагрузку, смещая акцент налоговой политики в отношении субъектов малого и среднего бизнеса с фискальной функции на стимулирующую. Кроме этого, целесообразно устранить административные и организационные барьеры, упростить процедуру регистрации и сократить число проверок. Также важно упростить доступ субъектов МСП к льготным кредитам.

Существенным моментом является улучшение делового климата в стране, а также модернизация системы инвестиций, осуществляющая формирование фондов прямых инвестиций в малый и средний бизнес.

Таким образом, основой стабильной экономики страны является эффективное функционирование малого и среднего бизнеса. Однако имеющиеся в настоящее время проблемы сектор МСП решить самостоятельно не способен. Поэтому важно не только сохранять существующие меры поддержки малого и среднего бизнеса, но и создавать новые эффективные механизмы, содействующие росту предпринимательства в России. Только осуществляя постоянный контроль и реализуя качественную государственную поддержку, возможно достичь эффективного развития малого и среднего бизнеса, что в результате улучшит экономическое положение как внутри государства, так и на мировой арене.

Источник

Развитие малого и среднего бизнеса в России

Трудности развития малого и среднего бизнеса

Трудности развития малого и среднего бизнеса

Развитие малого и среднего бизнеса в России всегда сопровождается рядом трудностей. Какие перемены могут ждать предприятия в ближайшем будущем и насколько выгодно развивать свой бизнес в России? Внести некоторую ясность нам помог Андрей Мамонтов, заместитель директора Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ.

— В чем основные проблемы малого и среднего бизнеса?
— Проблемы у малого и среднего бизнеса разные. У малого основная проблема в том, что его мало, а у среднего — как вырасти в крупный.

— Почему среднему бизнесу не дают вырасти в крупный? Что мешает, административные барьеры? Возможно, нехватка инвесторов в стране или нежелание компаний вкладывать деньги в модернизацию самим?
— Дело в том, что никто не запрещает среднему бизнесу вырастать в крупный. То же самое с малым. Для среднего бизнеса вопрос роста связан с возрастающими компетенциями для перехода из одного состояния плюс внутренние психологические проблемы собственников — боязнь потерять то, что уже есть, в попытке сделать нечто большее.

— А малый бизнес почему не хотят открывать?
— У малого бизнеса проблема иного рода. Предпринимательство у нас слабо развито. Молодое поколение, которое в первую очередь должно создавать стартапы, ориентировано на наемную работу. Бизнесмены у нас относятся к не самой уважаемой категории. В целом отношение общества к предпринимательству негативное, соответственно, нет желания рисковать, а кто даже и желает, то из-за недостатка знания сдерживает свое желание, так как у нас предприниматели разрознены и не желают делиться своим опытом и помогать другим создавать свой бизнес.

— В каком направлении должен развиваться малый и средний бизнес в будущем году, что изменилось? На что следует обратить внимание предпринимателям?
— Практически ничего не изменилось, и пока изменений не предвидится. В России не изменилось налоговое право, не изменились условия для ведения бизнеса. Все, что было в прошлом году, останется и в будущем. Единственное, о чем можно говорить, это ужесточение кризиса, но и тут все зависит от того, насколько он обострится в Европе. Мне трудно отправить весь российский малый и средний бизнес в одно направление развития, которое будет для них наиболее актуальным в 2013 году. Для каждой компании будет стоять свой круг задач.

— Если рассмотреть конкретно производственные компании и сферу услуг, то кому может быть легче, тем, кто что-то производит, или тем, кто предлагает товары и услуги населению? И что лучше, предложить уникальную услугу или, наоборот, перейти на что-то жизненно необходимое?
— Да никому не легче. И производственные компании, и сервисные работают в условиях достаточно конкурентных. Всем одинаково сложно, так как сейчас нельзя построить бизнес на примитивной идее, как было в 1990-х и начале 2000-х. Сейчас потребитель умнее и требовательнее. Он просто уходит, если его ожидания не совпадают с тем, что предлагает компания. Сейчас нужно больше маркетинговых компетенций при создании и развитии бизнеса, но низкий уровень знаний у собственников и топов не дает возможности им понять функцию маркетинга в более широком смысле.

Ей отводится только роль рекламных коммуникаций, а создание продукта или услуги не хотят отдавать. Вот и получается, что производят продукт или услугу, которую потом с помощью продажников пытаются продавить на рынок. Потребитель сопротивляется, так как рыночное предложение не соответствует их потребности, но компании только усиливают блок продаж (берут дополнительный персонал, тренируют их и т д.), но с продуктом ничего принципиально не делают.

— Какими, на ваш взгляд, должны быть условия для ведения бизнеса? И почему они не могут быть подвержены положительным изменениям на данном этапе развития российской экономики?
— Основная проблема российской среды для ведения бизнеса — это непрозрачность правил взаимоотношений коммерческих структур с государством. Дело даже не в коррупции, а в том, что один и тот же закон, предписание, разъяснение и т п. может по-разному применяться к разным компаниям. Идеальных условий для ведения бизнеса ждать бессмысленно, их нигде не бывает, да и противоречит идее предпринимательства.

Любой бизнес — это всегда риск, независимо от благоприятности условий. Главное препятствие — это сознание предпринимателя. Там находится главный тормоз, который видит во внешних условиях лишь препятствия, а не возможности.

— Что, на ваш взгляд, необходимо и что можно изменить, чтобы вести бизнес стало проще?
— Чем больше будет предпринимателей, тем больше они будут создавать давление на государство в части совершенствования правил ведения бизнеса. Нам не хватает предприимчивых людей, которые готовы создавать свои компании, а еще лучше — придумывать новые интересные бизнес-идеи, которые будут конкурентоспособны на глобальном рынке, а не только в России. Пока же большинство бизнесов у нас в стране создается по образу и подобию зарубежных аналогов. Это не плохо, но недостаточно. Государство не будет опекать малый и средний бизнес, пока он совокупно создает выручку, которая в несколько раз меньше, чем любимый сырьевой рынок. Пока нефть и газ — основная статья доходов государства, правила не изменятся.

Читайте также:  Ключи к тесту Командные роли Классификация ролей в группе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник



Развитие малого бизнеса в РФ. Тенденции и особенности

Становление и развитие малого бизнеса в России

Малый бизнес уже давно доказал свою состоятельность, особенно это касается стран с развитой рыночной экономикой. Он эффективен как в экономическом плане, так и в социальном. В России малое предпринимательство существует чуть более 20 лет и на современном этапе развития переживает переход от стартового пункта к пункту, где оно более развито на качественном уровне.

Наиболее точно развитие малого бизнеса в России охарактеризовано в таблице ниже, из которой совершенно ясно, что эффективность функционирования малого бизнеса во многом зависит от ряда причин, в том числе и от отраслевых.

Ключевые показатели деятельности малых предприятий (без учёта микропредприятий) по различным видам экономической деятельности за 2012 г.

Средняя численность работников, чел.

В основной массе малых предприятий по данным на начало 2013 г. самую внушительную долю составили предприятия, занимающиеся торговлей и общественным питанием – 28,8%. Следом за ними идут предприятия по работе с недвижимым имуществом, предоставление услуг аренды – 20,6%. Промышленность обосновалась на третьем месте с процентом 14,9. Очевидно, что для этих отраслей характерна максимальная сосредоточенность численности работников. Говоря об объёмах оборотных средств, можно отметить, что малые предприятия лидируют в отрасли торговли и общественного питания, строительстве и промышленности. Инвестиции в основной капитал имеют самое большое значение и объём в строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде, предоставлении услуг и сельском хозяйстве.Из таблицы становится совершенно ясно, что порядка 70% всех малых предприятий работают в базовых отраслях экономики. Сюда включены промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспорт и связь.

Повысить уровень эффективности общественного производства поможет стремление к тому, чтобы доля малых предприятий преобладала в реальном секторе. Однако, чтобы это осуществить, необходимо создать приемлемые условия. Стремления малого бизнеса в сферы экономики. Которые его обеспечивают наибольшую прибыль и рентабельность вполне адекватны и приемлемы. По мере того, как сферы заполняются, малый бизнес направляется в другие сферы, которые становятся на тот момент для него более привлекательными. Этот процесс логичный и закономерный.

Вырисовывается следующая картина по распределению малых предприятий по отдельным федеральным округам: Самая большая доля в 66% приходится на три федеральные округа: Центральный – 32%, Северо-Западный – 14%, Приволжский – 20%. Важно сказать и о том, что внутри федеральных округов также наблюдается неравномерность распределения.

Из общего числа малых предприятий Центрального федерального округа более 40% сосредоточено в Москве, а из общего числа малых предприятий Северо-Западного федерального округа более 56% приходится на Санкт-Петербург.

Согласно проведённым исследованиям, такая неравномерность в распределении малых предприятий по отдельным округам страны обуславливается разными причинами, которые в большинстве своём зависят от:

  • Уровня индустриального развития региона.
  • Отношения между региональными властями и представителями малого бизнеса.
  • Условий, которые сложились в регионе для развития малого предпринимательства.
  • Численности населения в различных экономических районах страны.
  • Уровня развития инфраструктуры, которая необходима для нормального функционирования малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства в России

Малый бизнес в России развивался в достаточно сложных экономических, политических и социальных условиях. Что не могло не сказаться на его специфических особенностях. Именно в период становления малого предпринимательства в стране проходили сложнейшие инфляционные процессы, экономический кризис, а также проводилась жёсткая кредитно-финансовая политика. Логично, что такие условия не могли благоприятно влиять на развитие всех субъектов хозяйствования, в том числе и малого бизнеса.

Но в этот непростой период было не только негативное влияние, положительное влияние на развитие малого предпринимательства также оказывалось. В целом факторы, способствующие развитию малого бизнеса в РФ можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

  • Законодательная база.
  • Налоговая система.
  • Система кредитования.
  • Система поддержки и развития малого бизнеса.
  • Информационная система вместе с иными элементами рыночной инфраструктуры.
  • Организационно-правовая форма предприятий.
  • Менеджмент предприятий с организационной структурой.
  • Высокий экономический потенциал.
  • Мотивирование работников системы.

Самым главным внутренним фактором, который поистине эффективно влияет на деятельность малых предприятий – менеджмент, который состоит в том числе и из правильного построения малого предприятия и управления всего его подразделениями.

Малые предприятия прекращают своё существование в основном из-за неэффективного менеджмента.

Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что в период с 1990-2013 гг. в России были бы созданы нормальные условия для развития малого предпринимательства и была бы обеспечена правильная поддержка со стороны государства, то на сегодняшний день уровень экономического развития страны был бы значительно выше.

К сожалению, на данный момент Россия внушительно проигрывает странам с развитой экономикой.

Малому бизнесу в Росси не отводится большая роль, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой. Доля малых предприятий в ВВП ниже уровня развитых стран в 5-6 раз, на долю занятых в малом предпринимательстве приходится в 5-7 раз, по количеству малых предприятий на 1000 жителей приходится в 6-12 раз меньше предприятий.

Это даёт повод задуматься над тем, что на данный момент в огромной стране большой неиспользованный потенциал для развития малого предпринимательства. Более того, предстоит повысить его роль в экономике страны.

Для последних двадцати лет характерно стихийное развитие малого бизнеса, и, как правило, полное отсутствие поддержки со стороны государственного и регионального управления. В силу этого можно рассуждать о негативных и позитивных явлениях в его развитии.

Позитивные факторы развития малого бизнеса в РФ:

  • Увеличение роли и значимости бизнеса с каждым годом.
  • Расширение площадей развития малого предпринимательства и проникновение во все сферы общественного производства.
  • Развитие не только количественных характеристик малого бизнеса, но и качественных.

Говоря о специфических особенностях развития малого предпринимательства в России, следует упомянуть следующие факторы:

  • Хаотичное развитие малого бизнеса, которое происходило без государственного вмешательства и регулирования.
  • Возросшая роль малого бизнеса в отношении решения вопросов, касающихся экономических и социальных проблем. Хотя до максимально возможного уровня очень далеко.
  • Теневой бизнес имеет большую долю от всего малого бизнеса.
  • Существует множество ниш, которые ещё не заполнили представители малого бизнеса.
  • Малый бизнес серьёзно проник в торговлю, общественное питание и другие привлекательные сферы общественной деятельности, где по прошествии некоторого времени были созданы условия для получения большой прибыли. Для малого бизнеса также характерно проникновение во все сферы деятельности, даже в те, где рентабельность намного ниже, чем в уже освоенных.
  • Малые предприятия находятся в разобщённом состоянии. Они редко поддерживают технологические или хозяйственные связи.
  • Малый бизнес находится на этапе, когда состоится кооперирование со средним бизнесом и крупными предприятиями.
  • Для российского малого бизнеса не характерна интеграция в мировую экономику. Это относится в том числе и к экспорту производимой продукции, а также международной специализации и кооперированию.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что малый бизнес в России – это слабо развитый пласт хозяйства страны, который имеет все возможности принести огромную прибыль, но для этого необходимо создать адекватные условия.

Источник

Определите вид своего бизнеса

В 2021 году к малым и средним предприятиям относят субъекты РФ, зарегистрированные в едином реестре при определённых условиях: соблюдение численности работников, определённый годовой доход, соответствие критериям для дольщиков предприятий. В отдельных случаях процесс создания таких предприятий облегчён и имеет упрощённое ведение бухгалтерского учёта, льготы и поддержку от государства.

Критерии малого предприятия 2021

К малому бизнесу относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, потребительские кооперативы, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью и фермерские хозяйства. В зависимости от числа работников, малый бизнес делят на: микропредприятия, малые и средние предприятия.

Малый бизнес имеет ряд преимуществ:

  • его можно зарегистрировать самостоятельно, удалённо и в упрощённой форме;
  • начинать дело по готовой схеме крупной сети или развивать крупную сеть самостоятельно с помощью франчайзи;
  • стратегия развития малого и среднего бизнеса в РФ предусматривает программы поддержки, разработанные до 2030 года;
  • возможность использования упрощённого документооборота;
  • возможность использовать электронный документооборот;
  • освобождение от некоторых видов плановых проверок до конца 2021 года.

Критерии малого и среднего предприятия в 2021 году

За каждым видом бизнеса закреплены определённые условия выполнения критериев в 2021 году — общие и дополнительные.

Критерии, общие для всех

Предельное значение среднесписочной численности работников за предыдущий календарный год:

  • для микропредприятий — 15 человек;
  • для малых предприятий — 16–100 человек;
  • для средних предприятий — 101–250 человек.

Доходы за год по правилам налогового учёта не должны превышать:

  • 120 млн. рублей — для микропредприятий;
  • 800 млн. рублей — для малых предприятий;
  • 2 млрд. рублей — для средних предприятий.
Читайте также:  Низкокалорийные продукты 10 таблиц с указанием калорийности и 20 рецептов блюд

Дополнительные критерии для ООО и хозяйственных товариществ

Не более 25 % суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале организации принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Не более 49 % принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний в уставном капитале ООО не ограничен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Дополнительные критерии для АО

Суммарная доля участия в капитале голосующих акций принадлежит:

  • государству, субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным и религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

Составляет для всех не более 25 %.

Не более 49 % голосующих акций принадлежит иностранным организациям и (или) компаниям, которые не являются субъектами МСП.

Размер суммарной доли участия иностранных компаний не органичен, если эти компании не являются офшорными и соответствуют нашим критериям среднего бизнеса по показателям дохода и среднесписочной численности.

Реестр предприятий

Одна из функций ФНС России — ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства , где представлены все организации, относящиеся к данной категории. Реестр формируется автоматически на основании сведений налоговой отчётности, которую организация или ИП представляли в налоговые органы за предшествующий календарный год с 1 по 5 июля. Документы подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью и отправляются в ФНС помощью онлайн-сервиса ЭДО . Данные обновляются налоговой службой ежегодно 10 августа.

Ведение реестра осуществляется налоговой службой для:

  • снижения затрат предпринимателей, связанных с необходимостью подтверждения статуса малого и среднего предприятия;
  • реализации «надзорных каникул»;
  • повышения качества мер поддержки;
  • максимального раскрытия информации о видах деятельности, производимых товарах и услугах субъектов малого и среднего бизнеса.

Сведения размещаются 10 числа каждого месяца при выполнении заданных условий предприятиями и являются общедоступными в течение 5 лет. Такие виды сведений, как вновь созданные или прекратившие деятельность юрлица и ИП актуализация названий, адреса и лицензии, производимая продукция и участие в закупках, — обновляются ежемесячно каждое 10 число.

Вновь созданные организации и ИП отправляют заявку на регистрацию, воспользовавшись специальным сервисом ФНС.

Единый реестр является гарантией законной деятельности предпринимателя перед партнёрами, поставщиками, покупателями или органами, которые выдают субсидии.

Категория предприятия меняется, если в течение трёх лет показатели по доходам и численности не выполнили лимиты, указанные в ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Из реестра исключают организации, которые не передали в ФНС сведения о численности работников или налоговую отчётность за предыдущий год.

Господдержка малых предприятий в 2021 году

Правительство РФ активно содействует развитию малого и среднего предпринимательства, так как эффективная деятельность малого бизнеса приносит пользу развитию страны за счёт налоговых отчислений в бюджет и обеспечением граждан рабочими местами. Представители промышленной и научной отрасли внедряют собственные инновационные решения, обеспечивая конкурентное преимущество на мировом рынке.

Предприниматели имеют право на поддержку от государства в виде финансовой, имущественной, информационной, консультационной и других видов помощи, утверждённой Федеральным законом РФ. Помимо льготных кредитов, субсидий и грантов, участий в лизинговых программах статус малого предприятия также даёт право на участие в госзакупках на льготных условиях.

Для регистрации малых и средних предприятий, ведения электронного документооборота необходимо подключить онлайн-сервисы для организации ЭДО и сдачи электронной отчётности.

Удобный в использовании интерфейс в Астрал.ЭДО позволяет ориентироваться в нём с первых минут использования. Сервис работает со всеми видами документов, экономит время их передачи и позволяет ставить подпись в один клик. Сдавать электронную отчётность вовремя можно с помощью Астрал Отчёт 5.0 . Сервис не привязан к рабочему месту, работает с любого ПК и из любой точки мира, где есть интернет.

Источник

Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике

Фото: Майя Жинкина / Интерпресс / ТАСС

Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9%. Соответствующие данные на своем сайте впервые опубликовал Росстат. Это оценка за 2017 год, итоги 2018 года еще не подведены.​

Доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря. В деньгах это более 20 трлн руб. за 2017 год.

Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Росстат опубликовал впервые. Ранее Росстат и Минэкономразвития проводили свой анализ доли МСП в валовой добавленной стоимости, однако не публиковали его результаты, говорилось в отчете Счетной палаты. Согласно этим данным, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015-м — 19,9%, в 2016-м — 21,6%.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран составляет 50–60%. Так, в Великобритании это 51%, в Германии — 53%, в Финляндии — 60%, в Нидерландах — 63% (данные Института экономики роста).

Зачем оценивать вклад малого бизнеса

Новый показатель понадобится экономическому блоку правительства, которому предстоит в ближайшие годы увеличить долю МСП в экономике. Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн до 25 млн человек.

Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было. Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости). При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году.

Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса (.pdf), принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более».

Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК.

«Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин.

Можно ли увеличить долю малого бизнеса в ВВП?

Чтобы поддержать малый и средний бизнес, правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д. Уже в 2019 году вклад МСП в экономику должен составить 23%, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

​Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели».

Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме.

Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано. Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом». Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он.

Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки».

В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин. Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях). «Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%. Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости.

Источник