Меню

Развитие процесса европейской интеграции



§ 51. Интеграция развитых стран и её итоги

Высокая эффективность экономик стран Западной Европы и Северной Америки, их способность решать социальные проблемы объясняется, наряду с другими факторами, бурным развитием интеграционных процессов. В целом после Второй мировой войны внешнеторговый оборот стран Европы рос вдвое быстрее, чем увеличивались темпы экономического роста. В большинстве западноевропейских стран до 50% потребления приходится на продукцию, произведённую вне их границ (включая детали и оборудование).

1. Ступени интеграции в Западной Европе. Западноевропейская интеграция прошла несколько этапов

  • В 1947 г. между 23 странами развитой зоны мира было заключено Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Его участники обязались содействовать развитию внешней торговли за счёт взаимного снижения налогов на импортную продукцию, исключения таможенных войн. Впоследствии рамки ГАТТ расширились, в неё вошли многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, она была преобразована во Всемирную торговую организацию (ВТО).
  • В 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС). Первоначально её функции состояли в распределении помощи, предоставленной Европе согласно плану Маршалла для послевоенного восстановления экономики. Затем она стала форумом для многосторонних экономических консультаций, обмена экономической информацией. В 1960 г. ОЕЭС была переименована в ОЭСР (Организацию экономического сотрудничества и развития), к её деятельности подключилась Япония.
  • Первой собственно западноевропейской структурой, призванной содействовать согласованию политики в экономической, социальной, культурной, научной, правовой и административной сферах, стал Совет Европы. Он был создан в 1949 г., его учредителями были Бельгия, Дания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Великобритания.
  • С образованием ФРГ в 1949 г. в качестве альтернативы возрождению франко-германского соперничества министр иностранных дел Франции Р. Шуман выдвинул идею объединения экономических потенциалов Германии и Франции. В развитие этого плана в 1951 г. ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Голландией и Люксембургом было учреждено Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Оно предусматривало создание общего рынка угольной и металлургической промышленности, отмену взаимных таможенных пошлин, проведение единой таможенной политики в отношении продукции стран, не входящих в ЕОУС. Главный администратор ЕОУС получал право принимать решения, имеющие силу закона на территории стран-участниц.
  • В 1957 г. участниками ЕОУС были подписаны два документа, имевшие огромное значение для развития европейского единства: Римский договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (ЕврАтом). Начал складываться общий рынок всех видов продукции, принимался принцип свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Намечалось принятие единых стандартов налоговой, социальной политики, унификации законодательной базы. Впервые были сформированы наднациональные органы: Европейский совет как законодательный орган, Комиссия европейских сообществ как исполнительный орган, Особый суд. При решении вопросов, относящихся к интеграции, они имели право принимать решения прямого действия, вступающие в силу без утверждения национальными правительствами и парламентами.

Из договора шести европейских государств о создании Европейского Экономического Сообщества (25 марта 1957 г.)

Сообщество имеет целью путём установления общего рынка и последовательного сближения экономической политики государств-членов содействовать гармоническому развитию экономической деятельности в рамках всего Сообщества, непрерывному и равномерному росту, большей стабильности, ускоренному повышению уровня жизни и более тесным отношениям между государствами, которые оно объединяет.

Для достижения целей, провозглашённых в предшествующей статье, Сообщество действует сообразно условиям и темпам, предусмотренным настоящим договором, в:

а) отмене между государствами-членами таможенного права и количественных ограничений ввоза и вывоза товаров, равно как всех других мер, вызывающих равноценные последствия;

б) установлении общего таможенного тарифа и таможенной политики в отношении третьих государств;

в) устранении между государствами-членами препятствий для свободного перемещения лиц, услуг и капиталов;

г) введении общей политики в области сельского хозяйства;

д) введении общей политики в области транспорта;

е) установлении режима, обеспечивающего недопустимость извращений конкуренции в общем рынке.

Реализация положений Римского договора позволила уменьшить конкуренцию между товаропроизводителями стран — участниц интеграции, обратив её на внешние рынки. Производители однотипной продукции имели возможность либо объединить свои капиталы, либо согласиться с установлением квот на объёмы производства. При этом особые усилия были направлены на преодоление конкуренции между фермерами и виноделами Франции, Италии и Германии. Наряду с квотами, ограничивающими производство, за счёт общего бюджета ЕЭС были установлены высокие закупочные цены на аграрную продукцию.

Альтернативную модель интеграции пытались создать страны Северной Европы, в 1960 г. учредившие Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Её членами стали Великобритания, Австрия, Дания, Ирландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Португалия. Целью ЕАСТ было постепенное снижение таможенных пошлин только на промышленную продукцию. Создание наднациональных органов и сближение законодательств не предполагались. Эта модель, обеспечивающая более низкий уровень интеграции, чем ЕЭС, оказалась менее жизнеспособной. В 1973 г. Великобритания, Ирландия и Дания вступили в ЕЭС. Страны, оставшиеся в ЕАСТ в 1977 г., подписали соглашение о создании зоны свободной торговли с государствами ЕЭС, в 1991 г. — о едином европейском экономическом пространстве.

2. Противоречия европейской интеграции

Сближение стран Европы в рамках ЕЭС принесло им значительные выгоды. Товаропроизводители участвующих в интеграции государств, зная, какое количество продукции они могут выпустить и гарантированно реализовать в рамках установленных для них квот, стремились повысить свою прибыль за счёт ускоренной модернизации производства. Свобода перемещения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы привела к сближению уровней развития и жизни в странах Западной Европы. Общеевропейские программы развития отсталых регионов также выступали фактором ускоренного экономического роста.

В то же время решение о присоединении к европейской интеграции было сложным выбором для многих стран. Например, Норвегия в 1972 и в 1994 г., по итогам проведённого в ней референдума, отказалась стать членом «единой Европы». От вступления в неё отказались Швейцария и Финляндия. Швеция, присоединившаяся к объединённой Европе в 1995 г., испытала серьёзные экономические трудности.

Дело в том, что под влиянием интеграции постепенно сложилась единая модель экономической политики, общая для всех развитых евроатлантических стран. Государства с отличающимися экономическими системами (более высокий уровень государственного вмешательства в экономику, чем принятый в ЕС, иные параметры социальной политики и т.д.) неизбежно сталкивались с большими трудностями. Так, из Швеции начался отток капитала в страны ЕС с меньшим уровнем налогообложения. Государству пришлось столкнуться с притоком иммигрантов, желающих пользоваться плодами социально ориентированной экономики.

Фактически проведение особой социальной и экономической политики в отдельной стране, участвующей в интеграции, становится невозможным. Удачные решения незамедлительно заимствуются партнёрами, неудачные, вызывая отток капиталов, вынужденно пересматриваются. Кроме того, каждый участник интеграции обязан выполнять решения наднациональных органов, что также ограничивает поле социально-экономических экспериментов. Это стало важнейшей причиной сближения позиций по принципиальным вопросам общественного развития основных политических партий всех стран Западной Европы, безотносительно к их идейнополитическим особенностям.

3. Тенденции интеграционных процессов в Европе

Дальнейшее развитие европейской интеграции шло по двум основным направлениям.

Во-первых, за счёт включения новых членов. Для стран, которые по уровню и характеру экономического развития не готовы к полной интеграции, была введена система ассоциированного членства. Она подразумевает льготный режим в торгово-экономических отношениях со странами европейского сообщества, поэтапное продвижение к полноправному членству. Статус ассоциированных членов получили Турция, многие бывшие колонии Франции в Северной Африке, восточноевропейские государства. 14 декабря 2004 г. в ЕЭС вошли десять новых членов — Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия и Эстония.

Во-вторых, за счёт дальнейшего углубления интеграции, её распространения на политическую сферу взаимоотношений стран Европы. Был повышен статус Европейского парламента, который со времени создания ЕЭС был лишь форумом общения представителей национальных парламентов входящих в него стран. С 1970 г. проводятся прямые выборы в Европарламент. Затем ЕЭС, согласно вступившему в силу в 1987 г. Единому европейскому акту, преобразовался в Европейский союз (ЕС). Он должен был стать «пространством без внутренних границ», сохранявших лишь символическое значение. В 1993 г. вступили в силу Маастрихтские соглашения, фактически обеспечившие создание единого европейского гражданства. Граждане стран ЕС теперь могут без особых виз неограниченное время проживать в любой из них, участвовать в выборах в местные органы власти. Унификация законодательств позволяет говорить о том, что сложилась единая европейская система правовых норм. Осуществляется проведение согласованной внешней и оборонной политики. В XXI в. Европа вошла с единой валютой — евро (не принята рядом стран, в частности Великобританией, сохранившей свою денежную единицу — фунт стерлингов).

Читайте также:  Основные события во внешней политике наполеона таблица

Рис. Европарламент. Страстбург

По сути дела, в ЕС на почве экономической интеграции сложилась система отношений, позволяющая рассматривать Евросоюз как единое государственное образование конфедеративного типа. Принятие единой европейской конституции пока не состоялось, против неё в 2005 г. проголосовали большинство избирателей Франции и Голландии. Однако ведущие политики стран ЕС полагают, что это временные трудности, которые будут преодолены.

4. Интеграционные процессы в Северной Америке

В Северной Америке в 1988 г. было заключено соглашение о создании зоны свободной торговли между США и Канадой, в 1992 г. к нему присоединилась Мексика. Новая структура получила название Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА). Это соглашение отразило уже существовавшую очень высокую степень единства экономик североамериканских стран. Так, в США направлялось свыше 2/3 экспорта Канады и Мексики. У США и Канады существовала система единого членства в профсоюзах. Дешёвая мексиканская рабочая сила до 10-12 млн человек сезонных работников давно уже ежегодно привлекалась к работе американскими фермерами. Договор НАФТА лишь узаконивает эту практику, обеспечивая юридическую защиту рабочим из Мексики на территории США.

Между странами ЕС и НАФТА, помимо военно-политического союза (НАТО) и межпарламентской ассоциации (Североатлантическая ассамблея), общего членства в ОЭСР, ВТО и других международных экономических организациях, уже заключены соглашения о предотвращении «торговых войн» и правилах торговли. Не исключено, что начало XXI в. ознаменуется созданием североатлантической зоны свободной торговли, которая объединит самые высокоразвитые страны мира со сходным типом политической культуры, общим цивилизационным наследием, близкими интересами.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему страны Западной Европы и Северной Америки достигли наибольших результатов в интеграционных процессах?
  2. Составьте таблицу «Основные шаги западноевропейской интеграции», используя следующую схему:

Схема

Сформулируйте выводы о результатах интеграционных процессов.

  • В чём состоят проблемы и противоречия интеграционных процессов? При ответе на этот вопрос используйте материалы Интернета и прессы.
  • Проанализируйте основные черты двух моделей экономического развития евроатлантических стран: североамериканскую и западноевропейскую. В чём их отличие?
  • На какой стадии интеграции находятся в настоящее время страны Западной Европы? Каковы перспективы их дальнейшего сближения?
  • Источник

    Развитие процесса европейской интеграции

    Становление идеи европейского единства и предпосылки европейской интеграции

    Понимание современных политических и экономических процессов в Европе, устройства, целей, принципов и механизмов функционирования ЕС невозможно без анализа идеи единения и интеграции европейских народов в историческом контексте.

    На всех этапах своего развития «европейская идея» носила геополитический характер. Объединенная Европа в значительной степени виделась как средство защиты от крупного потенциального агрессора. Таковыми в исторической последовательности рассматривалась Османская империя, Российская империя, СССР, Германия, в отдельном аспекте и США. Неоднократно выдвигались идеи объединения европейцев и на религиозной (христианской) основе. Велики и гуманистические традиции европейского единства.

    Можно выделить следующие этапы развития идей европейского единства:

    • зарождение и становление идеи европейского единства (XIV–XIX bb.);
    • трансформация идей европейского единства в панъевропейское движение (1918–1939 гг.);
    • возрождение идей европейского единства в период Второй мировой войны и возникновение предпосылок европейской интеграции (1939–1946 гг.).

    Представления о Европе как об особом мире, особой семье государственных образований начали формироваться в Раннем Средневековье и более укрепились в последующие периоды развития Реформации, Гуманизма и Просвещения, окончательно оформившись в Новое и Новейшее время. Как правило, с такими интеграционными идеями выступала, главным образом, духовная элита общества – философы, политики, писатели, нередко сами стоявшие у власти или приближенные к ней.

    Два первых дошедших до нас трактата о необходимости создания единой европейской христианской республики были написаны в первой четверти XIV в. Автором одного являлся легист французского короля Пьер Дюбуа, другой принадлежал перу великого итальянского поэта Данте Алигьери. В начале 60-х гг. XV ст. итальянский гуманист Энеа Сильвио Пикколомини, он же папа Пий II, призвал паству к миру «в Европе – нашем отечестве, нашем собственном доме, у нашего святого очага».

    В историческом плане объединенная Европа виделась как средство защиты от крупного агрессора, которым для европейских государств долгое время являлась Османская империя (Турция). Среди проектов объединения феодальной Европы большое значение имела деятельность короля Богемии Иржи Подебрада, который в своем трактате «Об организации мира и безопасности» призывал к объединению европейских государей для борьбы против турецкой опасности, чрезмерных притязаний и влияния папы. К объединению усилий европейских монархов в борьбе с Османской империей и созданию для этих целей Федерации европейских государств в 1639 г. призывал в «Великом проекте» глава французского правительства при Генрихе VI Максимильян де Бетюн, известный в литературе как герцог Сюлли. В 1693 г. англичанин Уильям Пенн предлагал покончить с «мозаикой государств в Европе» и выдвинул идею создания единого европейского парламента.

    Однако в условиях взаимных территориальных притязаний и междоусобиц европейских монархов превратить в жизнь интеграционные идеи того времени было невозможно. Любое межгосударственное объединение на этом историческом этапе могло быть только объединением монархов. Вместе с тем сама идея «божественности» власти монарха во многом исключала возможность создания на постоянной основе какого-либо политического объединения. Известно, что Жан-Жак Руссо, являясь, в принципе, сторонником европейской интеграции, крайне скептически оценивал возможности создания европейского союза в форме объединения монархий. Близкую идею высказывал и Эммануил Кант. В своих размышлениях «К вечному миру» (1795 г.) он писал о федерации европейских государств как средстве обеспечения мира, конечная цель которого, по мнению автора, состояла в утверждении сообществ, основанных на началах республиканской формы правления, федеративного устройства и верховенства права.

    В начале XIX в. французский социалист-утопист граф Сен-Симон предложил свою концепцию политического союза европейских государств, которая предусматривала создание поста евромонарха, образование европейского правительства, армии. В 1849 г. Виктор Гюго призвал к объединению государств европейского континента, которое согласно его идее должно было привести в XX в. к созданию Соединенных Штатов Европы. В конце XIX в. план будущего политического европейского союза предложил один из крупнейших ученых-международников того времени И. К. Блюнчли. В статье «Организация европейского союза государств», опубликованной в 1878 г., И. К. Блюнчли предлагал учредить данный союз под управлением Федеративного совета и Сената, избираемого прямыми выборами.

    Идеи европейского единения, выдвигаемые мыслителями и философами на протяжении столетий, долгое время не были по-настоящему востребованы. Только в XX в., после Первой мировой войны, когда стала ослабляться острота прежних противоречий между государствами, эти идеи вновь вышли на авансцену политической жизни.

    В 1923 г. в Вене вышел манифест Р. Н. фон Куденхове-Калерги «Пан-Европа», где автор призывал к объединению Европы перед лицом угроз, подстерегающих ее: новой мировой войны, экономической гегемонии США, российской экспансии. Идеи Куденхове-Калерги сразу нашли отклик в кругах европейских интеллектуалов. В октябре 1926 г. в Вене состоялся Первый конгресс панъевропейского движения, в котором приняли участие 2000 представителей 24 народов Европы, а Рихард Куденхове-Калерги был избран международным президентом Панъевропейского союза. Целью панъевропейского движения стало создание на территории Западной Европы «политического, экономического и военного альянса государств континента».

    Читайте также:  Таблица коэффициентов стран россия

    В 1927 г. почетным президентом Панъевропейского союза стал французский министр иностранных дел Аристид Бриан. На заседании Лиги Наций 5 сентября 1929 г. от имени французского правительства он поставил вопрос о создании европейского государственного образования в рамках Лиги Наций на принципах федеративного государства и невмешательства в суверенные права государств-участников. Однако высказанные А. Брианом предложения не получили поддержки в Лиге Наций. В 1930 г. был опубликован меморандум, в котором А. Бриан изложил свое видение единения европейских народов (план Бриана). План Бриана ставил перед лидерами стран Лиги Наций вопрос о создании сообщества, внутри которого предполагалось провести «постепенную либерализацию и методичное упрощение движения товаров, капиталов и лиц», тем самым создав в Европе «общий рынок». Модель экономической и политической интеграции, изложенная в плане Бриана, послужила в значительной степени прототипом общего рынка, к строительству которого приступили государства Европейских сообществ в 50-е гг. Однако в силу политических и экономических причин план Бриана, как и ранее предлагавшиеся варианты европейской интеграции, был отвергнут Лигой Наций.

    Экономическая и политическая ситуация в 30-е гг. XX ст. в Европе не способствовала и в некоторой степени тормозила воплощение панъевропейских идей в жизнь. Новый импульс для своего развития идеи единения европейских народов получают во время Второй мировой войны (1939–1945 гг.) сначала на почве объединения и совместного сопротивления фашизму и агрессии Германии, затем при разработке планов будущего переустройства Европы.

    В период Второй мировой войны «объединенная» Европа видится «Европой национальных государств», в которой сохраняется политическая разделенность государств. Массовой опорой и защитником идеи о необходимости послевоенной интеграции в Европе становится движение Сопротивления. По вопросу о будущем Европы после окончания Второй мировой войны в рядах Сопротивления сложилось устойчивое стремление установить «новый» порядок, основу которого должно составить ограничение суверенитета и, исходя из опыта Лиги Наций, заинтересованность в создании условий, в которых могла бы быть создана эффективная европейская федерация. Подобных взглядов придерживались многие руководители и рядовые участники Сопротивления в различных странах, особенно во Франции и Италии, выражая их в воззваниях, манифестах, а также в совместной декларации, которую подписали в Женеве в 1944 г. лидеры Сопротивления из разных государств Западной Европы. В противовес нацистским идеям покорения Европы родились проекты классика европейского федерализма итальянца Альтиеро Спинелли, которые в 1941 г. нашли свое выражение в манифесте группы европейских федералистов, известном как Манифест Вентотене и названном в честь острова, на котором его автор отбывал ссылку по приговору режима Муссолини.

    После окончания Второй мировой войны интеграционный процесс в Европе приобретает более конкретные очертания. Этому способствуют, с одной стороны, возросшая популярность европейской идеи, а с другой – реальные проблемы Европы, которые дают импульс для политического объединения.

    Важную роль в этом процессе сыграло и выступление У. Черчилля в Цюрихе 19 сентября 1946 г. с идеями обновления «европейской семьи». У. Черчилль поддержал призывы к союзу победителей и побежденных, в первую очередь к партнерству Франции и Германии, которые должны были на себя взять лидерство в новом союзе. Тогда же лидеры Сопротивления и европейские федералисты приняли программу действий, которая формулировала основные начала «объединения Европы на федеративных принципах»:

    Источник

    Евроинтеграция. Второй этап европейской интеграции

    В 1960 — 70-х годах продолжался и развивался процесс западноевропейской интеграции.

    Экономический кризис в Западной Европе, кризис международной бреттонвудской системы затормозили процесс западноевропейской интеграции, но не остановили его. Резкое повышение цен на нефть в 1973 г. повлекло за собой экономический спад в Западной Европе. Однако заставило членов европейского сообщества искать альтернативные энергоресурсы, переходить на энергосберегающие технологии.

    1. Расширение ЕС

    Участники интеграционного процесса продолжали проведение курса на его углубление и расширение географических рамок. После вступления в Европейское экономическое сообщество ЕЭС Великобритании, Ирландии и Дании с 1 января 1973 г. оно включало 9 членов.

    В 1975 г. заявку на присоединение к ЕЭС подала Греция, в 1977 г. — Португалия и Испания. Все три страны встали на путь демократического развития: Португалия после «революции гвоздик» в апреле 1974 г., Греция после падения диктаторского режима «черных полковников» в июле 1974 г., Испания после смерти Франко в ноябре 1975 и демократизации политического режима в стране.

    Переговоры о вступлении в ЕЭС Португалии и Испании были достаточно напряженными, ибо Франция и Италия не без оснований опасались конкуренции стран Иберийского полуострова в торговле овощами, фруктами, вином.

    Греция стала полноправным членом Сообщества 1 января 1981 г., Португалия и Испания были приняты в ЕЭС в марте 1985 г. Тем самым ЕЭС усиливало свой политический вес и более активно вовлекалось Выравнивания уровней социально-экономического развития членов ЕЭС привело к росту расходов Сообщества, что потребовало дополнительных финансовых средств, полученных за счет повышения сборов в бюджет ЕЭС.

    2. Финансово-экономическая сфера

    Лейбористское правительство Великобритании в 1974 потребовало уменьшения взносов в бюджет, а также реформы общей аграрной политики Сообщества и создания Европейского фонда регионального развития, который мог бы компенсировать британские убытки от участия в общей сельскохозяйственной политике ЕЭС.

    В результате была подписана Первая Ломейская конвенция февраль 1975, которая распространила на страны Содружества привилегии, предоставленные большой группе развивающихся стран. В том же году был создан Европейский фонд регионального развития. Наконец, в марте 1975 г. был урегулирован вопрос о британском взносе в бюджет Сообщества. Члены ЕЭС пошли на создание «корректирующего механизма», позволявшего Великобритании в течение семи лет получать возмещение её взноса в бюджет Сообщества.

    Трудности в сфере экономики и финансов потребовали мер по стабилизации валютно-кредитной сферы и более тесной координации действий участников Сообщества.

    В 1979 г. руководящие органы ЕЭС приняли решение о введении Европейской валютной системы ЕВС. Она включала четыре основных элемента:

    • механизм обменных валютных курсов,
    • механизм трансфертов.
    • Европейскую валютную единицу ЭКЮ,
    • общие кредитные условия,

    Основной целью ЕВС должно было стать формирование «европейской зоны валютной стабильности». уменьшение инфляции, повышение темпов экономического развития, росту занятости в странах ЕЭС.

    Новая европейская валютная единица экю не была привязана к доллару США. Её стоимость определялась по определенной формуле на базе «корзины валют» стран-участниц ЕВС. При этом учитывалась доля валового национального продукта и внешнеторгового оборота отдельных стран. Главное преимущество экю состояло в том, что её стоимость представляла некую среднюю величину и поэтому была меньше подвержена конъюнктурным колебаниям.

    Европейская валютная система доказала стабильность, хотя Сообществу не удалось преодолеть различия в экономической политике своих участников.

    3. Институциализация

    В 1974 г. был учрежден Европейский совет на уровне глав государств и правительств. В том же году он принял две принципиальные рекомендации: об избрании Европарламента всеобщим голосованием и об учреждении Политического союза. Первые такие выборы состоялись в июне 1979 г. Европарламент получил дополнительную легитимность, были созданы предпосылки для расширения его полномочий.

    Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств и сторонников наднациональности. На сессии Европейского совета в Милане в июне 1985 г. Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики. Высшие государственные руководители Федеративной Республики Германии и Французской Республики заявили о своем стремлении «построить союз Европы» даже в случае, если их действия поддержат не все члены Сообщества. Таким образом, были заложены предпосылки для придания европейской интеграции политического измерения. Расширение и углубление процесса интеграции в 70-80гг. заложило предпосылки для подписания Единого европейского акта 1985 г.

    Читайте также:  Осно отчетность 2021 году таблица и сроки сдачи

    Источник

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

    библиотека материалов

    ЕВРОПЕЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Научный руководитель Писарев В.М.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    Описание слайда:

    Научный руководитель
    Писарев В.М.

    Описание слайда:

    Актуальность
    Актуальность этой работы не вызывает сомнений. Европейский союз является реальностью современного мира, которая не может не волновать нас (как, впрочем, и всю остальную мировую общественность). Ведь на данном этапе истории это объединение занимает одно из ведущих мест в политической и социально- экономической жизни планеты. Для Беларуси эта тема не менее актуальна, потому что после того как в 2004 году в ЕС вступили 10 новых членов, у нашего государства и Европейского союза появилась общая граница.

    Описание слайда:

    Цель
    Цель исследования — анализ западноевропейской интеграции с 1940-х гг. до современного периода развития, где показаны удачи и поражения, сложности и противоречия, основные принципы интеграционного процесса, а также попытка дать прогноз перспектив развития объединившихся европейских государств -это подразумевает решение ряда задач:

    Описание слайда:

    Задачи
    1) анализ Договоров о создании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, Маастрихтского, вместе с Амстердамским и Ницским, и выявление причин их столь успешной реализации;
    2) выделить этапы развития европейской интеграции;
    3) определить, почему по прошествии более чем 50 лет с момента первых шагов к интегрированной Европе, несмотря на все кризисы и проблемы, ЕС не распался под действием центробежных сил и продолжает активно развиваться;
    4) выявление причин, тормозившие интеграционные процессы, особенно в области политики в 1970- 1980-е гг;
    5) определить роль Маастрихтского договора в преодолении сложностей, которые выявились в развитии Европейского сообщества в 1970-е-1980-е гг.;
    6) определить причины привлекательности Европейского союза для его соседей и их стремления к сближению.

    Описание слайда:

    Объект и предмет исследования
    Объектом исследования по нашей теме является Европейский союз
    Предмет исследования по этой теме те изменения, которые происходили в европейской интеграции на протяжении 1950-х-нач. ХХI века

    Описание слайда:

    Научная гипотеза
    Появление Европейского союза на мировой арене было обусловлено объективными геополитическими процессами происходившими после окончания Второй мировой войны. Изучение этапов интеграционного процесса, являющихся отражением происходящего, дает возможность более детального изучения всей мировой политики.

    Описание слайда:

    Основные результаты
    По анализу договоров прослежена эволюция европейской интеграции. Каждый новый договор- ступень к единому будущему Европы.
    Выделены основные этапы развития европейской интеграции. Прослежена эволюция от сотрудничества в области экономики 6 европейских государств- членов основателей ЕОУС и ЕЭС, к более сложному интеграционному процесс среди 25 европейский государств, которые занимают большую часть территории Европы.
    Попытки интеграцию в области политики в 1970-1980-е гг. наталкивались на непреодолимые сложности. Главная причина не готовность национальных правительств поступится своими правами в пользу наднациональных институтов.
    Качественно новый этап в европейской интеграции заключение Маастрихтского договора о Европейском Союзе, а также последовавший за ним в Амстердамского и Ницского договоров, где приняты решения о выработке общего политического курса, а в перспективе и создание единого правительства, проведения общей политики в области обороны, безопасности и социальной сфере.
    Через 50 лет с начала интеграционных процессов в Европе, несмотря на все сложности Сообщество не распалось, а продолжает активно развиваться и постоянно расширяет свои границы. Не это ли главное доказательство единой будущего Европы.

    Описание слайда:

    Научная новизна
    В работе систематизированы и приведены к общему знаменателю данные по процессам в европейской интеграции
    Рассмотрены основные этапы европейской интеграции и все те процессы, которые были пройдены на этом пути

    Описание слайда:

    Положения
    выносимые на защиту
    Европейская интеграция в 1940- пер. пол. 1950-х гг.
    Европейская интеграция во втор. пол. 1950-1980 гг.
    Европейская интеграция в 1990- начале XXI века.

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1940- пер. пол. 1950-х гг.
    Членами ЕОУС стали:
    Франция
    Германия
    Италия
    Бельгия
    Нидерланды
    Люксембург

    Подписание договора состоялось 18 апреля 1951г. в Париже. По нему образовывалось Европейское объединение угля и стали (ЕОУС)

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1940- пер. пол. 1950-х гг.
    В преамбуле Парижского договора о ЕОУС зафиксировано официальное обоснование его заключения: 1) договор выступал в качестве меры, гарантирующей мир; 2)констатировался факт, что Европа может быть построена лишь путем создания общих основ экономического развития; 3) европейские страны должны способствовать повышению жизненного стандарта и прогрессу в деле мира.
    Не столько экономические причины важны были для сторон, заключивших договор, сколько желание поддержать мир.

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1940- пер. пол. 1950-х гг.
    Оценивая деятельность ЕОУС за первое десятилетие его существования, следует отметить, что оно принесло входившим в него странам определенные экономические выгоды, несмотря на то, что не все положения договора о ЕОУС были осуществлены. Благодаря своей структуре и сфере компетенции ЕОУС значительно отличается от традиционных международных организаций. Основное отличие заключается в том, что ВО был наделен рядом наднациональных полномочий, что несколько ограничило суверенитет государств-участников, он состоял из международных чиновников, не подотчетных правительствам национальных государств. Надгосударственный, федералистский характер ЕОУС представлял собой серьезный шаг к федерации государств Западной Европы. ЕОУС являлось в определенной степени началом объединенной Европы.

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    во второй пол. 1950-1980 гг.
    25 марта 1957 г. в Риме подписаны шестью главами правительств стран-членов ЕОУС: Договор об учреждении Европейского экономического сообщества и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии, а также соглашение о учреждении общих органов Европейских сообществ и Заключительный акт. Оба договора вступили в силу 1 января 1958 г. после их ратификации всеми подписавшими государствами.

    Описание слайда:

    1970- 1980 гг. были своего рода стагнацией в процессе развития единого европейского пространства. Несмотря на определённые успехи, такие как расширение ЕЭС (новыми членами стали Великобритания, Ирландия, Испания, Португалия, Греция). Усилия по созданию единой денежной единицы. А также попытки выйти на новый качественно новый уровень интеграции, то есть процесс политического объединения европейских государств.
    Европейская интеграция
    во второй пол. 1950-1980 гг.

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    во второй пол. 1950-1980 гг.
    Одним из наиболее успешных проектов этого периода был Единый европейский акт
    Лишь в ЕЕА, согласованном и подписанном 17 февраля 1986 г. в Люксембурге и 28 февраля 1986 г. в Гааге, было достигнуто сближение позиций по вопросу завершения строительства Европейского внутреннего рынка и расширения прав Европарламента. ЕЕА вступил в силе в июле 1987 г. Особенность ситуации состояла в том, что в 1987 г. нашёл своё завершение старый спор: что первично — экономика или политика.

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1990- начале XXI века.

    7 февраля 1992 г в Маастрихте состоялось парафирование двух документов:
    1) Договор об Экономическом и Валютном союзе;
    2) Договор о Европейском союзе (политическая интеграция)
    В 1997 г. в Амстердаме на конференции были внесены поправки в маастрихтский договор по вопросам прав личности- принципов свободы и демократии

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1990- начале XXI века.

    Договор предусматривал:
    Выработку общего внешнеполитического курса и общей политики в области обороны и безопасности
    Предоставление Европейскому совету полномочий в определении основных направлений политики ЕС
    Введение принципа квалифицированного большинства (8 из12 стран)
    Меры по расширению наднициональных полномочий Европейского совета

    Описание слайда:

    Европейская интеграция
    в 1990- начале XXI века
    10 из13 кандидатов на вступление в члены ЕС на заседании европейского совета в Копенгагене в 2002 г. были приглашены к подписанию договора ЕС, что произошло в Афинах 16 апреля 2003 года
    1 мая 2004 года членами ЕС стали:
    Кипр
    Мальта
    Латвия
    Литва
    Эстония
    Чехия
    Словакия
    Польша
    Словения
    Венгрия

    Источник