Меню

Республиканский Рим 509 27 гг до н э

Государство и право Древнего Рима: Практическое пособие (Альбом схем)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Изучение истории государства и права зарубежных стран имеет важное теоретическое и практическое значение. Накопленный социальный опыт, наличие познавательной информации о возникновении и развитии государственно-правовых явлений, присущих тому или иному обществу на конкретном этапе его развития, дают возможность понять государственно-правовые проблемы современности и прогнозировать дальнейшее развитие государства и права, что, в свою очередь, позволяет считать историю государства и права действенным инструментом формирования у обучаемых юридического мышления, исторического и правового сознания.

История государства и права зарубежных стран входит в число основных учебных курсов, представляющих неотъемлемую часть высшего юридического образования.

Изучение истории государства и права зарубежных стран создает необходимые предпосылки для усвоения таких учебных дисциплин, как теория государства и права, общая история, история политических и правовых учений, государственное (конституционное) право России и зарубежных стран, а также других юридических дисциплин, включая гражданское, уголовное право и процесс.

Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с программой курса «История государства и права зарубежных стран» для высших учебных заведений. В нем в схематичном виде излагается наиболее трудный для усвоения раздел – государство и право Древнего Рима.

Изучение римского государства и права имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение. Римское право лежит в основе большинства современных правовых систем, в том числе и романо-германской, к которой тяготеет правовая система России. Важнейшей особенностью этих правовых систем является рецепция римского права, т.е. процесс заимствования ими основных правовых категорий, институтов и других правовых конструкций.

По мнению авторов, схематическое изложение учебного материала окажет значительную помощь курсантам и слушателям в самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, а также по вопросам, выносимым на экзамен по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран». Знакомство с источниками, указанными в разделе «Рекомендованная литература», поможет читателям более глубоко усвоить изучаемый материал.

Пособие составлено с использованием широкого круга источников отечественной и зарубежной юридической литературы.

Определенную помощь в усвоении материала окажут приложения, содержащие дополнительную информацию. В приложениях даются краткая хронология государства и права Древнего Рима, персоналии римских правителей и выдающихся юристов.

Схема 1

Периодизация истории римского государства

Римское государство при императоре Константине было разделено на Западную и Восточную империи. Западная Римская империя в 476 г. н.э. была разгромлена германскими племенами, а Восточная империя — Византия, просуществовала до 1453 г.

Органы власти и управления в Древнем Риме

(«Царский период»)

Социальный состав свободного населения Древнего Рима

после реформы Сервия Туллия (VI век до н.э.)

Государственный строй Древнего Рима в период республики

(510 г. до н.э. – 27 г. до н.э.)

Магистратуры

(государственные должности в Риме)

Магистратуры Древнего Рима

Государственный строй Римской империи

в период принципата

(27 г. до н.э. — 284 г. н.э.)

Государственный строй Римской империи

в период домината

(284 – 476 гг. н.э.)

Этапы развития римского права

Схема 10

Система римского права

Исторические системы римского частного права

Система Римского права

Законы XII таблиц

римских юристов

Обычаи – древнейший источник права, применявшийся при отсутствии закона или нормы права, регулирующей данное отношение. Обычай содержал неписанные нормы поведения, выработанные жизненной практикой. Признаки обычая – давность применения и молчаливое одобрение общества.

Законы – принимались решением комиций (народного собрания), являлись одним из древнейших источников права. Содержали правила поведения, закрепленные на уровне государства.

Постановления сената – содержали предложения принципсов или других магистратов, становившиеся общеобязательными после диспута или голосования сенаторов. В основном урегулировали вопросы частного права (наследственного и др.).

Эдикты магистратов – содержали указания, при каких обстоятельствах будет даваться судебная защита, и программу деятельности претора на весь служебный срок, были конкретными и имели высшую юридическую силу.

Императорские конституции:

эдикты – распоряжения императора, объявляемые всенародно, и обязательные для всего населения в сфере публичного и административного права;

рескрипты – письменные ответы императора по юридическим коллизиям, создававшие новые правила и имевшие силу закона;

декреты – судебные решения императора, когда он выступал в качестве судьи по гражданским делам;

мандаты – инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам

Схема 13

Законы XII таблиц

(451 – 450 гг. до н.э.)

ПРИМЕЧАНИЕ: таблица I – о вызове в суд; таблица II – о вершении исков; таблица III – о долговом рабстве; таблица IV – о порядке манципации при сделках; таблица V – о завещании и семейных делах; таблица VI – о пользовании земельным участком; таблица VII – о воровстве; таблица VIII – о личном оскорблении, обиде; таблица IX – об уголовных наказаниях; таблица X – о порядке похорон и церемониях; таблица XI- о публичных делах в город»; таблица XII – о неиспрашивании привилегий

Источник

История. 5 класс

Конспект урока

История, 5 класс

Урок 26. Устройство Римской республики

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Народное собрание в Древнем Риме.
  2. Сенат в Древнем Риме.
  3. Борьба плебеев за политические права.

Консул это выборное должностное лицо в Риме эпохи республики, обладавшее высшей военной и гражданской властью.

Народный трибун – должностное лицо, избирался из числа плебеев и призван был защищать их права, используя право вето (запрета) на решения патрициев.

Народное собрание высший государственный орган. В его полномочия входило принятие законов, решений о войне и мире, избрание должностных лиц.

Читайте также:  Что такое зеленая гречка и как ее едят

Патриции – изначально коренные полноправные граждане Римского государства, противостоявшие плебеям, позднее знатные роды римского общества.

Плебеи – неполноправные граждане Римской республики, постепенно добившиеся уравнения с патрициями, со II века до н.э. низший, бедный слой граждан Рима.

Сенат совет, в который входило 300 человек. Любой законопроект должен был быть обсужден в Сенате, прежде чем попасть на рассмотрение собрания. Обладал большой властью в Риме.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Древний мир. Книга для чтения по истории / Под ред. В. П. Буданова. – М.: АСТ., 2006.
  3. Немировский А. И. Книга для чтения по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. – М.: Учпедгиз, 1993.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Установив республику, римляне создали государство как в греческой демократии, в котором власть принадлежала народу.

Народное собрание решало важнейшие дела республики, принимало законы. Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам – магистратам. Все магистраты избирались на один год. Свои обязанности они исполняли безвозмездно и были ответственны перед народным собранием. Таким образом, в республике сложилась система народного представительства.

Каждый год римляне собирались на Марсовом поле, чтобы избрать из числа коренных полноправных граждан, которых называли патрициями, двух консулов. Они были высшими должностными лицами республики. Консулы управляли государством, созывали сенат и народное собрание. Но главной их функцией было предводительствовать войсками. Даже годы в Риме назывались их именами.

В условиях войны и при других чрезвычайных обстоятельствах по предложению сената мог быть назначен диктатор сроком не более чем на шесть месяцев. Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и сенатом. Также избирались 8 преторов – которые должны были стать судьями. 4 эдила – наблюдали за порядком на улицах, рынках и устраивали зрелища. 2 цензора – руководили общественными работами, сбором налогов, заключали государственные договоры.

Наряду с народным собранием важную роль в управлении республикой играл сенат. Число сенаторов увеличилось со 100 до 300 человек, а в более позднее время до 600. Сенаторы были одними из самых знатных граждан республики, обычно их назначали из числа отслуживших свой срок высших магистратов.

Члены сената носили белую тогу с пурпурной полосой. Заседания сената проходили в специальном здании – курии, расположенном на Форуме. Сенат рассматривал различные проекты законов, которые затем утверждались в народном собрании. Сенаторы ведали отношениями с другими государствами.

Члены сената (инсценировка)

Звание сенаторов было пожизненным и очень почётным. От сенаторов требовалось безупречное поведение.

Ежегодно избирали десять народных трибунов. Ими могли стать только плебеи (неполноправные граждане).

Почему народным трибуном мог быть только плебей? Они защищали интересы простого народа, предлагали новые законы, а также могли наложить запрет на решения сената или консулов, произнеся лишь одно слово «вето» – что значит «я запрещаю».

Это стало возможным после продолжительной борьбы плебеев с патрициями за равенство в сфере власти.

В римской республике существовало рабство, но рабов было ещё немного. Рабы были совершенно бесправны. Они сами и их жизнь принадлежали хозяевам. Первоначально рабы были заняты преимущественно в домашнем хозяйстве. Со временем численность рабов возросла, их труд всё шире использовали на самых тяжелых работах.

Римляне создали многочисленную и боеспособную армию. Она делилась на легионы. Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.

В обычное время римляне набирали четыре легиона. В каждом легионе было около 4,5 тысяч человек: 300 из них – всадники, остальные – пешие воины. Также к легионам приписывались отряды «союзников» (из покорённых Римом земель Италии). В таком отряде было около 5 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.

Перед боем основные силы римляне строились в три линии в шахматном порядке. Впереди находилась лёгкая пехота. Задачей этих воинов было метание дротиков в противника и быстрое отступление за спины легионеров. Первая линия состояла из юношей призывного возраста (в Древнем Риме он составлял 17 лет). Вторая – из воинов постарше и покрепче. В третьей линии находились самые надежные и опытные легионеры. Они вступали в бой, только если первые две линии не могли одолеть врага.

Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночёвки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Читайте также:  Статические таблицы и графики

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Ответьте на вопросы, чтобы увидеть рисунок. Для каждого верного утверждения поставьте «1», для каждого неверного утверждения – «0».

Каждый год из числа патрициев избирали двух консулов.

В условиях войны народным собранием избирался диктатор.

Диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами, но не над сенатом.

Пояснение: Если обратиться к тексту урока, то можно убедиться, что первое утверждение верное, действительно, каждый год из числа патрициев избирали двух консулов. Второе утверждение неверно: в условиях войны диктатор назначался не народным собранием, а по предложению сената и не более чем на шесть месяцев. Третье утверждение тоже неверно, диктатор обладал всей полнотой власти в республике, стоял над консулами и над сенатом.

Задание 2. Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Повседневное управление государством доверялось избранным должностным лицам –___________.

Ответ: магистратам.

Пояснение: Постарайтесь внимательно изучить текст урока и вспомнить, что Магистрат (лат. Magistratus – «Начальство») – сословный орган городского управления. В Древнем Риме – должностное лицо, избираемое населением на 1 год, для безвозмездного исполнения государственных функций. В руках магистратов была сосредоточена исполнительная власть, право законодательной инициативы и, совместная с сенатом, значительная часть административных функций.

Источник



Государственное устройство Древнего Рима

Магистрат в тоге

Царский Рим (753-509 гг. до н. э.)

Управление Древним Римом первоначально было весьма архаич­ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов. Полноправ­ные жители Рима — патриции — собирались на народные собрания, где избирались цари и принимались решения по наиболее важным вопросам жизни города. В VI в. до н. э. плебеи получили некоторые права — они были включены в состав гражданской общины, допу­скались к участию в голосовании и получали возможность владеть землёй.

Республиканский Рим (509-27 гг. до н. э.)

В конце VI в. до н. э. в Риме власть царей сменилась аристо­кратической республикой, в которой ведущую роль играли патри­ции. Несмотря на то, что государственное устройство Рима получило название республика, то есть «общее дело», реальная власть остава­лась в руках наиболее знатной и богатой части римского общества. В период Римской республики знать называлась нобилями.

Граждане Древнего Рима — нобили, всадники и плебеи — образовывали гражданскую общину — цивитас. Государственный строй Рима в этот период назы­вался республикой и строился на принципах гражданского самоуправления.

Комиции (высшая власть)

Высшая власть принадлежала народному собранию — комициям. В состав народных собраний входили все граждане, дос­тигшие совершеннолетия. Комиции принимали законы, избирали коллегии должностных лиц, принимали решения по важнейшим вопросам жизни государства и общества, таким как заключение ми­ра или объявление войны, осуществляли контроль над деятельностью должностных лиц и вообще над жизнью государства, вводили налоги, предоставляли гражданские права.

Магистратуры (исполнительная власть)

Исполнительная власть принадлежала магистратурам. Важ­нейшими должностными лицами были два консула, которые воз­главляли государство и командовали армией. Ниже их стояли два претора, которые отвечали за судопроизводство. Цензоры прово­дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж­ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль за правами. Народные трибуны, избиравшиеся только из числа плебеев, были обязаны защищать права рядовых граждан Рима. На­родные трибуны нередко выдвигали проекты законов в интересах плебеев и в связи с этим выступали против сената и нобилей. Важ­ным орудием народных трибунов являлось право вето — запрет на распоряжения и действия любых должностных лиц, включая консу­лов, если, по мнению трибунов, их действия ущемляли интересы плебеев. Были также и другие магистратуры, в которых магистра­ты занимались разнообразными текущими делами.

Сенат

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сената было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

Римская империя (27 г до н. э. — 476 г. н. э.)

Принципат

После установления в Древнем Риме императорской власти в первый, ранний, период Римской империи она стала называться принципатом.

Доминат

После кризиса Римской империи место императора занял Диоклетиан. Установленная им неограниченная монархия получила название домината.

В поздней Римской империи всё более слабела централь­ная власть. Смена императоров зачастую происходила насильственным путём — в ре­зультате заговоров. Провинции выходили из-под контроля императоров.

Источник

Урок по итории «Устройство Римской республики». 5-й класс

  • Образовательная:
  • подвести учащихся к пониманию устройства республики Рим, найти различия устройства Рима и Афин, помочь осмыслить, что Афинская республика демократическая, а Римская – аристократическая, объяснить значения новых понятий – равноправие, Форум, Марсово поле.
  • Воспитательная:
  • воспитывать уважительное отношение к народам Афинской и Римской республик, чувство ответственности за свои учебные обязанности
  • Развивающая: развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы.
Читайте также:  Как уменьшить вирусную нагрузку

Оборудование урока: карта «Древний Рим», мультимедиопроектор, таблицы на доске, рабочая тетрадь, компьютер, учебник «История Древнего мира» 5 класс А.А. Вигасин, Г.И. Годер, дидактический материал, диск издательства «Просвещение».

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Урок истории. На столе учебник, тетрадь. В течение урока буду наблюдать, кто самый активный, организованный, любознательный.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение Древнего Рима, а значит перед нами несколько проблем:

1. Узнать, каково устройство республики Рим, как осуществлялось управление Римской республикой.
2. Сравнить с управлением в Афинской республике.
3. Понять, почему Афинская республика – демократическая, а Римская – аристократическая.

( Презентация. Открывается слайд с планом урока)

1. Выборы консулов .
2. Сенат и его роль в Риме.
3. Римские законы.

– Откройте тетрадь, запишите число, тему урока « Устройство Римской республики»
– На прошлом уроке вы узнали о возникновении Римской республики и завоеваниях Римом Италии. Вспомните и скажите, когда был основан Рим? (753 г.до н. э.)
– Где был основан Рим? (На семи холмах, на Аппенинском полуострове)
– Как называли древнейших жителей Рима? (Патриции)
– А какая группа населения еще проживала в Риме? (Плебеи)
– Обратите внимание на одежду патрициев и плебеев (откройте стр. 212 учебника и расскажите об особом виде одежды, показ на диске)
– Какое управление было в древнем Риме?

– Какие изменения произошли после изгнания последнего 7-го царя? (Решили больше не приглашать, а правление передать народу)
– Как называется форма устройства, когда глава государства избирается народом? (Республика)
– А какая форма еще вам известна? (Монархия)
– Назовите государства, которые вы изучали, были республикой? (Афины)
– Когда в Риме установилась республика? (509 г. до н.э.)
– Как изменилось управление? (Стали на собрании выбирать 2 консулов сроком на 1 год)
– Кто такие консулы? (Правители из патрициев)
– Чем были не довольны плебеи и за что они боролись?
– Кто такие народные трибуны?
– Расскажите о них (показ на диске)

3. Переход к новой теме

– После 200 летней борьбы плебеи стали полноправными гражданами (работа с понятием – равноправие). На должности консулов и других должностных лиц избирали из патрициев и плебеев. Большое значение для плебеев, среди которых было много бедняков, имело запрещение рабства в 326г. до н.э.

4. Объяснение нового материала

– Сегодня на уроке мы рассмотрим управление Римской республикой и попытаемся сравнить с управлением в Афинской республике.

В III веке до н.э. Римская республика имела 3 органа власти:

Народное собрание – консулов – Сенат

– Запишите в тетради 3 органа власти.
По прежнему в Римской республике – высший орган власти – Народное собрание – состояло из мужчин – патрициев и плебеев, богатых и бедных, знатных и незнатных.
– Вспомните, какие вопросы решало собрание? (Выбирало должностные лица – консулов, народных трибунов,
принимало законы,
объявляло войну и заключало мир,
заслушивали отчет консулов,
могли привлечь к ответственности за неправильные действия)

– Послушайте, как выбирали консулов и какие они решали вопросы (стр. 41-42 учебника), работа с понятием – Марсово поле. Для выборов народных трибун и принятия законов граждане собирались на Форуме – главной площади города (запись понятия). Выступать с предложением могли с консулами народные трибуны. Остальные должны без обсуждения голосовать.

КОНСУЛЫ
Управляли государством
Предлагали новые законы
Набирали войско
Командовали армией

– Консулы избирались сроком на 1 год. За исполнение должностей денег не платили. Богатые одевали кандиду – белоснежный плащ, символ того, что совесть консула чиста, как их плащ.
– Запишите должностные обязанности консулов в тетради.
– Обратите внимание: законы предлагали только консулы или другие должностные лица, а остальные без обсуждения голосовали за или против. Из бывших консулов избирали цензоров, которые вели переписку, следили за нравом, оценивали имущество. Особо важную роль играл Сенат. После борьбы плебеев Сенат пополнялся из бывших консулов и трибунов без всяких выборов. Сенат состоял из 300 человек, все они пожизненно являлись членами Сената.

СЕНАТ
обладал огромной властью
ведал казной
разрабатывал новые законы
судил римлян

– Запишите обязанности Сената
Сенат ни перед кем не отчитывался и не нёс ответственности за свои ошибки. В случае, если стране грозила опасность, назначался диктатор на полгода (единоличный правитель). Заседание Сената обычно вел консул. При обсуждении, даже если был не согласен с мнениями Сената, консулу приходилось соглашаться (показ схемы управления)
– Диктатор командовал войском. У римлян войско было сильным, хорошо обученное и специально для воинов – легионеров по особому плану строили лагерь, даже если останавливались на одну ночь, разбивали лагерь (показ на диске строительства лагеря).
– Римлян считали самым законопослушным народом. Именно у них появились первые письменные законы. Законы Сената называли «Двенадцати таблиц». У римлян мы заимствовали основные положения законов. Например, что закон не имеет обратную силу. Современные законы опираются на римское право.

– На уроке вы узнали об управлении Римской республикой, а теперь попробуем сравнить управление в Афинах и Риме, найдем различия по нескольким направлениям и сходство.
Пользуясь учебником, записями в тетради учащиеся пытаются найти ответы по схеме на доске, учитель обобщает и записывает на доске, дети в тетради.

Источник