Меню

Российский капитализм как совершалось экономическое развитие России в начале 20 века



Российский капитализм: как совершалось экономическое развитие России в начале 20 века

Содержание

  1. Модернизация начала 20 века
  2. Цикличность экономики
  3. Монополистический капитализм
  4. Признаки и особенности
  5. Этапы формирования
  6. Формы монополий
  7. Развитие промышленности
  8. Развитие сельского хозяйства
  9. Реформы П. А. Столыпина
  10. Транспорт
  11. Финансовая система
  12. Реформы С. Ю. Витте
  13. Особенности экономического развития
  14. Вывод

В 80-90-ые годы 19 века (как раз после демократических реформ, убийства Александра II и запуска контрреформ), экономика империи пережила период подъёма. Начался формироваться капитализм. Города и села начал затрагивать процесс модернизации, проводились комплексные реформы. Бурное экономическое развитие России в начале 20 века вытекало, в частности, из этих двух десятилетий….

Модернизация начала 20 века

В экономике нашей державы начального периода прошлого столетия отмечались:

  • развитие предпринимательской деятельности,
  • увеличение капиталов (внутренних, внешних), включённых в экономику,
  • повышение количества наёмной силы на предприятиях разного типа.

Буквально за два десятилетия империя превратилась из аграрного в аграрно-индустриальное государство (всё равно более 80% населения было задействовано в сельскохозяйственной отрасли).

Это и есть основная особенность российской модернизации – ускоренное её протекание. Российский капитализм развивался высочайшими темпами.

Тот путь, который Англия прошла за несколько веков, Россия «пробежала» за несколько десятилетий. По основным показателям страна постепенно догоняла таких лидеров экономики, как Англия, Германия, Франция и США, плотно заняв место во 2-ом эшелоне модернизации.

Внимание! Политологи, социологи и экономисты выделяют такие эшелоны экономической модернизации: первый (завершение этапа формирования капиталистической системы) – Британская империя, Соединенные штаты Америки, Германия, Французская республика, второй (государства развивающегося капитализма) – Российская империя, Австро-Венгрия, Япония, третий (слабый рост капитализма) – государства Латинской Америки.

Цикличность экономики

Наше государство, интегрируясь в мировую экономику, перенимало характерную для неё цикличность (особенность российской модернизации начала века). Периоды спада и подъёма экономики первых лет века можно представить следующим образом (таблица):

Период Характеристика
90-ые годы 19 века Период экономического (промышленного) подъёма.
1900-03 гг. Мировой кризис, затронувший и российскую экономику
1904-08 гг. Период застоя (вызванный, в том числе, и поражением в русско-японской войне)
1909-13 гг. Период промышленного подъёма.

Экономика начала реагировать на все политические процессы, проходящие в мире: войны, революции, смены правительств и правителей.

Монополистический капитализм

В русской экономической системе первых десятилетий 20 века (вслед за другими странами) начался складываться монополистический капитализм.

Он представлял собой особое явление, в результате которого сформировался ц елый мировой конгломерат ведущих объединений промышленности и банковской сферы.

Эти тенденции происходили по всему миру, однако с разной временной периодичностью. В зависимости от ментальности народностей, исторически сложившихся культурных ценностей и так далее.

Признаки и особенности

Признаками монополистического капитализма являются:

  • формирование крупных промышленных групп – монополий,
  • доминирование денежного экспорта над товарным (возможности привлечения дешёвой рабочей силы, дешёвого сырья в странах третьего мира и колониях),
  • экономический передел (территориальный раздел) мира между крупнейшими монополиями (русские компании принимали активное участие в этом переделе, который скорее напоминал политическую, колониальную экспансию),
  • ожесточение колониальных войн,
  • формирование империализма.

Бизнесмены стали активно влиять на внешнюю политику, отстаивая собственные коммерческие интересы.

В российской экономике имелись и особые характеристики данного вида капиталистических отношений:

  1. Он формировался на фоне сохранения самодержавной власти и помещичьего землевладения, сословного неравенства и отсутствия социального права.
  2. Российская империя представляла собой огромную многонациональную державу, где разные регионы и разные народы существовали в разных социально-экономических условиях.
  3. Капиталистический монополизм формировался в особом порядке исключительно потому, что Российская империя произвела переход к капиталистической системе позже ряда других европейских государств.

Этапы формирования

Становление монополистического капитализма в русском государстве разделяется на 3 основных стадии:

  • 1880-90 гг. – появление п ервых картелей, согласовывавших рынки сбыта и цены,
  • 1900-08 гг. – появление синдикатов, банковских монополий, начало сращивание промышленного и банковского капиталов,
  • 1909-13 гг. – формирование синдикатов, финансового капитала.

Формы монополий

В экономике Российской империи существовало две основные формы монополий:

  • сбытовые – картели и синдикаты,
  • производственные – тресты и концерны.

Принципиальные отличия разных форм монополий друг от друга и периоды их формирования в Российской империи представлены в таблице:

Форма Годы формирования в России Характеристика (кратко)
Картель 90-ые годы 19 века Регулирование цен, районов продажи и условий найма рабочих.
Синдикат 1902-1903 гг. Регулирование покупки сырья, получения заказов и сбыт продукции по заранее согласованным ценам.
Трест 1909-1913 гг. Формальная самостоятельность предприятий. Регулирование закупок сырья, производства, сбыта и цен на продукцию.
Концерн

Развитие промышленности

Российская промышленность начала 20 века переживала период трансформации: появлялись новые отрасли производства, начинали использоваться достижения техники и науки.

Российская промышленность в этот период времени формировалась и развивалась при активном участии иностранного и государственного капитала.

Развитие сельского хозяйства

Несмотря на усиленные темпы развития промышленности, Россия оставалась аграрной страной. Но при том, что она была лидером по экспорту продукции сельского хозяйства, положение в этом секторе экономики было достаточно тяжёлым:

  • зерновая специализация приводила к аграрному перенаселению и истощению земель Юга и Юга-Востока России,
  • в основном хозяйства были маломощными (это касалось и крестьянских и помещичьих хозяйств),
  • неиспользование технологий приводило к частым неурожаям и голоду,
  • в деревне сохранились полукрепостнические патриархальные пережитки, модернизация в этом секторе шла очень медленно.

Кроме того, Россия находится в зоне «рискованного земледелия». Из-за климатических условий (наводнения, засуха, заморозки) часто случались неурожаи.

Важно! В этот период конкуренцию на мировом сельскохозяйственном рынке Российской империи стали составлять США, страны Латинской Америки и Австралия.

Реформы П. А. Столыпина

Реформы П. А. Столыпина, проведенные им в 1906-1910 гг., были направлены на ускорение модернизационных процессов в сельском хозяйстве. По этим реформам:

  • крестьяне получили право выхода из общины,
  • крестьяне могли получить ссуду в Крестьянском банке на развитие хозяйства,
  • государство оказывало помощь крестьянам, желавшим переселиться за Урал.

Все эти меры привели к ускоренному формированию сельской буржуазии и увеличению рентабельности сельского хозяйства, его товарности и

связи с рынком, но они не сняли социального напряжения, существовавшего в российской деревне.

Дело в том, что Столыпин так и не решился на важнейший шаг – ликвидацию помещичьего землевладения, что привело бы к земельному

перераспределению и решило бы вопрос малоземельности крестьянских хозяйств. Таким образом он бы избавился от сильного классового неравенства и подстегнул экономику.

Транспорт

В России начала 20 века транспортная система не претерпела значительных изменений. Ведущую роль в перевозке грузов и логистике играли железные дороги, а также водное сообщение (в России было много частных пароходных компаний-перевозчиков). Шоссейных дорог было очень мало. Между городами были проложены оборудованные тракты.

Финансовая система

В российской финансовой системе начала 20 века доминировали государственные и частные капиталы:

Государственный капитал Деятельность Государственного банка, выполнявшего эмиссионную и кредитную функции, деятельность Дворянского и Крестьянского поземельных банков, инвестирующих в сельское хозяйство.
Частный капитал Самыми крупными финансовыми АО были: Русско-Азиатский банк, Петербургский банк, Азовско-Донской банк.

Российская финансовая система начала 20 века находилась не в лучшем состоянии. Во-первых, серьёзное влияние на неё оказал международный кризис 1900-1903 гг. Во-вторых, русско-японская война и революция 1905-1907 гг. фактически опустошили русскую казну. В-третьих, постоянное обращение к иностранному капиталу привело к росту государственного долга.

Реформы С. Ю. Витте

Реформы министра внутренних дел С. Ю. Витте стали попыткой стабилизовать финансовую систему. Он провел целый комплекс мероприятий, направленный на оздоровление экономики:

  • регулирование системы тарифов,
  • реорганизация системы налогообложения,
  • государственное регулирование внешней и внутренней торговли (протекционизм),
  • активизация деятельности Госбанка и денежная реформа 1897 года, направленная на укрепление национальной валюты,
  • борьба с бюджетным дефицитом.

В целом реформы носили позитивный характер, но С. Ю. Витте не дали их завершить, блокируя его аграрную программу.

Особенности экономического развития

Таким образом, российской экономике начала 20 века были присущи (она характеризовалась):

  • сочетание развитой промышленно-финансовой системы с отсталой аграрной,
  • слабость буржуазии, которая только начала формироваться в условиях социального неравенства,
  • высокая концентрация иностранного капитала при низком экспорте отечественного.

Источник

Особенности российской модернизации начала 20 века. История России

По данной проблематике написано множество исторических и экономических трудов, диссертаций, статей и эссе. Особенности российской модернизации начала 20 века является обсуждаемой и дискуссионной темой.

Особенности состояния России в период начала модернизации

Рубеж 19-20 веков в истории России характеризуется крайней неравномерностью событий. Западные страны совершили переход от традиционного аграрного к индустриальному обществу. Для этих стран было характерно снижение уровня безработицы, увеличение урбанизации, технологическое развитие. Политическая система основывалась на принципах равенства и закона, быстро шло расширение избирательных прав. До Первой мировой войны шёл активный процесс колонизации ведущими странами мира.

Российская империя находилась в состоянии отставания от мировых колониальных и развитых держав. Это обуславливалось большой площадью государства, которая составляла более 22 млн км, а также последствиями долгого существования системы крепостного права.

Читайте также:  Классификация плодов ботаника таблица

Особенности российской модернизации начала 20 века кратко

Основной особенностью является государственное вмешательство в экономическое развитие страны. Наибольшее число железнодорожных, земляных и почтовых объектов находится в руках государства. В начале 20 столетия в Российскую империю активно вкладывались иностранные инвесторы. Их вклад составлял около 40%. Франция инвестировала банковскую сферу, довоенная Германия способствовала развитию российской промышленности, Великобритания занималась разработкой рынка цветмета и нефтяных источников. Россия создала благоприятные условия для привлечения заграничных капиталов. По этой причине в 1897 году была проведена денежная реформа министром финансов С. Ю. Витте. Она предполагала введение золотого запаса рубля и его незатруднительную конвертируемость. Многие экономисты утверждают, что постреформенное время до 1914 года было периодом устойчивого экономического роста Российской империи. Однако война и внутриполитические проблемы стали серьезными факторами, которые стали катализатором прекращения роста экономики в стране.

Еще одной значимой особенностью является форсированный переход аграрной Российской империи к индустриальному обществу. На пороге 20 века Россия находилась во втором эшелоне модернизации, поэтому проблема «догоняющего развития» стояла перед властью весьма остро. С этой целью российскими монархами Николаем I и Александром II в середине 19 века был выбран капиталистический путь развития. Ускоренная модернизация в России конца XIX начала XX века задевала те экономические секторы, от которых в наибольшей степени находилась в зависимости военно-политическая мощь страны.

Источник

Презентация по истории на тему «Социально-экономическое развитие России в начале 20 века»

Социально-экономическое развитие России в начале 20 века

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социально-экономическое развитие России в начале 20 века

Россия в начале 20 века В начале 20 века Российская империя занимала 2 место по территории после Британской империи. Территория России — 22 000 000 кв. км. (17% обитаемой суши). Российская империя постоянно расширялась. В империи проживало более 100 народов: русские, поляки, финны, татары, чуваши, мордва, якуты, чукчи, и т. д. Численность населения России в 1910 году — 163 000 000 человек.

Российская империя в начале 20 века Россия в начале 20 века достигла пределов в своем географическом росте. Длина ее границ составляла почти 70 000 км. Россия считается самой северной страной мира. Огромная территория и климат сильно влияли на развитие экономики России.

Население России в начале 20 века В Российской империи проживало большое количество разных народов. Страна была многонациональной, но преобладал русский народ. По переписи 1897 года русские составляли 66% населения. Основные сословия: крестьянство, рабочие, дворянство, духовенство, купечество, казачество, мещанство, буржуазия, интеллигенция.

Городское и сельское население Российской империи В начале 20 века городское население в России составляло 18 %; крестьяне — 75 %. Местные жители Сибири, Казахстана и ряда других районов назывались инородцами и управлялись по особому закону. Столицей оставался Санкт-Петербург, в котором проживало более 1 200 000 жителей. В Москве проживало более 1 000 000 жителей. В Москве происходило традиционное венчание на царство. Другие крупные города Российской империи: Варшава, Одесса, Лодзь, Рига, Киев, Харьков, Тбилиси, Ташкент.

Экономика России в начале 20 века В начале 20 века Российская империя занимала 4 место в мире по объему производства промышленной продукции и занимала 1 место в мире по объему сельскохозяйственного производства. Россия вошла в пятерку наиболее развитых промышленных стран. Она встала на путь экономической модернизации, т. е. изживания остатков крепостничества, развития промышленности, создания основ индустриального общества, в котором промышленность преобладает над сельским хозяйством, а городское население — над сельским. Россия являлась аграрно-индустриальной страной. Сравнение экономики России и экономик ведущих государств мира в 1900 году (объем производства промышленной и сельскохозяйственной продукции): Промышленность: 1. США 2. Германия 3. Великобритания 4. Россия 5. Франция Сельское хозяйство: 1. Россия 2. США 3. Франция 4. Германия 5. Великобритания

Промышленность России в начале 20 века В 1890-х годах в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к началу 20 века давала почти половину всей промышленной продукции.

Промышленность Российской империи Бурный подъем происходил в 1893—1899 годах, и прежде всего в отраслях тяжелой промышленности, в которых производство увеличилось в 2 раза, в легкой промышленности — в 1,6 раза. Быстрыми темпами росло производство в горнодобывающей и металлургической промышленности, в машиностроении.

Промышленность России Добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в 2 раза, производство чугуна и продукции машиностроения — в 3 раза. Россия вышла на 3 место в мире по производству чугуна, а по добыче нефти — на первое.

Промышленность России Правительство установило таможенные пошлины на ввозимые в Россию товары и одновременно устранило препятствия на пути проникновения в страну иностранных капиталов. Эти меры отчасти избавили отечественную промышленность от конкуренции и тем самым способствовали ее развитию, которому помогали заграничные деньги.

Электроэнергетика в Российской империи Количество электростанций в России постоянно росло. В 1905 году, без учета Финляндии, в стране было 5462 электростанции, из них 5 329 частных станций и 133 центральных. Всего они производили около 482 млн. кВт/час энергии. В 1913 году, без учета Финляндии, имелось 9537 электростанций, из них 9221 частная и 316 центральных. Они производили 1,876 млрд. кВт/час энергии.

Итоги развития промышленности России В целом за годы подъема промышленное производство в стране более чем удвоилось, причем производство средств производства увеличилось почти в три раза. В 1909 —1913 гг. произошёл ещё один промышленный подъём. В предвоенные годы окрепла техническая база промышленности, возросли механизация и энерговооруженность труда. В 1900 году в России было около 38 000 заводов и фабрик.

Монополистический капитализм в России Характерной особенностью начала 20 века являлся процесс утверждения монополистического капитализма. Развитие промышленности, технический прогресс, конкурентная борьба приводили к концентрации производства и капитала. В результате возникали монополии, которые подчинили себе мелкое и среднее предпринимательство.

Монополии в России Основными формами монополистических объединений стали: картели (длительные соглашения об объемах выпуска продукции), тресты (объединения с единым руководством и согласованной нормой прибыли), синдикаты (объединения предприятий разных отраслей и банков с целью гибкого обеспечения производства средствами, сырьем и транспортом), концерны (полное объединение предприятий).

Синдикаты в Российской империи Монополии занимали господствующее положение в промышленности России. Наиболее распространенной формой монополий в России были синдикаты. Синдикат «Продуголь» организовали в 1904 году 18 крупнейших угольных предприятий Донбасса. Синдикат «Продуголь» контролировал около 60% всей добычи угля в Донбассе. В металлургии решающую роль играл синдикат «Продамет», сосредоточивший в своих руках 85% всего производства черных металлов. Синдикат «Океан» захватил почти полное господство на рынке соли.

Синдикат «Продвагон» (общество для продажи изделий русских вагоностроительных заводов) был создан в 1904 году. В его состав вошли 13 предприятий, которые держали в своих руках почти все производство и сбыт вагонов. Синдикат паровозостроительных заводов объединял 8 заводов, дававших 90% всей продукции. Синдикат сахарозаводчиков вывозил сахар в Великобританию. Крупные компании полностью контролировали речной и морской транспорт. Синдикаты в России

Сельское хозяйство России в начале 20 века Сельское хозяйство в начале 20 века давало большую часть валового национального продукта, здесь было занято подавляющее большинство жителей России. По производству зерна Россия занимала 1 место в мире, давая 50% мирового урожая ржи, 20% — пшеницы. Производство технических культур: льна, сахарной свеклы, табака и т.д. все более полно обеспечивало легкую промышленность.

Сельское хозяйство Российской империи Большие успехи были достигнуты в животноводстве. В 1900-1913 гг. поголовье лошадей увеличилось с 19, 2 млн. до 23, 3 млн. голов, крупного рогатого скота с 30, 8 млн. до 47 млн. голов. При этом произошло перемещение специализации по разведению крупного рогатого скота в восточные регионы страны.

Сельское хозяйство России Численность наемных сельскохозяйственных рабочих в 1900-1913 гг. возросла с 3,5 млн. до 4,5 млн. человек. Наемный труд применяли помещичьи хозяйства, крупные капиталистические предприятия юга России и часть зажиточных крестьянских хозяйств. Они же являлись и основными потребителями сельскохозяйственных машин. Накануне Первой мировой войны в России появились первые тракторы (всего 152 машины.)

Сельское хозяйство России Помещики-дворяне являлись собственниками 60 % частновладельческой земли. Лишь небольшая часть крестьян владела землей на частном праве. В центральных районах она принадлежала общине, которая могла изменить размер семейного надела. Ситуация стала меняться только в начале 20 века, но многие проблемы оставались. Большинство крестьян проживало в избах и хатах.

Транспорт Российской империи В начале 20 века в России активно строились железные дороги. Развивался морской и речной транспорт, где преобладали пароходы. Создаётся новый класс судов – ледоколы. Появляются первые автомобили. В начале 20 века в России появились электрические трамваи собственной разработки.

Читайте также:  Размеры и типы балконных плит перекрытий особенности монтажа и ремонта

Железные дороги России в начале 20 века Оживление в промышленности сопровождалось мощным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии — с морскими портами.

Транссибирская магистраль России (1891-1903) Вопрос о строительстве Транссиба назревал в стране давно. В конце 19 века обширные районы Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока оставались оторванными от европейской части Российской империи, поэтому возникала необходимость в организации пути, по которому можно было бы добраться туда с минимальными затратами времени и средств. Строить Транссибирскую магистраль начали в 1891 году. Транссибирская магистраль проходит по территории 2 частей света. На Европу приходится около 19% длины Транссиба, на Азию – около 81%. Условной границей Европы и Азии принят 1778‑й километр магистрали.

Транссибирская магистраль (1891-1903) Строили магистраль в суровых природно-климатических условиях. Трасса прокладывалась по малозаселенной или безлюдной местности, в непроходимой тайге. Она пересекала сибирские реки, озера, районы повышенной заболоченности и вечной мерзлоты. Вокруг Байкала приходилось взрывать скалы, прокладывать тоннели, возводить искусственные сооружения в ущельях горных речек, впадающих в Байкал. Железнодорожная магистраль укладывалась с небывалой по тем временам быстротой. За 12 лет строители успели создать 7,5 тысяч километров первоклассных путей, хотя за истекший период им приходилось преодолевать много трудностей. Такими темпами не работали ни в одной стране.

Транссибирская магистраль (1891-1903) К 1903 году Транссибирская магистраль была построена. Длина Транссибирской магистрали– 9298 км. Эта самая длинная железная дорога в мире.

Железные дороги Российской империи К 1900 году было построено 22 000 верст железных дорог. Железнодорожное строительство стимулировало развитие промышленности. В начале 20 века в России строили в среднем по 2-3 тыс. км. железных дорог в год. По количеству железных дорог и их длине Российская империя занимала 2 место в мире после США. Общая протяженность железных дорог в России в 1902 году – 55 000 км.

Речной и морской транспорт России Речные пути использовались для внутренней торговли. Основные реки – Волга, Днепр, Нева, Енисей, Дон и т.д. Морские пути использовались для торговли с другими странами. Основные моря – Балтийское, Чёрное, Каспийское, Белое. Также развивался Дальний Восток. У Российской империи имелся выход к Тихому океану.

Речной транспорт Российской империи Речной транспорт России был очень развит. На реках и каналах использовались различные типы судов. В начале 20 века в России имелось около 2000 пароходов. Однако самым распространенным речным транспортным средством оставались баржи. Строились новые каналы (Мариинский, Тихвинский, Днепро — Бугский и др.).

Автомобили в России в начале 20 века Количество автомобилей в мире в 1914 году : США — 1 300 000 Великобритания — 245 000 Франция — 100 000 Германия — 57 000 Канада — 46 000 Австралия — 15 000 Австро-Венгрия — 13 000 Россия— 13 000 Италия — 12 000 Бельгия— 10 000 Аргентина — 10 000 Дания— 8 000 Испания — 8 000 Швеция — 5 000 Швейцария — 5 000 В начале 20 века основной транспорт в России, как и в других странах был гужевым: число лошадей превышало 30 000 000, а количество автомобилей только начало исчисляться тысячами. И в основном это были автомобили иностранного производства. В 1914 году доля отечественных машин в автопарке России не превышала 10 %. В 1910-е гг. появились первые такси в крупнейших городах (Москве, Петербурге, Киеве, Риге, Одессе и др.). Именно в этот период в русских городах началось распространение легковых автомобилей, хотя их число было невелико.

Автомобилестроение в Российской империи Первый российский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был построен и публично продемонстрирован в 1896 году Яковлевым и Фрезе на Нижегородской выставке. Автомобили марки «Руссо-Балт» с 1909 года выпускал Русско-Балтийский вагонный завод. Эти автомобили также участвовали в международных гонках и завоевывали там призы. Во время Первой мировой войны в России выпускали броневики.

Российские города в начале 20 века В начале 20 века продолжается переселение сельских жителей в большие города, где было легче найти работу. Население городов состояло из представителей всех сословий: дворянство, купцы, рабочие и бывшие крестьяне, которые постепенно ассимилировались с трудящимися фабрик и заводов. В начале 20 века русские города активно использовали телефонные линии. На городских улицах использовалось газовое и электрическое освещение. В крупных городах были легковые и грузовые автомобили, автобусы и трамваи. Произошли серьезные изменения в градообразовании. Это выражалось во все большей концентрации в черте города промышленных предприятий, в уплотнении городской застройки в центрах городов.

Русское градостроительство в начале 20 века Основным направлением градостроительства в России в конце 19 века была реконструкция крупных российских городов и приспособление их к новой роли промышленно-торговых общероссийских центров. Планировочная структура городов делилась железнодорожными магистралями на отдельные районы. Новые городские районы стали образовываться по направлению железнодорожных магистралей, которые к началу 20 века стали также использоваться как внутригородской транспорт, для связи железнодорожной станции с отдельными производственными предприятиями, портовыми сооружениями и складским хозяйством.

Развитие торговли в Российской империи В 1895 году Россия перешла на систему золотого обращения и установила чрезвычайно строгие условия для выпуска в обращение кредитных билетов, которые должны были обязательно обеспечиваться золотом. Вместе с положительным торговым балансом страны, твердая обеспеченность российской валюты придавала уверенность иностранным инвестициям, способствуя привлечению иностранных капиталов в страну.

Государственный бюджет России В 1890-х годах государственный бюджет России увеличился в 2 раза и превосходил госбюджеты всех европейских государств, являясь первым по своим размерам. Примерно половину доходов бюджета составляли косвенные налоги и около четверти — доходы государственного хозяйства. (государственных заводов, фабрик, железных дорог и т. п.). Доходы государственных хозяйств выросли в 3,5 раза.

Армия России в начале 20 века В начале 20 века армия Российской империи была одной из сильнейших в мире. В 1891 году на вооружение принимается винтовка С.И. Мосина. Артиллерия вооружается стальными нарезными орудиями. В.С. Барановский создает скорострельную полевую пушку. Армия России была самой большой в мире. Численность Российской армии в 1913 году – 1 423 000 человек.

Флот России в начале 20 века В начале 20 века Российский флот пополнялся новыми кораблями. На Балтийском флоте вошли в строй 14 эскадренных броненосцев. Крейсерские силы Тихоокеанского флота получили 3 крупных броненосных крейсера — и 8 бронепалубных крейсеров 1 ранга. Также был построен не имевший мировых аналогов крейсер 2 ранга «Новик», прекрасно показавший себя в войну и ставший мировым родоначальником класса крейсеров-скаутов, а также 3 похожих на него крейсера. В результате, с учётом более старых кораблей, а также новых броненосцев, построенных на Чёрном море, Российский флот по своей мощи занял 3 место в мире после Великобритании и Франции.

Авиация России в начале 20 века Военно-воздушный флот Российской империи был создан в 1910 году. Появление авиации стало возможным благодаря деятельности создателя аэродинамики Жуковского и авиаконструктора Сикорского, создателя самолёта «Илья Муромец». Легендарный пилот Нестеров изобретает «петлю Нестерова» и впервые выполняет воздушный таран. Россия была единственной в мире страной, которая имела тяжелые самолеты-бомбардировщики.

Общие итоги развития России Таким образом, Российская империя в начале 20 века относилась к ведущим мировым державам. Страна имела мощную промышленность и среднеразвитое сельское хозяйство. В России имелась самая большая армия в мире с уникальным вооружением. Перед страной стояли серьезные задачи, прежде всего аграрный вопрос и проблема модернизации, требующие решений.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) Русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Источник

Экономическое развитие России в начале 20 века: таблица. Социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века. Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков

Экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось формированием капитализма. Это было выражено в росте предпринимательства, совершенствовании производств, увеличении объема наемного труда, технологическом перевооружении предприятий. В стране шла вторая техническая революция, которая совпала с индустриализацией. По объему выпускаемой промышленной продукции государство вошло в пятерку лучших вместе с Германией, Францией, Англией и США.

Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков

В этот период капиталистическая система вступила на новый, монополистический этап. Начали образовываться крупные финансовые и производственные объединения. Экономическое развитие России начала 20 века, кратко говоря, дало толчок к сращиванию денежного и промышленного капитала. Производственно-финансовые группы заняли в этот период господствующее положение в хозяйстве страны. Они регулировали объем продаж и изготовления продукции, устанавливали цены, разделяли мир на сферы своего влияния. Интересам промышленно-финансовых групп стала подчиняться внешняя и внутренняя политика более развитых стран.

Читайте также:  Штраф за нарушение валютного контроля

Монополистический капитализм

Он затронул социально-экономическое и политическое развитие России. В начале 20 века в стране сформировались собственные особенности монополистического капитализма. Обуславливалось это определенными факторами. В первую очередь, государство перешло к этой системе позже, чем многие страны Европы. Немаловажное значение имели и географические особенности России. Страна занимает огромную территорию с разными климатическими условиями, что сказалось на неравномерном ее освоении. Вместе с этим социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20 века проходило крайне медленно. Сохранялось самодержавие, помещичье землевладение, сословное неравноправие, угнетение определенных слоев населения.

Экономическое развитие России в начале 20 века: краткое содержание

Капиталистическая промышленность и финансовая система сочетались с отстающим аграрным сектором. В последнем сохранялись полукрепостнические методы ведения хозяйства и формы собственности. Капиталистическая эволюция в сельской местности не успевала за достаточно высокой скоростью промышленного прогресса. Вследствие этого отмечалось неравномерное экономическое развитие России в начале 20 века. Крупные предприятия концентрировались в тот период в пяти районах: Закавказском, Южном, Северо-Западном, Уральском и Центральном. Их состояние резко контрастировало с неосвоенными в промышленном плане огромными территориями страны.

Власть

Самодержавие, отличавшееся мощной бюрократической структурой, и сравнительно слабая буржуазия предопределили активное государственное вмешательство в становление монополистического капитализма. Это выражалось в покровительственной политике и законодательном регулировании процесса создания монополий, денежной поддержке Госбанком крупных предприятий, распределении между ними казенных заказов. Некоторые госчиновники состояли в управленческом аппарате мощных производственно-финансовых групп. Крупнейшие банки находились под руководством бывших высших госдеятелей. Эти чиновники, как правило, имели отношения к военным, торговым, финансовым ведомствам. Экономическое развитие России в начале 20 века происходило при поддержке государством интересов помещиков и представителей монополистической буржуазии.

Многоукладность

Она была важной особенностью экономического развития России начала 20 века. Многоукладность сформировалась преимущественно вследствие позднего перехода к капитализму. Немаловажное значение имели малоземелье крестьян, а также сохранение патриархальных традиций в сознании общества. Частнокапиталистический уклад (банки и заводы, кулацкие и помещичьи хозяйства) сочетался с мелкотоварным (кустарным ремеслом) и полунатуральным (крестьянским производством).

Вывоз капитала

В отличие от прочих государств, в России за пределы страны вывозилось достаточно мало средств. Это было связано с недостатком собственных финансов страны и широкими возможностями их внутреннего перемещения на северные территории европейской части, в Среднюю Азию, Сибирь. Такие приоритеты были обусловлены стремлением получить сверхприбыль за счет наличия огромных ресурсов и дешевой рабочей силы. Зарубежные инвестиции поступали в страну через отечественные банки. На территории государства они становились частью его капитала. Средства вкладывались в экономическое развитие. В России в начале 20 века шло активное финансирование машиностроительной, обрабатывающей, добывающей промышленности. Такая форма распределения средств обеспечивала ускоренный темп индустриализации, предупреждала превращение государства в сырьевой придаток западных держав.

Промышленность

Она оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие России. Начало 20 века ознаменовалось мировым кризисом. Он возник после всеобщего подъема 90-х годов предыдущего столетия. В России промышленный кризис проявился наиболее остро. В стране снизились цены на основные товары, резко сократилось производство, началась массовая безработица. Поддержка государства для производителей оказалась недостаточной. В результате множество предприятий стали нерентабельными и обанкротились. Кризис коснулся не только промышленности, но и аграрного сектора. Упадок значительно усложнил ситуацию в обществе, спровоцировал серьезные политические потрясения.

Усиление монополизации

В кризисной ситуации продолжали формироваться картели. Они появились в России еще в конце 19 столетия. Участники картелей договаривались о производственных объемах, условиях реализации продукции и порядке найма работников. Вместе с этим объединения сохраняли независимость в своей деятельности. В 1901-м году Брянский, Путиловский и ряд других паровозостроительных заводов объединились в «Продпаровоз». Начали формироваться новые монополистические формы — синдикаты. Такие объединения регулировали процесс получения заказов, закупки сырья. Синдикаты согласовывали цены и осуществляли централизованный сбыт товаров. Предприятия, входившие в эти объединения, сохраняли самостоятельность в производственной сфере. В 1902-м были сформированы синдикаты в металлургии. Ими стали «Трубопродажа» и «Продамет». Спустя некоторое время были созданы объединения в добывающей промышленности («Нобель-Мазут», «Продуголь»).

Период застоя

В странах Европы с 1904 года отмечался промышленный подъем. В России по 1908-й начался спад производства. Такое состояние было обусловлено двумя факторами. В первую очередь, сказалось резкое ухудшение финансово-экономического состояния государства из-за больших вложений в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Отрицательно повлияла на производственный сектор и революция 1905-1907 гг. Существенно сократились капиталовложения в промышленность, разорилось сельское хозяйство.

Подъем

Он пришелся на 1909-1913 гг. Промышленный подъем стал следствием усиления покупательской способности граждан после отмены в 1906-м выкупных платежей, а также проведения реформы в аграрном секторе (1906-1910 гг.). Преобразования значительно активизировали капиталистическое развитие сельского хозяйства. Увеличение военных правительственных заказов вследствие обострения ситуации в мире также способствовало промышленному подъему. В этот период процесс монополизации стал усиливаться. Начали формироваться новые синдикаты («Электропровод», «Проволока»), а также концерны и тресты. Последние считались монополиями высшего типа. Ими регулировалась добыча сырья, выпуск и реализация готовых изделий. Последующее развитие концернов связано с образованием крупных финансово-производственных групп. В них объединялись предприятия от различных отраслей на базе банковского капитала. По уровню монополизации Россия шла в ногу с развитыми странами Европы.

Сельское хозяйство

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, аграрный сектор считался передовым в экономике страны по своему удельному весу. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве формировались крайне медленно. Это было обусловлено сохранением помещичьего землевладения, агротехнической отсталостью, нехваткой участков для крестьян, общинными отношениями на селе. Вместе с этим экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось урбанизацией. Начали расти промышленные центры, увеличиваться численность городского населения, развивалась транспортная сеть. Все это способствовало усилению спроса на продукцию сельскохозяйственного сектора и на внешнем, и на внутреннем рынках.

Формы землепользования и владения

В начале 20-го столетия в России их сложилось несколько. В частном землевладении все еще преобладали помещичьи латифундии (обширные поместья). Из них на рынки поступала приблизительно половина хлеба. В большинстве поместий производилась капиталистическая реорганизация. В имениях использовались наемные работники, повышался уровень агротехнического развития. Это способствовало увеличению товарности и рентабельности. Некоторые помещики отдавали часть угодий в аренду и получали оплату в виде отработков. Для 20% имений были характерны полукрепостнические методы. Эти поместья постепенно разорялись. После выкупа земли монополиями, банками и рядом буржуазных династий (Морозовыми, Рябушинскими и пр.), сложился новый вид землевладения. Владельцы таких угодий вели хозяйство капиталистическим способом.

Население

По уровню урбанизации Россия на начало 20-го столетия являлась сельской страной. В городе проживало порядка 30 млн чел. (18% всего населения). Треть жителей сосредотачивалась в крупных центрах. Так, в Петербурге проживало около 2 млн, в Москве — ненамного меньше. Большая часть людей расселялась по небольшим торгово-ремесленным городам. Эти граждане не были связаны с работой на производственных предприятиях. Большое количество промыслового и промышленного населения оставалось в деревнях.

Финансовая система

Она определялась частным и государственным типами банковского капитала. Основное место в системе занимал Госбанк. Он исполнял две существенные функции: кредитную и эмиссионную. Госбанк поддерживал монополии, выдавал государственные займы торговым и промышленным предприятиям. В развитие кредитной системы активно участвовали акционерные коммерческие банки. Они сконцентрировали у себя 47% всех активов. На базе этих банков сформировалась финансовая олигархия, которая была тесно связана с крупным дворянством и бюрократией.

Заключение

Выше были описаны основные направления, в которых осуществлялось экономическое развитие России в начале 20 века. Таблица, представленная далее, содержит обобщающую информацию по всем аспектам.

Подъем в 90-х годах 19 в. сменился спадом в 1900 годах.

Образовались картели, синдикаты, тресты. К 1914 году в стране существовало около 200 монополий.

Деятельность правительства способствовала формированию монополий.

Основные формы уклада:

Ускоренное становление промышленности

Россия находилась на 1 позиции по темпам производства в Европе и 2 — в мире.

Отсталость аграрного сектора

Полукрепостнические методы в 20% поместий, сохранение выкупного платежа.

Приток иностранного капитала

Зарубежные инвестиции составляли около 40%

В стране в целом отмечалось соединение процессов индустриализации и монополизации. Правительственная экономическая политика ориентировалась на ускоренные темпы промышленного развития и отличалась протекционистским характером. Государство выступало во многих случаях инициатором формирования капиталистических отношений. При этом власть внедряла уже использующиеся другими странами методы. К началу 20 века существенно сократилось отставание России от передовых держав, была обеспечена экономическая независимость. У государства появилась возможность вести активную внешнюю политику.

Источник