Меню

Сфера использования публицистического стиля речи таблица



Стилеобразующие черты публицистики и языковые средства их

Воплощения

Сфера употребления и основные функции публицистики определяют его важнейшие стилевые черты, представленные в табл. 1

Таблица 1

Основные стилеобразующие черты публицистического стиля

Функция Соответствующие функции стилеобразующие черты Сущность понятия
Информативная Документальность Отражение новых социально значимых сведений о действительности: фактов, событий, процессов и др.
Достоверность Соответствие действительности, объективность. Ссылка на источник информации.
Оперативность Сочетание новизны сообщаемой информации и быстроты её речевого оформления
Доступность Ориентация на понятную массовому адресату или целевой аудитории форму изложения информации
ВОЛЮНТАТИВНАЯ Выразительность Коммуникативно-целесообразное проявление авторской индивидуальности в тексте
Тенденционзность Выражение в тексте какой-либо идеи, направленности во взглядах и намерениях; предвзятость, пристрастность
Полемичность Выражение противоборства идей, мнений, суждений; спор при обсуждении каких-либо проблем
Призывность Выражение в тексте побуждения к действию

Разумеется, стилеобразующие черты проявляются в речевых произведениях разных жанров неодинаково и не в равной степени. Как уже отмечалось выше, в основе публицистических сообщений лежит самая разнообразная информация; этот фактор, а также различия в способе подачи материала и порождает многообразие жанров. Типология основных жанров публицистики дана в табл. 2

Таблица 2

Основные жанры публицистики

Типы жанров Жанры
Информационные Заметка, хроника, корреспонденция, информационное интервью, репортаж, блицопрос, пресс-конференция, некролог
Аналитические Статья, аналитическое интервью, обзор СМИ, журналистское расследование, обозрение, рецензия, комментарий, круглый стол, диспут
Агитационные Брошюра, листовка, плакат, дебаты
Художественно-публицистические Очерк, фельетон, эссе, памфлет, пародия, сатирический комментарий

Теперь поговорим подробнее о некоторых стилеобразующих чертах публицистики применительно к разным жанрам.

1. В связи с документальностью следует остановиться на таком понятии публицистики (и журналистики), как факт-новость. Ведь в мире происходит множество событий, но отбираются для освещения далеко не все. Критериями отбора являются их масштабность, конфликтность, способность вызвать интерес у широкой аудитории.

Одна из важных составляющих документальности – это фактографичность, которая предполагает указание места, времени и обстоятельств свершения факта, события, а также их участников. Достоверность,столь необходимая в информационной и аналитической публицистике, в меньшей степени свойственна художественно-публицистическим, а также агитационным жанрам. В очерках, например, допустима некоторая доля вымысла; фельетонам, памфлетам, листовкам свойственно использование преувеличения (гиперболы) или, напротив, приуменьшения (литоты). А вот о репортаже говорят, что он отражает действительность в наименее искажённом виде.

Естественно, в журналистских произведениях оба эти свойства «поддерживаются» и неязыковыми средствами: видеорядом, фотографиями, аудиозаписями и т. д.

2. Оперативность публицистики (особенно применительно к работе СМИ) обусловлена целым рядом причин, в том числе наличием конкуренции «на рынке новостей» и периодичностью издания (передачи, программы). А с технологической точки зрения она связана со способом фиксации и передачи информации. Так, если говорить о размещении публицистических материалов в СМИ, то следует иметь в виду, что среди существующих четырёх подсистем журналистики (печать, радио, ТВ и Интернет-СМИ) наименее оперативна, именно в силу технических причин, печать (газеты, журналы, книги и др.). А быстрее всего способны откликаться на события Интернет и радио.

Кроме того, для создания аналитических материалов, а тем более художественно-публицистических произведений, посвящённых той или иной проблеме, необходимо гораздо больше времени, чем для написания текстов информационного плана.

3. Доступностьпублицистического текста во многом носит относительный характер, и оценить это качество можно лишь с учётом адресата. Доступным является текст, уровень сложности которого (с точки зрения информативного содержания и композиционно-речевого оформления) соответствует фоновым знаниям и интеллектуальному уровню адресата. Другими словами, публицист должен быть уверен в том, что используемые им термины, заимствования, прецедентные тексты и т. д. должны быть понятны потенциальному читателю (слушателю). Разумеется, отдельные выражения в тексте спортивного (экономического, политического, музыкального и др.) обозревателя могут быть и не понятны широкой аудитории, однако сам этот факт не свидетельствует о нарушении автором коммуникативных норм.

4. Одно из главных качеств публицистики – выразительность.Дело в том, что основной задачей публициста является не только пробуждение интереса к своему устному или письменному выступлению, но и удержание этого интереса. Ведь именно выразительное выступление публициста расценивается нами как удачное, эффективное.

Выразительность состоит из многих «слагаемых», главными из которых являются экспрессивность, оценочность и образность. Экспрессивность – это выражение субъективного отношения автора текста к предмету речи и/или к адресату за счёт использования необычных и/или неожиданных в данной ситуации языковых и речевых средств. Антиподом экспрессивности является всё стандартное, привычное, ожидаемое, а наиболее типичным средством выражения стандартного являются речевые стереотипы[34] (примеры см. в табл. 3). Оценочность подразумевает выражение положительной или отрицательной оценки предмета речи. И в целом, для публицистического стиля характерно открытое, незавуалированное выражениеточки зрения автора, его оценки фактов, процессов и т. д. Образностькак художественное отражение действительности, разумеется, характерна для художественно-публицистических жанров (Более глубоко это понятие раскрывается в лекции № 10, п. 10.3.).

Безличностно-нейтральной тональностью отличаются лишь некоторые из информационных жанров: заметка, хроника, информационная корреспонденция. Обратите внимание на то, что авторство этих материалов, как правило, специально и не фиксируется, т. е. фамилия автора не указывается. Почему?

Дело в том, что заметку типа Около ста российских авиакомпаний включены Евросоюзом в список авиаперевозчиков, которым по новым экологическим нормам с 2012 г. могут быть запрещены полёты в аэропорты ЕС. В списке около 4 тыс. авиакомпаний со всего мира. Им предписано сократить объём выбросов углекислого газа (АиФ, 2009, № 35) может написать (а точнее, составить) любой начинающий журналист. А вот указание авторства в художественно-публицистическом или аналитическом произведении обязательно (хотя автор, разумеется, имеет право использовать псевдоним).

В целом же выразительность как коммуникативное качество речи отличает публицистический стиль от строгих стилей и, напротив, сближает его с обиходно-разговорным и художественным стилями.

5. Говоря об оценочности и тенденциозностипублицистического текста, необходимо учитывать и тот факт, что автор может выражать не только личную точку зрения, но и взгляды (применительно к СМИ – информационную политику) определённого сообщества: политические, корпоративные и т. д.

В публицистике(в отличие от других стилей) практически отсутствует деление на подстили, признаваемое большинством учёных-лингвистов. Так, наиболее известна классификация, предполагающая выделение следующих подстилей: а) газетно-публицистический (газетно-журнальный) подстиль; б) подстиль радио- и тележурналистики; в) ораторский подстиль.

Однако эта классификация вызывает серьёзные возражения.

Во-первых, существенное различие между первыми двумя подстилями состоит не столько в их языковых особенностях, сколько в канале передачи информации. Далее. При подобном подходе игнорируется само существование Интернет-журналистики. И, наконец, ораторская речь неоднородна по информативному содержанию и адресной направленности (подробнее об этом см. в п. 8.3.).

Таким образом, действительно обладающим особыми свойствами (и к тому же по-настоящему изученным) является только газетно-публицистический подстиль.Именно периодическим печатным изданиям (в первую очередь – газетам и журналам) свойственны некоторые общие принципы композиционно-речевого оформления материала:

  • экономия языковых средств, лаконичность изложения при информационной насыщенности;
  • чёткая структурно-смысловая организация текста, при которой предпочтение отдаётся не широкому, всестороннему освещению проблемы, а выбору одного из её аспектов;
  • особая роль заголовка (привлечение внимания, емкое обозначение темы, рекламная функция и др.);
  • активное использование языковых средств, типичных для других функциональных стилей (обиходно-разговорного, научного, художественного).

Однако следует помнить, что в периодических изданиях размещаются и иностилевые (непублицистические) тексты: официально-деловые (извещение, объявление, указ и др.), научные (дайджест изобретений и открытий, научно-популярный очерк), художественные (стихотворение, рассказ), а также рекламные тексты.

Читайте также:  Культурно хронологическая таблица для Нижней Миссисипской долины

Для публицистики характерна как монологическая, так и диалогическая форма речи, причём диалогические жанры особенно последовательно используются в радио- и телевещании: это интерактивные или блиц-опросы, ток-шоу, круглые столы, телеинтервью, всевозможные беседы «без галстука» и пр. Но и в монологической публицистической речи адресат тоже воспринимается автором как участник диалога (пусть и заочного), поэтому, как правило, речь строится в расчете на невидимого собеседника.

Подобный приём, широко используемый в устном или письменном публичном выступлении, называется диалогизацией.Она создаётся путём вкраплением в структуру монолога элементов диалога: это вопросно-ответный ход, прямое и непрямое обращение к собеседнику, субъективная оценка того или иного факта, события и т. д. Другой распространённый приём, призванный приблизить автора, скажем, аналитической статьи с читателем, называется разговорностью[35].

Все вышеназванные особенности публицистического стиля проявляются прежде всего в языковом оформлении текстов. Эти языковые особенности отражены в табл. 3.

Источник

Публицистический стиль речи — признаки, функции и жанры

Публицистический стиль речи – это уникальный способ воздействия на огромные массы людей. Именно такой вид текста прослеживается в различных газетных статьях, журналах, и прочих источниках, которые выражают основные общественные проблемы.

Подстили публицистического стиля:

прямой контакт с аудиторией.

Признаки публицистического стиля

Понять, что перед вами рассматриваемый стиль речи, можно по следующим чертам:

Обоснованность и действительность утверждений, которые используются в речи. То есть автор текста не намерен каким-либо способом исказить действительность, а наоборот, стремится показать реальные стороны общественной жизни.

Предложения в тексте должны быть логически связаны. Люди, которым адресуется текст в публицистическом стиле, должны чётко понимать проблему текста, его смысл и основную идею, чтобы сделать для себя правильные выводы.

Употребление большого количества вопросов и восклицаний для украшения речи во время выступления. Такие статьи наиболее мотивируют общество, привлекают его.

Текст наполнен эмоциями, оценочными предложениями автора по поводу проблемы речи. Речь способна воздействовать на огромный класс народа, поэтому и текст должен быть для людей. Этим и отличается публицистический стиль речи от таких стилей, как научный, деловой или художественный. Здесь используются разговорно-языковые средства, которые понятны для всех.

Наличие общественно-политического набора слов (граждане, демократия).

Здесь используются различные сленги, короткие, но экспрессивные предложения.

Частое использование имён собственных.

Функции

Данный стиль речи выполняет следующие функции:

Уведомительная — данная функция направлена на передачу информации огромной аудитории и притом за довольно быстрый период времени.

Влияющая — такая функция решает проблему заинтересованности людей в решении описываемой проблемы, то есть публицистический стиль речи направлен на привлечение аудитории.

Призывная — люди должны быть не только заинтересованы в проблеме, но должны загореться желанием её решить, предпринять какие-либо действия.

Жанры

Жанры публицистического стиля речи:

статья в газете или журнале;

доклад или эссе;

выступление на публике.

Сфера применения

Если цель данного стиля речи — донести до аудитории проблему общественности, то и используется он там, где читателей / слушателей / подписчиков будет больше всего:

выступления политических партий, митинги, призывы к забастовкам и т. д.

Лексические особенности

Можно отметить некоторые лексические особенности стиля:

преобладание разговорной и общественно-политической лексики;

употребление частиц и междометий;

слова окрашены эмоционально, экспрессивно;

употребление чрезмерного преувеличения – гиперболы.

Морфологические особенности

Из морфологических особенностей выделяются:

частое использование синекдохи — множественное число заменяется единственным или наоборот (отцы, деды, русский, француз);

частое употребление глаголов повелительного наклонения (взгляните, подумайте);

использование всех форм прилагательных (обычная, сравнительная и превосходная).

Синтаксические особенности

Употребление различных изобразительно-выразительных средств языка, экспрессивных предложений и тропов для украшения речи (например: эпитеты, риторические вопросы, обращения, парцелляция, восклицание, градация и т. п.).

Источник

Сфера использования публицистического стиля речи таблица

Непушкина Ирина Владимировна

Данная статья будет полезна при повторении темы «Стили речи» в 9 классе. Может быть использована при подготовке к ГИА , написанию текста сжатого изложения публицистического стиля

Скачать:

Вложение Размер
publicisticheskiy_stil_rechi.doc 61.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ

1. Публицистический стиль речи(общая характеристика)

В латинском языке есть глагол publicare – «сделать общим достоянием, открыть для всех» или «объяснить всенародно, обнародовать». С ним и связано по происхождению слово публицистика . Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический стиль представлен множеством жанров :

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча «без галстука», телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг.

2. Функции публицистического стиля

Одной из важных особенностей публицистического стиля является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Информационная функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование граждан о положении дел в общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия . Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории.

3. Языковые признаки публицистического стиля речи

1. В публицистическом стиле всегда присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать, виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

Многочисленные примеры речевых клише вошли в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата, пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Отношения между отправителем и адресатом в публицистическом стиле подобны отношению между актером и зрителями. «Театральная» лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу , на политической арене , закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк , кошмарный сценарий и др.

3. Характерной особенностью публицистического стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание; слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом стиле особое место принадлежит книжным пластам лексики, имеющим торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование , воинство, отчизна . Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. В текстах публицистического стиля часто присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов . Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. В качестве оценочного средства в публицистике могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари . Военные барыши растут .

К морфологическим признакам публицистического стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное число имени существительного в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью ; Преподаватель всегда знает студента ;

2) родительный падеж имени существительного: время перемен , пакет предложений , реформа цен , выход из кризиса и др.;

3) императивные формы глагола: Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее время глагола: в Москве открывается , 3 апреля начинается ;

5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый ;

6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.

К синтаксическим признакам публицистического стиля следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные предложения: Все на выборы!

3) предложения с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой ). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение );

4) заголовки статей, очерков, выполняющие рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто используется специфический языковой прием – » соединение несоединимого». Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

Вопросы и задания

1. Где используется публицистический стиль речи?

2. Назовите жанры публицистики.

3. Расскажите о функциях публицистического стиля (информативной и экспрессивной).

4. Каковы языковые признаки публицистического стиля речи (лексические, морфологические, синтаксические)?

5. Какой прием используют журналисты в заголовках статей, очерков?

Источник

Стили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

Стили речи

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

Разновидности Собственно научный Научно-учебный Научно-популярный
Цель Выявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытий Обучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниями Дать представление о науке, заинтересовать читателя
Адресат Учёный, специалист в данной области науки Учащийся, будущий специалист Любой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Таблица: Функционально-смысловые типы речи

Функционально-смысловые типы речи

Конспект урока «Стили речи и типы речи».

Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».

Источник

Публицистический стиль речи

Основные признаки публицистического стиля речи

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит «общественный, государственный».

Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы).

Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения:

1) посетители, зрители, слушатели;

Цель публицистического стиля речи — информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи — обще­ственно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики — статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны:

и соответствующие им языковые средства.

В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решения, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логической последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи.

С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, — общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи В. Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков В.С. Соловьева, В.О. Ключевского, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако.

К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», «В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л. М. Леонов, И.Г. Эренбург.

Известны своими публицистическими статьями писатели С. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Лексические особенности публицистического стиля

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз(с), с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-. Сложные и сложносокращенные слова, устойчивые обороты речи широко используются в жанрах публицистики.

Эмоциональные средства выразительности в публицистическом стиле речи

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно-выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация.

Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только. но и; не только. а и; не столько. сколько).

Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, пародирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

В публицистическом стиле, особенно в газетных текстах, для выразительности речи нередко используются термины в переносном их значении: баланс политических сил, инфляция совести, атмосфера доброжелательности, паразитировать на теле общества.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение. Таковы, например, слова: предприниматель, бизнес, рынок и др.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто • используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Для синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.

Образец текста публицистического стиля

Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами. (Информационная заметка в газете)

Источник