Меню

Соответствие урока требованиям ФГОС



Листы наблюдений и оценки урока в зависимости от целей посещения

Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.

К описанию урока предъявляются определенные требования:

  • Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
  • Описание должно быть достоверным, четко отражающим характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
  • Описание урока должно быть целенаправленным.

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.

Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из трех частей:

  • общие сведения,
  • количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно);
  • выводы и рекомендации.

Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.

По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя _____________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

2. Сообщение объема контролируемого материала

3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

2. Сообщение нормы оценивания работ

3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:

8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

9. Содержание и характер вопросов и заданий:
— воспроизводящие,
— проблемные,
— направленные на установление причинно-следственных связей,
— творческие.

10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

13. Методика подведения итогов урока

14. Процент учащихся опрошенных и получивших оценку —
качество успешности (% на «4» и «5») —

Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

Психологический климат урока, стимулирование ответов учащихся

Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний

Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды):

Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

10. Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы

11 Дифференцированная помощь учащимся на уроке

12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

2. Полнота, достоверность и доступность изложения

3. Научный уровень излагаемого материала

4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

7. Установление межпредметных связей

8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока

10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии

13. Рациональность распределения времени урока

14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала

15. Методика подведения итогов занятия

16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

4. Умение владеть классом

5. Реакция учителя на ошибки учащихся

6. Соблюдение норм педагогической этики

7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

9. Характер и тон дисциплинарных замечаний

10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке

13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

15. Методика подачи домашнего задания

16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________

Источник

Соответствие урока требованиям ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Таблица, по которой учитель при подготовке урока может произвести самооценку урока на соответствие требованиям ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Соответствие урока требованиям ФГОС»

Оценка урока на соответствие требованиям ФГОС

Раздел 1. Целеполагание

Критерии оценки

Учитель объявляет цель урока без пояснений и комментариев

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика (объясняет цель в логике темы, предмета, практического использования знаний)

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников (при объяснении цели ориентируется на пользу, любознательность, иные личные мотивы детей)

Читайте также:  Антиправительственное движение 1901 1904 гг

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками (дети высказывают свои предположения, зачем может быть нужно то, что изучается на уроке)

Задачи, которые решаются на уроке, диагностичны, измеряемы (есть критерии, понятные детям, которые могут быть использованы в процессе само- и взаимооценивания)

Всего по разделу

Максимум по разделу

Раздел 2. Информационное обеспечение

Критерии оценки

Основной источник информации – рассказ учителя, знания преподносятся в монологической модели

Используются только традиционные информационные материалы (учебник, рабочая тетрадь)

Используются наряду с традиционными разнообразные справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники, электронные учебные материалы и ресурсы Интернет)

Создаются учебные ситуации, в которых необходимо сравнивать, сопоставлять данные из разных источников

Источником информации становятся личные наблюдения учеников, опыт, эксперимент

Используются материалы разных форматов (текст, таблицы, схемы, графика, видео, аудио)

Целесообразность использования ИКТ

Всего по разделу

Максимум по разделу

Раздел 3. Организация деятельности учеников

Критерии оценки

Учитель дает возможность ученикам пробовать разные варианты выполнения заданий и обсуждает их эффективность

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора темпа, уровня сложности, способов деятельности

Есть технологическая карта урока

Всего по разделу

Раздел 4. Педагогические технологии

Критерии оценки

Урок строится на репродуктивных технологиях и фронтальной работе (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

На уроке используются активные технологии обучения: экспериментальные, исследовательские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах_________________________________________, _____________________________________________________________

(подчеркнуть нужное или дописать)

Учитель дает задания, где на предметном содержании формируются метапредметные умения и компетенции (какие____________________________________________________________

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

Всего по разделу

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Критерии оценки

Учитель использует только стандартную 5-балльную шкалу оценки

Учитель использует стандартную 5-балльную шкалу оценки и объясняет критерии выставления балла

Учитель использует формирующее (критериальное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

Учитель организует взаимооценку учеников по установленным критериям

Учитель создает возможности для самооценки по установленным критериям

Учитель организует эмоциональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

Учитель организует качественную рефлексию учеников (достижение результата, сложность, полезность, взаимодействие и пр.)

Всего по разделу

Максимум по разделу

Рекомендации по использованию оценочного листа

Оценочный лист не предназначен для полного комплексного анализа урока и оценивает его только с точки зрения соответствия требованиям ФГОС по определенным параметрам: целеполагание, информационное обеспечение, организационные особенности, педагогические технологии, оценка деятельности и рефлексия.

Критерии выбраны в связи с тем, что именно они являются важными при оценке уровня соответствия урока требованиям ФГОС.

По каждому из пяти разделов определены критерии и обозначен количественный уровень оценки – в зависимости от представленности критерия в деятельности учителя и учеников. Большинство критериев при оценивании имеют равный вес: если критерий представлен полностью – 2 балла, частично – 1 балл, не представлен – 0 баллов. При этом несколько критериев имеют особую значимость при определении соответствия урока требованиям ФГОС (см. разделы 1, 2, 5), их наличие оценивается 3 баллами, частичное присутствие – 2. Есть также критерии «обратного» характера: их наличие оценивается 0 баллов, частичное присутствие – 1 баллом, отсутствие – 2 (см. разделы 3, 4, 5).

Раздел 1. Целеполагание

Значимость критерия сопряжена с ролью целеполагания в процессе создания мотивации к обучению.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель объявляет цель урока

Целеполагание осуществляется формально и не является для ученика мотивирующим фактором

Учитель пытается сделать цель урока понятной для ученика

Если цель урока понятна ученику, это является мотивацией познавательной деятельности, хотя и недостаточно сильной

Учитель пытается сделать цель урока личностно значимой для учеников

Если цель урока принимается на личностном уровне, ученик осознает полезность, значимость, интерес предстоящей работы, это является сильным мотивационным стимулом для его деятельности

Цель урока обсуждается и формируется в диалоге с учениками

Участие учеников в целеполагании обеспечивает высокий уровень осмысленности и принятия цели и, как следствие, высокий уровень учебной мотивации

Цели урока диагностичны, измеряемы

Измеримость целей обеспечивает возможность оценки результата с позиций достижения целей, Это важно для ученика, поскольку способствует формированию навыков самоконтроля, самооценки

Раздел 2. Информационное обеспечение

Значимость критерия обусловлена особенностями познавательной деятельности. Стандарты второго поколения ориентированы на переход от репродуктивной деятельности к активному обучению, которое обеспечивается не только за счет использования определенных педагогических технологий, но и за счет использования различных информационных источников и создания полноценной информационно-образовательной среды обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

На уроке используются традиционные информа-ционные материалы (учеб-ник, рабочая тетрадь)

Наличие одного источника информации уменьшает возможности для создания учебных ситуаций, в которых ученику приходится осуществлять самостоятельную познавательную деятельность

На уроке используются справочные материалы (словари, энциклопедии, справочники)

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных со сравнением, сопоставлением, оценкой

На уроке используются электронные учебные ма-териалы и ресурсы Интер-нет

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с самостоятельным поиском информации

Источником информации становятся личные на-блюдения учеников, опыт, эксперимент

Увеличение количества информационных источников позволяет активизировать познавательную деятельность ученика, создавать проблемные ситуации, стимулировать развитие метапредметных умений, связанных с исследовательской деятельностью, организацией эксперимента, формулировкой гипотезы, ее проверкой, обобщением и анализом результатов

На уроке используются материалы разных фор-матов (текст, графика, видео, аудио)

Наличие различных информационных источников не только позволяет стимулировать познавательную деятельность и развитие метапредметных компетентностей, но и дает возможность ученику выбирать типы информации, соответствующие его индивидуальным особенностям

На уроке создаются ситуации, в которых ученики сопоставляют данные, делают обобщение, дают оценку

Ориентация на решение метапредметных задач обучения

Целесообразность использования ИКТ

Использование ИКТ может быть как формальным, иллюстративным (презентация как сопровождение лекции учителя), так и способствовать организации активной познавательной деятельности

Раздел 3. Организация деятельности учеников

Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС к организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель дает подробные инструкции по выполне-нию заданий или ал-горитмы деятельности, ученики не имеют возмож-ности действовать иначе

Жесткая регламентация деятельности учеников на уроке снижает возможности для развития познавательной самостоятельности

Учитель дает возможность ученикам пробовать раз-ные варианты выполнения заданий и обсуждает их результативность

Выбор и анализ результативности способов решения познавательных задач способствует формированию различных стратегий познавательной деятельности, а не только действий по образцу

Задания вариативны, ученик имеет возможности выбора по уровню сложности или способам деятельности

Вариативность заданий позволяет ориентироваться на личностные результаты обучения, оценивать динамику ученика, его продвижение (обогащение способов деятельности, повышение уровня сложности)

Есть технологическая кар-та урока

В отличие от жестких алгоритмов выполнения конкретных заданий, технологическая карта отражает этапы урока и позволяет ученику двигаться в собственном темпе, фиксируя результаты своего продвижения. Технологическая карта позволяет более четко и результативно организовать самостоятельную работу учеников

Раздел 4. Педагогические технологии

Значимость критерия обусловлена требованиями ФГОС, связанными с использованием технологий активного обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Урок в основном строится на репродуктивных техно-логиях и фронтальной ра-боте (рассказ учителя + его воспроизведение – прямое или через выполнение простых заданий)

Такое технологическое решение урока не соответствует требованиям ФГОС, даже если на уроке много времени отводится для самостоятельной работы учеников, но эта работа носит репродуктивный характер (выполнение однотипных заданий без самоконтроля, самопроверки и иных форм активной познавательной деятельности)

На уроке используются активные технологии обучения: эксперимен-тальные, исследователь-ские, игровые, проблемное обучение, работа в группах и парах (подчеркнуть нужное или дописать)

Эти технологии активного обучения способствуют формированию тех образовательных результатов, которые предусмотрены ФГОС. Важно при оценке учитывать адекватность используемых технологий возрастным особенностям детей, учебному содержанию, этапу изучения материала

Читайте также:  Таблица с продуктами указанный белки углеводы

Учитель дает задания, где на предметном содержа-нии формируются мета-предметные умения и компетенции (какие)

Конечный результат обучения в соответствии с ФГОС – не сами знания, а способы их получения и применения, что обеспечивается формированием метапредметных умений и компетенций – когнитивных, коммуникативных, исследовательских и пр.

На уроке прослеживаются связи с внеурочной деятельностью учеников

Урок не является единственной формой образовательной деятельности, он – одна из форм – наряду с внеурочной работой, проектной, исследовательской и творческой деятельностью детей. Хорошо, если урочная и внеурочная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга.

Раздел 5. Оценка деятельности и рефлексия

Значимость критерия обусловлена тем, что ФГОС ставят задачу по смещению акцентов с внешней оценки на самооценку, с контроля – на самоконтроль и рефлексию, то есть осмысление познавательного процесса и его результатов. Кроме того, важно постепенно отходить от оценивания «от ошибки» – к формирующему оцениванию, стимулирующему познавательную деятельность через понимание причин успехов и затруднений. Есть также проблемы, связанные с оценкой и фиксацией не только предметных, но и метапредметных, и личностных результатов обучения.

Критерии оценки

Характеристики критериев

Учитель использует толь-ко стандартную 5-бал-льную шкалу оценки

При таком подходе невозможно реализовать требования ФГОС в области оценки результатов обучения

Учитель использует стан-дартную 5-балльную шка-лу оценки и формулирует критерии выставления балла

Этот подход не обеспечивает полноценное выполнение требований ФГОС, но делает более осмысленным сам процесс оценивания, когда ученик понимает, за что выставляется тот или иной балл

Учитель использует фор-мирующее (критериаль-ное) оценивание, критерии обсуждены с учениками и понятны им

Понятность, прозрачность критериев оценки и подход к оценке не от подсчета количества ошибок, а от реализованных разнообразных возможностей работает на достижение требований ФГОС в области подходов к оцениванию учебных результатов, позволяя оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты

Учитель организует вза-имооценку учеников по установленным критериям

Этот подход позволяет решать коммуникативные задачи обучения, делает оценку более прозрачной и способствует объективному восприятию

Учитель создает возмож-ности для самооценки по установленным критериям

Решение важнейших задач, связанных с формированием осознанного отношения к собственной познавательной деятельности и формированию ответственности за ее результаты

Учитель организует эмо-циональную рефлексию учеников (понравилось / не понравилось, как себя чувствовал на уроке)

Эмоциональная рефлексия важна, т.к. позволяет оценивать комфортность образовательного процесса для ученика и оценивать его личностные результаты (уровень уверенности в себе, самооценки и пр.)

Учитель организует каче-ственную рефлексию уче-ников (достижение ре-зультата, сложность, поле-зность, взаимодействие и пр.)

Качественная рефлексия позволяет сделать более осмысленной познавательную деятельность ученика (выбор познавательной стратегии, самооценка результатов – как предметных, так и метапредметных)

Источник

Таблица оценки качества урока.

Костяной Василий Евгеньевич

Параметры оценки урока

при распределении стимулирующей доплаты за качество работы учителя

Дата, урок, кто посетил

Дата, урок, кто посетил

Дата, урок, кто посетил

2 – требование выполнено на оптимальном уровне, 1 – есть резервы, 0 — требование практически не выполнено

1. Реализация учителем требований Стандартов

2. Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ

3. Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей

4. Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета

5. Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.)

6. Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого-педагогического анализа

7. Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников

8. Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников

Учитель реализует требования здоровьесбережения в содержании, структуре урока

Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и работе с оборудованием (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.)

Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ)

В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах.

На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся.

Учитель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия

Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся

Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента

Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» — предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности

Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения

Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа

20. Результативность урока — учебные достижения учащихся

Сумма баллов

Качество урока

_Сумма баллов х 100%

100–85% – оптимальный уровень, 84–60% – допустимый уровень,

59–50% – критический уровень,менее 50% – недопустимый уровень

Памятка учителя и завуча для анализа урока:

Реализация учителем требований Стандартов

Содержание учебного материала соответствует требованиям используемой программы и обязательного минимума (в перспективе — Стандартов. Выбор программы и/или её модификация произведена в соответствии с образовательной программой школы и с учетом уровня учебно — познавательных возможностей детей

Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ

Учитель умело выбирает методику или технологию обучения. Практически всегда выбор обеспечивает оптимальный результат обучения. Формы работы с ТСО на уроке выбраны с учетом их целесообразности, а время, отведенное на эту работу — оптимально.

Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей

При выборе учебной методики и/или технологии учитель успешно учитывает особенности контингента — уровень развития внутренних ресурсов учеников класса, уровень и вектор мотивации, особенности здоровья, модель выпускника и т.д.Оценивается работа учителя по применению разных приемов мотивации на результат, на деятельность; социальные, познавательные, эмоциональные, волевые приемы мотивации, индивидуализация мотивации

Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета

Учитель использует на уроке развивающие задания, умело акцентируя социализирующее предметное содержание урока, формы работы, развивающие надпредметные компетенции учеников, умеетсамостоятельно проектировать такие задания.Объем развивающих заданий оптимален для данного урока и данного класса.Формы разнообразных приемов развивающего обучения подобраны в соответствиями с целями урока Использование этих приемов в учебной деятельности дифференцировано и/или достаточно индивидуализировано.

Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.)

Учитель использует на уроке приемы, развивающие психофизиологические внутренние ресурсы ученика.

Учитель отводит оптимальный объем времени на самостоятельную работу учащихся.

Учитель организует уровневую дифференциацию и индивидуализацию самостоятельной работы.

Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого-педагогического анализа.

В тетрадях ученика отражена и реализуется индивидуальная программа развития данного ученика средствами этого предмета (например, перечень индивидуальных форм домашних заданий)

Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников

У учителя в управленческой папке есть данные о развитии внутренних ресурсов учебного успеха ученика: «знаю, могу, хочу, умею». В дидактическом обеспечении учебного процесса есть специальные задания, по которым учитель определяет уровень развития внутренних ресурсов учебного успеха ученика. Учитель использует данные психолога.

Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников

Читайте также:  Грибы химический состав полезные свойства и вред

При обсуждении проведенного урока учитель оперирует психолого-педагогической терминологией, может проанализировать неудачи учеников и определить коррекцию их учебной деятельности

Учитель реализует требования здоровьесбережения в содержании, структуре урока

Учтены и выполнены валеологические требования к структуре урока, акцентировано содержание, которое способствует формированию навыков зоровьесбережения. Организует смену видов деятельности, четко завершая каждый этап урока и ставя цели на следующий этап.

Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и работе с оборудованием (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.)

В кабинете есть памятки для учащихся, учитель обязательно повторяет с учащимися правила работы с компьютером, микроскопом, обучает приемам активного отдыха для глаз.

Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ)

На уроках учителя дети сидят в классе в соответствии с данными врача, психолога, других специалистов.

В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах. Добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия.Учитель создает и поддерживает психологический комфорт на уроке.

Учитель не допускает как панибратства и излишнего либерализма, так и отстраненного, равнодушного стиля общения. Ровный тон, внимание, заинтересованность проблемами и успехами – вот основа успешного педагогического общения.Оценивается умения учителя оперативно реагировать на изменения в состоянии учащихся, умение предупреждать конфликты, оперативно решать возникающие проблемы

На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся.

Учитель не допускает проведения урока в режиме «говорящей головы». Учащиеся на уроках умеют говорить и слушать друг друга, умеют работать в группах.

Учитель владеет разнообразными приемами поощрения и порицания.

Умеет хвалить каждого за его достижения. Использует рекомендации психологов по формам поощрения. Умеет делать замечания «от принца к принцу» — не унижая ученика, но определяя направления и возможности коррекции неудач.

Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся

Выявляется при анализе управленческих форм – технологических карт учебной темы, информационных карт уроков.

Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента

Оценивается использование при подготовке и проведении урока информации об особенностях индивидуального стиля деятельности отдельных учеников . Учитель использует разноуровневые задания, обучает использовать критерии выбора доступного уровня при итоговой диагностике, уровень индивидуальных затруднений при выборе форм отработки знаний.

На этапе проверки д/з используются приемы, позволяющие оценить как индивидуальный уровень достигнутого учебного успеха, так и общий уровень обученности класса, позволяющий приступить к дальнейшей работе.

Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» — предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности

Учитель организует представление учащимся целей урока, обязательных результатов обучения,

в соответствии с обязательным минимумом. Связывает цели урока с общими целями темы. Показывает, как цели данного урока будут проверяться в к/р. Связывает представляемые цели и результаты с субъектным опытом учеников. Открывает для ученика над- и меж-предметные цели: развивающие, социализирующие. Отрабатывает навыки самостоятельного составления плана учебной работы на этом этапе.

Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения

В кабинете имеются в наличии и используются различные виды и формы информационно-дидактического сопровождения учебного курса – с учетом профильности, индивидуальных режимов обучения, дистанционных форм обучения.

Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа

Учитель демонстрирует высокий уровень навыков педагогической диагностики при анализе урока, умеет проанализировать удачи и промахи урока «по горячим следам».

Результативность урока — учебные достижения учащихся

Оценивается форма, адекватность, система оценивания деятельности учащихся на уроке. При организации этапа диагностики усвоения нового материала на уроке учитель выбирает валидные формы проверки и создает комфортные условия с учетом особенностей учебной деятельности каждого ученика.

Оптимальный или достаточный уровень достижения поставленных целей (65- 100% СОУ), выполнения всех задач.

После урока ученики удовлетворены собственной деятельностью, у них хорошее настроение, отсутствие ощущения усталости.

Источник

Анализ урока по ФГОС: образец, советы и пояснения

Урок, разработанный в соответствии с новым ФГОС, имеет ряд отличий от традиционного. Что следует учитывать при его анализе? Каким требованиям должен отвечать современный урок? Как выглядит образец схемы анализа урока по ФГОС и рабочая карта эксперта?

Основные характеристики современного урока

  • Тема занятия формулируется учащимися. Задача учителя: подвести учеников к осознанию темы.
  • Учащиеся самостоятельно осуществляют постановку целей и задач. Учитель лишь задает наводящие вопросы, предлагает задания, которые помогают ученикам верно сформулировать практические цели.
  • Учащиеся с помощью педагога разрабатывают практический план достижения поставленной цели.
  • Учащиеся выполняют учебные действия по разработанному плану. Учитель организует работу индивидуальную, в парах, в группах, консультирует учеников.
  • Правильность выполнения заданий проверяется с помощью самоконтроля, взаимоконтроля.
  • Возникшие недочеты, ошибки, учащиеся исправляют самостоятельно, сами поясняют суть затруднений.
  • Ученики сами оценивают результаты своей деятельности (самооценивание), и результаты деятельности своих товарищей (взаимооценивание).
  • Этап рефлексии: обсуждение учащимися своих успехов в достижении цели урока.
  • Домашнее задание, составленное с учетом индивидуальных особенностей учащихся, предполагающее возможность выбора упражнения, разные уровни сложности.
  • В течение всего урока учитель играет роль советчика, консультирует учащихся на каждом этапе.

В связи с этим меняется и анализ урока.

Образец схемы анализа урока по ФГОС

Основные пункты, которые принимает во внимание эксперт, анализируя современный урок: цели, организация урока, способы мотивации учащихся, соответствие требованиям ФГОС, содержание урока, методика, психологические моменты.

В карте эксперта указывается ФИО учителя, полное название образовательного учреждения, класс, название учебного предмета, автор УМК/ учебника, тема урока, дата посещения.

Ниже приведена примерная схема-образец анализа урока по ФГОС.

Наличие образовательной, воспитательной, развивающей целей. Достигнуты ли поставленные учителем цели? Достигнуты ли практические цели, поставленные учениками?

Как организован урок? Тип, структура, этапы, логика, временные затраты, соответствие структуры, применяемых методов поставленной цели и содержанию урока.

Какие способы мотивации применяет педагог?

Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?

Методика проведения урока

Психологические моменты в организации урока

На усмотрение эксперта в графе «Количество баллов» напротив каждого подпункта делаются пометки или выставляются баллы от 0 до 2, где 0 — полное отсутствие критерия, 1 — частичное присутствие критерия, 2 — критерий представлен в полном виде.

В графе «Как организован урок?», анализируя структуру занятия, необходимо учитывать разнообразие типов уроков по ФГОС (урок усвоения новых знаний, комплексного применения знаний и умений (закрепление), актуализации знаний и умений (повторение), систематизации и обобщения знаний и умений, контроля, коррекции, комбинированного урока), каждый из которых имеет свою структуру.

В графе «Насколько урок соответствует требованиям ФГОС?», необходимо оценить результаты, представленные в виде универсальных учебных действий. Эксперт указывает определенные виды действий и группу, к которой они относятся. Например:

  • Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, составляют план, действуют по плану, оценивают результат своей работы.
  • Познавательные: учащиеся извлекают информацию из предложенных источников, ее анализируют / классифицируют/ сравнивают и др.
  • Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию других, считыванию явной информации или подтекста, к сотрудничеству.
  • Личностные: учащиеся ориентируются в системе ценностей, выбирают правильные направления, способны оценивать поступки, находить мотивы совершенным действиям.

Представленный пример схемы анализа учебного занятия может служить рабочей картой эксперта. Он достаточно подробен, позволяет отразить наиболее полно самые важные составляющие современного урока по ФГОС.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник