Меню

Сортируем города по численности

Отчетность в 1С: Система Компоновки Данных (СКД), идея и архитектура

Одна из самых важных областей бизнес-софта – это отчетность. От того, насколько легко настроить под меняющиеся потребности бизнеса (и законодательства) существующий отчет или сделать новый, может зависеть (причем не в переносном смысле!) судьба бизнеса, будь то отчет для налоговой инспекции или диаграмма зависимости спроса на товары от сезона и других факторов. Мощная и гибкая система отчетности, позволяющая легко извлечь из системы нужные данные, представить их в доступном для понимания виде, позволяющая конечному пользователю перенастроить стандартный отчет так, чтобы увидеть данные в новом свете – это идеал, к которому должна стремиться каждая бизнес-система.

В платформе «1С:Предприятие» за построение отчётов отвечает механизм под названием «Система компоновки данных» (сокращенно СКД). В этой статье мы постараемся дать краткое описание идеи и архитектуры механизма СКД и его возможностей.

image

СКД – это механизм, основанный на декларативном описании отчетов. СКД предназначен для построения отчетов и для вывода информации, имеющей сложную структуру. Кстати, помимо разработки отчетов механизм СКД также используется в «1С:Предприятии» в динамическом списке, средстве показа списочной информации с богатой функциональностью (показ плоских и иерархических списков, условное оформление строк, группировки и т.п.).

Немного истории

В самой первой версии платформы «1С:Предприятие 8», версии 8.0, отчеты делались так:

  1. Писался один или несколько запросов на языке запросов 1С (SQL-подобный язык, подробнее о нем ниже).
  2. Писался код, который переносил результаты выполненных запросов в табличный документ или в диаграмму. Код также мог делать работу, которую в запросе сделать невозможно – например, вычислял значения, используя встроенный язык 1С.

Подход прямолинейный, но не самый удобный – визуальных настроек минимум, все приходится программировать «врукопашную». А один из козырей на тот момент совсем новой платформы «1С:Предприятие 8» — это минимизация в прикладном решении объема кода, который нужно писать вручную, в частности, за счет визуального проектирования. Логично было бы пойти этим же путем и в механизме построения отчетов. Что и было сделано путем разработки нового механизма — Системы Компоновки Данных.

Одной из идей, легших в основу СКД, была гибкость и настраиваемость отчетов, причем доступная как разработчику, так и конечному пользователю. В идеале хотелось бы дать доступ конечному пользователю к тому же набору инструментов для дизайна отчета, что и разработчику. Логично было бы сделать единый набор инструментов, доступный всем. Ну а раз инструменты предполагают участие конечного пользователя – значит, нужно использование программирования в них убрать до минимума (лучше всего – устранить совсем), и по максимуму использовать визуальные настройки.

Постановка задачи

Задача перед командой разработки стояла такая – сделать систему создания отчетов, основанную не на алгоритмическом (т.е. через написание кода), а на декларативном подходе к созданию отчетов. И мы считаем, что задачу успешно решили. По нашему опыту, около 80% требуемой отчетности может быть реализована с помощью СКД без единой строчки кода (за исключением написания формул вычисляемых полей), по большей части — через визуальные настройки.
Разработка первой версии СКД заняла около 5 человеко-лет.

Два языка

В создании отчетов задействованы два языка. Один – язык запросов, используемый для выборки данных. Второй – язык выражений компоновки данных, предназначен для записи выражений, используемых в различных частях системы, например, в настройках компоновки данных, для описания выражений пользовательских полей.

Читайте также:  Лампы для фар ближнего света выбор и особенности

Язык запросов

Язык запросов основан на SQL и легко осваивается знающими SQL. Пример запроса:
image

Легко видеть аналоги стандартных для SQL-запроса секций — SELECT, FROM, GROUP BY, ORDER BY.

При этом язык запросов содержит значительное количество расширений, ориентированных на отражение специфики финансово-экономических задач и на максимальное сокращение усилий по разработке прикладных решений:

  • Обращение к полям через точку. Если поля какой-либо таблицы имеют ссылочный тип (хранят ссылки на объекты другой таблицы), разработчик может в тексте запроса ссылаться на них через «.», при этом количество уровней вложенности таких ссылок система не ограничивает (например, ЗаказКлиента.Соглашение.Организация.Телефон).
  • Многомерное и многоуровневое формирование итогов. Итоги и подитоги формируются с учетом группировки и иерархии, обход уровней может выполняться в произвольном порядке с подведением подитогов, обеспечивается корректное построение итогов по временным измерениям.
  • Поддержка виртуальных таблиц. Виртуальные таблицы, предоставляемые системой, позволяют получить практически готовые данные для большинства прикладных задач без необходимости составления сложных запросов. Так, виртуальная таблица может предоставить данные по остаткам товаров в разрезе периодов на какой-то момент времени. При этом виртуальные таблицы максимально используют хранимую информацию, например, ранее рассчитанные итоги и т.д.
  • Временные таблицы. Язык запросов позволяет использовать в запросах временные таблицы. С их помощью можно повысить производительность запросов, в некоторых случаях снизить количество блокировок и сделать текст запроса более легким для восприятия.
  • Пакетные запросы. Для более удобной работы с временными таблицами в языке запросов поддерживается работа с пакетными запросами — таким образом, создание временной таблицы и ее использование помещаются в один запрос. Пакетный запрос представляет собой последовательность запросов, разделенных точкой с запятой («;»). Запросы в пакете исполняются один за другим. Результатом выполнения пакетного запроса, в зависимости от используемого метода, будет являться либо результат, возвращаемый последним запросом пакета, либо массив результатов всех запросов пакета в той последовательности, в которой следуют запросы в пакете.
  • Получение представлений ссылочных полей. Каждая объектная таблица (в которой хранится справочник или документ) имеет виртуальное поле — «Представление». Это поле содержит текстовое представление объекта и облегчает работу создателя отчетов. Так, для документа это поле содержит всю ключевую информацию — название типа документа, его номер и дату (например, «Продажа 000000003 от 06.07.2017 17:49:14»), избавляя разработчика от написания вычисляемого поля.
  • и др.

Механизм запросов автоматически модифицирует запрос с учетом ролей, к которым принадлежит пользователь, от имени которого выполняется запрос (т.е. пользователь увидит только те данные, которые имеет право видеть) и функциональных опций (т.е. в соответствии с настроенной в прикладном решении функциональностью).

Есть также специальные расширения языка запросов для СКД. Расширение осуществляется при помощи специальных синтаксических инструкций, заключаемых в фигурные скобки и помещаемых непосредственно в текст запроса. С помощью расширений разработчик определяет, какие операции конечный пользователь сможет проводить, настраивая отчет.

  • ВЫБРАТЬ. В этом предложении описываются поля, которые пользователь сможет выбирать для вывода. После данного ключевого слова через запятую перечисляются псевдонимы полей из основного списка выборки запроса, которые будут доступными для настройки. Пример:
  • ГДЕ. Описываются поля, на которые пользователь сможет накладывать отбор. В данном предложении используются поля таблиц. Использование псевдонимов полей списка выборки недопустимо. Каждая часть объединения может содержать собственный элемент ГДЕ. Примеры: <ГДЕ Номенклатура.*, Склад >, <ГДЕ Документ.Дата >= &ДатаНачала, Документ.Дата

Источник

Вывод в таблицу системой компоновки данных 1С

Получение данных по макету КД

Рабочий объект – это «Процессор компоновки данных».
Процессор КД получает из базы (таблиц СУБД) информацию, которая необходима пользователю, с учетом всех параметров и отборов, а так же в том виде, как необходимо для ее итогового отображения (группировки, сортировки и т.д.).

Вывод результата

Рабочий объект – это «Процессор вывода».

Процессор вывода отвечает уже за непосредственный вывод данных в нужном виде: Табличный документ, Таблица значений или Дерево значений.

Пример СКД для работы с динамическим списком

Динамический список в качестве движка содержит механизм СКД. Это нам позволяет получать результаты вывода динамического списка в требуемом нам виде.

Например, получим количество строк динамического списка, с учетом всех его отборов. Для этого нам достаточно написать свою схему КД с таким же текстом запроса, как у Списка, применив настройки компоновки данных из этого списка!

В качестве полей вывода реализуем ресурс для подсчета количества ссылок (в другом динамическом списке, мы можем считать по-другому).

Пример СКД для отборов в таблицах

Часто может потребоваться выводить таблицу значений с данными для редактирования, например, ввод цен продажи для товаров. Предположим перед нами стоит задача — выводить в таблицу значений информацию о продажах товаров за период, для установки цен на следующий период.

Итоговая таблица должна иметь колонки

  1. Номенклатура
  2. Сумма за указанный на форме период
  3. Количество продаж за указанный на форме период
  4. Цена продажи – пустое поле, его заполняет пользователь.

Необходимо реализовать гибкую систему настроек, например

  1. Отбор по номенклатуре с различными видами сравнения, включая иерархию
  2. Отбор по контрагенту, которому осуществлялись продажи
  3. Отбор по сумме и количеству продажи
  4. Задавать поля сортировки
  1. Добавим на форму таблицу с необходимыми колонками.
  2. Сформируем запрос заполнения таблицы, без отборов.
  3. Создадим макет с типом СКД и укажем в качестве набора данных наш запрос.
  4. Добавим на форму объект Компоновщик настроек компоновки данных.
  5. Выведем на форму в виде элемента «Настройки» компоновщика настроек КД.
  6. Реализуем процедуру Заполнить, которая будет получать нашу Схему КД, загружать настройки с формы и выводить результат в таблицу значений.

Источник



Скд временные таблицы и отборы

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Система компоновки данных 1С 8.3 для начинающих: делаем отбор и сортировку на уровне СКД

Автор уроков и преподаватель школы: Владимир Милькин

Ставим цель

    Создать новый отчёт «Урок5.erf». Вывести в этом отчёте города (включая название города, мэра и численность). Упорядочить города в списке по численности (по возрастанию) Прямо на форме отчёта дать пользователю возможность делать отбор городов по минимальной численности.

Создаём новый отчёт в конфигураторе

Открываем базу «Гастроном» в конфигураторе.

Из главного меню конфигуратора выбираем пункт «Файл»->»Новый. «:

Вид документа: «Внешний отчет»:

В качестве имени пишем «Урок5» и нажимаем кнопку «Открыть схему компоновки данных»:

Соглашаемся с именем схемы компоновки данных по умолчанию:

В открывшейся схеме компоновки данных добавляем набор данных — запрос:

Составляем запрос

Запускаем конструктор запроса:

Из таблицы справочника «Города» выбираем поля: «Наименование», «Мэр» и «Численность»:

Получился такой запрос:

Выводим отчёт в виде списка

Переходим на закладку «Настройки» и нажимаем волшебную палочку, чтобы вызывать конструктор настроек:

Тип отчёта выбираем «Список»:

В отчёте будут отображаться следующие поля:

Сохраняем отчет и тут же проверяем в режиме пользователя:

Сортируем города по численности

Теперь давайте упорядочим записи отчёта по возрастанию численности.

Для этого переходим на вкладку «Настройки», выбираем пункт «Отчет», ниже выбираем вкладку «Сортировка» и перетаскиваем поле численность из первой колонки во вторую.

Направление сортировки указываем «По возрастанию»:

Сохраняем отчёт и проверяем в режиме пользователя:

Делаем отбор городов по численности

Теперь давайте сделаем так, чтобы в отчёте выводились только города с численностью от 1 миллиона человек (включительно). Такая возможность называется отбор.

Переходим на вкладку «Настройки», выбираем пункт «Отчет», далее переходим на вкладку «Отбор» и перетаскиваем поле «Численность» из левой колонки в правую.

В качестве вида сравнения указываем «Больше или равно», а в качестве правого значения — 1000000:

Сохраняем отчет и проверяем в режиме пользователя:

Видим, что остались города с численностью больше миллиона и этот факт (отбора) явно отражён в заголовке отчета.

Выносим параметр отбора на форму отчета

Осталось сделать так, чтобы пользователь мог сам настраивать пороговое значение отбора. Другими словами, чтобы вместо миллиона он мог поставить свою цифру.

Заходим на вкладку «Настройки», выделяем пункт «Отчет», внизу выбираем вкладку «Отбор», выделяем элемент отбора «Численность» и нажимаем справа внизу на зелёный плюсик:

В открывшемся окне ставим галку «Включать в пользовательские настройки»:

Вновь сохраняем отчет и запускаем в режиме пользователя.

Видим, что появилось поле «Численность» меняя условие и значение которого мы управляем отбором городов в отчёте:

Войдите на сайт как ученик

Авторизуйтесь, чтобы получить доступ ко всем материалам школы

Для учеников

Прибегайте к изучению эталонного варианта только после самостоятельного выполнения всех шагов.

На вопросы учеников — отвечаю по почте, но прежде загляните в ЧАВО (ссылка) .

Войдите как ученик, чтобы получить доступ к материалам школы

Источник

Временные таблицы в запросах 1С 8.3

  1. Временная таблица
  2. Менеджер временных таблиц
  3. Индексы временных таблиц
  4. Получить данные временной таблицы

Временная таблица

Временные таблицы можно использовать, чтобы не выбирать данные из какой-то таблицы несколько раз. Один раз выбрали их, поместили во временную таблицу и дальше используем уже временную таблицу.

Создается временная таблица с помощью ключевого слова ПОМЕСТИТЬ:

В данном примере выборка из справочника Бренды будет помещена во временную таблицу ВТБренды, а уже потом данные будут выбраны из временной таблицы.

При создании новой временной таблицы она не сохраняется в базе данных. В файловой базе временные таблицы хранятся в оперативной памяти, в MS SQL Server в специальной служебной базе TempDB.

Также временные таблицы можно использовать для оптимизации работы СУБД. Если вместо временной таблицы использовать вложенный запрос, то оптимизатор не будет знать сколько строк в этой таблице и не сможет оптимизировать план запроса. В случае использования временной таблицы количество строк будет известно, что позволит лучше оптимизировать план запроса.

Но у временных таблиц есть и свои минусы:

  • Во-первых на создание временной таблицы тратится время.
  • Во-вторых, они могут занимать много места на диске.

Менеджер временных таблиц

Менеджер временных таблиц позволяет управлять временными таблицами. Один менеджер временных таблиц может управлять несколькими временными таблицами, но имена временных таблиц в пределах одного менеджера не должны совпадать.

Создать менеджер временных таблиц можно с помощью конструктора:

Источник

Adblock
detector