Меню

Современные тенденции гос Управления в социальной сфере

Современные тенденции гос. Управления в социальной сфере

Социальная сфера включает в себя отрасли деятельности организации,

которые обеспечивают решения социальных проблем населения.

К социальной сфере относятся:

6) Пенсионное и социальное обслуживание

7) Молодежная политика

Цель функционирования социальной сферы:

Социальное развитие региона и страны направленное на изменение

благосостояния страны и потребностей населения.

Субъект – государство в лице региональных, местных органов.

Факторы, влияющие на социальную сферу:

1) Уровень экологического развития региона или страны

2) Социальные процессы региона или страны

3) Демографические процессы региона или страны

4) Природная среда региона или страны

5) Культура, наследие региона или страны

Современные концепции управления социальной сферой.

1) Концепция базовых нужд. Основная задача государства –

удовлетворение минимальных базовых потребностей и минимальных

базовых услуг (в еде, одежде, жилье, обеспечение питанием, водой,

санитарная очистка, образование, здравоохранение, транспорт).

2) Концепция качества жизни. Расширенное число компонентов, которые

должны обеспечивать не только в жизненном, но и социальном плане.

Семья, социальные связи, гражданские права.

3) Концепция человеческого капитала. Человеческий капитал – это

способ человека приносить доход для государства (совокупность

знаний, здоровья позволяющих повышать производительность труда)

Именно этот фактор является фактором экономического роста.

Органы управления в социально-культурной сфере

Правительство РФ.Полномочия Правительства Россий­ской Федерации в сфере экономики определяются Федераль­ным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Правительство Российской Федерации в социально-культурной сфере:

• обеспечивает проведение единой государственной соци­альной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способст­вует развитию социального обеспечения и благотвори­тельности;

• принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

• разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

• обеспечивает проведение единой государственной ми­грационной политики;

• принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

• содействует решению проблем семьи, материнства, от­цовства и детства, принимает меры по реализации моло­дежной политики;

• взаимодействует с общественными объединениями и ре­лигиозными организациями;

• разрабатывает и осуществляет меры по развитию физи­ческой культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

• разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

• обеспечивает государственную поддержку фундамен­тальной науки, имеющих общегосударственное значе­ние приоритетных направлений прикладной науки;

• обеспечивает проведение единой государственной поли­тики в области образования, определяет основные на­правления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бес­платного образования;

• обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударст­венного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Социальная защита населения

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей.

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

2. Социальные гарантии — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

87. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.

— программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.

— программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.

— программы содействия найму рабочей силы.

— правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице

Цели государственного регулирования рынка труда:

— обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

— создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Читайте также:  Улучшенные характеристики товара по 44 ФЗ как произвести замену товара

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу (рынок труда) для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс: макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

— Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.

— Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.

— Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, демографическая политика осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

— развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);

— совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);

— обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;

— целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;

— повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;

— поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;

— организация общественных и временных работ.

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы» (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон «О занятости населения в Российской Федерации», который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Источник

Концепция социально-экономического развития РФ

Концепция социально-экономического развития РФ – это национальная социально – политическая государственная концепция, разработанная представителями Государственного совета Российской Федерации с целью проведения комплекса мероприятий по улучшению уровня жизни граждан страны, укреплению системы обороны, развития и унификации экономических методов производства. Другое сокращенное название концепции – «стратегия 2020», что объясняется предположительными сроками её реализации.

В чем заключается Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ?

  • Определение долгосрочных методов развития страны с учетом современных мировых тенденций.
  • Определение методов и субъектов политического партнерства
  • Определение приоритетов в сфере развития технологий и науки, социального прогресса и здравоохранения.
  • Приоритеты политики внешней экономики.
  • Определение задач развития на государственном и локальном уровнях.

Структура концепции долгосрочного развития

Концепция структурирована на 6 основополагающих разделов:

1) Первый раздел концепции гласит о новой модели развития страны в целом и о конкретных методах поощрения развития всех форм бизнеса, создания более выгодных условий для развития частного предпринимательства методом адаптации российской экономики к запросам мирового уровня.

2) Во втором разделе описываются макроэкономические тенденции, делается предварительный анализ их развития до 2020 года, упоминаются налоговые и пенсионные реформы.

3) Третий раздел дает представление о том, как до 2020 года возрастет уровень трудоустройства, какие реформы будут приняты по улучшению социальных условий проживания граждан. Особый акцент делается на политике по уравновешиванию социального положения различных слоев населения и преодолению финансового разрыва между ними. Так же упоминается о необходимости проведения мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки кадров во всех сферах деятельности. Отдельной главой подаются политические планы правительства относительно политики здравоохранения.

4) В четвертом разделе говорится об общих чертах развития государственной инфраструктуры в период с 2008 по 2020 год. Речь идет о создании комфортных условий для жизнедеятельности граждан страны. Раскрываются аспекты планирования государственной жилищной политики, то есть рассматривается вопрос о строительстве новых жилищных объектов, ликвидации архитектурных объектов, срок эксплуатации которых подошел к концу. Разработан план по заселению новых жилых домов. Заселение граждан будет происходить соответственно с разработанным планом принятия их на учет.

Еще одной проблемой на данный период является проблема территориальной разобщенности. Россия – огромная страна, имеющая множество политических локальных единиц, которые характерны массой политических, этнических, региональных и социально – культурных различий. Государственная политика, изложенная в концепции, направлена на устранение этих различий и сбалансировании социально – экономической системы страны.

Следующим пунктом рассматривается проблема ограниченного развития электроэнергетики. Предлагается план по усовершенствованию системы теплоснабжения и электроэнергетики, а так же её адаптации под новейшие стандарты оснащения. Так же проводится политика, направленная на устранение информационной разобщенности между регионами страны.

5) Пятый раздел имеет название «Эффективное государство» и сообщает о проведении ряда мероприятий по оптимизации государственного вмешательства в различные сферы жизни. Определенный акцент делается на развитии и оптимизации системы функционирования различных общественных институтов.

Отдельным параграфом оговаривается планирование системы управления государственной собственностью и вопросы передачи государственных объектов в распоряжение частных предпринимателей. Рассматриваются пути оптимизации государственных закупок и инвестирования финансов из государственных фондов в различные сферы жизнедеятельности общества. Особое значение уделяется проведению реформы бюджетного сегмента в экономической системе государства.

Концепция социально-экономического развития регионов РФ рассматривает вопросы развития и усовершенствования системы местного самоуправления и межбюджетной политики. Пересматриваются и расширяются полномочия органов местного управления в целом и отдельных его представителей в частности. Эти мероприятия направлены на утверждение реального федерализма, о котором неоднократно упоминается в тексте Концепции.

6) Шестой раздел представлен информацией о внешнем контуре развития государства до 2020 года, определении экономических ориентиров и круга экономических и политических партнеров Российской Федерации во внешней политике на указанный период. Раскрывается позиция российского представительства на международной политической арене касательно вопросов европейской интеграции всех систем жизнедеятельности в российских реалиях. В этом разделе так же имеется предложенный план по развитию бюджетных линий, который конкретизирует распланированную систему доходов и расходов государственного бюджета.

Суть концепции

Стратегия развития составлена, исходя из двух базисов, первым из которых есть новая модель развития экономики, вторым – новая социальная политика. Известно, что прежняя модель функционирования экономического развития в современных реалиях уже не является эффективной и нуждается в серьезных поправках и концептуальных изменениях. Исходя из планирования новой модели развития, происходит построение новой социальной политики, предусматривающей ускоренные темпы развития отечественной экономики на государственном уровне. Для развития экономической системы и устранения кризисных тенденций необходимо провести перераспределение всех финансовых потоков внутри страны. Это даст возможность пополнить государственные фонды финансовыми ресурсами, создать большое количество новых рабочих мест.

Читайте также:  Расчет и правила монтажа ливневого дождевого колодца

Новая стратегия развития предусматривает не используемого ранее маневра, который позволит повысить уровень конкурентоспособности России на мировом рынке. Речь идет о повышении ценностного уровня человеческих и научных ресурсов, то есть это означает, что в России будет проводиться усиленная политика по повышению уровня квалификации кадров всех сфер деятельности.

Если раньше основное внимание уделялось мало защищенным категориям населения, то теперь государственная политика будет направлена так же и на реализацию законных прав и интересов тех слоев общественности, которые имеют потенциал и возможности для наращивания научного и технологического развития, поднимая тем самым финансовый и политический авторитет страны в глазах мировой общественности.

Экономическую систему государства, развитую соответственно с данной стратегией, можно будет назвать постиндустриальной. Основной упор, судя по политическим прогнозам, будет сделан на человеческий капитал , то есть развитие медицинской, образовательной, информационной отрасли. Раньше эти отрасли не финансировались подобающим образом, чем и спровоцированы кризисные тенденции в российской системе развития.

Проблема экономического застоя объясняется тем, что ранее все основные стратегически важные сферы жизнедеятельности финансировались только из государственного бюджета, который не был способен покрыть все необходимые расходы в вышеуказанных сферах. Теперь же Концепция социально-экономического развития РФ до 2020 года обещает, что в общую систему финансирования будут вовлечены и частные коммерческие структуры, которые имеют возможность поспособствовать развитию основных сфер жизнедеятельности за счет своего финансового состояния.

Источник



Современные концепции управления социальной сферой

Среди существующих концепций социального развития,возможно указать:

– теорию человеческого капитала;

– концепцию базовых нужд;

– концепцию качества жизни;

– концепцию развития человеческого потенциала.

Теория человеческого капитала.Из современных концепций социального развития региона она самая известная.Обоснованав работах Т.Шульца, Г. Беккера, Х. Джонсона, Э. Денисона и некоторых других исследователей.

Понятие «человеческий капитал» введено экономистами Чикагской школы еще в 70-х гг. ХХ в.

Человеческий капитал в широком смысле– специфическая форма капитала, воплощённого в самом человеке, имеющиеся у него запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту производительности труда и приносят доход в форме заработной платы или ренты. В его структуре: природные способности; общую культуру; знания общие и специальные; приобретённые способности, навыки, опыт; умение адекватно и своевременно применить этот потенциал.

Человеческий капитал в узком смысле —только общие и специальные знания; приобретённые способности, навыки и опыт, умение их применить в нужный момент и в нужном месте.

В целом, согласно теории человеческого капитала, формы его накопления различны. Это развитие способностей и навыков во время обучения, а также их приобретение в ходе профессиональной деятельности. Это забота о здоровье, получение информации и другие формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда.

«Человеческий капитал»видится,как мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Фактор человеческого капитала стал важным источником экономического роста, он объясняет экономическую роль образования, науки, здравоохранения, которые ранее рассматривались как потребляющие и непроизводительные сферы.

Сообразно появляются планируемые «инвестиции в человека»: образование, здравоохранение; социальное обеспечение.

Осознание ценности человеческого капитала способствовало изменению отношения к образованию, здравоохранению, культуре и другим отраслям социальной сферы, в том числе с позиций их ресурсного обеспечения. Рост расходов на образование воспринимается властями многих государств как фактор экономического роста, а предпринимателями – как фактор повышения производительности труда. Во многих странах образование стало рассматриваться как экономически рациональная деятельность человека на протяжении всей его жизни. Ресурсное обеспечение образования возросло не только за счет государственных средств, но и путем диверсификации источников. В США благодаря этому доля расходов на образование в ВВП за треть века почти удвоилась.

В странах с развитой рыночной экономикой развитие человеческого капитала уже давно является общей тенденцией, основывающейся на необходимости конкурировать в высокотехнологичных сферах экономики. Развитие работника стало главным источником накопления богатства. По данным Всемирного банка (1995г.), в ФРГ, Японии, Швейцарии на долю человеческого капитала приходится 80% общего объема капитала. В странах с переходной экономикой уровень бюджетных расходов на эти цели явно недостаточен, для всех постсоветских стран характерно сокращение накопленного человеческого капитала в кризисный период.

Концепция человеческого капитала дополняется понятием качество населения. Термин заимствован из демографии, где используется для расширительной оценки репродуктивных характеристик, включая здоровье, но с опорой на физическое воспроизводство. В развитие этого подходаП. Л. Капицапредлогал понимать под качеством населения «целый комплексмедико-генетических и социально-психологических характеристик жизни людей – их физическое здоровье, уровень развития интеллектуальных способностей, механизмы воспроизводства интеллектуального потенциала и т. п.». Это понятие применяется и в социологии, где в него включается как мера способностей к производительному труду при достигнутом уровне здоровья иобразования населения, так и степеньинновативности и социальной мобильности людей.

В социологических исследованиях используется и понятие социальный капитал,трактуемаякак мера гражданской активности, социальной мотивации людейи эффективности социальных институтов.

Концепция базовых потребностей —исполнила наряду с теорией человеческого капитала значительную роль. Она стала базовой для Международной организации труда (далее — МОТ). В концепции предусматривается обязательное удовлетворение базовых минимальных потребностей и улучшение общественных услуг, соблюдение прав человека и «развитие через участие» людей в принятии решений и их реализации.

К базовым нуждам отнесено их ограниченное число:

— из индивидуальных нужд – минимальные потребности в пище, одежде, жилище и его оборудовании;

— из общественных услуг – обеспечение питьевой водой, санитарной очистки мест проживания, услугами общественного транспорта, здравоохранения и образования.

В основном это физиологические потребности беднейших групп населения. Тем не менее, увязывание этих потребностей (нужд) с правами человека и раскрепощением инициативы людей является базовым принципом в подходах международных организаций и в современных оценках развития.

Концепция качества жизни.Появилась позднее предыдущей в западной, затем и в отечественной науке.Здесь активно использовалось соответственно понятие «качество жизни». Принципиальное отличие данной концепции в расширении числа компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом смысле, но и в широком социальном. Этоследующий шаг по сравнению с концепцией базовых нужд, в которой благосостояние рассматривалось более как удовлетворение первичных потребностей.

В концепции качества жизни благосостояние понимается, как способность индивида использовать различные ресурсы (денежные, здоровье, образование, семейные и социальные связи, гражданские права и др.) для управления собственной жизнью, то есть в терминах расширения возможностей выбора и действий.

Некоторое различие к восприятию положений концепции присутствует на национальном уровне трактовок концепции. Так в «ресурсной концепции», характерной для скандинавских исследований уровня жизни, подход к оценке благосостоянияоснован на объективных показателях благосостояния. В противовес ей англо-американская концепция определяет качество жизни исходя из субъективных оценок – степени удовлетворения потребностей, которая может быть оценена только самим индивидуумом. Для описания этих подходов часто используют такие термины как «благополучие», «удовлетворение» и «счастье», значение которых недостаточно конкретно возможно определить.

В то же времясейчас у западных исследователей более распространена точка зрения, что объективные и субъективные показатели следует рассматривать как равнозначные, а показатели качества жизни определяются как комбинация объективных условий жизни и субъективного восприятия благосостояния.

Читайте также:  11 главных правил счастливой семьи

Качество жизни как социально-экономическая категорияимеет два аспекта функционирования: систему показателей и определяющие факторы жизнеспособности социума.Принимая эти показатели за основу рассматриваемого определения, можно сформулировать их следующим образом (см. рис. 1):

Рис. 1. Показатели, характеризующие качество условий жизни населения

Как видно из рисунка, на качество жизни оказывает влияние и национальное богатство, поскольку является одним из основных условий развития социально-экономических отношений. Как определяет наука, его составляют природные ресурсы, аккумулированный капитал и накопленное имущество, трудовой потенциал, интеллектуальное могущество, искусство управления (человеческий потенциал).

Расширенная трактовка категории «качество жизни» населения отражается и в системе его показателей, которые возможно объединить в 6 групп:

1. Для оценки производства –национального дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование.

2. Для обобщения оценки потребностей –доходов и расходов населения, состава и объема «продовольственной корзины».

3. Для оценки уровня потребления –потребления населения материальных благ и услуг, в том числе обеспеченности жильем.

4. Для оценки культурно-бытовых условий жизни –образования и культуры.

5. Для оценки социальных условий жизни –занятости и бюджета времени населения.

6. Для оценки демографических последствий роста уровня жизни –численности, состава и воспроизводства населения (рождаемость, смертность, продолжительность жизни).

В отечественной науке в последние годы стала применяться система обобщающих показателей, которые комбинируются из ряда элементов, отражающих различные сферы жизнедеятельности населения. Использование обобщающих показателей позволяет проводить сравнительно-типологическийанализ.

Основные вопросы

1. Назовите сущность социальной политики и ее правовое обоснование в Российской Федерации

2. Охарактеризуйте сущность понятия социальное государство, установите как оно соотносится с современной социальной политикой в Российской Федерации

3. Когда и в чьих трудах впервые появляется термин социальное государство?

4. Укажите известных Вам зарубежных и российских мыслителей, внесших большой вклад в разработку концепций социального государства.

5. Перечислите специфичные функции и принципы социального государства.

6. Назовите примеры государств, имеющих успехи в реализации концепции социального государства, и стран, ставших на путь построения социальных государств

7. Какие основные статьи Европейской социальной Хартии раскрывают сущность социального государства?

8. Какие статьи Европейской социальной Хартии ратифицированы Правительством Российской Федерации?

9. Укажите основные этапы разработки концепции социального государства и их сущность

10. Определите сущность каждой из концепций управления социальной сферой

11. Назовитеосновные различия концепций управления социальной сферой

12. Укажите возможные перспективы существования каждой из концепций управления социальной сферой

13. Раскройте причины появления вышерассмотренных концепций в контексте развития социального государства

Источник

8. Основные направления в управлении социальной сферой.

Современные концепции управления социальной сферой.

Среди концепций социального развития можно выделить следующие:

– теория человеческого капитала;

– концепция базовых нужд;

– концепция качества жизни;

– концепция развития человеческого потенциала.

Из современных концепций социального развития региона наиболее известна теория человеческого капитала. Под человеческим капиталом понимается мера воплощенной в человеке способности приносить доход (совокупность знаний, квалификации, здоровья работников, позволяющих повышать производительность труда). Согласно теории человеческого капитала, накопление его может осуществляться в различных формах. Это развитие способностей и навыков во время обучения, а также их приобретение в ходе профессиональной деятельности. Это забота о здоровье, получение информации и другие формы, обеспечивающие развитие интеллектуальных и физических способностей человека с целью повышения эффективности его труда.

Наряду с теорией человеческого капитала значительную роль сыграла концепция базовых нужд. В концепции предусматривается обязательное удовлетворение базовых минимальных потребностей и улучшение общественных услуг, соблюдение прав человека и «развитие через участие» людей в принятии решений и их реализации. К базовым нуждам отнесено достаточно ограниченное их число: из индивидуальных нужд – минимальные потребности в пище, одежде, жилище и его оборудовании; из общественных услуг – обеспечение питьевой водой, санитарной очистки мест проживания, услугами общественного транспорта, здравоохранения и образования. В основном это физиологические потребности беднейших групп населения. Тем не менее, увязывание этих потребностей (нужд) с правами человека и раскрепощением инициативы людей является базовым принципом в подходах международных организаций и в современных оценках развития.

Позднее в западной, а затем и в отечественной науке появилось понятие качество жизни. Принципиальное отличие концепции качества жизни – в расширении числа компонентов, обеспечивающих благосостояние не только в экономическом смысле, но и в широком социальном. Кроме того, это следующий шаг по сравнению с концепцией базовых нужд, в которой благосостояние рассматривалось в большей степени как удовлетворение первичных потребностей. В подходе с позиций качества жизни благосостояние понимается как способность индивида использовать ресурсы (денежные, здоровье, образование, семейные и социальные связи, гражданские права и др.) для управления собственной жизнью, т. е. в терминах расширения возможностей выбора и действий.

Основные направления социальной политики государства

Государственное регулирование доходов населения

Формирование и распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждый собственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спроса на предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке. Собственники рабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы в зависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средств, производства и денежного капитала получают доход в зависимости от величины собственности в денежном выражении и условий ее реализации.

Государственная молодежная политика

Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие в интересах России, обеспечения ее конкурентоспособности в мире и укрепления национальной безопасности государства. В Российской Федерации государственная молодежная политика (ГМП) формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц, представляющих бизнес. В нашей стране от позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократии и связанных с этим преобразований. Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, иногда звучащим в стране.

Регулирование труда и занятости

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате, определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Социальная поддержка населения

На современном этапе социальная защита и поддержка населения является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Социальная поддержка – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Источник