Меню

Создайте таблицу Реки Европы используя следующие данные длины км и площади бассейна тыс кв км p

Практическая часть

Выполняйте все задания в одной книге на разных листах. Название листов задавайте в следующем формате: «Задание №».

Задание 1. Посчитайте, используя любую ЭТ, хватит ли вам 130 рублей, чтоб купить все продукты, и хватит ли купить чипсы за 25 рублей?

Задание 2. Заполните таблицу для OpenOffice.org Calc:

Объект выделения

Техника выполнения операции

Выделите ячейку C21

Выделите строку 15

Выделите столбец E

Блок (диапазон) смежных ячеек

Выделите блок E5:J14

Блок (диапазон) несмежных ячеек

Выделите блок A5:B9 и D3:F6

Задание 3. Дополните таблицу «Расписание» расчетами времени стоянок поезда в каждом населенном пункте. Вычислите суммарное время стоянок, общее время в пути, время, затрачиваемое поездом на передвижение от одного населенного пункта к другому.

Год рождения

Текущий год

С использованием электронной таблицы произвести обработку данных помощью статистических функций.

5.1. Даны сведения об учащихся группы, включающие оценки в течение одного месяца. Подсчитайте количество пятерок, четверок, двоек и троек, найдите средний балл каждого ученика и средний балл всей группы. Создайте диаграмму, иллюстрирующую процентное соотношение оценок в группе.

5.2. Четверо друзей путешествуют на трех видах транспорта: поезде, самолете и пароходе. Николай проплыл 150 км на пароходе, проехал 140 км на поезде и пролетел 1100 км на самолете. Василий проплыл на пароходе 200 км, проехал на поезде 220 км и пролетел на самолете 1160 км. Анатолий пролетел на самолете 1200 км, проехал поездом 110 км и проплыл на пароходе 125 км. Мария проехала на поезде 130 км, пролетела на самолете 1500 км и проплыла на пароходе 160 км.

Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал каждый из ребят.

Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).

Вычислить суммарное количество километров всех друзей.

Определить максимальное и минимальное количество километров, пройденных друзьями по всем видам транспорта.

Определить среднее количество километров по всем видам транспорта.

5.3.* Создайте таблицу “Озера Европы”, используя следующие данные по площади (кв. км) и наибольшей глубине (м): Ладожское 17 700 и 225; Онежское 9510 и 110; Каспийское море 371 000 и 995; Венерн 5550 и 100; Чудское с Псковским 3560 и 14; Балатон 591 и 11; Женевское 581 и 310; Веттерн 1900 и 119; Боденское 538 и 252; Меларен 1140 и 64. Определите самое большое и самое маленькое по площади озеро, самое глубокое и самое мелкое озеро.

5.4.* Создайте таблицу “Реки Европы”, используя следующие данные длины (км) и площади бассейна (тыс. кв. км): Волга 3688 и 1350; Дунай 2850 и 817; Рейн 1330 и 224; Эльба 1150 и 148; Висла 1090 и 198; Луара 1020 и 120; Урал 2530 и 220; Дон 1870 и 422; Сена 780 и 79; Темза 340 и 15. Определите самую длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек европейской части России.

5.5.* В банке производится учет своевременности выплат кредитов, выданных нескольким организациям. Известна сумма кредита и сумма, уже выплаченная организацией. Для должников установлены штрафные санкции: если фирма выплатила кредит более чем на 70 процентов, то штраф составит 10 процентов от суммы задолженности, в противном случае штраф составит 15 процентов. Посчитать штраф для каждой организации, средний штраф, общее количество денег, которые банк собирается получить дополнительно. Определить средний штраф бюджетных организаций.

* задания 5.3-5.5 оцениваются по отдельности.

Источник

Создайте таблицу “Реки Европы ”, используя следующие данные длины (км) и площади бассейна (тыс. кв. км):

Волга 3688 и 1350;

Дунай 2850 и 817;

Рейн 1330 и 224;

Эльба 1150 и 148;

Висла 1090 и 198;

Луара 1020 и 120;

Урал 2530 и 220;

Определите самую длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек европейской части России. Создайте диаграмму, иллюстрирующую соотношение длины рек Европы. ​

Ответы

Ответ

Ответ

Разберу только самое сложное.

В задании 2 основная используемая формула:

=ИНДЕКС([массив 1]; ПОИСКПОЗ(МАКС(массив 2); [массив 2]; 0))

Разберёмся, как она работает.

Состоит из следующих формул:

находит и возвращает (помещает на своё место) наибольшее значение в массиве (наборе чисел);

2. ПОИСКПОЗ(запрос; диапазон; [метод поиска])

возвращает относительное положение значения (грубо говоря, его порядковый номер) в диапазоне.

«запрос» — искомое значение. Мы на месте запроса ставим функцию «МАКС», т.е. получается, что мы ищем максимальное значение (глубина озера или длина реки);»диапазон» — диапазон, состоящий из одной строки или одного столбца (или части строки или столбца, как в нашем случае), в котором функция ищет искомое значение (запрос). У нас этот диапазон совпадает с массивом в котором мы нашли максимальное значение;»метод поиска» поиска. Мы берём значение «0», при котором функция ищет точное совпадение с «запросом». Стоит отметить, что если в диапазоне будет несколько значений совпадающих с запросом, то функция найдёт только первое. Но в нашем случае это не мешает.

В итоге данная функция нашла для нас, что река/озеро с максимальной протяжённостью/глубиной находиться на N-ном месте в нашем списке.

3. ИНДЕКС(массив; строка; столбец)

Возвращает содержимое ячейки, находящейся на пересечении указанной строки и столбца в массиве. Аргументы строка и столбец необязательные. Если массив состоит из одной строки, то указывается только столбец и наоборот.

«массив» — фрагмент таблицы, в котором будет производиться поиск. У нас это названия озёр/рек;»строка» — номер строки внутри массива сюда. У нас на этом место встаёт число N, возвращённое функцией «ПОИСКПОЗ»; «столбец» — номер столбца внутри массива. Наш массив состоит из одного столбца (название озера/реки), так что «столбец» мы не указываем.

Получается, эта функция выводит название озера/реки, которое стоит на N-ном месте в нашем списке.

В задании 3 основная формула:

=ЕСЛИ([утверждение]; [если утверждение истинно, выводит это]; [Если утверждение ложно, выводит это])

Мы на месте утверждения пишем: «организация выплатила больше 70%». Чтобы найти, сколько процентов долга выплатила организация, нужно умножить выплаченную сумму на 100 и произведение поделить на общую сумму кредита. Если наше утверждение истинно, функция умножает задолженность на 0,10, т.е. выводит в графу штрафа 10% от задолженности. Если же утверждение ложно, умножает на 0.15, и получается штраф 15%.

Так же в задании 3 используется формула:

=СРЗНАЧЕСЛИ([диапазон критерия]; [критерий]; [усредняемый_диапазон])

Она нам найти среднее значение штрафов только бюджетных организаций.

«диапазон критерия » — диапазон в котором значения проверяются на соответствие критерию. У нас — колонка определяющая, бюджетная организация или нет»критерий» — наш критерий — учитываются только бюджетные организации, т.е. из «диапазона критерия» мы берём только значения «да» (бюджетная).»усредняемый диапазон» — диапазон, из которого функция подбирает подходящие значения для нахождения среднего. У нас это колонка штрафов.Примечания:В задании 2.3 сделал две таблицы: одна с реками Европы, а другая только с раками европейской части России. Не понял, как всё это должно выглядеть, так что простить, если неверно)В задании 3 не понятно, что за бюджетные организации. Сделал дополнительную колонку в таблице. Если что, подкорректируйте. Все необходимые формулы есть.

Читайте также:  Рациональная фармакотерапия АНЦА ассоциированных системных васкулитов

Источник



Создайте таблицу “Реки Европы ”, используя следующие данные длины (км) и площади бассейна (тыс. кв. км):

Волга 3688 и 1350;

Дунай 2850 и 817;

Рейн 1330 и 224;

Эльба 1150 и 148;

Висла 1090 и 198;

Луара 1020 и 120;

Урал 2530 и 220;

Определите самую длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек европейской части России. Создайте диаграмму, иллюстрирующую соотношение длины рек Европы. ​

Ответ

Ответы

Ответ

Разберу только самое сложное.

В задании 2 основная используемая формула:

=ИНДЕКС([массив 1]; ПОИСКПОЗ(МАКС(массив 2); [массив 2]; 0))

Разберёмся, как она работает.

Состоит из следующих формул:

находит и возвращает (помещает на своё место) наибольшее значение в массиве (наборе чисел);

2. ПОИСКПОЗ(запрос; диапазон; [метод поиска])

возвращает относительное положение значения (грубо говоря, его порядковый номер) в диапазоне.

«запрос» — искомое значение. Мы на месте запроса ставим функцию «МАКС», т.е. получается, что мы ищем максимальное значение (глубина озера или длина реки);»диапазон» — диапазон, состоящий из одной строки или одного столбца (или части строки или столбца, как в нашем случае), в котором функция ищет искомое значение (запрос). У нас этот диапазон совпадает с массивом в котором мы нашли максимальное значение;»метод поиска» поиска. Мы берём значение «0», при котором функция ищет точное совпадение с «запросом». Стоит отметить, что если в диапазоне будет несколько значений совпадающих с запросом, то функция найдёт только первое. Но в нашем случае это не мешает.

В итоге данная функция нашла для нас, что река/озеро с максимальной протяжённостью/глубиной находиться на N-ном месте в нашем списке.

3. ИНДЕКС(массив; строка; столбец)

Возвращает содержимое ячейки, находящейся на пересечении указанной строки и столбца в массиве. Аргументы строка и столбец необязательные. Если массив состоит из одной строки, то указывается только столбец и наоборот.

«массив» — фрагмент таблицы, в котором будет производиться поиск. У нас это названия озёр/рек;»строка» — номер строки внутри массива сюда. У нас на этом место встаёт число N, возвращённое функцией «ПОИСКПОЗ»; «столбец» — номер столбца внутри массива. Наш массив состоит из одного столбца (название озера/реки), так что «столбец» мы не указываем.

Получается, эта функция выводит название озера/реки, которое стоит на N-ном месте в нашем списке.

В задании 3 основная формула:

=ЕСЛИ([утверждение]; [если утверждение истинно, выводит это]; [Если утверждение ложно, выводит это])

Мы на месте утверждения пишем: «организация выплатила больше 70%». Чтобы найти, сколько процентов долга выплатила организация, нужно умножить выплаченную сумму на 100 и произведение поделить на общую сумму кредита. Если наше утверждение истинно, функция умножает задолженность на 0,10, т.е. выводит в графу штрафа 10% от задолженности. Если же утверждение ложно, умножает на 0.15, и получается штраф 15%.

Так же в задании 3 используется формула:

=СРЗНАЧЕСЛИ([диапазон критерия]; [критерий]; [усредняемый_диапазон])

Она нам найти среднее значение штрафов только бюджетных организаций.

«диапазон критерия » — диапазон в котором значения проверяются на соответствие критерию. У нас — колонка определяющая, бюджетная организация или нет»критерий» — наш критерий — учитываются только бюджетные организации, т.е. из «диапазона критерия» мы берём только значения «да» (бюджетная).»усредняемый диапазон» — диапазон, из которого функция подбирает подходящие значения для нахождения среднего. У нас это колонка штрафов.Примечания:В задании 2.3 сделал две таблицы: одна с реками Европы, а другая только с раками европейской части России. Не понял, как всё это должно выглядеть, так что простить, если неверно)В задании 3 не понятно, что за бюджетные организации. Сделал дополнительную колонку в таблице. Если что, подкорректируйте. Все необходимые формулы есть.

Источник

С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций

Даны сведения об учащихся класса, включающие средний балл за четверть, возраст (год рождения) и пол. Определить средний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.

Заполним таблицу исходными данными и проведем необходимые расчеты. В таблицу будем заносить данные из школьного журнала.

В таблице используются дополнительные колонки, которые необходимы для ответа на вопросы, поставленные в задаче (текст в них записан синим цветом), — возраст ученика и является ли учащийся отличником и девочкой одновременно.

Для расчета возраста использована следующая формула (на примере ячейки G4):

Прокомментируем ее. Из сегодняшней даты вычитается дата рождения ученика. Таким образом, получаем полное число дней, прошедших с рождения ученика. Разделив это количество на 365,25 (реальное количество дней в году, 0,25 дня для обычного года компенсируется високосным годом), получаем полное количество лет ученика; наконец, выделив целую часть, — возраст ученика.

Является ли девочка отличницей, определяется формулой (на примере ячейки H4):

Приступим к основным расчетам.

Прежде всего требуется определить средний балл мальчиков. Согласно определению, необходимо разделить суммарный балл мальчиков на их количество. Для этих целей можно воспользоваться соответствующими функциями табличного процессора.

Функция СУММЕСЛИ позволяет просуммировать значения только в тех ячейках диапазона, которые отвечают заданному критерию (в нашем случае ребенок является мальчиком). Функция СЧЁТЕСЛИ подсчитывает количество значений, удовлетворяющих заданному критерию. Таким образом и получаем требуемое.

Для подсчета доли отличниц среди всех девочек отнесем количество девочек-отличниц к общему количеству девочек (здесь и воспользуемся набором значений из одной из вспомогательных колонок):

Наконец, определим отличие средних баллов разновозрастных детей (воспользуемся в расчетах вспомогательной колонкой Возраст):

Таким образом, задача полностью решена. На рисунке представлены результаты решения для заданного набора данных.

С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций.

1. Даны сведения об учащихся класса, включающие оценки в течение одного месяца. Подсчитайте количество пятерок, четверок, двоек и троек, найдите средний балл каждого ученика и средний балл всей группы. Создайте диаграмму, иллюстрирующую процентное соотношение оценок в группе.

2. Четверо друзей путешествуют на трех видах транспорта: поезде, самолете и пароходе. Николай проплыл 150 км на пароходе, проехал 140 км на поезде и пролетел 1100 км на самолете. Василий проплыл на пароходе 200 км, проехал на поезде 220 км и пролетел на самолете 1160 км. Анатолий пролетел на самолете 1200 км, проехал поездом 110 км и проплыл на пароходе 125 км. Мария проехала на поезде 130 км, пролетела на самолете 1500 км и проплыла на пароходе 160 км.

Читайте также:  Сколько было китайских династий хронология по порядку

Построить на основе вышеперечисленных данных электронную таблицу.

· Добавить к таблице столбец, в котором будет отображаться общее количество километров, которое проехал каждый из ребят.

· Вычислить общее количество километров, которое ребята проехали на поезде, пролетели на самолете и проплыли на пароходе (на каждом виде транспорта по отдельности).

· Вычислить суммарное количество километров всех друзей.

· Определить максимальное и минимальное количество километров, пройденных друзьями по всем видам транспорта.

· Определить среднее количество километров по всем видам транспорта.

3. Создайте таблицу “Озера Европы”, используя следующие данные по площади (кв. км) и наибольшей глубине (м): Ладожское 17 700 и 225; Онежское 9510 и 110; Каспийское море 371 000 и 995; Венерн 5550 и 100; Чудское с Псковским 3560 и 14; Балатон 591 и 11; Женевское 581 и 310; Веттерн 1900 и 119; Боденское 538 и 252; Меларен 1140 и 64. Определите самое большое и самое маленькое по площади озеро, самое глубокое и самое мелкое озеро.

4. Создайте таблицу “Реки Европы”, используя следующие данные длины (км) и площади бассейна (тыс. кв. км): Волга 3688 и 1350; Дунай 2850 и 817; Рейн 1330 и 224; Эльба 1150 и 148; Висла 1090 и 198; Луара 1020 и 120; Урал 2530 и 220; Дон 1870 и 422; Сена 780 и 79; Темза 340 и 15. Определите самую длинную и самую короткую реку, подсчитайте суммарную площадь бассейнов рек, среднюю протяженность рек европейской части России.

5. В банке производится учет своевременности выплат кредитов, выданных нескольким организациям. Известна сумма кредита и сумма, уже выплаченная организацией. Для должников установлены штрафные санкции: если фирма выплатила кредит более чем на 70 процентов, то штраф составит 10 процентов от суммы задолженности, в противном случае штраф составит 15 процентов. Посчитать штраф для каждой организации, средний штраф, общее количество денег, которые банк собирается получить дополнительно. Определить средний штраф бюджетных организаций.

3. Решить текстовую логическую задачу (необходимо использовать не менее четырех переменных)

Решить текстовую логическую задачу:

Болельщики футбольных команд делали прогнозы об итогах соревнований “Турнир четырех”:

— Я уверен, что “Спартак” будет чемпионом, а “ЦСКА” займет последнее место, — сказал Иван.

— Что ты, “Спартак” выше третьего не поднимется, а “ЦСКА” станет вторым, — возразил Сергей.

— Чемпионом будет “Динамо”, а “ЦСКА” войдет в тройку сильнейших, — сделал свой прогноз Петр.

— “Динамо” будет вторым, а вот “Ротор” точно будет последним, — промолвил Алексей.

Выяснилось, что каждый из болельщиков был прав в одном прогнозе и ошибся во втором. Как распределились места, занятые командами?

Решим задачу путем сопоставления высказываний и опираясь на информацию о том, что одно из них истинно, другое — ложно.

Анализ начнем с последнего высказывания.

Предположим, что высказывание “Ротор” займет 4-е место” истинно. Тогда “Динамо” будет вторым” — ложно (т.е. “Динамо” занимает 1-е или 3-е место).

Пусть истинно высказывание “Динамо” займет первое место”, тогда ложно высказывание “ЦСКА” войдет в тройку сильнейших”, т.е. “ЦСКА” занимает 4-е место, но это место у нас уже занял “Ротор”. Поэтому эта цепочка рассуждений неверна. Следовательно, истинным будет высказывание “ЦСКА” займет 2-е или 3-е место”, а ложным — “Динамо” займет 1-е место”. Для “Динамо” осталась единственная возможность — 3-е место.

Тогда далее высказывание “ЦСКА” станет вторым” истинно, а “Спартак” выше третьего не поднимется” — ложно. Таким образом, для “Спартака” остается единственная возможность — 1-е место, что не противоречит высказываниям Ивана, исходя из того, что одно из них истинно, другое — ложно.

Таким образом, распределение мест: “Спартак” — I, “ЦСКА” — II, “Динамо” — III, “Ротор” — IV.

Если отталкиваться от посылки, что истинно высказывание “Динамо” будет вторым”, ложно “Ротор” будет четвертым”, придем к противоречию (проделать рассуждения самостоятельно”.

1. Три подразделения — А, В, С — торговой фирмы стремились получить по итогам года максимальную прибыль. Экономисты высказали следующие предположения:

1) А получит максимальную прибыль только тогда, когда получат максимальную прибыль В и С,

2) Либо А и С получат максимальную прибыль одновременно, либо одновременно не получат,

3) Для того чтобы подразделение С получило максимальную прибыль, необходимо, чтобы и В получило максимальную прибыль.

По завершении года оказалось, что одно из трех предположений ложно, а остальные два истинны. Какие из названных подразделений получили максимальную прибыль?

2. Задача “Валютные махинации”.

В нарушении правил обмена валюты подозреваются четыре работника банка — Антипов (А), Борисов (B), Цветков (С) и Дмитриев (D). Известно:

1) если А нарушил правила обмена валюты, то и В нарушил;

2) если В нарушил, то и С нарушил или А не нарушил;

3) если D не нарушил, то А нарушил, а С не нарушил;

4) если D нарушил, то и А нарушил.

Кто из подозреваемых нарушил правила обмена валюты?

3. Задача “Пятеро друзей”.

Пятеро друзей решили записаться в кружок любителей логических задач: Андрей (А), Николай (N), Виктор (V), Григорий (G), Дмитрий (D). Но староста кружка поставил им ряд условий: “Вы должны приходить к нам так, чтобы:

1) если А приходит вместе с D, то N должен присутствовать обязательно;

2) если D отсутствует, то N должен быть, а V пусть не приходит;

3) А и V не могут одновременно ни присутствовать, ни отсутствовать;

4) если придет D, то G пусть не приходит;

5) если N отсутствует, то D должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует V; если же и V присутствует при отсутствии N, то D приходить не должен, a G должен прийти”.

В каком составе друзья смогут прийти на занятия кружка?

4. Брауну, Джонсу и Смиту предъявлено обвинение в соучастии в ограблении банка. Похитители скрылись на поджидавшем их автомобиле. На следствии Браун показал, что преступники скрылись на синем “Бьюике”; Джонс сказал, что это был черный “Крайслер”, а Смит утверждал, что это был “Форд Мустанг” и ни в коем случае не синий. Стало известно, что, желая запутать следствие, каждый из них указал правильно либо только марку машины, либо только ее цвет. Какого цвета и какой марки был автомобиль?

5. Для полярной экспедиции из восьми претендентов — А, В, С, D, Е, F, G и Н — надо отобрать шестерых специалистов: биолога, гидролога, синоптика, радиста, механика и врача. Обязанности биолога могут выполнять Е и G, гидролога — В и F, синоптика — F и G, радиста — С и D, механика — С и Н, врача — А и D. Хотя некоторые претенденты владеют двумя специальностями, в экспедиции каждый сможет выполнять только одну обязанность. Кого и кем следует взять в экспедицию, если F не может ехать без В, D — без С и без Н, С не может ехать одновременно с G, а A вместе с B?

Читайте также:  Какая отчетность у ИП на ЕНВД или УСН

Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов. Автоматическое исполнение алгоритма. Способы описания алгоритмов. Основные алгоритмические структуры и их реализация на языке программирования. Оценка эффективности алгоритмов.

Алгоритм — это понятное и точное предписание исполнителю совершить последовательность действий, направленных на решение поставленной задачи или достижение указанной цели.

Термин имеет интересное историческое происхождение. В IX веке великий узбекский математик аль-Хорезми разработал правила арифметических действий над десятичными числами. Совокупность этих правил в Европе стали называть “алгоризм”. Впоследствии слово трансформировалось до известного нам сейчас вида и, кроме того, расширило свое значение: алгоритмом стали называть любую последовательность действий (не только арифметических), которая приводит к решению той или иной задачи. Можно сказать, что понятие вышло за рамки математики и стало применяться в самых различных областях.

Можно выделить три крупных разновидности алгоритмов: вычислительные, информационные и управляющие. Первые, как правило, работают с простыми видами данных (числа, вектора, матрицы), но зато процесс вычисления может быть длинным и сложным. Информационные алгоритмы, напротив, реализуют сравнительно небольшие процедуры обработки (например, поиск элементов, удовлетворяющих определенному признаку), но для больших объемов информации. Наконец, управляющие алгоритмы непрерывно анализируют информацию, поступающую от тех или иных источников, и выдают результирующие сигналы, управляющие работой тех или иных устройств. Для этого вида алгоритмов очень существенную роль играет их быстродействие, т.к. управляющие сигналы всегда должны появляться в нужный момент времени.

Каждый алгоритм — это правила, описывающие процесс преобразования исходных данных в необходимый результат. Заметим, что данное важное свойство в некоторых книгах приводят как определение алгоритма.

Для того чтобы произвольное описание последовательности действий было алгоритмом, оно должно обладать следующими свойствами.

Процесс решения задачи должен быть разбит на последовательность отдельных шагов, каждый из которых называется командой. Примером команд могут служить пункты инструкции, нажатие на одну из кнопок пульта управления, рисование графического примитива (линии, дуги и т.п.), оператор языка программирования. Наиболее существенным здесь является тот факт, что алгоритм есть последовательность четко выделенных пунктов — такие “прерывные” объекты в науке принято называть дискретными.

Каждая команда алгоритма должна быть понятна тому, кто исполняет алгоритм; в противном случае эта команда и, следовательно, весь алгоритм в целом не могут быть выполнены. Данное требование можно сформулировать более просто и конкретно. Составим полный список команд, который умеет делать исполнитель алгоритма, и назовем его системой команд исполнителя (СКИ).

Требование использовать при составлении алгоритмов только те команды, которые входят в СКИ, связано с тем, что исполнение алгоритма осуществляется формально, без возможности вникнуть в суть команд и проанализировать их.

Одним из таких (вернее, основным из них) “бездушных” исполнителей является ЭВМ. Вообще ЭВМ является универсальным исполнителем алгоритмов. Это связано с тем, что любой алгоритм, составленный для ЭВМ, в конечном итоге транслируется в ее СКИ и, таким образом, становится доступным для исполнения.

Команды, образующие алгоритм (или, можно сказать, входящие в СКИ), должны быть предельно четкими и однозначными. Их результат не может зависеть от какой-либо дополнительной информации извне алгоритма. Сколько бы раз вы не запускали программу, для одних и тех же исходных данных всегда будет получаться один и тот же результат.

При наличии ошибок в алгоритме последнее сформулированное свойство может иногда нарушаться. Например, если не было предусмотрено присвоение переменной начального значения, то результат в некоторых случаях может зависеть от случайного состояния той или иной ячейки памяти компьютера. Но это, скорее, не опровергает, а подтверждает правило: алгоритм должен быть определенным, в противном случае это не алгоритм.

Определенность также предполагает, что данные, необходимые для выполнения очередной команды алгоритма, получены на одном из предыдущих шагов алгоритма.

Результат выполнения алгоритма должен быть обязательно получен, т.е. правильный алгоритм не может обрываться безрезультатно из-за какого-либо непреодолимого препятствия в ходе выполнения. Кроме того, любой алгоритм должен завершиться за конечное число шагов. Большинство алгоритмов данным требованиям удовлетворяют, но при наличии ошибок возможны нарушения результативности.

Любой алгоритм создан для решения той или иной задачи, поэтому нам необходима уверенность, что это решение будет правильным для любых допустимых исходных данных. Указанное свойство алгоритма принято называть его корректностью. В связи с обсуждаемым свойством большое значение имеет тщательное тестирование алгоритма перед его использованием. Как показывает опыт, грамотная и всесторонняя отладка для сложных алгоритмов часто требует значительно больших усилий, чем собственно разработка этих алгоритмов. При этом важно не столько количество проверенных сочетаний входных данных, сколько количество их типов. Например, можно сделать сколько угодно проверок для положительных значений аргумента алгоритма, но это никак не будет гарантировать корректную его работу в случае отрицательной величины аргумента.

Алгоритм имеет смысл разрабатывать только в том случае, когда он будет применяться многократно для различных наборов исходных данных. Например, если составляется алгоритм обработки текстов, то вряд ли целесообразно ограничивать его возможности только русскими буквами — стоит предусмотреть также латинский алфавит, цифры, знаки препинания и т.п. Тем более что такое обобщение особых трудностей не вызывает.

Таковы основные свойства алгоритмов. Если их внимательно проанализировать, то становится очевидным, что исполнитель алгоритма не нуждается в какой-либо фантазии и сообразительности. Более того, для выполнения алгоритма совсем не требуется его понимание, а правильный результат может быть получен путем формального и чисто механического следования содержанию алгоритма.

Из возможности формального исполнения алгоритма следует очень важное следствие: поскольку осознавать содержание алгоритма не требуется, его исполнение вполне можно доверить автомату или ЭВМ. Таким образом, составление алгоритма является обязательным этапом автоматизации любого процесса. Как только разработан алгоритм, машина может исполнять его лучше человека — быстрее и, что очень важно, не ошибаясь.

Основными способами записи алгоритмов являются:

· на алгоритмическом языке;

· на языке программирования высокого уровня.

Основными алгоритмическими структурами (ОАС) являются следование, развилка и цикл. В более сложных случаях используются суперпозиции (вложения) ОАС.

Ниже приведены графические обозначения (обозначения на блок-схемах) ОАС.

Источник