Меню

Становление Российской государственности

Становление Российской государственности

Кризис власти

После распада Союза ССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Некоторые бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение российских управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Московский Кремль.

21 апреля 1992 г. было изменено официальное название российского государства. РСФСР была переименована в Российскую Федерацию — Россию (при равнозначности обоих названий).

С прекращением существования СССР не изменился характер взаимоотношений между президентом, с одной стороны, Верховным Советом и Съездом народных депутатов — с другой. Отсутствие четкого разграничения полномочий между ними вызывало острое противостояние двух ветвей государственной власти — законодательной и исполнительной. Взаимоотношения между ними особенно обострились в период разработки конституционного проекта Российского государства. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего политического развития и за восстановление СССР. В декабре 1992 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу».

Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значительной части населения. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной экономики, продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий. В декабре 1992 г. под давлением законодательной власти ушло в отставку правительство Е. Т. Гайдара. Новым премьером Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин, ранее находившийся на руководящей хозяйственной работе. Но это не сняло напряженности в обществе и во взаимоотношениях президента Б. Н. Ельцина и парламента.

В апреле 1993 г. по инициативе Съезда народных депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и народных депутатов. Из 69 млн. человек, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им социально-экономическую политику (соответственно 58,7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67,6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили политический кризис.

Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому времени президентом и его советниками был подготовлен проект новой Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. 21 сентября 1993 г. Б. Н. Ельцин объявил о роспуске представительных органов власти — Верховного Совета РФ и Съезда народных депутатов. На 12 декабря были назначены выборы нового парламента. Часть депутатов отказалась признать законность действий президента и заявила об отстранении его от власти. Был приведен к присяге новый президент — А. В. Руцкой, до того момента занимавший пост вице-президента РФ.

В ответ на антиконституционный президентский акт силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады (2—3 октября). Была предпринята неудавшаяся попытка штурма мэрии и Останкинского телевизионного центра. Стремление изменить курс социально-экономических реформ объединило несколько десятков тысяч человек. В столице было объявлено чрезвычайное положение, в город введены войска. В ходе событий несколько сот его участников погибли либо получили ранения.

С установлением единовластия президента начался слом действовавшей до тех пор системы Советов. В октябре 1993 г. были приняты несколько указов о реформе представительных органов власти и местного самоуправления. В соответствии с ними прекращалась деятельность Советов всех ступеней. Их обязанности передавались в руки местной администрации и выборных дум.

Российская Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Главой государства являлся избираемый всенародным голосованием президент. В состав РФ входили 21 республика и 6 краев, 1 автономная область и 10 автономных округов, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) и 49 областей. Были определены принципы построения высших органов государственной власти и управления. Законодательно закреплялась двухпалатная структура Федерального Собрания — постоянно действующего законодательного органа РФ (схема 3). Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной.

Конституцией разграничивались полномочия между органами власти РФ и ее субъектами.

К компетенции высших органов власти России были отнесены важнейшие общегосударственные вопросы: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, финансовая система, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежало решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявления войны и заключения мира, руководство внешнеэкономическими связями. Федеральная государственная служба также находилась в подчинении федеральной власти. В совместном ведении органов власти Федерации и ее субъектов находились вопросы природопользования, охрана историко-культурных памятников, образование, наука.

Законодательно закреплялись политическая многопартийность, право свободы труда и право частной собственности. Конституция создавала условия для достижения в обществе политической устойчивости.

Межнациональные отношения

После распада СССР отношения федеральных властей с отдельными субъектами Российской Федерации складывались непросто.

Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Лишь при помощи Российской армии удалось прекратить возникшие из-за территориальных споров вооруженные столкновения между ингушами и осетинами. В 1992 г. состоялось разделение Чечено-Ингушетии на две самостоятельные республики.

31 марта 1992 г. между автономными республиками России был подписан Федеративный договор. Он предусматривал разделение полномочий между федеральными и республиканскими органами власти. Договор зафиксировал отказ федеральной власти от стремления к диктату. Документ стал основой государственного единства страны, развития последующих взаимоотношений между центром и национально-государственными образованиями РФ. Татарстан присоединился к договору в 1994 г., оговорив особые условия, которые не противоречат тому, что он остается полноценным субъектом Федерации. Специфические отношения сложились с руководством республики Ичкерия (Чечня), которое не только не подписало Федеративный договор, но настойчиво стремилось к выходу из состава России.

Принятие Конституции 1993 г. явилось важным шагом в укреплении единства Российского государства. Вместе с тем сохранилась напряженность в отношениях с отдельными субъектами Федерации. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России. Это положило начало чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством Соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов. Соглашение и прекращение военных действий не сняли сепаратистских стремлений чеченского руководства. Ситуация в республике оставалась крайне напряженной и взрывоопасной.

Политические партии в Государственной Думе. В декабре 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти — Федеральное Собрание Российской Федерации, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В канун выборов возникли несколько политических блоков и коалиций. Широкую известность приобрели блоки «Выбор России» и «Явлинский, Болдырев, Лукин» («ЯБЛоко»), Российское движение демократических реформ, предвыборное объединение «Отечество». Большинство объединений и партий выступали за многообразие форм собственности, усиление социальной защиты населения, за единство и целостность России. Однако в вопросах национально-государственного строительства их позиции основательно расходились. Блок «ЯБЛоко» отстаивал идею конституционной федерации, КПРФ — восстановление на новой основе союзного государства, ЛДПР — возрождение Российского государства в рамках до 1977 г.

В результате проведенных на многопартийной основе выборов в парламент вошли представители 8 партий. Наибольшее число мест получили «Выбор России», ЛДПР, Аграрная партия и КПРФ.

Первым председателем Совета Федерации стал В. Ф. Шумейко, в прошлом директор одного из крупных промышленных предприятий страны. Государственную Думу возглавил И. П. Рыбкин. С первых дней работы Госдумы в ее составе возникли несколько партийных фракций. Наиболее многочисленной среди них являлась фракция «Выбор России», возглавляемая Е. Т. Гайдаром.

Центральное место в работе Госдумы I созыва заняли вопросы экономической и национальной политики, социального обеспечения и международных отношений. В течение 1993—1995 гг. депутаты приняли свыше 320 законов, подавляющая часть которых была подписана президентом. В их числе — законы о правительстве и конституционной системе, о новых формах собственности, о крестьянском и фермерском хозяйстве, об акционерных обществах, о свободных экономических зонах.

На выборы в Государственную Думу 1995 г. общественные объединения и партии шли с четкими требованиями в экономической, политической областях. Центральное место в предвыборной платформе КПРФ (председатель ЦК КПРФ — Г. А. Зюганов) занимали требования восстановления в России Мирным путем советского строя, прекращения процесса разгосударствления и национализации средств производства. КПРФ выступала за расторжение внешнеполитических договоров, которые «ущемляли» интересы страны.

Сформировавшееся накануне выборов всероссийское общественно-политическое движение «Наш дом — Россия» объединило представителей исполнительных структур власти, хозяйственных и предпринимательских слоев. Главную экономическую задачу участники движения видели в формировании смешанной экономической системы на принципах, присущих рыночной экономике. Роль государства должна была заключаться в создании благоприятных условий для развития мелкого и среднего предпринимательства, деловой активности населения.

В состав Госдумы II созыва было избрано 450 депутатов. Подавляющую их часть составляли работники законодательных и исполнительных органов власти, многие из них являлись членами предыдущего депутатского корпуса. 36% общего числа мест в Думе получила КПРФ, 12% — «Наш дом — Россия», 11% — ЛДПР, 10% — блок Г. А. Явлинского («Яблоко»), 17% — независимые и 14% — другие избирательные объединения.

Состав Госдумы предопределил острый характер межпартийной борьбы по всем рассматриваемым в ней внутриполитическим вопросам. Основная борьба развернулась между сторонниками избранного пути экономического и политического реформирования и оппозицией, в рядах которой находились фракции КПРФ, ЛДПР и блок Г. А. Явлинского. В жестком противоборстве обсуждались и принимались решения но вопросам, связанным с регулированием новых социально-экономических отношений. Неприятие значительной части депутатов вызывали правительственная политика в Чечне, внешнеполитические акции, направленные на сближение с НАТО. Позицию парламентариев поддерживали некоторые слои российского населения.

Оппозиционные правительству силы попытались выступить единым фронтом на выборах президента летом 1996 г. На пост президента претендовали 11 человек, в том числе Б. Н. Ельцин, Г. А. Зюганов, В. В. Жириновский, М. С. Горбачев, Г. А. Явлинский. В результате двух туров выборов президентом России вновь стал Б. Н. Ельцин. За него проголосовали 55% общего числа избирателей. Г. А. Зюганов — главный конкурент Б. Н. Ельцина — получил 40,7% голосов. Итоги президентских выборов показали, что преобладающая часть граждан поддерживала курс президента на создание рыночной экономики и демократического государства.

Источник

Презентация по теме:»Становление новой России. 1992-1993 годы»

библиотека материалов

Становление новой России. 1992 – 1993годы.План урока: Реформирование экономик.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Становление новой России.
1992 – 1993годы.
План урока:
Реформирование экономики: «шоковая терапия».
Противостояние президента и Верховного Совета.
Политический кризис 1993 г.
Выборы в Федеральное Собрание.
Д\з: § 35.

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

1991 г.
Б.Н.Ельцин, президент РСФСР
Курс на радикальное реформирование общества (за 6-8 месяцев)
Г.А.Явлинский
Программа «500 дней»
Форсированный переход от плановой к рыночной экономике
1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия»

Описание слайда:

Курс на реформы одобрен V Съездом народных депутатов РСФСР в конце октября 1991г. Сформировано новое правительство во главе с президентом Б.Н. Ельциным. Ключевой фигурой в нем стал Е.Т. Гайдар. Российский либеральный реформатор, государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.
1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия»

Описание слайда:

25 декабря 1991г. состоялось заседание Верховного Совета РСФСР, утвердившего Закон РСФСР № 2094‑I «Об изменении названия государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Было установлено новое название — Российская Федерация (Россия). В тот же день этот закон подписал президент России Борис Ельцин.

1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия»

Описание слайда:

Резкий экономический спад, рост инфляции.
Критическая экономическая ситуация.
1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия»

Описание слайда:

1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия»
Либерализация цен,
Приватизация

Описание слайда:

ПОДХОДЫ К ПЕРСПЕКТИВАМ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Радикально-реформаторский
Эволюционный
Частная собст-ть и свободный рынок товаров и услуг способны породить эффективную эк.систему
Медленное и осторожное преобразование экономики с сохранением ведущих отраслей в руках гос-ва
Б.Н.Ельцин
Президент РФ
Р.И.Хасбулатов
Председатель Верховного Совета (парламента).
2. Президент и Верховный Совет:
противостояние двух ветвей власти.

Описание слайда:

Противостояние президента и Верховного Совета.
ПОДХОДЫ К ПЕРСПЕКТИВАМ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Б.Н.Ельцин
Р.И.Хасбулатов
противостояние
Осень 1993 г.

Описание слайда:

2. Президент и Верховный Совет:
противостояние двух ветвей власти.
В декабре 1992г. Президент РФ и VII Съезд народных депутатов выступили с прямыми обращениями к гражданам России, которых обвинили друг друга в нарушении конституции.

Конституционным судом конфликт был улажен. По основным же принципам новой конституции было решено провести референдум. Сформировано новое правительство . Председателем которого стал В.С. Черномырдин (до 1998г.).
НО!

Описание слайда:

2. Президент и Верховный Совет:
противостояние двух ветвей власти.
В начале 1993г. Конфликт двух ветвей власти обострился вновь!

Сохранение в стране Советов (от местных низов до Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие для развития демократии и реформ, проводимых правительством и выхода из кризиса.

Описание слайда:

21 сентября
1993 г.
Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
Прекращение деят-ти Съезда нар.депутатов и Верховного Совета
Выборы нового двухпалатного парламента (12 декабря 1993 г.)
Разработка проекта новой Конституции
Вся власть – в руках президента
3. Политический кризис осени 1993г.

Читайте также:  Право собственности на землю Понятие и возникновение
Описание слайда:

3. Политический кризис осени 1993г.
21 сентября 1993г. Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации»
Выборы нового двухпалатного парламента (12 декабря 1993 г.)

Описание слайда:

Съезд народных депутатов
Отстранить Ельцина с поста президента
Принятие присяги вице-президентом А.В.Руцким
Два центра власти (2-3 октября 1993 г.)
Кремль
Белый
дом
Б.Н.Ельцин
Руцкой, Хасбулатов
3 октября 1993 г. – вечерний «штурм» (демонстрация расстеляна спецназом) телецентра «Останкино»
4 октября 1993 г. – захват Белого дома, арест руководителей парламентской оппозиции
А.В. Руцкой

Описание слайда:

3 октября 1993 г. – вечерний «штурм» (демонстрация расстрелянна спецназом) телецентра «Останкино». Поход демонстрантов в Останкино стал отчасти результатом призывов вице-президента Александра Руцкого и генерала Альберта Макашова, являвшихся тогда лидерами оппозиции Ельцину в Верховном Совете, но в значительной мере был стихийным.
4 октября 1993 г. – штурм и захват Белого дома, арест руководителей парламентской оппозиции
А.В. Руцкой
3-4 октября в районе телецентра «Останкино» были убиты либо впоследствии скончались от полученных ран не менее 46 человек. Телесные повреждения у телецентра получили не менее 124 человек.

Описание слайда:

3. Политический кризис осени 1993г.

Описание слайда:

3. Политический кризис осени 1993г.
У Белого дома.
Октябрь 1993г.

Описание слайда:

3. Политический кризис осени 1993г.
Штурм Белого дома.
Октябрь 1993г.

Описание слайда:

Спустя годы народ очнулся и понял, как нас захватили и обманули сказками про демократия и типа свободу. Нет никакой демократии, мы в СССР были свободными людьми, государство о нас заботилось. Существовало равноправие и свобода личности, презумпция невиновности, право жить, работать, учиться, право на пенсию (которую отобрали рабовладельцы), лечиться за счёт государства. А сейчас одно закабаление деньгами, штрафами, налогами, поборами, сборами, законами против человека, против его свободы и против его воли.
Ссылка
Ссылка
3. Политический кризис осени 1993г.
Штурм Останкино
Штурм парламента

Описание слайда:

Познакомьтесь с последним пунктом параграфа 35 и ответьте на вопросы.
Выборы в Государственную думу
мажоритарная
система
пропорциональная
система
В депутаты проходит кандидат, набравший большинство голосов
Пропорционально количеству голосов, поданных за тот или иной партийный список
Сдержанная оппозиция по отношению к президенту и правительству
4. Выборы в Федеральное собрание и перегруппировка политических сил.

Описание слайда:

Результаты выборов в I Государственную думу (1993 – 1995гг.)
(по партийным спискам в %.)

Описание слайда:

12 декабря 1993г. Выборы в Гос. думу
4. Выборы в Федеральное собрание и перегруппировка политических сил.
Первое место –
ЛДПР.
Основатель — В.В. Жириновский
Г.А. Зюганов лидер партии КПРФ
Г.А. Явлинский лидер партии «Яблоко»

Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация к уроку «Внешняя политика Екатерины Второй»

Презентация по теме «Продолжение реформ и политика стабилизации. 1994-1999 годы по истории России для 10 класса»

Презентация по теме: «Власть и общество в начале XXI века» по истории России для 10 класса

«Экономическое развитие и социальная политика в начале XXI в.»

Классный час на тему:»Блокада Ленинграда»

Контрольная работа по истории

Презентация по истории на тему «Соперники Москвы» (6 класс)

Конспект по истории на тему «Соперники Москвы» ( 6 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5092965 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
  • Курс повышения квалификации «Анализ результатов образовательной деятельности в работе учителя истории»
  • Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория русской культуры»
  • Курс повышения квалификации «Достижение эффективности в преподавании истории на основе осуществления положений историко-культурного стандарта»
  • Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
  • Курс повышения квалификации «Моделирование современных уроков истории»
  • Курс повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов истории в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Федеральный государственный образовательный стандарт ООО и СОО по истории: требования к современному уроку»
  • Курс повышения квалификации «Развитие ИКТ-компетенции обучающихся в процессе организации проектной деятельности при изучении курсов истории»
  • Курс повышения квалификации «Электронные образовательные ресурсы в работе учителя истории в контексте реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минобрнауки добавит в рекомендации по работе вузов положения по профилактике COVID

Время чтения: 1 минута

Подборка курсов компьютерной грамотности для учителей

Время чтения: 18 минут

Глава Минпросвещения выступил против дистанционного обучения школьников

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения предложило доплачивать молодым педагогам за красный диплом

Время чтения: 1 минута

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



История России

Глава V. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ В 1992—2014 ГОДАХ

«Прежде всего следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию. Накопления граждан были обесценены, старые идеалы разрушены, многие учреждения распущены или реформировались на скорую руку. Массовая бедность стала восприниматься как норма. И всё это происходило на фоне тяжелейшего экономического спада, нестабильных финансов, паралича социальной сферы». (Президент РФ В. В. Путин. 2005 г.)

«В этом году мы вместе прошли через испытания, которые по плечу только зрелой, сплочённой нации, по-настоящему суверенному и сильному государству. Россия на деле доказала, что способна защитить соотечественников, с честью отстаивать правду и справедливость. Наша страна сделала это благодаря вам, граждане России. Благодаря вашему труду и тем результатам, которых мы добились вместе. Благодаря вашему глубокому пониманию смысла и значимости общенациональных интересов. Мы осознали неразрывность, цельность тысячелетнего пути нашего Отечества. И мы верим в себя. В то, что многое можем и всего добьёмся». (Президент В. В. Путин. 2014г.)

§ 35. Становление новой России. 1992—1993 годы

Президент России Б. Н. Ельцин и председатель Верховного Совета РФ Р. И. Хасбулатов. 1991 г.

Белый дом (российский парламент) после обстрела из танков. Октябрь 1993 г. В здании укрывались Р. И. Хасбулатов и его сторонники, приказ о вводе войск в Москву для подавления «мятежа» отдал Б. Н. Ельцин

• В. В. Жириновский

• В. С. Черномырдин

1. Начало экономических преобразований: «шоковая терапия». Ещё в 1991 г., став Президентом Российской Федерации, Б. Н. Ельцин провозгласил курс на радикальное реформирование общества. При этом он заявлял, что уже через 6—8 месяцев после начала реформ наступит существенное улучшение жизни. Уверенность в том, что в столь короткие сроки будут достигнуты желаемые результаты, была присуща всему новому поколению экономистов-рыночников. Так, С. С. Шаталин и Г. А. Явлинский разработали программу экономических преобразований, рассчитанную на 500 дней. Суть предложений приверженцев радикально-либеральных взглядов заключалась в форсированном переходе от прежней экономической системы к рыночной экономике путём «прыжка». Такая экономическая политика получила название «шоковой терапии».

Приватизационный чек (ваучер)

Курс на осуществление реформ был одобрен V Съездом народных депутатов РСФСР в конце октября 1991 г., для его реализации президенту предоставлялись самые широкие полномочия. Вскоре было сформировано новое правительство во главе с самим президентом. Ключевой фигурой в нём стал экономист Е. Т. Гайдар. С его именем и связаны реформы, начало которым положила либерализация цен, ставшая реальностью 2 января 1992 г.

Предусматривалось, что нерегулируемая «свобода цен» позволит ликвидировать товарный дефицит и создаст реальную конкуренцию для товаропроизводителей. Наряду с либерализацией цен проводилась и либерализация торговли, эта сфера переставала быть государственной и переходила в руки коммерческих организаций и частных лиц. Все эти меры должны были не только придать новый импульс развитию экономики, но и способствовать изменению сознания людей: в создававшихся условиях требовалось не ждать материальных благ от государства, а проявлять хозяйственную инициативу, зарабатывать деньги.

Следующим этапом экономических преобразований в России стала приватизация. В ходе этого процесса, начавшегося во второй половине 1992 г., все граждане страны получили приватизационные чеки — ваучеры, которые давали право на определённую часть государственного имущества (в сумме 10 тыс. руб. в ценах на конец 1991 г.). Ваучеры не были именными, их можно было вкладывать в инвестиционные фонды (они имели возможность приобретать на ваучеры акции предприятий), продавать и покупать. Лица и группы лиц, скупившие или сосредоточившие другими путями в своих руках большое количество ваучеров, могли стать собственниками крупных государственных предприятий, приобретавшихся ими по заниженной стоимости. С окончанием начального этапа приватизации на основе ваучеров наступил второй её этап, когда предприятия или пакеты акций приобретались уже не на ваучеры, а за деньги.

Провозглашённая правительством задача создать широкий социальный слой собственников («средний класс») не была осуществлена, но в результате приватизации появились крупные собственники (владельцы дающих прибыль предприятий; финансисты, обогатившиеся в ходе операций с ценными бумагами). Довольно значительный слой частных предпринимателей возник в сфере торговли. Реальной собственностью большого количества граждан стали квартиры, перешедшие в их руки в процессе приватизации. Общий выигрыш от реформ заключался в насыщении рынка товарами, преимущественно импортными. В то же время платёжеспособный спрос населения существенно снизился ввиду бурного роста цен, инфляции и сокращения денежных средств (в частности, в связи с обесцениванием вкладов в сберегательном банке).

1. Какие экономические реформы были проведены в России?

2. Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 г.? Какими критериями вы при этом руководствуетесь?

2. Президент и Верховный Совет: противостояние двух ветвей власти. В ходе осуществления экономических реформ, анализа их противоречивых результатов выработались два основных подхода к перспективам преобразований. В основе первого (радикально-реформаторского) лежал расчёт на то, что частная собственность и свободный рынок товаров и услуг в течение относительно небольшого периода времени сами по себе способны породить эффективную экономическую систему. Представители второго (эволюционного) подхода выступали за медленное и осторожное преобразование экономики с сохранением рычагов её регулирования и ведущих отраслей (производств) в руках государства. В этом случае реформы могли растянуться на длительное время, что не соответствовало настроениям и ожиданиям значительной части населения. Но в то же время на фоне резкого падения уровня жизни многие люди перестали доверять президентской команде.

Радикальные реформы породили оппозицию не только в обществе, но и в органе законодательной власти — Верховном Совете, который ранее во всём поддерживал президента. Многие народные депутаты (в том числе и председатель Верховного Совета экономист Р. И. Хасбулатов) выступали за эволюционный путь реформирования экономики и государственного строя, за государственное регулирование рыночных отношений в течение переходного периода. С апреля 1992 г. вплоть до осени 1993 г. конфликт двух ветвей власти — исполнительной и законодательной — приобретал непрерывный характер. Критики президента имели в Верховном Совете большинство голосов, курс радикальных реформ поддерживало менее четверти народных депутатов.

Баррикада на улице Москвы. Октябрь 1993 г.

В декабре 1992 г. Президент РФ и VII Съезд народных депутатов выступили с прямыми обращениями к гражданам России, в которых обвинили друг друга в нарушении конституции. Благодаря вмешательству председателя Конституционного суда был достигнут компромисс: президент и съезд обязались разрешать все спорные вопросы исключительно конституционным путём, по основным же принципам новой конституции (президентская или парламентская республика) решено было провести референдум. Формирование нового правительства (уже без Гайдара) было поручено В. С. Черномырдину (он возглавлял правительство вплоть до весны 1998 г.). Но буквально через несколько месяцев конфликт двух ветвей власти обострился вновь. Сохранение в стране власти Советов (от местных низовых до Верховного) стало преподноситься Ельциным как главное препятствие для развития демократии и реформ, проводимых правительством.

Читайте также:  Добавление изменение поиск и удаление строк с помощью формы данных

В чём суть противостояния между Президентом РФ и Верховным Советом в 1992—1993 гг.?

3. Политический кризис осени 1993 г. 21 сентября 1993 г. вышел президентский Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Согласно этому документу деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета прекращалась до начала работы нового двухпалатного парламента, который предстояло избрать 12 декабря того же года. К этому сроку планировалось подготовить проект новой конституции России. Вся власть временно сосредотачивалась в руках Президента РФ и подотчётного ему правительства.

В ответ был срочно созван внеочередной Съезд народных депутатов, расценивший действия Ельцина как государственный переворот. Депутаты приняли решение отстранить его с поста президента. Президентская присяга была принята вице-президентом А. В. Руцким. Таким образом, разразившийся в стране политический кризис привёл к возникновению двух центров власти. Их резиденциями и одновременно символами стали Кремль и здание Верховного Совета — Белый дом.

Ельцин, обладавший, в отличие от Съезда народных депутатов и Верховного Совета, реальными рычагами власти, приступил к организации блокады Белого дома. 2 и 3 октября между сторонниками парламентской оппозиции и милицией произошли столкновения, в результате которых Белый дом был разблокирован. Затем по призыву Руцкого оппозиционеры захватили здание московской мэрии, Хасбулатов призывал их идти на Кремль. Главным событием 3 октября стал вечерний штурм телецентра «Останкино», отражённый силами верного президенту спецназа. На следующий день, 4 октября, военные подразделения захватили Белый дом. Руцкой, Хасбулатов и другие руководители парламентской оппозиции были арестованы (в дальнейшем их освободили по амнистии). Если август 1991 г. нанёс сокрушительный удар по КПСС и всему коммунистическому режиму, то октябрь 1993 г. подвёл черту под властью Советов. Разгон Верховного Совета усилил влияние и власть президента.

1. Почему победу в 1993 г. одержал Б. Н. Ельцин и его сторонники?

2. Е. Т. Гайдар так писал о событиях 3—4 октября 1993 г.: «Белый дом стал вооружённым арсеналом. Там была накоплена такая масса оружия, что они действительно бы развязали кровавую бойню в Москве, начали бы гражданскую войну. Им не нужны были мирные переговоры, общественное спокойствие. Эту заразу, эти бациллы войны необходимо было уничтожить. А потому был только один выход: остановить гражданскую войну. И нам это удалось!» Председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин: «3—4 октября войдут в историю России как одна из самых мрачных её страниц. В этот день было покончено с неприкосновенностью граждан. Покончено не только с двоевластием, но и с троевластием, то есть с конституционным принципом разделения властей. Фактически президент совершил антиконституционный переворот, разрушил государственный строй».

Какая из оценок, на ваш взгляд, в большей степени отражает суть событий? Были ли исчерпаны все возможности компромисса между президентом и Верховным Советом? Справедливо ли то, что участники боёв со стороны оппозиции были в дальнейшем амнистированы?

4. Выборы в Федеральное Собрание и перегруппировка политических сил. Победа президента над Верховным Советом и намеченные на 12 декабря 1993 г. выборы привели к перегруппировке политических сил. Первыми извлекли уроки из политического кризиса сторонники радикальных либеральных реформ. Они сплотились, создав избирательный блок «Выбор России», который возглавил Е. Т. Гайдар. Блок развернул агитационную кампанию под девизом «Свобода, собственность, законность». В среде приверженцев либерального реформаторства образовался и оппозиционный избирательный блок «Яблоко». Его лидером стал экономист Г. А. Явлинский, критиковавший «гайдаровский» курс реформ и предлагавший свою программу преобразований. «Выбор России», «Яблоко» и другие родственные им по идеологии общественные движения, избирательные блоки, партии составили правую часть политического спектра.

В левой, оппозиционной по отношению к исполнительной власти части политического спектра ведущее место заняла возглавляемая Г. А. Зюгановым Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ). Её восстановительный (II чрезвычайный) съезд состоялся в феврале 1993 г. Декларируя марксистские основы своих взглядов, «постсоветские» коммунисты признали частную собственность и рыночные отношения в качестве элементов многоукладной экономики и заявили о необходимости осуществлять свой политический курс в рамках конституционного порядка. Наряду с КПРФ действовали и другие коммунистические партии и движения, как правило, более радикальные. Идеологически близкой к КПРФ была Аграрная партия, нацеленная на работу с сельским населением. Она выступала против частной собственности на землю и за поддержку коллективных форм хозяйства.

Г. А. Зюганов

В. В. Жириновский

Г. А. Явлинский

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в нижнюю палату Федерального Собрания — Государственную Думу. Они проводились на основе сочетания двух систем: одна половина депутатов избиралась по мажоритарной системе (в депутаты проходит кандидат, собравший большинство голосов в округе), а другая — по пропорциональной (пропорционально количеству голосов, поданных за тот или иной партийный список). Выборы по партийным спискам принесли сюрприз: на первое место неожиданно вышла Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Она была основана В. В. Жириновским ещё в период перестройки в 1990 г., как партия вождистского типа. Её лидер, имевший опыт участия в президентских выборах 1991 г. и обладавший агитаторскими способностями, умело провёл избирательную кампанию и сумел увлечь часть «протестного» электората.

Блок «Выбор России», на который причастные к власти либералы возлагали большие надежды, по партийным спискам занял второе место. Однако по общему числу депутатов, с учётом результатов и по мажоритарной системе, этот блок смог создать самую многочисленную думскую фракцию. В целом Дума, избранная на два переходных года, по своему составу склонялась к сдержанной оппозиционности по отношению к президенту и правительству.

1. Что представляла собой российская многопартийность в период проведения выборов в конце 1993 г.?

2. Какие партии и движения победили на выборах в Государственную Думу?

Вопросы и задания

1. С помощью иллюстраций в начале параграфа сформулируйте главный вопрос урока.

2. Расскажите об одном из важных событий 1992—1993 гг., используя интернет-источники (сайт «Твоя история» http://history4you.ru и др.).

3. Составьте комментированный изобразительный ряд (или видеоряд) по российской истории 1992—1993 гг., отражающий глубокие перемены в экономике, политической системе и жизни людей.

4. Сравните экономические реформы в России в начале 1990-х гг. и реформы в одной из европейских стран или бывших советских республик, также совершавших переход от плановой к рыночной экономике (по своему выбору). Постарайтесь выявить общие черты и различия.

5. Сравните реформы начала 1990-х гг. и введение нэпа в начале 1920-х гг., найдите общие черты и различия.

6. Сформулируйте свой вариант ответа на главный вопрос урока.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ БОЛЬШЕ ЗНАТЬ

1. Какие меры предусматривала программа «500 дней»? Были ли они реализованы?

2. Кого в начале 1990-х гг. называли «крепкими хозяйственниками»? Кого им противопоставляли?

3. Какие вопросы были вынесены на референдум в апреле 1993 г.? Какую роль этот референдум сыграл в противостоянии Президента РФ и Верховного Совета? Почему референдум остался в истории под странным названием «Да-Да-Нет-Да»?

4. Сколько людей погибло в ходе октябрьских событий 1993 г. в Москве? На чём основываются данные о числе погибших?

5. Чем В. В. Жириновский увлёк часть протестного электората на думских выборах 1993 г.?

Источник

Становление новой России (1992–1999 гг.)

1992, 1 января. Введение в России налога на добавленную стоимость (НДС), заменившего налоги с продаж и с оборота.

1992, 2 января. Либерализация цен – начало радикальной экономической реформы («шоковой терапии»).

1992, 26 января. Заявление президента Б. Н. Ельцина о прекращении наведения российских ракет на цели в США.

1992, 1 февраля. Подписание советско-американского договора о формальном окончании «холодной войны».

1992, 31 марта. Подписание Федерального договора между субъектами Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечни) и федеральным центром, разграничившим их полномочия. 1992, 15 мая. Подписание Договора о коллективной безопасности между Россией и пятью республиками бывшего СССР.

1992, 17 июня. Подписание российско-американского договора о сотрудничестве в исследовании космоса.

1992, 24 июня. Подписание мирного соглашения об урегулировании ситуации в Южной Осетии, по которому поддержание статус-кво возлагалось на смешанный миротворческий контингент из России, Грузии и Южной Осетии.

1992, 14 августа. Ввод грузинских войск в Абхазию – начало грузино-абхазской войны, завершившейся поражением грузинской армии (27.9.1993) и вводом российских миротворцев (с 6.1994).

1992, 1 октября. Начало ваучерной приватизации государственной собственности.

Приватизация – передача государственной собственности в частную.

1993, 3 января. Подписание российско-американского соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

1993, 20 марта. Обращение президента Б. Н. Ельцина к гражданам России о введении особого порядка управления в стране, ставшее началом кризиса власти. Дальнейшие события: квалификация Конституционным судом действий президента как незаконных (23.3.1993); всероссийский референдум, на котором большинство граждан выразило доверие президенту и его политике (25.4.1993); обращение президента к гражданам России об упразднении Верховного Совета и формировании Федерального Собрания в составе Совета Федерации и Государственной Думы (21.9.1993); созыв Х съезда народных депутатов, который объявил действия президента незаконными и постановил отстранить его от власти (23.9.1993); попытка противников президента захватить телецентр (3.10.1993); вооруженное подавление выступления противников президента и штурм «Белого дома», где они засели (4.10.1993).

1993, 12 декабря. Первые выборы в Государственную Думу I (V) созыва и принятие действующей Конституции Российской Федерации.

1994, 10 января. Начало действия программы «Партнерство во имя мира», призванной установить близкие отношения между НАТО и государствами Восточной Европы и СНГ.

1994, 14 января. Подписание российско-американского соглашения о прекращения наведения ракет двух стран друг на друга.

1994, 1 февраля. Поступление в продажу «билетов МММ» – наиболее известной «финансовой пирамиды» постсоветского пространства.

1994, 15 февраля. Двусторонний договор о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и республикой Татарстан.

1994, 23 февраля. Указ Государственной Думы об амнистии участникам событий 8.1991 и 10.1993.

1994, 22 июня. Присоединение России к программе НАТО «Партнерство во имя мира».

1994, 1 июля. Начало денежной приватизации государственной собственности.

1994, 23 июля. Открытие III Игр доброй воли в Санкт-Петербурге.

1994, 31 августа. Завершение вывода российских войск из Германии и Прибалтики.

1994, 3 сентября. Подписание российско-китайского соглашения о прекращении наведения ракет двух стран друг на друга.

1994, 26 ноября. Попытка российских властей свергнуть сепаратистский режим Дж. Дудаева в Грозном при помощи чеченской оппозиции – начало 1-й Чеченской войны. Основные события: ввод российских войск в Чечню и попытка штурма Грозного (10.12.1994); освобождение Грозного российскими войсками (к 2.1995); установление контроля над территорией Чечни (к 6.1995); захват чеченскими сепаратистами города Буденновска (6.1995); захват чеченскими сепаратистами города Кизляра (1.1996); уничтожение лидера сепаратистов Дж. Дудаева (4.1996); захват сепаратистами Грозного (8.1996); заключение Хасавюртовских соглашений о мире в Чечне на условиях вывода российских войск (31.8.1996).

1995, 17 декабря. Выборы в Государственную Думу II (VI) созыва.

1996, 2 апреля. Подписание соглашения о создании Сообщества России и Белоруссии, преобразованного 2.4.1997 в Союз России и Белоруссии.

1996, 26 апреля. Подписание соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы между Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном, положившие начало «Шанхайской пятерке».

1996, 16 июня. Первый тур президентских выборов, в ходе которого первые два места заняли действующий президент Б. Н. Ельцин (35 %) и лидер коммунистов Г. А. Зюганов (32 %). В ходе второго тура (3.7.1996) президентом России на 4 года был переизбран Б. Н. Ельцин (53,82 %, у Зюганова – 40,31 %).

1996, осень. Начало залоговых аукционов – продажи государственных пакетов акций крупнейших предприятий России.

1997, 27 мая. Договор об особом партнерстве России и НАТО.

1997, июнь. Присоединение России к «Большой семерке» экономически наиболее развитых держав (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Канады, Италии) – формирование «Большой восьмерки».

1998, 1 января. Деноминация российского рубля и возвращение в обращение копеек.

1998, 17 августа. Дефолт – отказ правительства России уплачивать по обязательствам, приведший к обвальному падению курсу рубля и кризису российской экономики.

1998, 14 ноября. Вступление России в организацию АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество).

1998, 20 ноября. Запуск Россией в космос первого элемента Международной космической станции (МКС).

1999, 12 июня. «Бросок на Приштину» – переброска российских миротворцев в аэропорт «Слатина» в Косово.

Источник

Новейшая история России 1992 — 2018 гг

Николай Панов В декабре 1991 года прекратил существование СССР, а со 2 января 1992 года началось написание новейшей истории России, как самостоятельного государства, выбравшего «тернистый» путь рыночной экономики.

Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 года создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 года на V Съезде народных депутатов РСФСР Б. Н. Ельцин выступил с программой перехода страны к рынку, в которой прозвучало предложение о радикальном изменении экономической системы страны. Президент РСФСР Ельцин заявил о либерализации цен и торговли; также предлагалось начать структурную перестройку промышленности, приватизировать большинство объектов государственной собственности, начать земельную реформу и со временем разрешить куплю – продажу земли. Начинался переход от советской экономической системы к рынку.

Читайте также:  Таблица для кубатуры 6 метрового леса

Указом Президента РСФСР от 3 декабря 1991 года «О либерализации цен» было принято, болезненное для народов России, решение о либерализации цен, на которое, опасаясь социального взрыва, так и не пошло руководство СССР за годы перестройки. В этом указе, в частности, говорилось:

«Осуществить со 2 января 1992 года переход в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно – технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги… Государственные закупки сельскохозяйственной продукции также производить по свободным (рыночным) ценам».

Ответственным за проведение программы реформ стал один из её авторов и сторонник радикальных мер – вице – премьер правительства РСФСР Егор Тимурович Гайдар, внук известного советского писателя.

В стране началась «шоковая терапия», которая больно ударила по многим категориям граждан России. Особенно пострадали бюджетники: учителя, врачи, работники государственных предприятий и учреждений, которым месяцами не выплачивали их «нищенскую» заработную плату. Пострадали и пенсионеры, не получавшие своевременно свои пенсии. Безработица в промышленности приобрела массовый характер.

Переход на рыночные отношения ликвидировал товарный дефицит и даже наполнил прилавки магазинов товарами, которые оказались недоступными для большинства населения из – за отсутствия денег. Начавшаяся осенью 1992 года ваучерная приватизация не улучшила материальные условия россиян и не стала стимулом для развития производства. Но главная цель была достигнута: в стране быстрыми темпами формировалась прослойка частных собственников. Однако процесс приватизации сопровождался небывалыми махинациями в сфере экономики.

Решение о разработке новой российской Конституции было принято ещё на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года. В 1992 году работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал за создание президентской республики, а его оппоненты ставили в центр новой политической системы Верховный Совет. По сути, началось противостояние Президента и Верховного Совета, которое к осени 1993 года переросло в неразрешимый политический кризис.

21 сентября 1993 года Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 года выборы в новый орган законодательной власти – Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент Ельцин поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум) согласованный проект Основного закона – Конституции Российской Федерации.

Руководство Верховного Совета РСФСР во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Б. Н. Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице – президент А. В. Руцкой — генерал – майор, Герой Советского Союза.

2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Ельцин объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы.

12 декабря 1993 года состоялись выборы в Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, другая часть – впервые в современной России – по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. Первое место заняли представители ЛДПР – Либерально – демократической партии России, во главе с Владимиром Вольфовичем Жириновским. Значительное количество избирателей проголосовали за движение «Выбор России» и Коммунистическую партию Российской Федерации (КПРФ).

За предложенный проект Конституции высказались 58,4% участников всенародного голосования. Новый Основной закон России ликвидировал советскую систему власти. Конституция закрепила принцип разделения властей. Страна получила название – Российская Федерация (РФ).

Глава Российского государства – Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения.

Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат – Совет Федерации и Государственная дума. Порядок принятия законов таков: проект закона обсуждает и принимает Госдума, а затем его утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту, который подписывает закон и публикует его. Если глава государства отказывается подписать закон, то Госдума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие.

Третья ветвь власти – судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий экономические споры между хозяйствующими субъектами. Забегая вперёд необходимо сказать, что наличие двух судебных систем являлось избыточным и приводило к разночтению законов. Поэтому было принято судьбоносное решение объединить Верховный суд РФ и Высший арбитражный суд РФ. С августа 2014 года в России начал работать единый Верховный суд РФ.

В 1990 – е годы получила развитие российская многопартийность. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. В ней работают 450 депутатов, объединенные по партийной принадлежности в группы – фракции.

Настоящей трагедией для России стала Первая чеченская война, в период с 11 декабря 1994 по 31 августа 1996 годов, унёсшая жизни более чем 5 тысяч военнослужащих «федеральных» войск и около 20 тысяч раненых. Кроме того, по оценке секретаря Совета безопасности РФ А. И. Лебедя, потери гражданского населения Чечни составили 80 тысяч человек погибшими. Итог войны: подписание Хасавюртовских соглашений и вывод российских войск. Чечня стала де – факто независимым, но де – юре непризнанным ни одной страной мира государством. Однако мир и спокойствие в Чечне и прилегающих к ней регионах не наступили.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 года, в которых участвовали 11 претендентов. Во второй тур вышли Б. Н. Ельцин и лидер коммунистов Г. А. Зюганов. 3 июля 1996 года победу во втором туре одержал Борис Николаевич Ельцин.

На выборах в Государственную думу 17 декабря 1999 года большинство голосов избирателей получило общественно – политическое объединение «Единство», поддержанное Председателем правительства В. В. Путиным. 31 декабря 1999 года первый Президент России Б. Н. Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором объявил о своей отставке. Исполняющим обязанности Президента страны стал В. В. Путин. На состоявшихся 26 марта 2000 года президентских выборах он заручился поддержкой большинства избирателей и одержал победу в первом туре.

Решительные меры Президента РФ Владимира Владимировича Путина во время Второй чеченской войны, которая началась 7 августа 1999 года, с вторжения чеченских боевиков в Дагестан, высоко подняли его авторитет в глазах российского народа. Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 годы. Затем на территории Чеченской республики был введён режим контртеррористической операции (КТО), который был снят с 0 часов 16 апреля 2009 года. Потери «федеральных» сил составили более 6 тысяч погибшими и более 16 тысяч ранеными.

В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента РФ были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка. При этом демократический выбор, сделанный страной в 1990 – е годы, никогда не подвергался сомнению.

Для укрепления роли федерального Центра Президент Путин учредил 7 федеральных округов и начал реформу системы местного управления. Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России.

14 марта 2004 года, абсолютным большинством голосов, В. В. Путин был избран Президентом России на второй срок.

Россия начала проводить самостоятельную внешнюю политику после речи В. В. Путина на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Выступление Президента РФ было посвящено вопросу однополярности современного мира, видению места и роли России в современном мире с учетом нынешних реалий и угроз. Впоследствии, 24 октября 2014 года, В. В. Путин произнёс похожую по направленности «Валдайскую речь», которую многие аналитики сочли «продолжением мюнхенской».

2 марта 2008 года Президентом РФ был избран Дмитрий Анатольевич Медведев, а В. В. Путин стал Председателем Правительства России.

В ночь с 7 на 8 августа 2008 года грузинские вооруженные силы внезапно напали на столицу самопровозглашенной республики Южная Осетия город Цхинвали и обстреляли расположение российских миротворцев, убив при этом 12 и ранив 150 человек. Россия была вынуждена начать войсковую операцию по принуждению Грузии к миру. В течении нескольких дней грузинские войска были изгнаны на территорию Грузии. Россия признала независимость двух самопровозглашенных республик: Южной Осетии и Абхазии. На Россию началось давление со стороны США и европейских государств, с требованием отказаться от принятых решений.

В конце декабря 2008 года, были внесены поправки в Конституцию РФ, увеличивающие сроки полномочий Президента РФ до 6 лет и депутатов Государственной думы до 5 лет.

Выборы Президента Российской Федерации, по решению Совета Федерации, состоялись 4 марта 2012 года. Президентом РФ, на первый шестилетний срок, был избран В. В. Путин.

Во время проведения зимних олимпийских игр в Сочи, 21 февраля 2014 года на Украине произошёл государственный переворот и к власти пришли националистические силы, запретившие русский язык на всей территории Украины. Возмущенные такими действиями националистов, граждане Автономной Республики Крым 16 марта 2014 года провели референдум и проголосовали за независимость. 17 марта 2014 года Верховный Совет Крыма и горсовет Севастополя обратились к РФ с просьбой о признании суверенитета и принятии в состав России, на правах субъектов федерации. 18 марта 2014 года был подписан договор, в соответствии с которым в составе РФ образовывались новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 21 марта Владимир Путин подписал закон о ратификации этого договора. В тот же день был создан Крымский федеральный округ.

Украина отказывается признавать итоги крымского референдума, называет полуостров оккупированной территорией и требует вернуть его. Россия же настаивает, что вся процедура была проведена в полном соответствии с международным правом и Уставом ООН.

Президент РФ В. В. Путин подчеркнул, что вопрос Крыма «закрыт окончательно».

В связи с крымскими событиями, на Россию были наложены санкции США и странами Европейского Союза. В ответ РФ ввела запрет на экспорт продовольствия из большинства стран, поддержавших антироссийские санкции. Дестабилизировалась финансовая система России. Страны ЕС и США стремятся изолировать экономику России, обрушить её финансовые рынки, заставить её играть по своим правилам. Но ситуация не вышла из – под контроля, а экономика РФ была переориентирована на новые рынки сбыта. Россия выстояла и научилась выживать в условиях санкций.

18 сентября 2016 года, в единый день голосования, прошли выборы в Государственную думу РФ, по новым правилам. По результатам народного голосования в Госдуму прошли 4 политические партии, которые были в ней и ранее: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Все «думские» партии активно поддержали присоединение Крыма к России и одобряют внешнюю политику Президента РФ В. В. Путина.

Очередные президентские выборы в России состоялись 18 марта 2018 года, на которых 8 кандидатов боролись за высший пост в государстве. На фоне оголтелой истерии русофобии и ужесточения экономических санкций, наш народ проявил максимум политической активности и зрелости. Уверенную победу одержал Владимир Владимирович Путин, набравший рекордные 76,7% голосов граждан РФ, пришедших на избирательные участки. Перед лицом реальной угрозы суверенитету и безопасности России, наш народ сплотился вокруг действующего Президента РФ В. В. Путина, выразив одобрение проводимой им внешней и внутренней политике.

Источники: 1.Википедия – Свободная интернет – энциклопедия.
2. Данилов А. А. История России, ХХ – начало ХХ века/А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. – М., 2009.

Внукам конечно полезно ,а мы это пережили,и на своей шкуре все испытали.Вот и коронавирус войдет в историю и детсво самих внуков как испытание на прочность!

Наши деды и прадеды тоже пережили трудные времена, а потом и родителям нашим досталось и нам сполна. Это жизнь, а она любит испытывать всех на прочность.

Источник