Меню

Статья 3 СК Семейное законодательство и иные акты содержащие нормы семейного права

Источники семейного права таблица с примерами

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА.

Глава VIII.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

§ 52. Понятие и источники семейного права

Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения между гражданами, вытекающие из брака и принадлежности к семье. В статье 1 Семейного кодекса РФ говорится: «…Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав».

Нормы семейного права:

• устанавливают условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным;

• регулируют личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи – супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновлёнными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами;

• определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Семья, материнство, отцовство и детство в России находятся под защитой государства.

Семья характеризуется общностью жизни, интересов, взаимной заботой. В юридическом смысле семья, как определяет закон, – это круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание. Термин «семья» в разных отраслях права – семейном, гражданском, наследственном, жилищном, трудовом – имеет разное содержание.

К членам семьи по семейному законодательству, помимо супругов и детей, относятся дедушка, бабушка, братья, сестры, отчим, мачеха, пасынок, падчерица.

Отношения членов семьи, урегулированные правом, являются семейными правоотношениями. Семейное право не регулирует, например, отношения симпатии или антипатии между членами семьи, это сфера морали, семейной психологии. Но права и обязанности супругов, отца и матери, детей составляют значительную часть семейного права.

Российское семейное законодательство основывается на принципах:

• добровольности брачного союза мужчины и женщины;

• равенства прав супругов в семье;

• разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (не допускается вмешательство посторонних лиц в дела семьи);

• приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии;

• обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности запрещены. Права граждан в семье могут быть ограничены только в соответствии с федеральными законами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов.

Основной источник семейного права – Семейный кодекс РФ (СК РФ) (вступил в силу с 1996 г.). В соответствии с ним принимаются другие федеральные законы и законы субъектов Федерации. Законы субъектов Федерации регулируют семейные отношения по вопросам, отнесённым к их ведению Семейным кодексом РФ или им не урегулированным. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Федерации, должны соответствовать Семейному кодексу РФ. Семейные отношения регулируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими подзаконными актами.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте семейное право.

2. Проанализируйте, какие отношения регулирует семейное право.

3. Систематизируйте в схематичном виде положения, указанные в Семейном кодексе РФ, из которых исходит семейное законодательство.

4. Сформулируйте определение понятия «семья» в юридическом смысле.

5*. Сравните смысл понятия «семья» в разных отраслях права, используя интернет-ресурсы.

6. Кто относится к членам семьи по семейному законодательству?

7. Охарактеризуйте семейные правоотношения. Приведите примеры.

8. Назовите источники семейного права.

9*. Проанализируйте отношения в вашей семье с точки зрения семейного права.

10. Изучите материал, приведённый в следующей рубрике, и составьте план этого отрывка.

Информация к размышлению

Если родители не состоят в зарегистрированном браке, то происхождение детей может быть установлено в следующем порядке:

1) родители могут подать в загс совместное заявление о признании их родителями ребёнка – соответствующая запись делается в свидетельстве о рождении ребёнка;

2) при отказе отца ребёнка мать может обратиться в суд с иском об установлении отцовства; при удовлетворении иска на основании судебного решения производится соответствующая запись в свидетельстве о рождении ребёнка (ст. 49, 50 СК РФ).

При установлении отцовства суд принимает во внимание совместное проживание и ведение общего хозяйства матерью ребёнка и ответчиком до рождения ребёнка, или совместное воспитание либо содержание ими ребёнка, или доказательства, с достоверностью подтверждающие признание ответчиком отцовства (например, отец ребёнка подавал заявление об улучшении жилищных условий в связи с рождением у него ребёнка).

Если суд отказывает в иске об установлении отцовства или если не состоящая в зарегистрированном браке с отцом ребёнка мать не обращалась в суд с иском об установлении отцовства, запись об отце ребёнка в книге записей актов гражданского состояния и в свидетельстве о рождении ребёнка делается по фамилии матери; имя и отчество отца ребёнка записываются по её указанию. В этом случае у ребёнка возникает правовая связь только с матерью. При установлении же отцовства в порядке, предусмотренном законом, дети имеют те же права и обязанности по отношению к обоим родителям, что и дети, родившиеся от лиц, состоящих в браке между собой (ст. 53 СК РФ).

Исследуем документы и материалы

Семейный кодекс Российской Федерации
(Извлечения)

1. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства

2. Признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния

4. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан.

Читайте также:  Внезапная магнитная буря 23 июля 2021 года достигнет красной отметки что делать

1. Как меняется понимание семьи с изменением общества? Приведите примеры.

2. «Семья – это кристалл общества» (В. Гюго).

Темы для проектов и рефератов

1. Мораль и семейные правоотношения.

2. «Родители трудятся, дети наслаждаются жизнью, внуки – нищие» (японская пословица). Напишите маленькую статью о том, как вы поняли эту народную мудрость.

Источник

Источники семейного права

Важнейшим источником любой отрасли права, в том числе и семейного, является Конституция Российской Федерации. Наряду с положениями, рассмотренными в § 2 настоящей главы , Основной Закон содержит базовые положения для любого законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации; законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. «к» ч. 1 ст. 72) . Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, по семейному законодательству издаются федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.

Основным актом, регулирующим семейные отношения, в настоящее время, безусловно, является Семейный кодекс , который определяет основные принципы семейного права, устанавливает основные начала правового регулирования семейных отношений (см. § 2 настоящей главы ).

Гражданский кодекс регулирует целый ряд вопросов, связанных с семейными отношениями, соответственно и в Семейном кодексе есть гражданско-правовые нормы.

Из других федеральных законов, содержащих нормы семейного права, следует выделить Федеральные законы от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» . Нормы семейного права содержатся и в ряде других законодательных актов, например в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее — ЖК РФ).

Собрание законодательства Российской Федерации (далее — СЗ РФ). 2008. N 17. Ст. 1755.

СЗ РФ. 2001. N 17. Ст. 1643.

На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. N 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ), и постановлениями Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 654 «О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением» ). Важно, чтобы нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ принимались в случаях, непосредственно предусмотренных СК РФ либо другими федеральными законами.

СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 7860.

СЗ РФ. 2006. N 46. Ст. 480.

Особо следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принимаемых министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в Указе Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» , а также в Постановлении Правительства РФ от 13 августа 1997 г. .

СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2663.

СЗ РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.

Согласно названным актам нормативные акты министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ, официальной публикации в газете «Российская газета» или Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и размещению на официальном интернет-портале правовой информации ( www.pravo.gov.ru ), которые должны осуществляться не позднее 10 дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

Как указывалось раньше, семейные отношения могут регулироваться нормативными актами субъектов Федерации (республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами Москвой, Санкт-Петербургом и Севастополем, автономной областью, а также автономными округами). В свою очередь акты субъектов Федерации также делятся на законодательные акты представительных органов государственной власти и иные нормативные правовые акты, принимаемые в пределах своей компетенции исполнительными органами государственной власти.

Органы местного самоуправления вправе принимать решения, влияющие на семейные отношения, однако их компетенция существенно ограничена (см., например, ст. 13 СК).

Международные договоры, участницей которых является Российская Федерация, также могут регулировать семейные отношения (см. § 1 гл. 8 настоящей работы).

На основании ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ, являясь высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подсудным судам общей юрисдикции, наряду с судебным надзором дает разъяснения по вопросам судебной практики. Такие разъяснения способствуют правильному и единообразному применению норм права, в том числе Семейного кодекса и других актов семейного законодательства.

С учетом расширения в соответствии со ст. 5 ГК РФ сферы обычая, под которым понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области не только предпринимательской, но и иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе, обычаи могут быть признаны источником семейного права, несмотря на то, что в СК РФ они не упоминаются в качестве самостоятельного источника.

Источник: Учебник «СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА. Авторы: Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Михеева Л.Ю., Рузакова О.А.

Источник



Статья 3 СК РФ. Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Семейное законодательство состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов (далее — законы), а также законов субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Основания для продления листа нетрудоспособности

Законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 настоящего Кодекса, по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации настоящим Кодексом, и по вопросам, непосредственно настоящим Кодексом не урегулированным.

Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать нормативные правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами, указами Президента Российской Федерации.

1. В п. 1 комментируемой статьи отмечено, что согласно Конституции РФ семейное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 1 ст. 72 Конституции РФ). Таким образом, семейное законодательство как источник семейного права Российской Федерации обладает определенной спецификой. Из этого следует, что семейно-правовые акты могут приниматься не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимость принятия указанной нормы обусловлена тем, что при регулировании семейных отношений необходимо учесть местные обычаи и особенности, существующие в различных регионах нашей страны.

Однако следует учитывать, что согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Главным правовым актом, регулирующим семейные отношения в РФ, является комментируемый Семейный кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой ФС РФ 8 декабря 1995 г. и введенный в действие с 1 марта 1996 г. Впоследствии в него неоднократно вносились дополнения и изменения.

Семейное законодательство включает не только Кодекс, но и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы. К их числу относятся Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. «Об актах гражданского состояния», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др.

К семейному законодательству также относятся законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют прежде всего семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относятся: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК). К положениям семейного права, которые могут регулироваться законами, находящимися в ведении субъектов Российской Федерации, также относится присвоение фамилии и отчества ребенку (п. п. 2 и 3 ст. 58 СК).

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК РФ не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне.

Это значит, что и Российская Федерация, и входящие в нее республики, края, области, автономные округа, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь могут принимать законы, регулирующие как те же отношения, что и СК РФ, так и вопросы, непосредственно Семейным кодексом РФ не урегулированные. При этом нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать СК РФ.

Источниками семейного права являются также подзаконные нормативные акты, которые принимаются во исполнение и в соответствии с законами Российской Федерации и ее субъектов. На федеральном уровне семейные отношения регулируются не только законодательными актами, но и указами Президента Российской Федерации (например, Указ Президента РФ от 8 июня 1996 г. N 851 «Об усилении социальной поддержки одиноких матерей и многодетных семей»).

3. На основании и во исполнение положений СК РФ в соответствии с п. 3 комментируемой статьи Правительством Российской Федерации принят целый ряд нормативных правовых актов. В частности: Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. N 117 «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью»; Постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 841 «О перечне видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей» и др.

Отдельно следует выделить распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года». Указанная Концепция представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

В отличие от гражданского права в комментируемой статье среди источников не указаны акты федеральных министерств и ведомств по вопросам семейного права. Между тем такие акты существуют. В качестве примера можно привести Приказ Минздрава России от 18 июня 2014 г. N 290н «Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан». По мнению Л.М. Пчелинцевой, ведомственные нормативные акты, затрагивающие отношения, регулируемые семейным правом, могут издаваться только на основании, по поручению и во исполнение постановлений Правительства РФ. В противном случае они будут противоречить СК РФ. С таким мнением вполне можно согласиться.

Читайте также:  Когда нужно знать массовое число

Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по семейным делам не являются источниками права, поскольку не создают новых норм права, а только разъясняют уже существующие. Между тем они имеют существенное значение для правоприменительной практики, поскольку принимаемые Пленумами судебные акты обязательны для судей.

Следует указать на следующие Постановления Пленумов Верховного Суда РФ по вопросам семейного права:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 октября 1996 г. N 9 «О применении судами Семейного кодекса РФ при рассмотрении дел об установлении отцовства и о взыскании алиментов»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» (ред. от 17.12.2013);

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей».

Отдельно следует остановиться на международных соглашениях, которые, несомненно, являются источниками семейного права.

Как следует из ст. 15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации и, следовательно, источниками семейного права. К ним относятся Конвенция ООН от 20 ноября 1989 г. «О правах ребенка» (Россия является правопреемником СССР, который присоединился к Конвенции 15 сентября 1990 г.), Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г.) и др. При этом п. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 6 СК РФ предусматривают, что, если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством, применяются правила международного договора. Это означает, что нормы семейного права, содержащиеся в международных договорах с участием РФ, обладают более высокой юридической силой по сравнению с законами РФ.

Кроме того, Россия заключила ряд двусторонних международных соглашений в области семейного права — с Албанией, Азербайджаном, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грузией, Ираном и др. Подробнее этот вопрос рассмотрен в комментарии к ст. 6.

Источник комментария:
«ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К СЕМЕЙНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» АКТУАЛИЗАЦИЯ
С.П. Гришаев, 2017

Источник

Право, теория и понятие права

Семейное законодательство это система нормативноправовых актов, регулирующих семейные отношения, круг которых опреде­лен Семейным кодексом.
Основными нормативноправовыми актами в области семейного права являются:
Конституция РФ от 12.12.93 (в ред. от 25.07.2003):
является базой всего действующего законодательства‘,
закрепляет основополагающие права и свободы человека;
провозглашает принцип государственной защиты семьи, ма­теринства и детства;

. устанавливает, что забота о детях, их воспитание являются одновременно правом и обязанностью родителей;
закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о нетрудоспособных родителях;
относит семейное законодательство к совместной сфере ве­дения РФ и ее субъектов;

Семейный кодекс РФ от 29.12.95 № 223-ФЗ (в ред. от 02.01.2000):
определяет круг общественных отношений, регулируемых семейным правом;
регулирует базовые семейно-правовые отношения;
Гражданский кодекс РФ (части 1, 2, 3) 1994-2001 (в ред. от 23.12.2003):
регулирует личные неимущественные отношения;
наследственные отношения;
иные общественные отношения;
другие федеральные законы и подзаконные акты РФ;
законы субъектов РФ и подзаконные акты субъектов РФ.

Наряду с указанными источниками вопросы семейного права регу­лируют:
• акты Президента РФ (указы и распоряжения);
акты Правительства РФ (постановления и распоряжения). Соглас­но СК, актами Правительства РФ регулируются следующие вопросы:
определение видов заработка и (или) иного дохода родите­лей, из которых производится удержание алиментов;
установление порядка организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей;
определение перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (по­печительство), взять на воспитание в приемную семью;
установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей опекуну или попечителю;
утверждение Положения о приемной семье;

. установление порядка выплаты и размера денежных средств, выплачиваемых ежемесячно на содержание детей приемной семьей;
• акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принимае­мых во исполнение и в соответствии с законами РФ.
Семейное право находится в сфере совместного ведения Россий­ской Федерации и ее субъектов.
Законами субъектов РФ, согласно СК (п. 2 ст. 3), могут регули­роваться следующие семейные отношения:
установление порядка и условий, при наличии которых вступ­ление в брак может быть разрешено в виде исключения до дос­тижения возраста 16 лет (п. 2 ст. 13);
выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32);
присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 ст. 58);
организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, остав­шимися без родителей (п. 2 ст. 121);
определение дополнительных форм устройства детей, остав­шихся без попечения родителей (п. 1 ст.123);
• установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот,
предоставляемых приемной семье (ст. 152). Особое место среди источников семейного права занимают меж­ дународноправовые акты, такие как:
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах от 16 декабря 1966 г.;
Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;
Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
другие международно-правовые акты.

Источник