Меню

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформация в Западной Европе XVI – XVII веков

Реформация (от лат. reformation – «преобразование», «превращение», «исправление») – масштабное церковное, политическое и общественное движение в Западной Европе XVI – XVII веков, целью которого было реформирование католической церкви.

Началом реформации принято считать поступок Мартина Лютера – тогда ещё обычного католического священника, доктора богословия. В 1517 году он прикрепил к дверям виттенбергской Замковой церкви листок, содержащий «девяносто пять тезисов». В этом документе он подверг критике нарушения и злоупотребления католической церкви, включая продажу индульгенций.

Концом эпохи Реформации принято считать подписание Вестфальского мира в 1648 году, который явился итогом Тридцатилетней войны. Согласно этому соглашению, лютеранские, кальвинистские, прочие протестантские и католические князья разделяли сферы влияния в Европе, и это разделило европейский мир на «католическую» и «протестантскую» части.

Причины Реформации

Духовенство занимало высшие посты в социальной иерархии, подчиняя себе светские сословия;

Католический догматизм не приветствовал рациональное мышление;

Католическая церковь постепенно отошла от «дел духовных» и превратилась в крупного земельного собственника, властителя и угнетателя.

Деградация католического духовенства, его распущенность, коррумпированность и нежелание жить по тем принципам, которые оно проповедовало.

Возобновление интереса к науке, изобретение книгопечатания, открытие Америки, а также «воскрешение» античной культуры.

Предпосылки

Предпосылки Реформации довольно многочисленны и лежат, так сказать, в нескольких плоскостях.

Распад феодального общества

Католическая церковь, будучи оплотом средневекового общества, существовала в условиях феодального строя, и её идеология этот строй «обслуживала». Между тем ещё с XIV века в различных странах Западной Европы набирает влияние новый класс – буржуазия, состоящий из торговцев и ремесленников. Изначально будучи низшими сословиями, купцы и ремесленники накапливали материальные богатства; а где богатства, там влияние и власть. По мере своего укрепления буржуазия осознала, что ей нужна новая религиозная доктрина, отражающая их взгляды и интересы.

Церковь перестала быть центром науки и культуры

Ещё одна причина Реформации – культурно-образовательная. Католическая церковь была не только культовым, но и образовательным центром – в её стенах изучались история, философия, риторика, точные и естественные науки, музыка. В то же время церковная интеллигенция была достаточно закрытым классом, что обеспечивалось и культовым языком – мёртвой латынью, которая была непонятна простым людям. Отсюда становятся понятными намерения первых реформаторов, в первую очередь Лютера.

Во-первых, в числе главных пунктов Реформации был перевод религиозных книг и богослужения на живые европейские языки. Объяснялось это тем, что буржуазия, не получавшая церковного образования, была уверена, что священники обманывают людей, нарочно скрывая истинное содержание «священного писания» и искажая «послание бога». Поэтому в первую очередь перед реформаторами стояла задача – сделать так, чтобы содержание церковных книг стало понятно всем людям, а не только закрытой «касте» церковных интеллектуалов.

Во-вторых, понятно, почему Реформация в собственном смысле началась именно в Германии. Во Франции, Италии, Испании, Португалии говорили на романских языках, произошедших из латыни; поэтому частично церковные книги могли быть понятны жителям этих стран, особенно это касалось Италии, язык которой наиболее близок классической латыни. Германские же языки не являются близкими родственниками латинского, и в этих странах (Германия, Фландрия, Англия, скандинавские страны) человек без специальной подготовки практически ничего не понимал в «священных текстах». Поэтому в германоязычных странах в народе было сильнее распространено убеждение, что священники обманывают людей. Предтечей Лютера был английский мыслитель Джон Виклиф, который в XIV веке возглавил народное движение против папства; он же известен и как первый переводчик Библии на английский язык. Сходную деятельность осуществлял в славянской Чехии Ян Гус – ещё один предшественник реформаторов.

Альбигойцы – ещё одни предшественники Реформации. В Западной Европе они появились ещё в XII веке; считается, что альбигойское учение принесли в Европу болгарские «богомилы» — крестьянская еретическая секта. Альбигойцы также говорили о падении и коррумпированности католической церкви и проповедовали более простое и, по их мнению, справедливое учение.

Страны и социальный состав реформаторских течений

Реформацией были охвачены в первую очередь представители буржуазии, а также мелкие дворяне. Им нужна была более «дешёвая» церковь, которая не требовала бы за свои услуги много денег и не обманывала прихожан. Но реформаторские течения были распространены и в крестьянской среде, которая также была недовольна «феодальной» стороной церковного учения, поборами и оправданием крепостничества со стороны духовенства. Самый известный пример крестьянской Реформации – движение Томаса Мюнцера в Германии.

Реформация в Европе

  • 1520-е годы – начало Реформации в Германии;
  • 1525 – её распространение в Пруссии и Ливонии;
  • 1530-е годы – в Англии;
  • 1527 – 1544 – в скандинавских странах (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия);
  • 1518 – 1520 – в Швейцарии;
  • С 1520-х годов – лютеранство и анабаптизм приходят во Францию;
  • 1550-е годы – появление кальвинизма во Франции;
  • 1540 – 1560-е годы – в Нидерландах.

Деятели Реформации

  1. Германия: Мартин Лютер, Филипп Меланхтон, Томас Мюнцер;
  2. Франция: Жан Кальвин, Ж. Лефевр, Г. Бриссоне;
  3. Англия и Шотландия: Томас Кранмер, Джон Нокс;
  4. Дания: Ганс Таусен;
  5. Швеция: Олаус Петри.

Итоги Реформации и контрреформация

Реформаторское движение вызвало серьёзную реакцию со стороны католической церкви и королевских правительств. Католической духовенство инициировало контрреформацию – движение, направленное на борьбу с «еретиками» — не только физическую, но и идейную. Так, ещё в XII веке, задолго до собственно Реформации, католическая церковь основала нищенствующие монашеские ордена, которые заимствовали «имидж» у альбигойцев и, подобно им, демонстрировали интерес к крестьянству и его проблемам, так сказать, «ходили в народ»; единственным их отличием от альбигойцев было то, что они проповедовали учение официальной католической церкви и подчинялись ей.

Контрреформация (1543 – 1648) – деятельность католической церкви, направленная на борьбу с Реформацией. Деятельность церкви заключалась в отказе от индульгенций (документов об отпущении грехов, продаваемых за деньги), основании новых семинарий и монашеских орденов, установлении единообразной литургии и единого григорианского календаря. Также это были силовые действия – подавление Реформации в некоторых странах (Польша, Франция).

Значение Реформации

Реформация в Европе ознаменовала собой не только падение влияния католической церкви, но и кризис религиозного мировоззрения в целом. Верующие поняли, что религиозные истины следует проверять разумом и практическим опытом; в таких условиях стало ясно, что средневековая феодальная иерархия противоречит самой сути «христианского вероучения».

Реформация разделила верующих в Европе на католиков и протестантов. Это дало толчок развитию культуры, науки и искусства, в рамках которых осуществлялась борьба идей.

В странах, где победил протестантизм, начали активно развиваться капиталистические отношения.

Источник

§ 23. Реформация и религиозные войны

Реформация — ​это обновление духовных основ европейской цивилизации или начало упадка духовности европейцев?

Перечислите религии, распространенные в Европе в период Средневековья. Назовите регионы, где они были распространены. Какие изменения в европейском обществе породили развитие капитализма и Великие географические открытия? (История Средних веков, 6 класс; § 21 и § 23 данного учебного пособия)

Сайт: Профильное обучение
Курс: Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс
Книга: § 23. Реформация и религиозные войны
Напечатано:: Гость
Дата: Суббота, 24 Июль 2021, 05:47

Оглавление

  • 1. Причины и предпосылки Реформации
  • 2. Начало Реформации в Германии
  • 3. Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей
  • 4. Раскол католической части Европы на католическую и протестантскую
  • Вопросы

1. Причины и предпосылки Реформации

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — ​самое массовое религиозное и социально-­политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — ​вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени. Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.

Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.

Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.

Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — ​это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.

Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обес­покоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — ​Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — ​также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.

В отличие от гуманистов, ориентированных на образованную часть общества, деятели Реформации обращались за поддержкой к различным слоям населения. В реформационное движение были вовлечены горожане, крестьяне, ученые-­богословы, студенты, обедневшее дворянство и даже коронованные особы. Начавшись в Германии, Реформация очень быстро охватила почти все европейские страны.

2. Начало Реформации в Германии

В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.

Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.

Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.

Читайте также:  Жвс гормоны заболевания таблица

Церковь хотела расправиться с Лютером. Только заступничество немецких князей, которые стремились завладеть церковными землями и уменьшить влияние папства в Германии, спасло ему жизнь. Большинство населения Германии приняло реформу Лютера. Его последователи покинули католическую церковь.

Выступая против церкви, Лютер не призывал изменять само общество. Он признавал социальную несправедливость и считал, что ее нельзя уничтожить. Согласно учению Лютера, истинный христианин должен подчиняться власти, которая обеспечивает спокойствие и порядок в обществе. Его учение выражало прежде всего взгляды богатых горожан и немецких князей. Они стремились ослабить папскую власть, но сохранить существующее положение в обществе. Лютер был решительным противником крестьянской вой­ны, вспыхнувшей в Германии в 1524–1526 гг. Он не поддержал требования крестьян об отмене крепостного права. Великий реформатор проклял восставших и призвал к расправе над ними: «Пусть всякий, кто может, рубит их, режет и колет».

3. Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей

Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.

После 1529 г. все движения реформаторов получили общее название протес­тантизм. Идеи протестантизма становились все более популярными в Европе. Постепенно появились разные протестантские церкви.
Вторая волна Реформации связана прежде всего с именем французского ­теолога Жана Кальвина (1509–1564), создавшего наиболее последовательное протестантское учение — ​кальвинизм. Его трактат «Наставление в христианской вере» выражал интересы появлявшейся буржуазии. Важнейшим положением учения Кальвина стал догмат об абсолютном предопределении.

Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — ​избранных — ​к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.

Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.

Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по рес­публиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа ­верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.

Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-­Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.

В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.

Король Генрих VIII жестоко преследовал и католиков, которые хотели подчиняться папе римскому, и протестантов, требовавших более глубоких (в том числе и социальных) реформ. Последние в дальнейшем стали известны как пуритане. Пуританское движение постепенно подготовило религиозную и политическую оппозицию английскому абсолютизму и стало «идеологическим знаменем» революций в Нидерландах и Англии.

Кроме лютеранства, кальвинизма, англиканства в XVI в. в Европе появились и другие протестантские церкви, которые легко могли приспособиться к существованию как в раздробленных государствах и мелких княжествах, так и в сильных королевствах.

4. Раскол католической части Европы на католическую и протестантскую

С распространением протестантизма ранее единая католическая часть Европы оказалась разделенной на два враждебных лагеря. В Италии, Испании и Португалии, где сохранилась католическая религия, преследовали протестантов, а в северных государствах, принявших протестантизм, — ​Англии, Шотландии, Швеции и большей части Германии — ​гонениям подвергались католики.

Еще в 1529 г. император Карл V призвал восстановить католическое богослужение и искоренить учение Лютера в Священной Римской империи. Большинство германских князей поддержали императора. Однако 5 князей-­лютеран и 14 городов заявили протест, откуда и пошло их общее название — ​протестанты. В ответ император Карл V ­начал в 1547 г. военную кампанию с целью заставить лютеранских князей вернуться в лоно католической церкви. Князья-­лютеране объединились в союз. Военные действия шли с переменным успехом, ни одна из сторон не могла одержать победу. В 1555 г. в Аугсбурге был подписан мир, согласно которому лютеранство становилось официальной религией. Высшее дворянство, духовенство и знатные горожане Священной Римской империи получали право самим выбирать веро­исповедание. Аугс­бургский мир официально закрепил новый раскол христианства.

К 1555 г. князья в Северной Германии были лютеранами, а большинство князей в Южной Германии — ​католиками. Но споры между католиками и протестантами не закончились. По мере того как реформаторы обретали своих последователей, конфликт разрастался все шире и шире. Острую форму он приобрел во Франции. Государство более чем на 30 лет погрузилось в религиозные гугенотские вой­ны (1562–1598).

Особенно разрушительный характер имела Тридцатилетняя вой­на (1618–1648). В нее было втянуто большинство европейских стран. Крупнейшие государства вели смертельную борьбу за гегемонию в Европе. Непосредственной причиной конфликта стала попытка австрийских Габсбургов, поддержанных своими испанскими родственниками, силой вернуть католическую религию в Германии. Французский король, хотя и был католиком, поддержал союз протестантских государей Германии против политических притязаний Габсбургов.

В ходе длительных и ожесточенных военных действий габсбургский лагерь потерпел поражение. Опустошенная Германия лежала в руинах. В 1648 г. был подписан Вестфальский мир. Он закрепил политическую раздробленность Германии и существование на ее территории как католических, так и протестантских государств. Наибольшие выгоды из Тридцатилетней вой­ны извлекла Франция. Получив значительные территориальные приобретения, она стала самой могущественной державой Европы.

Вопросы

1. Назовите не менее двух основных причин Реформации. Охарактеризуйте их. Почему именно они способствовали началу Реформации?

2. Назовите основные положения учения М. Лютера. На ваш взгляд, какие новые духовные требования привнесла в жизнь европейцев эпоха Реформации?

3. Охарактеризуйте Реформацию в Германии и Швейцарии. Выделите схожие и различные черты. Составьте в тетради таблицу.

4. Охарактеризуйте политическую и религиозную ситуацию в Европе в XVI — середине XVII в.

5. Охарактеризуйте политику Контрреформации по плану: а) причины, б) основные мероприятия, в) итоги и последствия.

6. Подготовьте интерактивную ленту времени с основными событиями периода Реформации и религиозных вой­н в Европе. Объясните свой выбор событий. Какое из них, на ваш взгляд, является переломным в религиозных вой­нах?

Источник



Реформация и Контрреформация в Европе
план-конспект урока по истории (10 класс)

Софян Анна Борисовна

Данный материал представляет собой развернутый конспект занятия по истории Нового времени для студентов 1 курса педагогического колледжа на базе основного общего образования. В ходе занятия изучаются основные сценарии Реформации и ее последствия в европейских странах.

Скачать:

Вложение Размер
reformatsiya_i_kontrreformatsiya_v_evrope.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Реформация и Контрреформация в Европе

Цель. Изучить основные черты и особенности религиозных процессов в Европе Нового времени.

Знание: основных вех развития христианской церкви в Средние века и в Новое время; значения понятий «католичество», «инквизиция», «индульгенция», «догмат», «таинство», «Реформация».

Понимание: причины возникновения протестантства в Европе, сущности протестантизма.

Применение: Умение отбирать из предложенных категорий и имен относящиеся к протестантизму.

Анализ: сравнивать католицизм и протестантство.

Синтез: на основе изученного материала обобщить усвоенные знания о Реформации в Европе.

Оценка: Оценить вклад реформаторского движения в современную религиозную и культурную ситуацию в Европе, в развитие протестантских государств Европы и США.

1. Организационный момент. Проверка присутствующих.

2. Вводная часть, опрос на знания.

3. Положение и состояние католической церкви к началу XVI в. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами. Выполнение задания № 2: объяснить причины протестантского движения.

4. Развитие протестантского движения, распространение его на другие страны Европы. Выполнение задания № 3: из предложенных категорий выбрать те, которые относятся к протестантизму. Дополнительное задание (по желанию) – создание презентации-биографии Мартина Лютера, Жана Кальвина.

5. Выполнение задания № 4, составление сравнительной таблицы: католичество и протестантство.

6. Борьба с протестантизмом в Европе и его дальнейшее развитие. Выполнение заданий из накопительной части (дома): эссе «Один день из жизни протестанта и его семьи»; мини-исследование «Вклад реформаторского движения в развитие протестантских государств Европы и США».

1. Организационный момент. Студенты садятся по местам, у каждого на столе лежит его ТК и комплект документов для работы (бортовой журнал, тетрадь). На экране тема.

2. Вводная часть.

Учитель. Сегодня мы с вами изучим явление, которое оказало огромное влияние на жизнь большинства европейских государств, изменив мировоззрение сотен тысяч людей – Реформацию. Но перед тем, как перейти к изучению данной темы, вам нужно будет ответить на несколько вопросов (слайд с вопросами на экране):

1) На какие две ветви разделилось христианство в XI веке? (православие и католичество).

2) К какой ветви принадлежало население Западной Европы? (католической).

3) Что отличало церковную службу и дисциплину католичества от православия? (отсутствие икон, музыкальные инструменты в храмах, безбрачие всего священства, крещение слева направо).

4) На каком языке совершались церковные службы в католических странах? (на латыни).

На это задание Вам дается 4 минуты (время отмеряется по таймеру, студенты выполняют задание в бортовом журнале).

Теперь давайте проверим, что у вас получилось (на доске слайд с правильными ответами). Перед Вами лежат технологические карты урока, первое задание в которых – опрос. После проверки вы должны будете проставить в соответствии с критериями в карту полученные вами баллы. Обратите, пожалуйста, внимание на то, какие задания мы с вами сегодня будем выполнять и какими видами деятельности заниматься.

Теперь откройте тетради и начертите в них (или в бортовом журнале) таблицы ЗХУ (на слайде). Заполните, пожалуйста, графы «Знаю» и «Хочу узнать», вам на это дается 3 минуты, можно советоваться с товарищем по парте. … Теперь я попрошу вас высказаться. Имейте в виду, что активность на уроке тоже оценивается, и баллы идут в накопительную часть.

А теперь пришло время для основной части нашей с вами работы. Я прошу вас записывать те важные сведения, которые вы услышите из моего рассказа, в графу «Узнали», но не все подряд, а тезисами, содержащими самую главную информацию. Услышанные в ходе моего рассказа термины и имена вы будете записывать в графу «Категории», а если появятся вопросы, их тоже вы запишете в соответствующую графу.

Шел 1517 год… Какая эпоха в культурном и общественном развитии наступила в это время в странах Центральной и Западной Европы? (ренессанс или возрождение, 0,5 балла за ответ). Основные черты эпохи Возрождения стали прослеживаться и в поведении церковных служителей: в конце XV – первой трети XVI в. римский престол один за другим занимали так называемые «ренессансные папы», которые отличались качествами и пристрастиями, несовместимыми со служением Богу. Стремление к роскоши и военной славе превращало их в придворных, а их беспринципность и неразборчивость в средствах дискредитировали их и как священнослужителей, и как людей. Особое возмущение вызывало несоответствие поведения служителей Церкви тому, что они проповедовали, становясь теми самыми «книжниками и фарисеями, лицемерами, возлагающими бремена неудобоносимые и не желающими и перстом двинуть их». Неприятие вызывали, прежде всего, растущие материальные запросы римской церкви.

Итак, шел 1517 год… В это время папе Римскому потребовалась особенно крупная сумма, так как началось строительство собора святого Петра в Ватикане (показать собор на картинке). Чтобы найти деньги, папа пустил в ход излюбленное средство – индульгенции (особые свидетельства об отпущении грехов). Вначале это свидетельство давали после действительной исповеди, отбывания епитимии и отпущения грехов, и католик мог отдать любое количество денег для покупки индульгенции, в зависимости от своего благосостояния. Эти деньги были скорее пожертвованием, чем ценой за отпущенный грех. Но из-за строительства собора продажа индульгенций стала вестись особенно цинично: прощались не только прошлые, но и будущие прегрешения. Столкнувшись с этим, один саксонский монах утром 31 октября прибил к дверям Виттенбергской церкви, в которой служил, составленные им «95 тезисов». Звали этого монаха Мартин Лютер.

В 1520 г. Лютер выступает уже с опровержением основных догматов католической церкви (догмат – твердо установленное и незыблемое утверждение или разъяснение того или иного вопроса веры) и осуждает господствовавшие в ней нравы. Однако Лютер не имел цели разрушить или свергнуть католическую церковь, любимую им. Единственное, чего он хотел, это освободить ее от царящих в ней пороков. Выполнение задания № 2: объясните, пожалуйста, причины протестантского движения. На это вам дается 3 минуты.

Причины Реформации: — изменение сознания большинства образованных людей под влиянием идей Ренессанса; недовольство «мирскими» наклонностями католических священнослужителей, идущими вразрез с ожиданиями от них святости.

Основными тезисами и положениями, выдвинутыми Лютером, были следующие:

1) Спасение души – личное дело верующего. Идея «оправдания верой». Какое таинство таким образом объявлялось ненужным? (таинство исповеди, покаяния – 1 балл).

2) Священное Писание – единственный авторитет в вопросах веры, и оно не нуждается ни в каких истолкованиях. Каждый имеет право читать и комментировать Библию самостоятельно.

3) Все богослужения должны совершаться на понятном для верующего языке.

4) Отменялось монашество (Лютер сам женился на бывшей монахине).

5) Церковь как особая организация, посредник между человеком и Богом, объявлялась ненужной. Вместо нее появились общины во главе с пасторами.

6) Вместо роскошных католических храмов – «дешевая церковь» без пышных обрядов и украшений (показать внутреннее убранство католического храма и внутреннее убранство протестантской церкви).

Выполнение заданий № 3 и 4.

Первоначально Реформация приняла характер народного движения, но вскоре руководство ею захватили германские князья (почему? – можно было разбогатеть за счет церкви – 1 балл). Главным содержанием княжеской Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация (обращение в светскую собственность) церковных владений. Благодаря князьям Реформация начала стремительно распространяться по всей империи.

А что же делал в это время император? Ведь он был католиком, и его власть, благословляемая самим папой, зависела от дружбы с ним, поэтому наказать сторонников лютеранства было его святым долгом.

Однако в это время шли итальянские войны, начавшиеся в 1494 году (шли до 1559 года), и Карл V поспешил покинуть страну, чтобы принять участие в военных действиях. Когда же в 1529 году, после подписания перемирия с Францией, Карл V попытался запретить захват церковного имущества и подтвердил запрет лютеранства, сторонники Реформации – князья и имперские города – выразили протест против его действий. Именно от этого протеста происходит общее название для всего реформационного движения и его последователей. Так будем называть его и мы – «протестантами».

Вновь начавшаяся война снова отвлекала Карла V от борьбы с протестантами. Однако, едва был заключен мир в 1544 году, как Германия превратилась в арену первых религиозных войн. Потерпев поражение в первой войне, протестанты добились победы во второй в союзе с королем Франции. В 1555 г. в Аугсбурге был созван рейхстаг, на котором был заключен мирный договор со следующими условиями:

1) Признавалось равенство перед законом католического и протестантского вероисповедания.

2) Провозглашался принцип «Cuius regio, eius religio»: Чья власть, того и вера. По этому принципу главенство признавалось за тем вероисповеданием, которые имел король или император.

Отныне в Германской империи признавалось и католическое, и лютеранское вероисповедание. Протестантство исповедовалось преимущественно на севере; южные государства оказались католическими.

Текст для размышления. Лютеранство быстро вышло за пределы Германии. Уже в 1525 г. владения древнего Тевтонского ордена были преобразованы в герцогство Пруссия, в котором утвердилась новая вера. Лютеранская реформация победила также в землях Ливонского ордена (современные Латвия и Эстония). К концу 1530-х гг. лютеранской становится вся Северная Европа. В ходе борьбы за независимость от Дании лютеранство превратилось в государственную религию Швеции, а также подвластной ей Финляндии. Вслед за тем учение Лютера приняла и сама Дания, а затем подчиненные ей Норвегия и Исландия. Таким образом, весь Балтийский регион обратился в новую веру.

Вопросы для размышления .

1. Почему лютеранское учение так быстро распространилось по Европе?

2. Почему оно распространилось именно в Балтийском регионе – странах Северной Европы?

Учитель. Вслед за лютеранством началось широкое распространение кальвинизма, получившего свое название от имени его основателя Жана Кальвина (1509 – 1564). ( Если будет докладчик о Кальвине и кальвинизме, слушаем доклад, если нет, краткий рассказ учителя ). Кальвин учил, что жизнь дается человеку для того, чтобы выявить способности, заложенные в нем Богом, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм провозглашал новые моральные ценности – умеренность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчетливость в сочетании с неустанным трудом. Из наказания труд превратился в высшую форму самовыражения человека.

Прежде всего, кальвинизм оказал сильнейшее воздействие на родину Кальвина, где его последователей называли гугенотами (в переводе со старо-германского – «собрат»). Если в 1555 г. в Париже появилась первая кальвинистская община, то в 1559 г. (год смерти Генриха II, можно порекомендовать для прочтения «Две Дианы» А. Дюма) их было уже 2000 по всей Франции. Где распространялась новая вера? ( ответ студентов – в городах, население там было активное, и ему было тесно в рамках традиционного общества – 1 балл ). Постепенно, по мере роста социальной напряженности, к ней обратилось и оппозиционное дворянство, значительная часть которого после завершения Итальянских войн оказалась просто не у дел.

Особенностью Франции оказалось то, что религиозное соперничество сочеталось с борьбой за сохранение единого государства, а в гугенотах государи Франции видели разрушительную силу. В результате разразились гугенотские войны, основными причинами которых были:

— нарастание религиозных разногласий;

— политическая борьба и соперничество аристократических родов, в том числе за власть.

Гугенотские войны начались в 1562 г. и продолжались с перерывами до 1594 г., унеся в могилу огромное количество человек. Внутренний конфликт с самого начала осложнялся иностранным вмешательством: со стороны гугенотов – английская королева Елизавета и германские протестантские князья, со стороны католиков – король Испании Филипп II и его итальянские союзники. В свою очередь, французские гугеноты оказывали поддержку своим единоверцам в Нидерландах, которые боролись за независимость от Испании.

Особую роль в истории гугенотских войн сыграл Париж с его принципом «Один король, один закон, одна вера». Опираясь на эти настроения, Екатерина Медичи решила покончить со всеми гугенотами разом. В ночь на 24 августа 1572 г., в праздник святого апостола Варфоломея, католики Парижа перебили почти все гугенотское население, кроме тех, кто перешел в католичество. Сам Генрих Наваррский едва спасся, и то благодаря принятию мессы. Убийства продолжались три дня не только в Париже, но и в других городах. Страшная жестокость при истреблении гугенотов была возведена в добродетель, а наиболее отличившихся католиков считали героями.

В ходе гугенотских войн закончилось владычество династии Валуа: последний ее представитель, Генрих III, был убит в 1589 г. католическим фанатиком Клеманом. Новой французской династией стала династия Бурбонов, основателем которой был Генрих IV Бурбон (1589 – 1610). В 1598 г. был издан Нантский эдикт, узаконивший сосуществование католичества и протестантства:

1) гугеноты получили свободу вероисповедания и гарантированные права на участие в политической жизни;

2) в распоряжение гугенотов было отдано 100 крепостей и собственные вооруженные силы.

Вопрос: какова была особенность религиозных войн во Франции?

В Англии история Реформации была так же тесно связана с историей страны. Самым яростным противником папства стал инициатор Реформации, король Генрих VIII Тюдор (1509 – 1547), при котором был принят целый ряд законов, выводивших английскую церковь из-под власти Рима. Особенно важным был Акт о супрематии, провозглашавший короля главой Английской церкви (1534 г.; супрематия — верховенство). После смерти Генриха VIII королем стал его единственный сын, Эдуард VI, унаследовавший престол в возрасте 10 лет (1547-1553). Несчастный юноша умер в 16 лет от болезней. Сменившая его на престоле старшая сестра Мария Тюдор (Мария Кровавая, 1553-1558 годы правления, 1516 год рождения) была католичкой, как и ее мать, первая жена Генриха VIII, вернула английскую церковь под власть папы Римского и проводила политику репрессий в отношении протестантов. Однако в 1559 г., в начале правления королевы Елизаветы (1558 – 1603), парламент подтвердил Акт о супрематии и принял акт об унификации, согласно которому богослужения в соответствии с правилами реформированной Церкви становились обязательными для всех англичан.

1571 г. – закон «39 статей», принятый парламентом: изложены основные принципы вероучения английской протестантской церкви (англиканской) – «Англиканский символ веры». Признавалось учение об оправдании верой, а Священное Писание – единственным источником Божественного откровения. Сохранились два таинства – крещение и причащение. Но не отвергались «добрые дела» (обряды), сохранилось пышное католическое богослужение и епископальный строй, управление было в ведении архиепископа Кентерберийского. Сокращалось количество праздников, отменены почитание мощей, индульгенции, подчинение папе римскому.

Обновленная англиканская церковь была полностью независимой от Рима и перешла с латыни на английский язык, но католическая догматика и церковное устройство во многом были сохранены (сохранилась ведущая роль епископов в церковной организации). По всей Англии были закрыты тысячи монастырей.

Последствия Реформации в Англии:

1) Массовое распространение грамотности;

2) Перевод Священного Писания на английский язык и превращение его в главное чтение англичан;

3) Зарождение пуританского движения в Англии, стремившегося очистить церковь от остатков католичества ( можно порекомендовать для прочтения роман В. Скотта «Пуритане» ).

Контрреформация – борьба католической церкви с протестантизмом .

— насилие по отношению к протестантам;

— умеренные реформы в самой католической церкви, направленные на ее частичное обновление.

Главным оружием католической церкви в борьбе с протестантской «ересью» стали орден иезуитов, обновленная инквизиция и цензура печати.

  • Орден иезуитов был образован в 1534 г. по инициативе испанского дворянина Игнасио Лойолы (1491 – 1556). Не должны были носить монашескую одежду и соблюдать церковные обряды, не жили в монастырях. Поощрялось умение скрывать свою принадлежность к ордену. Чем занимались: воспитание молодежи, государственная служба. Учебные заведения, находившиеся в ведении ордена иезуитов, заслужили репутацию образцовых учебных заведений для юношества, иезуиты часто служили советниками и духовниками монархов, выполняли их дипломатические поручения.
  • Инквизиция – церковный суд, рассматривавший дела о преступлениях против веры и церкви. Обвиняемый мог сохранить себе жизнь, признав себя виновным и раскаявшись. Нераскаявшихся приговаривали к сожжению на костре – аутодафе (акт веры – auto de fe). Особой жестокостью прославилась испанская инквизиция, которую в конце XV века возглавил Томазо Торквемада, великий инквизитор, которому принадлежит «заслуга» изгнания из Испании мавров и массовые преследования морисков («мавританишки», мусульмане, официально принявшие христианство) и иудеев. 1542 г. – реорганизация инквизиции папой Павлом III. Создан Высший апостольский трибунал, или Священная канцелярия. Суровым преследованием удалось помешать распространению Реформации на Апеннинском и Пиренейском полуострове.

Закрепление изученного материала.

  1. Что такое Реформация?
  2. Почему Реформация была поддержана князьями и герцогами германских земель?
  3. В чем состоят различия Реформации в германских землях, Англии и Франции?
  4. Что такое Контрреформация? Как Вы думаете, какое из направлений Контрреформации было более эффективным?

Источник

Реформация и контрреформация

§ 34. Реформация и контрреформация

Причины Реформации.

В XVI в. началась Реформация (в переводе с латинского — преобразование).

Реформация — это широкое общественное движение, характеризующееся отходом от католической церкви значительной части населения Европы.

В условиях перемен учение католической церкви переста­ло удовлетворять многих людей. Церковь утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом и не подлежат никакому изменению. Проповедовалась идея об искон­ной греховности человека и о том, что Церковь через свои таинства (крещение, причащение и т. д.) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремле­ние к обогащению. Особенно наглядно это проявлялось в про­даже индульгенций: за деньги каждый мог купить себе «от­пущение грехов». Многие правители были недовольны пре­тензиями пап на верховную власть. Они с вожделением смо­трели на богатства и земли Церкви и монастырей, мечтая присвоить их.

Выступление Мартина Лютера.

Начало Реформации свя­зано с выступлением в октябре 1517 г. профессора университета в немецком городе Виттенберг Мартина Лютера, который выдвинул 95 тезисов против индульгенций. Лютер провоз­гласил, что Церковь и духовенство не являются посредника­ми между Богом и человеком. Он объявил ложными претен­зии Церкви на то, что она может отпускать грехи с помощью таинств в силу особых полномочий от Бога: человек достига­ет спасения души не через церковные обряды, а с помощью веры. Источником религиозной истины, по мнению Лютера, является лишь Священное Писание, поэтому роль Церкви и духовенства должна сводиться только к разъяснению его тек­стов. Соответственно богослужение должно проводиться на понятном всем языке, а не на латыни. Позже Лютер перевел Библию на немецкий язык.

Поднявшееся в Германии широкое движение в поддержку Лютера не позволило католическому духовенству быстро по­кончить с его учением. Лютеранство приняли многие горожане, крестьяне, дворяне и правители ряда германских го­сударств. Лютер призывал действовать против папского Рима не только словом, но и с помощью оружия.

B ходе Реформации от католической церкви отделились различные направления в христианстве, общее назва­ние которых — протестантизм.

Протестантами впервые стали называть германских пра­вителей, подписавших в 1529 г. на имперском сейме (собра­нии князей Священной Римской империи) так называемую «Протестацию». Они протестовали против решения боль­шинства сейма об ограничении распространения лютеранства в Германии.

Крестьянская война в Германии.

Идеологом радикальной Реформации стал немецкий священник Томас Мюнцер. Сначала он был приверженцем идей Лютера, но в 1520 г. пе­решел на более решительные позиции.

Мюнцер считал, что земная жизнь должна быть очищена от зла. Врагами веры являются те, кто обрекает простой на­род на страдания. Различий между богатыми и бедными быть не должно.

В 1гг. в ряде районов Германии вспыхнули вос­стания крестьян против дворян под лозунгами учения Мюнцера. Крестьяне собирались в целые армии и вели боевые действия против отрядов местных правителей и дворян, по­этому эти события называются Крестьянской войной. Про­грамма восставших излагалась в документе «12 статей». В ней говорилось, что народ должен быть освобожден от всех тягот. Дворянское и церковное имущество и земли крестьяне по указанию Мюнцера делили между собой.

В середине мая 1525 г. в Тюрингии произошел неравный бой между рыцарской конницей, вооруженной артиллерией, и почти безоружными крестьянскими отрядами. Крестьянская армия была разбита, Мюнцер попал в плен и был казнен.

Жан Кальвин и его учение.

Центром Реформации явля­лась также Швейцария. Здесь распространилось учение фран­цуза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может ее изменить. Но каждый верующий должен всеми силами доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, по мнению Кальвина, является зримым доказатель­ством его богоизбранности.

Такая точка зрения побуждала к активной деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действен­ность. Кальвин призывал также к бережливости и скромности в быту.

Кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Церковная община избирала и контролировала сво­их руководителей — старшин (пресвитеров) и проповедни­ков (пасторов). У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм, помимо Швейцарии получил рас­пространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции.

Контрреформация.

Чтобы бороться против Реформации, католическая церковь начала с 40-х гг. XVI в. проводить свои реформы. После этого она развернула наступление против Ре­формации. Эту политику называют контрреформацией.

Мощным орудием контрреформации стал орден иезуитов («Общество Иисуса»), основанный испанским дворянином Игнатием Лойолой. Главными направлениями деятельно­сти иезуитов были воспитание молодежи в духе католициз­ма, проникновение во все сферы общества с целью подчине­ния их своей власти. Члены ордена выслеживали и выдавали инквизиции «заблудшие массы», иной раз сами расправля­лись с «отступниками».

В Риме было создано главное учреждение по борьбе с ере­сями — инквизиционный трибунал. Инквизиторы соста­вили индекс (список) запрещенных книг, которые подлежали уничтожению, а их авторы — наказанию.

Религиозные войны.

В XVI в. в Германии и Франции бушевали гражданские войны между сторонниками и против­никами Реформации. В Германии ряд правителей государ­ственных образований (их условно называют княжествами); перешли в лютеранство вместе со своими подданными. Это усилило независимость княжеств от императора.

Императоры Священной римской империи из династии Габсбургов при поддержке католических княжеств начали борьбу с протестантами. Долгая война закончилась по существу поражением императора Карла V, который в 1556 г. от­рекся от престола. Перед этим в 1555 г. был заключен Аугс­бургский религиозный мир, который установил полную независимость князей в религиозных вопросах и утвердил их право определять религию своих подданных.

Во второй половине XVI в. Европа окончательно раздели­лись на католические и протестантские государства. Проте­стантскими были в основном северные страны — Англия, Швеция, Дания, ряд северогерманских княжеств (Пруссия, Саксония и др.).

Во Франции во второй половине XVI в. разгорелись жесто­кие религиозные войны между католиками и кальвинистами (гугенотами). Вождями гугенотов были король Наварры (вас­сального от французского короля государства на юге страны) Антуан де Бурбон (позже его сын Генрих Наваррский) и адмирал Гаспар де Колиньи. Католиков возглавляли могущественные герцоги Гизы. Гугенотство во Франции стало во многом знаменем борьбы против усиления королевской вла­сти. Поэтому среди гугенотов было немало знатных людей. Напротив, буржуазия чаще придерживалась католичества.

В августе 1572 г. противники сумели договориться между собой. Протестанты получили право занимать государствен­ные должности, проводить богослужение, им предоставили во владение ряд городов-крепостей. Для закрепления мирного договора 18 августа был заключен брак между Генрихом На­варрским (будущим королем Генрихом IV) и сестрой короля Франции Карла IX Валуа Маргаритой. В Париж на свадьбу съехалось большое число гугенотов. Однако Гизы и мать Кар­ла Екатерина Медичи готовили расправу над ними.

23 августа 1572 г., в ночь накануне Дня святого Варфоло­мея началось их избиение, погибли более 3 тыс. человек. Ген­рих Наваррский остался жив, согласившись перейти в като­личество, адмирал Колиньи был убит.

После Варфоломеевской ночи война вспыхнула с новой си­лой. Гугеноты фактически создали свое государство во главе с бежавшим из Парижа Генрихом Наваррским. В ходе войны погибли многие вожди с обеих сторон. В 1589 г. был убит и король Франции Генрих III, брат умершего Карла IX. С его смертью пресеклась мужская линия династии Валуа. Коро­лем Франции был провозглашен Генрих IV Бурбон. В 1593 г. он принял католичество (при этом были произнесены знаме­нитые слова «Париж стоит мессы»). В 1594 г. он вступил в столицу.

В 1598 г. Генрих IV провозгласил Нантский эдикт, завер­шивший религиозные войны. Католицизм оставался господ­ствующей религией, но гугеноты получали свободу вероисповедания, сохраняли ряд крепостей, вооруженные силы, мог­ли занимать государственные должности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Каковы причины Реформации? Какие идеи содержались в уче­ниях М. Лютера и Ж. Кальвина? Что было у них общего, чем их учения отличались?

2. Расскажите о Крестьянской войне в Германии.

3. Как католическая церковь боролась с Реформацией? Каковы были итоги борьбы католиков и протестантов в Европе?

4. Опишите ход религиозных войн во Франции. Каковы были их результаты?

5. Неизбежно ли религиозные разногласия должны были вызы­вать в тот период войны? Свой ответ аргументируйте.

Источник