Меню

Султаны Османской империи и годы правления 33 фото

Султаны Османской империи и годы правления (33 фото)

Образование Османской империи

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.
Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Орхан Победоносный

Орхан Победоносный

Орхан Победоносный – правил с 1324 по 1359 гг. Закончил захват принадлежавших Византии регионов Малой Азии. Создал регулярные войска янычар и первым из Османидов ступил на европейский берег. Довел дело сплочения народа, начатое отцом, до образования государства.

Источник

Сложная иерархия Османского гарема в простых схемах

Тема того, как был устроен гарем османского султана совсем не новая – вы точно что-то читали на эту тему.

И я тоже. Но почему-то всё никак не могла уложить в голове всё это нагромождение титулов — хасеки, икбал, хатун, кадын, пейк, хазнедар, дайе, калфа и т.д.

И канал мой давно существует, а я всё никак не могла подступиться к этой теме:

Но оказалось, что почти всё написанное ранее по теме повторяло одну и ту же статью, не слишком точную. На деле нужно было всего лишь:

  1. Поделить всё на временные отрезки: устройство гарема менялось;
  2. Отделить семью от персонала — у каждой группы своя иерархия.

И всё тут же встало на свои места 👌

Мне бы очень хотелось начать с самого начала и рассказать о иерархии в семьях первых султанов — Османа, Орхана и Мурада. Но не получится: достоверных источников очень мало, они больше похожи на легенды.

Другое дело — события после завоевания Константинополя. Тут уже появляются расходные книги, финансовые документы и свидетельства иностранных послов (правда их «показания» не слишком точны: очень уж зацикливались на возлюбленных султана, а вот влияние его матери сильно недооценивали).

Начну с описания иерархии в гареме Баязида II (1481—1512 гг.)

Время женского султаната пока не пришло. Но статус дочерей падишаха начинает расти — у них появляется титул султан:

  1. Мать султана. До правления Мурада III (по другим данным — Сулеймана I) у матери султана не было никакого специального титула. Но фактически эта женщина занимала самое высокое положение в гареме и управляла им. Пример, правда, всего один — Гюльбахар, мама Баязида.
  2. Дочери султана . Единственные женщины, носившие титул султан , его им даровал сам Баязид II;
  3. Наложницы, с детьми и без . И те, и другие имели титул хатун , что примерно можно перевести как госпожа;
  4. Простые рабыни. Не все женщины, живущие в гареме имели близкие отношения с султаном: кто-то ждал своей очереди, кто-то проходил обучение, но большинство так и оставались в услужении. Назывались они джарийе — рабыни без статуса.

Но вся эта схема рушится уже при следующем султане: мама Селима Явуза, (по совпадению её имя тоже Гюльбахар), умерла, не увидев сына на троне, о судьбе сестёр Селима известно мало, Айше Хафса, мама единственного наследника, жила не в столице. А сам султан много времени проводил в военных походах. Скорее всего, в то время (1512-1520гг.) никто из семьи не имел большого влияния на главный гарем государства.

Гарем периода женского султаната (1520г. — конец 17 века)

Структура гарема меняется с началом правления Султана Сулеймана. Для своей Хюррем-Роксоланы он придумывает титул хасеки . А вот валиде — специальный титул для матери султана, скорее всего, появится позже (первая валиде — Нурбану)

  1. Валиде Султан. Мать султана, руководила гаремом, самая главная женщина в Османской Империи. Интересно, что Нурбану даже при жизни Селима использовала оба титула — хасеки и валиде, но позже подписывалась лишь вторым. Так титул валиде навсегда останется главным в иерархии османского гарема;
  2. Хасеки султан. Главная жена падишаха. Тут могли быть варианты. Это или мать старшего наследника (как Эметуллах Рабия Гюльнуш, Нурбану и Сафийе), или просто любимая женщина султана (как Хюррем и Кёсем). У хасеки обычно было несколько детей, для неё не действовало правило «одна мать-один сын». К ней обращались не по имени, а по титулу и использовали добавление султан ;
  3. Дочери султанов. Их статус был ниже хасеки, потому что хасеки была матерью потенциального султана;
  1. Матери наследников султана, у которых не было статуса хасеки. носили титул хатун , а их жалованье было несравнимо скромнее, чем у привилегированной наложницы. Например, Нурбану получала 1000 акче в день, а матери других сыновей султана всего 40. У этих женщин не было возможностей тратить большие деньги на благотворительность, то есть мечеть или общественную баню простая хатун построить не могла. Но организовать благотворительный обед или устроить питьевой фонтан этим женщинам было по силам;
  2. Бездетные наложницы или матери дочерей. Тоже носили титул хатун , но, конечно, их ранг в гареме был ещё ниже.
  3. Гёзде. Буквально «на глазах». Девушки, которых выделяла глава гарема или сам султан, потенциальные наложницы. Могли забеременеть и вернуться в старый дворец, или же продолжать отношения с султаном и продвигаться выше по иерархической лестнице;
  4. Джарийе . Простые служанки без титула и статуса.

Гарем в период поздней Османской Империи

К 18-му веку титул Хасеки выходит из употребления, последние его упоминания относятся ко времени правления Мустафы II (правил 1695 – 1703). Исчезает и гигантская пропасть в размере жалованья султанских фавориток. В употребление входят новые титулы, и такая структура гарема сохраняется вплоть до середины 19-го века.

  1. Валиде Султан. Мать султана, по-прежнему главная женщина Османской Империи;
  2. Принцессы. Дочери султана или дочери принцев. У них была своя иерархия — по старшинству;
  3. Баш кадын — главная жена . Титул кадын пришёл на смену хасеки, но был уже не таким престижным: к титулу больше не добавляют слово султан. Баш кадын — обычно это мать старшего ребенка. Она занимала место главы гарема, если умирала валиде султан ;
  4. Другие три кадын : они были пронумерованы по старшинству. В этой и других группах была возможна ротация: в случае смерти или разжалования наложницы её титул получала следующая за ней в иерархии. В 18 веке веке кадын могло быть и больше четырёх: Так Накшидиль Кадын, та самая полумифическая госпожа, которую европейцы называли кузиной Жозефины Богарне, была седьмой кадын Абдулхамида I;
  5. Ханым Султан. Дочери принцесс: их мать принадлежала династии, а отец был подданным империи. Супруг ханым султан уже не мог использовать титул дамад , а их дети и вовсе не имели ни титула, ни привилегий;
  6. Баш Икбал — Первая Икбал. Следующая наложница после третьей кадын. Был возможен переход в «высшую лигу»: если третья кадын умирала, её место занимала первая икбал;
  7. Другие 3 икбал. Нумеровались по старшинству. Технически их число не ограничивалось, но фактически в гареме редко было больше 4 икбал;
  8. Наложницы шехзаде. Первые 4 были назывались ханымефенди , а главная из них носила титул башханимефенди , и обращалась к ней по титулу, а не по имени. К остальным трём супругам обращались так: “имя + Ханымефенди” . Другие наложницы наследного принца считались одалисками и статуса не имели;
  9. Баш Гёзде + остальные 3 гёзде. Наложницы султана с 9-й по 12-ю. Не ранжировались по старшинству. К ним тоже обращались как ханымефенди ;
  10. Баш пейк + другие пейк. Последние наложницы, имевшие титул. Встречались редко, потому что для султана было необычным иметь более 12-ти живых наложниц одновременно. К ним обращались ханымефенди . Обычно они не были матерями детей.
  11. Одалиски (правильное произношение — одалык )- простые служанки или наложницы без титула, и привилегий. Точь-в-точь как джарийе из предыдущих периодов.

Не трудно заметить, что структура гарема очень изменилась. Могущественной хасеки ушёл в небытие, потому что система наследования османского престола стала похожей на европейскую: власть передавалась по старшинству, а не тому, кто победит в братоубийственной войне . Протекция и связи матерей принцев-шехзаде на престолонаследие влияли не так сильно как раньше.

По поводу структуры всё сложнее. Некоторые считают, что и тут не обошлось без европейского влияния. Участились контакты между монархами, и в случае визитов европеек в гарем их обитательниц нужно было как-то представлять, а это было невозможно без иерархии.

Читайте также:  Пример расчета суточной калорийности при избытке массы более 10 кг

Вот такая семейная иерархия была в османских гаремах. Была ещё и функциональная (калфы, уста, кетхуды, дайе и другие), но о ней я напишу отдельно.

А ещё у меня на канале есть статьи о хатун, хасеки и валиде:

Источник



Вертикаль страсти. Как выглядела иерархия в гареме султана

23 июня 2016, 12:28

У каждой женщины в гареме султана Османской империи был свой статус, были строго определенные права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. OLGA74RU подробно рассказзывает обо всех статусах. — Редактор LJ Media

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме — «бикеч») — считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа.

Калфа — так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки. У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем — позже.

Уста — этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической. Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык — это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы. Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.

Пейк — это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки. Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде — этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал — это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар — это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар — это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности — это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Читайте также:  Токарное дело таблица допуска

Кадын — так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) — этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы — у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.

Источник

Эксплуатируемые классы: многонациональный народ

К райе относилось третье сословие империи — крестьянство, горожане, низшее духовенство, независимо от религиозной принадлежности. Все они платили налоги, что и составляло их главную отличительную черту.

Крестьянство

Укоренившийся в Османской империи принцип, согласно которому все имущество страны принадлежит султану, до XVII в. не подвергался серьезным нападкам. Император сдавал в аренду земледельцу, обычно через посредство тима-риота, участок земли — чифтлик, представлявший собой надел, который можно было обработать с помощью пары волов (чифт).

Как правило, площадь одного чифтлика, в зависимости от плодородия почвы, типа ее обработки и местоположения, составляла от 60 до 150 дёнюм (по-греч. — «стремма»). Один дёнюм соответствовал участку, обрабатываемому за один день, поэтому его площадь в разных районах империи колебалась от 940 до 1340 кв. м. Новый дёнюм, принятый в современной Турции, и новая стремма, используемая в Греции, составляют одну десятую гектара, то есть 1000 квадратных метров.

Передача участка земли землепользователю (любого вероисповедания) закреплялась актами, зарегистрированными в кадастровых реестрах. Право пользования этими участками передавалось по наследству. Тимариот не мог отнять землю у представителя райи. Он лишь как чиновник следовал государственному земельному законодательству. Тем не менее крестьянин-арендатор не мог ни продать свой надел, ни подарить его, ни передать без разрешения, ни изменить форму пользования, независимо от того, пашня это, сад или луг. Тимариот оставлял себе всю сумму налогов, взимаемых с его крестьян государством, в обмен на службу императору. Вначале сверх того император передавал тимариоту (с учетом содержавшегося у того скота), а также каждому крестьянину тимара один чифтлик площадью от 60 до 15 дёнюм. Однако во второй половине XVI в. даже эти участки пришлось отдать райе, чтобы частично ослабить демографическое давление со стороны безземельных крестьян.

Крестьянин-райя имел право на один чифтлик, достаточный, чтобы прокормить семью, но ни на какую иную землю рассчитывать не приходилось. Таким образом, теоретически переход крестьян в класс крупных землевладельцев был невозможен. После смерти главы семьи чифтлик поступал в коллективное пользование сыновьям, обычно не имевшим права его делить. Но на практике это часто происходило, что привело к все более обострявшейся проблеме раздробленности земли.

Если на протяжении трех лет надел оставался свободным или необработанным, то тимариот мог сдать его в аренду другим крестьянам. На самом деле вплоть до второй половины XVI в. основной проблемой в сельском хозяйстве была нехватка рабочих рук, вынуждавшая крестьян оставаться на своей земле. Таким образом, тимар был бенефицием, пожалованным султаном вместе с проживавшими на нем крестьянами.

В XV в. тимариоты постоянно пытались отнять друг у друга крестьян. Без них они теряли доходы. Однако если крестьянин уезжал в город и становился ремесленником, то он должен был выплатить своему тимариоту компенсационный налог, чифт бозан акчеси («деньги за разрыв договора об аренде»), иначе его можно было вернуть на землю. В целом социально-экономические условия XV — первой половины XVI в. благоприятствовали крестьянству, и это объясняет легкость османской экспансии. Тимариот не мог обложить своих крестьян иными налогами, кроме тех, что устанавливало государство, нарушение правил грозило потерей тимара. Другими словами, вмешательство сильного централизованного государства ослабляло зависимость крестьян. Налоги в Османской империи делились на две категории: те, что предписаны шариатом, и налоги эрфи, введенные султаном (их также называли налогами Дивана, Императорского совета.

В первую категорию входили: натуральная десятина с урожая (эшур), выплачиваемая всеми крестьянами
независимо от религиозной принадлежности; подушная подать (джизья, или харадж) — ее платили райи-немусульмане (зиммии, или «люди Писания»); и десятина подаяния (занят) — сороковая часть дохода, которую вначале каждый правоверный мусульманин добровольно отдавал как подаяние, но постепенно превратившаяся в регулярный налог, собираемый государством с каждого райи- мусульманина.

Ко второй категории также относилось несколько видов налогов. В Западной Анатолии и во Фракии каждый крестьянин, мусульманин или христианин, за право обрабатывать свой чифт-лик платил земельный налог (чифт ресми). Его сумма составляла 22 акче (по-греч. — «аснров») в год с каждого крестьянского участка.

В 1431 г. один цехин, золотая венецианская монета весом 3-4 грамма (которая служила денежным эталоном), стоил 35 акче (серебряная монета, содержавшая много меди). Во времена Селима I османский куруш равнялся 40 акче. В начале XVI в. хождение имел золотой флури. В других регионах империи вместо этого налога государство взимало — только с земледельцев-христиан — «налог на пастбища» (испенч ресми, или испенчё. Кочевники, независимо от религиозной принадлежности, также платили налог за право пользования пастбищами в местах кочевий. И наконец, существовал чрезвычайный налог (авариз), которым облагались все люди «толпы» в местах их проживания. Его вводили в случае визитов военных и гражданских представителей центральной власти, чье пребывание следовало обеспечить, во время проведения в регионе военных кампаний или для оказания помощи соседним регионам, пострадавшим в результате природных бедствий. Но постепенно авариз превратился в постоянный налог, порой заменявший земельную подать.
Нельзя путать земельный налог, взимаемый с крестьян, с земельным налогом, уплачиваемым землевладельцами. Существовали крупные земельные владения, зеаметынхасы, как и тимары, пожалованные султаном в форме бенефиция, но обрабатывали их сами бенефицарии с помощью сельскохозяйственных рабочих. Однако в течение второй половины XVI в. из-за роста численности населения они были разделены на крестьянские наделы и преобразованы в законные тимары. И наконец, целые деревни или округа были пожалованы султаном особо важным лицам в форме чифтлика. В последнем случае речь шла о крупном частном владении.

Буржуазия (ремесленники и торговцы)

Медленный закат тысячелетней Византийской империи, превратившейся в болевую точку на политической карте конца Средневековья, привел к разорению земель и людей по обе стороны Эгейского моря. В образовавшуюся пустоту навстречу друг другу хлынули франки и турки. В итоге поле битвы осталось за турками, которые установили здесь pax ottomanica (османский мир). Вновь вернулось спокойствие. Пустынные села и города ожили, а через 150 лет, в конце XVI в., империя столкнулась с проблемой перенаселения. Восстановленным миром воспользовались все сословия, но более других буржуазия, которая нуждалась в обстановке безопасности и доверия, чтобы вновь начать свою деятельность.

Символом возрождения стал Константинополь. Разграбленный франками в 1204 г. город пребывал в состоянии медленной агонии. В марте 1453 г. император Византии потребовал от своего советника Георгия Франдзи провести перепись всех мужчин, включая монахов, проживавших в Константинополе и способных носить оружие. Франдзи насчитал 4983 грека и менее 2 тыс. чужеземцев, в то время как армия султана, окружившая Царьград, состояла из почти 80 тыс. воинов и дополнительных иррегулярных формирований. Итак, общая численность населения Царьграда накануне завоевания его османами сократилось до 30-35 тыс. жителей. Мы не располагаем статистическими данными о численности населения Константинополя за весь период его длительного существования, однако накануне завоевания франками в 1204 г. в городе проживало, по некоторым подсчетам, от 800 тыс. до 1 млн человек. Ясно одно: когда в июне 1203 г. воины четвертого крестового похода увидели Константинополь, их поразило открывшееся зрелище. Они не представляли себе, что бывают такие огромные и такие богатые города.

Читайте также:  Значение металлургии для развития экономики

Варварское разрушение Константинополя франками и его систематическое разграбление на протяжении почти 60 лет их жестокого правления превратили его в пустынный город-призрак. С 1261 по 1453 г. город влачил жалкое существование. В 1403 г. посол Испании Клавихо описывал некогда цветущую имперскую столицу как большую деревню, лежащую в руинах. А генуэзская колония Галата, расположенная на северном берегу бухты Золотой Рог, напротив, была плотно заселена и застроена прекрасными домами.

Колониальный характер эксплуатации франками Византийской империи начиная с того дня 1082 г., когда Алексей I Комнин в своей Золотой булле предоставил Венеции невиданные в империи торговые привилегии, привел к упадку византийского торгово-ремесленного сословия. Греки не плавали больше по морям и не передвигались по суше. Все доходы от торговли шли иностранным купцам — в основном венецианцам и генуэзцам, жившим на правах экстерриториальности в обособленных кварталах византийских городов. Для византийских горожан османская экспансия была избавлением. Султан положил конец таможенным льготам, предоставляемым латинским торговцам в Византии. Он обложил их более высоким налогом, чем купцов — подданных империи. По мере того как итальянцев изгоняли из превратившегося в «османское озеро» Черного моря и из Эгейского моря, их место занимал торговый флот — небольшие греческие суда, провозвестники того флота, который будет символизировать мощь греческой буржуазии в XVIII веке. Строя эти корабли, а также нанимаясь на службу в императорский военный флот, многие жители греческих островов приобрели крепкие мореходные навыки. Пьер Белой дю Ман, плававший по Эгейскому морю в 1546 г., отметил чувство покоя и безопасности, которое принес османский мир жителям островов. Островитяне уверяли его, что никогда ранее страна не была столь ухожена, столь богата и столь населена.

Сухопутная торговля на Балканах также развивалась в интересах местных торговцев благодаря барьерам, установленным султаном на пути иностранцев. Мехмед II активно взялся за новое заселение Константинополя, за возвращение ему богатства и славы. Семьи византийской знати, укрывшиеся в провинции, пригласили в столицу. Фатих выпустил на волю пленников, бывших его личной добычей, поселил их в квартале Фанар и временно освободил от всех налогов. По его приказу губернаторы направили 4 тыс. семей из Румелии и Анатолии в столицу, где им было обещано жилье. Не важно, мусульмане они или нет, главное, чтобы это были умелые торговцы или ремесленники. Затем Завоеватель привез купцов и ремесленников христиан из Амасры на Черном море (1459), из Фокеи (1460), Трапезунда (1461), Коринфа (1458), Аргоса (1463), Кара-мана (1470), с острова Эвбея (1473), из Каффы в Крыму (1475), которые расселились в кварталах Стамбула. Мехмед хотел превратить Царьград в полноценную, то есть многонациональную, османскую столицу: турки, армяне, евреи, славяне, греки и многие другие хлынули сюда из всех уголков империи. Были предприняты гигантские усилия по реконструкции города. По итогам переписи населения 1477 г. в Стамбуле и Галате (без предместий) проживало около 100 тыс. человек, из них более половины составляли мусульмане, а четверть — православные греки. Около 1550 г. численность населения города с Галатой, Перой и предместьями, по оценкам испанского путешественника Кристобаля де Виллалона, составляла приблизительно 550 тыс. (50 тыс. жили в предместьях). Учитывая, что переписи подлежали жители не только города, но и предместий, мусульмане в самом городе, видимо, составляли менее половины населения, а православные греки — около 37%. В конце XVII в. в Стамбуле с пригородами проживало от 700 до 800 тыс. человек. Стало быть, к этому времени численность населения Царьграда вернулась к уровню кануна 1204 года.

Ремесленники

Все они были объединены в цеховые корпорации, эснафы (ремесленники, мелкие буржуа), либо чисто мусульманские, либо христианские, либо еврейские, либо — иногда — смешанного типа. Мусульмане были не знакомы с некоторыми ремеслами, например, они не умели строить корабли, в чем греки как раз были непревзойденными мастерами. Это привело к созданию особых корпораций, монополизированных одним миллетом.

По данным турецкого автора Эвлия Челеби, в 1637 г. в Стамбуле насчитывалось 1100 эснаф. На самом деле число крупных корпораций не превышало 150. Каждая гильдия имела своих мастеров — уста и совет старейшин, который контролировал коллективное руководство. Избирали совет уста, а утверждал султан. Во главе совета стоял шейх — духовный и нравственный лидер корпорации, имевшей своего святого покровителя. Корни османских корпораций следует искать в византийской традиции. Византийцы передавали ее либо непосредственно османам, либо через посредство арабов. Религиозные братства неорто-доксальных мусульман также учреждали корпорации. Примером тому служат существовавшие в XIIIXIV вв. в Анатолии городские братства ахи, на которые опирался основатель династии Осман для утверждения своей власти в регионе. Со временем корпорации все более теряли религиозный характер. Практическое руководство гильдией доверялось синдику (старшине), кетхюде или кяхье. Каждый мастер самостоятельно набирал учеников (чирак), но решение об их переходе в ранг рабочих (калфа), затем мастеров (это давало право открывать собственные мастерские) принимал совет старейшин. Для содержания мастерской требовалась лицензия, гедик. Получить ее было нелегко, поскольку она служила инструментом ограничения конкуренции. Лицензия была собственностью мастера, он мог ее продать или передать своим потомкам при условии подтверждения их компетентности советом старейшин.

Синдик был посредником между центральной властью и корпорацией. Он знакомил членов цеха с законами, издаваемыми султаном, отвечал за их исполнение, наказывал нарушителей. В то же время синдик представлял интересы членов гильдии в органах верховной власти. Ему, в частности, поручалось подавать жалобы. Гильдии собирали со своих членов таможенные пошлины на им- портируемые или экспортируемые товары. Однако за муниципальный сбор (ихтисап ресми), уплачиваемый всеми ремесленниками и мелкими лавочниками, отвечали инспекторы рынков, мухтесип.

Гильдии (вместе с инспектором рынков) контролировали качество изделий, их вес и размеры, чтобы избежать подделок, а также, с согласия правительства, устанавливали цены и размеры заработной платы. Таким образом, цеховые объединения позволяли центральной власти контролировать деятельность и доходы ремесленников.

Торговцы

Отец турецкого национализма Зия Гёкальп был прав, сетуя на то, что турки допустили ошибку, позволив капиталистической системе хозяйствования выскользнуть из их рук и перейти к немусульманским подданным империи, а самим туркам довольствоваться местом чиновника и земледельца (1913). Однако причина этого никак не связана с отрицательным отношением ислама к капитализму. Конечно, мусульманский закон, шариат, в принципе осуждает взимание процента с займа, но стимулировать капиталовложения можно было различными путями. Мусульманский закон разрешал, например, создание деловых ассоциаций для получения прибыли. Не только турецкая, но и мусульманская традиция в целом свидетельствуют о том, что власти поощряли торговлю. Считалось, что те султаны, которые не защищают ремесленников и купцов от бесчинства чиновников, обречены однажды потерять трон. В то же время имела место и реальная враждебность со стороны подданных- мусульман по отношению к торговцам.

В Османской империи торговцы делились на два класса: с одной стороны, мелкие лавочники, которые имели собственные гильдии и, следовательно, назывались эснаф’, они облагались муниципальным налогом и контролировались инспектором рынков; с другой стороны, крупные торговцы, негоцианты — тюджжар, освобожденные от муниципального сбора и контроля инспектором рынков. Им ничто не препятствовало заниматься любыми делами и сколачивать крупные состояния. Эвлия Челеби обвинял негоциантов зерном в спекуляции: они закупали его по низкой цене, держали на складах, а в голодные времена продавали по завышенным ценам.

Гильдии резко выступали против торговцев и безрезультатно пытались убедить государство оставлять негоциантам тот же размер прибыли, что и им, а именно, не более 10-15%. Но ведь высшие государственные чиновники вкладывали свои деньги в этот торговый капитализм, заключая договор — так называемый муда-раба — с купцами, и, конечно, они их защищали. Более того, некоторые торговцы из высшего общества путали государственную казну с собственным карманом и, пользуясь своим влиянием на султана, экспортировали зерно, получая громадные прибыли, поскольку внутренние регламентируемые цены и цены за границей существенно различались.

И наконец, процветала торговля предметами роскоши, например рабами, приобретаемыми богатыми горожанами и высшими чиновниками в качестве слуг, служанок и наложниц. Следовательно, «рабы Порты» могли владеть рабами. В Стамбуле этой торговлей занимались евреи. Речь шла о белых рабах, привезенных с Кавказа, из России или даже из Польши. Черных рабов из Судана и Центральной Африки покупали в Каире и Александрии. Если вначале раба нельзя было продавать немусульманину, то во второй половине XVII в. и христиане, и евреи получили это право.

Источник

Adblock
detector