Меню

Связь социологии с другими науками

Связь социологии с другими науками

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социология и философия

Социология – это наука об обществе, которая исследует различные социальные процессы и явления, их взаимосвязи, причины и возможные последствия.

Интересна социология тем, что она очень активно взаимодействует с другими научными дисциплинами. Именно это стало толчком к появлению множества социологических ответвлений.

Социология тесно связана с:

  1. философией;
  2. историей;
  3. политологией;
  4. экономикой;
  5. другими научно-исследовательскими отраслями.

Социология и философия связаны тем, что обе науки исследуют общество и совокупность взаимоотношений и взаимодействий, которые складываются внутри него. Социология изучает законы меньшей степени общности, а вот в философии круг вопросов расширен. Но ясно и то, что понятия и категории, исследуемые социологией, сравниваются с понятиями из философии, и во многих случаях они считаются соотносимыми. Социология изучает точные понятия, она объективна, углубляется в частности, и такой подход крайне редко встречается в философии. Она исследует лишь общие смыслы без конкретики. Зато в философии больше рассуждений, есть место для открытой дискуссии.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель философии состоит в том, чтобы сформировать идеологию, а цель социологии – приобрести наиболее объективные и справедливые суждения об общественной жизни. Философия является неким фундаментом социологии, поскольку социология зародилась именно в рамках философской науки. Ее законы, парадигмы и убеждения имеют место быть, но они также активно трансформируются.

Связь социологии и истории

История и социология также связаны, и эта связь выражена в том, что и социологи, и историки в своей научно-исследовательской деятельности опираются на исторические события и факты. С этим связано и то, что социология использует в проведении исследований ретроспективный анализ, что способствует обогащению исторической науки. Парадигмы дополняют друг друга, наполняются количественными методами.

Благодаря социологическим методам историки могут преодолеть подход в описании исторических фактов, а также имеют возможность не просто оперировать фактами и терминами, но и получать обратную связь от аудитории, которой эти факты также могут быть очень интересны. Используя опыт прошлого, социологи могут делать прогнозы и предугадывать некоторые события будущего. Стоит отметить, что из такой взаимосвязи и некоторой взаимозависимости со временем сформировалось новое направление, которое получило название «историческая социология». Оно является достаточно популярным, поскольку исторические события в целом имеют особое значение для человека, в частности для исследователя. Социологи ориентированы на получение максимально точных данных, чтобы принимать решения, и исторический аспект с его закономерностями несомненно очень важен.

Социология и политология

Политология связана с социологией тем, что закономерности в политической жизни невозможно будет обнаружить, не учитывая особенности развития общества, как целостную систему. При этом общество нельзя будет понять, а главное изменить, не учитывая того влияния, которое на него оказывают различные политические институты, структуры и организации. Обе науки способны оперативно реагировать на любые изменения в общественной жизни и события, которые происходят в ней же. Этого можно добиться благодаря пилотажным исследованиям, с помощью зондажного исследования. Делается это с целью изучения общественного мнения, дабы отследить его динамику и тенденции. Динамика во многом зависит от ситуации в политической сфере, которая может быть как положительно окрашенной, так и отрицательно. Изучая и социологию, и политологию, исследователи пришли к выводу о том, что необходимо создать новое научно-исследовательское направление. Оно и было сформировано и получило название «политическая социология».

Несмотря на сходства, социология и политология все же имеют больше отличий. Социология больше ориентирована на изучение социальной реальности, на изучение мнений человека, микро- и макросреды. А политология изучает исключительно политику, ее место в общественной жизни. Поэтому социология способна охватывать более широкий спектр понятий, и в этом она более позитивна. Но следует отметить, что вклад социологии в политическую жизнь невозможно недооценивать. Без социологических исследований крайне сложно проводить анализ настроений населения, политических ориентаций. Особняком стоит сфера электоральных социологических исследований. При этом социолог как эксперт должен быть абсолютно беспристрастным, он должен полностью абстрагироваться от собственных мнений, идей. Его обязанность – получив данные дать наиболее объективный анализ результатов и сформулировать выводы и предложения, которые позволят принять управленческие решения с учетом всех интересов жителей.

Социология и экономика

Экономика связана с социологией тем, что исследования, проводимые социологами, напрямую опираются на экономику, так как имеют материальное обеспечение со стороны заказчиков. Социология оказывает воздействие на повышение качества продукции, рост производительности труда, а также решение технологических и управленческих проблем современного предприятия. Считается, что экономика и социология стали первым тандемом, который сыграл важную роль в развитии обеих наук и в становлении отдельного направления – экономической социологии.

При изучении обоих направлений была основана новая дисциплина, предметом которой стали социальные закономерности функционирования и развития экономики как науки, а также воздействия социальных факторов на сферу экономических отношений. Экономическая социология сегодня поддерживается очень многими именитыми социологами и экономистами, которые подчеркивают исключительность места и роли направления в жизни общества.

Таким образом, социология тесно связана со многими научными направлениями, которые играют значимую роль в жизни современного человека. Появившиеся ответвления позволяют рассматривать частные проблемы на микроуровне и принимать наиболее эффективные решения для широких социальных слоев.

Источник

Связь социологии с другими науками таблица

Как и любая другая наука, социология обладает собственным предметом и конкретными методами исследования. Она включена в общую систему научного знания и занимает в ней строго определенное место. Социология относится к числу наук, изучающих не только общество в целом, но и отдельные его части, сферы, элементы. Общество настолько сложный объект, что одной науке изучить его не по силам. Только привлекая ресурсы других наук, объединяя усилия, можно полно и непротиворечиво описать и изучить самое сложное образование, какое только существует на этом свете, – человеческое общество. Совокупность наук, изучающих один и тот же объект, особенно такой крупный, как общество, объединены логическими связями, общими понятиями и методами, а потому представляют некоторую систему, которую можно назвать междисциплинарной матрицей.

Под междисциплинарной матрицей социологического знания подразумевается вся совокупность родственных социологии дисциплин, их взаимосвязь, оказываемое друг на друга влияние и интеграция.

В содружестве с другими, родственными ей дисциплинами – психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политическими науками и этнографией – она образует подсистему системы научного знания – социальное знание. Родственные дисциплины заимствуют друг у друга понятия и категории, обмениваются результатами исследований, методами и теоретическими находками. В практической сфере, скажем в области управленческого консультирования, от выпускника социологического факультета часто требуется знание также основ психологии (тестирование личных и деловых качеств персонала фирмы) и экономики (определение цены рабочей силы, производительности труда, затрат на обучение персонала и др.). Чаще всего социологи считают свои исследования комплексными, смело комбинируя методы экономики, психологии и социологии.

Каждая наука смотрит на мир, в данном случае на социальную реальность, под специфическим углом зрения. Возьмем конкретное событие: дама покупает в магазине шляпку. Экономист проанализирует событие в терминах спроса и предложения, сезонного колебания цен, семейного бюджета. Психолога заинтересует, быть может, то, каким образом дама стремится выразить в покупке свое Я, не произошла ли покупка под влиянием эмоционального порыва, как на выборе шляпки сказывается характер и темперамент человека, не желает ли покупатель подчеркнуть свою сексуальную привлекательность, выбрав именно этот фасон, и т.д. Социолог поспешит установить взаимосвязь таких переменных, как социальная принадлежность и тип покупки, престиж и демонстративное поведение, способы проявления социальной роли и нормативные ожидания.

В отличие от других наук социология, если можно так выразиться, мыслит крупными блоками. Она способна описать поведение больших масс людей, поэтому тяготеет к статистике. Но для нее закрыт внутренний мир человека. Его исследует психология. Родившаяся на стыке социологии и психологии новая дисциплина – социальная психология – описывает человека в непосредственном окружении (рис. 1.1). Она затрагивает взаимодействие людей в малой группе. И, конечно же, социальный психолог не способен предсказывать смену правящих режимов или исход политической борьбы партий.

Что мы видим на этом рисунке? Три науки, изучающие поведение людей повсюду, а не в какой-то узкой сфере, скажем политической или экономической, это – психология, социальная психология и социология. Психология изучает индивида и его внутренний мир. Социальная психология изучает малую группу (семья, компания друзей, спортивная команда), а социология – большие группы, то есть миллионы людей – пенсионеров, детей, малоимущих, врачей, православных и т.п., причем независимо от их социальной принадлежности, вероисповедания, рода занятий, национальности, пола, возраста.

Изучая внутренний мир человека, психология прибегает к эксперименту и наблюдению, используя специальные, часто очень сложные приборы. Глубже нее проникает в природу человека только физиология, изучающая наши рефлексы, и медицина, препарирующая наше тело. Психологи останавливаются на уровне души. Тело их не интересует.

Социальная психология – это пограничная дисциплина. Она сформировалась на стыке социологии и психологии, взяв на себя те задачи, которые не в силах были решить ее родители. Оказалось, что большое общество не прямо воздействует на индивида, а через посредника – малые группы. Этот ближайший к человеку мир друзей, знакомых и родных играет исключительную роль в нашей жизни. Мы вообще живем в малых, а не в больших мирах – в конкретном доме, в конкретной семье, в конкретной фирме и т.п. Малый мир влияет на нас порой даже сильнее, чем большой. Вот почему появилась наука, которая вплотную и очень серьезно им занялась.

В XIX веке психологи наивно полагали: все, что люди чувствуют, думают и делают в группе, может быть объяснено в терминах индивидуального поведения. Индивидуального, значит независимого ни от других людей, ни от более широкого окружения, в том числе общества. Но вот приблизительно в 30–40-е года XX века опытным путем установили феномен группового давления, оказываемого на отдельного человека.

Речь идет о ставших теперь уже классическими экспериментах С. Аша, Р. Крачфилда, М. Шерифа, Л. Фестингера, М. Дойча, К. Левина, Э. Мэйо. С тех пор изучение малых групп, особенно в сфере промышленности, стало преобладающим направлением в зарубежной психологии. Во второй половине XX века в Америке возникли сильные исследовательские центры социологии и социальной психологии: Бюро прикладных социальных исследований при Колумбийском университете, Институт социальных исследований при Мичиганском университете, где располагался также Центр изучения групповой динамики, Национальный центр изучения общественного мнения при Чикагском университете.

Сегодня по числу экспериментов социальная психология опережает даже общую психологию. Проблематика исследований все больше смещается с индивида на группу, с индивидуально-психологического поведения на социально-психологическое. Несмотря на то что социальная психология в качестве экспериментальной науки активно развивается с 30-х годов, ее теоретические положения сформировались в XIX веке. Почти с самого начала социологи приняли социальную психологию как составную часть своей науки. Родоначальники социологии Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Г. Тард и М. Вебер рассматривали группу как процесс взаимодействия людей. Особенно широкое развитие социальная психология приобрела в США, где первый учебник Мак-Доугалла «Введение в социальную психологию» появился в 1908 г.

Читайте также:  Таблица для теста фишера

Взаимопроникновение социологии и психологии было настолько мощным, что благотворно повлияло на обе эти науки и вместе с тем стимулировало активное развитие третьей дисциплины – социальной психологии. В середине XX века социология в США настолько созрела, что некоторые ее методы заимствовали психологи. Другие математические модели пришли из демографии и статистики.

Социология – совсем другое дело. Она не умеет оперировать такими тонкими инструментами, как эксперимент и разные приборы. Она имеет дело с большими массами людей, мнение которых изучает с помощью анкет. Данные, которые она получает, называются статистическими и годятся только для всевозможных усреднений. Поэтому в отличие от психолога, социолог имеет дело не с конкретным, а с усредненным человеком – этаким обобщенным портретом, который подходит всем сразу и никому в отдельности. Вроде бы и грубо, а поди же ты ни экономика, ни политология не могут запустить свои товары или избирательную компанию, не поинтересовавшись, как думает, дышит, чувствует и ведет себя большинство населения. Она способна узнать про те же мысли, чувства, настроения, которыми вплотную интересуется психология, но в более грубом приближении.

Социолога интересуют следующие принципиальные вопросы:

• в каком направлении и каким образом общество (его структура и институты) влияют и определяют поведение людей;

• каким образом из опроса отдельных людей получить социальный портрет типичного представителя своей группы.

Таковы две самые важные задачи, которые приходится решать профессиональному социологу. Кроме них имеется множество других, но только первые две определяют характер и отличительные черты социологии как самостоятельной дисциплины.

Действительно, психолога интересует то, в каком направлении на поведение человека влияет его внутренний мир – объем памяти, интенсивность и степень развитости мышления, темперамент, эмоциональный склад, агрессивность, подсознательные переживания и т.д. Для решения подобной задачи он применяет методы, отличные от социологии, скажем, лабораторный эксперимент или тестирование. Психолог не усредняет и не типизирует свой объект. Напротив, он устанавливает индивидуальную структуру человека, ищет его неповторимость и работает с отдельным индивидом как с личностью.

Вторая черта указывает на применяемые в социологии методы, их специфику. Человек превращается для социолога в респондента – источник нужной информации. Когда он получил от 100 или 1000 респондентов сведения о поле, возрасте, образовании, электоральном поведении, ценностных ориентациях и доходах всю исчерпывающую информацию, он забывает о них. Они растворяются в статистических рядах, таблицах и графиках. В своей анкете социолог заранее предупреждает людей об анонимности опроса и о том, что данные будут усреднены и в таком виде предстанут в научном отчете. Вместо конкретных, живых людей перед социологом возникает обобщенный образ – «средний человек». Это может быть типичный студент, сторонник коммунистических взглядов, верующий или «новый русский». В понятии «средний человек», введенном А. Кетле (конец XIX века) погашаются все различия между людьми.

Различие трех очень похожих наук, предметные области которых студенты часто смешивают, можно выразить иначе. Социология изучает социальные отношения, существующие независимо от нас. Социальная психология изучает социально-психологические отношения, зависящие от нас, а именно – нашего восприятия и оценки этих отношений. Психология вообще не изучает никакие отношения напрямую, но косвенно привлекает их для лучшего анализа внутреннего мира человека.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубляется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений. Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, государство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специалист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фрагмент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вклада в развитие или построение общества, его общественных функций. Религия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие массы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом – как образ жизни больших масс людей.

Так появляется ключевое выражение – большие массы людей. Именно они составляют повседневную жизнь общества. Они его творцы, и они его жертвы. Стало быть, социологию интересуют не только структура и динамика общества в целом, устройство государства или политической системы.

Социологию в не меньшей степени интересуют повседневное поведение больших масс людей, их верования, менталитет, ценности, мнения, взаимоотношения.

В литературе еще не сложилось окончательного мнения о том, куда именно зачислять социологию – в разряд социальных или гуманитарных наук. С одной стороны, социология, психология, социальная психология, экономика, политология, а также антропология и этнография относятся к социальным наукам. У них много общего, они тесно связаны между собой и составляют своего рода научный союз.

К гуманитарным дисциплинам относят историю, философию, литературоведение, искусствознание, культурологию. Гуманитарные науки оперируют нестрогими моделями, оценочными суждениями и качественными методами, социальные науки – формализованными моделями, математическим аппаратом и опираются на количественное, или квалифицированное знание. Социальной называется наука, изучающая поведение людей в обществе с использованием эмпирических методов и математического аппарата.

Гуманитарные знания (философия, науковедение, языкознание, искусство) не опираются в той же степени на сбор фактов, меньше используют эмпирические методы. У них нет математического аппарата и статистики. Вместо обобщенных эмпирических в них используются субъективные оценки и ценностные суждения, социальные науки, напротив, оперируют объективными суждениями, то есть истинность которых можно подтвердить фактами.

Другой критерий разграничения двух родов наук учитывает тот факт, что для гуманитарных наук главным является познание мира духа, культуры и ценностей, а для социальных – главным выступает как раз уход от ценностей, культурных и духовных артефактов.

С другой стороны, у социологии очень много общего с философией, культурологией, историей. В таком случае социологию следует зачислять в разряд гуманитарного знания, что соответствует не только отечественным, но и мировым, прежде всего европейским традициям.

По всей видимости, социологию следует причислять к наукам с двойным статусом: она принадлежит к социальным и гуманитарным дисциплинам. Двойной статус отражается в понимании сущности и предмета социологии. Когда хотят указать на принадлежность социологии к числу социальных наук, то говорят, что она представляет собой науку о поведении людей как представителей больших социальных групп, объективных закономерностях функционирования социальной структуры общества и входящих в нее социальных институтах. Когда стремятся подчеркнуть принадлежность социологии к области гуманитарного знания, то указывают на то, что социология изучает социокультурную сущность человека. Это означает, что для социолога человеческое поведение обусловлено не природной генетикой и не физиологией, как для биологии или психологии, а культурным контекстом, то есть традициями, обычаями, культурными нормами и символами, ценностями и идеалами.

Таким образом, социология – это пересечение гуманитарных знаний и социальных наук. Она занимает центральное место и выполняет интегративную (объединяющую) функцию по отношению ко всем другим социальным и гуманитарным наукам. Иначе говоря, социология выполняет функцию философии для этих наук, т.к. дает им знания о структуре и законах развития общества в целом (рис. 1.2).

Социология вышла из недр философии. Философская составляющая играет большую роль в социологии. Социология – наполовину гуманитарная, наполовину социальная наука. Социологи лучше видят объективные закономерности, умеют замечать и анализировать то, что неподвластно философии, психологии и другим наукам.

История мировой социологии доказывает, что одинаково весомый вклад в ее развитие внесли как направления (социологические перспективы), ориентирующиеся на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т.п.), в частности структурный функционализм и физикализм, так и направления, ориентирующиеся на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчеркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т.д.), как например, символический интеракционизм, феноменологическая социология и др.

Социология, возникнув позже многих других наук, вбирает в себя их понятия и конкретные результаты, статистику, табличные данные, графики и понятийные схемы, теоретические категории. В конце XIX – начале XX в. социологами являлись крупные ученые, не имевшие социологической подготовки. Они были выпускниками факультетов права, экономики, политэкономии и философии. Из философии в социологию пришли такие понятия-категории, как общество, человек, ценности, индивид, прогресс, развитие и некоторые другие. Из сферы театральной жизни пришло ключевое понятие «роль», а из юриспруденции – «статус». Список можно продолжить. Социологи добавили свои слова – социализация, девиантность, делинквентное поведение, интеракция. Их становится все больше. Экономисты дали социологии свои термины: «капитал», «деньги», «прибыль», «рента», «товар» и т.д.

В первой половине XX века обучение социологии в США и Европе чаще всего происходило не на кафедрах социологии, а в смешанных департаментах. Обычно социологов объединяли на одной кафедре с экономистами. Социологи, как правило, преподавали на кафедрах экономики, истории, философии, политологии или на общей кафедре социальных наук. Одним из активных союзников социологии в США и Великобритании выступала также антропология.

Общая антропология – наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Как самостоятельная наука она сформировалась в середине XIX века. Наибольшее развитие она получила в двух странах мира – в Великобритании и США.

Традиционно считалось, что антропология ограничивается изучением только примитивных (дописьменных) обществ и не затрагивает современные. В отличие от нее социология касается не древних обществ, жителей которых уже нельзя опросить присущими ей анкетными методами, а только современных.

Сегодня представления о предмете антропологии изменились. Считается, что антропология обладает широким гуманистическим взглядом на мир. Только антропология предоставляет человеку уникальную возможность побывать сразу во всех обществах, рассмотреть их в кросс-культурной перспективе, то есть сравнивая традиции и обычаи разных стран. Вот почему неправильно ограничивать антропологию изучением только доиндустриальных обществ. В ее горизонт попадают буквально все общества – и древние, и современные, и она пытается описать их, сравнивая и сопоставляя друг с другом.

Первый в мире факультет социологии в Чикагском университете (1892) был на самом деле совместным: он объединял социологию и антропологию. Долгие годы антропология считалась академическим партнером социологии. В 20-е годы существовало огромное число департаментов социологии и антропологии. Только к 1965 г., когда антропология получила статус независимой академической дисциплины, их разделили. В Англии академическая социология с самого начала развивалась в тесном союзе с социальной антропологией. Значительный вклад в развитие той и другой науки внесли работы А. Радклиффа-Брауна и Б. Малиновского. Первый называл даже антропологию сравнительной социологией. И сегодня находятся специалисты, которые полагают, что антропология и социальная психология являются частями социологии, а не самостоятельными науками. Во Франции, как в Англии и США, первые 20 лет нашего столетия академическая социология тесно переплеталась с антропологией. Правда, в США социология доминировала над антропологией, а в Англии и Франции она уступала ей.

Читайте также:  Выучить таблицу умножения это просто обучающие закладки

Кроме того, у социологии много общего с социальной работой. Долгое время социология в Англии и США ассоциировалась с профессией социальной работы. К 1940 г. большинство крупных факультетов социологии в США прекратили подготовку по социальной работе. Тем не менее, вплоть до конца 60-х годов в ведущих американских университетах продолжали существовать несколько докторских программ «Социология и социальная работа». Но к этому моменту тесной связи между двумя профессиями – социологией и социальной работой – уже не было. А вот в России тесная связь социологии и социальной работы в начале 90-х годов XX века только еще оформилась. Во многих вузах до сих пор существуют и успешно развиваются совместные кафедры. Объяснение надо искать, видимо, в запоздалом появлении в нашей стране социальной работы как разновидности профессиональной и научной деятельности.

Источник



Связь социологии с другими науками

date image2015-05-27
views image20337

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Мы пояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмотреть взаимоотношение социологии и смежных с нею наук об обществе, социальном, общностях и индивидах.

Социология по области своих исследований явля­ется одной из наиболее «общих» среди общественных наук. В поисках общих признаков и закономернос­тей, проявляющихся в различных социальных свя­зях, социология должна действовать также в таких сферах и объектах, для изучения которых имеется собственная область науки. Например, педагогика исследует явления, связанные с воспитанием и препода­ванием; экономика изучает хозяйственные механиз­мы, учение о государстве — политические события и закономерности, психология — психологические феномены. Но за всем этим стоят также социальные отношения, которыми и занимается социология.

1. Социальная философия. В течение длительного времени социологическое знание накапливалось в недрах философии. И даже после того, как социология в лице Конта и Дюркгейма провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических изысканиях.

Социальная философия представляет собой раздел философии, посвященный осмыслению качественного своеобразия общества в его отличии от природы. У социологии и социальной философии очень широкая область совпадения объекта изучения. Их различие проявляется в предмете исследования. Социальная философия изучает общественную жизнь с точки зрения мировоззренческих проблем, центральное место, среди которых занимают смысложизненные проблемы. Еще больше различия проявляются в методе исследования социального. Философия решает общественные проблемы умозрительно, а социология использует количественные методы с применением сложных математических процедур.

2. Психология. Психология изучает прежде всего индиви­дов, индивидуальные черты поведения и личность индивида. Социальная психология исследует человека как члена группы, взаимодействие между личностью и культурой. Социология изучает явления, относящиеся к социальной системе. Таким образом, психология, в основном, сосредоточена на изучении индивидуального «Я», сфера социологии — это проблемы межличностного взаимодействия — «Мы».

3. Одной из наиболее близких к социологии наук представляется антропология, и в особенности ее отрасль, называ­емая «социальной антропологией». Общая антро­пология изучает человека как физическое существо, уделяя особое внимание биологическим изменени­ям в процессе развития человека, а также раз­личным сторонам физического сосуществования индивидов, приближаясь в этом аспекте к исследо­ваниям социологии. Предмет социальной антропо­логии — ментальные возможности человека, опре­деленные аспекты человеческой культуры; при этом человек рассматривается как член различных групп и культурных общностей.

4. Экономическая наука. Экономика изучает производство и потребление товаров и услуг, спрос и предложение, экономи­ческое поведение человека вообще, использование денег и капитала. Социология, в свою очередь, стремится разработать модели экономического пове­дения различных групп и исследовать экономи­ческие мотивы, влияющие на жизнь людей. Таким образом, социология интересуется прежде всего со­циальным поведением человека в различных эконо­мических действиях.

Эта специальная отрасль со­циологии называется экономической социологией. Связи социологии с экономикой и экономичес­кими основами традиционно весьма тесны. Маркс и Вебер являются, пожалуй, самыми известными из исследователей этих связей. С другой стороны, сами экономические процессы все больше оказываются в зависимости от воздействия социальных условий и факторов и их использования в производстве, распределении, обмене и потреблении. И это также требует усиления взаимодействия экономической и социологической науки.

5. Учение о государстве (политология) изучает, исходя из своих теоретических посылов, политическое поведение человека, общественное управление и феномен власти. Эти предметы интересуют также и социо­логию, поскольку они служат выражением соци­альных отношений. Политическая социология рас­сматривает среди прочего политические отношения и движения, различные стороны политической жизни вообще, например, поведение людей на вы­борах.

6. Статистика, демография, математика – помогают социологии в обработке большого массива данных первичной социологической информации, проанализировать с помощью статистических и математических методов структуру общества, его важнейшие характеристики, подвести итоги конкретного социологического исследования.

Следует помнить, что науки по мере их развития и усложнения объектов исследования постоянно специфицируются. Некоторые отрасли социологии также детально специализированы. Кроме выше­указанных специальных отраслей социологии, эко­номической социологии и политической социоло­гии, назовем еще социологию семьи, социологию воспитания, социологию труда, социологию рели­гии и социологию развивающихся стран.

Социология занимает, благодаря своей универ­сальности, центральное положение среди социальных наук. Социология специализируется и детализиру­ется и далее, можно сказать, что социология «про­никает» во все области жизни, где социальные дей­ствия и социальное поведение человека являются ведущим и определяющим фактором.

Задачи социологии определяются тем, что наблюдать социальные процессы и явления, а затем описывать их — это ещё не социология.

Она должна быть руководством для изучения общества, следовательно:

— изучение социальных фактов, понимание социальных взаимоотношений и взаимодействий.

— выделить из всей совокупности факторов, событий, процессов основные, воспроизводимые, повторяющиеся и на этой основе определить социальную структуру общества.

— объяснить развитие общества.

— осуществить прогноз наиболее вероятных социальных событий и тем самым выступить в роли инструмента реальных социальных изменений.

— сформулировать научно обоснованные рекомендации для принятия управленческих решений.

Функции социологии в обществе (функции – та польза, которую приносит наука):

  1. Познавательная – изучение и понимание общества, его закономерностей. Отвечает на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»
  2. Концептуально-описательная – через систему категорий и понятий описывает социальную действительность. Отвечает на вопрос: «Что и как делается в обществе?»
  3. Мировоззренческо — идеологическая – реализует в социологической теории и практике определенные общественные идеалы. Заключается в выработке идейных ориентиров развития общества. Отвечает на вопрос: «Во имя чего, для каких целей осуществляются социальные действия?»
  4. Управленческая – способствует совершенствованию управления социальными процессами, состоит в выработке рекомендаций, предложений, вариантов действия для властных структур, заказчика. Отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социальными процессами?»
  5. Оценочная – оценивает общество с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм, прав потребностям и интересам людей. Отвечает на вопрос: «Справедливо ли, демократично ли общество?»
  6. Объясняющая – дает научное объяснение социальным явлениям и процессам. Отвечает на вопрос «Почему в обществе происходит именно так, а не иначе?»
  7. Прогностическая – построение наиболее вероятных прогнозов и сценариев развития социальных событий в будущем. Отвечает на вопрос: «Какие социальные изменения наиболее вероятны в ближайшем будущем?»
  8. Образовательная – распространение социологических знаний через систему вузов и повышения квалификации кадров. Отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе, как лучше использовать эти знания?»

Значение социальных знаний:

В современных условиях человеку все сложнее и сложнее адаптироваться к реалиям жизни. Но как бы не изменялось общество, какой бы совершенной не становилась техника, все-таки все, в конечном итоге, упирается в характер человеческих отношений, в умение и способности людей жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, находить компромиссы при решении сложных конфликтных ситуаций. Чем более развитым является общество, тем большую роль в нем играет личность и её знания о человеке и обществе.

Какими бы узкопрофессиональными проблемами не занимался специалист, он должен учитывать и социальные последствия своих решений. Для этого нужны социологическое мышление и знания. Но каждому из нас необходимо не только хорошо знать свое дело, но ориентироваться в общественной жизни, строить отношения в семье, в коллективе.

Социология помогает вам разобраться в важных проблемах общественной жизни. Понять и познать окружающий мир можно посредством жизненного опыта, но для этого подчас требуется слишком много времени, иногда целая жизнь.

Социология сама по себе она не решает наши проблемы. Но человек, разбирающийся в проблемах разрешения конфликтов, воспитания детей, семейно-брачных отношений имеет больше шансов на успех в семейной жизни, карьере, общении с окружающими.

Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм сказал о значении социологии так: «Социология не стоила бы и часа труда, если бы она не позволяла улучшить общество».

Источник

Связь социологии с другими науками

Объект и предмет социологии

Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии — это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
— теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
— описательная
— прогностическая (составление прогнозов)
— преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
— мировоззренческая
— идеологическая

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

Читайте также:  Полный список танков которые будут выведены переведены в акционные в Балансе 3 0 World of Tanks

2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления

Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология

Общности:
-Социология города
-Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

Субъективная школа» в русской социологии

Основоположником субъективной щколы является Лавров Петр Лаврович.
он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире, понять специфику человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь «зоологическим элементом» цивилизации.

Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией, «социальным заболеванием», часто встречающимся в истории. Ему были близки те исторические личности, которые участвуют в прогрессе, т.е. способствуют росту солидарности наибольшего количества лиц и росту их личностного развития.

Михайловский Николай Центральная проблема социологии Михайловского была связана с выяснением природы, и противопоставлением двух видов связей людей в обществе.
При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот). Главной формой, типом «общественной индивидуальности», по Михайловскому, является личность. Наряду с неделимой «человеческой
индивидуальностью» в социуме есть и другие более сложные, делимые «общественные индивидуальности» (разные социальные группы: классы, семья, профессиональные группы, партии и институты: государство и церковь). Все эти виды «общественной индивидуальности» ведут между собою борьбу с попеременным успехом.

Для Михайловского социологическая методология («субъективный метод» — «борьба за индивидуальность») должна не только объяснить объективный ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы для этого процесса.

Южаков Сергей Николаевич Он критически рассматривал перенос выводов биологии в социологию, в частности дарвинизма.

Южаков считал, что естественный отбор работает в социальной сфере иначе, чем в природной, так как с ним сильно конкурируют такие факторы, как богатство, власть, общественное положение, статусные привилегии, нравственные ценности, культура в целом.

По мнению Южакова, существуют три вида деятельности

· личности, самостоятельная деятельность, но несогласованная с интересами общества (деятельность преступников),

· принудительная деятельность, насильственно согласованная с обществом (подневольный труд раба, заключенных или крепостного)

· самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и общества (труд изобретателя, ученого, артиста). Идеал справедливого общества предполагает максимальное расширение последней сферы.

Однофакторные школы в русской социологии к.19-нач 20 в.

Многофакторная теория М М Ковалевского

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ.

Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов.

Он отрицал наличие единого определяющего фактора. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.

Теория суперсистем Сорокина

Свою теорию круговорота суперсистем П. Сорокин развил в работе «Социокультурная динамика». Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ – идеациональную («ideational»), идеалистическую («idealistic») и чувственную («sensate) Сорокин обозначает идеациональной истиной «истину, открываемую милостью Божией» или истину веры и считает её непогрешимой, способной дать адекватное представление о мире. Идеациональная истина обнаруживается с помощью мистического опыта, прямого откровения, божественной интуиции и вдохновения. Чувственная истина, конечно, основана на органах чувств, но утверждения, опирающиеся на данные органов чувств, могут быть истинными, а могут быть ложными. Идеалистическая истина, представляет собой созданный разумом синтез идеациональной и чувственной истин.

В основе смены суперсистем лежит смена господствующей истины. Сорокин утверждает, что ни одна из трёх истин не может дать абсолютного знания, каждая система истин частично верна и частично ложна. Возникающие при этом трудности познания приводят к практическим трудностям и, в конечном счёте, – к смене господствующей системы истины и соответственно к смене суперсистемы.

Теория суперсистем раскрывает одну из важных сторон развития общества, показывая воздействие способа познания на всё остальное общество.

Объект и предмет социологии

Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)
Объектом социологического познания является общество.
Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
предмет социологии — это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий.
Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.
Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.
Функции социологии:
— теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)
— описательная
— прогностическая (составление прогнозов)
— преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)
— мировоззренческая
— идеологическая

Объектами социологического познания могут являться:

• глобальное мировое сообщество;

• традиционное национальное общество;

• микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);

2) Структура социологического знания по Р. Мертону. Теории среднего уровня.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ:
Процессы:
-Социология урбанизации
-Социология конфликта
-Социология управления

Институты:
-Социология религии
-Социология семьи
-Политическая социология
-Экономическая социология

Общности:
-Социология города
-Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.
Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

Связь социологии с другими науками

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения.

История и социология. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Пример разобщенности этих наук, отсутствие чувства историзма — перенос методов и принципов классовой борьбы ХIХ — первой трети ХХ в. на вторую половину нынешнего столетия.

Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность — основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности — экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе — все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.

Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.

Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений.

4) Постановка социальной проблематики в античной философии.

‪5) Концепция «естественного состояния» в социальной философии Нового времени (Ж.Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк).

Источник