Меню

Таблица 2 Возрастной период Анатомические особенности

Физиология и основы гигиены человека

Основы анатомии и физиологии человека. Профессиональные заболевания

1. ВВЕДЕНИЕ

Анатомия и физиология человека – это важнейшие биологические науки, изучающие строение и функции человеческого организма. Как устроен человек, как функционируют его органы, должен знать не только каждый медик и биолог, но и специалист – инженер-эколог, который непосредственно занимается вопросами охраны здоровья человека и окружающей природной среды.

Организм человека представляет собой единую систему с общими законами развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. Его функционирование подчиняется биологическим закономерностям, присущим всем живым организмам. В то же время человек социален и отличается от животных развитым мышлением, интеллектом, наличием второй сигнальной системы, общественными взаимоотношениями. Особенности формы, строения тела человека невозможно понять без анализа функций, равно как нельзя представить особенности функции любого органа без понимания его строения. Человеческий организм состоит из большого числа органов, огромного количества клеток, но это не сумма отдельных частей, а единый слаженный живой организм. Поэтому нельзя рассматривать органы без взаимосвязи друг с другом, без объединяющей роли нервной и сосудистой систем.

Анатомия и физиология, входящие в число естественнонаучных дисциплин, составляют фундамент для последующего изучения экологии, токсикологии, микробиологии. Без этих наук о структуре и процессах, происходя­щих в органах и их элементах, нельзя понять любые преобразования как в здоровом организме в условиях нормы, так и при заболеваниях в условиях вредного воздействия экологических факторов на организм. Ведь особенности строения тела человека, характерные для каждого индивидуума, передающиеся от родителей, определяются наследственными факторами, а также влиянием на данного человека внешней среды (экологические факторы, питание, физические нагрузки). Человек живет не только в условиях биологической среды, но и в обществе, в условиях определенных человеческих взаимоотношений. Поэтому он испытывает воздействие коллектива, социальных факторов. В связи с этим анатомия и физиология изучают человека не только как биологический объект, но учитывают при этом влияние на него социальной среды, условий труда и быта.

Особую роль при этом приобретает знание профессиональных заболеваний, обусловленных воздействием на организм человека различных факторов химической, физической и биологической природы.

Древние греки утверждали: «В здоровом теле – здоровый дух». Зная, как работает организм, какие факторы наиболее значимы в регуляции жизнедеятельности, можно предвидеть, каким образом возможно предотвратить нарушение функций отдельных систем и органов под влиянием различных вредных веществ, с которыми контактирует человек в результате своей производственной деятельности.

Источник

Таблица 2. Возрастной период Анатомические особенности

Скачать 41.98 Kb.

Возрастной период Анатомические особенности Физиологические особенности Психологические особенности Особенности педагогического воздействия
Младенчество (От рождения до 1 года) В это время ребенок только начинает приспосабливаться к окружающему миру. Мышечная система сформирована, но двигательные навыки, в следствие незрелости нервной системы, отсутствуют. У детей этого возраста развиты только врожденные рефлексы — сосательный, хватательный, глотательный, мигательный, защитный и другие. Хорошо развиты вкусовые ощущения, а вот обоняние, зрение, слух — хуже, но на резкие слуховые и световые раздражения новорожденный реагирует беспокойством и криком. В первые дни жизни дети не фиксируют взгляд, что иногда пугает родителей. Движения хаотичны и некоординированные. Очень быстро развиваются двигательная и психическая сферы: вначале ребенок начинает сидеть, стоять, узнавать близких, а к году уже ходит, говорит первые слова и из маленького беспомощного существа превращается в человечка со своими чувствами, переживаниями и заботами. Органы и системы организма все более развиваются, хотя в функциональном отношении еще довольно несовершенны и имеют свои особенности. Мышечная система развита еще недостаточно, но по мере того как ребенок начинает сидеть, вставать, ходить, она совершенствуется, мышцы становятся более сильными, выносливыми. Сгибание их перестает быть преобладающим к 3 — 4 мес,, в связи с этим характерная поза новорожденного с согнутыми руками и ногами постепенно меняется. Наиболее правильно и гармонично мышечная система развивается при систематических занятиях ребенка физкультуры В период новорожденности, который длится 28 дней, происходит значительная перестройка в организме ребенка. Какие-то органы и системы функционировали уже внутриутробно. Сердце, эндокринные железы, почки и даже пищеварительная система .Другие, как легкие, которые начинают работать только после рождения, да и сердечно-сосудистая система резко изменяет свою работу из-за включения легочного круга кровообращения. Ребенок с эндогенного способа питания, получения кислорода и освобождения от продуктов обмена, переходит на автономный эндогенный способ питания, дыхания и выделения. Поэтому в период новорожденности отмечаются некоторые физиологические особенности.

2)эмоциональные проявления в адрес взрослого, через которые ребенок обнаруживает оценку взрослого, которая неразрывно связана со знанием о нем;

3) инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого, в чем усматриваются стремления ребенка познакомить взрослого с собой;

4)чувствительность ребенка к отношению взрослого, в которой обнаруживается восприятие детьми той оценки, что дает им взрослый.

Физическое развитие на втором году жизни. У ребенка этого возраста несколько уменьшается подкожный жировой слой. Большинство детей начинают худеть. Для ребенка в возрасте 2-3 лет характерны небольшой лордоз и выступающий живот.На втором году жизни от неуклюжего вертикального положения, в котором ребенок мог ходить с поддержкой, он обычно может самостоятельно ходить, а в 18 мес неумело бегать. В возрасте 18 мес ребенок может подниматься по лестнице делая отдельные шаги и придерживаясь одной рукой за перила, в 20 мес спускаться с лестницы и подниматься по ней, к возрасту двух лет дети способны хорошо бегать.

Время, к которому ребенок начинает легко произносить слова, широко варьирует. Иногда и совершенно здоровые дети до возраста 18 мес и позднее произносят мало или вообще не произносят звуков. Некоторые дети с задержкой развития членораздельной речи пользуются набором специфических звукосочетаний. У детей с задержкой развития речи до 18-20-месячного возраста часто по его достижении быстро увеличивается словарный запас и, как большинство их сверстников, к возрасту 2 лет они способны произнести предложение в три слова.

Малыши отличаются эмоциональной неустойчивостью: они быстро переходят от бурной радости к отчаянию или от полной открытости к замкнутости и напряжению. От педагога здесь требуются гибкость, фантазия и владение адекватными педагогическими техниками (игры, потешки, сюрпризы). Необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку очевидна для всех возрастов, однако в раннем возрасте он имеет решающее значение.

В процессе усвоения нравственных норм формируются сочувствие, заботливость, активное отношение к событиям жизни. Существует тенденция преобладания общественно значимых мотивов над личными. Самооценка ребенка достаточно устойчивая, возможно ее завышение, реже занижение. Дети более объективно оценивают результат деятельности, чем поведения. Ведущей потребностью детей данного возраста является общение (преобладает личностное).

В деятельности ЦНС преобладают процессы возбуждения. Уровень охранительного торможения невысок. Подвижность нервных процессов низкая, при работе быстро развивается утомление.

В нервной регуляции сердца преобладает тонус симпатического нерва. ЧСС составляет 75-80 .Объем легких увеличивается в период второго детства за счет роста альвеол. Содержание гемоглобина в крови в 8-9 лет равно 130-140 г/л,

К особенностям этого периода относится бурный рост организма, именуемый пубертатным скачком роста. В основе его лежит генетически детерминированное увеличение количества и размеров клеток. У девочек увеличение длины тела наступает на 1-2 года раньше, чем у мальчиков, но прирост менее выражен и составляет 8-10 см в год. У подростков Происходит преимущественный рост в длину трубчатых костей конечностей и позвонков, увеличивается масса и плотность костной ткани. Происходит рост мышечной массы, половых органов, некоторых внутренних органов, однако темпы роста последних отстают от антропометрических показателей

Рост подростков обеспечивается соматотропным гормоном (СТГ) гипофиза, гормонами надпочечников, щитовидной и поджелудочной желез. По мере повышения активности половых гормонов влияние СТГ на процессы роста уменьшается. У мальчиков андрогены надпочечников и тестикул влияют на развитие вторичных половых признаков, сперматогенез и мутацию голоса. У девочек под влиянием эстрогенов, прогестерона, фолликулостимулирующего гормона и гонадотропина обеспечивается регулярность менструального цикла — основного признака полового созревания.

В динамике подросткового периода мощность сердца увеличивается, проявляется некоторая экономичность в его деятельности — урежается ЧСС, удлиняется фаза изгнания, повышается систолический объем. Мышечная масса сердца преимущественно за счет левого желудочка обнаруживает прирост. Объем сердца у подростков 13-15 лет колеблется от 433 до 500 cm.

За счет роста легочной, развития эластической ткани, дыхательных мышц повышается функциональная мощность дыхательной системы. Объем легких от; 11 до 14 лет увеличивается в 2 раза. Функциональные показатели дыхания, количество эритроцитов и гемоглобина повышаются.

Развитие двигательных качеств происходит на фоне совершенствования моторики. В связи с нарастанием в пубертатном периоде мышечной массы увеличивается сила. Наибольший ее прирост совпадает с 14-17 годами. Качество быстроты в подростковом возрасте имеет положительную динамику — укорачивается время двигательной реакции, время одиночного движения, повышается частота движений.

В связи с морфологическим и функциональным созреванием систем жизнеобеспечения (ростом сердечной производительности, параметров внешнего дыхания, кислородной емкости крови) в подростковом возрасте повышается качество выносливости. Это обусловлено наступлением достаточной зрелости симпатоадреналовой системы, особенно у мальчиков-подростков. Кроме того, в пубертатном периоде, приобретает значение ацетилхолиновая система, ответственная за экономизацию функций организма.

В юношеском возрасте почти заканчивается развитие, различных функциональных систем, начавшееся в подростковом периоде. Увеличивается толщина костей, укрепляется связочный аппарат, нарастает мышечная масса, которая к концу юношеского периода достигает 45% общей массы тела. В скелетных мышцах продолжается тонкая дифференцировка волокон, совершенствуется нервная регуляция мышц. ЧСС достигает уровня взрослого (66 уд./мин), увеличивается глубина дыхания, жизненная емкость легких (ЖЕЛ), МОД. В конце юношеского возраста сердце приобретает размеры сердца взрослого человека, завершается перестройка структуры миокарда. В связи с утолщением стенки левого желудочка приобретается достаточная мощность миокарда, чтобы поддерживать нормальный уровень артериального давления (АД).

В юношеском возрасте ликвидируется рассогласованность в гормональной регуляции обмена веществ и физиологических функций, наступает период половой зрелости.

ВНД оптимизируется, т.к. налаживается гормональный баланс в организме, характерный для взрослого человека. Условно-рефлекторные связи становятся более многообразными и совершенными. Условные рефлексы образуются легко, становятся устойчивы к внешним раздражителям, быстро гаснут, когда в них теряется необходимость. Гармонично взаимоотношение коры и подкорковых структур. Завершается процесс специализации различных отделов коры головного мозга. Усиливается внутреннее торможение, улучшается память. Организм считается созревшим.

Источник



Физиология женского организма в разные периоды жизни

  • Гормональные проблемы и бесплодие
  • Последствия чрезмерного снижения или повышения содержания половых гормонов
  • Гормональная регуляция репродуктивной системы
  • Гормоны и кости: как они связаны?
  • Месячные при беременности
  • Фиброзно-кистозная мастопатия
  • Детство
  • Период полового созревания
  • Период половой зрелости
  • Период перименопаузы и постменопауз

Жизнь каждой женщины делится на определенные возрастные периоды. Условно принято рассматривать четыре стадии — детство, период полового созревания, период половой зрелости и климактерий (климакс ). Каждому периоду свойственны свои физиологические процессы, развитие, рост или увядание. Женский организм сложен, хрупок и одновременно с тем интересен.

Детство

Детством называют период жизни от рождения до 7-8 лет. Функции яичников еще не развиты, однако, эстроген уже синтезируется в небольшом количестве. Матка уже присутствует на своем законном месте, но имеет совсем небольшой размер, даже шейка матки гораздо толще. Маточные трубы также присутствуют, но они тонкие и извилистые, а просвет совсем небольшой. Внутренние половые органы еще недостаточно развиты, слизистая оболочка очень тонкая. Наружные половые органы полностью сформированы, но отсутствует волосяной покров 1 .

Гипоталамус уже образует рилизинг-гормоны, которые в свою очередь влияют на гипофиз и выработку ФСГ и ЛГ. Происходит постепенно формирование гормональной регуляции, однако, общая выработка гормонов еще слишком мала 1 .

Период полового созревания

До начала полового созревания активность женских половых гормонов у девочек незначительна, женский организм только начинает формироваться. Основная перестройка организма начинается ориентировочно с 7-8 лет. Весь период полового созревания охватывает возраст примерно с 7 до 18 лет, к его окончанию завершается формирование половой системы и перестройка всего организма (рост тела в длину, формирование телосложения) 2,3 . Специалисты делят этот период на несколько частей. Мы рассмотрим его по отдельным параметрам.

Увеличение молочных желез – один из первых признаков начала полового созревания. Грудь у девочек начинает увеличиваться в среднем в 10,5 лет. По-научному это явление называется телархе. Через 2-3 года молочные железы обычно формируются окончательно. Половое оволосение так же относится к первым признакам полового созревания, иногда этот процесс происходит до начала роста груди 2,3 .

Во время физиологического становления женщины постепенно изменяется форма таза, округляются бедра, и происходит перераспределение жировой и мышечной тканей в организме 2,3 . Через два года после телархе ускоряется рост матки и яичников. В яичниках происходит рост фолликулов, содержащих яйцеклетки. Количество фолликулов в течение жизни сокращается примерно с 1 миллиона при рождении до 300 тысяч к моменту полового созревания и далее. Нормальным явлением во время полового созревания являются небольшие фолликулярные кисты, которые можно увидеть при УЗИ 2,3 . Следствием действия гормона эстрогена являются периодические выделения из половых путей белого цвета 3 .

Первые менструации обычно наступают через 2 года после начала роста груди – в среднем, в 12,5 лет (но возможны значительные вариации). В первые два года месячные обычно нерегулярны. Овуляция (выход яйцеклетки из яичника), означающая появление фертильности (способности иметь детей) появляется не сразу. Только у 50% девочек на третий год после менархе (первой менструации) овуляция происходит регулярно 2,3 .

Период половой зрелости

Половая зрелость наступает к 16-17 годам и длится в среднем до 45 лет или начала периода пременопаузы . В периоде половой зрелости, также называемом репродуктивным периодом, у большинства женщин в этом возрасте происходит регулярная овуляция. Женщина с этого возраста и до окончания репродуктивного периода физиологически готова к зачатию, вынашиванию ребенка и его вскармливанию. Природа постаралась и на репродуктивный период, когда женщина может зачать ребенка, выделила большой отрезок времени.

Следующие значительные изменения в физиологии женского организма наступают, когда действие половых гормонов начинает ослабевать, а половая функция – постепенно угасать 3 .

Период перименопаузы и постменопаузы

Менопаузальный переход — период от первых признаков нарушений менструального цикла у женщины старше 40 лет (отклонение от обычной длительности на неделю и более) до последней самостоятельной менструации 4 . Он абсолютно физиологичен, но в это время начинают отмечаться некоторые неприятные симптомы: потливость, горячие приливы, нестабильность настроения.

Менопаузальный переход начинается в среднем в 45 лет и делится на раннюю и позднюю фазы в соответствии с клиническими признаками: поздняя фаза отсчитывается от первого «пропущенного» цикла или задержки менструации до 60 и более дней и начинается в среднем в возрасте 47,5 года.

Менопауза — последняя спонтанная менструация (дата устанавливается ретроспективно, после 12 мес отсутствия менструации). Менопауза наступает в среднем в возрасте 51,5 года.

Перименопауза — период, объединяющий менопаузальный переход и 1 год после менопаузы.

Постменопауза — период от менопаузы до 65-70 лет (согласно другому мнению — до конца жизни женщины). Принято выделять раннюю (первые 5-8 лет после менопаузы) и позднюю (более 8 лет) постменопаузу 4 .

Во время постменопаузы, о которой говорят при отсутствии менструаций в течение 12 месяцев, происходят изменения, связанные со снижением функции яичников 3 . Чаще всего подобный период называют климаксом или климактерическим периодом.

Климактерий (климактерический период) — физиологический период жизни женщины, продолжающийся от 40 до 65-70 лет, в течение которого на фоне возрастных изменений организма доминируют инволюционные процессы в репродуктивной системе 4 .

Изменения, развиваемые в организме женщины на фоне прогрессирующего дефицита эстрогенов в связи с генетически детерминированным процессом выключения функции репродуктивной системы, объединяют в понятие «климактерический синдром» 4 .

О симптомах климакса рассказывается в отдельной статье на нашем ресурсе.

Таким образом, каждый период в жизни женщины характеризуется определенным состоянием репродуктивной системы, что обусловлено особенностями женского организма. Знание этих особенностей облегчает диагностику и профилактику возможных патологий в каждый период и способствует сохранению здоровья женского организма.

СЕРГЕЕВА МАРИЯ ИГОРЕВНА

В каждом из периодов жизни женщины могут возникнуть те или иные нарушения. И здесь очень важно обращать внимание на менструацию. Если у девочки менархе – т.е. первая в жизни менструация не начинается до 16 лет, это повод незамедлительного обращения к гинекологу.

В детородном возрасте показателем нормального функционирования женской репродуктивной системы является регулярность менструации. Когда цикл сбивается и у женщины случаются задержки или наоборот слишком частые или обильные менструации, необходимо обратиться к гинекологу с целью выявления причины этих нарушений.

В организме женщины все настолько тонко устроено и взаимосвязано, что любые изменения в одной из систем (будь то изменение массы тела, недостаточный сон, нервное перенапряжение, нарушение функции щитовидной железы или любые сопутствующие заболевания) не проходят бесследно и не могут не отразиться на функции репродуктивной системы.

Поэтому для поддержания своего репродуктивного здоровья не стоит забывать заботиться и о других системах в организме: эндокринной, нервной и иммунной, сердечно-сосудистой и дыхательной, мочевыделительной, а также опорно-двигательной, и своевременно обращаться за помощью к соответствующему специалисту.

RUS2134835 от 21.04.2020

Womenfirst

Список литературы

  • Антонова, О. Возрастная анатомия и физиология / О.А. Антонова // Хочу все знать – учебное пособие — 2018 г.
  • Лихачев, В. Практическая гинекология. Руководство для врачей. / В.К. Лихачев // Медицинское информационное агентство, Москва — 2007 г.
  • Кулаков, В. Гинекология / В.И. Кулаков и другие // Национальное руководство, Гэотар-Медиа — 2009 г.
  • Гинекология : национальное руководство / под ред. Г. М. Савельевой, Г. Т. Сухих, В. Н. Серова, В. Е. Радзинского, И. Б. Манухина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017. — 1008 с

получи консультацию специалиста рядом со своим домом

ПРОЙДИ ТЕСТ И УЗНАЙ СВОЕ СОСТОЯНИЕ

Вагиноз

Вагиноз, или дисбактериоз (дисбиоз) влагалища — это состояние, при котором изменяется соотношение бактерий, населяющих влагалище женщины. В норме во влагалище поддерживается кислая среда (pH = 3,8–4,5). Её создают молочнокислые бактерии — Lactobacillus acidophilus (лактобактерии, палочки Дедерлейна), которых во влагалище более 95%. В процессе жизнедеятельности эти бактерии выделяют молочную кислоту и перекись водорода, что и делает среду во влагалище кислой.

Задержка месячных, но тест отрицательный: что делать?

Задержка месячных, но тест отрицательный: что делать?

ПМС у девушек - миф или реальность

ПМС у девушек — миф или реальность

Мифы о контрацепции

Мифы о контрацепции

В современном мире существует большое количество способов контрацепции. Причем они становятся все более щадящими и менее опасными для здоровья. Однако в умах женщин до сих пор сохраняется негативное отношение к гормональным контрацептивам. В основном это происходит за счет слухов и мифов, которыми обросла столь интимная тема.

© 2020 OOO «Эбботт Лэбораториз»,
125171, Россия, Москва, Ленинградское
шоссе, дом 16А, строение 1

  • О проекте
  • Статьи
  • Сервисы
  • Проверь себя
  • Вопросы и ответы
  • Карта сайта
  • Политика хранения персональных данных
  • Условия использования
  • Обратная связь

Информация, представленная на сайте, предназначена для просмотра только совершеннолетними лицами. При использовании интернет-ресурса https://womenfirst.ru в порядке ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – ФЗ «О персональных данных») пользователь сайта https://womenfirst.ru даёт согласие ООО «Эбботт» на автоматизированную обработку в т.ч., но, не ограничиваясь на передачу в сторонние сервисы анализа посетителей Yandex.Metrika; Yandex Webmaster; GoogleAnalytics; Google Tag Manager обработку данных о посетителе (а именно cookies, IP-адрес, URL страницы, заголовок и реферер страницы, предполагаемое географическое положение, часовой пояс, возраст, пол, версия и язык браузера, разрешение дисплея, версия операционной системы и вспомогательного программного обеспечения, учет взаимодействия с сайтом, модель устройства, поисковые системы, глубину просмотра, список скачанных файлов, интересы посетителя, список посещённых страниц и проведённое время на сайте).

Программа «Women First» разработана при поддержке ООО «Эбботт Лэбораториз» в целях повышения осведомлённости общественности о вопросах состояния здоровья. Информация в материале не заменяет консультации специалиста здравоохранения. Обратитесь к лечащему врачу.

Источник

Возрастные периоды развития человека их признаки, характеристика (Таблица)

Справочная таблица содержит основные возрастные периоды развития человека их признаки, социальную ситуацию развития, характеристику ведущей деятельности, кризисные проявления возраста, развитие в познавательной, эмоциональной и мотивационной сферах, и особенности поведения жизнедеятельности.

Признаки возрастного периода

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Период новорожденности (1-2 месяца)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Первые мгновений общения с матерью, заложение фундамента «симпатий и антипатий» .

Незначительно различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность, установление эмоциональной связи с матерью.

Период младенческого возраста (от 2-х месяцев до 1 года)

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и матери/отца.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослыми.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполнять его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффер. ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь. Нач. формы наглядно-действенного мышления. Кратковрем. фиксация на объектах (непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоционален. Предметно-познавательная деятельность. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Период раннего детства (1—3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окружающих вещей.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действ. мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее количество окружающих вещей.

Период дошкольного возраста (3—7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира челов. отношений.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общест.-значимой и обществ.-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восприятие. Наглядно-образное мышление, в конце периода — переход к словестному мышлению.

Младший школьный возраст (7—11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

«Я сам» в социальном смысле. Глубокий мотивац. кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой соц. позиции исчерпана (учеба превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебе. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появление внутренней жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Период подросткового возраста (11—15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личност. общение в процессе обучения и организац.-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст) Самооценка. «Я-концепция»(старший подростковый возраст).

Теоретич. рефлекс. мышление. Интеллектуализация воспр. и памяти. Личностная рефликсия. Гипертрофир. потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе свертсников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15—17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение. Профессиональное самоопределение. Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравств. устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операц. мышление. Совершенствуется владение сложными интеллект. операциями анализа, синтеза, теоретич. обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоцион. восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Период юнности (от 17 до 20 лет)

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родит. дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Реализация жизн. планов или поиск себя.

Три варианта нарправленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Период молодости (от 20 до 30 лет)

Осуществ. жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство проф. компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теорет. мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качеств. изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, проф. рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Период зрелости (от 30 до 60—70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизн. предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в проф. деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед др. людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физ. сил, привлекательности– жестокий удар по самооценке и Я-концепции, изменяются соц. ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, матер. или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в проф. плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функц. уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование проф. памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость (после 60—70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизн. цикла.

Смена обществ. позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности. Генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – созраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Снижение психич. тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Основным типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, полит. и эконом. положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим хар-ным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые соц. связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие соц. связей) или сохранение себя как индивида.

Источник

Читайте также:  Характеристика общей системы налогообложения