Меню

Таблица аккордов для гитары с ладами



Аппликатура аккордов для шестиструнной гитары

Таблица

Что такое аппликатура аккордов для шестиструнной гитары? Это схемы, по которым пальцами зажимаются струны на грифе, чтобы получилось извлекать правильные звуки.

Схема аккордов на гитаре для начинающих

Если вам нужна простая схема аккордов на гитаре для начинающих, то вам подойдут 9 вариантов, которые изображены на картинке слева. Они открытые. Это значит, что вам не придется зажимать баре, когда вы будете их брать. Играть таким образом вам будет намного проще, если использовать именно эти схемы в начале обучения.

Для тех, кто уже освоил гитару, в середине статьи мы приведем таблицу основных аккордов и в конце дадим расширенный вариант таблицы для того, чтобы вы могли добавлять в свои песни дополнительные музыкальные краски.

Таблица аккордов для шестиструнной гитары

АппликатураНа этом рисунке приведены схемы и таблица аккордов для шестиструнной гитары для начинающих гитаристов с не очень большим опытом, которые используются в игре чаще всего.

Если у гитары будет не 6, а 7 струн, тогда схемы будут выглядеть иначе. Это нужно помнить, так как для семиструнного инструмента используется другой строй.

Обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре

Если вы немного учили сольфеджио, то знаете, что в музыке применяются буквенные обозначения аккордов на 6-ти струнной гитаре.

  • Ля – это A;
  • Си – H (или B, можно встретить оба варианта);
  • До – C;
  • Ре – D;
  • Ми – E;
  • Фа – F;
  • Соль – G;

От этих букв получается и общее обозначение, такое как литера А обозначает мажорный аккорд Ля. Две литеры подряд Am – минорный ля.

Если добавить маленькую букву m, после основного символа, обозначающего ноту, получится минорный аккорд, такой как Am. Соответственно запись без дополнительных букв и символов говорит о мажорном звучании.

  • A, B (H), C, D, E, F, G – это мажорные аккорды.
  • Am, Bm (Hm), Cm, Dm, Em, Fm, Gm – это минорные аккорды.
  • A7, B7 (H7), C7, D7, E7, F7, G7 – это септаккорды.

Так же используются различные цифры и знаки бемоль и диез. В популярной и рок музыке вы обычно встретите только диезы #. В этом нет ничего странного, так как на самом деле, если подойти к этому с логической точки зрения, то диез и бемоль дублируют друг друга.

Наверное, вы знакомы с очень популярным сейчас инструментом – укулеле. Так вот – этот гавайский народный инструмент имеет на 2 струны меньше и гораздо проще в обучении. Если вам сложно начать с полноценной «шестиструнки», вы можете для начала освоить гавайский укулеле. Так вам будет проще и удобнее переходить от простых мелодий к более сложным.

Принципы создания музыки

Полная таблица

Для любого музыкального инструмента построение мелодии и создание музыки основано на одинаковых принципах. Так что, на вопрос: «Какие бывают аккорды на гитаре» можно ответить – «Точно такие же, как и на других инструментах».

Полная таблица аккордов для шестиструнной гитары показана рисунке. Для акустики и классики таблица будет одинаковой.

На самом деле вариантов бесконечное множество и зная теорию музыки вы сможете легко изобретать и модифицировать их самостоятельно. Почитайте статьи по сольфеджио на нашем сайте и приходите к нам на урок теории.

Скорее всего вам вряд ли понадобятся все обозначенные варианты. Так же стоит помнить, что все комбинации на грифе имеют одинаковые законы построения (Вы же знали, что в музыке все математически точно?).

Вы можете просто передвинуть пальцы вниз по грифу на половину тона (1 лад), зажав баре и получите следующую тональность. Ноты поменяются на всех струнах. Теми же пальцами вы будете извлекать похожие звуки, но в другой тональности.

Для того, чтобы делать это бегло и играть легко, вам нужно будет освоить баре. Освоить баре не сложно, обычно для нулевого уровня нужно около месяца времени, чтобы все стало получаться легко и красиво.

Кстати, именно по причине того, что играть музыку можно в любой тональности, в интернете можно встретить разные варианты аккордных последовательностей для разных песен. В целом, обычно, это просто разные тональности.

В чем трудности у новичков

Для новичков, которые первый раз взяли в руки гитару, сложнее всего настроить правильно все 6 струн. Но самый частый вопрос у новичков – это как читать схемы аккордов на гитаре.

Как читать схемы

Точки на картинке – это места, где нужно зажимать струну, а линии – это порожки на грифе, разделяющие лады. Самая толстая линия обозначает начало первого лада.

А струны настраиваются очень просто по нотам:

  1. Ми;
  2. Си;
  3. Соль;
  4. Ре;
  5. Ля;
  6. Ми.

Просто скачайте на свой телефон программу – тюнер и забудьте о проблеме настройки.

Если у вас возникли вопросы по обозначениям, вы можете написать нам на почту, позвонить по телефону или прийти на пробное бесплатное занятие. Уже на пробном уроке преподаватель сможет объяснить вам с нуля то, что вызывает у вас первоочередные вопросы.

В музыкальной школе Future Music мы проводим занятия для взрослых и детей любого уровня подготовки. Приходите на первый урок игры на гитаре с нуля, и мы расскажем, как зажимать и правильно играть аккорды!

Материалы по теме

Как играть аккорд Am

Как играется аккорд Am (Ля минор) на гитаре. Смотрите, как это правильно делать!

Таблица нот на грифе

Если вы ищете расположение нот на гриые гитары, то этот материал как раз для вас. Все иллюстрировано с картинками!

Как играть на электрогитаре

Наверняка у многих из нас замирало сердце и застывало дыхание от мелодичного звучания этого невероятного инструмента. Электрогитара — достойный музыкальный инструмент, чтобы научиться на нем музицировать. Давайте узнаем как!

Источник

Таблица аккордов для гитары с ладами

Гитара: строение аккордов (часть первая)

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.

P.S. Писал для себя, на чрезмерную научность не претендую 🙂

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима 0 тонов
малая секунда 0,5 тона
большая секунда 1 тон
малая терция 1,5 тона
большая терция 2 тона
чистая кварта 2,5 тона
тритон 3 тона
чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста 4 тона
большая секста 4,5 тона
малая септима 5 тонов
большая септима 5,5 тонов
чистая октава 6 тонов
нона октава + секунда
децима октава + терция
ундецима октава + кварта
дуодецима октава + квинта
терцдецима октава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.

Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки «меняются местами» по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго, то второй обязательно является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Список пар взаимообратимых простых интервалов:

  • секунда — септима
  • терция — секста
  • кварта — квинта

Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы.

Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Читайте также:  Oracle быстро очищает большие таблицы данных

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

Обозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: A b — ля-бемоль, A # — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а B b — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 2 — большая секунда
  • 4 — чистая кварта
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A #5 , A 5+ , A + , A aug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A 7 доминантсептаккорд
Amaj 7 , A #7 , A 7+ , AM большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am 7 малый минорный септаккорд
Am #7 , Am 7+ , Am(maj 7 ) большой минорный септаккорд
Am 7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
A o , Adim 7 , Averm 7 уменьшенный септаккорд
A 6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am 6 минорное трезвучие с большой секстой
A 7b5 , A 7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A 7#5 , A 7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A 6/9 , A 6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A 9 большой нонаккорд
A 7b9 , A 7/9- малый нонаккорд
Amaj 9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A 11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am 11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A 13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj 13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus, Asus 4 трезвучие с чистой квартой вместо терции
Asus 2 , A 5(add2) трезвучие с большой секундой вместо терции
Aomit 3 , A 5 трезвучие с пропущенной терцией

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание
  • omit — англ. «omit», пропускать

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A 13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A 13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F #m 7b5 .

Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».

В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A 5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.

Аппликатурные формы аккордов

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.

Читайте также:  Растение крупа каша таблица

Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:

Источник

Таблица аккордов для гитары с ладами

Гитара: строение аккордов (часть первая)

Перед начинающими обучаться игре на гитаре часто стоит задача освоения и запоминания аппликатурных форм и буквенно-цифровых обозначений различных аккордов. Это нужно для аккомпанемента, сочинительства, да и просто для более осознанного исполнения музыки по нотам, по слуху или «с рук». Кроме того, полезно знать некоторые термины, чтобы не «спотыкаться» о них при чтении различной литературы, особенно, если эти термины употреблены не совсем точно или не совсем уместно, что иногда встречается. Существует множество различных пособий, «таблиц аккордов» и т.п., касающихся этого вопроса. Как правило, попадаются громоздкие по объёму и потому трудные для запоминания таблицы или наборы примеров без систематического объяснения сути вопроса, т.е. строения аккордов. Не лучше ли самому научиться составлять такие таблицы аккордов? Ведь достаточно понять один раз, чтобы запомнить навсегда. Для того, чтобы освоить предлагаемый ниже материал, нужно лишь одно условие — необходимо немного знать нотную грамоту. Материал преподнесён очень сжато — читайте, не торопясь. По сути, это конспект традиционных учебников элементарной теории музыки (и немножко — учебников гармонии), сделанный по принципу «ничего лишнего», т.е. в основном только о строении аккордов.

P.S. Писал для себя, на чрезмерную научность не претендую 🙂

Соотношение двух звуков по высоте называется интервалом. Единицей измерения интервала является тон. Один лад на грифе гитары равен 0,5 тона. Например, звук, взятый на пятом ладу первой струны, на один тон ниже звука, взятого на седьмом ладу той же струны. Названия интервалов и их величины:

прима 0 тонов
малая секунда 0,5 тона
большая секунда 1 тон
малая терция 1,5 тона
большая терция 2 тона
чистая кварта 2,5 тона
тритон 3 тона
чистая квинта 3,5 тона (малая терция + большая терция)
малая секста 4 тона
большая секста 4,5 тона
малая септима 5 тонов
большая септима 5,5 тонов
чистая октава 6 тонов
нона октава + секунда
децима октава + терция
ундецима октава + кварта
дуодецима октава + квинта
терцдецима октава + секста

Составные интервалы (больше октавы) могут называться «большими», «малыми» или «чистыми», в зависимости от тех простых интервалов, которые прибавляются к октаве для их получения.

Слова «уменьшенный» и «увеличенный», которые прибавляются к названию интервала, означают уменьшение или увеличение этого интервала на 0,5 тона. Например, «уменьшенная квинта» равна «увеличенной кварте» и тритону и равна 3 тонам. Если интервал бывает «большой» и «малый», а не просто «чистый», то «уменьшается» малый интервал, а «увеличивается» большой. Например, «увеличенная секунда» равна 1,5 тона, а «уменьшенная секунда» равна 0 тонов.

Важным является осмысленное правописание интервалов. Например, если мы говорим о малой терции от ноты «до», то обязательно записывается нота «ми-бемоль», но никак не «ре-диез», поскольку последняя является увеличенной секундой от «до». Несмотря на то, что увеличенная секунда равна малой терции, хаотичная запись может существенно осложнить восприятие нот. При отсчитывании интервала следует перебирать названия нот строго по порядку, приписывая знак альтерации уже после того, как название ноты определено. Таким образом, терцией (не важно, какой) от «до» всегда является «ми», т.к. терция — это «третья». До нужной величины (в данном случае — малой терции) мы «подгоняем» нашу терцию бемолем.

Обращением интервала является интервал, полученный при переносе на октаву какого-либо из звуков первоначального интервала, когда звуки «меняются местами» по высоте, сохраняя свои названия (для обращения составных интервалов перенос осуществляется на две октавы). Простые (не составные) интервалы, являющиеся обращениями друг друга, в сумме составляют октаву, поэтому, если первый интервал является обращением второго, то второй обязательно является обращением первого (взаимообратимость интервалов). Список пар взаимообратимых простых интервалов:

  • секунда — септима
  • терция — секста
  • кварта — квинта

Интервалы делятся на консонансы (более мягкие на слух) и диссонансы (более резкие). Совершенными консонансами являются прима, октава, квинта и кварта. Несовершенными консонансами являются большие и малые терции и сексты. Остальные интервалы — диссонансы.

Равенство интервалов по их величине при различных названиях называется энгармонизмом интервалов. Например, увеличенная кварта и уменьшенная квинта энгармонически равны.

Аккордом в принципе можно назвать любое созвучие, но наибольшее распространение имеют аккорды, состоящие из трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям путём октавных переносов (о таких аккордах и пойдёт речь дальше). Например, «ля-до-ми» или «до-ми-ля». Естественно, аккорды могут содержать октавные удвоения, которые «не считаются». Например, вышеприведённый аккорд может содержать несколько «ля» в разных октавах (скажем, «ля-до-ми-ля»), но его суть от этого не изменится (как и от октавных перестановок звуков).

Аккорд получает своё название от своего самого нижнего звука после расположения этих звуков по терциям. Например, аккорд «до-ля-ми» называется «ля». Звуки аккорда имеют свои названия по интервалам от нижнего звука, который называется основным тоном аккорда. Следующий по высоте за основным тоном звук называется терцовым тоном или терцией аккорда, за ним идут квинтовый тон или квинта, септима, нона, ундецима и терцдецима. Например, аккорд «ми-ля-до-ми» взят с удвоенной квинтой. Некоторые звуки в аккорде могут быть, наоборот, пропущены. Например, аккорд «до-ля-до» взят с пропущенной квинтой.

Аккорды классифицируются в зависимости от количества звуков, из которых они состоят:

  • 3 — трезвучие
  • 4 — септаккорд
  • 5 — нонаккорд
  • 6 — ундецимаккорд
  • 7 — терцдецимаккорд

Поскольку терции бывают двух видов (большая или малая), трезвучия бывают четырёх видов:

  • мажорное трезвучие = большая терция + малая терция
  • минорное трезвучие = малая терция + большая терция
  • уменьшенное трезвучие = малая терция + малая терция
  • увеличенное трезвучие = большая терция + большая терция

Примечание: чтобы превратить минорное трезвучие в мажорное, достаточно повысить в нём терцовый тон на полтона.

Ещё одно примечание: уменьшенное и увеличенное трезвучия используются довольно редко.

Септаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к трезвучиям. К каждому из четырёх видов трезвучий можно надстроить большую или малую терцию. Однако, септаккордов существует только семь, а не восемь видов, поскольку при надстраивании большой терции к увеличенному трезвучию получится звук, октавно удваивающий по звучанию основной тон этого трезвучия.

  • малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — мажорное трезвучие + малая терция
  • большой мажорный септаккорд — мажорное трезвучие + большая терция
  • малый минорный септаккорд — минорное трезвучие + малая терция
  • большой минорный септаккорд — минорное трезвучие + большая терция
  • уменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + малая терция
  • полууменьшенный септаккорд — уменьшенное трезвучие + большая терция
  • увеличенный септаккорд — увеличенное трезвучие + малая терция

Примечание: большой минорный и увеличенный септаккорды используются крайне редко.

Нонаккорды образуются путём надстраивания ещё одной терции к септаккордам. Свои названия имеют только два наиболее распространённых нонаккорда:

  • малый нонаккорд — доминантсептаккорд + малая терция
  • большой нонаккорд — доминантсептаккорд + большая терция

Ундецимаккорды и терцдецимаккорды образуются аналогично путём дальнейшего надстраивания терций и не имеют общепринятых названий.

Расположение аккордов и обращения

Обращением называется такое положение звуков аккорда, когда самым нижним из них (басом) является не основной, а какой-либо другой тон аккорда. Если в басу находится основной тон, говорят, что аккорд взят «в основном виде», в ином случае — «в обращении». При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Обращения трезвучий и септаккордов имеют свои названия:

  • трезвучие с терцовым тоном в басу — секстаккорд
  • трезвучие с квинтовым тоном в басу — квартсекстаккорд
  • септаккорд с терцовым тоном в басу — квинтсекстаккорд
  • септаккорд с квинтовым тоном в басу — терцквартаккорд
  • септаккорд с септимой в басу — секундаккорд

Обращения более сложных аккордов не имеют общепринятых названий.

Тон аккорда, соответствующий самому высокому звуку аккорда, определяет «мелодическое положение» аккорда. При этом не рассматривается взаимное положение остальных звуков и их удвоения. Например, аккорд «ля-до-ля-ми» находится в мелодическом положении квинты.

Различают мелодию и её аккордовое (гармоническое) сопровождение, аккомпанемент. По отношению к одновременно звучащему аккорду каждый звук мелодии может быть аккордовым или неаккордовым. Аккордовый звук является основным тоном, терцией, квинтой и т.д. того аккорда, который в данный момент звучит (или должен звучать). Неаккордовым является любой другой звук.

Задержание — неаккордовый звук, «оставшийся» от предыдущего аккорда и часто разрешающийся в аккордовый звук настоящего аккорда. Проходящий — неаккордовый звук, заполняющий интервал между аккордовыми звуками (иногда и двух разных аккордов) мелодическим движением по какой-либо гамме. Вспомогательный — это «проходящий» между повторениями аккордового звука. Предъём — неаккордовый звук, предвосхищающий звук следующего аккорда.

В музыкальных произведениях часто применяется четырёхголосное изложение, т.е. аккорды берутся в виде сочетаний из четырёх звуков. На гитаре, например, на правой руке используются для звукоизвлечения чаще всего четыре пальца. В четырёхголосии самый нижний звук аккорда называется басом, далее по порядку — тенор, альт и сопрано (мелодия). Тенор, альт и сопрано называются «верхними голосами».

Аккорд может иметь тесное, смешанное или широкое расположение. При тесном расположении каждый из трёх верхних голосов отстоит от своего соседнего на терцию или кварту (т.е. между ними нельзя вставить другие аккордовые звуки). При широком — на квинту, сексту или октаву. При смешанном — эти интервалы сочетаются. Как при тесном, так и при широком или смешанном расположении бас может находиться от тенора на любом расстоянии. Иногда аккорды в тесном расположении, у которых бас находится достаточно далеко от тенора, называют аккордами в широком расположении. Строго говоря, это не совсем верная терминология.

Буквенно-цифровые обозначения звуков и аккордов

Обозначения звуков и названий аккордов:

  • A — ля
  • B — си или си-бемоль
  • C — до
  • D — ре
  • E — ми
  • F — фа
  • G — соль
  • H — си
Читайте также:  Таблица диагоналей телевизора в сантиметрах и дюймах

Остальные звуки и названия аккордов обозначаются буквами с добавлением знаков альтерации, например: A b — ля-бемоль, A # — ля-диез. Исторически есть некоторая путаница с обозначением си, т.к. «B» в различной литературе может означать как си, так и си-бемоль. Однако, H — это всегда чистое си, а B b — это всегда си-бемоль (последнее обозначение будет верным признаком того, что «B» будет использоваться для обозначения чистого си). В принципе, использовать «B» для обозначения чистого си удобнее, и чаще всего так и делают.

Буквенно-цифровые обозначения аккордов довольно разношёрстны и разнообразны в различных изданиях и странах, часто встречаются различные неточности. В общих чертах принципы обозначения следующие: мажорное трезвучие обозначается просто буквой без дополнительных пометок, минорное — с добавлением буквы «m». Остальные аккорды образуются как бы путём повышения или понижения тонов этих трезвучий и/или добавления дополнительных тонов, что обозначается в виде индекса соответствующими цифрами со знаками альтерации. Знаки альтерации могут заменяться на знаки «+» и «-«. Например, если к ля-минорному трезвучию добавить малую септиму (взятую от основного тона), а квинтовый тон понизить на полтона, получится полууменьшенный септаккорд, который может быть обозначен как Am 7b5 и т.п.

Вместо цифр могут использоваться специальные символы или сокращённые слова, сразу определяющие интервальный состав аккорда. Значения цифр следующие:

  • 2 — большая секунда
  • 4 — чистая кварта
  • 5 — чистая квинта
  • 6 — большая секста
  • 7 — малая септима
  • 9 — большая нона
  • 11 — чистая ундецима
  • 13 — большая терцдецима

Встречающиеся обозначения, для примера взят аккорд «ля»:

A мажорное трезвучие
Am минорное трезвучие
A #5 , A 5+ , A + , A aug увеличенное трезвучие
Adim, Averm уменьшенное трезвучие
A 7 доминантсептаккорд
Amaj 7 , A #7 , A 7+ , AM большой мажорный септаккорд; иногда для обозначения этого аккорда используется символ «приращения» (похожий на треугольничек или греческую букву «дельта») в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
Am 7 малый минорный септаккорд
Am #7 , Am 7+ , Am(maj 7 ) большой минорный септаккорд
Am 7b5 полууменьшенный септаккорд; часто для обозначения этого аккорда используется символ перечёркнутого по диагонали кружочка в виде индекса рядом с самой буквой аккорда
A o , Adim 7 , Averm 7 уменьшенный септаккорд
A 6 мажорное трезвучие с большой секстой
Am 6 минорное трезвучие с большой секстой
A 7b5 , A 7/5- доминантсептаккорд с пониженной квинтой
A 7#5 , A 7/5+ доминантсептаккорд с повышенной квинтой
A 6/9 , A 6(add 9) мажорное трезвучие с секстой и ноной
A 9 большой нонаккорд
A 7b9 , A 7/9- малый нонаккорд
Amaj 9 нонаккорд на основе большого мажорного септаккорда
A 11 ундецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Am 11 ундецимаккорд на основе малого минорного септаккорда
A 13 терцдецимаккорд на основе доминантсептаккорда
Amaj 13 терцдецимаккорд на основе большого мажорного септаккорда
Asus, Asus 4 трезвучие с чистой квартой вместо терции
Asus 2 , A 5(add2) трезвучие с большой секундой вместо терции
Aomit 3 , A 5 трезвучие с пропущенной терцией

Некоторые применяемые сокращения:

  • verm — нем. «vermindert», уменьшенный
  • dim — англ. «diminished», уменьшенный
  • aug — англ. «augmented», увеличенный
  • maj — англ. «major», больший
  • add — англ. «add», присоединять
  • sus — англ. «suspension», задержание
  • omit — англ. «omit», пропускать

В аккордах сложнее септаккорда (нон-, ундецим- и терцдецимаккордах) указывается цифра, обозначающая «самую дальнюю» ступень аккорда, т.е., например, в терцдецимаккорде присутствие септимы, ноны и ундецимы специальными цифрами не помечается, а как бы подразумевается само собой. При этом подразумевается, что эти тона берутся так, как они были бы обозначены просто цифрами без знаков альтерации, если не оговорено иное. Например, в аккорде A 13b9 надо брать малую септиму, малую нону (b9), чистую ундециму и большую терцдециму. Впрочем, многие тона часто пропускаются. В основном, могут быть пропущены без особого ущерба для звучания квинта (но только если она чистая) и тона, лежащие между септимой и «самым дальним» тоном аккорда, если они специально не альтерированы. Например, в аккорде A 13b9 можно не брать квинту и ундециму. Пропуск этих тонов не страшен потому, что они не несут в данном случае особой «смысловой нагрузки». Например, терцию нельзя пропускать потому, что от этого сразу потеряется миноро-мажорная окраска звучания, аккорд станет нейтральным, невыразительным (поскольку минорное трезвучие отличается от мажорного только терцовым тоном). Нельзя пропускать специально альтерированные тона, поскольку ради них аккорд как бы и «задуман». Вообще, нельзя пропускать тона, отсутствие которых изменит вид (класс) аккорда или сделает этот вид (класс) неопределённым. Самыми важными в этом плане являются терция и септима аккорда.

Обращения аккордов обозначаются с помощью дроби, в знаменателе которой указывается нота, лежащая в басу аккорда. Например, Am/C — это ля-минорный секстаккорд. Таким способом могут быть формально обозначены далеко не только обращения. Например, Am/F# — абсолютно то же самое, что и F #m 7b5 .

Иногда миноры также обозначаются просто строчной буквой. Например, «а» будет означать то же самое, что и «Am».

В рок-музыке часто используются чистые квинты, лишённые мажоро-минорной окраски. Такие аккорды обозначаются с помощью цифры 5. Например, аккорд A 5 будет состоять из двух звуков — «ля» и «ми» (возможно, с октавными удвоениями). Такие аккорды иногда называют «квинт-аккордами», и их можно представить себе как трезвучия с пропущенными терциями.

Аппликатурные формы аккордов

Аппликатурные формы различных аккордов вы можете найти в огромном количестве источников, поэтому здесь подробно рассматривать этот вопрос нет смысла. Однако, имеет смысл подумать о том, как удобнее запоминать аппликатурные формы, которых существует довольно много (слишком много, чтобы пытаться их запомнить бессистемно). Для начала следует уяснить, что некоторые аккорды используются значительно чаще других — их и будет полезно запомнить в первую очередь. В популярной, рок- и классической музыке чаще всего используются: мажорные и минорные трезвучия, доминантсептаккорд, малый минорный, уменьшенный и полууменьшенный септаккорды. Остальные созвучия используются ощутимо реже.

Имеет смысл хорошенько запомнить три основные универсальные аппликатурные формы мажорных и минорных трезвучий (эти формы можно легко двигать по грифу, получая разные по фактической высоте созвучия), т.к. эти формы используются чуть ли не в каждом произведении огромного количества музыкальных жанров:

Источник

Таблица аккордов в тональностях

Привет начинающим музыкантам! Я достаточно плотно занимаюсь вокалом и некоторое время учусь играть на гитаре руками по роликам из тытуба. Столкнулся с такой проблемой что при составлении гармонии при написании песен просто не знаю какие аккорды использовать. И готового решения в интернетах найти не удалось. На основе прочитанных статей, общения с музыкантами и просмотренных роликов я составил эту таблицу.

Слева выбираете интересующую вас тональность. T — тоническая группа аккордов, жирным выделена тоника, S — cубдоминантная группа аккордов, жирным выделена субдоминанта, D — доминантная группа и жирным соответственно выделена доминанта. Римскими цифра обозначена ступень лада. Используя эти аккорды можно смело создавать свою гармонию, сначала по принципу T-S-D, а далее как поведет ваше музыкальное нутро.

В минорных тональностях я столкнулся с несостыковкой. В каких-то источниках доминанта была в мажорная, а в каких-то минорная. Как мне объяснил музыковед в классической русской школе доминанта минорная, а в западно-европейской мажорная, отсюда и путаница. Поэтому пилю обе.

ДД — двойнай доминанта (доминанта от доминанты) ее можно и в гармонии обыграть и использовать в качестве тональности для отклонения или модуляции.
Понятно что в любой тональности можно красиво обыграть любой аккорд и в современной музыке все реже используются классические клише. Все таки я буду рад если эта нехитрая табличка кому-то поможет.

Источник

Аккорды для гирары

Добро пожаловать в одну из самых крупных библиотек с аккордами для гитары в интернете! У нас вы можете найти почти 2000 аккордов со схемами и для каждого из них подобраны разные позиции на грифе.

Не стоит пугаться такого огромного количества существующих аккордов. Вы сможете играть 99% песен выучив 10-15 базовых аккорда. Сейчас мы расмотрим парочку из них.

Базовые аккорды для новичков

Для начала стоит изучить аккорды без использования баре. Рекомендуем тренеровать аккорды группами по 2-3 за раз и уделять на каждую группу 2-3 дня.

Старайтесь ставить пальцы на струны одновременно. В начале это будет сложно, и будет получатся очень медленно, ничего страшного сейчас вы тренируете мышечную память. Через какоето время вы перестанете даже задумыватся о том какой палец куда поставить, это будет происходить автоматически!

Аккорды для продвинутых

Здесь уже приемущественно будут использоватся аккорды с «баре». Аккордами с баре называют аккорды в которых одним пальцем зажимают сразу несколько струн, чаще всего для этого используют указательный палец. При этом указательный палец также можно использовать чтобы заглушить струны которые не должны звучать, хороший пример для такой техники аккорд F#.

Существуют техники в которых можно помогать зажимать баре большим пальцем. Например в аккорде G# можно большим пальцем сверху зажать 6 струну на 4 ладу, тогда указательным не придется тянутся дальше 2ой струны. Но мы не рекомендуем злоупотреблять данной техникой.

Упражнение для взятия баре
Поставьте пальцы аналогично аккорду F, но только от 8-го лада. Зажмите аккорд на 5 секунд, в течении которых сделайте правой рукой пару ударов по струнам. Раслабте пальцы левой руки (не убирая их со струн) на 1-2 секунды. Потом снова зажимайте аккорд на 5 секунд и делайте пару ударов по струнам. И так по кругу хотябы 5 минут в день.

Важно соблюдать технику: 1) указательный палец как можно ближе к ладу, 2) указательный палец давит на струны какбы ребром, а не мягкой подушечкой, 3) большой палец напротив указательного.

Когда рука привыкла к нагрузке и аккорд стабильно хорошо звучит — смещайтесь на 1 лад ниже и проделавайте тоже самое.

Совет на последок: не растраивайтесь если прогресируете не так быстро как хотелось бы. Впервые взяв в руки гитару будет сложно во всем: сложно зажимать струны, ставить аккорды, играть бой, переставлять аккорды, петь и играть одновременно, подбирать бои, ставить баре и тд. Так было и со мной.

Каждый такой «застой» преодолевается тренировками. Мозг и мышечная память поразительные штуки. 1-2 месяца назад мозг ломался при попытках переставлять 2 аккорда, а сегодня ты впервые увидев разбор песни с ходу можешь подобрать бой и сыграть ее без тренировок.

Источник