Меню

Таблица делаем с детьми



Как выучить таблицу умножения быстро и весело

Эта статья о том, как выучить таблицу умножения без мучений и зубрёжки. В ней мы рассказываем, как научиться умножать числа до 10 друг на друга, запомнив всего 36 примеров вместо 100. А ещё показываем 5 полезных игр и пару лайфхаков, которые помогут выучить таблицу умножения не только быстро, но и весело.

Превращаем 100 примеров в 36

Таблица умножения на обратной стороне большинства тетрадок выглядит так:

Таблица умножения на тетрадях.

На то, чтобы её выучить, может уйти целое лето. Понятно, что механическое заучивание правильных ответов к сотне примеров — самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга.

Процесс в разы ускоряется, когда мы показываем, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. В этом деле куда более удачным наглядным пособием служит таблица Пифагора:

Таблица Пифагора.

На её примере уже можно показать принципы умножения через площади небольших прямоугольников:

  • 3 * 5 = 15, потому что в прямоугольник со сторонами длиной 3 и 5 клеточек помещается 15 маленьких квадратиков (считаем их вместе, чтобы убедиться).
  • 5 * 3 = 15 по той же причине (считаем вместе).

Пример расчёта по таблице Пифагора.Здесь же наглядно демонстрируем свойство коммутативности: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Разумеется, название этого свойства лучше придержать до Хеллоуина, чтобы не пугать никого раньше времени 🙂

Из-за этого таблица Пифагора симметрична относительно своей диагонали, поэтому из 100 примеров для запоминания остаётся уже 55: сама диагональ с значениями 1, 4, 9, …, 100 и всё, что находится выше или ниже.

Диагональное разделение таблицы Пифагора.Это открытие можно сделать самостоятельно, заполнив часть пустой таблицы Пифагора, в которой изначально отмечены только множители:

Пустое поле таблицы Пифагора.

Ребёнок может начать заполнять её, даже если ещё не знает правил умножения — складывать ведь он уже умеет, поэтому без труда посчитает сначала 2 + 2, потом 4 + 2, потом 6 + 2, и так, вплоть до 20. Потом ряд с тройками, и так далее.

Пример заполнения таблицы.

Заполнив только часть таблицы (например, квадрат 6 * 6 клеток), уже можно увидеть одинаковые числа и понять, что зубрить её целиком совсем не нужно.

После этого на той же таблице Пифагора демонстрируем два принципа, позволяющие «автоматизировать» ещё 19 операций на умножение: умножение на 1 и умножение на 10:

  • Если число умножить на единицу, оно никак не меняется. .
  • Если число умножить на 10, у него появляется ноль на конце.

Отнимаем от оставшихся ранее 55 примеров на умножение ещё 19 «автоматизированных» и получаем всего 36 сочетаний, которые нужно запомнить. Почти втрое меньше, чем предлагают нам на обложках тетрадок!

Уже легче, не так ли?

Заполненная таблица умножения.

Играем и запоминаем

Сложно запомнить то, что нельзя применить в жизни. Именно поэтому важно показать, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

Строим забор

Чтобы посчитать, сколько нужно гвоздей для строительства забора, надо умножать количество досок на количество перекладин. Это задание помогает наглядно увидеть, как работает умножение, и показывает, как устроена таблица Пифагора.

Задание на сайте Реши-пиши.

«Золотоискатели» — сражение на таблице Пифагора

Искатели сокровищ добрались до острова, где в давние времена пираты прятали своё золото. Искателям нужно хорошо просчитывать свои ходы, чтобы первыми занимать самые богатые тайники и набирать больше монет.

Игра Золотоискатели.

Большой снегопад

Эти задачки позволят ребёнку побывать в ситуации, когда без умножения не обойтись. В процессе решения задач ребёнок понимает, что не обязательно каждый раз пересчитывать квадратные плитки — достаточно длину умножить на ширину!

Картинки для задания

Битва прямоугольников

Это простая игра для двух человек на понимание умножения и площади прямоугольника.

Вам понадобятся 2 фломастера, листок бумаги в клеточку и 2 кубика. Каждый игрок выбирает цвет карандаша или фломастера, которым он будет рисовать.

Игроки ходят по очереди. Первый игрок бросает 2 кубика. Затем он должен нарисовать на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по числу клеточек равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается его площадь — сколько клеточек занимает фигура. Следом сходит второй игрок, и так далее.

Игра заканчивается, когда на листе больше не остаётся места для новых фигур. Выигрывает тот, чьи фигуры заняли больше клеточек на листе бумаги.

Игра-рыбалка на умножение

С этой игрой дети легко разберутся с принципом умножения: почему два на четыре будет восемь, или три на три будет девять. В игре можно выловить только такое количество рыб, которое кратно 2 или 3. А чтобы их получить, придётся подобрать правильные карточки.

Подготовка

Для игры распечатайте игровое поле, не менее 4 страниц с рыбками и сачок для каждого игрока. Подготовьте игральный кубик, фишки для каждого игрока и бумагу с ручкой.

Игровое поле и карточки с рыбами.

Как играть

Игроки по очереди бросают кубик и перемещаются по полю. Если игрок останавливается на клетке с животным, то он не получает рыбок.

Если игрок останавливается на клетке со словами, то вылавливает указанное количество рыб — берёт карточки и кладёт в свой сачок.

Когда все игроки дошли до конца, подсчитываем улов. У кого в сетях оказалось больше рыб, тот и победил.

Настольная игра «Много-Много»

В этой игре много-много всего полезного и занимательного. Но самое главное — основная часть таблицы умножения у вас в кармане! Без занудного заучивания ребёнок учится перемножать числа от 1 до 5. Игра построена на уникальной методике, которая помогает детям своими глазами увидеть, что такое умножение, и даже подержать его в руках. А это так важно для первых шагов в арифметике.

Дети играют в

Игровой набор включает в себя карточки с изображением домов, окна в этих домах прозрачные — в этом главная фишка методики! Соединив две карточки с количеством окон «два» и «три» вы получите дом, в котором количество окон будет «шесть»: 2х3=6.

Игра Сами дома нарисованы очень ярко и необычно, просто рассматривать их — отдельное удовольствие. Также в наборе есть карты с заданиями, игровая фишка, симпатичный мешочек для хранения из водонепроницаемой ткани и подробная инструкция с оригинальными иллюстрациями.

В «Много-Много» предусмотрены два варианта игры. В обоих есть возможность регулировать сложность игры, подстраивая её под вашего ребенка. Оба варианта игры будут увлекательны как для тех, кто только начинает знакомиться с таблицей умножения, так и для тех, кто уже твердо её знает.

Настольная игра «Цветариум»

Игроки будут совершать много интересных действий: высаживать цветы на клумбах, выкорчёвывать их в случае необходимости, устраивать своим конкурентам сюрпризы — приятные и не очень. Но главное для участников — с точностью выполнять заказы: нужно вырастить на своих клумбах ровно столько цветов, сколько хочет покупатель. В процессе игры дети на практике убеждаются в том, что для выполнения заказа на 18 цветов надо собрать 3 клумбы по 6 цветов. Такие наглядные операции запомнятся быстро и надолго.

Игра

Цель игры — заработать как можно больше монет. Количество монет указано на карте покупателя — у кого-то их больше, у кого-то — меньше. Всё как в жизни. На стол выкладываются три квадратные карты с покупателями, на которых указано нужное количество цветов. В ходе игры участники высаживают по три клумбы из карт с одинаковым количеством цветов с целью вырастить необходимое число цветов на продажу: три клумбы по семь цветов, чтобы получить «21», шесть клумб по девять цветов, чтобы получить «54» и так далее.

В игре можно вредничать — подкидывать другим игрокам кротов и жуков, а можно, наоборот, дарить подарки. Ещё в колоде есть карты с волшебными лейками — они умножают количество цветов на клумбе на 2 или на 3. И иногда это просто неоценимая помощь!

Лайфхак: умножение на 9 с помощью пальцев

Умножение на 9 зачастую даётся сложнее всего. Чтобы сделать этот процесс легче и веселее, можно воспользоваться подсказкой — собственными ладошками!

Поверните кисти ладонями к себе и мысленно пронумеруйте пальцы по порядку слева направо, от 1 до 10.

Теперь умножаем, например, 7х9. Загибаем седьмой палец по счёту слева направо.

Количество пальцев до загнутого — это десятки, в нашем примере это «6».

Количество пальцев после загнутого — это единицы, то есть «3».

В итоге получаем 63!

Пример умножения на пальцах.

Все примеры умножения на 9 на пальцах.

Красочные плакаты

Чтобы таблица умножения давалась легче, мы подготовили для вас яркие плакаты, которые можно распечатать и повесить на видном месте.

Плакаты с таблицами умножения.

Чтобы сделать процесс изучения таблицы более динамичным, можно закрашивать или заклеивать стикерами значения, которые уже хорошо закрепились в памяти.

И напоследок

Не столь важно, как именно вы будете учить таблицу умножения: главное делать это с удовольствием — ведь так знания усваиваются куда лучше, а процесс становится приятным и интересным!

Автор: Сергей Пархоменко

Дата публикации: 2018-05-18 03:00

Вступите в клуб наших друзей

Подписывайтесь на лучшие идеи занятий с детьми!

Источник

Учим ребенка работать с таблицей

Как научить ребенка работать с таблицей?

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как научить ребенка читать таблицу

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Читайте также:  Заполнение таблицы при выполнении условия

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка «читать» таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

«Строевая» подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с «естественными рядами», окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с «естественными» рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с «естественными» рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Как читать таблицу

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне «строка», потом — «столбец», а затем в системе «строка-столбец».

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните «этажность» шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием «Классики». Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа «Морской бой» и «Лабиринт», в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Источник

Таблица делаем с детьми

Как научить ребенка работать с таблицей?

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как научить ребенка читать таблицу

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка «читать» таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Читайте также:  Таблица теоретического веса трубы профильной трубы

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

«Строевая» подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с «естественными рядами», окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с «естественными» рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с «естественными» рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Как читать таблицу

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне «строка», потом — «столбец», а затем в системе «строка-столбец».

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните «этажность» шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием «Классики». Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа «Морской бой» и «Лабиринт», в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Источник

Как научить детей делать схемы, таблицы? Упражнения и примеры для начальной школы

На начальном этапе обучения схемы и таблицы составляет учитель, но при переходе в среднюю школу ученики должны уметь делать это самостоятельно. Нет специальной методики и отдельно отведенного времени на уроке для того, чтобы научить детей создавать таблицы и схемы. Этот процесс постепенный и может проходить на любом занятии. Рассмотрим приемы, которые будут способствовать выработке такого умения

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.

Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Учимся составлять схемы

На уроках обучения грамоте

Со схемами ребенок знакомиться уже в начале первого класса. Это очень удобная форма передачи информации, особенно в ситуации, когда дети еще не умеют быстро читать и писать. Часто в схемы преобразовывают правила, которые необходимо выучить и уметь ими пользоваться.

Читайте также:  Чертежные шрифты размеры букв гост таблица

В первую очередь школьники изучают схемы предложений и слов. Чтобы первоклассник мог сам составлять такие схемы, его надо познакомить с условными обозначениями слов, слогов, звуков и научить правильно анализировать предложение или слово.

Есть два вида упражнений, благодаря которым дети научатся работать со схемами предложений:

  • составь схему предложения;
  • придумай или выбери предложение, соответствующее схеме.

Можно предлагать детям делать это у доски или работая в парах. Хорошее тренировочное задание заключается в том, что один ученик составляет схему, а второй подбирает к ней предложение. При этом первый ученик должен будет проанализировать придуманный образец и самостоятельно определить, соответствует ли он схеме.

Более сложное задание — составление схемы слова. В ней первоклассник должен уметь не только указать количество звуков, но и дать им характеристику. Последовательность работы со схемами слова следующая.

  1. Произнести слово и определить количество слогов. Отметить это на схеме, обозначив каждый слог прямоугольником.
  2. Произнести слог и определить в нем первый звук.
  3. Произнести этот звук и определить гласный он или согласный. Обозначить звук соответствующим значком.
  4. Перейти к следующему звуку.

Постепенно такие схемы усложняются. Добавляются обозначения ударения, мягкости или твердости.

Чтобы научить разбираться в подобных схемах, можно предлагать такие задания:

  • составь схему слова;
  • определи, какой звук в этом слове не обозначен на схеме;
  • назови предметы, изображенные на картинке, и подбери к каждому слову схему;
  • придумай слово, которое подходит к схеме;
  • найди ошибку в схеме слова.

Работа со схемами предложения и слова проводится почти на каждом уроке по обучению грамоте. В дальнейшем схемы будут усложняться. Например, после изучения темы «Главные члены предложения», дети могут не просто обозначать количество слов в предложении, но и обозначать, какими членами предложения они являются. Нужно только познакомить их с условными обозначениями.

Овладев умением составлять схемы слов и предложений, дети могут с легкостью «расшифровывать» и запоминать правила по таким записям:

Это правило о том, что перед союзом «а» должна ставиться запятая.

А это правило о том, что в каждом слоге должен быть только один гласный звук и количество слогов совпадает с количеством гласных звуков.

Сначала схемы для правил учитель составляет на доске с подробным комментированием, а дети вслед за его объяснениями записывают их себе в тетрадь. Затем можно приглашать к доске отдельных учеников и предложить им поработать над схемой. В дальнейшем дети смогут работать над такими заданиями самостоятельно в классе или дома.

Составление схем на уроках математики

Очень часто схемы используются на уроках математики. Они нужны при решении задач, для обозначения математических закономерностей. При работе над задачей схемы используются для передачи ее условия. Имеющиеся данные можно обозначать с помощью отрезков, стрелок, скобок, знаков. Например,

«В корзине 6 яблок, а груш на 3 больше. Сколько груш в корзине?»

Для составления таких схем ребенок должен не только взять данные из условия задачи, но и установить между ними взаимосвязи, отразить их зависимость друг от друга. Для первоклассника это довольно сложное логическое задание, поэтому на начальном этапе его выполняет учитель, а ученики устно ему помогают. Большинство из них лишь к концу 1 класса смогут справляться с таким заданием самостоятельно.

Чтобы научить составлять и работать с такими схемами предлагаются такие задания:

  • составь схему по условия задачи;
  • прочитай условие задачи и подбери подходящую схему;
  • составь задачу по указанной схеме;
  • прочитай задачу и найди ошибку в схеме по ее условию.

С помощью схем можно составлять памятки к выученному материалу. Они могут касаться порядка выполнения действий в выражениях с разными действиями или правила решения уравнений и т.д.

Постепенно схемы будут усложняться, становиться многоуровневыми или разветвленными. С каждым новым видом схематических обозначений учитель знакомит детей во время фронтальной работы в классе.

Очень удобно использовать схемы на мотивационном этапе. Показав готовую схему, учитель сообщает, что сегодня на уроке предстоит выучить новое правило, которое здесь обозначено. И в ходе изучения нового материала ученики будут разбираться в схеме, определять, какие данные в ней отражены и как они связаны между собой.

Учимся составлять таблицы

Таблицы содержат больше информации, чем схемы. Они состоят из заголовков, подзаголовков и краткой информации по теме. При обучении составлению таблиц нужно знакомить детей с такими требованиями:

  • таблицу следует делать компактной и выразительной;
  • названия, заглавия должны быть сформулированы лаконично и точно;
  • в таблицу следует помещать только основную информацию.

Таблицы состоят из столбиков и строчек. Сначала дети знакомятся с самыми простыми таблицами, без анализа их структуры. Ученики визуально воспринимают и запоминают, что в верхней строчке записывается название, а ниже содержится краткое описание. На этом этапе удобно предлагать готовые шаблоны таблиц, которые дети должны заполнить. Темами таких заданий может быть «Гласные и согласные звуки», «Типы предложений», «Части речи», «Разрядный состав чисел», «Единицы измерений», «Сравнительная характеристика героев произведения», «Типы растений» и т.д.

Лучше работу над таблицей проводить по ходу изучения нового материала или на этапе закрепления. Важной особенностью обучающих таблиц является наличие примеров в конце каждого правила.

Для развития умений составлять таблицы можно предлагать такие подготовительные упражнения:

  • придумай заглавие;
  • выбери заглавие, которое более точно подходит к содержанию;
  • распредели слова на два столбца;
  • подбери примеры к каждому понятию;
  • выбери из представленного ряда слов те, которые относятся к теме задания;
  • определи основные понятия, которые иллюстрируют тему;
  • сформулируй кратко.

Последовательность работы над составлением таблицы разберем на примере темы «Имя существительное».

  1. Назвать тему, которая изучалась на уроке. Записать ее в верхней строке.
  2. Указать из каких групп состоит это понятие. Записать подзаголовки.

На первом этапе работа над составлением таблицы проводится фронтально под управлением учителя. В дальнейшем нужно переходить к групповой деятельности. Это удобно делать в ходе реализации таких интерактивных методов, как «Ажурная пила», «Карусель», «Аквариум». Они предусматривают обработку определенной информации и представление ее в краткой форме для изложения перед всем классом.

Метод «Ажурная пила»

Например, для использования метода «Ажурная пила» весь учебный материал делится на несколько частей и распределяется по группам. Детям демонстрируется пустая таблица, в которую записывают название темы. Далее каждая группа должна прочитать текст на карточке (или в учебнике), определить тему и найти соответствующий столбец в таблице. После этого участники группы обрабатывают материал и формулирует еекраткое содержание. Информация заносится в таблицу.

По истечению указанного времени каждая группа презентует результаты своей работы, а остальные ученики вносят их данные в таблицы в своих тетрадях. В итоге каждый получает таблицу, в которой содержится весь основной материал, подлежащий запоминанию. Дома детям не придется перечитывать весь параграф, а достаточно будет еще раз перечитать содержимое таблицы.

Подобное задание можно использовать для домашней работы. В таком случае отдельные части статьи учебника распределяются между учениками, которые дома изучают ее и заполняют свою часть таблицы. Затем в классе каждый сообщает свою информации.

Учитель должен следить за соблюдением правил составления таблицы и не допускать переизбытка информации. Нужно исключать лишние предложения, переформулировать их в более краткую форму, избегать дублирования информации. Любые замечания нужно обсуждать коллективно, давая возможность детям самостоятельно исправить указанные замечания.

Дети быстро привыкают к структурному виду таблицы и не путаются с ее заполнением. Наиболее сложным заданием является составление таблицы «с нуля». В этом случае детям нужно уметь самостоятельно разделить весь материал на составные части. Для развития такого навыка есть два основных способа:

  • работа над составлением плана произведения и его изложением, которая ведется на уроках литературного чтения и русского языка;
  • ознакомление с порядком изучения параграфа в учебнике, который уже разделен на отдельные подтемы (лучше всего это делать на примере учебника по природоведению).

Порядок работы над составлением таблицы следующий.

  1. Записать название темы в верхнюю строку.
  2. Изучить материал и разбить его на части. Сделать соответствующее количество столбцов.
  3. Проанализировать первую часть информации, подобрать и записать подзаголовок.
  4. Записать краткое содержание, отражая только главные моменты.
  5. Подобрать примеры, иллюстрирующие описанное.
  6. Аналогичным образом проработать остальные части учебного материала.

В зависимости от активности использования учителем представленных заданий и упражнений уже к концу 4 или началу 5 класса ученики смогут самостоятельно создавать простые схемы и таблицы, что очень пригодится им в средней школе.

Об авторе: Гладко Марина Геннадьевна, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник