Меню

Таблица движущие силы антропогенеза биологические факторы социальные факторы

Тема 4.4. Происхождение человека. — 10-11 класс, Пасечник (рабочая тетрадь).

Положение человека в системе животного мира

1. Дайте определение понятия.
Антропология – это наука о происхождении человека.

2. Заполните таблицу

Развитие взглядов на происхождение человека

4-2-1-2

3. Каковы основные доказательства происхождения человека от животных?
Данные сравнительной анатомии и эмбриологии показывают черты сходства в строении тела и развитии человека и животных.
Черты, присущие Хордовым:
У человека на ранних стадиях развития внутренний скелет представлен хордой, нервная трубка закладывается на спинной стороне, тело имеет двустороннюю симметрию. Далее хорда заменяется позвоночным столбом, формируется череп, пять отделов головного мозга. Сердце на брюшной стороне тела, есть скелет парных свободных конечностей.
Черты, присущие классу Млекопитающие:
Пять отделов позвоночника, кожа покрыта волосами, есть потовые и сальные железы. Вскармливание детей молоком, четырехкамерное сердце, теплокровность, диафрагма.
Черты, присущие Плацентарным:
Вынашивание плода внутри тела, питание плода через плаценту.
Основные черты отряда Приматы:
Строение конечностей, ногти, глаза в одной плоскости, замена молочных зубов на постоянные.
Сходные черты с человекообразными обезьянами. Наличие атавизмов (черты предковых форм, проявившиеся у отдельных особей данного вида) – это хвост, многососковость, обильный волосяной покров и др. и рудиментов (органы или части организма, утратившие в процессе эволюции свои первоначальные функции и имеющиеся у всех особей данного биологического вида) – это аппендикс, зубы «мудрости» и др.

4. Охарактеризуйте положение человека в системе органического мира.
Царство Животные, Подцарство Многоклеточные, тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, подотряд Человекообразные обезьяны, семейство Люди (Гоминиды), род Человек (Homo), вид Человек разумный (Homo sapiens), Подвид Homo sapiens sapiens.

5. Составьте таблицу.

Черты сходства и черты отличия человека и человекообразных обезьян.

4-4-1-5

Основные стадии антропогенеза

1. Дайте определение понятия.
Антропогенез – часть биологической эволюции, которая привела к появлению человека разумного (Homo sapiens), отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих; процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.

2. Какая концепция лежит в основе современных научных представлений о происхождении человека?
В основе современных представлений о происхождении человека лежит концепция, в соответствии с которой человек вышел из мира животных, причем первые научные доказательства в пользу этой концепции были представлены Ч. Дарвином в его труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Ученые считают, что от какой-то группы дриопитеков (вымершей группы высших обезьян), начинается эволюционная линия гоминид.

3. Какие палеонтологические находки позволяют выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян?
Анализ палеонтологических находок позволяет выделить основные этапы и направления исторического развития человека и человекообразных обезьян. К ним относятся останки австралопитека архантропов (питекантропа, синантропа), палеоантропа (неандертальца), кроманьонца, их орудия труда и наскальные рисунки. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

4. Почему нельзя утверждать, что человек произошел от человекообразной обезьяны?
Развитие человека и человекообразных обезьян – это не последовательные ступени, а параллельные ветви эволюции, расхождение между которыми в эволюционном плане очень глубокое. То есть, у человека и современных человекообразных обезьян был общий предок. Далее их эволюционное развитие пошло по пути дивергенции (расхождения признаков, накопления различий) в связи с приспособлением к конкретным и различным условиям существования.

5. Заполните таблицу.

Основные стадии антропогенеза

4-4-2-5

Движущие силы антропогенеза

1. Дайте определение понятия.
Социальная эволюция – процесс структурной реорганизации во времени, в результате которой возникает социальная форма или структура, качественно отличающаяся от предшествующей формы.

2. Составьте схему.

Факторы антропогенеза.

4-4-3-2

3. Какова роль биологических и социальных факторов в антропогенезе?
В антропогенезе важная роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели большое значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей — будущее популяции, стариков — хранителей информации о способах выжить. Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

4. Какие современные проблемы человеческого общества вы можете назвать?
Люди все больше пользуются суррогатами и имитациями естественной биологической активности, доходящей до «виртуализации» жизни. Для человеческой популяции характерны явления, невозможные для популяций животных. В популяции человека накапливается генетический груз наследственных заболеваний, предрасположенность к болезням, злокачественные новообразования, инфекции, психические и аллергические расстройства, явления дезадаптации и т.д. у жителей больших городов наблюдаются явления стресса перенаселения. Многие люди поддерживают свое существование и дееспособность только при помощи искусственных приспособлений и лекарств.
Быстрый рост населения создает экономические проблемы и усиливает социальное неравенство людей. Все больше наблюдается разрыв между максимальными возможностями получения благ и их доступностью для большинства людей. У разных людей жизненные шансы очень неравны.
Стимулируется и вырабатывается продукция, которая не только не нужна для жизни человека, но и приносит вред (алкоголь, табак, наркотики).
Все эти факторы в целом в итоге могут привести к кризису современной человеческой цивилизации, деградации и исчезновению Человека разумного как вида.

5. Какие факторы способствовали развитию у человека прямохождения?
Насчет развития у человека прямохождения существует ряд гипотез. Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению.
Согласно гипотезе Яна Линдблада, обезьяноподобные предки человека вынуждены были подниматься на задние конечности при поиске пищи в воде и при переходе водных преград вброд. Также, предки человека вынуждены были из-за изменений климата и флоры слезать с деревьев на землю. Чтобы искать пищу в высокой траве, им необходимо было привставать с четверенек на задние конечности.

6. Какие преимущества и какие проблемы, в том числе и со здоровьем, появились у человека в связи с прямохождением?
Особи, способные передвигаться на задних конечностях, оказались в более выгодном положении. Расширился кругозор, освободились руки, при помощи которых предки человека получили возможность использовать подручные средства – палки и камни, а впоследствии – изготавливать сами орудия труда.
К недостаткам прямохождения можно отнести потерю скорости, большую нагрузку на ноги, позвоночник. Также, произошло неправильное распределение объема крови между нижней и верхней половинами тела. При этом нижние конечности находятся постоянно в состоянии гипертонии, в то время как верхние — гипотонии.
Вертикальное положение тела человека приводит к нарушению пищеварения и болям в спине, варикозным расширениям вен и другим расстройствам его жизненно важных функций. Эта же причина чрезвычайно затрудняет и затягивает беременность и роды.

7. Можно ли утверждать, что биологическая эволюция современного человека полностью остановилась?
Эволюция – непрерывный процесс, поэтому и для вида Человек разумный она не остановилась. Эволюция перешла на другой уровень. Человек приспосабливается к новым условиям жизни, физический труд становится менее важным и распространенным. В связи с ослаблением биологических факторов и увеличением социальных человек будет подвергаться изменениям как внешним, так и внутренним, каким именно, — это является вопросом времени, ответ на который ученые ищут уже сегодня.

Происхождение человеческих рас

1. Дайте определения понятий.
Человеческие расы – исторически сложившиеся группировки людей внутри вида Homo sapiens sapiens, характеризующиеся сходством морфологических и физиологических черт.
Расизм – антинаучная идеология о неравенстве человеческих рас.

2. Рассмотрите рисунок «Расы человека». Подпишите на нем названия известных вам рас.
Австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная.

3. Какие гипотезы расогенеза вам известны?
Расогенез – это процесс возникновения и становления человеческих рас. Существует несколько гипотез расогенеза.
Первая – моноцентризм. Ученые признают общность происхождения, социально-психического развития, единый уровень умственного развития. Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):
• различия во второстепенных признаках;
• генетическая изоляция отсутствует;
• биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас;
• результаты, полученные при изучении ДНК человека: первым было разделение африканской ветви на негроидную и монголоидно- европеоидную около 40-100 тыс. лет назад.
Полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах. Их гипотеза менее обоснована научно.

Читайте также:  Таблица истинности вся теория

4. Что является основными факторами расогенеза?
• Естественный отбор;
• Мутации;
• Изоляция;
• Смешение популяций.
По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются:
• характером окружающей среды;
• климата;
• пищевых ресурсов;
• количеством солнечного света.

5. Заполните таблицу.

Человеческие расы

4-4-4-5

6. Какие аргументы можно привести с позиций критики расистских теорий?
Для людей всех рас характерны видовые признаки:
• сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);
• физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);
• возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;
• все едины по происхождению.
По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Расовые отличия являются результатом приспособления людей к определенным условиям существования, а также исторического и общественно-экономического развития человеческого общества.

Источник

ЕГЭ для VIP

Подготовке к ЕГЭ

  • Математика
  • Физика
  • Русский
  • История
  • Общество
  • География
  • Биология
  • Химия
  • Информатика
  • Литература
  • Английский

Происхождение и эволюция человека

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Онлайн-Справочник по биологии.
Раздел 7. Эволюция живых систем. Глава 7.3. Происхождение и эволюция человека.

7.3. Происхождение и эволюция человека

7.3.1. Происхождение человека

К. Линней, основатель первой классификации живых организмов, поместил человека в отряд Приматы вместе с обезьянами и полуобезьянами.

Ж. Б. Ламарк, автор первой теории эволюции, предположил, что человек произошёл от древних обезьян, перешедших к прямохождению.

Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) проанализировал обширные данные сравнительной анатомии, эмбриологии и систематики и распространил на человека основные положения эволюционной теории. В результате он обосновал идею родства человека и человекообразных обезьян, имевших общего предка, т. е. идею происхождения человека от «нижестоящей животной формы».

Человек занимает следующее положение в современной систематике живых организмов: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный (табл. 7.11).

Таблица 7.11. Систематика вида Человек разумный

Систематика вида Человек разумный

Таблица 7.12. Рудименты и атавизмы человека

Рудименты и атавизмы человека

Появление атавизмов свидетельствует о том, что гены, ответственные заданный признак, сохраняются в процессе эволюции в генофонде, но их действие при нормальном онтогенезе блокировано.

Рудименты встречаются практически у всех особей данного вида, а атавизмы являются отклонением от нормы.

Доказательствами происхождения человека от «нижестоящей животной формы» являются пять групп фактов:

  • 1) общие черты строения человека и животных;
  • 2) сходство эмбрионального развития;
  • 3) наличие у человека рудиментов и атавизмов;
  • 4) сходство человека и человекообразных обезьян;
  • 5) обнаруженные ископаемые предки человека.

рудименты у человека

Рис. 7.22. Рудименты у человека: а — третье веко: 1 — человека, 2 — птицы; б — ушная раковина: 3 — шестимесячного зародыша человека, 4 — взрослого человека, 5 — обезьяны; в — слепая кишка с червеобразным отростком: 6 — человека, 7 — копытного

атавизмы у человека

Рис. 7.23. Атавизмы у человека: а — волосатый человек; б — многососковость у человека; в — хвостатый мальчик

7.3.2. Эволюция человека

Филогенетическое дерево человека разумного построено ещё только в общих чертах. Основные стадии эволюции человека охарактеризованы в таблице 7.13 и на рисунке 7.24.

Таблица 7.13. Основные этапы эволюции человека

Основные этапы эволюции человека

По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало парапитекам.

Основные этапы эволюции человека

Рис. 7.24. Основные этапы эволюции человека: а — австралопитеки; б — архантропы; в — палеоантропы; г — неоантропы

Парапитеки появились около 35 млн лет тому назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки.

Дриопитеки возникли около 18 млн лет назад. Это были полудревесно-полуназемные обезьяны, которые дали начало современным гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух ногах в полувыпрямленном положении. Их рост составлял 120-150 см, масса тела — 20—50 кг, объём мозга — около 600 см 3 . Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу. Австралопитеки, возможно, дали начало человеку умелому. Этот вопрос остаётся дискуссионным.

Человек умелый сформировался 2—3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку человек умелый изготовил первые примитивные орудия труда. С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, благоприятствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга. Человека умелого считают предком архантропов.

Древнейшие люди (архантропы). К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих к одному виду — Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объём мозга — 700-1200 см 3 . Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах, и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у человека умелого. Считают, что у них существовали зачатки речи. Они пользовались огнём, что делало пищу легко усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы). К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250—35 тыс. лет назад. Объём их мозга достигал 1400 см 3 . У них ещё сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т. п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы). Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50—40 тыс. лет тому назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высоким ростом (до 180 см), большим объёмом головного мозга (около 1400 см 3 ), высоким лбом, сглаженными надбровными валиками, развитым подбородочным выступом. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежды из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовым обществом, начали приручать животных, заниматься земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.

7.3.3. Факторы антропогенеза

Антропогенез — происхождение человека, становление его как вида. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом — формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы.

Биологические факторы по Дарвину — это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории эволюции — мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Ч. Дарвины м и его последователями, социальные факторы — Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах.» В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни. На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность. Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения. Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности.

Читайте также:  Национальная программа развития ДФО внесена в правительство России

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в областях с более холодным климатом. Термическая обработка пищи способствовала её лучшему усвоению. Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию головного мозга, мышления и сознания, совершенствованию труда и речи.

Роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой. На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы. Под действием естественного отбора формировались морфологические особенности человека: сложное строение головного мозга и кисти, вертикальное положение тела. В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных природных факторов настолько, что вышел из-под жёсткого контроля естественного отбора. О снижении роли биологических факторов свидетельствует общность морфологических признаков ископаемых людей современного типа и ныне живущих.

В то же время человек в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным. То есть человек занимает особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. Дальнейшая эволюция человека, видимо, будет определяться в основном социальными факторами.

Что касается биологических факторов эволюции, то в современном обществе их действие претерпело значительные изменения. Естественный отбор, хотя и замедлил своё действие, идёт на всех стадиях онтогенеза. Но при этом он теряет свою ведущую роль как фактор видообразования и в известной мере выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также теряет своё значение. Наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас. Популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям. Мутационный процесс сохранил своё значение. В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

7.3.4. Расы современного человека

Человеческие расы — это исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения и сходством некоторых второстепенных морфологических признаков.

Вид Человек разумный (Homo sapiens) в настоящее время разделён на 3 или 5 больших рас.

В первом случае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная) расы (рис. 7.25).

Во втором — европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы.

Внутри каждой из рас выделяют малые расы или подрасы. Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях. С формированием социальных взаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюции человека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видового обособления.

расы человека

Рис. 7.25. Расы человека: а — европеоидная (евразийская); б — монголоидная (азиатско-американская); в — австрало-негроидная (экваториальная)

Различия между расами заключаются в морфологических особенностях (табл. 7.14).

Таблица 7.14. Расы человека

расы человека таблица

Различия между расами, скорее всего, связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. Основными факторами расогенеза являются биологические: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Отличительные признаки рас являются второстепенными и не затрагивают видовых признаков Человека разумного. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению одинаковых высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства.

Существуют теории расизма и социального дарвинизма (табл. 7.15).

Таблица 7.15. Теории расизма и социального дарвинизма

Происхождение и эволюция человека

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Онлайн-Справочник по биологии.
7.3. Происхождение и эволюция человека

1 комментарий для “Происхождение и эволюция человека”

Денисовские люди стали вторым после неандертальцев видом вымерших гоминин, для которого стал известен полный митохондриальный и почти полный ядерный геномы. Впервые новый вид приматов был выделен исключительно на основании генетических исследований. Команда учёных из лейпцигского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка под руководством шведского биолога Сванте Паабо секвенировала ДНК, извлечённую из фрагмента кости фаланги детского пальца, найденного в 2008 году российскими археологами в Денисовой пещере на Алтае. Выяснилось, что митохондриальная ДНК этого образца отличается от мтДНК современного человека по 385 нуклеотидам, в то время как митохондриальная ДНК неандертальцев отличается от ДНК

Источник



Движущие силы (факторы) антропогенеза

Биологические факторы антропогенеза в эволюции человека. Человек — самый последний биологический вид, появившийся в эволюции органического мира. Такие факторы эволюции органического мира, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор, занимают значительное место в эволюции человека. Эти природные закономерности в эволюции человека Ч. Дарвин доказал на конкретных примерах. Благодаря влиянию факторов природы в организме древних человекообразных обезьян происходили важные анатомические и физиологические изменения. В результате у человекообразных обезьян постепенно выработалось прямохождение, разделились функции рук и ног, руки приспособились к изготовлению орудий труда. Естественный отбор создавал благоприятные условия отдельным группам людей для совершенствования орудий труда, коллективной охоты и заботы о престарелых людях. В результате такой деятельности одновременно с индивидуальным отбором шел групповой отбор. Однако для объяснения антропогенеза недостаточно одних биологических закономерностей. В своих трудах Ф. Энгельс (1820—1895) доказал огромное значение здесь и социальных факторов. Он особенно отметил труд, общественный образ жизни, сознание и речь.

Труд — важнейший фактор эволюции человека. Любой труд начинается с изготовления орудий труда, осуществляется с помощью рук. Ф. Энгельс высоко оценил роль труда в становлении человека. Он писал, что «труд — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Если так, то основной социальной движущей силой антропогенеза является труд. Некоторые человекообразные обезьяны могут использовать простые орудия, но не способны создать их. Животные воздействуют на природу через свою жизнедеятельность, человек же изменяет ее в процессе сознательного труда.

Влияние человека на природу значительно и многообразно. У наших обезьяноподобных предков в результате труда появились морфологические и физиологические изменения, называемые антропоморфозом. Труд — основной фактор в эволюции человека. Обезьяны жили в лесах, лазая по деревьям, затем постепенно спустились на землю. Это изменение в их образе жизни создало условия для хождения на двух ногах. Переход к прямохождению «стал решающим шагом на пути от обезьяны к человеку» (Ф. Энгельс). В результате прямохождения появился S -образный изгиб позвоночника человека, который придал упругость телу. Стопа (плюсневые кости) стала более изогнутой, пружинистой, тазовые кости расширились, упрочился крестец, челюсти стали более легкими. Такие наследственные изменения продолжались миллионы лет. Переход к прямохождению привел к определенным трудностям: ограничилась быстрота передвижения, срастание крестца с бедром затрудняло роды, тяжелый вес человека приводил к плоскостопию. Но благодаря прямохождению у человека освободились руки для изготовления орудий труда.

В начальный период формирования его рука была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Благодаря наследственности такие признаки сохранялись и передавались последующему поколению. Ф. Энгельс объяснял, что рука — не только орган труда, но и продукт труда. С освобождением руки наши обезьяноподобные предки могли использовать простые орудия из камня и кости животных. Все это повлияло и на их уровень мышления, поведение и способствовало совершенствованию орудий труда. Развитие труда приводило к усилению роли социальных факторов в антропогенезе, но постепенно ослабляло действия биологических закономерностей (рис. 58).

Рис. 58 . Схема антропогенеза.

Общественный образ жизни как движущая сила эволюции человека. Любые жизненные действия животных осуществляются рефлекторно и инстинктивно. Переход к стадному образу жизни животных происходил благодаря естественному отбору. С самого начала труд был общественным, и первые обезьяноподобные предки человека жили стадами. Поэтому Ф. Энгельс подчеркивал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных. Групповой труд способствовал развитию общественных взаимоотношений, сплочению членов общества, они коллективно охотились на зверей, защищались от хищников, воспитывали детей. Старшие члены общества передавали младшим жизненний опыт. Человек постепенно научился добывать и сохранить огонь.

Наши далекие предки постепенно переходили от растительной пищи к животной. Мясная пища обеспечивала организм человека необходимыми полезными аминокислотами, поэтому он стал совершенствовать орудия охоты и рыбной ловли. Переход к мясной пище привел к изменениям в организме человека, например укорочению кишечника, развитию жевательной мускулатуры. Применение огня также облегчило жизнь наших предков.

Читайте также:  Соотношение веса и диаметра бриллиантов

При общественном образе жизни имелись большие возможности у предков человека к познанию природы, накоплению жизненного опыта. Совместная деятельность членов общества вызвала необходимость общения жестами, звуками. Первые слова были напрямую связаны с трудовой деятельностью. Постепенно гортань, органы ротовой полости в результате наследственной изменчивости и естественного отбора преобразовались в органы членораздельной речи.

Человек, как и животные, воспринимает сигналы из окружающего мира через раздражение органов чувств. Это первая сигнальная система. Вторая сигнальная система связана с высшей нервной деятельностью человека. Возникновение речи, взаимоотношения предков посредством слова содействовали развитию головного мозга, мышления — речь постепенно превратилась в средство воспитания. Речь усилила общение наших предков, способствовала развитию общественных отношений. Эволюция наших предков происходила под совместным действием биологических и социальных факторов. Естественный отбор постепенно утратил значение ведущего фактора в эволюции человеческого общества. Напротив, социальные факторы (труд, речь) стали основополагающими в эволюции человека. Если морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, то способности к коллективной трудовой деятельности, мышлению и речи никогда не передавались по наследству и не передаются теперь. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе его индивидуального развития только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Известные случаи достаточно длительной изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества (воспитание животными) показали, что при возвращении его в нормальные условия способность к речи, мышлению у него очень плохо или совсем не развивается. Это подтверждает то, что эти качества не наследуются. Каждое старшее поколение передает последующим жизненный опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования. С развитием общества труд людей становился более многообразным. Появились различные отрасли хозяйства, развивалась промышленность, возникли наука, искусство, торговля, религия. Племена образовали нации, государства.

Таким образом, основными движущими силами антропогенеза являлись биологические (наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор) и социальные факторы (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) (схема 2).

В социальной эволюции человека различают три основных этапа.

Первый — познание окружающей среды через произведения искусства. Например, наскальные рисунки.

Второй этап напрямую связан с приручением диких животных и развитием земледелия. Таким образом человек стал влиять на окружающую природную среду.

Третий этап — развитие научно-технического прогресса, начавшегося в XV в. в эпоху Возрождения. В настоящее время главным социальным фактором стал человеческий разум. Человечество, широко распространившись на земном шаре, осваивает космические просторы. Биосфера, населенная людьми, переходит в ноосферу, управляемую разумом человека.

Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза. Антропоморфоз. Кроманьонец. Ноосфера.

1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор.

2. Труд — основной шаг в эволюции человека.

3. Прогрессивные изменения в эволюции человека — это изготовление орудий труда руками и переход к прямохождению.

4. Общественный образ жизни, речь, мышление, разум стали основными социальными движущими силами эволюции.

1. Какие факторы относятся к биологическим движущим силам антропогенеза?

2. Объясните значение социальных факторов в эволюции человека.

3. Какие признаки выработались в строении тела человека в результате прямо- хождения?

1. Какова роль труда в эволюции человека?

2. Какое место занимает речь в эволюции человека?

3. Что такое антропоморфоз!

1. Дайте характеристику социальным факторам.

2. Назовите три этапа социальной эволюции человека.

3. Каково влияние социальных факторов в настоящее время на эволюцию человека?

Объясните на примерах движущие силы эволюции но схеме 2, где указаны биологические и социальные движущие силы эволюции человека.

Источник

Биологические и социальные факторы антропогенеза — этапы, роль и примеры

Антропогенез: понятие, классификация факторов

Становление человеческого вида началось более 10 млн лет назад и продолжается по сей день. Впервые теорию о происхождения человека от обезьяноподобного существа выдвинул Ч. Дарвин. Учёный полагал, что Homo sapiens эволюционировал благодаря биологическим факторам антропогенеза. Чуть позже Ф. Энгельс исследовал влияние общественной жизни на развитие вида.

Теория происхождения человека

Антропогенезом называется процесс становления человека, как отдельного вида. Наибольший вклад в развитие этой науки внёс Ч. Дарвин. Он создал теорию, согласно которой прямым предком человека является обезьяна. Учёный отмечал существенные сходства в строении тела, поведенческих реакциях и физиологических особенностях. Кроме этого, он выделял и серьёзные различия: ра́звитый интеллект человека, способность ходить на двух ногах, более совершенное строение тела.

Перед учёным встал ряд вопросов:

  1. Что стало причиной возникновения человеческого вида?
  2. Каковы движущие силы эволюции?
  3. Какие факторы сыграли решающую роль?

Дарвин пришёл к мнению о том, что индивид смог эволюционировать благодаря способности к приспособлению. То есть человеку приходилось меняться под действием внешней среды. Так формировались новые признаки, которые позже передавались по наследству.

Ф. Энгельс не отвергал выводы, перечисленные в работах Дарвина, но полагал, что основным фактором развития является общество. Современные учёные пришли к мнению, что обе теории верны.

Биологические причины развития

Согласно учению Дарвина, предки Homo sapiens жили в густых лесах. Из-за изменения климата площадь зелёных насаждений постепенно сокращалась, поэтому обезьяноподобные существа были вынуждены перейти к наземному образу жизни.

Чтобы изучать открытую местность, они вставали и приподнимались на задних конечностях. Со временем такое положение тела закрепилось. Передние конечности, освобождённые от функции передвижения, стали совершенствоваться.

На ранних стадиях развития вида человек находился в большой зависимости от природных явлений. Чтобы выжить, индивиду приходилось приспосабливаться, принимать решения, находить оптимальные условия существования. Выживали только сильные особи. Приобретённые навыки передавались из поколения в поколение. Иногда признаки менялись случайным образом, из-за генных мутаций или изоляции вида. Такая схема развития характерна для всего животного мира.

К биологическим предпосылкам развития вида относятся следующие факторы:

  • изменчивость и наследственность;
  • естественный отбор;
  • мутация генов;
  • изоляция и популяционные волны.

На начальных этапах эволюции биологические факторы играют решающую роль. Но со временем этих причин становится недостаточно для полноценного развития. Для комфортного существования люди стали объединяться в группы.

Социальная деятельность

Социальные факторы развития принято называть антропосоциогенезом или просто социогенезом. Теорию о влиянии общества на эволюцию человека разработал основоположник марксизма Ф. Энгельс. К социальным факторам можно отнести:

  • развитие речевого аппарата;
  • трудовую деятельность;
  • развитие мышления и сознания;
  • способность к творчеству;
  • общественный образ жизни.

Человек не мог противостоять стихиям и хищным животным в одиночку. Поэтому индивиды стали объединяться в группы. Для осуществления охоты, трудовой деятельности, защиты от врагов требовалась согласованная деятельность. Появилась необходимость в изобретении системы знаков и звуков. В дальнейшем она преобразовалась в речь.

В таблице указаны главные социально-биологические факторы антропогенеза и их значение:

Движущая сила Значение в эволюции человека
Биологические факторы (наследственность, изменчивость, естественный отбор, мутации). Приобретение новых признаков, выживание сильнейших особей, формирование новых расовых групп.
Социальные факторы (речь, мышление, труд, общественная жизнь). Передача опыта из поколения в поколение, преобразование строения рук из-за трудовой деятельности, развитие головного мозга. Ослабление влияния биологических факторов.

Информация из таблицы позволит понять, какой фактор эволюции человека относят к социальным, а какой к биологическим.

Благодаря словам и предложениям человек стал получать большой объём информации. Это способствовало формированию отделов головного мозга.

Постепенно индивид научился не только понимать окружающих, но и анализировать информацию, проявлять творческие способности. Произошло совершенствование орудий труда, улучшению условий существования.

Эволюция в современном мире

К XXI веку человечество овладело навыками изготовления орудий труда, строительства жилищ, производства пищи. Уровень медицины позволяет избавиться от многих заболеваний и прожить долгую жизнь. То есть человек изолировал себя от важнейших биологических факторов настолько, что они перестали иметь значение.

К примеру, естественный отбор в современном мире выполняет только стабилизирующую функцию. Изоляция и популяционные волны и вовсе перестали иметь значение. А вот генетические мутации, наоборот, из-за неблагоприятных экологических условий стали распространённым биологическим фактором. В дальнейшем это может привести к накоплению вредных признаков и снижению жизнеспособности человеческого вида. Социальные причины в современном мире играют главную роль. Для полноценного развития человека в XXI веке необходимо не только общество, но и достойное воспитание и образование.

Изучение материала позволит успешно пройти контрольный опрос по биологии, назвать все социально-биологические факторы антропогенеза и указать их значение в эволюции вида.

Источник