Меню

Таблица Этапы развития европейской философии



Приложение 1 Курс философии в таблицах

Курс философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Читайте также

II. Вексельный курс

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

1. Введение в курс логики

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Раздел 2 Систематический курс философии

Раздел 2 Систематический курс философии Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕ[9]Нам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Приложение. Задача эстетики и философии религии

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Источник

Философия в схемах и таблицах. Аблеев С.Р.

Учебное пособие предназначено для подготовки к экзаменам по учебным дисциплинам высшего и среднего профессионального образования: «Философия», «Основы философии», «История философии», «Введение в историю философии». Оно систематизирует обширный учебный материал и представляет его в удобном для изучения и запоминания виде — в форме структурно-смысловых схем и таблиц. Пособие включает десять основных тем, посвященных различным аспектам философской науки, а также словарь основных философских понятий. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Формат: pdf

Размер: 4, 6 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 9
Часть I. Понятие и социально-культурная роль философии 10
Схема 1. Понятие и структура мировоззрения 11
Схема 2. Исторические типы мировоззрений 12
Таблица 3. Что такое философия? (Представления различных философов) 13
Схема 4. Виды философии (часть 1) 14
Схема 5. Виды философии (часть 2) 15
Таблица 6. Традиционные разделы философии (основные философские дисциплины) . 16
Таблица 7. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки 17
Таблица 8. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 18
Таблица 9. Социальные функции философии 20
Таблица 10. Главные типы философского познания и их специфика 21
Таблица II. Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) 22
Часть 2. История философии 23
Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24
Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25
Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. — XX в.) 26
Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28
Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература» оказавшая влияние на становление и развитие философии . 29
Схема 17. Философские школы Древней Индии 30
Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии 31
Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних
веков (постклассический период: конец I тыс. до н.э. — XVIII в.) 32
Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33
Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии , 34
Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35
Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая 36
Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. — XIX в ) 37
Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38
Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе . . 39
Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40
Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII —XIX вв.) 41
Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII — XIX вв.) 42
Таблица 30. Периоды развития западной философии 43
Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44
Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45
Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II — XIV вв.) 47
Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II —XIV вв.) 48
Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV — XVI вв.) 49
Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV — XVI вв.) 50
Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII — XIX вв.) 51
Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII — XIX вв.) 52
Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX — XX вв 53
Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII — XIX вв.) 54
Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX — XX вв.) 55
Таблица 42. Периоды развития русской философии 56
Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI — XVII вв.) 57
Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58
Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII — ХХвв.) 59
Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60
Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX — нач XXI в.) 61
Схем а 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX — XX вв.) 62
Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63
Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX — нач XXI в.) . 65
Часть 3. Онтология и натурфилософия. 66
Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67
Схема 52. Основные виды бытия 68
Схема 53. Два вида понимания бытия 69
Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70
Тяблица 55 Философские представления о субстанции 71
Таблица 56 Философские представления о духе 72
Таблица 57. Формы материи 73
Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74
Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75
Схема 60. Развитие и его виды 76
Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77
Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78
Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79
Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80
Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81
Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82
Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83
Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84
Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму
Ибн Араби (суфизм) 85
Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86
Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции
(XIX — XX вв.) 87
Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Иога. 88
Таблица 73. Представления о центре мироздания 89
Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90
Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно
современной космологии 91
Часть 4. Философская антропология 92
Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии 93
Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека . 94
Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95
Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96
Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97
Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака
Раджа-Йога 98
Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99
Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100
Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101
Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной
христианской философии . . . 102
Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103
Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104
Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая
Этика (Агни-Йога) . 105
Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой
волны» (XIX в.). . 10G
Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107
Схем а 91. Основные концепции антропогенеза 108
Таблица 92. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 1) 109
Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С
Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и
психоанализу 111
Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112
Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113
Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114
Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115
Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116
Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики. 1 17
Часть 5. Гносеология 1 18
Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 1 19
Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120
Схема 103. Основные гносеологические концепции 121
Схема 104. Формы чувственного познания L22
Схема 105. Формы рационального познания 123
Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124
Схема 107. Виды истины 125
Схема 108. Критерии истины ] 26
Схема 109. Специфика научного типа познания 127
Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128
Часть 6. Философия религии ] 29
Схема (11. Признаки традиционной религии 130
Схема 112. Социально-культурные функции религии 131
Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132
Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133
Схема 115. Виды религий , 1 34
Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135
Схема 117. Некоторые национальные религии 136
Схема 118. Мировые религии 137
Схема 1 19- Некоторые новые религиозные движения 138
Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и
культурные явления, связанные с религией 139
Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140
Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141
Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142
Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143
Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144
Часть 7. Социальная философия 145
Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146
Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147
Схема 128. Сферы жизни общества 148
Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149
Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) . 150
Схема 131. Основные типы цивилизаций 151
Схема 132. Типы развития общества 152
Схема 133. Теории развития общества 153
Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154
Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155
Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156
Схема 137. Виды власти в обществе 157
Таблица 138. Классификация государств 158
Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159
Схема 140. Гражданское общество 160
Часть 8. Философия истории 161
Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162
Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163
Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического
процесса 164
Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165
Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме 166
Схема 146. Движущие силы истории . . 167
Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168
Часть 9. Философия культуры 169
Схема 148. Социальные функции культуры 170
Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171
Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172
Схема 151. Формы и виды культуры 173
Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174
Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175
Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных
мыслителей и исследователей 176
Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177
Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178
Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX — XXI вв 179
Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной
цивилизации 180
Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия. . 181
Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем 182
Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184
Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных
проблем цивилизации 185
Схема 162. Исследования будущего 186
Схема 163. Методы исследования будущего 187
Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188
Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189
Краткий словарь философских понятий I 90

Читайте также:  СНиП 2 01 07 85 Нагрузки и воздействия

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Таблица «Этапы развития европейской философии»

Автор: Redicka Redicka • Май 9, 2018 • Контрольная работа • 1,723 Слов (7 Страниц) • 3,846 Просмотры

Этап, хронологические рамки

Подэтап, хронологические рамки

Античная философия, VII в. до н. э. − V в. н. э.

1. Натур-философский VII − V вв. н. э.

1. Космоцентризм, появился в Древней Греции.

2. Главная проблема — проблема устройства мира, проблема первоначала(Фалес- вода, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Эмпедокл-стихии, Анаксимандр- «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникает, все состоит и в которую все превращается, Атомисты- атомы, элеаты-бытие, пифогор- числа.)

3. Главный вопрос этого периода — вопрос о субстанции. Субстанция-это первооснова всего сущего.

4. В центре внимания природа, а не человек.

5. Введение в философию понятия «бытие». Бытие — есть субстанция, которая неделима и неподвижна.

1. Демокрит: «Об уме», «О природе», «О чувствах», «О бытии».

2. Фалес: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденствии», «Морская астрология» или «Астрономия».

3. Анаксимандр: «О природе».

2. Классический (гуманистический ) V − III вв. до н. э.

1.Проблема человека(Сократ). Антропоцентризм — мировоззрение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.

2. Отрицание познания космоса, познание лишь себя, своей души(Сократ).

3. первая в мире идеалистическая система(Плотон).

4. Появляются теория познания, этика, эстетика и социально-политическая проблематика. Идеал государства.

5. Софисты – платные учителя красноречия и спора

6. Счастье – цель человеческой жизни и заключается оно в свободе(Антисфен)

1. Протагор (480 − 410 гг. до н.э.).

Читайте также:  Приспособления к периодическим факторам среды

2. Сократ (470 − 399 гг. до н.э.).

3. Платон (427 − 347 гг. до н.э.)

4. Аристотель (384 − 322 гг. до н.э.)

5. Антисфен (444/435 до н. э. — 370/360 до н. э.)

6. Диоген Синопский (около 404—323 до н. э.)

1. Протагор: «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О сущем» и др.

2. Сократ: «Диалоги», «Апология Сократа» .

3. Аристотель: «Метафизика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Риторика» и др.

3. Эллинис-тический, III вв. до н. э. − III в. н. э.

1. Эллинистическая философия — последний период развития философии Древней Греции. Появляются новые философские направления, такие как скептицизм, неоплатонизм, стоицизм, эпикуреизм и школа киников.

2. Главные вопросы — как жить в этом мире, как добиться счастливой жизни.

3. Мир полностью материален, нет ничего сверхъестественного. Душа смертна и загробной жизни не существует.

4. Смысл жизни — избегать страданий, получать наслаждение.

5. Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к
счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности.

1. Эпикур, ( 341 − 271 гг. до н.э.)

2. Зенон из Китиона (ок. 334 − ок. 262 до н.э.)

3. Пиррон, (ок. 360 − 280 гг. до н.э.)

1. Эпикур: «О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

2. Сенека: «О милосердии», «О благодеяниях», «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни».

3. Пирон: «Пирроновы положения» Секста Эмпирика.

4. Ранее Христианская III − V вв. до н. э.

Средневековая философия, V − XIV вв.

1. Патристика, V − VI вв. н. э.

1. Происходит осмысление христианства.

2. Формируются основы христианских догматов. Появляются первые развернутые теологические учения.

3. Возрастает влияние неоплатонизма и аристотелизма.

4. Познание Бога и собственной души. Основа духовной жизни — воля, а не разум.

5. проблема соотношения знания и веры(верю, чтобы понимать(Августин))

6. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.

1. Григорий Нисский, (335 − 394 гг. н.э.).

2. Августин Блаженный, (354 − 430 гг. н.э.).

1. Г. Нисский: «Об устроении человека», «О жизни Моисея Законодателя», «Большой Катехизис».

2. А. Блаженный: «О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др.

2. Схоластика, VI − XIV вв. н. э.

1. Схоластика — знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, не проверяемых опытом.

2. Целью схоластики как школьной философии было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство бытия Бога.

3. Появляются средневековые университеты, сформированные на основе философии Аристотеля.

4. Высокая культура цитирования.

5. «Понимаю, чтобы верить» (Росцелин, П. Абеляр)

1. Альберт Великий (около 1200, — 15 ноября 1280)

2. Фома Аквинский, (1225 − 1274 гг.).

1. Ф. Аквинский: «Философская сумма (об истинности католической веры против язычников)» (1261-1264) и «Сумма теологии» (1265-1273).

2. Альберт Великий: «Сумма о творениях»,

«О душе», «О причинах и о возникновении всего»

Философия Возрождения, XIV – XVII вв.

1. Гуманис-тический XIV в.

1. Появляются новые — антифеодальные и антисхоластические тенденции.

2. Выдвигается концепция индивидуализма. Индивидуализм — утверждение, что личность имеет в обществе полную свободу и абсолютные права.

3. Все телесное и чувственное, считавшееся в Средние века греховным, теперь воспринимается в качестве естественного и неотъемлемого

4. Происходит переосмысление места человека в мире и предопределенность его судьбы. Человек сам решает свою судьбу.

5. Происходит обожествление человека как существа, поставленного властвовать над природным и социальным миром (Фичино).

6. Труд постепенно перестает восприниматься в качестве проклятия. Особое значение приобретает творческая деятельность, в которой человек, подобно Богу, создает нечто повое, эстетически прекрасное.

1. Лоренцо Валла (1407 − 1457).

2. Данте Алигьери (1265 − 1321).

3. Эразм Роттердамский (1469 − 1536).

4. Марсилио Фичино (XV в.)

1. Л. Валла: «О свободе воли», «О диалектике», «Об истинном и ложном благе» и др.

2. Д. Алигьери: «О народном красноречии», «Вопрос о воде и земле», «Божественная комедия» и др.

3. Э. Роттердамский: «Похвала глупости», «О воспитанности нравов детских», «Диатриба или рассуждение о свободе воли» и др.

2. Неоплатонисический середина XV − XVII вв.

1. Проблема бытия и Бога. Бог бесконечен.

2. Идеи о взаимосвязи всех природных явлений, о совпадении противоположностей, о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме.

3. Возникновение природы, по мнению Беме, не творение и даже не эманация, а диалектическое раздвоение (дробление) единого божественного начала на противоположности.

1. Николай Кузанский, (1401 − 1464).

2. Джованни Пико делла Мирандола, (1463 − 1494).

3. Я́коб Бёме 8 марта 1575 — 18 ноября 1624)

1. Н. Кузанский : «Об ученом незнании», «О предположениях», «О сокрытом Боге», «О согласии веры» и др.

2. Д. Пико делла Мирандола: «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии» и др.

3. Натурфилософский XVI − XVII вв.

1. Отождествление Бога и природы-идея пантеизма.

2. Органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии между организмом и природой, в понимании природы как живой и изменяющейся.

3. Идея тождества микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе.

4. Стремление людей к овладению силами природы. Это породило их увлечение магией, «тайным магическим искусством» воздействия на природу, включавшим в себя занятия алхимией, кабаллистическую и пифагорейскую игру в цифры и т.п.

1. Джордано Бруно, (1548 − 1600).

2. Николай Коперник, (1473 — 1543).

3. Галилео Галилей, (1564 − 1642).

1. Д. Бруно: «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О безмерном и неисчислимых», «О монаде, числе и фигуре» и др.

2. Н. Коперник: «Очерк нового механизма мира», «О вращениях небесных сфер».

3. Г. Галилей: «О движении», «Механика», «Звёздный вестник», «Рассуждение о телах, погружённых в воду», «Письма о солнечных пятнах» и др.

Философия Нового времени, XVIIв. − середина XXв.

1. Период формирования эмпиризма и рационализма XVII − XVIII вв.

1. Натурфилософская и научная

проблематика выходят па первый план.

Главные вопросы-познание посредством рационализма (опора на разум) и эмпиризма(опора на опыт).

Главный вопрос — познание посредством эмпиризма (концепция, согласно которой основу познания составляет чувственный опыт). А также вопрос о субстанции.

1. Фрэнсис Бэкон, (1561 − 1626)

2. Рене Декарт, (1596 − 1650)

1. Ф. Бэкон: «Новый Органон или истинные указания для истолкования природы»; «Новая Атлантида».

2. Р. Декарт: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Страсти души».

2. Период Просвещения, начало XVIII − конец XVIII вв.

1. Философия с опорой на собственный разум.

2. Единство Бога и природы, выражаемое в идее единой, вечной и бесконечной субстанции.

3. Становление новых общественных отношений.

4.Центральная идея — вера в безграничные возможности разума. Наука — панацея от экономических, социальных и политических проблем. Механистическое понимание природы.

Механистический детерминизм — представление, согласно которому все процессы жёстко предопределяются их физическими причинами.

1. Шарль-Луи де Секонда Монтескьё, (1689 – 1755)

2. Вольтер, (1694 − 1778)

3. Жан-Жак Руссо, (1712 − 1778)

1. Ш. Монтескьё: «О духе законов».

2. Вольтер: «Философские письма», «Метафизический трактат», «Основания философии Ньютона» и др.

3. Ж. Ж. Руссо: «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре…»

3. Период немецкой философии, примерно со второй четверти XIX в.

1. Философия как фундамент всего научного здания.

2. Переход от самопознания к миропознанию. Знание — необходимый продукт разума, заложенный и организованный природой в человеке.

Читайте также:  Формы и методы управления в менеджменте

3. Появляется теория диалектики (искусство вести беседу, спор) .

4. Вопрос об объекте и субъекте познания.

Другим вопросом становится исследование жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания. Идея о первенстве народа перед государством.

1. Иммануил Кант, (1724 − 1804)

2. Иоганн Фихте, (1762 − 1814)

3. Фридрих Шеллинг, (1775 − 1854)

4. Георг Гегель, (1770 − 1831)

1. И. Кант: «Мысли об истинной оценке живых сил», «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира», «Критика чистого разума» и др.

2. И. Фихте: «Опыт критики всяческого откровения», «Основные черты современной эпохи».

3. Ф. Шеллинг: «Система трансцендентального идеализма».

4. Г. Гегель: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» и др.

4. Поздний период, конец XIX − начало XXв.

1. На фоне позитивистских тенденций усиливается влияние религиозной и эзотерической философии.

2. Человек трактуется как единственный, универсальный и высший предмет философии, превращающейся тем самым в антропологию.

3. В постклассический период происходит разочарование в новоевропейской культурной парадигме (общая модель, система принципов, образцов; фундамент чего-либо), которая являлась рациональной. Повяляются три линии развития: критическая (отказ от рационализма), консервативно- традиционалистическая (возрождение классического рационализма), синтез классической философии и иррациональной метафизики.

1. Фридрих Вильгельм Ницше, (1844 − 1900).

2. Людвиг Фейербах, (1804 − 1872).

1. Ф. Ницше: «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое слишком человеческое» «Утренняя заря: мысли о моральных предрассудках», «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла» и др.

2. Л. Фейербах: «История новой философии», «Основные положения философии будущего», «Сущность христианства», «Сущность религии», «Теогония» и др.

Новейшая философия, середина XX в. – наши дни

1. Проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание социального строя.

2. Характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека.

3. Материя воспринималась узко и ограниченно.

4. Западный менталитет склонен к активизму (направленность на преобразование кружающего

мира), позитивизму и прагматизму.

5. В большинстве учений дух и материя, объект и субъект, мир и человек, природа и общество противопоставлялись друг другу.

6. Культивировалось индивидуальное начало, и как следствие — обосновывались нрава и свободы личности.

7. Человек есть не только разум и сознание, но и подсознание. Идея двух непересекающихся знаний — научного и философского. Делится на 4 направления: герменевтика (искусство толкования), постмодернизм, аналитическая философия и феноменология (учение о феноменах)

1. Карл Маркс, (1818 − 1883).

2. Фридрих Энгельс, (1820 − 1895).

3. Огюст Конт, (1798 − 1857)

1. К. Маркс: «К критике гегелевской философии права. Введение», «К еврейскому вопросу», «Исторический материализм», «Капитал».

2. Ф. Энгельс: «Положение рабочего класса в Англии», «Манифест Коммунистической партии»(совместно с Марксом), «Диалектика природы».

3. О. Конт: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики, или Трактат о социологии, устанавливающий религию Человечества».

Источник

Приложение 1. Таблица 1. Четыре эпохи в философии Историческая эпоха философии Главный философский ин- терес Античность VI в

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Историческая эпоха философии Главный философский ин- терес
Античность VI в. до н.э.— III в. н.э. Космос
Средние века IV— XIV вв. Бог
Новое время XV— XIX вв. Человек и общество
Новейшее время XX в. Язык

Таблица 2. Античная философия

Этап Главный философский интерес
Натурфилософия Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демок- рит и др.) Числа (Пифагор и др.)
Интеллектуализм Идеи (Сократ, особенно Платон и ДР·) Форма (Аристотель и др.)
Эллинистическая философия Самодостаточность человека (кини- ки) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики)
Неоплатонизм Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя

Таблица 3. Средневековая философия

Этап Основной интерес Основные идеи
Фило- Люби Бога и тогда делай что хо- Монотеизм
софство- чешь Теоцентризм
вание в Воля как сущность личности Креационизм
вере (Ав- Свобода как черта воли (а не ра- Вера в Бога
густин) зума) Любовь к Богу
Гармони- Вера ведет разум, разум подкреп- Надежда на спасение
зация ве- ляет веру Добрая воля
ры и ра- Философия — это введение к ре- Совесть
зума лигии Духовность человека
(Фома Свобода человека как разумная Символизм
Аквин- воля движения к совершенству
ский) Бога

Таблица 4. Философия Нового времени

Этап Авторы основных философских концепций Основной интерес
XV-XVI вв. Гуманизм Эстетическое отношение к действи- тельности
XVII в. Декарт Ясные идеи и дедуктивные построе- ния теории
Локк Теория познания: сенсуализм
XVIII в. Кант Априорные принципы и их вопло- щение в науке и морали
XIX в. Гегель Универсальная системная филосо- фия идей
Маркс Концепция общественного труда,
Ницше критика капитализма Критика «разумных» ценностей

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной
классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика
«Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Воз-
рождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-
занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных
оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпо-
хи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштаб-
ности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Главное философское направление Главный философский интерес
Феноменология «Работа» сознания с феноменами
Герменевтика Бытие человека в мире, поиск сущего
Аналитическая философия Логический анализ языка, употребление языка
Постмодернизм Деконструкция принятых в обществе пра- вил поведения и ценностей; плюрализм

Таблица 6. Философия о человеке

Историческая эпоха фило- софии Что такое человек?
Античность Микрокосмос Душа Душа есть проявление идеи (Платон) + тело Душа — это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надеж- ды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам ра- зума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
XX в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено- менологической работой сознания (Гуссерль и дру- гие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевты) Существо, границей которого, его подлинной при- родой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)
Таблица 7. Философия об обществе
Историческая эпоха философии Что такое общество?
Античность Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости
Средние века «Град земной», стремящийся к «граду небес- ному»
Новое время Люди, живущие в соответствии с ими же ус- тановленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс)
XX в. Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нор- мам, устанавливаемым в хорошо организо- ванной дискуссии (Хабермас и др.)

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризует-
ся в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь
в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: фе-
номенологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Сфера жизнедеятельности человека Главная ценность
Практическая жизнь Добро
Чувственно-эстетическая жизнь Красота
Научная деятельность Истина
Таблица 9. Философия о красоте
Историческая эпоха философии Что такое красота?
Античность Космически гармоничное и соразмерное
Средние века Символ божественного
Новое время Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравновешенно- сти композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, во- площающая многообразные способности лич- ности, в том числе юмор, иронию, игру, са- тиру (романтизм)
XX в. Ценность, выработанная на основе феномено- логического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее откры- тие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вы- зывающее чувство возвышенного (постмодернизм)

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная цен-
ность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не
противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или груп-
па людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершает-
ся посредством использования определенных философских методов.

Источник