Меню

Таблица по истории философии История философии



Приложение 1 Курс философии в таблицах

Курс философии в таблицах

Таблица 1. Четыре эпохи в философии

Таблица 2. Античная философия

Таблица 3. Средневековая философия

Таблица 4. Философия Нового времени

Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика «Авторы основных философских концепций» применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Ку-занский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.

Таблица 5. Философия XX века

Таблица 6. Философия о человеке

Таблица 7. Философия об обществе

Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистским.

Таблица 8. Три главные ценности

Примечание. Ценность — это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определенных философских методов.

Таблица 9. Философия о красоте

Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно-эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.

Таблица 10. Философия о добре

Таблица 11. Три концепции чувственного познания

Таблица 12. Что такое рациональное познание?

Таблица 13. Три современные концепции истины

Таблица 14. Что такое истина?

Таблица 15. Уровни научного исследования

Таблица 16. Три теоретических метода

Таблица 17. Философия языка

Таблица 18. Философия техники

Таблица 19. Философия природы

Таблица 20. Второй (неприродный) пол

Таблица 21. Две интерпретации образования

Читайте также

II. Вексельный курс

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.)

Приложение I. Людвиг Витгенштейн и философская мысль XX века (Материалы коллоквиума в рамках X Всесоюзной конференции по логике, методологии и философии науки. Минск, сентябрь 1990 г.) Программа Бюро коллоквиума: доктор философских наук Козлова М.С. доктор философских наук

1. Введение в курс логики

1. Введение в курс логики В своем развитии человечество прошло длинный путь – от далеких времен, когда первым представителям нашего рода приходилось ютиться в пещерах, до городов, в которых живем мы и наши современники. Такой временной разрыв не повлиял на сущность

Раздел 2 Систематический курс философии

Раздел 2 Систематический курс философии Философия человекаФилософия обществаФилософия историиФилософия как аксиологияФилософия познания и наукиФилософия языкаФилософия техникиФилософия природыФилософия второго полаФилософия

Приложение 4. Программа курса философии

Приложение 4. Программа курса философии Тема 1. Что такое философия?Тема 2. Античная философияТема 3. Средневековая философияТема 4. Нововременная философияТема 5. Философия наших днейТема 6. Философия человека, общества и историиТема 7. Философия как аксиологияТема 8.

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/ III

Приложение 5. Примерное почасовое планирование кнрса философии (для вариантов I/II/

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии

Приложение 100 вопросов на понимание курса философии К Введению1. Уступает ли философия науке в рациональности?2. Уступает ли философия искусству в образности?3. Уступает ли философия религии в нравственном отношении?4. Обладает ли философия практической

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО

ОМОЛАЖИВАЮЩИЙ КУРС КАЛИОСТРО Калиостро обычно не причисляют к алхимикам, хотя сам он и говорил, что владеет тайной элексира жизни. Но тайну он получил не как алхимик, а как великий копт, то есть глава ужасно глупой ложи свободных каменщиков, отправляющей древнеегипетские

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии

Приложение 2. Замечания о личности в политической философии Сначала — о предмете. Здесь будет говориться о личности с точки зрения политической философии. Но почему политическая философия, а, скажем, не экономическая? Только самые наивные и малообразованные наши

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА»

ПРИЛОЖЕНИЕ ИОАНН ПЕТРИЦИ «РАССМОТРЕНИЕ ПЛАТОНОВСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПРОКЛА ДИАДОХА» ПРЕДИСЛОВИЕ[9]Нам следует познать сущность великих богословских теорий, но сперва надо уяснить идею настоящей книги. А ее идея заключается в следующем: во-первых, в том, чтобы выявить единое,

Приложение. Задача эстетики и философии религии

Приложение. Задача эстетики и философии религии § 35. Задача и принцип эстетики Природа и нравственный мир – то, что есть, и то, что должно быть, – обнимают, по-видимому, собою все, что может быть предметом человеческого познания. И тем не менее лишь за их пределами лежит

Источник

Сводная таблица философских учений
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Сафонова Наталья Сергеевна

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Скачать:

Вложение Размер
kdassifikaciya_filosofskih_ucheniy.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

1.мир богов -мир людей -мир демонов

2. вечный круговорот жизни

3. душа бессмертна

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

Беседы и суждения

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

4. меритократии — власть достойных

«Дао Дэ Цзин» — трактат

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей

4. «Передаю, но не творю»

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита »

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»

2. материализм- материя первична, сознание вторично

Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия

1. знания о мире относительны и субъективны

2. «Человек есть мера всех вещей»

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

2.диалектика — поиск истины через противоречия

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Идеализм –«линия Платона»

Апология Сократа, Государство, Законы

1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи . Материя вторична, сознание первично

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

3. типы государства: монархия — тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

• правильные — монархия, аристократия, полития

• неправильные — тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)

2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»

5. освобождение от влияния внешнего мира

Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа

1. этика счастья

2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

2 . схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Дж. Локк (XVI-XVII

Опыт о человеческом разумении

1. Теория «общественного договора»

2. Гоббс – государство-это чудовище

2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная

1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

2. Причины появления теории «общественного договора».

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»

Философия XIX в

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

Моральный закон – категорический императив : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

2. цель философии — помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру

3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»

4. воля к власти – это самая суть жизни

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

XX век ( экзистенция — существование)

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по химии по теме «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.

Разработка урока на тему «Первые философские учения древнего Китая и Индии»

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Статья «Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования»

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

Презентация по обществознанию «Древнекитайская философия» помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских .

История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре3. Что такое «дао»?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Источник

таблица по истории философии. История философии

Скачать 238.5 Kb.

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. ВЕРНАДСКОГО
ТАБЛИЦА:

«ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ»
Выполнила:

Студентка II курса

Одна из неортодоксальных систем индийской философии. Джайнизм – это система идеалистического плюрализма, сложившаяся к началу н.э. В основе философии джайнизма лежит учение о таттвах – «сущностях». Таттва – это исходный материал, из которго строится мир, и вместе с тем фундаментальная истина, из которой строится знание. Двумя главными таттвами являются джива (душа), основное свойство которой – сознание, и аджива (всё, что не является душой). Материя в джайнизме – это одна из разновидностей адживы., обладающая качествами осязаемости, звука, запаха, цвета и вкуса. Материя атомарна, доступна органам чувств, подвержена изменениям, не имеет начала и конца и не является результатом божественного творчества. Кроме того, существует еще тонкая, так называемая «кармическая материя», обуславливающая связь души с телом. Единой души, или высшего Бога, не существует. Душ в мире столько же, сколько существ. Всякая душа потенциально всеведуща, всепроникающа и и всемогуща, но ее возможности ограничены конкретным телом, в котором она живет. В основе этики джайнизма лежит учение о непричинении зла живому существу.

Основоположник одного из ведущих течений в древнем Китае – конфуцианства. Взгляды Конфуция были изложены его последователями в книге «Луньней» («Беседы и суждения»). Согласно Конфуцию, судьба человека определяется «небом» и то, что люди делятся на «благородных» и «низких» не может быть изменено. Младший должен безропотно подчиняться старшему, нижестоящий – вышестоящему. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы, связывавший социальное неравенство с «небесной волей». Другой сторонник Конфуция, Сюнь-цзы (298-238 до н.э.), создал материалистическое учение, по которому небо представляет собой часть природы и лишено сознания. Человек, познав законы (Дао) вещей, говорил он, должен использовать их в своих интересах. Но ведущим направлением в конфуцианстве было оправдание господства привилегированных классови восхваление «небесной воли», что послужило основой для создания Дун Джун-шу (2 в до н.э.), конфуцианской ортодоксальной доктрины.

Древнекитайский философ. В своем учении выступал с позицией наивного материализма, резко критиковал религиозные представления и веру в бессмертие. По его мнению все события и явления природы и общество подчинены действию принципа естественной необходимости, который он определял как судьбу. Поэтому его взгляды несвободны от элементов фаталистического детерминизма. Ян Чжу заявлял, что все подвердено гибели и уничтожению. Жизнь с естественной неободимостью сменяется смертью, за возникновением следует разрушение. В этике на первый план выдвигал личность с ее стремлением к максимальному удовлетворению своих чувств и желаний. Но гедонизм и эвдемонизм Ян Чжу не получил крайнего выражения. Он призывал пользоваться и наслаждаться настоящим в жизни и не утруждать себя мыслями о том, что будет после смерти. Его индивидуализм явился реакцией на социальную градацию людей в конфуцианстве.

Система древнеиндийской философии. Первое ее систематическое изложение («Вайшешика Сутра») дано Канадой. Значительное развитие эта философия получила в труде Прашастапады (4 в до н.э.) «Падартха-дхарма-санграха». В системе вайшешика сильны материалистические тенденции. Вайшешика устанавливает семь категорий для всего сущего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. Первые три категории существуют реально. Следующие три логические категории – продукты деятельности ума. Важную роль для познания играет категория, «особенность» (давшая имя учению – вайшешика), т.к. в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающих качеством и действием. Вайшешика указывает на 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы первух четырех субстанций образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, невидимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. Вследствии постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, переодически создается и уничтожается. Атомы разделяются по качествам на четыре рода, в зависимости от происхождения, и вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.Гносеология вайшешики, близкаяк теории познания – ньяйя – указывает на четыре рода истинного и четыре рода ложного рознания.Истину дает восприятие, вывод, память и интуиция.

Одна из ортодоксальных идеалистических систем индийской философии. С точки зрения йоги, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования, смерти и рождения. Двумя основными условиями этого освобождения являются вайрагья (отрешенность) и йога (созерцание). Первому предшествует убежденность в бесплодности мирской жизни, исполненной зла и страдания. Второе возникает из убеждения в необходимости познать высшую истину – Бога. В отличие от других систем индийской философии йога придает исключительное значение совершенствованию тела и органов чувств. Основные положения йоги были сформулированы в «Йога-сутрах», созданных Патанджали около 1 в до н.э.

Первый исторически достоверный представитель древнегреческой философии. В античной традиции – один из «семи мудрецов». Фалес – основатель стихийно-материалистической милетской школы. Он искал в многообразии вещей некое единое первоначало (элемент), хотя и рассматривал его как телесное, чувственное вещество. Согласно его учению первоосновой всего сущего является вода.

Древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Фалеса. Автор первого в Греции философского сочинения «О природе», не дошедшего до нас. Анаксимандр первым ввел понятие первоначала всего сущего – «аркэ» («принцип») и считал таким первоначалом апейрон. По космологической теории Анаксимандра, в центре вселенной находится Земля, имеющая форму плоского цилиндра. Вокруг Земли вращаются три небесных кольца: солнечное, лунное, звездное. Анаксимандр впервые в истории высказал идею эволюции – человек, подобно другим живым существам, произошел от рыбы.

Древнегреческий философ-материалист, стихийный диалектик, ученик Анаксимандра. По его мнению, все существующее происходит из первоматерии – воздуха – и обратно в нее возвращается. Воздух бесконечен, вечен, подвижен. Сгущаясь он образует сначала облака, затем воду и наконец землю и камни, разряжаясь – превращается в огонь. Здесь видна идея перехода количества в качество. Воздух объемлет все – он и душа, и всеобщая среда для бесчисленных миров вселенной. Анаксимен учил, что звезды – этоогонь, но мы не ощущаем их тепла, т.к. они очень далеки (по Анаксимандру звезды ближе планет). Анаксимен дал близкое к истинному объяснение затмениям Солнца и Луны.

Древнегреческая философская школа, возникшая в городе Эее (Южная Италия). Идеалистическая тенденция элеатов усиливалась по мере развития школы. Главные ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (элеат) и Мелисс с острова Самос (5 в до н.э.). Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех видимых изменений и различий. Это положение внесло за собой принижение чувственного опыта как основы познания и в дальнейшем послужило одним из источников идеализма Платона. Доводы элеатов против диалектики (особенно апории Зенона) вопреки их метафизическим выводам, сыграли положительную роль в последующем развитии диалектики: они быстро поставили проблему, как выразить в логических понятиях противоречивый характер движения.

Древнегреческий философ из Элеи (Южная Италия), глава Элейской школы. Мир Парменид представлял в виде неподвижного и сплошь заполненного шара. Парменид резко противопоставлял «учение истины» (о том, что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неделимо, не содержит пустоты) «учению мнения» (о том, что существует множество вещей, возникающих и преходящих, движущихся, делимых на части, отделенных друг от друга пустотой). «Учение истины» достоверно, «учение мнения» лишь правдоподобно. «Учение истины» Парменид сознательно направлял против диалектики Гераклита и его последователей. В «учении мнения» Парменид излагал свои астрономические, физические и физиологические гипотезы. Наивно-материалистическая «физика» Парменида исходит из допущения двух начал: активно-огненного, светлого и инертно-темного. Недоверие к показаниям чувств, высокая оценка умозрительного знания вносят в учение Парменида элемент идеализма и даже рационализма, а отрицание движения делает Парменида родоначальником метафизики.

Философское направление, существовавшее в Древней Греции основано другом и учеником Сократа Эвклидом из Мегары (ок. 450-380 гг до н.э.). После смерти Сократа мегарики пытались синтезировать учение Парменида о вечном и неизменном едином (бытии) с высшим понятием сократовской этики и теологии – с понятием добра. Эвклид утверждал, что существует лишь единое добро, которое, будучи неизменным и тождественным самому себе, известно также под именами истины, ума, бога и т.п. Единственная и единая добродетель, разновидностями которой являются другие добродетели, — познание добра. Множество и разнообразие вещей противостоят единому добру и поэтому представляют собой не сущее, нереальное. Представители Мегарской школы, продолжая традиции Зенона Элейского и софистов, в качестве основного метода философствования широко использовали диалектику и эристику. Позднее мегарики (Стилпон и др.) по своим этическим воззрениям стояли очень близко к киникам. Ученик Стилпона Зенон – стоик преобразовал Мегарскую школу вместе с кинической в стоическую школу.

Представители древнегреческой философской школы, последователи Антисорена. Наиболее известный представитель – Диоген из Синопа. Киники выражали настроения демократических слоев рабовладельческого общества. Основой счастья и добродетели они считали пренебрежение к общественным нормам, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий.

Одна из сократических школ. Основана Федоном из Элиды, любящим Сократа. В последствии она была перенесена Менедемом, учеником Стилпона, на Эретрию. О данной школе известно главным образом из сочинений Цицерона и Диогена Лаэрция. По своему направлению эта школа очень близка к мегарской школе. Сторонники Элидоэретрийской школы в основном занимались этическими вопросами. Менедем утверждал, что все разнообразные добродетели едины в своей основе и поэтому сводятся к одному благу, которое представляет собой постигаемую разумом истину. Менедему также приписывается взгляд, что общие свойства вещей не являются самостоятельно существующими, а проявляются лишь в отдельных конкретных вещах. Другие представители элидо-эретрийской школы: Анхиаил, Асклериад.

В философии Аристотель различал:

  1. теоретическую часть – о бытии, его частях, причинах и началах;
  2. практическую – о человеческой деятельности;
  3. поэтическую – о творчестве. Предмет науки – общее, постигаемое умом. Но общее существует только в чувственно воспринимаемом единичном и познается через него: условие познания общего – индуктивное обощение, а оно невозможно без чувственного восприятия. Аристотель признавал четыре причины: 1) материю или пассивную возможность становления; 2) форму (сущность, суть бытия), действительность того, что в материи дано лишь как возможность; 3) начало движения и 4) цель. Вся природа расматривается у Аристотеля в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Но в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения у Аристотеля является бог – «неподвижный перводвигатель». Формальная логика Аристотеля тесно связана с учением о бытии, с теорией, т.к. в логических формах Аристотель видел вместе с тем формы бытия. В учении о познании Аристотель отличал знание достоверное (Аподейктика) от вероятного, относящегося к области «мнения» (Диалектика). Но через язык оба эти вида знания связаны у Аристотеля между собой. Опыт по Аристотелю, не есть последняя инстанция в проверке «мнения», и высшие посылки науки непосредственно усматриваются, в качестве истинных, не чувствами а умом. Но, умозрительно постигаемые, высшие аксиомы знания не врождены нашему уму и предполагают деятельность: собирание фактов, направление мысли на факты и т.д. Последняя цель науки, по Аристотелю, определение предмета, а его условие – соединение дедукции с индукцией. Т.к. по Аристотелю, нет такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий и, следовательно, различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде, то Аристотель указал категории, т.е. высшие роды, к которым сводятся остальные роды истинно сущего. В космологии Аристотель отверг учение пифагорийцев и разработал геоцентрическую систему, сохранившую власть над умами вплоть до творца гелиоцентрической системы – Коперника. В этике Аристотель высшей деятельностью признал созерцательную деятельность разума. В этом сказалось характерное для рабовладельческой Греции отделение физического досуга – привилегии свободных. Моральный образец Аристотеля – бог, или совершеннейший философ «мыслящее» себя мышление». В учении об обществе Аристотель доказывал, будто отношения рабовладения укоренены в самой природе. Наивысшими формами государственной власти Аристотель считал формы, при которых исключена возможность своекорыстного использования власти и при которых власть служит всему обществу.

Греческий философ – материалист и атеист эпохи эллинизма. Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Возрождая атомизм Левкиппа – Демокрита, Эпикур вносит в него оригинальные изменения для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного (внутреннее обусловленного) «отклонения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости со случайностью, шаг вперед по сравнению с механическим детерминизмом Демокрита. В теории познания Эпикур – сенсуалист. Ощущения сами по себе всегда истины, т.к. исходят из объективной реальности; ошибки возникают из столкновений ощущений. Возникновение ощущений Эпикур объясняет наивно-материалистически: от поверхности тел исходит непрерывный поток мельчайших частиц «идолов», проникающих в органы чувств и вызывающих образы вещей.

Греческий философ, глава Новой академии, принципиальный скептик, углубивший скептическую философию своего предшественника по академии – Аркесилая. Сам он ничего не писал; его лекции до нас также не дошли. Некоторые источники указывают на типичное для академического скепсиса учение о невозможности подлинного познания и о сведении всякого познания, самое большее, к вероятному утверждению. Анализировалась разная степень этой вероятности, но ни одна из них не признавалась равной истине. Известна критика телеологического доказательства бытия божьего у Карнеада в связи с учением о несовершенстве существующего. В этике проповедовалось тоже обычное для скептиков учение о естественных благах вне всякого активного на нее воздействия.

Источник

Философия в схемах и таблицах. Аблеев С.Р.

Учебное пособие предназначено для подготовки к экзаменам по учебным дисциплинам высшего и среднего профессионального образования: «Философия», «Основы философии», «История философии», «Введение в историю философии». Оно систематизирует обширный учебный материал и представляет его в удобном для изучения и запоминания виде — в форме структурно-смысловых схем и таблиц. Пособие включает десять основных тем, посвященных различным аспектам философской науки, а также словарь основных философских понятий. Предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей вузов.

Формат: pdf

Размер: 4, 6 Мб

СОДЕРЖАНИЕ
От автора 9
Часть I. Понятие и социально-культурная роль философии 10
Схема 1. Понятие и структура мировоззрения 11
Схема 2. Исторические типы мировоззрений 12
Таблица 3. Что такое философия? (Представления различных философов) 13
Схема 4. Виды философии (часть 1) 14
Схема 5. Виды философии (часть 2) 15
Таблица 6. Традиционные разделы философии (основные философские дисциплины) . 16
Таблица 7. Основные составные части (дисциплины) современной философской науки 17
Таблица 8. Основной вопрос (проблема) философии в трактовке различных философских школ 18
Таблица 9. Социальные функции философии 20
Таблица 10. Главные типы философского познания и их специфика 21
Таблица II. Что философия может дать каждому человеку? (Практический смысл изучения философии) 22
Часть 2. История философии 23
Таблица 12. Возникновение философии (регионы и периоды) 24
Таблица 13. Важнейшие географические центры локализации философской мысли в истории человечества 25
Таблица 14. Некоторые крупные мыслители (X в. до н.э. — XX в.) 26
Таблица 15. Периоды развития индийской философии 28
Схема 16. Древняя индийская религиозная и религиозно-философская литература» оказавшая влияние на становление и развитие философии . 29
Схема 17. Философские школы Древней Индии 30
Таблица 18. Некоторые важные понятия философии Древней Индии 31
Схема 19. Основные направления развития индийской философии Средних
веков (постклассический период: конец I тыс. до н.э. — XVIII в.) 32
Таблица 20. Периоды развития китайской философии 33
Схема 21. Древняя китайская религиозная, религиозно-философская и историческая литература, оказавшая влияние на становление и развитие философии , 34
Схема 22. Философские школы Древнего Китая 35
Таблица 23. Некоторые важные понятия философии Древнего Китая 36
Схема 24. Основные направления развития китайской философии в постклассический период (III в. до н.э. — XIX в ) 37
Таблица 25. Периоды развития арабской философии 38
Схема 26. Основные религиозные течения и традиции познания в исламе . . 39
Таблица 27. Некоторые важные понятия ислама и исламо-арабской философии 40
Схема 28. Формирование тибетской буддийской философии в Средние века (VII —XIX вв.) 41
Схема 29. Развитие тибетской буддийской философии в Средние века (VII — XIX вв.) 42
Таблица 30. Периоды развития западной философии 43
Схема 31. Культурные источники, повлиявшие на становление и развитие древней греческой философии 44
Схема 32. Античные философские школы (Древняя Греция и Древний Рим) 45
Схема 33. Основные направления развития западной философии Средних веков (II — XIV вв.) 47
Таблица 34. Основные идеи западной философии Средних веков (II —XIV вв.) 48
Схема 35. Основные направления развития западной философии эпохи Возрождения (XV — XVI вв.) 49
Таблица 36. Основные идеи западной философии эпохи Возрождения (XV — XVI вв.) 50
Схема 37. Основные направления развития западной философии Нового времени (XVII — XIX вв.) 51
Схема 38. Немецкая классическая философия Нового времени (XVIII — XIX вв.) 52
Схема 39. Контррационалистическая тенденция в западной философии XIX — XX вв 53
Таблица 40. Основные идеи западной философии Нового времени (XVII — XIX вв.) 54
Таблица 41. Школы и течения западной постклассической философии (XIX — XX вв.) 55
Таблица 42. Периоды развития русской философии 56
Схема 43 Формирование и развитие древней и средневековой русской философии (XI — XVII вв.) 57
Схема 44. Русская философия эпохи Просвещения (XVIII в.) 58
Таблица 45 Школы и течения русской философии (XVIII — ХХвв.) 59
Таблица 46 Основные философские идеи русского космизма 60
Таблица 47. Важнейшие философские течения в современной России (кон. XX — нач XXI в.) 61
Схем а 48. Развитие философии «сокровенной мудрости» в Новое и Новейшее время (XIX — XX вв.) 62
Таблица 49. Важнейшие философские идеи учений, порожденных эзотерической традицией познания 63
Таблица 50. Важнейшие направления современной философии (кон. XX — нач XXI в.) . 65
Часть 3. Онтология и натурфилософия. 66
Схема 51. Важнейшие проблемы и вопросы онтологии 67
Схема 52. Основные виды бытия 68
Схема 53. Два вида понимания бытия 69
Схема 54. Основные атрибуты природного бытия 70
Тяблица 55 Философские представления о субстанции 71
Таблица 56 Философские представления о духе 72
Таблица 57. Формы материи 73
Таблица 58. Основные концепции пространства-времени 74
Таблица 59. Движение материи и его разновидности 75
Схема 60. Развитие и его виды 76
Схема 61. Основные идеи и законы диалектики 77
Схема 62. Диалектическая схема процесса развития 78
Схема 63. Детерминизм, его принципы и разновидности 79
Схема 64. Представление о развитии жизни в теософской традиции 80
Схема 65. Основные философские концепции происхождения сознания. 81
Схема 66. Онтологическая структура бытия согласно Платону 82
Схема 67. Онтологическая структура бытия согласно неоплатонической традиции (система Плотина) 83
Схема 68. Онтологическая структура бытия согласно христианской догматической теологии 84
Схема 69. Онтологическая структура бытия согласно мистическому пантеизму
Ибн Араби (суфизм) 85
Схема 70. Онтологическая структура бытия согласно диалектике Георга Гегеля 86
Схема 71. Онтологическая структура бытия согласно теософской традиции
(XIX — XX вв.) 87
Схема 72. Онтологическая структура бытия согласно системе Агни-Иога. 88
Таблица 73. Представления о центре мироздания 89
Схема 74. Уровни организации материи в космосе 90
Таблица 75. Основные возможные сценарии развития Вселенной согласно
современной космологии 91
Часть 4. Философская антропология 92
Схема 76. Важнейшие проблемы и вопросы философской антропологии 93
Таблица 77. Некоторые философские представления о сущности человека . 94
Схема 78. Основные подходы к определению сущности человека 95
Схема 79. Антропологическая структура человека согласно древней египетской сакральной философии (герметизм) 96
Схема 80. Антропологическая структура человека согласно философии индуизма (веданта) 97
Схема 81. Антропологическая структура человека согласно системе Тарака
Раджа-Йога 98
Схема 82. Антропологическая структура человека согласно философии Пифагора 99
Схема 83. Антропологическая структура человека согласно философии Платона 100
Схема 84. Антропологическая структура человека согласно философии Аристотеля 101
Схема 85. Антропологическая структура человека согласно ортодоксальной
христианской философии . . . 102
Схема 86. Антропологическая структура человека согласно тибетскому ламаизму (буддизм Махаяны) 103
Схема 87. Антропологическая структура человека согласно европейской мистической философии Нового времени 104
Схема 88. Антропологическая структура человека согласно учению Живая
Этика (Агни-Йога) . 105
Схема 89. Антропологическая структура человека согласно теософии «новой
волны» (XIX в.). . 10G
Схема 90. Антропологическая структура человека согласно философии Сокровенной Мудрости (эзотерическая школа Адептов) 107
Схем а 91. Основные концепции антропогенеза 108
Таблица 92. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 1) 109
Таблица 93. Некоторые характеристики процесса антропогенеза согласно
теософской концепции космической эволюции человека (часть 2) 11С
Схема 94. Структура психического мира человека согласно философии йоги и
психоанализу 111
Схема 95. Факторы, влияющие на формирование и развитие сознания человека 112
Схема 96. Основные философские решения проблемы жизни после смерти. 113
Таблица 97. Некоторые латентные способности человека согласно философии йоги и теософии 114
Схема 98. Основные философские решения проблемы свободы воли человека 115
Таблица 99 Некоторые философские решения проблемы смысла жизни человека 116
Схема 100. Современные проблемы антропологической биоэтики. 1 17
Часть 5. Гносеология 1 18
Схема 101. Основные проблемы и вопросы гносеологии 1 19
Схема 102. Основные решения проблемы познаваемости мира 120
Схема 103. Основные гносеологические концепции 121
Схема 104. Формы чувственного познания L22
Схема 105. Формы рационального познания 123
Схема 106. Разновидности иррациональных способностей познания 124
Схема 107. Виды истины 125
Схема 108. Критерии истины ] 26
Схема 109. Специфика научного типа познания 127
Схема 110. Специфика религиозного типа познания 128
Часть 6. Философия религии ] 29
Схема (11. Признаки традиционной религии 130
Схема 112. Социально-культурные функции религии 131
Схема 113. Характерные черты традиционного религиозного сознания 132
Таблица 114. Философские представления о происхождении религий 133
Схема 115. Виды религий , 1 34
Схема 116. Первобытные верования (мифолого-религиозные культы) 135
Схема 117. Некоторые национальные религии 136
Схема 118. Мировые религии 137
Схема 1 19- Некоторые новые религиозные движения 138
Таблица 120. Прогрессивные и регрессивные социальные, политические и
культурные явления, связанные с религией 139
Схема 121. Многообразие религиозных и философских представлений о Боге 140
Таблица 122. Теистическое понимание Бога 141
Таблица 123. Деистическое понимание Бога 142
Таблица 124. Пантеистическое понимание Бога 143
Схема 125. Философские позиции относительно рационального доказательства бытия Бога 144
Часть 7. Социальная философия 145
Схема 126. Основные проблемы и вопросы социальной философии 146
Схема 127. Основные характеристики человеческого общества 147
Схема 128. Сферы жизни общества 148
Схема 129. Структура общества согласно концепции исторического материализма (марксизм) 149
Схема 130. Общественно-экономические формации согласно концепции исторического материализма (марксизм) . 150
Схема 131. Основные типы цивилизаций 151
Схема 132. Типы развития общества 152
Схема 133. Теории развития общества 153
Схема 134. Основные регуляторы общественной жизни человека. 154
Схема 135. Виды и иерархия ценностей человека 155
Схема 136. Общечеловеческие духовные ценности 156
Схема 137. Виды власти в обществе 157
Таблица 138. Классификация государств 158
Схема 139. Разделение власти в правовом государстве 159
Схема 140. Гражданское общество 160
Часть 8. Философия истории 161
Схема 141. Основные проблемы и вопросы философии истории 162
Схема 142. Основные философские концепции смысла истории 163
Схема 143. Философские решения проблемы направленности исторического
процесса 164
Таблица 144. Основные теоретические модели развития исторического процесса 165
Схема 145. Циклы развития общества (ЮГИ) в классическом индуизме 166
Схема 146. Движущие силы истории . . 167
Таблица 147. Основные критерии исторического прогресса 168
Часть 9. Философия культуры 169
Схема 148. Социальные функции культуры 170
Схема 149. Основные философские подходы к определению сущности культуры 171
Таблица 150. Понимание культуры различными мыслителями 172
Схема 151. Формы и виды культуры 173
Таблица 152. Доминанты национально-исторических культур 174
Схема 153. Уровни и характеристики массовой культуры 175
Таблица 154. Смысл понятия «цивилизация» в представлениях различных
мыслителей и исследователей 176
Схема 155. Контртенденции современной культуры и философии 177
Часть 10. Глобальные проблемы и будущее земной цивилизации 178
Таблица 156. Важнейшие тенденции развития культуры и цивилизации в XX — XXI вв 179
Схема 157. Основные внутренние и внешние факторы развития современной
цивилизации 180
Схема 158. Глобальные проблемы в начале XXI столетия. . 181
Таблица 159. Предлагаемые меры по решению глобальных проблем 182
Схема 160. Общие причины глобальных проблем земной цивилизации 184
Схема 161. Необходимые социально-культурные условия решения глобальных
проблем цивилизации 185
Схема 162. Исследования будущего 186
Схема 163. Методы исследования будущего 187
Схема 164. Основные пути дальнейшего развития земной цивилизации согласно философской системе Живой Этики 188
Схема 165. Некоторые возможные модели развития цивилизации 189
Краткий словарь философских понятий I 90

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Источник

Читайте также:  Sql создание временной таблицы для запроса