Меню

Таблица понятий античной философии



Античная философия кратко, школы, представители, их характеристика (Таблица)

Справочные таблицы содержат основные школы и представителей античной философии досократического и сократического периодов, их краткая характеристика — основатели и представители, основные высказывания и идеи.

Античная философия досократический период, школы и представители

Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

— Блаженство тела состоит в здоровье, блаженство ума-в знании.

— Мудрее всего-время, ибо оно раскрывает все.

— Части изменяются, целое же неизменно.

— Знания увеличивают незнание.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух.

— Нельзя дважды войти в одну и ту же реку.

— Глаза — свидетели более точные, нежели уши.

— Мудрейший из людей по сравнению с богом покажется обезьяной в отношении мудрости, красоты и всего прочего.

— Когда все желания людей сбываются, они не становятся лучше.

Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира.

Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».

Принадлежность к Элейской школе приписывают таким философам, как Парменид, ЗенонЭлейский и Мелисс. Иногда к ней относят также Ксенофана.

— . мыслить и быть — не одно ли и то же?

— Из ничего ничто не возникает.

— Все свое я ношу с собой.

— Из земли все возникло и в землю все обратиться в конце концов.

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом. Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии».

Атомизм был создан: Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским.

— Движение невозможно без пустоты. Пустота же есть небытиё.

Высказывания Демокрита Абдерского:

— Богат тот, кто беден желаниями.

— Пусть женщина не рассуждает: это ужасно.

— Или ничто не истинно, или истинное нам неизвестно.

— Нет ничего в мире, кроме атомов и пустоты.

Согласно этому учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — это мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие, качественно однородные, непроницаемые (не содержащие в себе пустоты) сущности (частицы), обладающие определённой формой. Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего, всех чувственных вещей, свойства которых определяются формой составляющих их атомов.

Античная философия сократический период, школы и представители

К наиболее известным старшим софистам относятся: Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский.

— Кто ясно мыслит — ясно излагает.

— Все подобно всему в каком-нибудь отношении.

— Серьезные доводы противника опровергай шуткой, шутки — серьезностью.

Древнегреческие платные преподаватели красноречия. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона. К 4 веку начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.

— Богатство и знатность не приносят никакого достоинства.

— В каждом человеке солнце — только дайте ему светить.

— Высшая мудрость — различать добро и зло.

Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Сократ отчетливо обозначил именно грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром: он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира.

— Бесстыдство — терпеливость души к бесчестью во имя выгоды.

— Время — движущееся подобие вечности.

— Бог в нас самих.

— Из демократии рождается тирания.

Платон изложил свою идею в диалоге «Тимей»: «Во-первых, есть тождественная идея, нерожденная и негибнущая, ничего не воспринимающая в себя откуда бы то ни было и сама ни во что не входящая, незримая и никак иначе не ощущаемая, но отданная на попечение мысли. Во-вторых, есть нечто подобное этой идее и носящее то же имя — ощутимое, рождённое, вечно движущееся, возникающее в некоем месте и вновь из него исчезающее, и оно воспринимается посредством мнения, соединенного с ощущением. В-третьих, есть ещё один род, а именно пространство: оно вечно, не приемлет разрушения, дарует обитель всему роду, но само воспринимается вне ощущения.»

— В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро.

Везение — это удачи, к которым непричастен испытующий разум.

— Все льстецы — прихвостни.

Философское учениеАристотеля является Бытие — живая субстанция, характеризующаяся специальными принципами или четырьмя началами (условиями) бытия:

1. Материя — «то, из чего».

2. Форма — «то, что».

3. Действующая причина (начало) — «то, откуда».

4. Цель — «то, ради чего». Высшей целью является Благо. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10предикатов.

Источник

Сводная таблица философских учений
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Сафонова Наталья Сергеевна

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Скачать:

Вложение Размер
kdassifikaciya_filosofskih_ucheniy.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

1.мир богов -мир людей -мир демонов

2. вечный круговорот жизни

3. душа бессмертна

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

Беседы и суждения

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

4. меритократии — власть достойных

«Дао Дэ Цзин» — трактат

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей

4. «Передаю, но не творю»

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита »

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»

2. материализм- материя первична, сознание вторично

Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия

1. знания о мире относительны и субъективны

2. «Человек есть мера всех вещей»

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

2.диалектика — поиск истины через противоречия

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Идеализм –«линия Платона»

Апология Сократа, Государство, Законы

1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи . Материя вторична, сознание первично

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

3. типы государства: монархия — тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

• правильные — монархия, аристократия, полития

• неправильные — тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)

2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»

5. освобождение от влияния внешнего мира

Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа

1. этика счастья

2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

2 . схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Дж. Локк (XVI-XVII

Опыт о человеческом разумении

1. Теория «общественного договора»

2. Гоббс – государство-это чудовище

2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная

1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

2. Причины появления теории «общественного договора».

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»

Философия XIX в

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

Моральный закон – категорический императив : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

2. цель философии — помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру

3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»

4. воля к власти – это самая суть жизни

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

XX век ( экзистенция — существование)

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по химии по теме «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.

Разработка урока на тему «Первые философские учения древнего Китая и Индии»

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Статья «Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования»

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

Презентация по обществознанию «Древнекитайская философия» помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских .

История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре3. Что такое «дао»?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Источник

Таблица понятий античной философии

Сафонова Наталья Сергеевна

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Скачать:

Вложение Размер
kdassifikaciya_filosofskih_ucheniy.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

1.мир богов -мир людей -мир демонов

2. вечный круговорот жизни

3. душа бессмертна

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

Беседы и суждения

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

4. меритократии — власть достойных

«Дао Дэ Цзин» — трактат

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей

4. «Передаю, но не творю»

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита »

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»

2. материализм- материя первична, сознание вторично

Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия

1. знания о мире относительны и субъективны

2. «Человек есть мера всех вещей»

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

2.диалектика — поиск истины через противоречия

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Идеализм –«линия Платона»

Апология Сократа, Государство, Законы

1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи . Материя вторична, сознание первично

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

3. типы государства: монархия — тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

• правильные — монархия, аристократия, полития

• неправильные — тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)

2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»

5. освобождение от влияния внешнего мира

Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа

1. этика счастья

2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

2 . схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Дж. Локк (XVI-XVII

Опыт о человеческом разумении

1. Теория «общественного договора»

2. Гоббс – государство-это чудовище

2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная

1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

2. Причины появления теории «общественного договора».

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»

Философия XIX в

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

Моральный закон – категорический императив : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

2. цель философии — помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру

3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»

4. воля к власти – это самая суть жизни

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

XX век ( экзистенция — существование)

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по химии по теме «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.

Разработка урока на тему «Первые философские учения древнего Китая и Индии»

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Статья «Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования»

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

Презентация по обществознанию «Древнекитайская философия» помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских .

История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре3. Что такое «дао»?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Источник

Античная философия — общая характеристика, периодизация и представители

Общие сведения

Философия дословно означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая выработала систему общих характеристик, знаний и познаний бытия человека, отношения человека и мира. Наука занимается изучение общих законов развития общества и мира, изучение нравственных категорий и ценностей, процесса познания и мышления.

Самое раннее употребление слова «философия» встречается в работах Геродота и Фукидида, в современном значении термин употреблял Сократ.

Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до н. э., связанное с именем певца Орфея) и традиций мудрствования мыслителей, политиков и общественных деятелей. Немалое влияние на учение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта, древневосточные страны.

В первые века философия в основном изучалась и записывалась на греческом языке. Начиная со II—I вв. еков до н. э. литература также создавалась на латыни. Многие тексты также переводились на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить труды в переводах, в то время как греческие оригиналы оказались утрачены.

Специфика и особенности античной философии следующие:

  1. Она синкретична: проблемы не разделены на отдельные, как в более позднее время, а «слиты» в единое. При этом проблемы исследовались различные: этические, эстетические, правовые, политические и т. д.
  2. Она космоцентрична и пантеистична: охватывает Космос целиком вместе с человеком и исходит из Космоса. При этом признавалось существование богов, близких человеку, как части природы. Сам человек также был частью природы, не выделялся.
  3. Наука функциональна: философы стремились ответить на кардинальные вопросы, помочь людям.
  4. Философия в Античности многого достигла на понятийном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
  5. Древняя философия имела собственную этику — этику добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на мысли, что человек одарен как добродетелями, так и пороками.

Примечательно, что греческие и римские философы в древности оказались оторваны от физического труда. Со временем произошло возникновение отдельной самостоятельной прослойки общества, культурной и с хорошим образованием.

Деление учений

Античная философия представляет собой совокупность учений, зарождение которых произошло на территории древних Греции и Рима в период с VI века до н. э. по VI век н. э. Более точными сроками традиционно называют 585 год до н. э. — 529 год н. э., когда император Юстиниан закрыл в Афинах неоплатоническую школу.

Интересный факт: первым философом считается греческий философ и математик Фалес, который предсказал затмение Солнца, последним — христианский теолог Боэций.

Периодизация античной философии приведена в таблице.

Название этапа Время Представители Описание кратко
Натурфилософский (доклассический) VII—V веков до н. э. Фалес, Пифагор, Диоген Аполлонийский Изучение устройства мира и проблемы первоначал
Классический V—IV века до н. э. Сократ, Платон, Аристотель Переход к решению проблем человека и общества. Создание первых философских систем.
Эллинистический IV—I века до н. э. Пиррон, Эпикур, Диоген Синопский, Гораций Соперничество разных школ. Изучение проблемы счастья.
Римская и позднеантичная философия (религиозная), неоплатонизм I—V века н. э. Цицерон, Лукреций, Сенека, Плутарх, Марк Аврелий Центр наук переходит в Рим, изучение проблемы религии.

С V века в философии зарождается христианская мысль и монотеистическая религия. К христианским мыслителям относятся Августин Блаженный и Боэций.

Подробнее об этапах

Указанные выше хронологические рамки могут быть изменены: уменьшены до вида «Ранняя классика, средняя и поздняя» или увеличены. Например, выделяют предфилософский этап (VIII—VII века до н. э.), при котором произошло заложение философского учения. Некоторые исследователи увеличивают эллинистический период до 6 столетий (с III века до н. э. по III век н. э.) и называют его римско-эллинистическим, а период III—VI вв. еков считают завершающим этапом.

Но в основном действуют указанные этапы под разными названиями. Ниже дано краткое описание каждого периода и значимые философы античности (список философов более подробно можно посмотреть самостоятельно).

Греческий натурфилософский

Также его называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводит как «философы природы».

Общей характеристикой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиском первоначала и изучением устройства мира, его происхождения в единой системе «природа-человек-боги», причем природа космоса определяла природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.

К натурфилософским школам относятся:

  1. Милетская: ее основателем был Фалес. Представители считали, что у всего (богов, природы, человека) есть некоторое общее начало (вода, воздух, иная материя).
  2. Элеаты: сущее непрерывно, вечно, едино и неразрушимо. Изучать можно только бытие, причем изучение возможно только разумом, который познает истину, чувства же формируют мнение, которое может не отражать настоящего положения дел.
  3. Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стойким целым, которое подчиняется законам числа и гармонии.

Школы образовывались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-полисах. Названия школы получали по городам, в которых образовывались, или по именам основателей.

Классический, или афинский

Считается расцветом античной философии с центром в Афинах. В это время ученые перешли с вопросов о природе вещей на проблемы этики и морали, вопросы человеческой мысли и проблемы общества. Также происходит систематизация учений и систем.

Главными древнегреческими мыслителями и школами являются:

  1. Софисты: в переводе «мудрецы». Их называют «философами-профессионалами», поскольку они обучали людей логике, ораторству и другим наукам за плату, причем считали особенно важным умение убеждать слушателей даже если высказываемая мысль ложная. К главным особенностям школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободным и независимым, ориентированность на проблемы общества, человека и повседневности. Софисты не оставили единого учения, но побудили интерес к человеку и критическому мышлению.
  2. Сократ: считается основателем классической философии. Изучал внутренний мир человека, считал, что главное — это знания и разум, однако учение софистов находил слишком поверхностным. К принципам Сократа относятся познание самого себя и признание невежества, как стимула учиться, существование высшего, Вселенского, Разума, малая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы с учениками и оппонентами.
  3. Платон: ученик Сократа, проповедовал его идеи и основал в афинском пригороде школу — Академию. Основу его учения составляли понятия «единое» (основа действительности и бытия), ум и душа, а также поиск соотношения материального и идеального, бытия и мышления. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичных образов, которые постигаются разумом). Каждый предмет несет собственную идею, материальные предметы могли возникнуть лишь как подобия идеальных и обладают их чертами.
  4. Аристотель: ученик Платона, ставший впоследствии воспитателем Александра Македонского и основавший собственную школу. Развил идеи учителя, хоть и критиковал многие его мысли: например, считал, что созерцать нужно не абстрактные образы, а реальные, наблюдать за миром.

Важно отметить, что в этот период произошло формирование двух противоположных взглядов — идеализма Платона и материализма Демокрита.

Эллинистический римский

Речь идет о периоде с III века до н. э. до III века н. э. Название произошло от названий греческого государства Эллады и Рима. В этот период развиваются как греческие, так и римские школы, на учения оказывают влияние традиции и идеи покоренных народов Востока и Северной Африки.

Философия понимается в первую очередь как учение, отвечающее за разработку норм и правил жизни, позднее объектом изучения становится познание божественного.

В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основными направлениями являются:

  1. Кинизм. Известные киники — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первый считал, что философия должна стать ближе к природе, а жизнь необходимо упростить, убрать богатство и роскошь. Также не признавал философ правительства и государства, а разум считал единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя.
  2. Скептицизм. Основатель — Пиррон из Элиды, на которого оказали влияние Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время похода Александра Македонского в Азию. Главная идея течения — в текучести всего сущего: все меняется, ничего не стоит на месте. Будучи несовершенным, человек не может постичь истину, а потому ему стоит просто жить, стараясь сохранять внутреннее спокойствие.
  3. Эпикуреизм. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первый считал, что смерть не страшна (когда есть жизнь, смерти нет, когда есть смерть — нет человека), а знания представляют собой результат осмысления чувственного опыта. Таким образом, центральной мыслью является гедонизм — стремление к наслаждению. Высшим благом же является избавление от страданий и постоянное ощущение наслаждения, достичь этого можно, живя разумно и нравственно, уважая богов.
  4. Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный, свободный от страстей ученый, с сильной волей. Главной целью человека признавалось счастье, благом — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в согласии с совестью и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить их положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди от рождения равны и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов было улучшено.
  5. Неоплатонизм. Появился в III столетии, наиболее влиятельным философом является основатель Плотин, само направление основывается на идеях Платона. Главной идеей учения является наличие некоего запредельного первоначала (Единого), «падение» нашего мира (космоса) из Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души». Цель направления — конечное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к истоку. К течению принадлежал последний античный философ Боэций.

После неоплатонизма появилась христианская философия. Ее главной задачей стала полемика с развитыми в то время философскими направлениями для утверждения своего господства.

Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Она прошла значительный путь от первых попыток поставить природу, человека и общество во главу интересов до мыслей о необходимости слиться с высшим Единым божеством, отказаться от телесной оболочки.

Источник

Читайте также:  Таблицы переводов полей допусков