Меню

Таблица темпов их обозначений и значений

Нюансы в музыке: темп Урок 11

Этим уроком мы начнем серию занятий, посвященных различным нюансам в музыке.

Что делает музыку действительно неповторимой, незабываемой? Как уйти от безликости музыкального произведения, сделать его ярким, интересным для слушания? Какими средствами музыкальной выразительности пользуются композиторы и исполнители, чтобы добиться этого эффекта? На все эти вопросы мы постараемся ответить.

Надеюсь, что каждый знает, или догадывается, что сочинение музыки — это не только написание стройного ряда нот… Музыка – это еще и общение, общение композитора с исполнителем, исполнителя со слушателями. Музыка – это своеобразная, необыкновенная речь композитора и исполнителя, с помощью которой они раскрывают перед слушателями все то сокровенное, что таится в их душах. Именно с помощью музыкальной речи они устанавливают контакт с публикой, завоевывают ее внимание, вызывают эмоциональный отклик с ее стороны.

Как и в речи, в музыке два основных средства передачи эмоций – это темп (скорость) и динамика (громкость). Это два главных инструмента, которые используются для того, чтобы превратить четко отмеренные ноты на письме в гениальное музыкальное произведение, которое никого не оставит равнодушным.

На этом занятии мы поговорим о темпе.

Темп на латыни означает “время”, и, когда вы слышите, как кто-то говорит о темпе музыкального произведения, то это означает, что человек имеет в виду скорость, с которой оно должно исполняться.

Значение темпа станет понятнее, если вспомнить тот факт, что изначально музыка использовалась в качестве музыкального сопровождения танца. И именно движение ног танцоров задавало темп музыки, и музыканты следовали за танцорами.

Со времени изобретения нотной записи композиторы пытались найти какой-нибудь способ четкого воспроизведения темпа, в котором следовало исполнять записанные произведения. Это должно было сильно упростить чтение нот незнакомого музыкального произведения. Со временем они заметили, что у каждого произведения есть внутренняя пульсация. И эта пульсация у каждого произведения разная. Как и сердце у каждого человека стучит по-разному, с разной скоростью.

Так вот, если нам понадобится определить пульс, мы считаем количество ударов сердца в минуту. Так и в музыке – для записи скорости пульсации стали записывать количество долей в минуту.

Чтобы помочь вам разобраться в том, что такое метр и как его определить, предлагаю вам взять часы и топать ногой каждую секунду. Слышите? Вы отстукиваете одну долю, или один бит в секунду. Теперь, глядя на часы, стучите ногой два раза в секунду. Получилась другая пульсация. Частота, с которой вы топаете ногой, называется темпом (или метром). Например, когда вы топаете ногой один раз в секунду, темп равен 60 битам в минуту, потому что в минуте, как мы знаем, 60 секунд. Топаем два раза в секунду, и темп составляет уже 120 бит в минуту.

В музыкальной записи это выглядит примерно так:

Источник

Темп в музыке

Вот вам пример. Все знают мелодию новогодней песни «В лесу родилась елочка». В этой мелодии движение музыкального ритма идет, в основном, восьмыми длительностями нот (иногда встречаются и другие). Одновременно бьется пульс, просто так его не слышно, но мы его специально озвучим с помощью ударного инструмента. Послушайте данный пример, и вы начнете ощущать биение пульса в этой песне:

Читайте также:  Вывод списка таблиц из phpMyAdmin

Какие бывают темпы в музыке?

Все темпы, какие только есть в музыке, можно поделить на три основные группы: медленные, умеренные (то есть средние) и быстрые. В нотной записи темп принято обозначать специальными терминами, большая часть из которых являются словами итальянского происхождения.

Так к медленным темпам относятся Largo и Lento, а так же Adagio и Grave.

Темп в музыке, изображение №1

К темпам умеренным причисляют Andante и производное от него Andantino, кроме того — Moderato, Sostenuto и Allegretto.

Темп в музыке, изображение №2

Наконец, перечислим быстрые темпы, это: веселое Allegro, «живые» Vivo и Vivace, а также быстрое Presto и наибыстрейшее Prestissimo.

Темп в музыке, изображение №3

Как установить точный темп?

Можно ли измерить музыкальный темп в секундах? Оказывается, можно. Для этого используется специальный прибор – метроном. Изобретателем механического метронома является немецкий физик-механик и музыкант Иоганн Мельцель. Ныне музыканты в своих повседневных репетициях пользуются как механическими метрономами, так и электронными аналогами – в виде отдельного прибора или приложения на телефоне.

Темп в музыке, изображение №4

Каков принцип действия метронома? Этот прибор после специальных настроек (передвинуть грузик по шкале) отбивает удары пульса с определенной скоростью (например, 80 ударов в минуту или 120 ударов в минуту и т.п.).

Щелчки метронома напоминают громкое тиканье часов. Та или иная частота биения этих ударов соответствует одному из музыкальных темпов. Например, для быстрого темпа Allegro частота будет примерно 120-132 удара в минуту, а для медленного темпа Adagio – около 60 ударов в минуту.

В зависимости от музыкального размера можно также настроить метроном так, чтобы он отмечал особыми знаками (звоночком, например) сильные доли.

Каждый композитор определяет темп своего сочинения по-разному: одни указывают его лишь приблизительно, одним термином, другие – устанавливают точные значения по метроному.

Во втором случае это обычно выглядит так: там, где должно быть темповое указание (или рядом с ним), стоит четвертная нота (удар пульса), далее знак равенства и число ударов в минуту по метроному Мельцеля. Пример можно посмотреть на картинке.

Темп в музыке, изображение №5

Таблица темпов, их обозначений и значений

В следующей таблице будут обобщены данные об основных медленных, умеренных и быстрых темпах: итальянское написание, произношение и перевод на русский язык, примерное (около 60, около 120 и т.п.) количество ударов в минуту по метроному.

Темп в музыке, изображение №6

Замедление и ускорение темпа произведения

Как правило, темп, взятый вначале произведения, сохраняется до его конца. Но нередко в музыке встречаются такие моменты, когда требуется замедление или, наоборот, ускорение движения. Для обозначения таких «оттенков» движения также существуют специальные термины: accelerando, stringendo, stretto и animando (это все для ускорения), а также ritenuto, ritardando, rallentando и allargando (эти — для замедления).

Темп в музыке, изображение №7

Чаще употребляются оттенки для замедления в конце произведения, особенно в старинной музыке. Постепенное или внезапное ускорение темпа больше характерно для романтической музыки.

Уточнение музыкальных темпов

Нередко в нотах рядом с основным обозначением темпа стоит одно или несколько дополнительных слов, которые уточняют характер нужного движения или характер музыкального произведения в целом.

Например, Allegro molto: аллегро – это просто быстро, а аллегро мольто – это очень быстро. Еще примеры: Allegro ma non troppo (быстро, но не слишком) или Allegro con brio (Быстро, с огнем).

Читайте также:  Блузочная ткань описание состав свойства достоинства и недостатки

Значение таких дополнительных обозначений всегда можно узнать с помощью специальных словарей иностранных музыкальных терминов. Однако наиболее часто употребляемые термины вы можете посмотреть в специальной шпаргалке, которую мы для вас приготовили. Ее можно распечатать и всегда иметь при себе.

Вот такие вот основные моменты, касающиеся музыкального темпа, мы хотели донести до вас. Если у вас еще остались вопросы, то, пожалуйста, напишите их в комментариях. До новых встреч.

Читайте другие статьи из серии «Про ритм».

#темп #теория_музыки #музыкальный_ритм #метроном

Источник



Таблица темпов метронома в музыке: медленные, умеренные и быстрые

Метроном является универсальным устройством для задания ритма и чаще всего используется в музыке – при игре на гитаре, фортепиано, скрипке и других инструментах. Число ударов в минуту – это темп, которым характеризуется каждое музыкальное произведение. Представьте, начинающий исполнитель не знает, как играть венский вальс – он видит ноты, но не понимает, с какой скоростью должна звучать музыка. Музыкант решает «угадать» и выбирает ритм около 90 тактов в минуту – как итог, мы услышим совершенно другую мелодию, а выполнять бальный танец под такую композицию будет очень трудно. Чтобы не попасть впросак, и существуют темпы метронома, эта теория обязательно изучается в музыкальной школе.

Что такое темп метронома?

Темп в музыке – это скорость движения, которая очень схожа с биением сердца. Когда человек спокоен, пульс довольно редкий, но при волнении наблюдается ускорение сердцебиения. То же самое происходит и при звучании композиций – музыкант внутренне ощущает этот пульс, чтобы не сбиваться с ритма, исполнять мелодию гармонично и правильно, ровно так, как задумывал автор.

Чтобы облегчить работу музыкантов, был создан метроном – в нем можно задать нужный темп и не сбиваться. Темп метронома – это число ударов в минуту, которое воспроизводит устройство. Композиторы при написании произведений указывают или приблизительный темп, или точный – как раз по метроному, для этого изображают четверную ноту, ставят знак равенства и прописывают темп.

История темпов метронома

Иоганн Непомук Мельцель

Метроном был создан Иоганном Мельцелем – этот композитор и механик не понаслышке знал о музыке. Названия же темпов пришли к нам из Италии и обозначаются словами из этого языка, поэтому при изучении польза будет двойной – и запомните темпы, и выучите пару десятков красивых иностранных слов. При этом в зависимости от выбранного для измерения метронома темпы будут различаться:

  • Maezel – он задает только основные ритмы, считается классическим;
  • 1950 года – темпы схожи с устройством Maezel, но могут быть ниже на 10-15 шагов;
  • современный – электронные или онлайн измерители, темп у них несколько живее, чем у аналогов.

Если вы – начинающий музыкант, можно использовать стандартные значения – усредненные показатели темпов, приведенные в табличке. Разница в 5-10 ударов в минуту не будет критичной.

Таблица темпов метронома

Чтобы облегчить задачу исполнителям музыкальных произведений, мы собрали все темпы метронома в одной таблице – здесь представлены медленные, умеренные, быстрее ритмы, отсортированные по скорости звучания.

Источник

Каталог тематический музыкальных обозначений

Содержание

Темпы

Характеристики темпа

«Как видно из приведённой таблицы, некоторые термины обозначают не только скорость движения, но и характер исполнения. Поэтому иногда он служит названием целой пьесы или какой нибудь части крупного циклического произведения (например, Андантино Хачатуряна, Адажио из балета «Спящая Красавица» Чайковского).

Читайте также:  Удаление таблицы из базы данных Oracle

Медленные темпы

  • Largo (Ла́рго) — широко, протяжно
  • Larghetto (Ларгетто) — довольно широко
  • Lento (Ленто) — медленно, протяжно
  • Adagietto (адажиетто, правильнее — ададжиетто) — очень спокойно
  • Adagio (Адажио) — медленно, спокойно, вольно
  • Grave (Граве) — тяжело, серьёзно, важно, торжественно
  • Анданте — спокойно, не спеша

Умеренные темпы

  • Andantino — немного скорее, чем andante
  • Moderato (Модерато) — умеренно
  • Sostenuto — сдержанно
  • Con moto — с движением, подвижно
  • Allegretto (Аллегретто) — оживлённо

Быстрые темпы

  • Allegro — скоро, весело, радостно
  • Vivo (Виво) — живо
  • Vivace (Виваче) — оживлённо
  • Vivacissimo (Вивачиссимо) — крайне живо, предельно живо
  • Presto (Престо) — быстро
  • Prestissimo (Престиссимо) — очень быстро

Оттенки темпа

  • molto — очень
  • assai — очень, весьма
  • con moto — с движением, подвижно
  • non troppo — не слишком
  • sempre — всё время
  • meno mosso — менее подвижно
  • piu mosso — более подвижно

Изменение темпа

  • accelerando — ускоряя
  • stringendo (стринджендо)— ускоряя
  • stretto (стретто) — ускоряя | сжимая, сокращая
  • ritenuto (ритенуто) — замедляя, задерживая
  • ritardando (ритардандо) — замедляя, задерживая
  • rallentando (раллентандо) — замедляя, задерживая
  • allengordo — расширяя, замедляя

Восстановление первоначального темпа

  • tempo primo — первоначальный темп
  • tempo I — первоначальный темп
  • a tempo — в прежнем темпе
  • L’is tesso tempo — тот же темп

Свободное управление темпом

  • tempo rubato — свободный темп (дословно «красть время»)
  • ad libitum — по желанию

Динамика

Постоянные динамические оттенки

  • forte fortissimo (динамика)|forte fortissimo (fff) — более громко, чем fortissimo;
  • fortissimo [форти́ссимо] (ff) — очень громко;
  • forte [фо́ртэ] (f) — сильно, громко;
  • mezzo forte [меццо фо́ртэ] (mf) — довольно громко;
  • mezzo piano [меццо пиано] (mp) — довольно тихо;
  • piano [пиано] (p) — слабо, тихо;
  • pianissimo [пиани́ссимо] (pp) — очень тихо;

Характеристика изменения оттенка

  • сфорцандо — напрягая силы, внезапно усиливая громкость;
  • крещендо — постепенно усиливая;
  • диминуендо — постепенно затихая;

Дополнительные термины

  • subito — внезапная смена динамического оттенка.

Артикуляция

Фразировочные • Соединительные • Французские • Вокальные • Штриховые • Пунктирные • Петитные

Использованные сведения

  • Курс теории музыки / Т. С. Бершадская и др.; ред. А. Л. Островский. Л. : Музыка : Ленингр. отделение, 1988.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Каталог тематический музыкальных обозначений» в других словарях:

Список музыкальных обозначений — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Темп (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Темп. Запрос «Allegro» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Темп в музыке скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго,… … Википедия

Артикуляция (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Артикуляция. Виды артикуляций: стаккато, стаккатиссимо, martellato, marcato, tenuto. Виды артикуляций: легато, портато, стаккато, стаккатиссимо. Артикуляция (от лат. … Википедия

Источник