Меню

Тема 13 Человек в политической жизни Политическое участие

«Политический статус личности»

  • раскрыть понятие «политический статус личности»;
  • раскрыть вопрос о политическом участии рядовых граждан в политических процессах, определить их роли;
  • помочь учащимся осмыслить свой собственный политический статус и связанные с ним политические роли.
  • формирование навыков самостоятельной работы с юридическими документами (всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ), с текстом параграфа.
  • формирование навыков самостоятельной работы в коллективном темпе, в группе (взаимопомощь, контроль);
  • способствовать становлению осознанного политического выбора и готовности к реализации типичных для рядового гражданина политических ролей.

1. Вводная беседа.

— Что такое социальный статус?

— Чем социальный статус личности отличается от выполняемых ею социальных ролей?

— Назовите важнейшие социальные роли, которые выполняете вы, учащиеся 11 класса. Что такое политический статус?

2. Учитель задает тему урока, определяет ключевые понятия урока и обращает внимание учащихся на план урока.

  1. Политический статус и роли личности.
  2. Политическое участие граждан.
  3. Демократическая политическая культура.

3. Вопрос о политическом статусе учащиеся рассматривают самостоятельно, заполняя таблицу:

Политические права и свободы.

Всеобщая Декларация прав человека Конституция РФ

Весь класс делится на две группы.

Первая группа работает в парах, изучая и анализируя Всемирную Декларацию прав человека:

  • Какие неотъемлемые политические права и свободы личности зафиксированы во Всемирной декларации прав человека? Найдите и выпишите в тетрадь и на классную доску.

Вторая группа учащихся (группа, которая получила опережающее домашнее задание ознакомиться с Конституцией РФ) работает с Конституцией РФ:

  • Найдите в документе политические права и сравните их с политическими правами, зафиксированными во Всеобщей Декларации прав человека.
  • Какие политические права, зафиксированные в Российской Конституции, соответствуют международным стандартам? Выпишите их на доску.
  • Ответьте на вопрос: позволяют ли эти политические права и свободы достигнуть высокого политического статуса?

В завершении изучения первого пункта плана, учащимся предлагается заполнить схему:

Рассмотрение второго и третьего пунктов плана можно организовать и провести в виде семинарского занятия по вопросам (вопросы предоставить для ознакомления заранее):

Источник

Политический статус личности

Политический статус личности — положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

  1. правом избирать и быть избранными
  2. свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов
  3. пра­вом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти
  4. принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формаль­но лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая ре­альность, в которую она включена, но и политические функции, роли.

Политические роли личности — политические функции, нормативно одобренные образы по­литического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими ролями могут быть роли:

  1. рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
  2. человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
  3. гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.
  4. профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;
  5. политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности — процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль.

Этапы политической социализации:

1-й этап— детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап— период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап— начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап— вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию.

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с поли­тической системой на основе полученных ранее ценностных установоки ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1)бессознательное (поведение человека в толпе)

2)полусознательное (политиче­ский конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

Источник



Тема 13. Человек в политической жизни. Политическое участие

Политическая жизнь динамична и изменчива. В ней участвуют люди, социальные группы, властвующие элиты со своими надеждами, ожиданиями, уровнем культуры и образования. Здесь переплетаются и борются интересы различных социально-политических сил.

Содержание политической жизни

– Наука в той мере, в какой политика слита со знаниями, опирается на них.

– Субъекты и объекты политических взаимодействий (личность, группа, класс, государство).

– Отношения социальных субъектов по поводу государственной власти.

– Установки, интересы, цели различных социальных групп и политических институтов.?

– Регулирование и согласование социальных интересов групп, классов, обеспечение целостности общества, разрешение конфликтов.

– Практическая деятельность по реализации желаемых моделей будущего, программ, курсов.

– Участие в делах государства, влияние на власть различных политических сил (партий, граждан, групп давления).

– Деятельность по управлению (политика как искусство возможного).

Политика, как и любая другая сфера общественной жизни, подчиняется определенным правилам, и любой человек в целом вынужден действовать в соответствии с ними. Для описания этого аспекта политических отношений используются понятия роли и статуса.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

– Рядовой член общества (не оказывает влияния на политику, но заинтересован в ней).

– Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

– Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации (целенаправленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политической организации или органа).

– Профессиональный политик (политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни).

Читайте также:  Покажите таблицу анализов мочи

– Политический лидер (способен изменить ход политических событий и направленность политических процессов).

В современной науке существует несколько трактовок явления политического лидерства.

Политический лидер есть одновременно и субъект и объект политического процесса.

Политическое лидерство отличается от других форм лидерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

– Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вследствие этого политический лидер практически не может воздействовать на людей непосредственно. Его воздействие осуществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

– В силу власти, которой обладает лидер, и необходимости воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спичрайтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

– Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому деятельность политического лидера всегда имеет многоролевой характер.

В процессе деятельности политические лидеры выполняют социально значимые функции.

Проявления политического лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лидеров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image – образ).


Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое участие».

Политическое участиедействия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непосредственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое) политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия решений; деятельность политических лидеров.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида

Самоопределение индивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур.

Самооценка собственных качеств, свойств, возможностей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.

Виды политического участия

Случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом.

Участие «по совместительству» – человек участвует в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности.

Профессиональное участие – человек делает политическую деятельность своей профессией.

Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и стабильность политического участия.

Критерии политического развития личности

– Наличие системы политических ценностей, норм.

– Стабильность политических мотивов.

– Способность к разработке программы политического поведения, адекватной целям и условиям.

– Способность ставить политические цели и добиваться их реализации в политической практике.

– Степень активности участия в политической жизни.

– Способность включить других в политическую деятельность.

– Уважение к другим взглядам и позициям.

– Общий уровень политической культуры.

Применение форм политического участия, их многообразные и многочисленные сочетания, открытие и использование новых во многом зависит от индивида как свободного, активного субъекта политики.

Формы политического участия

– Обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей.

– Лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц.

– Направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти.

– Политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воздействие на нее.

– Выборы, референдумы (лат. referendum – то, что должно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное неучастие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.

Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) – форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

В основном абсентеизму привержены граждане, не разделяющие политические ценности большинства своих соотечественников. Они отличаются высокой степенью недоверия к политическим лидерам и институтам. Некоторые из них считают, что неспособны повлиять на власть; другие удовлетворены своим стабильным и благополучным положением и забыли о властных структурах.

Основные типы политической деятельности

Политическое отчуждение – сосредоточение усилий человека на решении проблем личной жизни при их противопоставлении жизни политической. Существует принудительный контакт с властью, государством через систему обязанностей, налогов, податей и т. п.

Политическая пассивность – субъект не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим влиянием другой социальной группы.

Политическая активность – стремление и возможность воздействовать на политическую власть или непосредственно использовать ее, реализуя свои интересы.

Политическое участие сегодня не только свидетельствует об устойчивости и развитости демократических институтов, но и представляет ценность как сфера самореализации человека, что находит свое отражение в следующих функциях:

– включение индивида непосредственно или опосредованно в систему властных отношений;

– удовлетворение стремления индивида к участию в различных формах, обеспечивающих его жизнедеятельность и влияющих на процессы индивидуального развития.

Успешное функционирование политической системы, основанной на демократических началах, немыслимо без активного участия граждан в общественно-политической жизни. Эффективность и логика развития политической системы, природа самого общества во многом зависят от степени политической активности граждан, уровня осознания ими своих интересов, их желания и способности реализовать возможности, предоставляемые им различными каналами политического участия.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о непосредственном политическом участии граждан?

А. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в митингах, демонстрациях.
Б. Непосредственное политическое участие граждан проявляется в обращениях и письмах к представителям власти.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Источник

Мой конспект: Политические роли и поведение личности

Политические роли личности

В зависимости от степени вовлеченности личности в по­литику можно выделить несколько типов политических ролей.

Типы политических ролей

— Рядовой член общества (не оказывает влияния на поли­тику, но заинтересован в ней).

— Человек, состоящий в общественной организации или движении (косвенно включен в политическую деятельность, если это вытекает из его роли как члена организации).

— Гражданин, состоящий в выборном органе или являю­щийся активным членом политической организации (целе­направленно и по своей воле включен в политическую жизнь в той мере, в какой она отражается на жизни этой политичес­кой организации или органа).

— Профессиональный политик (политическая деятель­ность является не только главным занятием и источником су­ществования, но и составляет смысл жизни).

Читайте также:  Таблица квадратов от 101

— Политический лидер (способен изменить ход полити­ческих событий и направленность политических процессов).

Мой конспект: Типы политических ролей

В современной науке существует несколько трактовок яв­ления политического лидерства.

Мой конспект: трактовки понятия политического лидерства.

Политический лидер есть одновременно и субъект и объ­ект политического процесса.

Мой конспект: Политический лидер — субъект и объ­ект политического процесса.

А) субъектполитического процесса:

Б) объ­ект политического процесса:

Политическое лидерство отличается от других форм ли­дерства лишь тем, что оно имеет место в политической сфере жизни общества.

Особенности политического лидерства

— Политическая деятельность разворачивается в рамках общества, т. е. затрагивает огромное количество людей. Вслед­ствие этого политический лидер практически не может воз­действовать на людей непосредственно. Его воздействие осу­ществляется при помощи СМИ, пропаганды, доверенных лиц.

— В силу власти, которой обладает лидер, и необходимос­ти воздействия на большое количество людей он всегда имеет помощников: аналитиков, экспертов, имиджмейкеров, спич­райтеров (авторов речей), которые помогают ему выстроить тот образ, который предлагается массе.

— Лидер заинтересован в том, чтобы его поддерживало как можно большее количество людей, а потому он стремится расположить к себе разные социальные группы. Поэтому де­ятельность политического лидера всегда имеет многороле­вой характер.

Мой конспект: Особенности политического лидерства

В процессе деятельности политические лидеры выполня­ют социально значимые функции.

Наименование функции Ее сущность
Интегративная Объединение и согласование различных групп интересов на основе базовых ценнос­тей и идеалов, признанных всем обществом
Ориентационная Выработка политического курса, отражаю­щего тенденции прогресса и потребности групп населения
Инструменталь­ ная Определение способов и методов осуществ­ления поставленных перед обществом задач
Мобилизацион­ ная Инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения
Коммуникатив­ ная Обеспечение устойчивых форм политиче­ской самоорганизации на основе тесных контактов с общественностью, различными организациями, группами и слоями
Гаранта справед­ливости, закон­ности и порядка Обеспечение защиты населения от произво­ла бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности

Мой конспект: заполнить таблицу функции политического лидера

Наименование функции Ее сущность
Интегративная
Ориентационная
Инструменталь­ ная
Мобилизацион­ ная
Коммуникатив­ ная
Гаранта справед­ливости, закон­ности и порядка

Проявления политического лидерства достаточно разно­образны. Попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятностное по­ведение лидеров на основе тех или иных признаков. Одной из общераспространенных классификаций политических лиде­ров выступает типология, в основе которой лежит их имидж (англ. image — образ).

Классификация типов политических лидеров 1

Тип лидера Его характеристика Примеры лидеров
Лидер- знаменосец Имеет собственный взгляд на реальность, образ желаемого буду­щего и знание средств его достижения. Опреде­ляет характер происхо­дящего, его темп и способы преобразования Основатель партии большевиков и Совет­ского государства В.И. Ленин, руководи­тель национально-осво­бодительного движения Индии М.К. Ганди, бо­рец за гражданские права негров в США Мартин Л. Кинг
Лидер- служитель Наиболее точно выража­ет интересы своих при­верженцев. Действует от их имени. Руководству­ется тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются его избира­тели Генеральные секрета­ри ЦК КПСС Л.И. Брежнев, К.У. Черненко
Лидер- торговец Обладает способностью убеждать. Своего приз­нания добивается пониманием потребнос­тей избирателей, жела­нием их удовлетворить Президенты США Г. Трумэн, Р. Рейган
Лидер- пожарный Обладает быстрой реак­цией на насущные тре­бования времени, сфор­мулированные его сто­ронниками. Способен эффективно действо­вать в экстремальных условиях, быстро при­нимать решения, адек­ватно реагировать на си­туацию Большинство лидеров в современных общест­вах
1 Создана американским профессором Маргарет Дж. Херманн.

Мой конспект: заполнить таблицу Классификация типов политических лидеров 1

Тип лидера Его характеристика Примеры лидеров
Лидер- знаменосец
Лидер- служитель
Лидер- торговец
Лидер- пожарный

Данная классификация в достаточной степени условна, так как в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего отдельные качества каждого типа лидерства сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

Для обобщенной характеристики политических ролей личности широко используется понятие «политическое учас­тие».

Политическое участие — действия гражданина с це­лью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Мой конспект: понятие Политическое участие

Понятие Родовой признак Видовой признак
Политическое участие

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.

Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое учас­тие осуществляется через избранных представителей. Непос­редственное (прямое) политическое участие — это воз­действие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходя­щие от политической системы; участие граждан в деятель­ности политических партий, организаций, движений; пря­мые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политически­ми деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.

формы непосредственного политического участия могут быть Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массо­выми.

Мой конспект: формы непосредственного политического участия могут быть

Источник

Политический лидер — типология, основные функции и характеристики

Феномен политического лидерства

Лидерство не является изобретением человека, оно заложено природой. Чтобы в этом убедиться, достаточно повнимательнее взглянуть на любых стайных животных. Например, группа волков или обезьян не может обойтись без вожака, которым становится выдающаяся особь, обладающая рядом качеств — сила, решительность и авторитет.

Каждая историческая эпоха имеет своих знаменитых лидеров. Они не приходят случайно, а как бы рождаются для нужд своего века. В пример можно привести Александра Македонского. Знаменитый полководец появился в нужное время. Это был очень интересный период, когда рабовладельческая цивилизация уже не могла обойтись внутренним рынком.

Колонизация восточных земель удовлетворила потребности всех слоёв населения. Богатые завладели большим количеством рабов, а бедняки получили возможность зарабатывать на военной службе.

Феномен политического лидерства на протяжении веков будоражит умы исследователей. Во всех древних мифах вожди наделялись сверхчеловеческими способностями.

Долгое время основой историографии были исключительно действия правителей. Большинство античных, средневековых и даже буржуазных философов придерживались взгляда, что в государстве всё происходит по воле Бога и власти. Лидер воспринимался как сверхчеловек, с лёгкостью управляющий тупым народом и способный изменить ход истории.

На сегодняшнее понимание феномена заметно повлияли теоретические труды Карла Маркса о личности и народе. Немало инноваций в развитие современной концепции лидерства внёс известный психиатр Зигмунд Фрейд и его последователи.

В современности решающая роль нередко уделяется народным массам, а все достижения выдающихся мировых деятелей считаются своего рода квинтэссенцией человеческих стремлений. Толпа не подчиняется воле управленца, любой популярный политик планеты, чтобы добиться хорошего результата, должен идеально соответствовать представлениям публики, удовлетворять её запросы и меняться в зависимости от общественных веяний.

Определение и функции

В современной политологии понятие лидера не имеет однозначного определения. Несмотря на множество разногласий, большинство исследователей сходятся в том, что народный руководитель оказывает легальное влияние на общество и отвечает потребностям народа.

Политическое лидерство имеет несколько особенностей:

  1. Для оправдания народных ожиданий необходимо сложное согласование интересов всех социальных групп.
  2. Любая деятельность лидера ограничена чёткими рамками традиционных законов и особенностями государственного управления.
  3. Управление массами происходит не напрямую, но через посредников — партии, исполнительные органы, средства массовой информации.
  4. Глава не может действовать без своего окружения, все его решения — результат работы множества людей.
Читайте также:  Таблица скоростных режимов на дорогах России

Далеко не каждый президент или другой правитель государства является лидером. Благодаря монархическому и советскому прошлому России, отечественная концепция власти имеет небольшие отличия от западной.

Основные функции политического лидера:

  1. Анализ. Доскональное изучение каждой проблемы, всесторонний разбор причин конкретной ситуации для постановки верного диагноза.
  2. Управление. Чёткая разработка плана необходимых действий для решения поставленной задачи и воплощение его в жизнь.
  3. Мобилизация. Высвобождение сил населения для выполнения необходимых программ и достижения политических целей. Лидер должен внушать людям оптимизм, веру в себя, пробуждать энергию масс.
  4. Новаторство. Если в стране наступил застой, появляется необходимость в генерации инновационных идей для движения вперёд. Разработка новых социально-политических программ и планов дальнейшего развития, а также всевозможные реформы.
  5. Коммуникация. Ведущий руководитель не должен забывать, что он — лишь квинтэссенция массовых потребностей. Необходимо постоянно следить за новыми веяниями, возникающими в народе, и соответствовать им.
  6. Координация. Социум — это сложнейший механизм, требующий слаженной работы всех его деталей.
  7. Организация. Постановка правильных целей и достижение желаемых результатов.
  8. Интеграция. Лидер должен объединять все социально-политические силы, не допуская раскола в государстве или партии.
  9. Легитимация политического режима.

Верховный политический деятель выглядит в глазах народа как нечто великое и в то же время близкое. Его сильная личность должна внушать людям уверенность в завтрашнем дне.

Теоретико-методологические подходы

Изучение лидерства и причин его возникновения требует разностороннего научного подхода.

Проблема касается не только политологии, но и философии, истории, социологии и даже психологии.

Для более полного раскрытия такого сложного феномена применяются различные теории:

  1. Теологическая парадигма. Согласно этой концепции, любая власть даётся народу свыше. Бог выбирает представителя на земле и посредством его оказывает сверхъестественное влияние на общество. Сам по себе лидер не обладает могуществом, его роль заключается лишь в качественном отображении воли божества.
  2. Натурализм не допускает наличия сверхъестественных сил. Лидерство рассматривается с эволюционной точки зрения как проявление основной жизненной потребности — иерархической. У более влиятельных индивидов шансы на продление рода и передачу генетического материала заметно возрастают. Таким образом, главный руководитель беспокоится о продлении человеческого рода. Существует немало психологических выкладок, описывающих политическое поведение человека именно в таком ключе.
  3. Рационально-критическая парадигма предлагает рассматривать политическое лидерство как обособленное явление, развивающееся по своим законам.
  4. Социальный подход включает в себя множество разных теорий. Например, К Маркс объявляет политические процессы следствием экономических отношений в обществе. Теоретик сводит роль лидера к социально-классовому администратору без личностных характеристик, который удовлетворяет запросы народа.

Культурологический подход — это своего рода подвид социальной парадигмы, учитывающий личные особенности лидера. Поклонники этой теории рассматривают политический процесс как проявление креативных стремлений руководителя.

Типологический анализ

Для прогнозирования деятельности политических лидеров наука пытается классифицировать их по различным характеристикам.

Самое простое и популярное деление основано на взаимоотношениях власти и подчинённых. Авторитарный правитель — это единоличник, использующий силу и угрозы.

Демократ старается учитывать мнение других и согласовывает свои действия с желаниями народа. Либерал устраивает вседозволенность и пускает процесс на самотёк.

Типы политического лидерства по М. Херманну:

  1. Знаменосец — настоящий вождь своего времени, способный вдохновить толпу на подвиг. Он отлично ориентируется в сложной обстановке, обладает критическим мышлением, знает, куда идти. Цели такого лидера отличаются предельной чёткостью и понятностью. Самые известные представители этого типа — Ленин, Гитлер, Ганди, Наполеон.
  2. Служитель занят удовлетворением интересов своих приверженцев или политической группы. Такие лидеры актуальны в спокойные периоды застоя, яркий пример — Леонид Брежнев.
  3. Торговец — это предприниматель, выгодно продающий свои политические программы за власть. Для принятия наиболее выгодного решения такой политик предпочитает пользоваться услугами многочисленных помощников — Рональд Рейган.
  4. Пожарный умеет быстро мобилизировать все силы для решения кризисных задач. Отлично реагирует на любую ситуацию и действует с большой эффективностью.

Как и любая типология, классификация Херманна весьма условна. Указанные типы редко можно встретить в чистом виде, обычно это смесь в различных пропорциях.

Таблица типов лидерства

В современной политологии принято различать стили правления, ориентируясь на личность лидера и особенности его взаимодействия с народом. Большое значение имеют психологические наклонности правителя.

Классификация Вебера

Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (1864−1920) — известный политический экономист, историк и социолог Германии.

Идеи этого выдающегося деятеля оказали огромное влияние на становление и развитие общественных наук.

Типология политического лидерства по Веберу основана на легитимном господстве:

  1. Традиционное. В основе лежат давние обряды и привычки. Люди привыкли подчиняться человеку, который получил власть благодаря своему высокому происхождению, по наследству или другим традиционным способом.
  2. Рационально-легальное. Здесь всё основано на логическом подходе и соответствует общемировым правовым стандартам. Приход к власти регламентирован, а полномочия главного руководителя чётко очерчены конституцией и законом.
  3. Харизматическое лидерство основано на вере в эмоции. Образ такого правителя складывается не только из личностных качеств, большое значение имеют представления окружающих и приписываемые достоинства, часто надуманные. Руководитель такого типа является иконой, его истинное лицо не имеет большого значения.

Вебер считал, что харизматический правитель имеет особое значение в тяжёлые переломные моменты истории. Это происходит благодаря тому, что он не связан с прошлым. Рациональный лидер больше подойдёт для спокойного периода.

Знаменитые имена

За время существования человечества сменились тысячи поколений. Государства возникали и разрушались, возрождаясь вновь. История знает много разных правителей, отличившихся своими выдающимися качествами. Однако далеко не все привели свою страну к процветанию, достаточно вспомнить фюрера Третьего Рейха — Адольфа Гитлера — или лидера красных кхмеров — Пол Пота.

Яркие примеры из списка политических лидеров XX века:

  1. Франклин Делано Рузвельт (1882−1945) — единственный президент США, который управлял страной 4 срока подряд. Этот американский лидер сумел справиться с Great Depression и вдохновил общественность на создание ООН. Роль этого политика в мировой истории невозможно переоценить.
  2. Маргарет Хильда Тэтчер (1925−2013) — единственная женщина на посту премьер-министра Великобритании. За свои жёсткие меры по улучшению экономического положения в стране и жёсткую критику советского режима получила прозвище — Железная леди. Авторитарный лидер с холодным аналитическим рассудком и женским взглядом на решение политических задач. Маргарет на личном примере показала, что женщина может добиться невероятных высот.
  3. Нельсон Ролилахла Мандела (1918−2013) стал первым чёрным президентом Южно-Африканской Республики. Его фамилия ассоциируется с беспрецедентной борьбой за права человека, из-за которой африканскому лидеру пришлось 27 лет провести за решёткой. За свои заслуги Мандела был удостоен Нобелевской премии мира.
  4. Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874−1965) считается величайшим британцем всех времён. Уникальный человек, отличающийся невероятной эрудицией и работоспособностью. За свою биографию он успел дважды побывать на посту премьер-министра, был журналистом, учёным, писателем, являлся лауреатом Нобелевской премии. Будучи прекрасным оратором, Черчилль умел своей речью вселить в человека оптимизм, веру в собственные силы и гордость за Англию.

Появление и существование лидеров — это универсальное и в то же время объективное явление. Любое общество нуждается в людях, способных правильно организовать социально-политические процессы для достижения необходимой цели.

Источник