Меню

Тематический тест в формате ЕГЭ по истории Смута



Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных …

Сложность:

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.

Правитель Дата Руководитель
_____________ (А) 1603 г. Хлопко
Алексей Михайлович ____________ (Б) Степан Разин
______________(В) 1773–1775 гг. ______________(Г)
Пётр I ______________(Д) ______________(Е)
  1. Борис Годунов
  2. 1670–1671 гг.
  3. Екатерина II
  4. Е. Пугачёв
  5. К. Булавин
  6. Лжедмитрий I
  7. 1707–1708 гг.
  8. Мазепа
  9. 1707 г.

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Объект авторского права ООО «Легион»

Вместе с этой задачей также решают:

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. финансовая реформ…

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. начало работы пер…

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. принятие Билля о …

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.

  1. Шахтинский процес…

Источник

Тематический тест в формате ЕГЭ по истории. Смута

Конструирование заданий базового уровня по теме «Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты»

1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) восстание И. Болотникова 1) 1610—1613

Б) голодные годы 2) 1606—1610

В) правление В.Шуйского 3) 1606—1607

Г) «Семибоярщина» 4) 1600—1603

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Что из перечисленного относится к событиям периода Смуты (1598—1613гг)? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры , под

которыми они указаны.

1) «Крестоцеловальная запись»

2) отмена местничества

3) борьба с поляками

4) борьба со шведами

6) полки «нового строя»

3 . Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом

ниже списке данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите

номер нужного элемента.

Борьба с «тушинским вором»

Пропущенные элементы:

1) М.В. Скопин—Шуйский

2) Борис Годунов

3) Василий Шуйский

8) первое ополчение

9) убийство Дмитрия Углического

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

4. Расположите в хронологической последовательности исторические события.

Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной

последовательности в таблицу.

1) восстание И.Болотникова

2) второе ополчение

3) правление Лжедмитрия I

5. Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями)

и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой

позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго

А) разорение «тушинским вором» окрестностей Москвы 1) признание Марией

Нагой своего сына Дмитрия

Б) Правление Бориса Годунова 2) первое ополчение

В) Избрание царем Б.Годунова 3) «крестоцеловальная

Г) освобождение Москвы от поляков 4) открыты царские закрома

5) второе ополчение

6) пленение Филарета

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

6. Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением одного, относятся

к событиям (явлениям) Смутного времени

1) второе ополчение 2) борьба с поляками 3) опричнина 4) тушинский вор 5) самозванец 6) полюдье

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому

7. Запишите термин, о котором идёт речь.

Глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16– начале 17 в

8. Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

А) Восстание в Путивле в 1606 г 1) П.Ляпунов

Б) первое ополчение 2) Кузьма Минин

В) второе ополчение 3) Михаил Федоров

Г) избрание царя в 1613 г 4) Иван Болотников

6) Василий Шуйский

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

9. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их

краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой,

подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

«…В лето 1547 г, когда же вошел князь великий Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Священным собором начал молебен…после молитвы велел митрополит принести с аналоя бармы, и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своем стуле, а митрополит на своем… И взошел на амвон архидиакон и проговорил велегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому. И по многолетии митрополит Макарий здравствовал великого князя… И поклонился царю митрополит

«…Страна представляла собой зрелище полного видимого разрушения. Поляки взяли Смоленск; польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай—города; шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол

Читайте также:  Рацион питания кроликов что можно и что нельзя давать

1) Данный документ рассказывает о событиях Смуты

2) Данный документ рассказывает об установлении опричнины

3) Данный документ рассказывает о венчании на царство

4) Причиной события стала смерть последнего из рода Рюриковичей

5) Причиной события стала борьба князей за великое княжение

6) Событие происходило в Успенском соборе в Москве

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

10. Прочтите отрывок из письма М.И.Калинину (1931 г) и укажите название политики, о которой идет речь .

« Мы, крестьяне— труженики и дети наши, закалены на стуже и жаре, но без всякого приюта и дикари не жили. Вот уже 5 месяцев как мы выселены и стали не похожи на людей: питаемся травой, хлеба нам не выдают, а заработать нам негде…Мы…разграблены местными властями. Кто подлежал высылке, те все дома, а мы по личным счетам выселены»

11. Прочтите отрывок из статьи Ю.П.Швеца

«Сменивший Годунова на русском троне Лжедмитрий I (1605–1606 гг.) не только не внес принципиальных изменений в проевропейский курс российской политики, но сделал его в еще большей степени нацеленным на сближение с Европой. Так, к примеру, Н.М. Карамзин сообщает о том, что Самозванец, убежденный в превосходстве Европы над Россией, убеждал русских людей ездить на учебу в Европу, перестроил деятельность Боярской думы по примеру польского сейма и обещал, что он будет править Россией не самодержавно, т.е. с помощью тирании, а по-европейски, путем милосердия. С.М. Соловьев утверждает, что Лжедмитрием I было издано два указа, облегчавших положение холопов и крепостных крестьян»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три

верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

1) описываемые в статье события произошли в 1613 году

2) политик, о котором идет речь, унаследовал царский престол по праву

3) автор текста — сторонник правления Лжедмитрия I

4) Лжедмитрий I правил Россией более 5 лет

5) Борис Годунов разгромил войска Лжедмитрия I

6) женой Лжедмитрия I стала польская пани

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

12. Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими

характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКА

А) «Апостол» 1) авторы—Барма и Постник

Б) памятник Минину и

Пожарскому в Москве 2) место сбора первого ополчения

В) Ипатьевский монастырь 3) первая печатная книга

Г) «Жизнь за царя» 4) автор — И.Мартос

5) вотчинное владение бояр Романовых

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

13. Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются

верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите

в таблицу цифры , под которыми они указаны.

http://ic.pics.livejournal.com/pro_transneft/70819602/24148/24148_900.jpg

1) картина написана по событиям Смутного времени

2) люди на конях — шведы

3) крестьянина помиловали за раскаяние в содеянном

4) памятник герою картины стоит в Костроме

5) Иван Сусанин был родственником Михаила Романова

13. Кого из будущих царей пытались найти вооруженные люди на картине? В ответе запишите цифру, под которой указано этот правитель.

1) http://apxeo.info/wp-content/uploads/2013/02/mikhail1.jpg2) http://sanktpeterburg.bezformata.ru/content/image91886271.jpg

3) http://7.hidemyass.com/ip-1/encoded/Oi8vaW1nMC5saXZlaW50ZXJuZXQucnUvaW1hZ2VzL2F0dGFjaC9jLzAvMTIxLzUwMi8xMjE1MDI5NjZfMDFfQWxla3NleS5qcGc%3D4) http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/147/146942/146942_html_704d7590.jpg

Рассмотрите карту и выполните задания 14—17

C:\Users\1\Desktop\Безымянный.png

14. Напишите название периода, описанного на карте

15. Напишите фамилию князя, возглавившего ополчение по пути следования от Нижнего Новгорода до Москвы

16. Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 1

17. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются

верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу

цифры , под которыми они указаны.

1) Швеция приняла участие в войне против России

2) Претендентом на московский престол в указанный период был польский королевич Владислав

3) Город, обозначенный на карте цифрой 1, — место пленения Ивана Болотникова

4) Город, обозначенный на карте цифрой 2 — Смоленск

5) В Нижнем Новгороде было сформировано первое ополчение

6) Город, обозначенный на карте цифрой 2, после окончания событий, указанных на карте, остался в составе Российского государства

18. Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже

список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного

буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А) Операция «Багратион» — это операция советских войск по наступлению в __________.

Б) Верховным Главнокомандующим советскими войсками 23 июня 1941 года стал ____________________.

В) «Катюша» — название установки реактивной артиллерии, впервые примененной в __________ году.

Читайте также:  Методы распределения семейного бюджета на месяц

Пропущенные элементы:

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

Конструирование заданий повышенного уровня

1. Сму́та — период в истории России с 1598 по 1613 годы, ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим государственно-политическим и социально-экономическим кризисом. Назовите причины начала Смутного времени (укажите не менее трех причин).

2. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым

высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже

приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической

Борис Годунов был первым истинно народным царем

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно

подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно

опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте

исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

3. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов

истории России:

1) 1598—1605 гг; 2) 1598—1613 гг; 3) 1654—1667 гг

В сочинении необходимо:

указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся

к данному периоду истории;

назвать две исторические личности, деятельность которых связана

с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание

исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях

(явлениях, процессах) данного периода истории России;

указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших

между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте

одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на

вопросы 4—6. Ответы предполагают использование информации из

источника, а также применение исторических знаний по курсу истории

соответствующего периода.

Из сочинения историка В.О.Ключевского

«В самом начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные со всех концов Русской земли. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей.

На Соборе первым делом решили среди иноземцев нового царя не искать. Но выбрать своего царя оказалось непросто. Одни предлагали одного, другие — другого, перебирали великие роды, но не могли ни на ком согласиться и так потеряли немало дней. Многие кандидаты пытались подкупить избирателей, засылали к ним с подарками и обещаниями.

Наиболее вероятными кандидатами на избрание были: князья Галицкий, Мстиславский, Воротынский, Трубецкой и М.Ф.Романов.

Неоднозначной при обсуждении была и кандидатура Михаила Романова, отец которого Филарет был ставленником обоих самозванцев, получил сан митрополита от первого и провозглашен патриархом в подмосковном лагере второго.

Сам по себе Михаил, 16—летний мальчик, имел мало видов на престол, однако на нем сошлись такие враждебные силы как дворянство и казачество.

Окончательное решение было представлено всей землей. Тайно разослали по городам верных людей, чтобы выведать мнение народа, кого хотят на Московское государство царем. Посланные возвратились с донесением: быть государем М.Ф.Романову.

21 февраля 1613 года прошли окончательные выборы. Каждый участник Собора подал письменное мнение, и во всех мнениях значилось одно имя — Михаила Федоровича»

(Текст взят из источника: Гевуркова Е.А. История: Россия с древности до начала XVII века: Новый экспресс—репетитор для подготовки к ЕГЭ. М., Астрель, 2012)

4. К какому периоду российской истории относятся описанные в документе события? С какой целью был созван собор? Почему историк называет его всесословным? Укажите не менее трех положений.

5. Используя знания по истории и текст документа, укажите, как объясняет историк сложность поставленной на Соборе задачи? Укажите не менее трех положений.

6. Чем обусловлен выбор Михаила Романова? В чем заключалось значение принятого на Земском соборе решения? Укажите в общей сложности не менее трех положений.

Автор теста — учитель истории ГБОУ СОШ № 2 пгт Усть—Кинельский Злобина Маргарита Юрьевна

Источник

Заполните пустые ячейки таблицы борис годунов

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Век Событие (процесс) Участник
(А) (Б) И.С. Конев
(В) Первое в истории избрание царя Земским собором (Г)
Хв. Восстание древлян (Д)
(Е) (Ж) Василий I
XII в. (З) (И)

1) основание Москвы

2) Борис Годунов

4) Мстислав Великий

5) Юрий Долгорукий

6) операция по взятию Берлина

9) присоединение Нижегородского княжества к Москве

11) Игорь Старый

12) Смоленская война

Читайте также:  Таблица менделеева открытие или нет

Комментарий:

Век Событие (процесс) Участник
3 (А) 7 (Б) И.С. Конев
8 (В) Первое в истории избрание царя Земским собором 2 (Г)
Х в. Восстание древлян 11 (Д)
10 (Е) 9 (Ж) Василий I
XII в. 1 (З) 5 (И)

Ответ:
Улучши свой результат с курсами ЕГЭ/ОГЭ/ВПР на egevpare.ru

Предложи свой вариант решения в комментариях 👇🏻

Источник

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 11

РОССИЯ В КОНЦЕ XVI В.

Задание 1. Приведите в соответствие элементы таблицы «Постепенное закрепощение крестьян». При желании расширьте её.

№ п/п

Дата № п/п Документ № п/п

Содержание

  • 1-1-1
  • 2-2-2
  • 3-3-3
  • 4-4-4

Примечание: Таблица составлена верно. Изменений не требуется. Можно добавить следующие пункты:

  • 1590-е годы — полная отмена Юрьева дня
  • 1637 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 9 лет.
  • 1644 год — Срок сыска беглых крестьян увеличен до 10 лет, а насильно вывезенных другими помещиками — до 15 лет.
  • 1649 год — Соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. При этом устанавливалась и обязанность помещика-укрывателя заплатить за незаконное использование труда чужого крепостного.
  • 1718-1724 гг. — податная реформа, окончательно прикрепившая крестьян к земле.
  • 1747 год — помещику предоставлялось право продавать своих крепостных в рекруты любому лицу.
  • 1760 год — помещик получил право ссылать крестьян в Сибирь.
  • 1765 год — помещик получил право ссылать крестьян не только в Сибирь, но и на каторжные работы.
  • 1767 год — крестьянам было строго запрещено подавать челобитные (жалобы) на своих помещиков лично императрице или императору.

Задание 2. Выберите правильный ответ.

1. Первым патриархом на Руси был:

  • а) Гермоген; б) Филарет; в) Иов.

2. Борис Годунов стал русским царём, потому что

  • а) имел право старшинства;
  • б) был избран на Земском соборе;
  • в) на этом настоял польский король.

Задание 3. Используя учебник, подчеркните основные направления внутренней политики Бориса Годунова:

  1. укрепление поместного и вотчинного хозяйства;
  2. масштабное строительство крепостей;
  3. отправка дворянских детей на учёбу за границу;
  4. приглашение иностранных специалистов в Москву;
  5. массовые казни своих противников;
  6. учреждение патриаршества.

Примечание: Отправка дворянских детей на учебу за границу является скорее политикой по культурному и технологическому обмену. Приглашения иностранных специалистов в Москву как такового не было — специалисты ехали сами. Массовых казней противников тоже не наблюдалось — их просто отправляли в ссылки или насильно постригали в монахи, многие умирали в ссылках. Учреждение патриаршества так же не может быть элементом внутренней политики, поскольку это разовое действие, а не постоянно проводимая политика.

Задание 4. Выберите правильный ответ.

  • Бояре всецело поддержали избрание на царство Б. Годунова.
  • Бояре хотели передать власть Боярской думе.
  • Бояре пригласили на русский трон иностранного принца.

Задание 5. Впишите соответствующее имя.

  • Зять Малюты Скуратова — Борис Годунов (еще две дочери Скуратова были выданы за Ивана Глинского и Дмитрия Шуйского)
  • Царствовавший сын Ивана IV — Федор Иванович
  • Брат жены царя Фёдора — Борис Годунов
  • Венчанный на царство брат царевича Дмитрия — Федор Иванович

Задание 6. Кто не был современником Бориса Годунова? (Подчеркните.)

Король Сигизмунд III, царь Фёдор Иванович, боярин Фёдор Никитич Романов, Елена Глинская , Малюта Скуратов, патриарх Иов, Иван Грозный.

Задание 7. Используя текст учебника и Интернет, заполните таблицу «Внешняя политика Бориса Годунова».

Дата

Значение

Задание 8. Используя интернет-ресурсы, найдите на контурной карте и подчеркните названия крепостей, сооружённых при Бо­рисе Годунове.

Построены крепости (подчеркнуты красной линией): Воронеж, Ливны, Самара, Царицын, Саратов, Белгород, Царев-Борисов, Томск, восстановлен Елец, сооружена Смоленская крепостная стена.

Рабочая тетрадь по истории России. Данилов. 7 класс. Параграф 11

Задание 9. Укажите даты событий. Расставьте номера ответов в хро­нологической последовательности.

  1. Расправа Б. Годунова с боярами Романовыми — 1600 год.
  2. Введение урочных лет — 1597 год.
  3. Избрание Б.Годунова на царство — Февраль 1598 года.
  4. Трагедия в Угличе — 15 мая 1591 год.
  5. Смерть царя Федора — 7 января 1598 года.

4

Задание 10. Объясните, как вы понимаете смысл пословиц и поговорок.

  • Царские милости в боярское решето сеются — какими бы ни были царские милости, большая часть их останется у бояр, а простому человеку ничего не достанется.
  • Тело государево, дума Божья, спина боярская — это значит, что тело крестьянина принадлежит государю, душа — Богу, а работает он на боярина
  • Богат Ермошка: есть собака да кошка — так говорят о человеке, который живет очень бедно

Источник