Меню

Теоретические основы обучения первоначальному письму на уроках обучения грамоте по УМК Перспективная начальна

Зрительные и двигательные элементы букв таблица эльконин

Вы здесь: I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА 1.1. Понятийный аппарат методики обучения письму

1.1. Понятийный аппарат методики обучения письму

Термин каллиграфия первоначально означал эстетично красивое письмо с различными украшающими элементами. В современной методической теории каллиграфия понимается как умение писать четким, удобочитаемым, устойчивым почерком, который по мере выработки скорости приобретает индивидуальные черты. Каллиграфическое качество письма (соразмерность элементов по высоте, ширине, наклону, идентичность в написании букв) формируется позже, когда освоены все написания букв. В этой связи следует различать термины графический и каллиграфический.

Графический навык — автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков в буквы, а также начертание их на бумаге. Приемлемы сочетания: графический навык, но каллиграфический почерк, письмо.

Графическая система — совокупность букв алфавита, имеющая определенную структуру, которая характеризуется наличием структурных единиц постоянной формы и пространственно-количественным типом отношений между ними.

К графическим ошибкам относятся разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственной ориентации и количества элементов в буквенном знаке.

Каллиграфические ошибки (вернее, недочеты письма) — это нарушение пропорции элементов букв по ширине, высоте и углу наклона. Они являются следствием несформированности координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки.

Зрительные элементы — это относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе ее зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением и т.д.

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых, с одной стороны, учитывается форма соответствующих зрительных элементов, с другой — закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их на бумаге.

Зрительный образ буквы — это зрительное, более или менее адекватное представление о форме буквенного знака.

Зрительно-двигательный образ буквы — представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, которое осуществляется на основе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов и за счет корректирующего контроля глаза.

Источник

Теоретические основы обучения первоначальному письму на уроках обучения грамоте по УМК «Перспективная начальная школа», Компоненты формирования графического действия

Теоретические основы обучения

первоначальному письму на уроках обучения грамоте

по УМК «Перспективная начальная школа»

Компоненты формирования графического действия

В основе данной методической системы – психофизиологические закономерности формирования полноценного графического действия, которое реализуется с помощью пяти составляющих компонентов:

    слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного и рукодвигательного.

Слуховой компонент характеризуется природной способностью ребёнка к различению звуков человеческой речи, то есть фонематическим слухом, формирование которого завершается к 5-6 годам.

Артикуляционный компонент – проявляется в умении детей правильно произносить все звуки родного языка как изолированно, так и в контексте звучащих слов.

Зрительный – в способности запомнить и сохранить в памяти графические образы печатных и письменных букв.

Двигательный компонент – это необходимая составляющая в функционировании анализаторных систем чувственного отражения реального мира, в том числе слухового, артикуляционного и зрительного анализаторов.

Рукодвигательный компонент проявляется в умении выполнять тонкокоординированные движения рукой в процессе воспроизведения с помощью ручки письменных букв и их соединений на бумаге.

Дидактической основой методики обучения первоначальному письму является система специфических для данного вида деятельности принципов, методов и приёмов. Это следующие принципы:

    поэлементное изучение одновариантное начертание логическая группировка букв.

Это поэлементно-целостный метод письма и следующие методические приёмы:

аналитического восприятия, практического конструирования изучаемых букв, первичного копирования элементов, букв и их соединений с использованием алгоритмов, а также приём тактирования, то есть письма под счёт.

Поэлементный принцип изучения письменных букв реализуется с помощью элементов двух видов: зрительных и двигательных.

Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе её зрительного восприятия и которые легко соотносятся с определёнными формами: прямая линия с закруглением с одной стороны; плавная линия; полуовал; прямая линия с петлёй; прямая линия с закруглением с двух сторон; прямая линия с петлёй и закруглением с другой стороны; прямая линия с четвертным овалом. Зрительные элементы даны не только в виде линий, но и в виде шаблонов элементов букв.

Двигательные элементы представляют собой относительно законченные отрезки движения руки, в которых учитывается форма соответствующих зрительных элементов и закономерности плавного и безотрывного воспроизведения их в целостной букве. На основе двигательных элементов раскрывается технология связного и безотрывного письма.

В процессе формирования в памяти первоклассников образов букв используется зрительные элементы. После усвоения формы изучаемой письменной буквы ученик воспроизводит её в тетради, теперь уже на основе двигательных элементов по определённому алгоритму, заданному с помощью пунктирной или более светлой по тону линии или символа «точка со штрихом», которая указывает на начало и направление движения руки.

Принцип одновариантного начертания букв обусловлен закономерностями формирования письма как двигательного навыка, то есть необходимостью повторения единообразных, идентичных движений.

Принцип одновариантного начертания букв реализуется в идентичности их формы и последовательности изображения. Так все буквы, в которых есть:

— овал а, б, д, о, О, ф, Ф, ю, Ю;

— прямая линия с четвертным овалом ъ, ь, ы;

— линия с петлёй, переходящей в строчный овал в;

имеют лишь один вариант начертания, в котором используется приём нижнего повтора по полуовальной линии.

Логический принцип изучения и закрепления начертательной техники письма заключается в том, что все буквы объединены в девять групп по признаку наличия в них общего элемента.

Читайте также:  Инкубация росс 308 таблица температур

Первую группу составляют 29 строчных и заглавных букв, имеющих в своём составе линию с закруглением с одной стороны: а, и, й, л, м, н, т, у, ц, ч, ш, щ, ы, я; Г, И, Й, Л, М, П, Р, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Я.

Во вторую группу входят 27 букв, имеющих в своём составе плавную линию: б, ж, й, к, л, м, н, ч, ъ, ы, э, ю, я; А, Б, Г, Ж, Й, К, Л, М, Н, П, Т, Э, Ю, Я. Но лишь 15 из них, по сравнению с первой группой встречаются впервые.

Третья группа букв составлена на основе полуовала. Начертание 6 из 16 букв уже отработано в составе первой и второй групп.

Четвёртую группу составляют 14 букв, имеющих в своём составе линию с петлёй. Только две буквы (в, д) встречаются впервые.

В пятую группу входят 13 букв, на основе линии с закруглением с двух сторон.

В шестую 12 букв на основе овала.

В седьмую 11 букв на основе прямой линии.

В восьмую 4 буквы на основе прямой линии с петлей и с закруглением с противоположной стороны (е, ё,З, Н).

Девятая группа – 3 буквы на основе прямой линии с четвертным овалом: ъ, ы,ь.

Такая последовательность изучения букв позволяет в достаточно короткий срок послебукварного периода предупредить графические ошибки первоклассников и перейти к формированию автоматизированности навыка письма.

Описанные выше принципы методической системы конкретизируются в практике обучения детей первоначальному письму благодаря поэлементно-целостному методу. Суть этого метода в том, что поэлементное письмо на первоначальном этапе его усвоения не противоречит безотрывному письму, а, напротив, закладывает его основы. Поэлементно-целостный метод реализуется через систему специальных методических приёмов: аналитического восприятия и практического конструирования письменных букв с помощью элементов-шаблонов, копирования ( письмо по вспомогательным пунктирным линиям) , тактирования и алгоритмизации в процессе начертания букв.

При тактировании процесса воспроизведения букв, то есть письма под счёт, у ученик формируется важное умение чередовать напряжение мышц руки с их расслаблением, которое является основой для выработки графического навыка в дальнейшем.

Приём алгоритмизации письма осуществляется на основе условного символа – точки со штрихом, указывающей начало и направление движения руки.

Овладение грамотой, в частности письмом, является для первоклассника сложным процессом, поэтому на уроках обучения первоначальному письму должны быть реализованы следующие условия.

Повторение звука или двух звуков, изученных на уроке чтения. Соотнесение изученного звука с условно-графическими и буквенными символами. Выделенные звуки необходимо соотнести с фишками ( кружок, два квадрата), затем с печатной малой буквой в квадратных скобках, а лишь потом перекодировать в соответствующую рукописную букву. Формирование зрительного образа изучаемой буквы. Ребёнок должен видеть из, каких элементов состоит буква, правильно называть и узнавать их в структуре других букв. Анализ букв необходимо сочетать с его практическим конструированием с помощью дидактического материала: шаблонов элементов букв, которые соответствуют формам 9 элементов-линий. В прописи в Приложении 8 даны рисунки шаблонов письменных букв. Они пронумерованы и распределены на основе учёта форм элементов на группы. Таблица 11 «Поэлементный состав письменных букв» (ключ к конструированию) предназначена для контроля за результатом практического конструирования букв из элементов-шаблонов. Усвоение алгоритмов начертания букв и их соединений. Важную роль здесь играет показ учителя образца начертания буквы в сочетании со словесной инструкцией. Формирование умения чередовать напряжение мышц руки с расслаблением. Технология счёта обусловлена закономерностями движения руки в процессе письма. Все движения, выполняемые сверху вниз пишутся с напряжением, т. е с нажимом ручки, просчитываются под основной счёт – раз, два. Другие движения (снизу вверх, влево, вправо) пишутся при расслабленном состоянии под дополнительный счёт «И». Выполнение учащимися санитарно-гигиенических норм письма. Особое внимание следует обратить на выработку правильной посадки и пользованием тетрадью и ручкой. В прописях даны образцы посадки и правила пользования

письменными принадлежностями (причём в сравнении негативных и позитивных примеров).

На подготовительном ( добуквенном ) периоде обучения письму должны быть выполнены следующие задачи:

— познакомить с формами и названиями 9 элементов букв, изображённых в линиях и рисунках соответствующих шаблонов

— научить писать элементы письменных букв по алгоритму

— сформировать элементарные понятия об основных структурных единицах русского языка: слово, предложение, текст.

— формировать у учащихся основные приёмы мыслительной деятельности

— развивать тонкокоординированные движения руки при письме

— научить правилам посадки и пользования письменными принадлежностями

На основном (буквенном) периоде обучения письму решаются следующие задачи:

— закрепить умение соблюдать правильную позу при письме

— сформировать понятие о звуке как мельчайшей структурной единице языка, с помощью которой различаются слова и формы слов

— формировать умение делить слово по слогам, выделять голосом ударный звук в слове

— формировать умение анализировать слово, высказывание, текст, воспринятые на слух, соотносить их со схемами, моделями

— сформировать в памяти первоклассников чётко-дифференцированные зрительно-двигательные образы букв

— овладеть умением перекодировать звукофонемную форму в буквенную и наоборот

— прочно усвоить технологию начертания письменных букв и трёх видов их соединений

— упражнять в выполнении основных мыслительных операций ( анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение и т. д) в процессе анализа, практического конструирования и при решении логических заданий

— сформировать элементарный графический навык письма букв и соединений

Читайте также:  FK Slonim 2017 текущий результат расписание матчей и результаты Футбол

На заключительном этапе дети упражняются в письме изученных букв по группам, пишут их под счёт в ускоренном темпе, отрабатывают три вида соединений букв, корректируют недостатки своего письма.

Структура и содержание тетрадей по письму

Тетрадь по письму №1 предназначена для подготовительного периода обучения.

На третьей странице тетради даны пустые квадраты. Они расположены в верхнем левом, верхнем правом, нижнем левом и нижнем правом углах и в середине страницы. Дети должны по заданию учителя нарисовать в них простейшие рисунки. По результатам выполнения этого задания можно судить об умении детей ориентироваться на странице и об их графической подготовке в целом. Кроме этого учащиеся знакомятся с разлиновкой тетради ( верхняя и нижняя линейки рабочей строки, нерабочая строка); с основными направлениями движения руки, учатся обводить линии по заданному алгоритму, используя точки со штрихом.

Структура последующих страниц Тетради №1 идентична этой. В верхней части страницы даны элементы букв, изучаемых на уроке. Они представлены в виде рисунков шаблонов элементов букв. Между ними есть небольшая иллюстрация, в которой есть детали, напоминающие форму этих элементов. Здесь ребёнок знакомится с названиями элементов и находит в дидактическом наборе соответствующие по форме и размеру шаблоны.

Ниже расположены графические упражнения на письмо элементов букв по алгоритмам.

Затем даются логические задания на запоминание названий элементов букв и выделение в одинаковых по форме элементах их переменные свойства – размер и пространственное расположение. Завершается страница узором – бордюром, основой для которого является форма изученного элемента.

Вторая половина тетради №1 (со с.13), и Тетради 2,3 предназначены для основного периода. Каждая страница тетради по письму этого периода имеет определённую структуру.

1.Знакомство с изучаемой буквой:

— соотнесение печатных и письменных букв;

— определение детьми буквы, которую будут изучать (в синем кружке);

— рассмотрение зрительных элементов изучаемой буквы (на первой линии);

— рассмотрение двигательных элементов на планке;

2. Формирование представлений о звуках-фонемах как структурных единицах звучащего слова.

— работа со звуками в квадратных скобках – приведение примеров с этим звуком, интонирование каждого звука, их характеристика.

3. Формирование зрительного образа письменной буквы:

— из каких элементов состоит буква;

— в каких пространственно-количественных отношениях они находятся в ней;

— соединить только те элементы, которые подходят к изучаемой букве (веер) (самостоятельно).

4. Объяснение учителем на доске последовательности начертания буквы (Дети повторяют в воздухе на второй раз).

5. Упражнение в письме буквы под счёт:

— учитель объясняет на доске;

— тренировка написания по таблице-самоучителю (в конце каждой тетради).

6. Усвоение технологии начертания буквы по алгоритму.

— тупым концом ручки или указкой обведение элементов буквы по образцу.

7. Графическое упражнение в написании двигательных элементов буквы и их комплексов по алгоритму, а затем – буквы целиком.

8. Объяснение учителем на доске последовательности начертания буквы (Дети повторяют в воздухе на второй раз).

9. Упражнение в письме буквы под счёт:

— учитель объясняет на доске;

— тренировка написания по таблице-самоучителю (в конце каждой тетради).

10. Усвоение технологии начертания буквы по алгоритму.

— тупым концом ручки или указкой обведение элементов буквы по образцу.

11. Графическое упражнение в написании двигательных элементов буквы и их комплексов по алгоритму, а затем – буквы целиком.

Источник



Поэлементарно — целостный метод ОП: понятийный аппарат, зрительные и двигательные элементы букв, одновариантное начертание букв, интеллектуальное развитие детей на уроках письма.

Графический навык — автоматизированный способ дифференцировки и перекодирования звуков в буквы, а также начертание их на бумаге.

Письмо– сложное речерукодвигательное действие.

Агаркова представила совукупность букв в виде системы, в ее основу она выделяет 8 элементов, которым присуща законченная форма.

Чтобы преодолеть проблему переноса зрительных элементов в двигательные с плавностью Агаркова сделала 2 систему эталонов:

Зрительные элементы– относительно законченные части буквы, которые можно выделить при восприятии и соотнести с определенной формой. Из этих элементов конструируются буквы, запоминается их форма.

Двигательные элементы относительно законченное движение руки при безотрывном начертании. На основе этих элементов построен алгоритм начертания букв в тетрадях и прописях

Используется 1 вариант начертания букв, но имеют место 3 типа соединений:

Ø Верхнее с петельными буквами и теми, которые начинают писаться у верхней рабочей строки

Ø Нижнее с овальными элементами и буквами, которые начинают писать с нижней линии рабочей строки

Ø Среднее с буквами, которые требуют плавного перехода в середине строки

Поэлементарно — целостный метод ОП: принципы, методы и приемы обучения, структура урока письма.

Этот метод опирается на 2 принципа:

Ø Одновариантное начертание букв

Ø Поэлементное изучение

Они реализуются с помощью методических приемов:

Ø Аналитическое восприятие букв

Ø Практическое конструирование

Используется копировальный метод и тактирование.

Логика структуры урока письма диктуется структурой страницы прописи:

1. Этап. Повторение зв, изученного на уроке чтения и соответствующей буквы. Установление связи между печ. и письм. буквой.

2. этап. Формирование зрительного образа буквы(сравнивается поэлементный состав с уже известной). В сходных эл. обнаруживаются переменные свойства: размер, положение в пространстве. Конструирование букв из шаблонов.

3. этап. Отрабатывание техники начертания букв: сначала обведение по точечным линиям, затем самостоятельное написание.

4. этап. Вписывание буквы в графическую модель слова. Слово предъявляется через предметную картинку, проводится звуковой анализ и составляется схема, затем вписывается буква. Далее слово обводится пунктиром и пишется самостоятельно.

Читайте также:  Таблица видов чертежного шрифта

5. этап. Отрабатывание соединений букв.

6. этап. Выполнение логических упражнений на КЛАССИФИКАЦИЮ, СРАВНЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ БУКВ ПО ЭЛ.

Работа над словом в период ОГ: значение, задачи, виды объяснений новых слов, работа над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами. Активизация словаря.

Значение: Чем богаче словарь школьников, тем шире возможность выбора слов для точного и выразительного оформления мыслей.
Задачи:
1) обогащение словаря, т.е. новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений уже известных слов (8-10 слов в день);

2) уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, усвоение лексической сочетаемости;

3) активизация словаря, т.е. включение большего кол-ва слов в активный словарь учащихся , употребление их при беседе, рассказе, сочинение;

4) устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных, грубых, нецензурных) + исправление ошибочных ударений, произношений.

Виды объяснения новых слов:

1лексическое (раскрытие и усвоение значения слова);

2) орфоэпическое (отработка правильного произношения слова);

3) словарно-орфографическое (усвоение правильного написания);

4) синтаксическая правильное(включение слова в контекст).

+ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЯ

Работа с синонимами — важная область словарной работы, так как она обеспечивает богатство языка.Этапы:

1. Усвоение теоретических сведений о синонимах как словах, близких по смыслу.

2. Обнаружение синонимов в текстах, объяснение их оттенков, различий между ними.

3. особенностей употребления синонимов.

4. расположение их по возрастающей или по убывающей степени признака.

5. использование их в связной речи.

Для контраста в речи используются слова — антонимы. Этапы:

1. Усвоение теоретических сведений об антонимах как словах, противоположных по смыслу.

2. Обнаружение антонимов в текстах, объяснение их значений.

3. Составление предложений с парами антонимов.

Граница между понятиями омонимы(ЛИСИЧКИ – ГРИБЫ И ЖИВОТНЫЕ) и многозначные слова(КЛЮЧ, КИСТЬ) весьма размыты.

Для активизации словаря нужно: Каждое новое слово, вводимое в словарь учащихся, должно быть пропущено через все виды чувственного восприятия: произношение учителем (слух), повторение слова в речи детей (речедвигательное,восприятие), чтение (зрение), письмо (рукодвигательное воспр).Чтение текстов и составление рассказов с новыми словами.

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 1024 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Анализ формы букв

Анализ формы букв может осуществляться по-разному. Можно анализировать форму буквы, раскладывая её на составляющие, зрительно выделяемые элементы. А можно разбирать букву по элементам движения. Иногда зрительно выделяемые элементы и движения руки совпадают, как это бывает при письме у буквы у. Этот приём способствует формированию у детей аналитического видения буквы, что в конечном итоге создаёт благоприятные условия для преодоления трудностей в процессе письма. Ребёнок убеждается в том, что элементы в буквах повторяются, что многие элементы он уже умеет писать, значит и новую букву будет легко написать.

Письмо под счёт в определённом ритме

Такой приём применим при письме отдельных букв или слогов, иногда и слов. Учитель считает, а учащиеся должны успевать писать в заданном темпе. Цель такого упражнения — дать детям почувствовать, каким плавным и размеренным должно быть письмо, т.е. создать представление о правильном движении руки в процессе письма. Письмо под счёт не только способствует выработке плавности и ритмичности движения руки во время письма, но и помогает выработке приблизительно одинаковой скорости письма у всех учащихся класса. При безотрывном письме счёт должен соответствовать ритму движения ручки. Обычно при письме вниз считают «раз … два … три … «, при письме вверх — «и». Так пишутся и отдельные буквы. Вводить счёт следует тогда, когда учащийся уже приобрёл умение писать буквы и успевает за счётом. Этот приём используется и в других технологиях обучения письму и способствует созданию более правильного не только двигательного, но и зрительного образа буквы.

Исправление ошибок учащихся – это тоже прием обучения письму.

Каковы же типичные ошибки в написании букв у первоклассников? Могут быть выделены более или менее устойчивые типы графических ошибок, которые встречаются, кстати, не только в 1 классе, но и позднее.

1. Нарушение наклона 65 о . Как правило, нарушение наклона приводит к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов .

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных — неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных — неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные или уменьшенные элементы буквы).

З. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов — ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м — л, вместо д — а. для успешного преодоления ошибок письма очень важно разобраться в их причинах и в каждом отдельном случае выбрать для исправления ошибки соответствующий прием. В данной классификации графических ошибок учтена эта задача: ошибки группируются по порождающим их причинам.

Лекция №16 Примерное содержание урока обучения письму ( на примере урока по прописям к учебнику «Русская азбука»

1. Научить писать строчную, (заглавную) букву , соединения и слова с этой буквой.

2. Познакомить с обозначением на письме парных согласных в конце слов (на уровне наблюдений).

Источник