Меню

Теории психического развития суть стадии описание

ЕГЭ для VIP

Подготовке к ЕГЭ

  • Математика
  • Физика
  • Русский
  • История
  • Общество
  • География
  • Биология
  • Химия
  • Информатика
  • Литература
  • Английский

Происхождение и эволюция человека

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Онлайн-Справочник по биологии.
Раздел 7. Эволюция живых систем. Глава 7.3. Происхождение и эволюция человека.

7.3. Происхождение и эволюция человека

7.3.1. Происхождение человека

К. Линней, основатель первой классификации живых организмов, поместил человека в отряд Приматы вместе с обезьянами и полуобезьянами.

Ж. Б. Ламарк, автор первой теории эволюции, предположил, что человек произошёл от древних обезьян, перешедших к прямохождению.

Ч. Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) проанализировал обширные данные сравнительной анатомии, эмбриологии и систематики и распространил на человека основные положения эволюционной теории. В результате он обосновал идею родства человека и человекообразных обезьян, имевших общего предка, т. е. идею происхождения человека от «нижестоящей животной формы».

Человек занимает следующее положение в современной систематике живых организмов: тип Хордовые, подтип Позвоночные, класс Млекопитающие, подкласс Плацентарные, отряд Приматы, семейство Люди, род Человек, вид Человек разумный (табл. 7.11).

Таблица 7.11. Систематика вида Человек разумный

Систематика вида Человек разумный

Таблица 7.12. Рудименты и атавизмы человека

Рудименты и атавизмы человека

Появление атавизмов свидетельствует о том, что гены, ответственные заданный признак, сохраняются в процессе эволюции в генофонде, но их действие при нормальном онтогенезе блокировано.

Рудименты встречаются практически у всех особей данного вида, а атавизмы являются отклонением от нормы.

Доказательствами происхождения человека от «нижестоящей животной формы» являются пять групп фактов:

  • 1) общие черты строения человека и животных;
  • 2) сходство эмбрионального развития;
  • 3) наличие у человека рудиментов и атавизмов;
  • 4) сходство человека и человекообразных обезьян;
  • 5) обнаруженные ископаемые предки человека.

рудименты у человека

Рис. 7.22. Рудименты у человека: а — третье веко: 1 — человека, 2 — птицы; б — ушная раковина: 3 — шестимесячного зародыша человека, 4 — взрослого человека, 5 — обезьяны; в — слепая кишка с червеобразным отростком: 6 — человека, 7 — копытного

атавизмы у человека

Рис. 7.23. Атавизмы у человека: а — волосатый человек; б — многососковость у человека; в — хвостатый мальчик

7.3.2. Эволюция человека

Филогенетическое дерево человека разумного построено ещё только в общих чертах. Основные стадии эволюции человека охарактеризованы в таблице 7.13 и на рисунке 7.24.

Таблица 7.13. Основные этапы эволюции человека

Основные этапы эволюции человека

По современным данным палеонтологии, предшественниками человека являются древние примитивные насекомоядные млекопитающие, давшие начало парапитекам.

Основные этапы эволюции человека

Рис. 7.24. Основные этапы эволюции человека: а — австралопитеки; б — архантропы; в — палеоантропы; г — неоантропы

Парапитеки появились около 35 млн лет тому назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки.

Дриопитеки возникли около 18 млн лет назад. Это были полудревесно-полуназемные обезьяны, которые дали начало современным гориллам, шимпанзе и австралопитекам.

Австралопитеки появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Это были высокоразвитые обезьяны, которые передвигались на двух ногах в полувыпрямленном положении. Их рост составлял 120-150 см, масса тела — 20—50 кг, объём мозга — около 600 см 3 . Освободившимися передними конечностями они могли брать палки, камни, другие предметы и использовать их для охоты и защиты от врагов. Изготовление орудий труда австралопитеками не установлено. Жили группами, употребляли как растительную, так и животную пищу. Австралопитеки, возможно, дали начало человеку умелому. Этот вопрос остаётся дискуссионным.

Человек умелый сформировался 2—3 млн лет назад. Морфологически он мало отличался от австралопитеков, но именно на этой стадии произошло превращение обезьяны в человека, поскольку человек умелый изготовил первые примитивные орудия труда. С этого момента изменились условия существования предков человека, в результате чего преимущества в выживании получили особи с признаками, благоприятствующими прямохождению, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности мозга. Человека умелого считают предком архантропов.

Древнейшие люди (архантропы). К ним относят, в частности, питекантропа и синантропа, принадлежащих к одному виду — Человек прямоходящий. Останки питекантропа были обнаружены в 1891 г. на острове Ява; останки синантропа — в 1927 г. в пещере близ Пекина. Питекантропы и синантропы были более схожи с австралопитеками, чем с современными людьми. Они имели рост до 160 см, объём мозга — 700-1200 см 3 . Они жили 2 млн — 200 тыс. лет назад, преимущественно в пещерах, и вели стадный образ жизни. Изготавливаемые ими орудия труда были более разнообразны и совершенны, чем у человека умелого. Считают, что у них существовали зачатки речи. Они пользовались огнём, что делало пищу легко усвояемой, защищало от хищников и холода, способствовало расширению ареала.

Древние люди (палеоантропы). К ним относят неандертальцев. Впервые их останки найдены в долине р. Неандерталь в Германии в 1856 г. Неандертальцы были широко расселены в Европе, Африке и Азии в ледниковую эпоху 250—35 тыс. лет назад. Объём их мозга достигал 1400 см 3 . У них ещё сохранились надбровные валики, относительно низкий лоб, массивная нижняя челюсть с зачатком подбородочного выступа. Они жили в пещерах группами по 50-100 человек, умели добывать и поддерживать огонь, питались растительной и животной пищей, изготавливали разнообразные каменные, костяные и деревянные орудия труда (ножи, скребки, рубила, палки и т. п.). У них существовало разделение труда: мужчины охотились, изготавливали орудия труда, женщины обрабатывали туши животных, собирали съедобные растения.

Современные люди (неоантропы). Неандертальцев сменили люди современного физического типа — кроманьонцы — первые представители вида Человек разумный. Они появились около 50—40 тыс. лет тому назад. Некоторое время палеоантропы и неоантропы существовали совместно, но затем неандертальцы были вытеснены кроманьонцами. Кроманьонцы обладали всеми физическими особенностями ныне живущих людей: высоким ростом (до 180 см), большим объёмом головного мозга (около 1400 см 3 ), высоким лбом, сглаженными надбровными валиками, развитым подбородочным выступом. Последний указывает на развитую членораздельную речь. Кроманьонцы строили жилища, делали одежды из шкур, сшитых костяными иглами, изготавливали изделия из рога, кости, кремня и украшали их резьбой. Кроманьонцы научились шлифовать, сверлить, знали гончарное дело. Они жили родовым обществом, начали приручать животных, заниматься земледелием. У них появились зачатки религии и культуры.

7.3.3. Факторы антропогенеза

Антропогенез — происхождение человека, становление его как вида. Антропогенез неразрывно связан с социогенезом — формированием общества. Поэтому движущими силами антропогенеза являются не только биологические, но и социальные факторы.

Биологические факторы по Дарвину — это наследственность, изменчивость, борьба за существование и естественный отбор; согласно синтетической теории эволюции — мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы — трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Биологические факторы антропогенеза были вскрыты Ч. Дарвины м и его последователями, социальные факторы — Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876).

Предками человека были древние человекообразные обезьяны, жившие в лесах.» В результате уменьшения площади лесов они перешли к наземному образу жизни. На открытых пространствах они вставали на задние конечности, чтобы лучше обозревать местность. Со временем такое положение тела из случайного перешло в необходимое. Прямохождение привело к высвобождению передних конечностей от функции передвижения. Постепенно они совершенствовались и обеспечили возможность осуществления человеком трудовой деятельности.

Стадный образ жизни, трудовая деятельность, совместная охота и защита от врагов потребовали согласованных действий. Возникла необходимость общения. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян в результате наследственной изменчивости и естественного отбора постепенно преобразовались в органы членораздельной речи человека.

Использование огня для согревания позволило человеку расселиться в областях с более холодным климатом. Термическая обработка пищи способствовала её лучшему усвоению. Употребление термически обработанной животной пищи привело к изменению жевательного аппарата, уменьшению лицевого черепа и одновременно к увеличению головного мозга.

Изготовление орудий труда, совместный труд и охота привели к развитию головного мозга, мышления и сознания, совершенствованию труда и речи.

Роль биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза была неодинаковой. На начальных этапах становления человека (древнейшие и древние люди) основную роль играли биологические факторы. Под действием естественного отбора формировались морфологические особенности человека: сложное строение головного мозга и кисти, вертикальное положение тела. В дальнейшем, овладев культурой изготовления орудий труда, воспроизводством пищи, устройством жилищ, человек изолировал себя от неблагоприятных природных факторов настолько, что вышел из-под жёсткого контроля естественного отбора. О снижении роли биологических факторов свидетельствует общность морфологических признаков ископаемых людей современного типа и ныне живущих.

В то же время человек в значительной степени стал зависеть от социальных условий и воспитания. Вне человеческого общества само формирование человека стало невозможным. То есть человек занимает особое положение в природе, являясь одновременно и биологическим, и социальным существом. Дальнейшая эволюция человека, видимо, будет определяться в основном социальными факторами.

Что касается биологических факторов эволюции, то в современном обществе их действие претерпело значительные изменения. Естественный отбор, хотя и замедлил своё действие, идёт на всех стадиях онтогенеза. Но при этом он теряет свою ведущую роль как фактор видообразования и в известной мере выполняет лишь стабилизирующую функцию. Изоляция также теряет своё значение. Наблюдается смешивание генофондов популяций разных регионов, народов, рас. Популяционные волны фактически не оказывают эволюционного действия, поскольку численность человечества не подвержена значительным колебаниям. Мутационный процесс сохранил своё значение. В некоторых районах нашей планеты частота мутаций даже увеличилась из-за загрязнения природы мутагенами. Ослабление действия отбора может привести к накоплению вредных мутаций, ведущих к снижению жизнеспособности особей.

Читайте также:  Основной теоретический материал к данной теме Лекция 1 Введение Специфика литературы как вида искусства

7.3.4. Расы современного человека

Человеческие расы — это исторически сложившиеся группы людей, объединённые общностью происхождения и сходством некоторых второстепенных морфологических признаков.

Вид Человек разумный (Homo sapiens) в настоящее время разделён на 3 или 5 больших рас.

В первом случае это европеоидная (евразийская), монголоидная (азиатско-американская) и австрало-негроидная (экваториальная) расы (рис. 7.25).

Во втором — европеоидная, монголоидная, американская, австралоидная и негроидная расы.

Внутри каждой из рас выделяют малые расы или подрасы. Расы появились в результате расселения и географической изоляции, видимо, популяций неоантропов, живших в разных природно-климатических условиях. С формированием социальных взаимоотношений и ослаблением действия биологических факторов темпы эволюции человека как вида резко снизились, и ни одна из рас не достигла видового обособления.

расы человека

Рис. 7.25. Расы человека: а — европеоидная (евразийская); б — монголоидная (азиатско-американская); в — австрало-негроидная (экваториальная)

Различия между расами заключаются в морфологических особенностях (табл. 7.14).

Таблица 7.14. Расы человека

расы человека таблица

Различия между расами, скорее всего, связаны с адаптацией к условиям окружающей среды. Основными факторами расогенеза являются биологические: наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

О единстве вида Homo sapiens свидетельствует то, что все расы человека равноценны в биологическом отношении и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития. Отличительные признаки рас являются второстепенными и не затрагивают видовых признаков Человека разумного. Представители всех рас в пределах нормы реакции способны к достижению одинаковых высот в развитии культуры и цивилизации. Также о видовом единстве свидетельствуют неограниченные возможности скрещиваний с образованием плодовитого потомства.

Существуют теории расизма и социального дарвинизма (табл. 7.15).

Таблица 7.15. Теории расизма и социального дарвинизма

Происхождение и эволюция человека

Материалы для подготовки к ЕГЭ. Онлайн-Справочник по биологии.
7.3. Происхождение и эволюция человека

1 комментарий для “Происхождение и эволюция человека”

Денисовские люди стали вторым после неандертальцев видом вымерших гоминин, для которого стал известен полный митохондриальный и почти полный ядерный геномы. Впервые новый вид приматов был выделен исключительно на основании генетических исследований. Команда учёных из лейпцигского Института эволюционной антропологии общества Макса Планка под руководством шведского биолога Сванте Паабо секвенировала ДНК, извлечённую из фрагмента кости фаланги детского пальца, найденного в 2008 году российскими археологами в Денисовой пещере на Алтае. Выяснилось, что митохондриальная ДНК этого образца отличается от мтДНК современного человека по 385 нуклеотидам, в то время как митохондриальная ДНК неандертальцев отличается от ДНК

Источник

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии

Сводная таблица по теориям развития в возрастной психологии.

Теоретические взгляды

Самонаблюдение, наблюдение за играми детей, анкетирование родителей.

Основа детские страхи и игры. Есть страхи, не связанные с с жизненным опытом ребенка (страх воды и т.п.).

Существуют последовательность игр, сменяющих друг друга, которым никто детей не обучает.

Ребенок в своем развитии повторяет социогенез в сжатом виде. Исследование страхов показало, что дети часто бояться того, чего никогда не было в их личном опыте, и их можно объяснить памятью прошлого, от которой ребенок освобождается в процессе игры. Определенная последотельность этих игр (встречающаяся у многих детей) соответствует социогенетическим стадиям (жиэнь в пещерах охота строительство скотоводство растеневодство меновые отношения).

Развитие определяется генетическими механизмами.

2. Трех ступенчатого развития

Эксперименты аналогичные Келлеру, но вместо палки и бананов использовали стулья и игрушки.

Развитие ребенка запаздывает по сравнению развитием животного (сначала человек проходит путь развития животного, а затем специфический человеческий).

Стадии развития ребенка сопостовимы со стадиями развития животных (онтогенез есть краткое повторение филогенеза).

3 ступени развития: инстинкт (01 год), формирование навыков (13 года), интеллект (35 лет).

Развитие корковых слоев мозга в 3 года ведет к развитию новых психических способностей, поэтому ускорить процесс развития, пока не созреют определенные участки мозга нельзя (т.е. обучение не влияет на процесс развития).

3. Нормативный подход (не является самостоятельной теорией, а существует в рамках теории рекапитуляции).

Лонгитюдные наблюдения, тестовые методики.

Значительные изменения на физиологическом, интеллектуальном и моторных уровнях достигают своего максимума до 3х лет затем снижение темпов далее подобие плато, а к старости регрессив. изменения (закон затухания)

Разделяют позицию Холла, но ставят перед собой практическую задачу: если развитие предопределено, то каким образом происходит. Закон затухания.

Лабораторный (обучающий) эксперимент.

После появления на свет ребенок не может ничего. Затем у него появляются реакции, которые накапливаясь преобразуются в цепь поведенческих реакций.

5. Конвергенции двух факторов

Наблюдение, биографический метод.

Развитие ребенка определяется суммой воздействия наследственности (задатки) и среды, но они не определяют его. Движущей силой развития здесь является потребность к саморазвитию и самосохранению.

6. Психодинамическая концепция развития личности

Гипноз, анализ сновидений, метод свободных ассоциаций, игра (исп. в качестве коррекц. мероприятий).

В основе процесса развития лежит структура строения личности: я (ядро человеческой личности) оно (неосознаваемые потребности)сверхЯ (культурное образование, как совокупность правил и т.п.).

СверхЯ считается сформированным если человек внутрь себя запреты извне.

Анализ биографий, кросскультурные сравнения, анализ современного ему общва с выделением его специфики.

Существуют различные подходы к воспитанию ребенка в разных культурах, различные стили материнства, феномены счастливой и несчастной старости и их связь с предыдущим развитием. Большая часть его современников страдают от оторванности от общества.

Придерживался концепции Фрейда в части структуры личности, но выделил собственную перодизацию психического развития. Каждый новый этап характеризуется сменой значимой социальной группы и задачей развития. Их последовательность результат биологического созревания, но содержание развития определяется тем, что ожидает от человека общество, к которому он принадлежит. Есть 2 врожденные потребности: в эгоидентичности и в групповой принадлежности.

  • единственная концепция, охватывающая все периоды жизни человека;
  • человек сам определяет свою судьбу
  • социальное начало двигатель развития;
  • период старости не имеет негативного значения;

8. Концепция развития интеллекта

Особенности детского мышления:

Интеллект общая способность к познанию, которая отражается в каждой психической функции. Единица познавательного способности интеллекта познавательное действие, которое стремиться к объединению с др. действиями в познавательные структуры (биологические по знам которых развивается интеллект).

Интеллект развивается во взаимодействии с окружающей средой, насыщенность которой является стимулом для развития. Интеллект развивается последовательно (ступени развития) и строго логично: каждая предыдущая стадия подготавливает последующую. Стадии: сенсомоторный интеллект (02 г.), дооперацион. стадия (27 л.), стадия конкретных операций (712 л.), формальных операций (1217 л.)

  • введение метода клинической беседы;
  • интеллект не существует изначально, а возникает и развивается в онтогенезе;
  • развитие интеллекта связанно с собственной познавательной активностью;
  • отметил процесс интериоризации как одну из форм познавательной деятельности;

Эксперимент (развитие понятий)

Животные просто приспособились к среде, а человек совершенствует свои способности и психику. Человек, в отличии от животных, ставит между собой и природой опосредованную связь (орудия) и таким образом, такое развитие культурное. Закон формирования ВПФ: каждая ПФ появляется на свет дважды сначала как внешняя функция, а затем как интрапсихическая. 2 линии развития: интериоризация и от интер к интра. Каждый вид имеет видовой опыт. У человека он существует вокруг него, а не внутри, за счет чего и происходит присвоение культурного опыта (механизм развития).

Примеры похожих учебных работ

Периоды развития теории управления

. труда и развитие кооперации. Ф. Энгельс – «Следует различать управление вещами и управление людьми» 3. Период систематизации . (люди, структура, задачи, технологии, ресурсы) ситуационный подход – основан на том, что пригодность различных методов .

Комплексное обследование психомоторного развития ребенка раннего возраста

. поставленных задач использовались следующие методы исследования: — анализ научно-методической литературы; — косвенное и включенное наблюдение за детьми раннего возраста; — беседы; — эксперимент (констатирующий); — анализ полученных .

Особенности художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста

. процесс формирования художественно-творческого развития детей младшего школьного возраста. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, синтез, обобщение. Экспериментальная .

Инновационный подход к формированию сенсорного развития детей дошкольного возраста

. и значение сенсорной культуры для развития ребенка. 2) определить содержание и методы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. 3) привести варианты игр-занятий по сенсорному развитию детей дошкольного возраста. 4) выбрать методические .

Влияние семейных конфликтов на психическое развитие детей дошкольного возраста

. развитии и воспитании развивающейся личности ребенка. То, как люди взаимодействуют между собой в семейном кругу, сказывается на развитии ребёнка . ]. В стадиальных концепциях (в противоположность концепции непрерывного развития) смена стадий полагается .

Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии

. является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда закладываются базисные основы личности, активно развиваются различные виды его . в новом качестве с появлением и эволюцией человека: в период первобытности (Н. Н. Миклухо-Маклай, М. .

Читайте также:  Таблица по мониторингу музыкального развития детей материал по теме

Источник



Теории психического развития: суть, стадии, описание

Нередко люди в сердцах сетуют на то, что они родились именно такими, какие они есть. Почему человек поступает так, а не иначе? Что сделало его таким, какой он есть? Почему некоторые люди воспринимают все близко к сердцу, а некоторые кажутся непробиваемыми? Точных ответов на эти вопросы не найдено до сих пор, но люди уже не первый век в поиске, и это породило массу теорий, некоторые из которых очень логичны и занимательны. Об основных теориях психического развития поговорим ниже.

Что такое психика

Это совокупность и взаимодействие множества процессов души и тела, таких как память, мышление, воображение, восприятие, эмоциональность и речь. Это понятие, которое играет главенствующую роль в психологии, медицине и философии. Если перевести слово psychikos дословно, то переводом будет «душевный». А если выразиться научным языком, то это отражение субъектом реальности вокруг него и то, как он ее понимает. Но можно выразиться проще: это реакция человека на внешний мир.

Сегодня ученые знают наверняка, что поведение человека не в последнюю очередь обусловлено тем оркестром гормонов, которые вырабатываются в определенном количестве, заложенном генетически. Но на эту выработку можно повлиять как медикаментами, так и образом жизни.

Психическое развитие

Психика далеко не постоянна, она имеет свойства и состояния. Система эта сложнейшая, она состоит из множества уровней и подуровней, которые составляют неделимое целое. Сбой на одном из них может повлечь цепную реакцию и деструкцию всей психики. Нельзя убрать у человека одну черту характера и не изменить этим его психику в целом.

Всю жизнь с момента рождения у человека протекает три вида психических процессов: познавательные, регулятивные и коммуникативные. Для ученых до сих многое является загадкой в этом механизме. Не существует какой-то общей теории психического развития человека — их несколько, а каждый специалист придерживается определенной с учетом своего мнения, основанного на нескольких из них.

Влияние генов

Еще в XIX веке была разработана концепция рекапитуляции Холла-Геккеля. Согласно ей, все живые существа повторяют частично или полностью поведение предков и люди тут не исключение. Концепция, несомненно, имеет под собой научную основу.

Существуют генотипы, которые распределяются по схожести формы генов. И это доказано многочисленными опытами, в которых участвовали однояйцевые и разнояйцовые близнецы, а также семьи с приемными детьми. И эти опыты показали, что влияние генов на психическое развитие безусловно. При одинаковом воспитании, образовании и других факторах характер людей всегда будет зависеть от наследственности. Но она не играет ведущей роли, так как набор генов каждого человека имеет лишь часть схожести с генами отца и матери, а другая часть — индивидуальна. Так, уровень интеллекта зависит от того, каким он был у родителей примерно на 50 %, а остальные проценты дают благоприятность внутриутробного развития, среда, воспитание и качество обучения. Известны случаи, что дети довольно низких по интеллектуальному развитию родителей, попав на воспитание в семьи с более высоким уровнем, в итоге превосходили своих биологических родителей по нему.

Так, со временем было обнаружено, что не только генетика влияет на формирование психики. Тогда появилась необходимость в новых теориях, они стали сыпаться как из рога изобилия. Но основных актуальных теорий психического развития и по сей день не так уж и много. Многие были раскритикованы и отметены.

Теория Торндайка

Ее суть в том, что основное и главное человек берет из социума и окружения, а не последнюю роль в достижении успехов играет стимул. Его основное достижение как ученого в том, что он сформулировал два закона развития психики. Закон повторения, который гласит, что чем чаще повторять какое-то действие, тем прочнее и быстрее закрепиться его навык. А второй закон эффекта: лучше закрепляется то, что сопровождается оценкой.

Теория Скиннера

Она состоит в том, что личность человека можно сформировать любой, если заняться этим вплотную, поместив его с рождения в определенные условия. Он согласен с Торндайком в том, что внешняя среда полностью формирует человека с психической точки зрения, более того, он отвергает любое другое влияние. Его концепция в том, что подкрепление — это не награда, а отрицательное подкрепление — не наказание.

Теория Бандуры

Теория социально-когнитивная гласит, что роль подкрепления переоценена его предшественниками, а главное в психическом развитии — это вызвать желание подражать. Впервые заявил, что не стоит сбрасывать со счетов роль в становлении личности таких факторов, как навязываемая вера, ожидания родителей и инструкции социума. Если у человека есть авторитеты, то он просто будет копировать их личности, а авторитетами чаще всего являются более опытные близкие люди.

Теория Пиаже

Она также известна как теория интеллектуального развития личности, которая гласит, что развитием личности нужно заниматься с рождения. Для этого нужно развивать в ребенке врожденные рефлексы, чем можно повысить его интеллектуальное развитие. Пиаже разработал для этого специальные упражнения для каждого периода, а их он выделил три: сенсомоторный интеллект, репрезентативный интеллект и конкретные операции, а третий — формальные операции.

Теория Колберга

Ученый отдавал главенствующую роль присутствию морали у человека. Выделив три стадии развития морали:

  1. Доморальная, когда все нормы морали навязываются и выполняются ради получения желаемого.
  2. Конвенциональная мораль, когда нормы выполняются ради оправдания ожиданий авторитарных для человека личностей.
  3. Автономная, когда поступки обусловлены собственной моралью.

Он развивал теорию Пиаже, применяя метод клинических бесед для коррекции личности.

Теория Фрейда

Эта теория психического развития знаменита своей скандальностью. Зигмунд Фрейд вывел свою теорию того, что человек проходит несколько стадий развития сексуальности с рождения. И скандальное в ней то, что развивается через эту сексуальность также и личность человека. Согласно Фрейду, все что делает человек и его личность напрямую завязаны на сексуальных предпочтениях. И стадий этих пять.

Источник

Основные теории развития человека таблица

8.8. Тема № 8. «Теории развития личности»

«Теория личности» как совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. «Теория развития личности» в качестве не только объяснения, но и некоего предсказания поведения и деятельности человека.

Теория т. н. «множественной личности» Уильяма (Вильяма) Джемса (Джеймса). «Личность формируется в процессе постоянного взаимодействия инстинктов, привычек и личного выбора. Человек не является единым целостным «Я», а представляем собой множество «Я», при этом некоторые сегменты связаны между собой в большей степени, чем другие», – У. Джемс. Структура личности по У. Джемсу: т. н. «Наше Я», «Биологическое Я», «Реальное Я», «Социальное Я», «Духовное Я».

«Психодинамическая» теория личности Зигмунда Фрейда. «Личность – динамическая конфигурация процессов, находящихся в нескончаемом конфликте», – З. Фрейд. Строение психического аппарата по З. Фрейду: сфера неосознаваемого (бессознательное и предсознательное – частично осознаваемое) и сфера сознания. Врождённые бессознательные влечения к жизни и смерти (эрос и танатос) по З. Фрейду. Структура личности по З. Фрейду: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх-Я» (Супер-Эго). Стадии т. н. психосексуального развития личности по З. Фрейду, – оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, латентный период, генитальная стадия.

Индивидуальная («индивидуалистическая») теория личности Альфреда Адлера. «Личность – уникальная система мотивов, черт, интересов, ценностей; каждое действие человека несет печать свойственного именно ему жизненного стиля», – А. Адлер. Понятия «чувства общности», «чувства неполноценности» и «стремления к превосходству» по А. Адлеру. Жизненный стиль личности и основные жизненные цели (задачи) – работа, дружба, любовь, – по А. Адлеру. Социально-психологические установки (аттитюды) и типология жизненного стиля личности по А. Адлеру, – «управляющий» тип, «берущий» тип, «избегающий» тип, «социально-полезный» тип.

Аналитическая (глубинная) теория развития психики личности Карла Густава Юнга. Сознание, индивидуальное бессознательное и коллективное бессознательное как основные элементы структуры личности по К.Г. Юнгу. Структура индивидуального бессознательного личности по К. Юнгу: «Я» («Эго»), как центральных компонент личного сознания, как бы собирающий все разрозненные элементы психики в единое целое; «Персона» (та часть нашей личности, какую мы показываем миру – какими мы хотим быть в глазах других людей); «Тень» (совокупность вытесненных представлений о самом себе); «Самость» (самостоятельное познание смысла жизни, соотносится с «Эго»); «Анима» (источник ласки и влечений); «Анимус» (источник непререкаемых суждений). Психологические типы личности по Карлу Юнгу. Направленность субъекта на внешний мир (экстраверсия). Направленность субъекта на внутренний мир (интраверсия) как основные формы выраженности личности по К. Юнгу. «Индивидуализация» как стремление личности к целостности и к полному воплощению своих возможностей по К. Юнгу. Доминирование определённой психической функции (эмоции, мышления, ощущения, интуиции) в тех или иных психологических типах по К. Юнгу. Эмоциональный («чувственный»), мыслительный, интуитивный и «ощущающий» типы личности по К. Юнгу. Техника свободных ассоциаций в качестве одного из основных методов психиатрического исследования по К. Юнгу. Понятие «комплексы» в интерпретации К. Юнга. Отвержение К. Юнгом сексуальной интерпретации «либидо» З. Фрейдом. Понимание К. Юнгом «либидо» как общей психической энергии (принимающей разнообразные формы). Концепция К. Юнга о коллективном бессознательном (социально-психологическое «дополнение» индивидуального бессознательного «разработанного» З. Фрейдом). Теория К. Юнга об архетипах (архетип матери, архетип отца и пр.) как о неких массовых слабоосознанных представлениях. Архетип «Самости» («Эго» по З. Фрейду) в качестве центрального психического образования личности по К. Юнгу. Соотнесение К. Юнгом архетипа отца со структурой личности «анимус», архетипа матери со структурой личности «анима».

Читайте также:  ФОНЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА

«Социокультурная» теория личности Карен Хорни. «Личность – субъект взаимодействия с окружающим миром, – на нее влияют социум и культура», – К. Хорни. Две основные потребности личности по К. Хорни: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Неудовлетворение потребности в безопасности, – по К. Хорни, приводит к базальной враждебности или базальной тревоге, – т. н. базальной тревожности. Тревожность в качестве черты личности, – по К. Хорни. Невротические потребности по К. Хорни: в любви и одобрении; в руководящем партнере; в чётких ограничениях; во власти; в эксплуатировании других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в самодостаточности; в безупречности. Категории («измерения») основных стратегий поведения (типов личности) по К. Хорни: ориентация к людям/на людей (уступчивый тип); ориентация от людей (обособленный тип); ориентация против людей (враждебный тип). «Образ Я» (включающий знание о себе и отношение к себе) адекватный или неадекватный, – по К. Хорни.

«Эго-идентичная» теория личности Эриха Фромма. «Личность – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным», – Э. Фромм. Личностная идентичность по Э. Фромму. Пять т. н. экзистенциальных[29] потребностей по Э. Фромму: потребность в установлении связей; потребность в преодолении; потребность в корнях; потребность в идентичности; потребность в системе взглядов и потребность в преданности. Т. н. непродуктивные типы характера по Э. Фромму: рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий, рыночный типы характера. Продуктивный тип характера по Э. Фромму: целостный, любящий и творческий индивидуум, – представляет собой идеальную конечную цель в развитии человечества.

«Эпигенетическая» теория развития личности Эрика Эриксона. «Личность – это принятие целостного образа себя в единстве с её многообразными социальными связями. Личность носит (имеет) биосоциальный и адаптивный характер поведения, центральным, интегративным качеством которого выступает психосоциальная идентичность», – Э. Эриксон. Стадии психосексуального и социально-психологического развития по Э. Эриксону: младенчество, или орально-сенсорная стадия; раннее детство, или мышечно-анальная стадия; возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия; школьный возраст или латентная стадия; подростковый и юношеский возраст; ранняя зрелость; «средняя» зрелость; поздняя зрелость. Так называемые социально-психологические фиксации по Э. Эриксону: автономия/стыд и сомнение; трудолюбие/чувство неполноценности; инициатива и ответственность/чувство вины; идентичность/ролевая диффузия; интимность/изоляция; продуктивность/стагнация; эго-интегрированность/отчаяние. «Эго» в качестве ведущей структуры личности по Э. Эриксону. Стремление «Эго» к соматической, личностной и социальной идентичности с позиций Э. Эриксона.

«Социокультурно-психоаналитическая» теория личности Эрика Бёрна (Берна). «Личность – это живая энергетическая система, напряжение которой вызывают желания, и задача личности – удовлетворять эти желания, не вступая в конфликт с самим собой, с другими людьми и окружающим миром», – Э. Бёрн. «Эго-состояния» (базовые личностные жизненные роли) по Э. Бёрну: Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя).[30] Трансактный (транзактный)[31] анализ Э. Бёрна. Понятия «дополнительные» и «перекрёстные» трансакции (транзакции) по Э. Бёрну. Теория игр и сценариев Э. Бёрна, – как теория основных «жизненных путей» (жизненных стилей) развития личности и поведения личности в общении с окружающими людьми.

Т.н. «межличностная» теория личности Генри Салливана (Салливена). «Личность – это когнитивная система, энергия в которой может существовать либо в виде напряжений, либо в виде непосредственных действий», – Г. Салливан. Стадии возрастного социально-психологического развития личности по Г. Салливану: младенчество; детство; т. н. ювенальная эра (ранний подростковый возраст); т. н. предюношеский возраст («средний» и старший подростковый возраст); ранняя юность; поздняя юность. Типы личности по Г. Салливану: самопоглощённая личность; безнадежная личность; негативистская личность; неинтегрированная или психопатическая личность; асоциальная личность; неадекватная личность; гомосексуальная личность.

«Диспозициональная»[32] теория личности Гордона Олпорта. «Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые детерминируют его уникальное приспособление к среде», – Г. Олпорт. Понятие «проприум» в теории Г. Олпорта. Основные типы Эго-диспозиций по Г. Олпорту: личные, кардинальные, центральные, вторичные, мотивационные, стилистические эго-диспозиции.

«Научающе-бихевиоральная» теория личности Берреса Скиннера. «Личность – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Это накопленный набор изученных моделей поведения», – Б. Скиннер. Формирование личности, по Б. Скиннеру, является результатом «оперантного научения». Типы поведения личности по Б. Скиннеру: т. н. респондентское, когда реакция вызвана известным стимулом; т. н. оперантное (реакция вызвана оперантным научением), – поведение определяется (наряду с индивидными аспектами) событиями, которые следуют за стимулом и реакцией на него. Б. Скиннер выдвинул концепцию формирования новых паттернов («образцов») поведения на основе подкрепления (негативного или позитивного).

«Социально-когнитивная» теория личности Альберта Бандуры. «Личность формируется поведением человека, его индивидуальными характеристиками[33] и влиянием окружающей среды. Все эти факторы действуют совместно, а научение не обязательно предполагает вознаграждение», – А. Бандура. Развитие личности, по А. Бандуре, осуществляется через т. н. социальное научение.

Концепция личности В.С. Мерлина. «Личность – это интегральная индивидуальность, т. е. взаимосвязь ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям», – В.С. Мерлин. По В.С. Мерлину личность – это система индивидуальных свойств организма, система индивидуальных психических свойств и система социально-психологических индивидуальных свойств.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о развитии личности и её высших психических функций. «Личность – это социальное понятие, оно охватывает т. н. надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое», – Л.С. Выготский. Л.С. Выготский как автор учения о высших и низших психических функциях. Понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР) личности и «зона актуального развития» (ЗАР) личности в научном творчестве Л.С. Выготского. Критические («кризисные») и литические (латентные, «скрытые») периоды развития личности по Л.С. Выготскому.

Теория отношений личности В.Н. Мясищева. «Ядро» личности, по В.Н. Мясищеву, составляет система её отношений к внешнему миру и к самой себе. Данная система отношений формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности. Эта система отношений сама является одной из форм психического отражения, – по В.Н. Мясищеву.

Теория личности как индивидуальности Б.Г. Ананьева. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают», – Б.Г. Ананьев. Выделение Б.Г. Ананьевым иерархических соподчинённых уровней организации человека: индивид, личность, индивидуальность. Утверждение Б.Г. Ананьевым того, что индивидуальность складывается на основе взаимосвязи особенностей человека как личности и как субъекта деятельности, – что обусловлено природными особенностями человека как индивида и характеристиками окружающей его социальной среды.

Осуществление соотнесения стадий развития личности с возрастом человека и сравнительный анализ теорий личности изучаемых учёных-психологов. Пример, – стадии возрастного развития человека, психосексуальное и социально-психологическое развитие личности по научным теориям и воззрениям З. Фрейда и Э. Эриксона.

Стадии возрастного развития, выделенные З. Фрейдом, являются сутью психоаналитической концепции периодизации возрастного развития индивида. Периодизация возрастного развития в психоанализе основана на интерпретации сущности личностной и возрастной динамики сексуальности (психосексуальное развитие личности как генеральный аспект личностного развития). Разделение периодов жизни человека на этапы, в психоанализе связывается с последовательно активизирующимися зонами (телесными областями) в которых находит свое удовлетворение сексуальная и агрессивная энергия (исходящая из «Ид»), – т. н. «либидо» («либидозная энергия»). При этом, З. Фрейд считал, что при «нормальном» развитии каждый человек проходит определенные стадии развития либидо именно в выделенной им последовательности.

Наиболее широкое распространение на Западе и мировое признание получила также и теория стадий возрастного развития Э. Эриксона. Э. Эриксон развил теорию З. Фрейда, выделил и обосновал социальный аспект развития людей, как основной культурно-личностный критерий периодизации возрастного развития. В основание возрастной периодизации им были положены процессы психофизического созревания человека, процессы социализации личности и процессы развития индивидуальной сознательности («развитие сознательного Я»). Э. Эриксон придавал большое значение наличию или отсутствию родительской любви, как фактору положительного психологического развития личности, особенно – во младенческом, раннем и старшем дошкольном возрастах жизнедеятельности ребенка. Э. Эриксон особое внимание уделял социально-психологическим параметрам развития личности на том или ином возрастном этапе жизнедеятельности. Сравнительная совокупность взглядов З. Фрейда и Э. Эриксона на развитие личности отображена в специальной таблице ниже.

Источник