Меню

Тест по информатике Информация и информационные процессы 5 класс

Табличная форма представления информации

  • Акцентировать внимание учащихся на достоинствах и недостатках текстовой формы представления информации;
  • Дать представление о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
  • Таблица;
  • Графа (столбец) таблицы;
  • Строка таблицы.

Технические и наглядные средства: проектор, презентация, карточки с дополнительными задачами.

I. Проверка домашнего задания.

1) Ученики отвечают на следующие вопросы:

  • Что понимается под кодированием информации?
  • Какие основные способы кодирования информации вы знаете?
  • Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации?

2) Ученики отвечают на вопросы №1-6 на стр.36 учебника;

  • Расскажите о текстовой форме представления информации.
  • Какие другие формы представления информации вы знаете? (Рисунки, схемы, чертежи, графики, метод координат). Расскажите о преимуществах или недостатках представления информации в виде текста по сравнению с описанной вами.
  • С какой целью вы создаете тексты?
  • Какие принципиальные изменения в процесс создания текста внес компьютер?
  • Как вы понимаете смысл высказывания: “Что написано пером, то не вырубишь топором”? Согласны ли вы с этим?
  • В какой форме удобнее представить арифметическое выражение: в текстовой или числовой?

Вывод: текстовая форма представления информации не всегда удобна, в этом убедились при выполнении домашнего задания (№ 10-12 на стр.16 рабочей тетради).

II. Изучение нового материала.

Прочитайте текст “Оценки за год” на стр. 37 и постарайтесь ответить на вопросы:

  • Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
  • По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
  • Сколько учеников имеют только отличные оценки?
  • Кто из учеников имеет “4” и “5” по математике?

Для того чтобы ответить быстро на эти вопросы вам необходимо снова обратиться к тексту. Давайте рассмотрим таблицу, которая содержит эту же информацию. Из этого можно сделать вывод, что таблица является очень удобной формой представления однотипных данных (Приложение 1, слайд 3). Давайте посмотрим на структуру таблицы (Приложение 1, слайд 4).

На уроках природоведения вы заполняли таблицу — календарь погоды. Какие сведения вы отображали в таблице?

Таким образом, делаем вывод: таблица — простая и удобная форма представления однотипной информации.

Источник

Информатика

План урока:

Электронные таблицы, табличный редактор

Фактически в каждой сфере деятельности, в первую очередь, в экономике, бухгалтерском и банковском деле, широко применяется представление данныхс помощью таблицы.

В 1979г. американцы Д. Бриклини Б. Френкстон создали первый табличный редактор, концепция которого была разработана еще в 1961г. Р. Маттезихом.

Электронная таблица – это компьютерная программа, позволяющая хранить и обрабатывать информацию в табличнойформе. Такие прикладные приложения называются еще табличными редакторами (процессорами).

Ниже представлен фрагмент электронной таблицы.

1awe

Основные понятия табличного редактора:

  • Ячейка – наименьший табличный компонент, образуемый при скрещивании строки электронной таблицы и столбца, в котором хранится информация.
  • Строка – ряд смежных горизонтальных ячеек.
  • Столбец – ряд смежных вертикальных ячеек (другое название «колонка» или «графа»).

Каждая колонка электронной таблицы имеет буквенное наименование, а строка – числовое. Таким образом, соединение буквы и цифры на пересечении строки и столбца будет указывать адрес (ссылку)ячейки.

  • Диапазон ячеек – совокупность смежных ячеек, состоящая из нескольких клеток строки и/или столбца. Он обозначается указанием верхней и нижней границ диапазона.

2yhd

Данные в ячейках электронных таблиц используются разного формата: текст (надписи, заголовки, заметки), формулы или числа.

Примеры формата данных электронной таблицы

3tutu

Возможности современных электронных таблиц позволяют производить различные операции:

  • математические вычисления с применением функций и формул;
  • анализ воздействия разнообразных факторов на данные;
  • сортировка информации по заданным параметрам;
  • создание графиков и диаграмм на основе данных;
  • ведение бухгалтерского и банковского учета;
  • организация различных баз данных и т.п.

Три самых распространенных табличных процессоров:

  1. Open Office Calc – свободно распространяемая программа, входящая в состав пакета OpenOffice.org.
  2. Gnumeric –свободный бесплатный редактор табличных документов, аналог Microsoft Excel.
  3. Microsoft Excel – одна из наиболее популярных приложений в мире, созданная корпорацией Microsoft. Табличный редактор Excel обладает богатыми ресурсами и свободно применяется как в коммерческих целях, так и в домашнем использовании.

Табличные редакторы

oioio

При открывании Microsoft Excel создает рабочую книгу, каждая страница которой представляет таблицу из 256 столбцов и более 65 тысяч строк.

Табличный редактор Excel – мощный инструмент для нахождения суммы, разности, частного, произведения, среднего арифметического, поиска максимума и минимума и других математических операций. Для проведения вычислений в электронных таблицах нужно ввести в ячейку необходимую формулу – выражение, задающее необходимые математические действия.

Читайте также:  Таблица железа гормон действие недостаток избыток

Для выполнения правильных вычислений в табличном редакторе необходимо знать основные правила записи формул:

  1. Любая формула должна записываться со знака «=».
  2. Формула может содержать числа, адреса отдельных ячеек или диапазона, знаки операций и функции.

Символы математических операций, используемые в электронных таблицах

4rtet

  1. Если выражение содержит адрес ячейки, то формула оперирует с ее содержимым. Это позволяет автоматически пересчитать результат при изменении значения ячейки.

Пример формулы с использованием ссылок

5yryry

Можно увидеть, что в электронной таблице записанная формула соответствует следующим подсчетам: 2*4+6.

  1. Формулы могут содержать одну или несколько функций. Функции табличного редактора — встроенные вычислительные инструменты, обеспечивающие автоматические расчеты. После указания названия функции в формуле в скобках вводятся разного рода параметры (число, адрес ячейки или диапазона ячеек и др.), разделенные между собой «;».

Встроенные функции

6gfdgd

Табличное представление информации

Любое сообщение может быть закодировано различными методами. Учитывая форму представления информации различают:

  • числовые данные;
  • текстовую форму;
  • звуковые сообщения;
  • видеоматериалы;
  • графическую информацию.

Виды информации по форме представления

7yuyuy

Рассмотрим подробнее графический способ представления информации, который имеет ряд преимуществ:

  1. облегчает восприятие человеком, благодаря наглядности;
  2. допускает компьютерную обработку;
  3. помогает в сравнительно небольшом объеме охватить суть информации.

Одним из видов наглядных средств является таблица – самая простая и удобная форма упорядочивания однотипных данных. Основными элементами ее графики является полосы и колонки. Таблицы легко создаются, редактируются и широко применяются в разнообразных областях деятельности.

Структура таблицы

Структуры данных таблицы зависит от ее типа:

  • разъяснительные (могут в сжатом виде преподнести большой объем теоретического материала);
  • сравнительные (осуществляют сравнение различных параметров нескольких объектов);
  • обобщающие (тематические) (позволяют произвести систематизацию текстовых сообщений).

Любая таблицы состоит из следующих элементов:

  1. Номер таблицы – нумерационный заголовок.
  2. Общий заголовок – имя таблицы.
  3. Верхний заголовок (его еще называют «головкой») – первая строка таблицы, предназначенная для ввода наименований столбцов.
  4. Боковой заголовок (или «боковик») – левый столбец, в котором записываются имена строк.
  5. Прографка – совокупность горизонтальных и вертикальных полос таблицы, в которой находятся данные, относящиеся к головке и боковику.
  6. Ячейка – основной табличный элемент, образующийся пересечением строки и столбца.
  7. Строка – ряд смежных ячеек, ограниченный линиями сверху и снизу.
  8. Графа (столбец) таблицы – вертикальная колонка данных.

Структура таблицы

8yuyuy

Для того, чтобы корректно составить таблицу, необходимо знать некоторые правила оформления таблицы:

  • Оформление таблиц начинается с написания номера таблицы, представляющий собой сочетание слова«Таблица» + порядковый номер («Таблица 1»). Размещается он в правом верхнем углу. Это делается для упрощения ссылки на конкретную сводку в документе.
  • Общий заголовок располагается по центру. Он призван давать четкое представление о хранящейся в таблице информации.
  • Наименования строк и столбцов должны быть короткими и понятными. Они записываются с заглавной буквы.В конце заголовков и данных в табличных ячейках точки не принято ставить.
  • Имена строк и колонок можно печатать в свободном порядке. В том случае, когда наименований достаточно много целесообразнее их объединить в группы или перечислить в алфавитной последовательности.
  • Единицы измерений (в том случае, если в прографке указываются числовые данные), записываются только в заголовке. Они вводятся после наименования,через«,». Например, «Температура, °С».
  • Вся область прографки заполняется полностью. Если возникают трудности с заполнением конкретной клетки, то используют прочерк или другой условный знак. Часто используемые символы:

? – неустановленные сведения;

– заполнение неосуществимо;

– необходимо использование информации из вышерасположенной ячейки.

Переход текстовой формы в табличную

Зачастую табличная форма применяется для наглядности представления текстовых сообщений.

Таблицы встречаемые в повседневной жизни

9Risunok6

Последовательность действий, которых необходимо придерживаться для того, чтобы составить таблицу:

  1. Подчеркнуть в тексте названия предметов, их свойства и параметры.
  2. Обдумать табличную структуру, число необходимых строк и колонок, боковые и верхние заголовки.
  3. Ввести необходимые данные в сводку.

Представление информации в форме таблицы

10uiui

Ярким примером является табличная форма баз данных, которые представляют собой организованный определенным способом большой объем информации. К таким базам данных можно отнести телефонные справочники, картотеки, прайсы и прочее.

Различают следующие виды таблиц:

  • v «Объекты – свойства» (в сокращении ОС). Таблица этого типа включает сведения о параметрах отдельных объектов, принадлежащих к одному и тому же классу.

Обобщенная форма таблиц типа ОС

11gfsg1 2

Численность табличных строк обусловлено численностью объектов, а численность графов – от анализируемых свойств. Прографка заполняется содержанием свойств. Причем, если число параметров намного превосходит число объектов, то возможно боковик перенести в верхний заголовок, т.е. значения строк и столбцов поменять местами. Делается это для большей наглядности представляемых данных.

Читайте также:  Таблица расчета цвета глаз

Изменение значения строк и столбцов

12tutu

  • v «Объекты-объекты-один» (или ООО). Данная таблица сообщает о единственном значении объектов, принадлежащим к различным классам.

Обобщенная табличная форма ООО

13ljjlh1 5

Отличительная особенность таких таблиц:

— прографка содержит исключительно данные одного типа.

Пример таблицы типа ООО

14lhlh1 6

Таким образом, можно убедиться, что информация, преобразованная в табличный вид, удобна, компактна и легко обозрима.

Табличный способ обработки информации позволяет без труда упорядочить однотипные данные, которые в виде сплошного текста вызывают затруднения при зрительном восприятии.

Табличный способ решения логических задач

Перевод текстовой формы информационных сообщений в табличную облегчает решение задач на логическое мышление. Преобразование данных позволяет установить существование или отсутствие связи между объектами. Только таблица сможет учесть все возможные варианты решения.

Алгоритм решения логических задач с помощью таблицы:

  1. Построить таблицу, определив число строк и графов согласно данным задачи.
  2. Внимательно прочитать каждое условие, отыскав опорные точки, позволяющие сделать исключение. Проставить в нужную ячейку соответствующий символ.
  3. Анализируя условие задачи, сравнивая и устанавливая связи и противоречия, заполнить пустые ячейки таблицы.
  4. Проверить обязательно условие: в каждой строке или столбце должен находиться только один знак «+», а в остальных знак «-». Знаки можно заменить на 0 или 1.
  5. Найти решение, используя метод последовательных исключений.

Разбор решения задачи табличным способом.

15rtrt

Решение задачи №1 табличным способом

16tyty

1.Определиться со структурой таблицы. Она должна содержать 4 строки (бутылка, стакан, кувшин и банка) и 4 столбца (молоко, лимонад, квас и вода).

Составление таблицы к задаче №1

17yuyu

2.Заполнить ячейки. Анализируя первое утверждение задачи, можно выяснить, что и вода и молоко не могут находиться в бутылке. Нужно поставить прочерки в нужных клетках.

18iuii

  1. Согласно второму утверждению, «сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом», т.е. в кувшине не может находиться ни лимонад, ни квас. Поставить «-».

19uiuiu

4.Так как известно, что банка наполнена не лимонадом и не водой, тогда следует проставить прочерки в строке «банка» в подходящих ячейках.

20ioio

5.Последнее предположение о том, что стакан поставили возле банки и сосудом с молоком, означает, что молоко находится не в стакане и не в банке. Можно поставить «+» в оставшуюся незанятую ячейку и выяснить, что в кувшин оказался сосудом для молока.

21rtrt

6.Так как в любой строке или в колонке допускается лишь единственный плюс, можно заполнить таблицу полностью.

22wewe

Ответ: Бутылка наполнена лимонадом, в стакане хранится вода, кувшин является сосудом для молока, а в банке соответственно квас.

Источник



Тест по информатике Информация и информационные процессы 5 класс

Тест по информатике Информация и информационные процессы с ответами для учащихся 5 класса. Тест состоит из 2 вариантов в каждом по 4 задания.

1 вариант

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

1) Разговор по телефону
2) Посадка дерева
3) Диск любимой музыкальной группы
4) Письмо приятелю
5) Выполнение контрольной работы
6) Разгадывание кроссворда
7) Просмотр телепередачи
8) Учебник математики

2. Отметьте современные информационные носители.

1) Телевидение
2) Бумага
3) Интернет
4) Телефон
5) Лазерный диск
6) Телеграф

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в музыкальной поздравительной открытке.

1) Текстовая
2) Графическая
3) Числовая
4) Звуковая

4. Что является наиболее удобной формой для представления большого количества однотипной информации?

1) Текст
2) Таблица
3) Схема
4) Рисунок

2 вариант

1. Отметьте информационные процессы (действия с информацией).

1) Работа на компьютере с клавиатурным тренажером
2) Установка телефона
3) Прослушивание музыкального диска
4) Чтение книги
5) Видеодиск
6) Заучивание правила
7) Толковый словарь
8) Выполнение домашнего задания по истории

2. Отметьте современные информационные каналы.

1) Телевидение
2) Бумага
3) Интернет
4) Телефон
5) Лазерный диск
6) Телеграф

3. Отметьте, информация какого вида может быть использована в школьном учебнике.

1) Текстовая
2) Графическая
3) Числовая
4) Звуковая

4. Что является наиболее удобной формой для наглядного представления числовых данных?

1) Текст
2) Диаграмма
3) Схема
4) Рисунок

Ответы на тест по информатике Информация и информационные процессы
1 вариант
1. Разговор по телефону, выполнение контрольной работы, разгадывание кроссворда, просмотр телепередачи.
2. Бумага, лазерный диск.
3. Текстовая, графическая, числовая, звуковая.
4. Таблица.
2 вариант
1. Работа на компьютере с клавиатурным тренажером, прослушивание музыкального диска, чтение книги, заучивание правила, выполнение домашнего задания по истории.
2. Телевидение, Интернет, телефон.
3. Текстовая, графическая, числовая.
4. Диаграмма.

Читайте также:  Как поднять текст в ячейке Excel

Источник

Тест по информатике Представление информации в форме таблиц 5 класс

Тест по информатике Представление информации в форме таблиц 5 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий.

Вариант 1

1. Отметьте неверное высказывание.

1) Таблица — удобная форма представления однотипной информации.
2) Таблица — менее наглядный способ представления информации, чем текст.
3) С помощью таблиц удобно фиксировать связь между объектами.
4) Таблица — более наглядный способ представления информации, чем текст.

2. Как правило, таблица состоит из частей:

1) боковик, прографка
2) головка, боковик, прографка
3) головка, боковик
4) головка, боковик, про граф ка, ярус

3. Заполните пропуски в таблице.

№ п/п Станция Время отправления Время прибытия на конечную станцию Время в пути (мин)
1 Пл. Водники 12.20 13.20
2 Пл. Долгопрудная 04.31 05.15
3 Пл. Новодачная 04.33 05.30

4. Заполните пропуски в таблице, используя текстовое описание правила.

В корне ложлаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

№ п/п Слово Суффикс -а- Корень
1 Пол..житься.
2 Прил..гать

5. Заполните пропуски в таблице, используя текстовые данные.

Самые высокие горные вершины Российской Федерации находятся на Кавказе. Высота Эльбруса — 5642 м над уровнем моря, вершина горы Дыхтау находится на высоте 5204 м, Пик Пушкина — на высоте 5100 м.

№ п/п Вершина Высота (м) Местоположение
1 Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия
2 Кабардино-Балкария
3 Кабардино-Балкария

6. Решите логическую задачу, представив информацию в табличной форме.

Для участия в олимпиаде из разных городов: Москвы, Самары, Севастополя, Казани приехали Катя, Борис, Зина, Евгений. Катя не живет ни в Москве, ни в Самаре.
Евгений приезжал в гости к Борису в Севастополь. Зина была на экскурсии в Москве. Из каких городов приехали ребята?

Участник Город
Москва Самара Севастополь Казань

Вариант 2

1. Отметьте неверное высказывание.

1) Таблица — удобная форма представления однотипной информации.
2) Таблица — более наглядный способ представления информации, чем текст.
3) С помощью таблиц удобно фиксировать связь между объектами.
4) Таблица — сложная и неудобная форма представления информации.

2. Заголовки строк:

1) боковик
2) головка­
3) ярус
4) прографка

3. Заполните пропуски в таблице.

№ п/п Станция Время отправления Время прибытия на конечную станцию Время в пути (мин)
1 Пл. Дегунино 04.45 05.05
2 Пл. Окружная 04.50 05.30
3 Пл. Тимирязевская 04.55 05.15

4. Заполните пропуски в таблице, используя текстовое описание правила.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто? что? Существительные в родительном падеже — на вопросы кого? чего? Существительные первого склонения имеют окончания , , а в родительном падеже — окончания , .

№ п/п Падеж Падежный вопрос Окончания существительного 1 склонения
1 Именительный
2 Родительный

5. Заполните пропуски в таблице, используя текстовые данные.

Большие и малые реки России несут свои воды в моря. В Балтийское море впадает 53 586 рек общей протяженностью 140 171 км. В Белое море — 109 534 реки общей протяженно­стью 373 898 км.

№ п/п Море Количество рек, впадающих в море (шт.) Протяженность рек (км)
1 Белое
2 Балтийское

6. Решите логическую задачу, представив информацию в табличной форме.

В олимпиаде принимали участие Катя, Борис, Зина, Евгений. Они заняли 4 призовых места. Катя не заняла ни первого места, ни четвертого. Борис оказался на втором месте. Зина не заняла четвертое место. Как распределились места между участниками?

Участник Место
1 2 3 4

Ответы на тест по информатике Представление информации в форме таблиц 5 класс
Вариант 1
1-2
2-2
3.
1) 60
2) 44
3) 57
4.
1) Положиться; нет; -лож-.
2) Прилагать; есть; -лаг-.
5.
1) Эльбрус; 5642.
2) Дыхтау; 5204.
3) Пик Пушкина; 5100
6. Катя из Казани, Борис из Севастополя, Евгений из Москвы, Зина из Самары.
Вариант 2
1-4
2-1
3.
1) 20
2) 40
3) 20
4.
1) кто? что?; , .
2) кого? чего?; , .
5.
1) 109 534; 373 898.
2) 53 586; 140 171.
6. 1 место — Зина, 2 — Борис, 3 — Катя, 4 — Евгений.

Источник