Меню

Цель экологического нормирования

Экологическое нормирование

Человек – часть природы, и его деятельность неизменно оказывает на нее влияние. Чтобы не вызвать техногенную катастрофу, необходимо четко понимать, к чему может привести то или иное действие. Экологическое нормирование окружающей среды – это процесс, который помогает оптимизировать влияние производственной и хозяйственной деятельности. Нормативы, определяющие объем, содержание и вид негативного влияния, дают возможность сохранить природу и здоровье самого человека. На сегодняшний день это интенсивно развивающийся инструмент природоохранной сферы.

Экспертная лаборатория «Экостар» создает проекты «под ключ», которые во всем устраивают надзорные органы – с гарантией их согласования. Чтобы получить консультацию по вопросам экологического нормирования, обращайтесь на горячую линию или заказывайте звонок!

Понятие экологического нормирования

ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет понятие следующим образом:

Экологическое нормирование – это разработка нормативов, говорящих о качестве окружающей среды, а также норм допустимого воздействия на нее во время производственной или хозяйственной деятельности.

Механизмы данного процесса таковы:

  • исследования, призванные обосновать норматив в рамках природоохранной сферы;
  • разработка условий создания норматива;
  • экспертные изыскания на утверждение норм;
  • создание информационной базы по установленным нормам;
  • контроль над использованием нормативов;
  • прогнозирование последствий на социальном, экономическом или экологическом уровне.

Нормированию подлежит природопользовательская деятельность юридических лиц и рядовых граждан.

Цель экологического нормирования

Основной целью экологического нормирования является установка допустимых границ влияния на биосферу. Указанный предел должен служить гарантией экобезопасности, адекватного восполнения природных ресурсов, сохранности генофонда в условиях производственной и хозяйственной деятельности человека.

Объекты экологического нормирования – антропогенные факторы, которые влияют на биосферу и экосистемы, а также на отдельные их компоненты, и природные факторы, воздействующие на человека. Все эти факторы необходимо регулировать.

В рамках систематизации нормативов экостандарты применяются для:

  • территориального зонирования;
  • создания нормативов качества окружающей среды;
  • определения предельных допустимых значений по содержанию вредных веществ;
  • разработки санитарных норм для питьевой воды;
  • определения границ нагрузки на биосферу и предела техногенных воздействий.

Существуют как российские, так и мировые стандарты, которые применяются, в том числе, и к реализуемой продукции. Одним из известных международных стандартов является ISO. В РФ действует собственная система ГОСТ Р.

Нормы и лимиты

Человечество вынуждено искать компромиссные решения между экономической деятельностью и вопросами экологии. Экологическое нормирование охраны окружающей среды представляет собой особенную систему, элементами которой являются нормативы и акты, касающиеся:

  • допустимых границ негативного воздействия;
  • качества окружающей природной среды;
  • пределов изъятия природных ресурсов и компонентов из биосферы;
  • организации санитарных и защитных зон.

Экологическое нормирование и стандартизация согласуются с физическими и химическими индексами, показывающими состояние биосистем. Они обязаны учитывать ПДК радиоактивных или химических соединений, уровни тепла и другие показатели. Кроме того, они согласуются с биологическими индексами и учитывают концентрацию микроорганизмы.

Экологическое нормирование включает:

  • допустимые предельные значения выбросов микроорганизмов или веществ;
  • лимиты на формирование и размещение отходов производства и потребления;
  • допустимые границы физического воздействия, к которому относят излучения, вибронагрузки, шум;
  • допустимые лимиты на изъятие природных ресурсов и нагрузок, которые испытывает биосфера из-за человеческой деятельности и т.д.

Экспертная лаборатория «Экостар» готова разработать природоохранную документацию для любых предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ. В нашей компании трудятся специалисты и эксперты, обладающие многолетним опытом, благодаря чему они могут реализовать даже сложные проекты.

ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

Что обеспечивает экологическое нормирование?

Экологическое нормирование обеспечивает создание санитарно-гигиенических правил, контроль над производственной деятельностью и ресурсной базой. Оно помогает процессам охраны и рационального использования ресурсов природы, позволяющим восстанавливаться биосфере, создает благоприятные условия для безвредной производственной и хозяйственной деятельности. Также на его основе разрабатываются штрафные санкции, которые применяются к организациям, влияние которых негативно сказывается на состоянии природы и экологии.

Какие задачи решает экологическое нормирование?

Цель экологического нормирования предполагает решение следующих задач:

  • нормирование качества природоохранной сферы;
  • разработка правовой базы, призванной регулировать взаимоотношения между человеком и окружающей средой;
  • создание методологии для оценки и анализа негативного влияния человеческой деятельности и техногенной нагрузки.

Какова роль и значение экологического нормирования?

Экологическое нормирование устанавливает основные нормы, помогает создавать инструкции, правила и требования, которые выдвигаются к производственной деятельности человека, изготавливаемой продукции и контрольным методам. Благодаря ему создаются запреты и разрабатываются ограничения, которые направлены на снижение негативного воздействия человека на окружающую среду.

Экологическое нормирование регламентирует правоотношения, которые возникают в сфере управления природоохраной.

Источник

Нормативы качества окружающей среды таблица

2.4. Стандарты качества окружающей среды (экологические нормативы)

Экологические стандарты — это нормативно-технические документы, устанавливающие обязательные для исполнения нормы, правила и требования к качеству товаров, работ и услуг. В России действуют стандарты международные, государственные (ГОСТы), отраслевые (ОСТы), а также стандарты предприятий. В системе стандартизации экологическим стандартам присвоен классификационный номер 17. Например, ГОСТ 17. 4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы.
Стандарты качества окружающей среды (ОС) или экологические нормативы — это показатели, характеризующие критерии качества окружающей среды. Качество ОС — это возможная мера (интенсивность) использования ресурсов и условий среды для реализации нормальной, здоровой жизни и деятельности человека, не приводящая к деградации биосферы. Нормирование качества ОС проводят с целью установления предельно допустимых масштабов воздействия на ОС, гарантирующих экологическую безопасность человека и сохранение генофонда, обеспечение рационального природопользования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, стандарты качества ОС необходимы для осуществления экономического механизма природопользования, т.е. для установления платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС.
Нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ рассчитываются по их содержанию в атмосферном воздухе, почве, водах и устанавливаются для каждого вредного вещества (или микроорганизма) в отдельности. ПДК — это та концентрация загрязняющего вещества, которая еще не опасна для живых организмов. Напомним, что концентрация — это отношение единицы массы вещества к единице объема, измеряются концентрации в г/л или в мг/мл. В настоящее время выпущено много справочников, включающих величины ПДК более тысячи вредных веществ. Значения ПДК устанавливают, исходя из влияния вредных веществ на человека, и эти значения являются общепринятыми для всей территории и акватории РФ. В свое время Советский Союз был одним из первых государств, где были установлены довольно жесткие нормативы ПДК. Однако в настоящее время в большинстве экономически развитых стран от показателей ПДК отказались, поскольку в реальном производстве в составе сточных вод или газовых выбросов находится, как правило, несколько веществ. В результате в сбросах или выбросах концентрация каждого из них может не превышать ПДК, а суммарный эффект оказывается опасным для живых организмов и человека. Более передовой в настоящее время является технология с использованием биотестов — определенных микроорганизмов, которые помещают в сточные воды или газообразные выбросы предприятия. В зависимости от выживания этих микроорганизмов сброс или выброс разрешают или запрещают.
Нормативы ПДВ (предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферу) и ПДС (предельно допустимых сбросов сточных вод в водный объект) — это предельно допустимые массы (или объемы) вредных веществ, которые можно выбросить (сбросить) в течение определенного промежутка времени (как правило, за 1 год). Величины ПДС и ПДВ рассчитывают для каждого природопользователя на основании значений ПДК.
Нормативы предельно допустимых уровней (ПДУ) устанавливают безопасные пределы физического воздействия (шум, вибрация, электромагнитные поля и радиоактивное излучение) на ОС и здоровье человека.
Нормативы (лимиты) изъятия природных ресурсов устанавливают с учетом экологической обстановки в регионе, возможностей их возобновления или восстановления. Лимиты размещения отходов связаны с недопущением занятия огромных площадей потенциально сельскохозяйственных земель под свалки и помойки. Законодательство устанавливает нормативы санитарных и защитных зон охраны источников питьевого водоснабжения, курортных и лечебнооздоровительных местностей.
Технологические стандарты устанавливают определенные требования к технологиям как основных производственных процессов, так и к очистным сооружениям. Наилучшая из доступных технологий принимается в качестве эталона.
Стандарты качества продукции устанавливают четкие согласованные требования к готовой продукции, например, стандарты содержания вредных веществ (нитратов) в продуктах питания, стандарты содержания примесей в питьевой воде и т.д.
Таким образом, для расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение ОС введены экологические нормативы (стандарты качества ОС).

Читайте также:  Таблица Виды социальных групп материал для подготовки к егэ гиа по обществознанию 8 класс

Человек начал негативно влиять на природу с того момента, как выделился из животного мира, но у биосферы хватало ассимиляционного потенциала, чтобы противостоять этим воздействиям.
В XX в. в результате хозяйственной деятельности и благодаря интенсивному развитию экономики разразился глобальный экологический кризис, угрожающий существованию биосферы и человечества.
Антропогенные загрязнения биосферы различного происхождения и масштаба (механические, физические, химические, биологические и биотические) пагубно влияют на состояние биосферы и здоровье человека.
В целях введения количественных характеристик антропогенных воздействий на биосферу и для расчета платежей за использование природных ресурсов и загрязнение биосферы были установлены стандарты качества ОС (ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, различные лимиты).

Вопросы для самопроверки

Что такое антропогенное воздействие на природу?
В чем главная особенность глобального экологического кризиса конца XX в. по сравнению с кризисами прошлого?
Что такое загрязнения биосферы?
Какими веществами загрязняется атмосфера?
Что такое ассимиляционный потенциал?
Чем загрязняются гидросфера и литосфера?
К какому виду загрязнений относится мусор?
Почему шумы опасны для человека?
В чем причина радиоактивных загрязнений?
Как классифицируются загрязнения по масштабу воздействия на ОС?
Какие металлы являются наиболее токсичными?
Почему нефтяные разливы являются экологическими катастрофами?
Чем опасны пестициды?
Что такое болезнь Минамата?
Что такое экологические стандарты?
Каковы основные стандарты качества ОС?
Что такое ПДК?
Что такое ПДС, ПДВ и ПДУ, на какой период они устанавливаются?
Откуда берут численные значения величин ПДК?

Литература по теме

Агаджанян H.A., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994.
Моисеев H.H. Человек и биосфера. М.: Юнисам, 1995; 1999.
Разумова Е.Р. Экология. Курс лекций. М.: МИЭМП, 2006.
Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества. Концептуальная экология. М., 1992.
Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М., 1992.
Шилов И. А. Экология. М., 2001.

Красилов В.А. Охрана природы: принципы, проблемы, приоритеты. М.: Наука, 1998.
Небел Г. Наука об окружающей среде. Как устроен мир. В 2-х тт. М.: Мир, 1993.
Федоров Л.А. Диоксины как экологическая опасность: ретроспективы и перспективы. М., 1993.
Хатунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность. М., 2002.

Источник



Нормативы качества окружающей среды таблица

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2019 г. № 149 “О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий” (не вступило в силу)

В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды.

2. Установить, что нормативные документы в области охраны окружающей среды, устанавливающие технологические показатели наилучших доступных технологий, за исключением технологических показателей наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов, утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основе информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, предусмотренным статьей 28.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды», не позднее 6 месяцев после их опубликования или актуализации.

3. Пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 10, ст. 1143; 2009, N 18, ст. 2248; 2017, N 30, ст. 4674) изложить в следующей редакции:

«1. Установить, что экологические нормативы качества атмосферного воздуха, методики определения экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы и другие экологические нормативы в целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются и пересматриваются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных Положением о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 149 «О разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды, а также об утверждении нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих технологические показатели наилучших доступных технологий».».

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной штатной численности указанных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций на соответствующий финансовый год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 февраля 2019 г. N 149

Положение
о разработке, установлении и пересмотре нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей состояния окружающей среды (далее — нормативы качества).

2. Нормативы качества устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.

3. При установлении нормативов качества используются показатели, контроль за которыми обеспечивается посредством применения соответствующих методик (методов) измерений, способов индикации и (или) тестирования, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются для отдельных компонентов природной среды:

а) атмосферного воздуха;

б) вод поверхностных водных объектов;

в) вод подземных водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подземных водных объектов, пригодность которых для указанных целей определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, а также подземных водных объектов, определенных в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

5. Нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на предельно допустимом уровне значений, полученных на основании результатов лабораторных испытаний, или для территорий и акваторий на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природного фона, сформировавшегося под влиянием природных факторов, характерных для конкретной территории, акватории.

6. Значения (интервал допустимого отклонения от значений) показателей природного фона территорий и акваторий определяются на основании данных наблюдений за состоянием окружающей среды, отбора проб и (или) измерений по химическим и физическим показателям на соответствующем эталонном участке, а также информации и сведений, содержащихся в едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, государственном водном реестре, государственном фонде недр, государственном лесном реестре, Едином государственном реестре недвижимости, фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Под эталонным участком понимаются выбранные в пределах оцениваемой территории или акватории земельный участок, водный объект или его часть, характеризующиеся отсутствием признаков деградации естественной экологической системы (изменение видовой или трофической структуры экосистем, их естественной продуктивности, морфологических или обменных свойств почв, исчезновение видов животных и растений, нарушение биологических циклов животных и растений).

Читайте также:  Как установить связь между несколькими таблицами

При наличии особо охраняемой природной территории, имеющей аналогичные с оцениваемой территорией (водным объектом или его частью) природные условия, эталонный участок выбирается в пределах такой особо охраняемой природной территории.

Критерии выбора эталонного участка, методы и способы определения значений нормативов качества устанавливаются соответствующими методиками и методическими указаниями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

7. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются в отношении радионуклидов, содержащихся в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе и включенных в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р.

8. Нормативы качества по показателям уровней радиоактивности устанавливаются на уровне значений предельных концентраций радионуклидов, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

9. Определение предельных концентраций радионуклидов в поверхностных водах и донных отложениях водных объектов, почвах (землях), атмосферном воздухе осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

10. Нормативы качества атмосферного воздуха устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 182 «О порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ» с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением.

11. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов устанавливаются для речного бассейна или его части, водного объекта или его части, учтенных в государственном водном реестре, для участков внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации с учетом условий целевого использования водных объектов, а также их природных особенностей.

12. Для вод поверхностных водных объектов или их частей, используемых для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и в других целях, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются гигиенические нормативы, утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

13. Для водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и устанавливаются нормативы качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения.

14. Для оценки качества вод поверхностных водных объектов рыбохозяйственного значения, используемых одновременно для целей хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водоснабжения и (или) в других целях, норматив качества устанавливается на уровне наименьшего из гигиенического или рыбохозяйственного норматива.

15. В случаях если природные фоновые концентрации химических веществ в водах поверхностных водных объектов, сформировавшиеся под влиянием природных факторов и характерные для конкретного речного бассейна или его части, водного объекта или его части, превышают значения гигиенических или рыбохозяйственных нормативов, нормативы качества разрабатываются и устанавливаются на уровне значений (в интервале допустимого отклонения от значений) показателей природных фоновых концентраций химических веществ в этом речном бассейне или его части, водном объекте или его части.

16. Нормативы качества вод поверхностных водных объектов, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, за исключением водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

17. Нормативы качества вод водных объектов рыбохозяйственного значения разрабатываются и утверждаются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. N 484 «О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».

18. Для вод подземных водных объектов — источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и подземных водных объектов, пригодность которых для указанных целей определена на основании санитарно-эпидемиологических заключений, а также подземных водных объектов, определенных в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения для обеспечения граждан питьевой водой в случае возникновения чрезвычайной ситуации, разрабатываются и устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека гигиенические нормативы в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

19. Нормативы качества почв (земель) разрабатываются и устанавливаются с учетом природных особенностей территорий и категорий земель, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

20. Для оценки качества почв (земель) категорий земель сельскохозяйственного назначения и земель населенных пунктов, земельных участков зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, курортных зон, а также для почв (земель) всех категорий земель по химическим веществам неприродного происхождения устанавливаются гигиенические нормативы, разрабатываемые и утверждаемые Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

21. Для оценки качества почв (земель) категорий земель и земельных участков, не предусмотренных пунктом 20 настоящего Положения, а также для почв всех категорий по химическим веществам природного происхождения Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации устанавливаются экологические нормативы качества почв (земель).

22. Экологические нормативы качества почв (земель) устанавливаются для выделяемых однородных в почвенно-экологическом отношении территорий и определяются в соответствии с методиками, утверждаемыми Министерством природных ресурсов экологии Российской Федерации.

23. Нормативы качества, устанавливаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, материалы их обоснования подлежат рассмотрению комиссией, создаваемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

24. Положение о комиссии и ее состав, а также состав материалов обоснования нормативов качества утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

25. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации на основании заключения комиссии:

а) принимает решение о возможности установления нормативов качества;

б) издает акт об установлении норматива качества;

в) направляет в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, обеспечившим в инициативном порядке разработку проекта норматива качества, уведомление о результатах рассмотрения материалов (в случае обращения с инициативой о разработке норматива качества).

26. Основаниями для пересмотра нормативов качества являются появление новых данных о последствиях воздействий химических веществ, физических факторов, биологических организмов, в том числе микробиологических, на здоровье человека, растительность, животных и на иные организмы, на свойства веществ, являющихся характерными составляющими компонента природной среды и влияющих на его состояние.

27. Пересмотр нормативов качества осуществляется в порядке, установленном для их разработки и установления.

28. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации нормативы качества в пределах территории субъекта Российской Федерации, содержащие соответствующие требования и нормы не ниже норм, установленных на федеральном уровне, с учетом экологической обстановки в регионе.

29. Установленные органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации нормативы качества и материалы их обоснования подлежат направлению на электронном носителе в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в целях их систематизации.

Обзор документа

Правительство РФ определило порядок разработки, установления и пересмотра нормативов качества окружающей среды для химических и физических показателей ее состояния.

Нормативы разрабатываются отдельно для атмосферного воздуха, вод поверхностных водных объектов, вод подземных водных объектов, почв на основании:

— наблюдений, отбора проб, измерений на эталонном участке (для территорий и акваторий);

— сведений из единого госфонда данных о состоянии окружающей среды, водного и лесных госреестров, госфонде недр, ЕГРН, фонде данных экологического мониторинга.

Источник

Экологическое нормирование

Экологическое нормирование призвано оптимизировать взаимодействия человека с природой. Разработка нормативов проводится на основе последних научно-технических достижений и в соответствии с международными стандартами в сфере природоохранной деятельности.

Читайте также:  Таблица размеров желточного мешка и недель беременности

Понятие экологического нормирования

Правовые основы экологического нормирования устанавливаются Федеральным законом РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. Согласно статье 19, экологического нормирования заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Основные механизмы экологического нормирования включают:

  • исследование обоснования нормативов в контексте природоохранной деятельности;
  • установление условий разработки нормативов;
  • проведение экспертизы на утверждение нормативов;
  • контроль за применением нормативов;
  • формирование информационной нормативной базы;
  • прогнозирование экологических, экономических и социальных последствий применения утвержденных нормативов.

Субъектами, деятельность которых подлежит нормированию, являются природопользователи – физические и юридические лица.

Классификация экологических нормативов в сфере охраны окружающей среды

В вышеуказанном законе «Об охране окружающей среды» указаны следующие виды нормативов:

1. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов. При этом важно учесть природные особенности территорий и акваторий, назначение природных объектов и природно-антропогенных объектов, особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемых природных территорий, а также природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение. Нормативы качества окружающей среды включают в себя:

  • нормативы, установленные в соответствии с химическими показателями состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества;
  • нормативы, установленные в соответствии с физическими показателями состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла;
  • нормативы, установленные в соответствии с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других организмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды, а также нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов.

2. Нормативы допустимого воздействия устанавливаются для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Законодатель выделяет:

  • нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов;
  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

3. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной деятельности относительно нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими управление в сфере охраны окружающей среды.

4. Технологические нормативы устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

5. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение также устанавливаются для предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.

6. Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду устанавливаются для каждого источника подобного воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также учитывая влияния других источников физических воздействий.

7. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды — нормативы, установленные в соответствии с ограничениями объема их изъятия в целях сохранения природных и природно-антропогенных объектов, обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращения их деградации.

8. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах определенных территорий и акваторий.

9. Иные нормативы в сфере охраны окружающей среды, которые могут устанавливаться в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды.

Стандартизация в сфере природоохранной деятельности

Стандартизация, согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года, является правовым средством по охране природной среды, которое объединяет стандарты и иные нормативные документы с целью установления общего предмета регулирования: требования, нормы и правила в области охраны окружающей среды к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля; ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на окружающую среду; порядок организации деятельности в области охраны окружающей среды и управления такой деятельностью.

Процесс стандартизации играет важную роль и регламентируется специальными нормативными актами, поэтому на уровне экологического законодательства могут приниматься правовые документы, не имеющие юридических характеристик стандартов, однако, устанавливающие:

  • порядок организации природоохранной деятельности и управления с сохранением прав на разработку экологических требований за органами охраны окружающей среды;
  • ограничения хозяйственной и иную деятельность для пресечения любых форм негативного воздействия на окружающую среду.

Разграничение стандартов на практике означает уточнение компетенции специально уполномоченного органа в сфере окружающей среды по принятию подзаконных нормативных правовых актов в области нормирования.

Экологическая сертификация

Статья 31 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. гласит, что основной целью проведения сертификации является обеспечение экологической безопасности осуществляемой хозяйственной и прочей деятельности на территории России. Перед экологической сертификацией стоят следующие задачи:

  • предупреждение появления на рынке и реализации экологически опасных продукции и услуг и предупреждение экологического и экогенного вреда;
  • внедрение экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производство безопасной для окружающей среды продукции на протяжении ее жизненного цикла, повышение качества и конкурентоспособности;
  • предотвращение ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов.

Экологическая сертификация осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Ст. 21 данного закона гласит, что добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольной сертификации могут быть продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Уполномоченный орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Широкое развитие добровольная экологическая сертификация получила при возведении объектов Олимпиады в г. Сочи. Согласно международным требованиям объекты Олимпиады должны соответствовать международным «зеленым» стандартам. Сейчас используются зарубежные стандарты BREEAM и LEED, но ведется работа по разработке национальных систем экологической сертификации объектов капитального строительства. Например, в 2009 г. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации были утверждены критерии системы добровольной экологической сертификации объектов недвижимости. Распространение получает экологическая сертификация «умных домов», построенных с применением энергоэффективных материалов и технологий. Система добровольной экологической сертификации зданий и сооружений разработана Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ). В 2012 г. зарегистрирован национальный стандарт ГОСТ Р 54964-2012 «Оценка соответствия. Экологические требования к объектам недвижимости».

В настоящее время законодательство направлено на совершенствование разрешительной деятельности в сфере охраны окружающей среды и ориентируется на дифференциацию обязательных экологических требований в зависимости от степени экологической опасности объекта хозяйственной деятельности, а также на искоренение элементов разрешительной системы, которые являются административными барьерами.

Источник