Меню

Турнир знатоков Таблица Д И Менделеева посвященный 150 летию открытия периодического закона и периодической

Турнир знатоков «Таблица Д.И.Менделеева», посвященный 150-летию открытия периодического закона и периодической системы химических элементов

Турнир знатоков

«Таблица Д.И.Менделеева», посвященный

150-летию открытия периодического закона и периодической системы химических элементов

Составил: преподаватель химии УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И.Панов

Цель : проверить знание ПСХЭ Д.И.Менделеева студентами колледжа, заинтересовать в дальнейшем изучении химии

Место проведения : аудитория (либо фойе 1 этажа)

Время проведения : 40 минут

Участники : студенты 1-2 курсов

Организаторы : Панов Е.И., Лескович М., Черняков С., Габов Д.

Турнир проводится в рамках проекта «Тайны и загадки таблицы Д.И.Менделеева», автор: студент группы 1ТЭС.18 Лескович Максим

Все желающие по очереди подходят к столам (по 3 человека одновременно), где расположены контейнеры с табличками с указанными на них символами химических элементов (по 8 элементов в каждом контейнере), а также с формулами веществ (по 10 формул).

Задача участников доставать таблички и называть химические элементы и вещества, за каждый правильный ответ можно получить по 1 конфете.

Побеждает тот, кто назовет больше химических элементов и веществ.

t1578413132aa.jpg

1 тур – отгадай химический элемент

2 тур – назови вещество

t1578413132ab.jpg

3 тур – заполните пропуски в тексте

Период в таблице Д.И.Менделеева начинается __________________________

__________________, заканчивается __________________________________. В VII группе ПСХЭ располагаются элементы под общим названием ______________________________. Чтобы узнать высшую валентность элемента нужно знать __________________________, число электронных уровней можно узнать по __________________________. Элементы с порядковыми номерами с 57 по 71 называются _________________________.

В конце турнира подводятся итоги, определяются 3 лучших результата, победители награждаются дипломами, остальные участники, сертификатами

Турнир знатоков «Таблица Д.И.Менделеева», посвященный

150-летию открытия периодического закона и периодической системы химических элементов

Источник

Химическое шоу у периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.

Представлена разработка внеклассного мероприятия «Химическое шоу у периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.»Программу ведут ведущие, участвуют две команды: «Щелочные металлы» и «Галогены», где предоставляется приветствие команд, разминка, задания разного характера, игры, конкурсы,шуточные вопросы,загадки, занимательные факты, химические опыты.обучающиеся получили огромное удовольствие.

Содержимое разработки

Дьякова Лидия Дмитриевна

МОУ «Комсомольская СОШ»

Учитель химии

Химическое шоу у периодической таблицы химических элементов Д.И.Менделеева.

Цель: Активизировать интерес учащихся к предмету, используя игры. викторины, загадки, шуточные вопросы, химические опыты, стихотворения, песни.

Оборудование: ПСХЭ, набор химических реактивов для опытов, высказывание учёных.

«Будут появляться и умирать новые теории, блестящие обобщения, величайшие открытия-всё это будет уходить и приходить, но периодический закон Д.И.Менделеева будет всегда жить, развиваться и совершенствоваться» (Н.Е.Ферсман).

«Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает» (Д.И.Менделеев)

«Система Д.И.Менделеева является путеводной нитью в разработке теории строения атома» (Н.Бор)

На сцену выходят ведущие: девушка и юноша

Ведущая: Дорогие друзья, уважаемые гости, разрешите приветствовать вас на нашем празднике.

Ведущий: Начинаем наше представление.

1 марта 1869 года Д.И.Менделеев открыл периодический закон.

Он полон событий, сомнений,

и тайн бесконечных, и смелых догадок.

Как чудо природы является гений,

и в хаосе этом находит порядок…

Весь мир большой:

Планет круженье, свет зори –

Всё то, что видим мы снаружи,

Законом связано внутри.

Нас сейчас не удивит

Чёткий элементов ряд,

По таблице мы протоны

У любого элемента

Можем быстро посчитать.

Как? – Порядковый номер назвать.

В кулуарах мне сказали:

Знатоков здесь много в зале,

Потому без лишних слов

Выслушать я их готов

Слушай, что ты за опрос

Нам на праздник преподнёс?

Мало, что сдаём зачёты,

И доклады, рефераты,

Хочешь, чтобы скучновато

Праздник начался у нас?

Нет, позволь, мы лишь сейчас

Всем прочтём стихи – загадки.

Говори, но только кратко.

Он бежит по проводам,

Он бывает тут и там.

Свет зажёг, нагрел утюг

…(электрон) – наш лучший друг.

Если в атом он попал –

То, считай, совсем пропал:

Он с утра и до утра

Носится вокруг ядра.

С массою внушительной,

А таких, как он, отряд

Создаёт в ядре заряд.

Лучший друг его нейтрон.

Догадались? Он — … (протон)

Зарядом я похвастать не могу,

А потому сижу в ядре: и ни гу-гу,

А то подумают: шпион,

А я нейтральный, я — … (нейтрон)

По — античному наивно,

Называли греки атом.

Но теперь твердит наука:

Атом – непростая штука,

И устроен он хитро.

В центре – плотное ядро,

А вокруг, как роем мошки,

Пляшут электронов крошки…

В электронных облаках,

Как кораблик на волнах.

Плыть стремится каждый атом

По своим координатам

В Менделеевской таблице.

Дочитаем мы страницу…

Даст отгадка двух шарад.

Птичий мех, но не пух,

И без букв последних двух,

Плюс раствор для смазки ссадин,

Что сажают дети за день,

Вместе – ряд горизонтальный

Получаем моментально! (период)

Три буквы плода треугольного,

Две буквы от стола, от школьного,

«П» — между этими фрагментами..

Все вместе – столбик с элементами!

Вот и настал желанный час. Команды ждём мы вас.

Итак, в нашем представлении участвуют две команды:

Команда – «Щелочные металлы»

Команда – «Галогены»

Наш конкурс судят жюри.

Приветствие команд.

Слово предоставляется команде «Щелочные металлы».

Капитан представляет команду, все имеют эмблемы, соответствующие костюмы.

Исполняют песню на мотив «Замечательный сосед»

Электрон на внешнем слое

Еле держится у нас,

Отдаём его спокойно,

Кто захочет, в сей же час.

Мы с водой в соединенье

Щёлочи всегда даём,

С хлором, фтором, бромом, йодам

Дружненько в солях живём!

Литий, натрий, калий, цезий, франций

И рубидий заодно,

Нас активней нету, братцы,

Это знают все давно!

Отвечают на вопросы: 1. Почему ваша команда так называется?

2.Почему ваши эмблемы имеют чёрный цвет?

3. Как изменяется активность у щелочных металлов?

4. Кто из нас самый активный?

(Учащиеся располагаются по активности щелочных металлов.)

Слово предоставляется команде «Галогены» (они также в костюмах, в эмблемах)

Особенно зловонный бром,

Коль нюхнёшь, то непременно

Будет жаль себя потом!

Я, фтор, ещё намного злее,

Я свободно съем стекло,

Но, признаюсь, вовсе не жалею,

В применении мне всегда везло.

Ну, а если объективно

Не настолько мы противны,

Нас за пользу людям можно,

Очень сильно полюбить.

Отвечают на вопросы: 1. Почему ваша команда так называется?

2.Почему ваши эмблемы имеют красный цвет?

3. Как изменяется активность у галогенов?

4. Кто из нас самый активный?

2.Разминка команд.

Ведущие задают по очереди командам вопросы.

Как сформулировал Д. И. Менделеев периодический закон? (Свойство простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов)

Как читается современная формулировка периодического закона?

(Свойство химических элементов находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов)

Назовите восемь элементов, существование которых предсказал Д. И. Менделеев? (Галий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий и актиний).

Кого Д. И. Менделеев называл «дедушкой русской химии»? (Своего учителя А. А. Воскресенского).

Какой химический элемент назвали в честь Д. И. Менделеева, и кто его открыл? (Элемент 101 был открыт в мае 1955 г. группой американских учёных – Г. Сиборгов, А. Джиорзо, Б. Харвеем, Дж. Чоппином и С. Томсоном).

Какой неметалл проявляет свойства радиоактивного элемента? (Радон).

Какой химический элемент закипает при температуре, почти равной поверхности Солнца? (Гафний)

Что представляли собой «Менделеевские среды»? Кто бывал на них? (А. П. Бородин, Н.Н. Зинин, И. Н. Крамской, И.Е. Репин, А. И. Куинджи, и др. по средам в своей квартире принимал Менделеев).

1.«Кто больше знает?»Соревнуются две команды. Ведущий предлагает им задание: перечислите металлы, названия которых начинаются на букву «К». На выполнение задания даётся 2-3 минуты. Выигрывает та команда, представители которой назовут больше элементов.

2. «Химический чайнворд.»

Ведущий называет химический элемент. Например, сурьма и показывает его на таблице. Представитель одной из команд должен быстро назвать другой химический элемент, например азот, начинающийся на ту же букву на какую заканчивается название предыдущего элемента. Другой учащийся продолжает – тантал, третий — лантан, четвёртый – неон и т. д. Побеждает та команда, представители которой не ошибутся в течении 2 – 3 минут.

3.«Не ошибись.»

Две команды стали рядом, ведущий называет элементы, если металл, то игроки должны поднять руку, а если неметалл – то не поднимают руку. Тот кто ошибётся выходит из игры, победит та команда, где останется один игрок.

4.«Кто больше составит»

Из букв элемента №91 протактиний составить больше химических элементов. Например: актиний, торий, натрий, титан и др.

Читайте также:  Как решается таблица деления

5.»Химическая эстафета»

Две команды по очереди идут к доске и пишут знаки химических элементов, а затем для них пишут формулы высших оксидов. Кто больше и без ошибок напишет является победителем.

6.»Волшебная сера» ( в эту игру играют все)

Задумайте элемент и произведите арифметические вычисления.

1.Умножить порядковое число задуманного элемента на 2.

2. Прибавить к полученному числу порядковый номер серы т.е.16.

3. Полученное число умножить на 5.

4. К полученному числу прибавить 80.

5. Умножить полученное число на 100.

6. Из ответа отбросьте три нуля.

7. Отнять число 16.

8. Оставшаяся цифра будет номером элемента.

4. Задание для капитанов.

1. Вы стоите на пороге открытия нового химического элемента, который должен быть помещён в клеточки после магния. Предскажите его свойство

(Перед этим химический элемент закрывают).

2.Не обращаясь к периодической системе составьте электронную схему строения атома, у которого всего 6 электронов.

3.Назовите элемент у которого электроны расположены 2,8,6.

5.Шуточные вопросы.

1.Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической системе химических элементов?(Водород)

2. Какой элемент всегда рад? (Радон)

3. Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

4. Какой неметалл является лесом? (Бор)

5. Какой химический элемент состоит из двух животных? (Мышьяк)

6. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан)

7. Какие химические элементы утверждают, что они могут другие вещества рождать? (Водород, кислород, углерод)

8. Какие химические элементы легко превратить в весёлое зрелище? (Цирконий)

9. В состав названия какого металла входит дерево? (Никель)

10. Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото)

1. Бежит – растворяется, а остановится – взрывается.(Натрий)

2. Я не только разрушаю, но ещё и созидаю- фторопласт и фтородент знает всяк меня студент. (Фтор)

3. Я – вездесущий элемент, мною пахнут водоросли, летом при нагревании даю пар фиолетового цвета. (Йод)

4. Он повсюду и везде: в камне, в воздухе, в воде, он и в утренней росе. (Кислород)

5. Я самый лёгкий элемент, в природе без меня ни шагу. И с кислородом я в момент даю живительную влагу. (Водород)

6. Я почти что осьминог, только в море не живу. В периодической системе в группу с платиной вхожу. (Осьмий)

Каждая команда по очереди рассказывают стихотворения , исполняют песни, частушки про химические элементы.

7. Занимательные факты.

«Каждому своё»

Знакомый пришедший к Менделееву в гости, говорил без умолку. Говорил говорил, говорил…..- Я не надоел тебе? – спросил, наконец, гость. – нет, нет, что ты, — ответил Менделеев, — продолжай. Ты мне совсем не мешаешь, я думаю о своём.

Д.И.Менделеев был великим тружеником. И в этот день он очень много работал, исписал массу бумаги, отыскивая способ классификации элементов. Но ничего не получалось. Раздосадованный, он бросил работу и тут же, в рабочем кабинете не раздеваясь лёг на диван и крепко заснул. Во сне он совершенно чётко увидел таблицу. Так была поймана долгое время ускользавшая закономерность, и родилось величайшее открытие века.

8.Химические опыты

«Несгораемый платочек»

Платочек пропитывают раствором силиката натрия, высушивают и аккуратно складывают. Для демонстрации негорючести, платочек обливают спиртом и поджигают. Спирт сгорает, а ткань пропитанная силикатом натрия, остаётся невредимой.

«Фараоновы змеи»

Измельчают таблетку сухого горючего и выкладывают горкой на огнеупорную прокладку. Сверху кладут 1-3 таблетки норсульфазола и поджигают горючее.

На огнеупорную прокладку насыпают дихромат аммония, в центре холмик смачивают спиртом. Зажигают «вулкан» горящей лучиной.

Источник



Конкурс «Элементы и Люди» в честь Международного года Периодической таблицы химических элементов

РХТУ им. Д.И. Менделеева, Российское химическое общество имени Д.И. Менделеева, МГУ имени М.В. Ломоносова приглашают к участию в конкурсе, посвященном 150-летнему юбилею Периодической таблицы химических элементов Менделеева. Участвовать могут школьники, студенты, молодые ученые и специалисты.

Участник должен подготовить фотографии, научно-популярное эссе и краткое научное сообщение на тему своей исследовательской или проектной работы. На первой фотографии должен быть показан процесс, материал, минерал, изображение с электронного микроскопа или сканирующей зондовой микроскопии. Вторая фотография – это портрет автора на фоне лаборатории или в процессе работы над исследованием.

Научно-популярное эссе должно быть связано с фотографиями по смыслу. Жюри будет оценивать художественный стиль, оригинальность подачи материала, лаконичность и популярность изложения. Краткое научное сообщение должно описывать какую-либо проблему, поставленную в исследовании. Сообщение пишется в формате расширенного абстракта с указанием ссылок на источники. Кроме того, участник должен подготовить небольшое резюме: указать список своих статей и других публикаций, места работы или учебы, премии и награды, вклад в представленную работу.

Главное условие – максимально раскрыть роль Периодического закона или особенностей отдельных элементов, их групп и семейств в области науки и техники.

Источник

Квест-игра «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная квест-игра посвящена 150-летию открытия Д.И.Менделевым Периодического закона химических элементов и ПСХЭ

Просмотр содержимого документа
«Квест-игра «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»»

Квест-игра «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева» (посвящена 150-летию со дня создания Периодического закона химических элементов и ПСХЭ).

Цель: развивать учебно-познавательные и информационно-коммуникативные компетенции обучающихся, познавательный интерес к предмету химии; воспитывать организованность, ответственность, умения работать в группе.

Ресурсы: файлы с заданиями, ручки, таблица – ПСХЭ Д.И. Менделеева.

Игра проводится в помещении. В игре принимают участие учащиеся 8-9 классов, из которых создаются две команды по 5 человек.

Ведущий: Ребята, я приветствую вас на квест-игре, посвященной 150-летию открытия великим русским ученым Д.И.Менделеевым Периодического закона химических элементов и ПСХЭ. Вы пройдете ряд станций на которых будете выполнять химические задания. В конце игры вы должны будете разгадать зашифрованную фразу о значении знаний. Итак, мы начинаем.

В любой игре команды имеют свои названия. Я предлагаю вам узнать название своей команды, выполнив следующее задание. (Каждая команда получает по небольшому транспаранту, на котором записан ряд цифр. Номер цифры означает порядковый номер химического элемента. Из первых букв названия каждого химического элемента игроки складывают название своей команды. Также необходимо разукрасить транспарант согласно полученного названия команды).

19 – 39 – 106 – 3 – 118 – 73 — Ы

К И С Л О Т

71 — 18 — 98 — 101 — 6 — 82

Л А К М У С

Ведущий: Итак, у нас в игре участвуют команда «Кислоты» и команда «Лакмус». Капитаны получите конверты с заданиями и в путь. Желаю всем удачи.

Задания для команды «Кислоты».

1.Чтобы определить номер станции, куда вам необходимо попасть, найдите относительную молекулярную массу азотной кислоты и затем вычтите из нее относительную атомную массу натрия.

Аr (Na) = 23 63 – 23 = 40

2. Станция 40

Найдите в каждом ряду один химический элемент который отличается от остальных по положению в периодической системе химических элементов.

Б) Fe, Co, Ni, Ar (Ar)

Сложите порядковые номера этих двух элементов – это будет номер следующей станции. (19)

3. Станция 19

Из каждого слова возьмите по одному слогу или по два и поставьте их в такой последовательности, чтобы получилось название химического элемента.

Форма + фосфат = (фосфор)

Рана + шоссе = (сера)

Леса + родня + угли = (углерод)

Относительная атомная масса последнего элемента будет номером следующей станции. (12)

4. Станция 12

Заполните вертикальные столбцы русскими названиями химических элементов. Буквы вписывайте в незакрашенные клеточки.

Источник

Год таблицы Менделеева: как это будет?

Каким будет год периодической таблицы, сколько всего пройдет мероприятий в его рамках, как школьнику попасть на экскурсию в новый технопарк и как оставаться ученым, будучи ректором РХТУ, рассказал в интервью Indicator.Ru Александр Мажуга.

— Александр Георгиевич, 2019 год был объявлен годом таблицы Менделеева. Однако сегодня таблицу Менделеева проходят в школе, и каждый пятиклассник хотя бы визуально помнит, как она выглядит. Как вы считаете, зачем объявлять год этой таблицы, в чем главный посыл?

— Это мероприятие не только российское, это мероприятие международное. Российского химическое общество им. Д.И. Менделеева и Российская академия наук выступили в ЮНЕСКО, ООН с инициативой проведения года Периодической таблицы химических элементов. История открытия таблицы достаточно запутанная: есть английские ученые, американские, французские, которые внесли свой вклад. Но исторические данные, публикации, по которым легко определить первенство, указывают, что открытие было сделано в России, Дмитрием Ивановичем 150 лет назад. До этого в публикациях приведены данные о том, что элементы можно расположить в определенном порядке.

Читайте также:  Итальянское Возрождение вторая половина 13 в первая половина 16 в

Дмитрий Иванович — первый, кто в этом порядке нашел закон периодичности, и в этом весь смысл. Таблица — не просто удобный способ расположения элементов. Это закон периодичности, который гласит, что свойства элементов повторяются в рядах и в периодах. На самом деле, только в России, на пространстве союзных республик и бывших социалистических стран таблица носит имя Менделеева. В других странах она не имеет имени. Задача Российской Федерации и химиков нашей страны — сделать так, чтобы на международной арене таблице официально присвоили имя Менделеева. Для этого наша страна должна приложить все усилия. Это научная дипломатия, способ еще раз показать, что наша наука, в первую очередь, естественно-научный блок, имеет вес на международной арене. Если вы помните, открытие новых трех тяжелых элементов было сделано либо в нашей стране (в Дубне), либо в сотрудничестве с российскими учеными. Сделать так, чтобы к концу года таблице присвоили имя Менделеева — наша основная задача.

— А какие мероприятия планируются в рамках этого года? Кто их организует?

— Надо разделять две категории мероприятий: те, которые будут проходить в мире, и те, которые будут проходить на территории Российской Федерации. У вас была публикация, что председатель правительства Дмитрий Анатольевич Медведев подписал приказ о проведении года Периодической таблицы Химических элементов и об организации оргкомитета, который как раз возглавил Дмитрий Анатольевич. Наш университет, РХТУ, стал соорганизатором, головной организатор, естественно — Российская академия наук, Российское химическое общество, Министерство науки и высшего образования. РХТУ, как подведомственная организация Минобра, выступает соорганизатором-оператором проведения года – не только в России, но и за рубежом.

— Кстати, про главу российского оргкомитета. Как вам работается под таким руководством?

— Дмитрий Анатольевич возглавляет «большой» оргкомитет. Туда входят представители правительства, министерств, представители химического бизнеса. Я вхожу в рабочую группу при Министерстве науки и высшего образования, но могу сказать, что очень комфортно, очень хорошо. У нас много мероприятий, много идей. Одна из важных задач — найти под них финансирование. А так — оргкомитет работает в штатном рабочем режиме. К организации открытия года в Париже и Москве привлекается команда, которая занимается Фестивалем науки «Наука 0+».

Открытие планируется грандиозным. Международная часть торжества пройдет 29 января в Париже, в ЮНЕСКО. На торжественной части мероприятия будут присутствовать около 1500 человек. Большая представительская делегация Российской Федерации — около 200 человек, среди которых будут и студенты профильных вузов. Конечно же, среди вузов — наш университет и МГУ. Параллельно с торжественным открытием три дня, начиная с 28 января, будет проходить выставка, которая будет посвящена Периодическому закону. Будет представлена история и факты, подтверждающие, что открытие было сделано Дмитрием Ивановичем Менделеевым, также будет экспозиция об истории открытия разных элементов.

— А на открытии будет большая делегация от вашего университета?

— Порядка 20 человек. Учитывая, что вся делегация от России будет около 200 человек, это составит 10%. Самая большая делегация от университетов, насколько я знаю. Также будет большая делегация от МГУ. Кстати, еще из важных моментов: в прошлом году наш университет впервые вошел в Шанхайский рейтинг вузов. Кроме него только три наших вуза туда попали: МГУ, Новосибирский государственный университет и РГУ нефти и газа имени Губкина. Это хорошая победа. И мероприятие в Париже тоже поможет продвинуться на международной арене. У нас будет стенд своего университета, который носит имя Менделеева (по-английски мы называемся Mendeleev University).

— Получается, выставкой в Париже вы рассчитываете привлечь больше иностранных студентов?

— Да, у нас уже увеличилось количество иностранных студентов. Для нас важно заниматься экспортом нашего образования. Тем более, что оно у нас достойное — особенно в области естественнонаучных дисциплин и, в частности, химической технологии. Так что популяризация вуза на международной арене тоже очень важная цель мероприятий года. Как и популяризация химии, даже для школьников.

— И что вы подготовили для школьников к торжественному открытию?

— Для школьников во время выставки будут проходить химические мастер-классы. Наш университет будет делать VR-зону, которая будет демонстрировать интерактивный практикум по неорганической химии и интерактивный химический завод. Можно будет побродить по нефтеперерабатывающему заводу, посмотреть, как он устроен. На выставке будет много студентов и школьников, большей частью, конечно, из Франции, но и из других европейских стран тоже. И наш университет везет туда интерактивный практикум по химии, настоящую химическую лабораторию. Ребенок сможет надеть очки, почувствовать себя настоящим ученым, узнать некоторые новые вещи о химических элементах и Периодическом законе.

— А какие задания там будут?

— Мы сделали такую новую задачу, которая показывает, как щелочные металлы в одном ряду имеют особые свойства, и как эти свойства меняются в ряду сверху вниз.

Еще одна важная для нас дата — 6 февраля, официальное открытие года в Москве, в Российской академии наук. Будет проходить выставка, пройдет торжественная часть, на которой запланировано выступление представителей нашего академического сообщества, один из открывателей элементов — Юрий Цолакович Оганесян из Дубны — прочитает лекцию. Приедет известный химик Мартин Полякофф из Великобритании, из Ноттингема. У профессора корни в России. Пройдет выставка, будет интерактив, представят экспозицию, где показывает химические элементы в различных областях: в космонавтике, в экологических аспектах, в «зеленой» химии, в здравоохранении, в химической технологии.

Дальше, в течение года, как в России, так и во всем мире, будут проходить разные мероприятия. Это съезды ассоциации химиков (самая большая ассоциация — ИЮПАК). В России самым большим мероприятием будет Менделеевский съезд осенью. Это самое большое собрание, конференция химиков нашей страны с международным участием. Что касается популяризации таблицы, наследия нашей страны, будет проведен ряд открытых уроков по химии на базе вузов и на базе школ. Наш университет планирует провести ряд выездных лекций. Ведь в каждом кабинете химии висит таблица, но не все знают ее суть, ее секреты. Почему были названы элементы, как они открывались. У каждого элемента есть своя история. Есть элемент, названный в честь России.

— Рутений.

— Да. Много элементов названы в честь ученых: мендеелевий, кюрий. Много элементов названы в честь городов: дубний, московий. Эти факты мы также хотим рассказать. В прошлом году наш университет проводил первый Химический диктант. Химический факультет МГУ также проводил. Я думаю, в этом году мы сделаем вместе Химический диктант на всю страну, когда в любой точке страны можно будет через компьютер подсоединиться дистанционно, оценить свои знания по химии и узнать новое о Периодической таблице, Периодическом законе.

Из мероприятий, которые планирует провести наш университет — осенью, — у нас запланировано открытие первого химического технопарка «Mendeleev Центр»(https:// muctr.ru/upload/university/us/plan/18_19/technopark.pdf). Сергей Семенович Собянин подписал соответствующее распоряжение. Это будет четыре лаборатории. Первая лаборатория «Химия. Старт» — химия для самых маленьких, начиная с 3-4 класса, когда ребята могут прийти осуществить безопасные химические эксперименты. В школе у них такой предмета еще нет, а к нам они могут прийти и понять, что такое химия, для чего нужно становиться химиком. Остальные лаборатории — для ребят более старшего возраста – начиная с восьмого класса, когда химия изучается в школе. Одна лаборатория будет посвящена материаловедению, материалам для фотоники, композитные материалы; одна лаборатория посвящена неорганической химии, одна — проблемам органической химии. Помимо этого, в технопарке будет экспозиция, посвященная наследию и творчеству Дмитрия Ивановича Менделеева, и развитию химии и химической технологии в нашей стране, плюс будет ряд экспонатов, где можно будет пощупать, потрогать, посмотреть, что такое химия.

— А где будет находиться технопарк?

— Он будет располагаться на нашей площадке, для этого у нас есть трехэтажное здание с отдельным входом с улицы, которое мы сейчас начали переоборудовать.

— А как можно будет попасть на экскурсию? Это право школьник должен заслужить, или билеты будут продаваться свободно?

— У нас будут заключаться договоры со школами, чтобы классы могли приезжать, заниматься экспериментами, делать свои проекты. В выходные мы планируем, что технопарк будет работать как интерактивный музей, куда можно будет просто приходить и смотреть. Но мы еще подумаем о музейной концепции, как мы будем приглашать, привлекать ребят. Я думаю, что это должно быть доступно максимальному числу школьников и их родителей.

Читайте также:  Основные события революции 1789 года таблица

— Вы упомянули открытые уроки – а как вы выбирали школы для участия в этой программе?

— У нас есть обширная сеть школ Москвы и Московской области, которые с нами сотрудничают. Мы хотим расширять географию и выезжать в другие в регионы. Помимо этого, мы сотрудничаем с Ивановским химико-технологическим университетом с Казанским национально-исследовательским технологическим университетом. Мы будем передавать дидактические материалы им, и они могут ими пользоваться.

— Представим, что где-то в соседнем регионе есть какая-то школа, которая хочет с вами сотрудничать. Что они должны сделать?

— Нужно написать нам письмо. Мы рассмотрим заявку. Мы готовы сотрудничать, взаимодействовать с новыми школами, приезжать и читать лекции. И приглашаем к себе: мы уже в конце прошлого года открыли лабораторию (при финансовой поддержке DOW Chemicals). Это лабораторный практикум для работы со школьниками – отдельное помещение, хорошо оборудованное.

— Вернемся к празднованию года Периодической системы химических элементов. Будут ли мероприятия в России согласованы с тем, что проходит за рубежом? Или они отличаются?

— Есть план, утвержденный оргкомитетом. Оргкомитет есть в России и за рубежом. В планах около 60 мероприятий. Истории развиваются параллельно, где-то они пересекаются. В основном это научные конференции, и только в России делается акцент на популяризацию. Среди таких мероприятий – издание юбилейных марок, написание книги про Дмитрия Ивановича Менделеева. Сейчас есть только одна книга из серии «Жизнь замечательных людей».

Всего в России пройдет около 600 мероприятий, и если за рубежом подавляющее большинство (кроме открытия) – это научные конференции, мы делаем чуть больший упор на популяризацию.

— Тогда давайте поговорим об итогах года для РХТУ. В прошлом интервью Indicator.Ru вы говорили, что собираетесь сделать РХТУ первым проектным вузом в сфере химической технологии. Есть ли какие-то успехи?

— 2018 год был для нашего университета удачным. Во-первых, в области образования, а образование и подготовка высококвалифицированных кадров – все-таки наша первостепенная задача. К нам пришли очень хорошие ребята в этом году. Средний балл ЕГЭ сильно возрос. Если до этого он составлял 72 балла, во время приемной кампании 2018 он составил 80 баллов. Это очень большой подъем.

Мы активно пересматриваем учебные программы. И действительно, мы хотим сделать так, чтобы наш вуз готовил кадры для конкретной отрасли. Мы отвечаем за химическую технологию, химическую промышленность, и должны отвечать на запросы химпрома. Прошлый год был удачным с точки зрения развития инфраструктуры. В нашем университете давно не было ремонта и обновления материально-технической базы, оборудования. В этом году нам удалось за счет привлеченных средств и заработанных денег отремонтировать все внешние корпуса, крыши, помещения изнутри. В этом году запланировано много ремонтных работ внутри зданий, что тоже очень важно. Когда ты приходишь на работу, и университет выглядит красиво и хорошо, всегда приятно приходить пораньше и уходить попозже. Социокультурная среда для работы сотрудников и учебы студентов тоже очень важна. Мы выиграли достаточно много проектов, которые были объявлены в прошлом году, и много проектов продолжается. Были подписаны соглашений, которые должны перейти в более тесное взаимодействие с нашим бизнесом. Я думаю, это большая заслуга, что мы стали ближе к работодателям и нашей промышленности. Мы подписали соглашение о создании научно-образовательного центра с компаниями «Уралхим», «Уралкалий» и ИРЕА «Курчатовский институт» в рамках предстоящего конкурса на НОЦы. Мы наладили взаимодействия с представителями фармацевтической отрасли, где очень много химии, тонкого органического синтеза фармсубстанций, и подписали ряд соглашений по разработке технологий получения важных препаратов.

— Можете привести конкретные примеры?

— Один из примеров — препарат Лопинавир, предназначенный для лечения вирусных заболеваний, прежде всего ВИЧ. Мы помогаем решить одну из проблем национальной безопасности – проблему импортозамещения. Много говорят о том, что санкции – это угроза потери лекарственных субстанций.

Наш университет готов включиться в работу и помогать стране создавать отечественные субстанции. Такая же ситуация сейчас и с композитными материалами. Сейчас громкая история — импортозамещение материалов для МС-21 (новый российский пассажирский авиалайнер – прим. Indicator.Ru): композиты под санкциями, а компонентной базы отечественной нет. Опять же, тут наш университет выполняет ряд проектов по разработке технологий получения композитных материалов.

Сейчас мы работаем над крупными проектами, которые, надеюсь, будут реализованы. Мы активно включились в проект по 216-му ФЗ («Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» – прим. Indicator.Ru). В рамках этого проекта в Тульской области наш филиал, а также Тульский государственный университет и МГУ создают Композитную долину. Это отечественные композиты, прежде всего для аэрокосмической промышленности, на основе углеродных материалов и не только, разнообразные конструкционные материалы.

— Также в интервью вы упоминали, что собираетесь составить программу развития вуза до 2025 года. Как продвигается работа?

— Что касается стратегии — мы не приняли ее в прошлом году. Чем больше мы погружаемся в специфику нашей отрасли и деятельность университета, тем больше появляется дополнений и изменений. Мы понимаем, что этот процесс может быть бесконечным, но в этом году надо остановиться и принять это решение.

— Желательно до 2025 года ее принять.

— Да, я надеюсь, что в этом году мы ее точно сделаем. Мы сейчас активно работаем над стратегией.

— А что вы можете сказать о научной деятельности университета в 2018 году? Находили ли вы сами время заниматься наукой?

— Было опубликовано много статей (больше, чем в предыдущие годы). Для РХТУ год был очень удачный, хотя и непростой. Выиграны проекты рффи, рнф, намечены планы на будущее.

В принципе, год был удачным и в моей научной лаборатории, где мы тоже опубликовали рекордное количество статей. Мы провели первые доклинические испытания контрастного средства для визуализации опухоли головного мозга (это уже моя наука), надеюсь, что скоро клинические испытания начнутся. Проблема импортозамещения в диагностике тоже решается в соответствии с майскими указами президента и запросами Министерства здравоохранения.

Я продолжаю заниматься наукой, хотя и не так много, как хотелось бы, но научная работа идет успешно, за что я должен поблагодарить коллег в МГУ и в МИСиС. Мы часто встречаемся и обсуждаем планы, статьи и новые проекты, работа кипит.

Ректор РХТУ имени Д.И. Менделеева

— С точки зрения научной работы стало ли менее «обидно быть ученым», как вы выразились в прошлый раз?

— Нам нужно сделать так, чтобы наши преподаватели старались больше заниматься наукой. В моем понимании (и эту политику я продвигаю в университете), любой преподаватель – это ученый. Среди наших преподавателей есть «чистые ученые», ведущие активную научно- исследовательскую работу, коллеги публикуют научные труды, получают гранты, эти умения передают студентам, прививают студентам любовь к науке. Но мы вуз технологический, и большое внимание уделяем разработке новых технологических решений, в данном случае кафедры больше направлены на работу с промышленностью. И по-другому быть не должно: либо преподаватель двигает науку, либо очень близок к технологии. Мы стараемся помогать нашим преподавателям, чтобы они могли уделить больше времени науке.

— И последний вопрос. РХТУ получил право самостоятельно присуждать ученые степени (об этом вам тоже задавали вопрос в предыдущем интервью). Вы говорили, что вам больше импонирует модель МГУ. Как вы воплотили этот план? Присуждены ли уже какие-то ученые степени?

— Нет, пока не присуждены, мы работаем по ВАКовской системе. Мы должны перейти на собственное присуждение ученых степеней с 1 сентября 2019 года. Сейчас мы разрабатываем и практически согласовали установочные документы. И действительно, мы выбрали модель, которая максимально приближена к модели МГУ и ВАКа, но подняли требования по количеству публикаций, и я думаю, что близко к системе МГУ и ВАКа и останемся, и уже в начавшемся году перейдем на собственные диссоветы. У нас будет ряд объединенных советов (по биотехнологии) и закрытый совет (по спецтематикам), которые будут работать по ВАКу.

Источник