Меню

Учебно методическое пособие Практикум по возрастной психологии Нижний Новгород стр 7

Сводная таблица «Игра дошкольника»
материал по теме

Родионова Вера Анатольевна

Сводная таблица «Игра дошкольника»

Скачать:

Вложение Размер
igra_doshkolnikov.docx 21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Сводная таблица «Игра дошкольника»

Сводная таблица «Игра дошкольников».

(творческая, с правилами)

Обучающие игры с правилами

Личные впечатления и знания детей

Впечатления ребенка о реальных событиях; о прочитанной книге или кинофильме.

Мнимая или воображаемая ситуация,которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

строятся на основе литературных произведений

в основе лежат конструктивные умения и способности

Созидание, воспроизведение окружающей действительности.

Игры созданные взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Игры созданные взрослыми в целях воспитания и укрепления физического здоровья

Национальные традиции, фольклор

На сколько, развита фантазия ребенка.

Театры: настольные, плоскостные, объемные, кукольные,

Бытовые; социальные; производственные.

Театрализованные режиссерские игры;

Театрализованные игры драматизации

По образцу, по заданной теме, по собственной теме, условиям, моделям.

В зависимости от используемого материала:

Специально созданный м–ал;

(песок, снег, вода);

Дидактические: настольно-печатные игры;

игры с предметами (природным материалом, игрушками);

словесные игры или игры со словами.

Для ознакомления с окружающим.

По познавательно-му интересу:

По характеру игровых действий:

Спортивные,Сюжетные игры и игровые упражнения,

зависит от уровня развития, фантазии ребенка, а также индивидуальных предпочтений и интересов.

Наличие мнимой, воображаемой ситуации.

Зависит от итогов проведения игры, подведение итогов.

1.Выражен в названии игр.

2.Имеет форму или выступает в виде интеллектуального задания.

3.Выступает как вопрос, или может иметь форму загадки.

подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности

Сюжет обусловлен фантазией ребенка.

отправной точкой могут быть предметы, игрушки, собственные впечатления.

Бытовой, производственный, общественный, социальный

Обусловлено содержанием литературного произведения

Либо есть либо нет

Обусловлен разновидностью игры

В сюжетных играх и

бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др. либо есть либо нет

обусловлено фантазией ребенка.

Ситуации из личного опыта

Млад.возр. –непосредственный опыт ребенка;

Стр.воз. – опосредованный опыт.

Это развитие сюжета (действия с предметами, взаимодействие с партнерами)

Обусловлено содержанием литературного произведения

В зависимости от используемого материала и вида констр — ования

Разновидностью Д.игры и ее задачами.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в состав той или иной игры.

Обусловлено темой дня или праздника

обусловлено фантазией ребенка.

Ребенок берет на себя множество ролей.

Роль обусловлена сюжетом и содержанием.

Роль обусловлена литературным произведением..

В сюжетных подвижных играх.

Роли обусловлены сюжетом

Создает сам ребенок

Обговариваются детьми в начале игры.

Помогать друг другу убирать рабочее место;

Правила могут разрешать, запрещать, предписывать что-то детям в игре.

Выполнение игровых правил направляется и контролируется игровыми действиями.

Правила в подвижной игре носят организующий характер: они определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего.

Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры.

Ребёнок сам решает как будет развиваться игра.

Ребенок действует за игрушку, предмет-заместитель. Главный компонент-речь.

Ребенок действует в соответствии с представлениями о даннойигре, персонаже,

примеряет на себя роль; игра носит отобрази — тельный характер.

Взаимодействие с другими детьми, оборудованием

предварительное обдумывание что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности , конструирование

Зависит от вида дидактической игры;

Игровые действия меняются в зависимости от возраста и уровня развития детей.

Игровые действия зависят от разновидности подвижной игры ;от возраста и уровня развития детей.

Действия с оборудованием и без;

Взаимодействие с другими детьми.

Игровые действия зависят от разновидности подвижной игры ;от возраста и уровня развития детей.

Действия с оборудованием и без;

Взаимодействие с другими детьми.

Игрушки, атрибуты, предметы-заместители.

Игрушки, предметы заместители, театры: Настольные

Игрушки, атрибуты, предметы-заместители.

Ширмы, декорации, костюмы;

Театры: настольные, плоскостные, кукольные, пальчиковые, марионеток.

Специально созданный м–ал;

(песок, снег, вода);

Музыкальные инструменты, игрушки.

Носит условный характер

Носит условный характер

Обговаривается в начале игры «сговор»

Видимый, закончено действие, сюжет.

Обыгрывание постройки, модели;

Обусловлен правилами игры

Обусловлен правилами игры

Зависит от произведения и количества ролей.

Зависит от возраста детей

(От 2-х до 10 детей)

Зависит от условий игрыОт 3-х до количества детей в группе.

По количеству детей в группе

По усмотрению ребенка

Определяется ребенком, детьми.

Согласно возрасту; под руководством взрослого.

Согласно возрасту; под руководством взрослого.

В свободной деятельности:

Определяется ребенком, детьми.

Обусловлено возрастом детей.

Зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья.

Зависит от ее интенсивности и сложности двигательных движений, особенностей физического развития ребенка, состояния его здоровья.

способствуют развитию речевых способностей, познавательной активности, Самостоятельности, творчества, самореализации,развитию психических процессов..

Обогащение эмоциональной сферы ребенка; овладение режиссерскими способностями;

Способствует формированию новообразований у ребенка, развитию его психических процессов.

Способствует овладению навыками социализации; Обогащение речи детей; Развитие психических процессов: мыслительные операции, память.

Учит ребенка нести ответственность за свои действия, проявлять эмоции, чувства, состояния;

Способствует познавательному развитию.

Развивают моторику, способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.

Способствуют развитию познавательных, умственных способностей: получению новых знаний, о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника

Подвижная игра -удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических качеств.

Оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой интерес к народному творчеству.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ПЛАНАМ за 2011-2012 учебный год Список детей Развитие мелкой мо- торики Развитие слухового восп.

Приложение № 5 к статье «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА&quo.

Сводная таблица соответствия направлений коррекционно — развивающей работы результатам психолого-педагогической диагностики детей на логопункте ДОУ

Результаты диагностикиНаправления коррекционно-развивающей работы1.Де­фекты звукопроизношенияУстранение де­фектов звукопроизношения 1. Артикуляционная гимнастика2. Постановка звука3. Автом.

КРАТКАЯ характеристика группы дошкольников (СВОДНАЯ ТАБЛИЦА)

Данная таблица составляется на первых этапах работы с группой в помощь психологу (индивидуальная карта группы). Сотавляется на основании мед.карт детей, социальных паспортов семьи и др. и содержит осн.

Сводная таблица образовательных задач по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с пейзажем

анализ содержания программ «Детство», «Радуга», «Программа обучения и воспитания в детском саду» по блоку изобразительная деятельность.

Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы

Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы.

Сводная таблица уровня знаний, умений и навыков дошкольников по правилам безопасного дорожного движения

Мониторинг результатов реализации программы «Дорожная азбука для дошколят&quot.

Источник

Учебно-методическое пособие. Практикум по возрастной психологии, Нижний Новгород (стр. 7 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Психология Новгородская область Методы Учебные пособия Методички Анализы учебных пособий Нижний Новгород Возраст

Задание 7. Выделите основные особенности игр дошкольников и заполните таблицу 9.

Игра с правилами

Задание 8. Место, занимаемое дошкольником среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста. Назовите особенности социальной ситуации развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений.

Задание 9. Вставьте пропущенное(ые) слово(а):

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира ………..к миру ……………. Взрослый начинает выступать перед ребенком в новом качестве – как носитель …………………………….. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве: …………… Ведущий тип деятельности в дошкольном возрасте —…………… Содержательная сторона игры развивается и углубляется на протяжении дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте в игре дети воспроизводят ………….; в среднем дошколь­ном возрасте основным содержанием игры становятся ……………; содержанием игры старших дошкольников становится соблюдение…………………. Помимо сюжетно-ролевой игры, среди игр дошкольников выделяются ……………, ……………… и ………………….. В трех-четырехлетнем возрасте разворачивается ……………… общение. Ведущий мо­тив этой формы общения — …………. В шести-семилетнем возрасте происходит переход к новой, выс­шей для дошкольного детства форме общения — ………………. Взрос­лый выступает для старшего дошкольника как ……………………………. считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть ………. которая определяет остальные процессы. Память в основном носит ………….. характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться …………………….. Сенсорное развитие предполагает усвоение ребенком ………………… Мышление дошкольника развивается от …………., а затем……………, к ………………………. начинающему формироваться к концу дошкольного возраста. Характерным для дошкольного возраста является феномен ………………. речи, т. е. речи для себя, не обращенной к собеседнику. Эгоцентрическая речь помимо чисто экспрессивной функции и сопровождения детской активности, помогает ребенку……………………… К 6-7 годам эгоцентрическая речь …………., сменяясь ……………….. речью, которая является главным средством ……………. В дошкольном возрасте преобладающим остается ………….. внимание, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие …………… и …………………внимания. Дошкольный возраст — начальный этап формирования личности. У детей возникают такие личностные механизмы поведения, как:…………, …………….. и …………… Соподчинение мотивов состоит в том, что деятельность и поведение детей начинает побуждаться не отдельными………………., а ……………… указывал, что школой произвольного поведения является ………….. Анализируя рассуждения детей, Жан Пиаже сделал заключение о том, что от 5 до 12 лет моральные пред­ставления детей меняются от нравственного …………………к нрав­ственному ……………………. Ребенок начинает ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, относиться к самому себе на основе ………….. переживаний. Возникает стремление включиться в общественную жизнь, занять определенную …………….. позицию, осуществлять ……………деятельность. Это стремление реализуется при поступлении ребенка в школу. Конец дошкольного возраста знаменуется кризисом 7 лет. Поведение ребенка теряет…………………. что свидетельствует о том, что между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает важный интеллектуальный момент – ………………. в том, что принесет ребенку осуществление той или иной деятельности. Готовность к школьному обучению —……………………………

Задача 1. Чем можно объяснить данный факт.

Если спросить ребенка трех лет: «Ты
какой?» Он ответит: «Я большой». Если спросить ребенка семи лет:
«Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

Задача 2. С чем связано описанное поведение? Как правильно вести себя подобных ситуациях родителям? Ваши действия в подобных ситуациях.

Андрюша (6 лет 8 мес.), закатывает истерику, чтобы не пить лекарство. Затем поток эмоций захлестывает его, он требует купить машинку. Машинку купили, возникает новый повод для каприз и слез.

Задача 3. Ознакомьтесь с записями следующих игр14. Определите возраст детей в каждом случае. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте (освоение свойств предметов; восприятие отношений между людьми; получение удовольствия; подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли)

А) Шура построила из трех кирпичей кроватку и положила в нее куклу. Люсе понадобились кирпичики для постройки домика, и она забрала один. Шура расплакалась.

Б) Сеня взял коробку из под ботинок, похожую на магнитафон, стал петь и танцевать.

В) Саша расставил в гараже машинки и стал по одной вывозить их из гаража. В это время Дима, повернувшись спиной к Саше, въехал со своими машинами в гараж Саши. Саша предложил Боре построить корабль, чтобы поплыть в Африку. Мальчики с удовольствием занялись постройкой. Саша рассказывал про обезьян, крокодил. В это время за Сашей пришла мама и забрала его домой. Игра распалась.

Г) Дети играли в морское путешествие. Петя был капитаном, Саша – боцманом, Наташа – врачом, четверо детей – матросы. Капитан Петя объявил, что корабль потерпел крушение и нужны водолазы. Но в это время пришел врач и позвал Петю в кабинет. Петя сказал. Что скоро придет, и отдал распоряжение водолазам исправлять пробоину. Игра продолжалась.

Задача 4. Определите примерный возраст детей. Укажите особенности сенсорного развития детей разного дошкольного возраста15.

А) Петя держал фигурку в руке, похлопывал по ней, но определить ее не смог.

Б) Сережа пытался ощупать контуры фигурки всей ладонью. Из предъявленных четырех фигурок правильно назвал только две.

В) Саша ощупывал фигурки двумя руками, тщательно обследовал ее признаки и определил все фигурки правильно.

Задача 5. О каком новообразовании дошкольного возраста идет речь в данном примере?

приводит в своих исследованиях историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественно неудачи и насмешки сверстников огорчали его, но несмотря на это, он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на то, что занятие для него было малоуспешным, чувство своей неполноценности у него не было. И вот в 7 лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле16.

Задача 6. Детям предлагались на выбор три ситуации взаимодействия: поиграть вместе со взрослым, посмотреть с ним книжку или просто побеседовать. Какую из этих трех ситуаций предпочитают дети разного возраста (младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста). Почему? Дайте характеристику внеситуативным формам общения, характерным для дошкольного возраста.

Задача 7. О каком новообразовании дошкольного возраста упоминается в данном примере? Дайте психологическую характеристику данного явления.

Миша (6 лет 9 мес.) приходит из детского сада грустный. На вопросы «Что болит?», «Кто обидел?» отвечает неопределенной гримасой и уходит в свою комнату. Перебирает свои игрушки и отчетливо произносит: «Надоело! Все игрушки да игрушки, никакой настоящей жизни. Скучно!»

Темы творческих работ

Развитие речи в раннем и дошкольном возрасте. Развитие фантазии у детей дошкольного возраста. Проблема формирования познавательных интересов дошкольного возраста. Сенсорное развитие дошкольников. Значение игры для психического развития ребенка. Показатели психологической готовности ребенка и проблема готовности к школьному обучению. Особенности обучении в дошкольном возрасте. Восприятие сказки и ее развивающее значение. Изобразительная деятельность и ее роль в развитии ребенка.

Литература к теме 5

Божович и ее формирование в детском возрасте. М. 1964 , Венгер ли ваш ребенок к школе? М., 1994. Выготский развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. Т.3. Выготский детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. Т.4. Генезис сенсорных способностей / Под ред. . М., 1976. Гуткина готовность к школе. М., 1996. Мухина дошкольника. – М.,1975. Кравцова проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991. Лисина онтогенеза общения. М. Обухова психология. М.,1996. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. – М.,1974. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста / Под ред. ­конина, . М., 1988. Поддъяков дошкольника. – М., 1977. Поливанова возрастных кризисов М., 2001. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / Под ред. , . М., 1986. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. ­рожца. М., 1986. Смирнова психология. – М., 2003. Субботский личностного поведения и стиль общения дошкольников // Вопросы психологии. 1981. № 2. Эльконин психологические труды. М.,1989. Эльконин игры М.,1978. Якобсон проблемы этического развития детей. М., 1984.

тема 6. младший школьный возраст

Вопросы для самопроверки

В чем специфика социальной ситуации развития младшего школьника? Дайте определение учебной деятельности. В чем ее специфика, как ведущей, по мнению ? Назовите структурные компоненты учебной деятельности. Какие виды мотивов могут быть присущи младшим школьникам? В чем психологическая сущность учебной задачи? Охарактеризуйте учебные действия младших школьников. Как меняется характер общения ребенка на протяжении младшего школьного возраста? Для развития каких психических функций младший школьный возраст является сенситивным периодом? Назовите психические новообразования младшего школьного возраста в познавательной и личностной сфере. Что такое рефлексия, каковы условия ее развития в младшем школьном возрасте? Какими психологическими проблемами отмечен переход о младшего школьного возраста к подростковому?

Источник



Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

date image2020-08-05
views image997

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Цели и задачи игровых технологий

Для всего дошкольного периода цель игровых технологий можно сформулировать примерно одинаково: дать ребёнку возможность в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Однако задачи можно конкретизировать, отталкиваясь от возрастной группы обучающихся. Общие же задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия. Игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование и применение знаний, умений и навыков на практике.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, развитие навыков командной работы.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, придумывать оптимальные решения; развитие мотивации к учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляция, обучение общению.

Приёмы игровых технологий

Применяемые в детском саду приёмы принято условно делить на 3 основных группы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Суть первых в том, что все игровые действия воспитатель должен объяснить и описать детям максимально понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает воспитанникам правила доступным языком без использования громоздких предложений и непонятных слов.При знакомстве детей с играми воспитатель может использовать загадки или короткие истории, вводящие в сюжет игры.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие мира дошкольниками. Дети буквально живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. Для иллюстрации рассказа об играх (а также для демонстрации самого процесса игры) воспитатель может использовать разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки, на которых красиво записаны правила и т. д.

Практические приёмы отчасти можно связать с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках, аппликациях и рисунках. Кроме того, по итогам игры воспитанники могут сами создавать лэпбук с основной информацией, о правилах игры и о том, чему они научились играя. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать реквизит для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать зверюшек, мастерить макеты знакомого окружения.

Виды игровых технологий в ДОУ

Педагогическую игровую технологию стоит рассматривать как систему, покрывающую некоторую часть процесса обучения, обладающую общим содержанием и сюжетом. Ключевое отличие от развлекательных игр заключается в том, что педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их (подходит для младших групп);
  • группы игр на обобщение предметов по определённым признакам (подходит для средней и старшей групп);
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных (подходит для старшей и подготовительной групп);
  • группы игр, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. (подходит для старшей и подготовительной групп).

Существуют разные классификации игр, которые воспитатель может использовать в работе с детьми.

Таблица: классификация игр по характеру педагогического процесса

По виду деятельности принято делить игры на:

  • физические (двигательные);
  • умственные (интеллектуальные);
  • психологические.

Современные подходы к воспитанию и обучению всё больше насыщают игровыми технологиями различные виды деятельности, и именно в ДОУ закладывается умение и желание ребёнка играть. Для взрослеющего индивида в его всё более усложняющейся деятельности элементы игры не вытесняются, а лишь обрастают новыми правилами, условиями, компонентами и способствуют формированию умения решать всё более сложные задачи. Таким образом, обучение в игре, закладываемое с дошкольной скамьи, в современных подходах актуально на протяжении всей жизни человека.

Немаловажно использование игровых компьютерных технологий в обучающих целях. Мир не стоит на месте, и сегодня использование информационно-технологических инноваций в образовательных учреждениях обретает всё большую популярность (хотя многое здесь зависит от финансовых возможностей организации). Разработано немало компьютерных игр и онлайн-сервисов по обучению детей навыкам письма, счёта, решению логических задач и многому другому. Например, обучающий сервис «По складам» предоставляет множество бесплатных заданий для дошкольников.

Другой пример — сайт-игра «Разумейкин», предоставляющий задания для интеллектуального развития дошкольников и учеников начальных классов. Для одних только детей 3–4 лет разработано 135 развивающих

Ещё один интересный онлайн-сервис, который может быть полезен воспитателям при подборе обучающих игр для воспитанников, — «Мерсибо». Здесь педагог может не только найти более 200 разнообразных игр для дошкольников, но и создавать аппликации (раздаточные материалы к занятиям) в режиме онлайн. заданий.

Другой вид педагогических технологий для занятий с дошкольниками — социоигровые, способствующие повышению воспитательного потенциала занятия. Их главная задача состоит в том, чтобы обучение ребёнка строилось не на принуждении со стороны взрослого, а на личной увлечённости и мотивации. Социоигровая технология меняет подход к ребёнку: дошкольник становится не объектом, а субъектом своего обучения в атмосфере взаимопонимания и уважения. Благодаря ей ребёнок перестаёт бояться совершить ошибку и задать глупый вопрос, учится эффективно поддерживать коммуникацию с людьми различного возраста. Важной частью социоигровой технологии являются коммуникативные игры, с картотекой

Использование игровых технологий в ДОУ, методы работы

Игровые технологии обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то НОД, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра — незаменимый элемент любого занятия в ДОУ независимо от того, проводит ли его воспитатель или узкий специалист. Общим здесь будет то, что для эффективного овладения методами работы с игровыми технологиями педагог должен быть не только профессионалом в своём деле, но и обладать такими личностными качествами, как дружелюбие, умение расположить к себе детей, создать атмосферу доверия в группе. Ведь в игре дети должны раскрываться, получать мотивационный толчок к исследованию нового, совершенствовать свои знания и умения и делать это добровольно, без чувства, что игру им навязывают. Рассмотрим возможности применения игровых технологий на разных видах занятий.

Для старших дошкольников в рамках этой технологии можно предложить игру «Детская поликлиника». Её главная цель состоит в том, чтобы показать детям, как важна профессия врача.

Примеры проблемных ситуаций:

Ребёнок уезжал к бабушке в деревню на месяц. Чтобы пойти в детский сад, ему нужна справка.

Для поступления в садик нужна справка о состоянии здоровья. Где её можно получить? (В больнице).

Эта больница для взрослых или для детей? (Для детей).

Такая больница называется «детская поликлиника». В ней работает один врач или много? (Много).

А какой врач может дать справку? (Педиатр).

Больница находится далеко? (Да).

Как нам до неё добраться? (На автобусе).

На каком номере маршрута поедем или на любом номере? (На конкретном).

Посадка в автобус. Много ожидающих на остановке. (Организация очереди на посадку).

Проверка билетов. В автобусе один пассажир не заплатил за билет. (Выяснение отношений, разъяснительная работа, выписка штрафа).

Приехали на остановку «Детская поликлиника». Перед ней большая проезжая часть. Как правильно перейти дорогу? Как обходим автобус? (На разрешающий цвет светофора. Автобус обходим сзади).

В очереди на приём к врачу много посетителей. Вновь приходящие занимают очередь. Очередь запуталась. (Выяснений отношений между посетителями, мирное разрешение конфликта).

Маленький ребёнок стал капризничать, бегать по коридору больницы и кричать. (Беседа с ребёнком, развлечение его чтением стихотворений).

Педиатр не может поставить правильный диагноз. (Прохождение осмотра всех врачей-специалистов, сдача анализов, выдача справки в садик).

Источник

Классификация детских игр

Вы будете перенаправлены на Автор24

Детские игры представлены в широком многообразии. Они различаются по своему сюжету, характеру, способу организации, возрастной специфики развития детей.

Единой классификации детских игр не существует, поскольку достаточно сложно определить исходную базу для их подразделения многие игры можно отнести к различным категориям, поскольку они выполняют широкий перечень функций.

Классификационные критерии группировки детских игр определяются концептуальной теорией игры.

Классификация детских игр по П. Ф. Лесгафту

В педагогике советского периода, классификация детских игр была дана П.Ф. Лесгафтом. Он сгруппировал детские игры, исходя из идеи о том, что психическое и физическое развитие ребенка должно протекать в едином направлении.

Готовые работы на аналогичную тему

В своей теории, Лесгафт основывался на том, что детские игры раннего возраста носят имитационный характер. Дети повторяют процессы и явления, которые видят в окружающем мире, действия людей, которые окружают ребенка. Игра не должна носить обязательный, организованный характер. Дети моделируют процессы и явления в хаотичном направлении. Самостоятельное отражение увиденного и запечатленного ребенком позволяет сформировать навыки владения и распоряжения своими способностями, оценивать свои действия и преодолевать жизненные препятствия. Постепенно характер игр меняется. У детей развиваются определенные навыки действия, обусловленные развитием их физических и умственных способностей. Игры и их сюжетная направленность обогащаются впечатлениями детей, их возрастными потребностями и интересами.

Лесгафт определил, что всякая детская игра имеет воспитательное и развивающее значение. Особенно важны правила игры в воспитательном процессе. Ученым была разработана система подвижных игр, технология их организации, выявлены различия психологического воздействия на развитие личности игр, организованных по правилам от имитационных.

Все детские игры П.Ф. Лесгафт разделил на две большие группы:

  1. Игры по правилам – сюда относятся подвижные игры, организованные на базе предписанных норм, которым необходимо следовать в процессе выполнения игровых действий. Эти игры носят подвижный характер и используются для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также на дальнейших возрастных этапах развития.
  2. Имитационные игры – включают игры подражательного характера. Предполагают отражение реальных поступков, процессов и явлений, увиденных детьми в игровом процессе. Используется для детей раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку не требуют конкретных умственных и физических навыков ребенка.

Классификация игр по С. Л. Новоселовой

Наиболее полная и расширенная группировка детских игр была предложена С. Л. Новоселовой. Она подразделила игры по системообразующему параметру личностной предприимчивости в игре и принятия игр, которые разрабатывают сами дети, в качестве способа их размышления об окружающем мире, базирующегося на представлении об инициативе развития той или иной игры.

Все детские игры Новоселова предлагает разделить на три больших класса.

Класс первый. Инициативные игры детей – игры, которые создаются детьми самостоятельно. Дети определяют их предназначение, задачи, функциональную роль, сюжет и правила протекания игрового процесса.

К этому классу игр относятся игры-эксперименты и сюжетно-ролевые игры. Они предназначены для развития познавательной активности, творческих способностей, умственных навыков. В процессе игровой деятельности, дети определяют новые мотивы и виды деятельности. игры, самодеятельного характера занимают ключевое место в игровой деятельности дошкольников. Их содержание является отображением деятельности детей, своего жизненного опыта, взаимоотношениями со взрослыми.

Класс второй. Инициативные игры взрослых – игры, которые создаются по желанию и необходимости взрослыми. Игровая задача, действия и правила игры являются фиксированными. Дети не выбирают их самостоятельно.

К такому типу относятся игры, обучающего характера, задачей которых является развитие определенных познавательных навыков, физических способностей и бытовых умений. Эти игры носят дидактический характер, могут быть сюжетно-дидактическими и подвижными. Также, к этому классу относятся досуговые игры, носящие развлекательную направленность. Игры могут протекать путем самостоятельной деятельности детей, но они не являются самодеятельными.

Досуговые игры могут проходить в форме забав, развлечений, театральных постановок, праздничных и карнавальных мероприятий, забав интеллектуальной направленности, компьютерных игр.

Класс третий. Традиционные народные игры – игры, основывающиеся на исторических традициях, обычаях и этносе народа. По своему содержанию такие игры носят народную направленность. Они были популярны в народной педагогике. Народные игры базируются на традиционной предметной среде. Благодаря применению игр этого класса, у детей развиваются универсальные родовые психические навыки и особые свойства психологии этноса, результатов деятельности которого стала игра. К примеру, сенсомоторная координация, навыки произвольного поведения, символическое мышление.

К этому классу относятся разнообразные обрядовые игры – культовые, семейные, сезонные; тренинговые игры – интеллектуальной, сенсомоторной, сезонной направленности; досуговые игры – народные забавы и игрища, тихие игры, развлекательные.

Современная классификация детских игр

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:

  1. Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.
  2. Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.

Рисунок 1. Современная классификация детских игр. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Источник

Классификация игр дошкольников.

Оксана Викторовна Асташкина
Классификация игр дошкольников.

Классификация игр дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.

Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).

Классификация игр

(по С. Л. Новоселовой)

В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).

• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).

• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)

• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Длительность сюжетной игры:

— в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);

— в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

— в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).

Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.

деятельность поведение между людьми

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роли, которые исполняют дети в процессе игры;

• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;

• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.

Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.

В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.

В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.

• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

игры – игры на темы

драматизации литературных произведений

Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.

последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.

детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.

помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

С помощью игр — драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру — драматизацию.

В игре — драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.

Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.

Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку.Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.

Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.

• Стоительно – конструктивные игры

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Разновидности строительных материалов. Строительная игра — это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.

Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.

В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Показатели развитого игрового интереса.

1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.

2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.

3. Наличие любимой роли.

4. Нежелание заканчивать игру.

5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).

6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.

Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.

Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы Выступление на городской научно-практической конференции для учителей-дефектологов. Тема: «Особенности развития детей с нарушенной слуховой.

Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей.Презентация «Как выбрать для ребёнка игрушку». Консультация для родителей. Уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию консультацию для родителей «Игрушка в жизни моего ребёнка». Цель: повышение педагогической.

Источник

Читайте также:  8 3 Операции Центрального банка Российской Федерации