Игровые задания при работе со слоговой таблицей
Основное назначение слоговой таблицы состоит в том, чтобы обеспечить формирование навыка чтения прямого открытого слога.
Необходимо добиться, чтобы дети начинали воспринимать слияние как единый графический элемент, то есть ребёнку достаточно было бы увидеть напечатанные рядом буквы, чтобы узнать в этом сочетании знакомый слог. Для того чтобы прямые открытые слоги воспринимались как единая зрительная и произносительная единица, необходимо их многократное прочтение как на занятиях знакомства с новыми буквами, так и на всех последующих. Под влиянием упражнений закрепляются связи не только между образом буквы и её произнесением, но и между образом слога и его произнесением.
Прямые открытые слоги читаются по горизонтали и по вертикали. В таблице сочетаются два основных приёма обучения чтению слияний. Если мы читаем по горизонтали, то один и тот же согласный прочитывается с разными гласными, то есть используется приём протяжного произнесения согласного и присоединения гласного. Если мы читаем по вертикали, то разные согласные прочитываются с одним и тем же гласным, то есть используется приём чтения по аналогии («Читаем на А»).
Слоговые таблицы являются не только средством достижения автоматизма в чтении прямых открытых слогов. С их помощью вырабатывается целый ряд других языковых и читательских навыков.
Предлагаемые игры содействуют решению следующих задач:
— повторение графического облика изученных букв;
— отработка умения соотносить звук и букву;
— формирование правильного произношения;
— автоматизация навыка чтения прямых открытых слогов;
— сравнение звучания твёрдых и мягких согласных, упражнение в чтении слогов с ними;
— упражнение в чтении слов.
Работать со слоговой таблицей можно фронтально (таблица выставляется на доске) или индивидуально (таблицы у каждого ребёнка).
Игры
«Я начну, а ты продолжи»
Педагог называет слог и показывает карточку со стрелкой, указывая направление: вверх, вниз, вправо, влево. Вызванный ребенок находит на таблице названный слог и читает, начиная с него, слоги по таблице в указанном направлении.
«Прыгаем по кочкам»
Педагог, передвигая указку по таблице, показывает разные слоги. Дети хором читают указанные слоги.
«Придумай слово»
Педагог показывает слог на таблице, дети придумывают с этим слогом слова. Игру можно проводить в виде соревнования между детьми или группами детей — кто больше.
«Кто какголос подаёт»
Педагог показывает картинку животного или птицы. Дети находят в таблице слог, соответствующий их голосам: курица (ко), гусь (га), кукушка (ку), мышка (пи), корова (му), коза (ме), цыплёнок (пи),баран (бе).
«Покажислог»
Педагог показывает предметную картинку, дети показывают в таблице первый (второй, третий) слог её названия: заборы (за), дерево (де).
«Угадай слово»
Педагог набирает по таблице слово, последовательно показывая слоги. Дети молча читают его и по вызову педагога называют. Можно придумать с этим словом предложение.
«Найди такой же слог»
Педагог показывает детям слоговую карточку. Дети читают слог на карточке и находят его на слоговой таблице.
«Не разорви цепочку»
Педагог даёт детям задание читать друг за другом по таблице слоги с одинаковыми согласными (по горизонтали) или с одинаковыми гласными (по вертикали). Цепочка считается разорванной, если кто-то из детей задержится, не сумеет вступить вовремя и прочитать слог. Можно играть рядами или группами. Выигрывает ребенок (ряд, группа), который не разорвёт цепочку.
«Построим слог»
К таблице вызываются три ребенка. Один из них молча показывает согласный в столбце таблицы, второй — гласный из верхней строки, а третий — слог на пересечении горизонтали и вертикали и читает его. Слог можно читать хором.
Один ребенок показывает и читает слог с твёрдым согласным, второй должен показать и прочитать слог с одноименным мягким согласным.
Педагог спрашивает, какой слог находится:
— между слогами ЛИ и ЛЁ;
— слева (справа) от слога ТЫ;
— сверху (снизу) от слога РЮ.
Дети отыскивают нужный слог. Вызванный ребенок находит его и читает. Игру можно проводить как соревнование между двумя детьми или группами детей.
«Договори слово исоставь его»
Педагог показывает слог на таблице. Ребенок придумывает слово, начинающееся с него, и набирает слово по таблице.
«Какой слог пропал?»
Педагог закрывает один из слогов таблицы прямоугольником из цветной бумаги. Дети должны догадаться, какого слога не хватает. Вызванный ребенок называет слог. Педагог снимает бумагу, дети читают хором. Можно собирать слог из букв разрезной азбуки, а затем проверять правильность выполнения задания.
«Лесная школа»
Педагог сообщает детям игровую ситуацию: «Звери в своей лесной школе тоже учатся читать слоги». Педагог предлагает детям показать, как бы прочитал слоги тот или иной зверь. Ребенок выбирает игрушку или картинку животного, подставляет её к слогу и читает его, стараясь голосом передать характер животного.
Два ребенка могут изображать разговор животных, читая слоги по очереди, имитируя особенности поведения избранных животных.
Приложение 3
Игровые задания при работе с таблицами для чтения
В таблицах для чтения представлены буквы, слоги, слова. Их можно читать по столбикам и по строчкам. Отрабатывать навык чтения слов различной слоговой структуры рекомендуется в указанной последовательности: ГС, СГ, СГС, СГСГ, СГСГС, СГСь, ССГС, СГСС, СССГССГ (Г- гласная буква, С- согласная буква).
«Читаем на заданную букву»
Ребенок прочитывает столбик или строчку слов на заданную букву.
«Снежный ком»
Таблица для чтения вывешивается, или одинаковые таблицы раздаются каждому ребенку. Вызванный ребенок читает одну букву (слог, слово). Следующий ребенок читает то, что было прочитано предыдущим, и материал новой строки. Каждый следующий ребенок читает то, что было прочитано его предшественниками, и материал новой строки или столбика, как бы наматывая новый слой и увеличивая объём материала для чтения -катает «снежный ком» или «наматывает клубок». Чтение продолжается до тех пор, пока не закончится столбик или строка.
«Отгадай и прочитай»
Педагог выбирает столбик или строчку слов, по которой дети будут работать. Затем читает значение слова (его он берёт в толковом словаре), дети по значению находят нужное слово.
Например, педагог называет значение слова: «Крупные морские животные», дети находят слово киты (табл. 5). «Найди и прочитай»
Детям раздаются карточки с цифрами. Им необходимо прочитать слово (в ряду слов) или столбик слов с соответствующим количеством слогов (табл. 17, 18).
Можно раздать карточки со схемами слов различного звукового состава. Дети по схеме находят слово или столбик слов и читают его.
«Найди слово»
Дети находят в указанном столбике слово, названное педагогом.
«Новая буква»
Прочитать два слова и сказать, какая новая буква появилась (нас — наст — таблица 15; рос — трос — табл. 16).
«Найди общую букву»
Прочитать строчку слов и сказать, какая буква есть во всех этих словах (табл. 17).
Источник
Упражнения для обучения чтению: читаем слоги
В прошлой статье я писала о подготовительном к чтению этапе – изучении букв. Сегодня речь о работе над слогами.
Упражнения подходят для дошкольников, которые только начинают читать и для школьников, которые читают плохо.
У каждого педагога найдется одна тоненькая старая книжица, ценность которой невозможно переоценить, да и купить вряд-ли получится. Одна из таких книг моей библиотеки – «Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов»Инны Леонидовны Калининой. В общем для нас с вами.
Автор выделяет две стороны процесса чтения:
- техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочтение;
- смысловую (соотнесение прочитанного с его значением).
Когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет целиком направлено на сам процесс чтения. Где уж тут до понимания значения прочитанного. Чтение будет механическим. Ребенок будет возвращаться к началу, несколько раз возвращаясь к прочитанному.
В таких случаях не нужно добиваться понимания. Стоит сначала сконцентрироваться над овладением техники: автоматизацией плавного послогового чтения.
Отрабатывать навыки лучше всего на слоговых таблицах.
О них я уже говорила здесь.
Как работать со слоговыми таблицами
Чтение слогов считается скучным. Но этот процесс можно оживить.
- Слоги и слоговые таблицы следует делать с крупным и четким шрифтом. Гласную букву выделять красным цветом.
2. Слоги нужно оснастить знаками-подсказками или так называемыми пометами. Дуга – согласная с последующей гласной. Точка – гласная без предшествующей согласной, согласная или согласная с мягким знаком. Таблица 1.
3. Прежде чем приступать к чтению, нужно объяснить ребенку, зачем нужны таблички. Ребенку нужно объяснить понятие «слога». Калинина предлагает напечатать слово ракета. Прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку.
- один слог ничего не обозначает, только когда они вместе стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл;
- чтобы научиться читать слова, нужно научиться читать части – слоги.
4. Научившись читать сперва простые слоги, а потом «языколомательные» ваш ребенок сможет читать самые длинные и трудные слова.
5. Можно сочинить загадочную историю про пирата и клад и зашифрованное послание в виде таблиц или куклу, которая попала в сказочную страну, где такой сказочный язык. Сочиняйте истории в соответствии с интересами вашего ребенка.
6. При повторном прочтении используйте секундомер или песочные часы, чтобы показать результаты и мотивировать ребенка на дальнейшую работу.
Упражнения на отработку чтения слогов
Упражнение 1.
Ребенку предъявляется две карточки, изготовленные взрослым. На одной из них слог на, на другой буква к. Взрослый читает их, обращая внимание на дугу и точку. Вслед за этим на стол выкладывается «зашифрованная табличка», состоящая из знаков-подсказок. Обучающий предлагает ребенку «расшифровать» знаки ( дугу и точку), изображенные на ней.
Усвоение знаков-подсказок
Ребенок проводя пальцем по дугам, одновременно должен произносить на, указывая на точку читать к. Если ребенок не понял задание, взрослый сам дает образец выполнения. Таким образом, меняя содержание карточек, можно дать понятие о плавном чтении слогов. Например, дуга – ну, точка – п, дуга – во, точка – с.
Упражнение 2.
Чтение слогов с пометами по таблицам 2-15. Я их специально подготовила к выходу статьи. Скачать таблицы можно здесь.
Правила работы с таблицами
1. Таблицу нужно распечатать на цветном принтере и нанести под слоги соответствующие пометы.
2. При знакомстве с таблицей первым ее читает взрослый.
3. При чтении важно плавно проводить пальцем по дугам и акцентировать остановку движения руки на точке.
4. Полезно выполнять упражнение по два раза в день.
5. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. При чтении совершенствуется как техника чтения, так и подвижность артикуляции.
6. Работа ведется только с одной таблицей. Не переходите к следующей, пока пока не отработано чтение предыдущей.
Упражнение 3.
«Какой слог лишний?»
Перед ребенком карточки: ка, та, ну, па, которые вы изготовили самостоятельно. Лишний слог ну, т к. остальные с гласной а.
Все слоги предварительно читаются взрослым, затем ребенком.
Упражнение 4.
«Какого слога не стало?»
Взрослый выкладывает на столе 3-4 карточки со слогами и читает их. Предлагает ребенку прочитать и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну карточку. Нужно сказать, какого слога не стало.
Поменять слоги местами. Ребенок говорит, что изменилось.
Добавить еще карточку, которую нужно назвать.
Упражнение 5.
«Подскажи конец слова».
Перед ребенком лежат 3-4 карточки со слогами. Например, та, са, на, ра. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Например, воро-та, коле-са, коро-на, сест-ра.
Материалы для игры:
-ва: бритва, клюква, корова, трава;
— га: нога, дорога, берлога, телега, бумага, тревога;
-да: победа, навсегда, сковорода, погода, природа, свобода, простуда;
— ка: собака, кусака, улыбка, морковка, репка, разведка, прическа;
-на: сметана, Светлана, обезьяна, Родина, стена, смородина;
-ра: детвора, культура, завтра, сестра, квартира, задира;
— ла: дела, пила, кукла, акула, метла, пиала;
— ма: телеграмма, реклама, программа, панама, пижама, пальма;
— са: киса, лиса, роса, Алиса, колбаса, полоса, голоса;
— та: зарплата, внучата, капуста, ребята, зверята, утята, котята, зайчата;
— ки: руки, внуки, башмаки, варежки, салазки, спички;
-ли: пели, гантели, туфли, грабли;
-ны: стены, картины, половины, плотины, машины.
Совет: используйте упражнения регулярно и результат непременно появится.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить упражнения для следующего этапа по совершенствованию чтения.
Источник
Упражнения для обучения чтению: читаем слоги
В прошлой статье я писала о подготовительном к чтению этапе – изучении букв. Сегодня речь о работе над слогами.
Упражнения подходят для дошкольников, которые только начинают читать и для школьников, которые читают плохо.
У каждого педагога найдется одна тоненькая старая книжица, ценность которой невозможно переоценить, да и купить вряд-ли получится. Одна из таких книг моей библиотеки – «Учим детей читать и писать. Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов»Инны Леонидовны Калининой. В общем для нас с вами.
Автор выделяет две стороны процесса чтения:
- техническую (соотнесение букв с соответствующими звуками, их прочтение;
- смысловую (соотнесение прочитанного с его значением).
Когда у ребенка не сформирована техническая сторона, его внимание будет целиком направлено на сам процесс чтения. Где уж тут до понимания значения прочитанного. Чтение будет механическим. Ребенок будет возвращаться к началу, несколько раз возвращаясь к прочитанному.
В таких случаях не нужно добиваться понимания. Стоит сначала сконцентрироваться над овладением техники: автоматизацией плавного послогового чтения.
Отрабатывать навыки лучше всего на слоговых таблицах.
О них я уже говорила здесь.
Как работать со слоговыми таблицами
Чтение слогов считается скучным. Но этот процесс можно оживить.
- Слоги и слоговые таблицы следует делать с крупным и четким шрифтом. Гласную букву выделять красным цветом.
2. Слоги нужно оснастить знаками-подсказками или так называемыми пометами. Дуга – согласная с последующей гласной. Точка – гласная без предшествующей согласной, согласная или согласная с мягким знаком. Таблица 1.
3. Прежде чем приступать к чтению, нужно объяснить ребенку, зачем нужны таблички. Ребенку нужно объяснить понятие «слога». Калинина предлагает напечатать слово ракета. Прочитать его, а затем разрезать на три части и прочитать слоги вразбивку.
- один слог ничего не обозначает, только когда они вместе стоят в определенном порядке, получаются слова, имеющие смысл;
- чтобы научиться читать слова, нужно научиться читать части – слоги.
4. Научившись читать сперва простые слоги, а потом «языколомательные» ваш ребенок сможет читать самые длинные и трудные слова.
5. Можно сочинить загадочную историю про пирата и клад и зашифрованное послание в виде таблиц или куклу, которая попала в сказочную страну, где такой сказочный язык. Сочиняйте истории в соответствии с интересами вашего ребенка.
6. При повторном прочтении используйте секундомер или песочные часы, чтобы показать результаты и мотивировать ребенка на дальнейшую работу.
Упражнения на отработку чтения слогов
Упражнение 1.
Ребенку предъявляется две карточки, изготовленные взрослым. На одной из них слог на, на другой буква к. Взрослый читает их, обращая внимание на дугу и точку. Вслед за этим на стол выкладывается «зашифрованная табличка», состоящая из знаков-подсказок. Обучающий предлагает ребенку «расшифровать» знаки ( дугу и точку), изображенные на ней.
Усвоение знаков-подсказок
Ребенок проводя пальцем по дугам, одновременно должен произносить на, указывая на точку читать к. Если ребенок не понял задание, взрослый сам дает образец выполнения. Таким образом, меняя содержание карточек, можно дать понятие о плавном чтении слогов. Например, дуга – ну, точка – п, дуга – во, точка – с.
Упражнение 2.
Чтение слогов с пометами по таблицам 2-15. Я их специально подготовила к выходу статьи. Скачать таблицы можно здесь.
Правила работы с таблицами
1. Таблицу нужно распечатать на цветном принтере и нанести под слоги соответствующие пометы.
2. При знакомстве с таблицей первым ее читает взрослый.
3. При чтении важно плавно проводить пальцем по дугам и акцентировать остановку движения руки на точке.
4. Полезно выполнять упражнение по два раза в день.
5. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении. При чтении совершенствуется как техника чтения, так и подвижность артикуляции.
6. Работа ведется только с одной таблицей. Не переходите к следующей, пока пока не отработано чтение предыдущей.
Упражнение 3.
«Какой слог лишний?»
Перед ребенком карточки: ка, та, ну, па, которые вы изготовили самостоятельно. Лишний слог ну, т к. остальные с гласной а.
Все слоги предварительно читаются взрослым, затем ребенком.
Упражнение 4.
«Какого слога не стало?»
Взрослый выкладывает на столе 3-4 карточки со слогами и читает их. Предлагает ребенку прочитать и запомнить, в какой последовательности они расположены. Ребенок закрывает глаза. Взрослый убирает одну карточку. Нужно сказать, какого слога не стало.
Поменять слоги местами. Ребенок говорит, что изменилось.
Добавить еще карточку, которую нужно назвать.
Упражнение 5.
«Подскажи конец слова».
Перед ребенком лежат 3-4 карточки со слогами. Например, та, са, на, ра. Взрослый произносит слово, не договаривая последний слог. Например, воро-та, коле-са, коро-на, сест-ра.
Материалы для игры:
-ва: бритва, клюква, корова, трава;
— га: нога, дорога, берлога, телега, бумага, тревога;
-да: победа, навсегда, сковорода, погода, природа, свобода, простуда;
— ка: собака, кусака, улыбка, морковка, репка, разведка, прическа;
-на: сметана, Светлана, обезьяна, Родина, стена, смородина;
-ра: детвора, культура, завтра, сестра, квартира, задира;
— ла: дела, пила, кукла, акула, метла, пиала;
— ма: телеграмма, реклама, программа, панама, пижама, пальма;
— са: киса, лиса, роса, Алиса, колбаса, полоса, голоса;
— та: зарплата, внучата, капуста, ребята, зверята, утята, котята, зайчата;
— ки: руки, внуки, башмаки, варежки, салазки, спички;
-ли: пели, гантели, туфли, грабли;
-ны: стены, картины, половины, плотины, машины.
Совет: используйте упражнения регулярно и результат непременно появится.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить упражнения для следующего этапа по совершенствованию чтения.
Источник
Слоговая таблица: скачать бесплатно или купить прямо сейчас
Книголюб 25 Июнь, 2021 6
Слоговая таблица — если и не незаменимый, то очень полезный инструмент в обучении навыкам чтения вашего малыша. В статье мы собрали несколько вариантов как скачать слоговую таблицу или купить в качестве для печати. Айда читать 🙂
Что такое слоговая таблица? Принцип действия
В современном мире от способностей к чтению зависит большой процент успеха. По статистике, школьники с высокой техникой чтения учатся гораздо лучше медленно читающих. Однако процесс обучения ребенка чтению зачастую трудный и долговременный, а у родителей совсем нет времени часами сидеть с детьми. В таких ситуациях хорошим помощником-тренажером будет слоговая таблица.
Слоговые таблицы представляют собой специальные материалы, предназначенные для обучения детей. Они состоят из столбцов гласных букв и строк – согласных. При пересечении в ячейке образуется слог.
Смысл такой таблицы – систематическая тренировка. Ребенок учится читать не отдельные буквы, а буквосочетания. Заниматься с таблицами рекомендуется не после усвоения алфавита, а во время этого процесса. Таким образом ребенок не успеет автоматизировать неправильный механизм чтения по буквам.
Для удобства главные и согласные буквы обозначаются разными цветами. Кроме того, на пересечении несуществующих слогов стоят прочерки
Как слоговая таблица помогает учиться читать?
Основные проблемы, которые помогает решить слоговая таблица:
путается в слогах.
Слоговые таблицы являются именно тренажером для обучения автоматизации чтения. Если учить детей на обычных текстах, пусть даже подобранных для определенных возрастов, то им много времени приходится тратить на понимание смысла. Ребенок читает слоги, составляет из них слово, потом понимает его.
Слоговая же таблица содержит слоги, которые специально сформированы так, чтобы не образовывать ни в каких пересечениях слов. Дети учатся правильно читать – проговаривать. После занятий со слоговыми таблицами переходить к сказкам и обычным текстам будет гораздо проще. Дети смогут сосредоточиться на понимании, потому что навык прочтения уже отработан.
Как работать со слоговой таблицей?
Стандартный алгоритм работы со слоговыми таблицами выглядит следующим образом (от простого к сложному):
Заниматься можно, начиная с 3-4 лет. Желательно делать это каждый день, но без напора на ребенка. Помните, что дети способны активно сохранять внимание 15-20 минут, поэтому делайте короткие занятия, но несколько раз в день.
Основные правила при работе с таблицами
Занимаясь с ребенком, нужно придерживаться следующих правил:
учить новое, но доводить старое до автоматизма.
прочесть слог. Второй раз нужно читать вместе, и только на третий раз ребенок читает
самостоятельно.
Слоговые таблицы – оптимальное решение для быстрого и эффективного обучения ребенка чтению. Они позволяют сократить или вообще перескочить этап перехода от чтения по отдельным звукам, до полноценного прочтения слов.
Где скачать слоговую таблицу бесплатно?
Прямо на этой странице и очень быстро. Вот, например, ниже слоговая таблица, которую мы специально создали в Читай Быстро, чтоб вы могли учить ребенка слогам не только эффективно, но и красиво…
Для того, чтоб стать владельцем такой таблицы вам достаточно просто нажать на изображение выше. Архив скачается за несколько секунд, после распаковки вам останется только распечатать таблицу и начать пользоваться
Обратите внимание, что размер этой слоговой таблицы А4 и она поставляется в виде «как есть». Вы можете использовать его для самостоятельного изучения. Не можете использовать для коммерческого, не можете вносить изменений и распространять любым способом без нашего ведома.
Просто скачивайте слоговую таблицу, распечатывайте и начинайте заниматься с ребенком. Однако, если вам хочется кое-что по-настоящему крутое и красивое — мы придумали плакат со слоговой таблицей. Смотрите ниже…
Где можно купить таблицу в хорошем качестве?
Слоговая таблица в отличном качестве, которая может быть распечатана в размере А1 и повешена на стене в офисе, детской или центре обучения детей чтению.
Это дизайн слоговой таблицы, который подготовлен под печать в 300dpi и может быть использован в любом коммерческом начинании на ваше усмотрение.
Купить слоговую таблицу можно тут. Это будет стоить всего $5 и уже через несколько минут вы получите архив со всеми файлами. В комплекте будет слоговая таблица + рабочие тетради для обучения чтению.
Рабочие тетради для обучения чтению
Мы придумали две тетрадки «Как научить ребенка читать быстро?» и «Учимся читать быстрее за 6 дней». Одна для взрослых, вторая для детей. В них собрано чуть-чуть теории и много практических задач, которые нужно выполнять ежедневно, чтоб уже через шесть недель воскликнуть: ох, вот это я разогнался.
Внутри архива с рабочими тетрадями вас будет ждать уже знакомая вам слоговая таблица. В самом крутом качестве. Готовая для распечатки и повешания на стену :).
Вот и все. Еще никогда не было так просто стать владельцем слоговой таблицы. Пользуйтесь на здоровье.
📖 Блок вопросов-ответов
Если у вас остались какие-то вопросы по слоговым таблицам — задавайте их нам сейчас же в комментариях. Вот прям на этой странице, только чуть-чуть ниже. Мы постараемся ответить на все, но может быть не сразу :).
Когда я узнал о существовании ребят из «Читай Быстро», то сразу напросился вести их блог :). Люблю запах книг. Люблю буквы. Люблю видеть как книги меняют людей. Раз в месяц прохожу тест на скорость чтения и очень расстраиваюсь если цифры в сертификате не растут :).
Источник