Меню

Урок диалог с элементами комплексного анализа текста по теме Идейно художественное своеобразие поэмы А Ахматовой Реквием

Урок-диалог с элементами комплексного анализа текста по теме «Идейно-художественное своеобразие поэмы А.Ахматовой «Реквием»»

  • осмыслить образный строй поэмы, её художественные особенности,
  • осознать тяжесть выпавших на долю современников поэта испытаний,
  • уяснить гражданскую и поэтическую миссию поэта в обществе.

Методы и приемы:

  • комментированное чтение,
  • аналитическая беседа,
  • смыслопоисковый диалог,
  • комплексный анализ текста,
  • лингвистический эксперимент.

Тип урока: урок-диалог.

Оборудование: запись фрагментов поэмы в исполнении А. Ахматовой.

1. Проверка домашнего задания.

1. Тест по творчеству А. Ахматовой (см. Приложение 1).

2. Д/З к уроку: Выпишите названия и годы издания тех сборников, которые вышли при жизни А. Ахматовой. Обратите внимание на 19-летнюю паузу между 5 и 6 книгами. Какие события в это время произошли в жизни Ахматовой?

2. Аналитическая беседа.

“…Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных”.

Какой исторический и жизненный контекст положен в основу “Реквиема”?

Вариант ответа учащихся: Основой поэмы стала личная трагедия А. Ахматовой: её сын Лев Гумилёв был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его арестовали в 1935 г., и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 г. и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет. В третий раз Гумилева арестовывают в 1949 г., приговаривают к расстрелу, который заменяют затем ссылкой. Вина его не была доказана, впоследствии он был реабилитирован. Сама Ахматова первые два ареста рассматривала как месть властей за то, что Лев был сыном Н. Гумилева. Арест 1949 г., по мнению Ахматовой, был следствием известного постановления ЦК ВКП(б), и теперь сын сидел уже из-за неё.

Открывающее основную часть цикла стихотворение “Уводили тебя на рассвете…” непосредственно изображает арест в 1935 г. мужа Ахматовой Н.Н. Пунина, остальные связаны с арестом сына.

Но “Реквием” – это не только личная трагедия, но и трагедия народная. За семнадцать месяцев стояния в тюремных очередях, хождения по разным инстанциям, безрезультатных попыток помочь сыну и доказать его невиновность, она, “трехсотая с передачею”, увидела сотни, тысячи несчастных женщин, которым, как и ей, оставалось лишь одно – отчаяние бессилия перед безжалостной государственной машиной, пожирающей ни в чем не повинных людей. Здесь она встретила прототипы тех, кто станет обобщенным образом страдания, ту, что “мертвых бездыханней”, старуху, которая “выла, как пойманный зверь”, и ту, “что едва до окна довели”. Все они помечены одним несчастьем, на всех обрушилась одна беда. Расстрел Н.С. Гумилева, гибель в лагере Н.Н Пунина, аресты и скитания по тюрьмам и лагерям сына, аресты и исчезновения многих друзей и знакомых – под такими ударами могла сломаться любая жизнь, но Ахматова устояла. Лишь немногие близкие люди знали о существовании этого произведения. Не смея записать текст, они запоминали стихи. Лидия Чуковская вспоминала о том, что “Реквием” знали наизусть 11 человек и ни один не предал Ахматову. При знакомстве с поэмой и ее структурными частями поражает чересполосица дат, которые являются своеобразными знаками того, что к этому творению Ахматова обращалась постоянно на протяжении тридцати последних лет жизни.

Почему, пережив подобное, в 1964 году Ахматова утверждает, что счастлива тем, что жила в эти годы?

“…Да что же ты за монстр такой, если весь этот ужас и кошмар еще и со стороны видишь?”

(И. Бродский). Что имел в виду Бродский? Что давало силы и мужество хрупкой женщине, посетительнице “Башни” Вяч. Иванова, утонченной модели Модельяни, завсегдатаю артистического кабачка “Бродячая собака”?

Вариант ответа учащихся: Что давало ей силы? По-видимому, вера в свое предназначенье – сказать о своем времени то, что не может сказать никто другой, неизбывность надежды и веры в конечное торжество справедливости. Оторванная от всех, обреченная на одиночество, окруженная подозрительностью властей, она сознавала, что страдает не одна, страдают многие, страдает народ, отечество. Эта внутренняя органическая связь с миром, ощущение родства было ей присуще от природы, что подтверждают стихотворения 1917г. “Мне голос был…”, 1922г. “Не с теми я, кто бросил землю”. Из стихотворения Ахматовой “Так не зря мы вместе бедовали…” (1961), впервые опубликованного только в 1987 г., взят эпиграф к “Реквиему” (прочитать).

С самого начала автор подчеркивает, что поэма затрагивает не только ее несчастья как матери, но касается общенародного горя. Этот сплав личного и общественного выделен в афористических строчках эпиграфа – смыслового ключа произведения.

Согласны ли вы с тем, что “Реквием” представляет собой отдельные лирические стихи, фрагменты, написанные в 1935-1940 гг. и связанные с трагическими событиями в жизни автора, к которым он получил возможность вернуться в иное время – в начале 60-х гг., ведь и эпиграф, и “Вместо предисловия” более позднего происхождения?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” можно назвать и поэмой, и лирическим циклом. Лирика предельно обобщает и одухотворяет события и человеческие индивидуальности. В “Реквиеме” нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины, в “Распятии”, даже Христос не назван, Мария – “Мать”, Иоанн – “любимый ученик”. О непосредственно общезначимом говорится и соответствующим языком. Но события, происходящие с огромным количеством людей, с народом – предмет эпического рода, даже его первичного жанра – поэмы-эпопеи.

Мы знаем, что “Реквием” состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, а намерение это относится к 1961-1962 гг., Ахматова называет цикл поэмой, потому что все стихи связаны единой темой, единым лирическим переживанием и единой биографией – она мать осужденного сына и жена расстрелянного мужа. Причем это переживание обобщенное и биография обобщенная – все окружение героини поражено той же бедой.

Каждое стихотворение сюжетно связано с конкретным эпизодом жизни лирической героини и ее страданием, но ее дух как бы вбирает в себя горе других, отлетает от своего личного переживания, сливается с мукой обреченных. Это дает ей право говорить от их имени. В поэме дан гиперболический образ народного страдания, перед которым “гнутся горы” и “прекратит течение великая река”. И это вселенское людское горе переживается героиней так болезненно, искренне и сильно потому, что это и ее личное горе.

Обратите внимание на композицию “Реквиема”. Что сближает “Реквием” с традиционной классической поэмой? Что выдает ее принадлежность к ряду поэм 20 века?(смятение поэта и лирической героини, их неразделимость, символика образов, полиметричность).

Вариант ответа учащихся: Лирический сюжет развивается в десяти стихотворениях-главках, обрамленных частями “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Вступление”, двухчастным “Эпилогом”, примерно равными по объему основной части и не менее важными по содержанию: в них сильнее эпический, событийный элемент, больше говорится об общем, чем о личном, словно Ахматова никак не может перейти к собственному горю, но не может им и ограничиться. Лирический сюжет наряду с эпическими элементами позволяет говорить о “Реквиеме” как о поэме. По родовому принципу она, в основном, лирическая, по проблематике и основному тону – эпическая.

Единство цикла определяет также образ времени, воссозданный поэтом. За вступлением следуют главы, повествующие о людском страдании, которое принес “век-волкодав”. Каждая деталь текста наполнена неисчерпаемым смыслом, вызывая у современного читателя ассоциации, подсказанные многочисленными свидетельствами оставшихся в живых мучеников, прошедших через нечеловеческие страдания тюрем, лагерей, ссылок. Самыми емкими образами, характеризующими время, являются великий город Ленинград, ставший тюремной очередью, “ненужным привеском”, и “безвинная Русь”, корчащаяся от боли – образы народной драмы, народной беды.

Поэма полиметрична: изменение интонационной окраски и смысловое развитие влечет за собой перепад ритма. Звук является и самостоятельным средством выразительности – поэма построена как музыкальное произведение, в котором использованы необычные, обусловленные временем инструменты. Звучание “Реквиема” вырастает из тишины (“там все говорили шепотом”). Первыми звуками, слышными “повсюду”, являются “скрежет” ключей, “шаги тяжелые” солдат, “короткая песня разлуки”, “паровозные гудки” и вторящий им плач.

3. Выяснение первых впечатлений от прочитанного.

Как бы вы ответили на вопрос: о чем эта поэма? (выйти на долг поэта и историческую память)

“Вместо предисловия” – прочитать

В чем видит Ахматова свою поэтическую миссию?

Вариант ответа учащихся: В этой части поэмы впервые заявляется позиция поэта. “Описать” – значит не только пережить происходящее, но и суметь абстрагироваться от переживаемого, то есть переместиться из потока времени на некий метауровень, занять вневременную позицию. В этом случае улыбку женщины можно принять не только как сомнение в смелости поэта, но и как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.

Здесь автор продолжает тему “моего народа”, переносит нас в “тогда” – тюремную очередь Ленинграда 1930-х гг. Ахматовский “Реквием”, так же как и моцартовский, написан по “заказу”, но в роли “заказчика” выступает “стомильонный народ”. Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных” “мы”.

Поэт получает право на слово как обязанность, и Ахматова начинает свидетельствовать величаво и трагично о том времени.

Читайте также:  Продукты понижающие сахар в крови при диабете

Запись 1, учащиеся следят по тексту.

На каком фрагменте “Посвящения” ставит логическое ударение автор? Почему, в чем особый смысл фрагмента?

“Приговор…И сразу слезы хлынут,…”

Вариант ответа учащихся: В этом фрагменте героиня отделена главным образом от тех, для кого приговор еще не прозвучал, т. е. от имеющих надежду (“А надежда все поет вдали…”). При этом надежда приравнивается к жизни (“Словно с болью жизнь из сердца вынут…”). Таким образом, с приговором героиня внутренне умирает. Однако внутренняя смерть не дает смерти физической. Об этом говорит последняя строка. Героиня продолжает жить, но она внутренне опустошена. Т. к. данный фрагмент соответствует практически всей основной части поэмы, то можно говорить о том, что в “Посвящении” обозначена главная смысловая оппозиция “Реквиема”: жизнь – смерть. Именно эти категории формируют идейную структуру поэмы. Надо отметить, что здесь, по существу, концентрированно излагается все содержание поэмы, причем соблюдается ее композиционная последовательность: образ Ленинграда – арест – ожидание – приговор – обращение к “невольным подругам” – тема памяти.

Что такое память? Попытайтесь дать определение этому понятию.

“Память – свойство души помнить…, хранить сознанье о былом” (В. Даль).

Как вы понимаете слова Даля о памяти? Что значит “хранить сознанье о былом”?

Вариант ответа учащихся: Вспоминая Анну Ахматову, Иосиф Бродский как-то заметил: “Для меня самое главное в “Реквиеме” – это тема раздвоенности, неспособности автора к адекватной реакции. Ахматова описывает положение поэта, который смотрит как бы со стороны на то, что с ним происходит. Драматизм “Реквиема” не в том, какие ужасные события он описывает, а в том, во что эти события превращают твое индивидуальное сознание, твое представление о самом себе. Трагедийность “Реквиема” не в гибели людей, а в невозможности выжившего эту гибель осознать”. Бродский переносит акцент на индивидуальную трагедию лирической героини. С его точки зрения, в центре внимания поэта стоит не история “большого террора”, а искалеченное этим террором сознание человека. Эпический план оказывается во многом внешним по отношению к трагедии индивидуального сознания, к конкретизации внутренней истории человека.

Сколько уровней повествовательной структуры мы можем выделить в произведении?

  1. Реальный (автобиографический, временной). Его героиней является женщина, переживающая личную трагедию. На этом уровне ведется повествование практически всей основной части “Реквиема”, кроме “Распятия”.
  2. Обобщенно-исторический, где повествование ведется от лица поэта. Сюда относятся такие части поэмы, как “Вместо предисловия”, “Посвящение”, “Эпилог”.
  3. Евангельский, объективный, представляющий картину мира вне зависимости от “я” героев.

Дальнейший анализ ведется с учетом этого деления.

4. Анализ текста в группах.

Выступление представителей 2, 3 группы по главе “Посвящение” (Приложение 2.)

1 группа: Реальный (автобиографический, временной) уровень повествовательной структуры. Его героиней является женщина, переживающая личную трагедию.

Что происходит с героиней в строфах, датированных 1938-1939 гг.? Как бы вы описали ее состояние? Какие средства художественной выразительности помогают в создании картины

  • Выступление представителей 3 группы по главе 4, 5
  • Выступление подготовленных учащихся по главам 7, 8, 9.
  • Выступление представителей 3 группы по главе “Распятие”

Обобщенно-исторический уровень повествовательной структуры, где повествование ведется от лица поэта. (Приложение 2.)

Почему сочетание “каторжные норы” берется автором в кавычки? Из какого произведения цитата?

  • Выступление представителей 3 группы по главе “Посвящение”,
  • 1 группа по главам 1,2,3,
  • Подготовленные выступления по главам 7, 8, 9;
  • Представители 3группы по главе “Распятие”

5. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Личность Христа по-особому волновала Ахматову и человеческой сутью своей, и судьбой. И вот теперь она соединяет историю Божьего сына с судьбой собственного, и оттого частное и общее, личное и общечеловеческое вновь, в соответствии с темой эпиграфа и “Посвящения” – сливаются воедино в “Эпилоге”.

Евангельский, объективный уровень повествовательной структуры, представляющий картину мира вне зависимости от “я” героев. (Приложение 2.)

Выступление подготовленных учащихся по главам 7, 8, 9

В 6-9 главах повторяется чередование тишины и взрыва, удара, грома, напоминающих о приближающемся “часе”. Контрастными к этим звукам смерти являются “шелест лета”, “слова последних утешений”, “легкие” звуки жизни и любви. Они слышны на фоне необыкновенной тишины, вселенской пустоты. Удары колокола становятся все сильней, подчеркивая нарастание напряжения в развитии сюжета.

Запись 2, чтение 10 главы.

7. Анализ проблемной ситуации на уроке.

Почему у нас получился диалог между группами, а не отдельные выступления, ведь мы пытались рассматривать отдельные смысловые пласты?

Вариант ответа учащихся: “Реквием” – единое целое, в котором все смысловые пласты связаны общей идеей, поэтому их невозможно рассмотреть отдельно друг от друга.

Как бы вы обозначили идею произведения?

Вариант ответа учащихся: Художественная идея “Реквиема” Ахматовой может быть выражена в форме долженствования и противоречия. Поэт должен выразить свое личное горе, иначе – паралич памяти и безумие. Поэт должен выразить народное горе, стать голосом “стомильонного народа”, иначе – разрыв исторической памяти и потеря исторического смысла. Поэт должен призывать “милость к падшим”, стать и подругой, и заступницей многих осиротевших матерей, иначе – крушение традиционной картины мира, потеря общечеловеческих ценностей.

8. Комплексный анализ текста подготовленными учащимися.

В поэме всего три главы имеют отдельные названия. С чем это связано?

Как передана тяжесть страданий, причиненных приговором?

Прочитать 9 главу.

Подготовленный анализ главы “Уже безумие крылом…”.

Какое место в идейной структуре поэмы занимает глава Распятие”?

9. Слово учителя. Аналитическая беседа.

Эпиграф задает особый тон, для него взята строчка из церковной службы (9 песнь Ирмоса Канона перед чтением Пасхальной Полуночницы), когда перед Пасхой снова вспоминают о Страстях Господних. Первые строчки главы передают воспроизводимые евангелистом небесные знамения во время распятия: “Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: // И померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине” (Лк. :23;44-45). В поэме к зрительному образу (“небеса расплавились в огне”) добавляется звуковой (“Хор ангелов великий час восславил …”), являющийся кульминацией “Реквиема”. В третьей и четвертой строчках первого четверостишия и во втором четверостишии 10 главы содержатся отсылки еще к трем эпизодам священной истории, однако для Ахматовой здесь главным является не интерпретация библейского сюжета,

Вариант ответа учащихся: стремление увидеть вечный смысл в драматической судьбе одного человека. “Великий час” наступает в жизни современников поэта, и собственные страдания помогают глубже проникнуть в трагические коллизии прошлого, увидев их повторение в настоящем.

“Эпилог” – чтение. Запись 3. Выступления учащихся 2 и 3 групп.

10. Этап рефлексии . Закончить предложения: “Реквием” Ахматовой заставил меня задуматься…”, “Сегодня на уроке я подумал(а)…”

Подобно такой полифонической, обобщенной музыкальной форме, как фуга, “Реквием” Ахматовой, вобравший в себя все богатство выразительных средств поэзии, в которых воплотилась главенствующая тема, завершается гармоническим аккордом, раскрывающим идею продолжения “бега времени”(лат. ФУГА в переводе – бег, быстрое течение). Трагическая статуарность образов, изобразительность на основе оглушительных, дисгармоничных звуков сменяются умиротворением. За ним ощущается тревога (снег – как “слезы”, голубь- “тюремный”), но оно напоминает о гармонии, воплощает надежду на обновление, связанную с неизменным движением жизни.

11. Домашнее задание: Раскройте смысл тезиса: “Память – ближайший синоним таких понятий, как мораль, совесть, нравственность” (Д. С. Лихачев).

Источник

Анализ «Реквием» Ахматова

В основе поэмы Анны Андреевны Ахматовой «Реквием» лежит личная трагедия поэтессы. Итогом пережитых лет сталинских репрессий стало произведение, о публикации которого долгое время не могло быть и речи. Предлагаем ознакомиться с анализом поэмы, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку литературы и ЕГЭ.

Анализ «Реквием» Ахматова

Краткий анализ

Год написания – 1935–1940 годы.

История создания – История написания поэмы тесно связана с личной трагедией поэтессы: её бывший муж Николай Гумилёв был расстрелян большевиками в 1921 г., а сын арестован в 30-ые годы, в период сталинских репрессий. Произведение посвящено всем тем, кто погиб в тюрьмах и лагерях только потому, что осмелился мыслить иначе, чем того требовала действующая власть.

Тема – В своем произведении поэтесса раскрыла много тем, и все они равнозначны. Это тема народной памяти и скорби, материнского страдания, любви и патриотизма.

Композиция – После эпиграфа, предисловия, посвящения и вступления идут первые две главы поэмы; они образуют пролог, а последние две – эпилог. Основная тема следующих за прологом 3–6 глав – обобщение материнского горя, 7 глава “Приговор” – кульминация поэмы, наивысшая точка страданий героини. Последующие главы посвящены теме памяти.

Жанр – Поэма.

Направление – акмеизм; он повлиял на раннее творчество поэтессы, его отголоски можно найти и в поэме “Реквием”.

История создания

Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Первоначально Анна Андреевна планировала написать цикл стихов, посвящённых реакционному периоду. В число жертв тоталитарного произвола попали самые близкие и родные люди поэтессы – её бывший супруг Николай Гумилёв и их общий сын Лев Гумилёв. Мужа расстреляли как контрреволюционера, а сын был арестован только потому, что носил отцовскую «позорную» фамилию.

Осознав, что царящий режим беспощаден, Ахматова спустя время изменила свой первоначальный замысел и приступила к написанию поэмы. Самым плодотворным периодом работы стали 1938–1940 годы. Поэма была завершена, но по понятным причинам не опубликована. Более того, Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» сразу после того, как прочитывала их самым близким людям, которым безгранично доверяла.

Читайте также:  О чем надо немедленно сообщить врачу

В 60-е годы, в период оттепели, «Реквием» стал постепенно распространяться среди читающей публики благодаря самиздату. В 1963 году один из экземпляров поэмы попал за границу, где впервые был опубликован в Мюнхене.

Полная версия «Реквиема» была официально допущена к печати лишь в 1987 году, с началом в стране перестройки. Впоследствии произведение Ахматовой вошло в обязательную школьную программу.

Смысл названия поэмы достаточно глубок: реквием – это религиозный термин, означающий проведение заупокойной церковной службы у католиков по умершему человеку. Своё произведение Ахматова посвятила всем узникам – жертвам режима, которым властью была уготована смерть. Это душераздирающий стон всех матерей, жён и дочерей, провожающих своих любимых людей на плаху.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема народного страдания раскрывается поэтессой сквозь призму собственной, личной трагедии. Вместе с тем она проводит параллели с матерями разных исторических эпох, которые точно так же отправляли на смерть своих ни в чём не повинных сыновей. Сотни тысяч женщин буквально лишались рассудка в ожидании страшного приговора, который навсегда разлучит их с близкими, и эта боль вне времени.

В поэме Ахматова переживает не только личное горе, она болеет душой за своё отечество, вынужденное стать ареной для бессмысленной и жестокой казни своих детей. Родину она отождествляет с женщиной, вынужденной беспомощно смотреть на муки своего ребёнка.

В поэме прекрасно раскрыта тема безграничной любви, сильнее которой нет ничего на свете. Женщины не в состоянии помочь своим близким, оказавшимся в беде, однако их любовь и верность способны согреть в период самых тяжких жизненных испытаний.

Основная мысль произведения – память. Автор призывает никогда не забывать о народном горе и помнить невиновных людей, ставших жертвами беспощадной машины власти. Это часть истории, и вычеркивать её из памяти будущих поколений – преступление. Помнить и никогда не допускать повторения страшной трагедии – то, к чему призывает Ахматова в своей поэме.

Композиция

При изучении анализа произведения«Реквием» следует отметить, что данная поэма отличается своим композиционным построением от других поэм. Первоначальный замысел Ахматовой – создать цикл законченных отдельных стихов. Как следствие, создаётся впечатление, что поэма написана стихийно, урывками, отдельными частями.

  • Первые главы («Посвящение» и «Вступление») являются прологом поэмы. Благодаря им читатель узнаёт место и время действия произведения.
  • Последующие 3 и 4 главы представляют собой исторические параллели между горькой участью матерей всех времен. Лирическая героиня вспоминает свою молодость, не ведавшую горя, арест сына, последовавшие за ним дни невыносимого одиночества.
  • В 5 и 6 главах мать терзается предчувствием смерти сына, её пугает неизвестность. Это и 7 глава – кульминация поэмы, апофеоз страданий героини.
  • 7 глава – страшный приговор, сообщение о ссылке сына.
  • 8 глава – мать в порыве отчаяния взывает к смерти, она хочет принести себя в жертву, но уберечь от злой участи своего ребёнка.
  • 9 глава – тюремное свидание, навсегда запечатлевшееся в памяти несчастной женщины.
  • 10 глава – всего в нескольких строках поэтесса проводит глубокую параллель страданий своего сына с мучениями безвинно распятого Христа, а свою материнскую боль сопоставляет с тоской Богородицы.
  • В эпилоге Ахматова призывает людей не забывать тех страданий, которые перенёс народ в страшные годы репрессий.

Литературный жанр произведения – поэма, в которой преобладает лирическое начало. Однако в «Реквиеме» проявляются и характерные черты эпического рода: наличие пролога, основной части эпилога, упоминание о нескольких исторических эпохах и проведение параллели между ними.

Направление, которое проявилось в поэме, называется акмеизм. Это одно из модернистских литературных направлений начала ХХ века, для которого характерна ясность слога, образность, прямота и классическая строгость стиля.

Источник



Своеобразие жанра и композиции поэмы Ахматовой «Реквием»

Поема Ахматовой «Реквием» отличается от всех ее предыдущих произведений. Следует сказать, что поэтесса жила во время репрессий, арестов, смертей и голода, и это не могло не отразится на ее творчестве. Для многих поэтов пребывание на Родине приравнивалось к духовной смерти, многие покинули нашу страну и подверглись серьезным гонениям. Но для Ахматовой Родина была ее вдохновением, именно поэтому она не могла покинуть ее.

Поэма «Реквием» имеет лиро-эпический жанр, поэтому в произведении сочетаются эпические и лирические элементы. Как известно, реквием – это траурное песнопение, которое используется католической церковью, им сопровождается погребение. Реквием передает чувства и переживания автора, а также в точности воссоздает хронологические события страшных лет. В лирический сюжет широко включены повествовательные элементы. Жанровое своеобразие поэмы заключается в том, что, несмотря на сильные страдания и переживания, которые являются в тексте лирическим, Ахматова передает точные эпические данные о той поре, понимая характер сталинских репрессий и указывая на основные причины того, что происходит.

«Реквием» состоит из таких основных частей: «Предисловие», «Эпиграф», «Вместо предисловия», «Посвящение», «Распятие» и «Эпилог». «Эпиграф» и «Вместо Предисловия» – композиционные единицы, которые имеют особое смысловое и музыкальное звучание. Эпиграф вводит в лирическое повествование о народной трагедии лирическую тему. Благодаря этим элементам мы понимаем, о чем пойдет речь в данном тексте.

Посвящение по сути продолжает тему, которая уже была заявлена, описываемые события достигают грандиозного размаха. Здесь автор характеризует пространство и время: это тюремные очереди и время “ежовщины”. В канву сюжета вплетаются музыкальные лейтмотивы. Поэма имеет свой звуковой мир: здесь и отдаленные удары, и плач детей, и громыхание черных марусь. Все это свидетельствует об особом музыкальном строении композиции текста.

В «Распятии» все сменяется трагической тишиной. Эта глава являет собой смысловой и эмоциональный центр произведения. В этой части произведения очень много библейских образов и мотивов. В сюжете о современном мы видим аллюзии к библейским образам Иисуса Христа и Марии-Магдалины.

Эпилог переносит нас в настоящее время, мы снова возвращаемся к тюремной очереди под “красною ослепшею стеной”. Вторая часть эпилога звучит как торжественный хорал, который сопровождается ударами погребального колокола. Благодаря этому мы понимаем, как дорога и важна жизнь каждого человека.

«Реквием» – поэма, которая написана для мертвых и живых. Лирическая тема завершается эпически. Анна Ахматова говорит о теме исторической памяти, о том, что если бы ей хотели воздвигнуть памятник, то она желала бы, чтобы его поставили там, где она простояла 300 часов в тюремной очереди. Это смогло бы увековечить память о всех страдалицах-матерях, которые вместе с ней прошли через все круги ада и прочувствовали гнет сталинской машины.

Источник

«Реквием» Ахматовой анализ и краткое содержание поэмы

Всестороннее изучение поэмы «Реквием» Ахматовой, анализ композиции, художественных средств, осмысление названия, помогают прочувствовать глубокие идеи стихотворного произведения.

Несмотря на небольшой объем, каждая строка значительна по содержанию и силе чувств. Читатель не в силах безучастно воспринимать отраженные в поэме события.

История создания «Реквием» А. Ахматовой

В основу сюжета положена личная драма Анны Ахматовой. Ее сын трижды подвергался жестокой процедуре ареста. В 1949 году он был приговорен к расстрелу. Впоследствии смертную казнь заменили ссылкой.

Анна Андреевна Ахматова (1889 1966)

Впервые Льва Гумилева заключили под стражу в 1935 году. Этим годом датируются наиболее значимые части «Реквиема». На протяжении пяти лет поэтесса трудилась над циклом стихотворений о русских женщинах, переживающих нелегкое время, страдающих за своих лишенных свободы мужчин.

В начале 60-х годов Анна Ахматова соединяет разрозненные произведения в единое целое, давая поэме название «Requiem».

Почему поэма называется «Реквием»

В католицизме реквиемом назван религиозный обряд, совершаемый по умершим, и его траурное музыкальное сопровождение. В рукописях заглавие поэмы написано латинскими буквами, что может указывать на связь с музыкальными произведениями.

Так «Requiem» Вольфганга Моцарта, творчеством которого в 30-е и 40-е годы интересовалась Ахматова, состоит из 12 частей. В поэме Анны Андреевны 10 глав, Посвящение и Эпилог.

Автор использует прямое значение определения «Реквием», описывая мотивы смерти.

Жанр, направление и размер

«Реквием» можно отнести к новому течению литературы, акмеизму, противостоящему символизму и провозглашающему четкость и точность слова, прямоту стиля и ясность образов.

Перед литературными новаторами стояла цель облагородить человека с помощью искусства. Ахматова, как и все акмеисты, стремилась к поэтическим изменениям заурядных и порой непривлекательных явлений жизни.

Произведение «Requiem» полностью соответствует новаторскому течению акмеизма с его классической строгостью стиля и желанием передать зверства и бесчинства поэтическим языком.

Жанр «Реквиема» – поэма. Но многие литературоведы не могут однозначно определить жанровую принадлежность произведения ввиду сходства со стихотворным циклом. Отнести «Реквием» к поэме помогает единство идеи, лирическая основа, соединяющие отдельные фрагменты.

Перед читателем разворачивается логический и последовательно выстроенный сюжет, в сокращении описывающий целую эпоху. Повествование ведется от первого лица, выступающего в одно и то же время в качестве поэта и лирического героя.

Стихотворный размер произведения не лишен своеобразной динамики, характеризующейся переливами ритмов и разнящимся количеством стоп в строках.

Композиция произведения

Композиция «Реквиема» отличается кольцевой структурой, состоящей из пролога, образованного двумя первыми главами, эпилога из двух последних глав и основной части.

Читайте также:  Задание 3 Составьте таблицу Сходства и различия понятий одноклассники сверстники друзья p

Каждая часть обладает особым эмоциональным смыслом и несет свою чувственную нагрузку. Поэма изобилует лирическими переживаниями, а в прологе и эпилоге наблюдается тяготение к обобщениям, эпосу.

Предисловие состоит из прозаического текста, напоминающего вырезку из газеты. Такой прием помогает читателю окунуться в атмосферу описываемой эпохи.

В Посвящении, следующем за Предисловием, продолжена тема прозаического вступления, с усилением масштабов описанных событий:

Биографическая тема поэмы – заключение под стражу сына и нравственные муки страдающей матери – звучит в первых главах произведения. За прологом следует четыре главы, передающие скорбящие голоса матерей.

В первом стихотворении, написанном в форме монолога, женщина из народа печалится о сыне, ведомом на казнь. Эта вечная героиня русской истории в поэтическом плаче передает всю глубину разрывающей душу скорби:

Сюжетным центром поэмы служат пятый и шестой отрывок, посвященные томящемуся в заключении сыну. Каждое стихотворение является композиционно законченным, цельным художественным произведением, объединенным общими горестными мотивами, ощущением смерти и болью утрат.

В эпилоге всплывают думы о гибели, прекращении жизни, итогом которой должен стать памятник народным страданиям.

Характеристика главных героев

Главная лирическая героиня поэмы – это и автор «Реквиема», и мать, переживающая за судьбу сына, и обычная женщина из народа. Каждый из этих образов уникален и, плавно перетекая, соединяется в один лик, прообразом которого является сама Анна Ахматова.

Лирическая героиня – это женщина с мощной, неисчерпаемой внутренней энергией, которая в попытках спасти единственного ребенка «кидалась в ноги палачу».

Личностные переживания героини сменяются отстраненностью в оценках поведения, ввергнутой в отчаяние матери: «Эта женщина больна, эта женщина одна».

Автор со стороны смотрит на все, что происходит вокруг. Сложно представить, как будучи в прошлом «насмешницей и любимицей всех друзей», героиня превратилась в тень, призывающую смерть. Свидание с сыном вызывает бурю эмоций в душе матери, но отчаяние сменяется надеждой, желанием бороться до конца.

Образ сына раскрывается в произведении не так полно и многогранно, но сравнение его с Христом подчеркивает невинность и святость героя. Он предстает смиренным мучеником, старающимся утешить и поддержать мать.

Другие главные герои поэмы – это собирательные женские образы, переживающие за судьбу близких мужчин. Они томятся в неизвестности, переносят лютый холод и палящий зной в ожидании кратких свиданий. Автор олицетворяет их с Богоматерью, кротко переносящей невзгоды.

Темы поэмы «Реквием»

Центральная тема произведения – тема памяти, возврат к воспоминаниям прошлого, сохранение пережитого, прочувствованного и увиденного. И это не только память одного человека, но и народная память людей, объединенных общим горем:

Плач матерей по сыновьям в продолжение темы памяти звучит в стихах, начиная со Вступления. Затем возникает мотив смерти, порождаемый ожиданием казни, неизбежностью неотвратимого конца. Перед читателем предстает образ матери, которую олицетворяет Богоматерь, пережившая страшную гибель сына.

Тема страдающей Родины, неотъемлемо связанной с судьбами своего народа, раскрывается Ахматовой в «Реквиеме»:

Ведь Родина та же мать, переживающая за своих сыновей, несправедливо обвиненных и павших жертвами жестоких репрессий.

И сквозь все горести блещет тема любви, побеждающая зло и жизненные невзгоды. Женская самозабвенная любовь способна преодолеть любые препятствия в борьбе с системой.

Темы, раскрываемые в поэме «Реквием»:

  • памяти,
  • матери,
  • Родины,
  • страдания народа,
  • времени,
  • любви.

Анализ каждой главы «Реквием» А. Ахматовой

Стихи, составляющие произведение «Реквием», написаны в период с 1935 по 1940 год. Напечатана поэма в России через два десятилетия после кончины Анны Андреевны, в 1988 году.

Краткое содержание произведения раскрывает перед нами картину жизни отдельного периода жизни поэтессы, полного трагизма, отчаяния и мытарств.

Открывают повествование прозаические строки «Вместо предисловия», объясняющие весь замысел.

Читатель оказывается в ленинградской тюремной очереди 30-х годов, где все находятся в оцепенение и говорят «шепотом».

И на вопрос женщины с «голубыми губами»:

А это вы можете описать?

Написанные в предисловии строки стихотворного эпиграфа поясняют смысл «Реквиема», написанного народным языком и обращенного к народу. Поэт говорит о своей сопричастности к бедствиям страны:

Тема Предисловия продолжается в поэтическом Посвящении. Масштабность происходящего усиливается, природа и окружающая историческая действительность подчеркивают отчаянное состояние людей и обособленность от безмятежной жизни:

Мучительно ожидание решения суда, от которого будет зависеть дальнейшая судьба родного человека.

Далее следует Вступление, в котором с большой поэтической силой изображается сердечная боль, осатанелые годы и город, как безучастный свидетель происходящего:

Но горестные чувства испытывают не только люди, но и родина, Россия, отзывающаяся на страдания:

Здесь же появляется библейский образ, вестник Апокалипсиса:

Во вступительной части Реквиема намечаются наиболее важные мотивы и главные образы, получающие развитие в последующих главах поэмы. Появляется лирическая героиня, наблюдающая как сына уводят «на рассвете». Мгновенно приходит одиночество:

Автор вглядывается в себя со стороны, вспоминая радости прошедшей жизни:

Описываются биографические подробности жизни Ахматовой, временные рамки, безграничная нежность и любовь к сыну:

В седьмой главе «Приговор» простыми словами описываются нечеловеческие переживания, попытки осознать и смириться с ужасной действительностью.

Но принять и вынести произошедшее невозможно, поэтому восьмая глава носит название «К смерти». Опечаленная героиня не видит другого выхода, как уход из жизни. Она стремится к забвению и призывает смерть:

В девятой главе повествуется о последнем свидании в тюрьме и подступающем безумии:

Следующая часть «Распятие» служит смысловым и эмоциональным центром поэмы. Здесь проводится параллель со страданиями Богоматери, потерявшей сына Иисуса. С Марией отождествляет Ахматова себя и всех несчастных матерей:

В эпилоге, состоящем из двух частей и несущем сильную смысловую нагрузку, автор обращается к людям. В первом более коротком стихотворном фрагменте Анна Андреевна направляет свои слова всем, пережившим сходные чувства. Она молится за всех, стоявших с нею в тюремных очередях:

Во второй части речь идет о поэзии, роли поэтов и их предназначении. Поэтесса говорит о себе, как о выразителе голосов стомиллионного народа:

А памятник себе она видит у тюремных стен, где столько пережито, прочувствовано и оплакано:

Заключение

«Реквием» это особенное поэтическое произведение Анны Ахматовой, выходящее за рамки контекста обыденного восприятия жизни и истории. Героем поэмы является народ, а автор лишь часть этой массы людей. Стихотворные строки поэт написал простым понятным языком. Они пропитаны любовью к родине и ее жителям.

Анны Андреевны давно нет на свете, а ее творчество по-прежнему актуально и интересно читателю. Ее стихи нужно прочувствовать, они оказывают сильнейшее действие на людей, заставляя сопереживать героям.

Источник

Жанровое своеобразие поэмы реквием таблица

Поэма Анна Ахматовой «Реквием» заметно отличается от всех остальных ее произведений. Ахматова жила и творила в сложное время репрессий, арестов, смертей, голода. Поэтам и писателям было особенно сложно, они подвергались гонениям и многие из них покидали страну. Но Ахматова именно в своей Родине видела вдохновение, и, оставшись в России, она поменяла спокойную жизнь на творчество, необходимое как ей, так и всем ее соотечественникам.

Произведение «Реквием» составлено в эпико-лирическом жанре, что подтверждается уже одним только названием, ведь реквием – это траурное произведение в католических песнопениях, которое сопровождает погребение. И, возможно, именно по тому, что поэтесса передавала в произведении, строится это отличие «Реквиема» от остальных одно жанровых произведений. Лирика произведения переплетается с повествованием того сложного времени, о котором говорит автор и протягивается сквозь всю поэму.

«Реквием» передает в первую очередь чувства и переживания автора, не стараясь отметить хронологические события тех страшных лет. Но вместе с болью самой Ахматовой читатель видит страдание всего русского народа. Вместе с тысячами женщин Ахматова днями, в течение полутора лет стояла возле тюрьмы в очереди, надеясь узнать что-либо о судьбе заключенного сына. Рядом с ней были жены, сестры, дочери, находящие в страшном, болезненном оцепенении. Тот, кто не знаком с историй тех времен, не сможет в полной мере понять того, что хотел сказать автор, того, что так мытарило русские души.

Поэма «Реквием» обладает столь тонким жанром еще и потому, что произведение было написано не сразу, а в течение нескольких лет. За это время Ахматова смогла создать сложную сеть чувств и разных взглядов с нескольких сторон. Этим объясняется разный слог и настроение отдельных частей. Автор передает боль того, что происходит сейчас:

«Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад»,

а затем обращается к прошлому, когда еще и представить нельзя было нынешнее горе:

«Показать бы тебе, насмешнице…

Что случится с жизнью твоей -».

В годы написания произведения Ахматова передавала все сопровождавшие ее много лет эмоции. Она храбрится, собирается забыть страшный приговор, но в конце произведения напротив боится забыть произошедшее. В эпилоге Ахматова сама указывает, что это произведение – поминовение всех тех, кто стоял рядом с ней возле тюрьмы и оно соткано из их боли. Именно эта перенесенная сквозь всю поэму боль и одновременная сила делает произведение «Реквием» таким не похожим на остальные и облачает его казалось-бы привычный жанр в новую суть.

Источник