Меню

Урок по биологии на тему Борьба за существование и естественный отбор 9 класс



Борьба за существование

Цель и задачи урока:

  1. Изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции;
  2. Раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы;
  3. Осуществить межпредметную связь.

Тип урока: урок комплексного изучения материала.

Форма работы: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: демонстрационный материал: таблицы по общей биологии.

Эпиграф урока: «Жизнь – есть борьба» Еврипид.

Ход урока

I. Проверка знаний изученного материала

Тест «Искусственный отбор и его формы»

(выбрать только один правильный ответ)

В каких хозяйствах успешнее протекает искусственный отбор:
а) в мелких
б) в средних
в) в крупных
г) размеры хозяйства не имеют значения

Желая хорошо угостить гостя, хозяйка выбрала в курятнике для лапши самую жирную куру. Какую форму отбора она применила?
а) бессознательный отбор
б) естественный отбор
в) осознанный отбор
г) отбора не было

Что играет роль ведущего фактора при искусственном отборе?
а) изменчивость
б) деятельность человека
в) наследственность
г) условия среды

4. Что считал Дарвин главным фактором, главной движущей силой образования новых пород животных и сортов растений?
а) искусственный отбор
б) изменчивость
в) наследственность
г) естественный отбор

В голодные годы дикари съедали тех собак, которых меньше всего любили. Через несколько веков на их острове постепенно возникла хорошая порода охотничьих псов. Каким отбором была создана эта порода?
а) бессознательным
б) естественным
в) осознанным
г) отбора не было

Лесник и его семья, проживая на кордоне, методически уничтожали мух обычной подушкой. Через 20 лет этот метод стал мало эффективным, т.к. мухи приобрели быструю реакцию. Каким отбором была создана новая раса мух?
а) бессознательный отбор
б) осознанный отбор
в) естественный отбор
г) отбора не было

II. Изучение нового материала

Слово учителя: Давайте восстановим в памяти знания об эволюции и ее движущих силах (по Ч. Дарвину)

? Что такое эволюция? (ученики отвечают)

? Что является движущими силами эволюции? (ученики отвечают)

А сейчас прослушайте строки из стихотворения и ответьте на такой вопрос: что автор хотел выразить этим стихотворением?

А та, что первой досаждает,
От еще меньших блох страдает.
И хоть говорят, что не может быть вечности,
Но так продолжается до бесконечности.

Вывод: в жизни постоянно происходит борьба между живыми организмами на разных уровнях.

Поэтому цель нашего урока: изучить сущность борьбы за существование как основного фактора эволюции, познакомиться с основными формами борьбы за существование.

Как вы знаете, все организмы оставляют потомство, иногда очень многочисленное. Одна особь сельди выметывает в среднем около 40 тыс. икринок, осетр – 2 млн., лягушки – до 10 тыс. икринок, серая крыса – 5 пометов в год. На одном растении мака ежегодно созревают до 30-40 тыс. семян. Даже медленно размножающиеся животные потенциально способны оставить огромное число потомков. Самки слонов приносят детенышей в возрасте между 30 и 90 годами. За 60 лет они рождают в среднем 6 слонят. Расчеты показывают, что даже при такой низкой интенсивности размножения через 750 лет потомство одной пары слонов составило бы 19 млн. особей.

На основе этих и других примеров Дарвин приходит к выводу о том, что в природе любой вид животных и растений стремится к размножению. В то же время число взрослых особей каждого вида остается относительно постоянным. Каждая пара организмов дает гораздо больше потомков, чем их доживает до взрослого состояния. Большая часть появившихся на свет организмов гибнет.

В чем причина гибели? (обсуждение учащимися)

Причины гибели разнообразны:

  • Недостаток корма из-за конкуренции особей одного вида
  • Нападение врагов
  • Действие неблагоприятных факторов среды ( засуха, сильные морозы, высокая температура и др.)

Отсюда следует новый вывод, сделанный Дарвином: в природе происходит непрерывная борьба за существование. Сам Дарвин писал: «… Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства. Я ради удобства прибегаю к общему термину « борьба за существование».

Иначе говоря, борьба за существование – это совокупность сложных взаимоотношений, существующих между организмами и условиями среды.

Когда лев отнимает добычу, подразумевается борьба за пищу. Про растение на окраине пустыни можно сказать, что оно ведет борьбу против засухи.

Дарвин выделил 3 основные формы борьбы за существование.

Включает отношения типа: хищник – жертва (волки, лисы охотятся на зайцев, между волками и зайцами, между лисами и зайцами идет напряженная борьба за существование); между хищниками (волки и лисы) тоже идет конкуренция за пищу. Существование трав зависит не только от поедания их животными, но и от других условий: опыление, конкуренция за свет, влагу.

Читайте также:  Таблица император и дата правления

Между паразитами и хозяином тоже идет межвидовая борьба, т.к. паразиты ослабляют организм хозяина, делают его менее конкурентноспособным.

Самая жесткая и острая, т.к. все особи одного вида нуждаются в одних и тех же ресурсах: пище, территории, убежищах, местах размножения. Н/р, птицы одного вида конкурируют из-за мест гнездования. Самцы многих видов млекопитающих и птиц в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.

Борьба с неблагоприятными условиями среды:

Факторы неживой природы оказывают огромное влияние на выживаемость организмов. Много растений гибнет во время холодных малоснежных зим. В сильные морозы смертность увеличивается и среди животных, обитающих в почве. Зимой при недостатке растворенного в воде кислорода погибает рыба. Семена растений нередко заносятся в неблагоприятные места обитания и не прорастают.

ВЫВОД: Все формы борьбы за существование сопровождаются гибелью огромного количества организмов или приводят к тому, что часть их не оставляет потомства.

III. Закрепление изученного материала:

Задание: Определить форму борьбы за существование.

В пустыне растет одинокое деревце саксаула. Наблюдаем ли мы в этом случае борьбу за существование? (с неблагопр. условиями)

Возникает ли борьба за существование между коровами и саранчой при массовом ее размножении? (межвидовая)

А по двору метелица
Ковром шелковым стелится,
Но больно холодна.
Воробышки игривые, как детки сиротливые
Прижались у окна.
Озябли пташки малые, голодные, усталые,
И жмутся поплотней…. /С. Есенин/
(борьба с неблагоприятными условиями)

Лес кругом, широкая поляна…
На траве широкой у кургана
Жаркий бой ведут тетерева…. /П. Усачев/
(внутривидовая борьба)

А знаете, друзья, что еж
Был с мягкой шерсткою когда-то?
Но объявилась вдруг лиса,
Защелкали зубами волки –
И стали колкими глаза, и выросли иголки. /А. Марков/
(межвидовая борьба)

Не причиняйте зла скворцу.
Оберегая род людской,
Помощник наш всегдашний,
Он бьется с грозной саранчой –
Врагом колхозной пашни…. /А. Осмолов/
(межвидовая борьба)

Выводы по уроку:

В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который позволяет наиболее успешно конкурировать с другими.

В природе происходят процессы избирательного уничтожения одних особей и преимущественного выживания других – такое явление Ч. Дарвин назвал естественным отбором. А это тема нашего следующего урока.

Домашнее задание: изучить текст параграфа, ответить на вопросы.

  • Что запомнилось с урока?
  • Какой этап урока вызвал затруднения?
  • Ваше впечатление об уроке?
  • Что хотелось бы повторить?

Источник

Урок по биологии на тему «Борьба за существование и естественный отбор» (9 класс)

библиотека материалов

Урок
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР. Движущие силы эволюции

Задачи : изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки.

Элементы содержания: борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование : таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор».

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обусловливается факторами, аналогичными тем, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиями среды.

Одним из главнейших условий естественного отбора в природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс. Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. В понятие «борьба за существование» он вкладывает широкий и метафорический смысл. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства».

Борьба за существование – сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды

Читайте также:  Строение цитоплазмы клетки и его функции таблица

Задание. Используя текст учебника (§ 7.4), заполните таблицу «Формы борьбы за существование».

Источник

Урок по биологии на тему «Борьба за существование и естественный отбор» (9 класс)

библиотека материалов

Урок
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
И ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР. Движущие силы эволюции

Задачи : изучить сущность естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции; показать значение теории Ч. Дарвина для современной науки.

Элементы содержания: борьба за существование, естественный отбор, приспособленность.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование : таблицы «Формы борьбы за существование», «Естественный отбор».

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Эволюция в природе, по Ч. Дарвину, обусловливается факторами, аналогичными тем, которые определяют эволюцию культурных форм. Приспособленность естественных видов – тоже результат отбора, который производился не человеком, а условиями среды.

Одним из главнейших условий естественного отбора в природной среде Ч. Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200 тыс. яиц, самка трески выметывает до 10 млн икринок, одно растение осота дает до 19 тыс. семян, а белены – более 400 тыс. Таким образом, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. В понятие «борьба за существование» он вкладывает широкий и метафорический смысл. В «Происхождении видов» Ч. Дарвин пишет: «Я должен предупредить, что применяю этот термин в широком и метафорическом смысле, включая сюда зависимость одного существа от другого, а также включая (что еще важнее) не только жизнь одной особи, но и успех ее в оставлении после себя потомства».

Борьба за существование – сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды

Задание. Используя текст учебника (§ 7.4), заполните таблицу «Формы борьбы за существование».

Источник

Борьба за существование в биологии: ее формы и причины

Естественный отбор

Взаимоотношения живых организмов друг с другом и неживой природой ведут к процессу, который Чарльз Дарвин назвал борьбой за существование.

Все виды могут неограниченно размножаться в геометрической прогрессии, но при этом ресурсы жизни ограничены. На основе этого противоречия формируется процесс борьбы за существование.

  • Внутривидовая борьба
  • О том как происходить естественный отбор смотрите в ролике.
  • Видео:
  • Межвидовая
  • Борьба с внешними абиотическими факторами среды
  • Естественный отбор

Рассмотрим виды борьбы и её формы.

Формы борьбы за существование — таблица с примерами:

Внутривидовая Межвидовая Борьба с внешними факторами неживой среды
Конкуренция между особями одного вида за различные ресурсы. Самый острый вид конкуренции, так как ресурсы одни и те же. Опосредованная конкуренция разных видов между собой за сходные ресурсы жизнеобеспечения. Взаимодействие с факторами агрессивной внешней среды. Приспособление и выживание особей, которые смогут адаптироваться к динамическим факторам абиотической среды.

Внутривидовая борьба

Это вид конкуренции между особями одного вида, когда популяция сохраняет стабильность за счет того, что наименее приспособленные виды погибают либо не могут участвовать в размножении.

Внутривидовая борьба за существование

Внутривидовая борьба является самой жестокой, так как особи одного и того же вида конкурируют за одинаковую пищу, территории, партнеров. В результате самые сильные и самые приспособленные могут передать свои гены, участвуя в процессе полового воспроизводства себе подобных. Наименее приспособленные особи погибают, не оставляя потомков.

К внутривидовой борьбе можно отнести соперничество за ареал обитания, за пищу, каннибализм, борьбу за положение в группе или за возможность спаривания.

Внутривидовой каннибализм встречается в разных классах животных и имеет своей целью уменьшение количества потомков. Следствием этого является более высокая выживаемость в конкуренции за пищевой ресурс. Материнский каннибализм мы встречаем у членистоногих. Например, самка скорпиона поедает часть своего потомства. Аналогичное явление мы наблюдаем у грызунов — мыши, хомячки.

Сексуальный каннибализм — у некоторых видов насекомых после спаривания самка поедает самца — богомолы и каракурты.

У муравьев живые особи обязательно поедают мертвых, чтобы не возникало заражения муравейника.

Это интересно: Карл Линней и его вклад в биологию.

Внутриутробный каннибализм — это совершенно изощренный способ, встречающийся у яйцеживородящих видов акул. Яйца не откладываются, а развиваются внутри тела матери. После выведения из яиц акулята конкурируют за пищу и территорию внутри матери, и нередко один акуленок пожирает других своих собратьев прямо внутри утробы матери.

О том как происходить естественный отбор смотрите в ролике.

Видео:

Межвидовая

Это вид борьбы, где происходит взаимодействие на уровне популяций. Здесь происходит борьба за нишу, за ресурс. Влияние друг на друга особей оказывается опосредованным.

Читайте также:  Таблица нормированного нормального распределения лапласа

Яркий пример — это борьба растений за источник света. Под пологом леса каждое растение стремится, чтобы крона и листья получали максимальное количество света. Возникает жесточайшая борьба разных видов лесного сообщества за ресурс. К свету пробиваются самые жизнестойкие, самые приспособленные и быстрорастущие растения.

Другой вид межвидовой борьбы — это паразитизм — это когда одни организмы существует за счет других. Существует экзопаразитизм — паразитирование на теле хозяина — клещи, вши, блохи власоеды, пероеды и т. д. Эндопаразитизм — это явление, когда один организм использует тело другого в качестве источника питания и среды обитания. Сюда относятся различные черви, бактерии и так далее.

Существует явление, которое называют сверхпаразитизмом — по определению этот механизм понимается как явление, когда паразит использует другого паразита в качестве своего источника жизнеобеспечения.

Два классических примера биологии межвидовой борьбы:

Межвидовая борьба приводит к победе более жизнеспособной особи

  • Конкуренция серой и черной крыс. В Европе в Средневековье была распространена черная крыса. Серая крыса появилась в Европе позже. Она была немного крупнее, она лучше плавала, она агрессивнее черного вида. В итоге со временем черной крысы в Европе практически не осталось. Ареал ее обитания теперь — это пустыни и лесостепи.
  • Еще один пример: в Австралии жила и активно размножалась мелка австралийская пчела, которая не имела жала. С появлением колоний на материк была завезена обыкновенная пчела. В борьбе за ресурсы, победил вид, у которого есть грозное жало.

Борьба с внешними абиотическими факторами среды

Все виды живых существ находятся в постоянном взаимодействии с элементами неживой природы. Факторы внешней среды являются динамическими — они постоянно меняются. Только самые приспособленные, способные реагировать на внешний вызов природы, могут выживать и давать плодовитое потомство. Среди примеров приспособлений можно указать на процессы линьки у животных, впадения в спячку или анабиоз, миграции животных к источникам питания и воды, сезонный сброс листьев у растений. Все это примеры приспособлений к вызовам абиотической среды.

Естественный отбор

Межвидовая борьба

Все виды борьбы за существование, так или иначе, ведут к тому, что более успешные особи выживают и могут размножаться, в то время как наименее приспособленные погибают. Этот процесс Чарльз Дарвин назвал движущей силой эволюции — естественным отбором. Он выделил несколько типов естественного отбора:

  • Движущий;
  • Стабилизирующий;
  • Дизруптивный (разрывающий).

Рассмотрим очень кратко каждый тип.

Движущий отбор проявляется, когда один и тот же фактор постоянно однонаправленно оказывает влияние на особей. Будут выживать особи только с крайним проявлением признака. Все особи, которые не меняются либо меняются мало (средне), будут отбраковываться и погибать. Так, в начале 19 века в Великобритании обитала бабочка пяденица белого цвета. Белый цвет хорошо маскировал насекомое на коре деревьев. С развитием промышленности и загрязнением среды кора становилась грязно-серой. Белых бабочек склевывали птицы. В ходе мутации появились бабочки с серыми крыльями. Они были менее заметны и выживали.

Стабилизирующий отбор — это вид отбора, когда будут выживать особи с массовым средним признаком. Определенные факторы среды действуют практически без изменений на протяжении длительного времени. Выживать будут только те виды, которые могут долго сохраняться в популяциях без радикальных изменений. Если появляются крайние проявления признака, то особь выжить не сможет.

Яркий пример — это взаимоотношение между насекомыми и растениями. Миллионы лет эволюции насекомые-опылители и растения эволюционируют параллельно. Немного утрируя, приведем пример: если появилось растение с неправильным венчиком либо окрашенное в другой цвет, то насекомое может не опылять его, отдавая предпочтение стандартным формам растения. В этом случае растение погибнет.

Дизруптивный отбор

Дизруптивный отбор — одни и те же виды в разных условиях могут адаптироваться. Погибать будут только те, которые несут средний комплекс признаков. Будут выживать только те особи, которые имеют разнополярное проявление признака, сформированное в серии мутаций.

Примером этого вида разрывающего отбора являются островные насекомые. На острове дуют сильные ветра — выживают только бескрылые насекомые, которые ползают, и особи с длинными сильными крыльями, которые могут противостоять ветрам. Все остальные особи будут сдуваться в океан и погибать. Со временем это приведет к появлению двух новых видов.

Борьба за существование и естественный отбор за миллионы лет сформировали огромное видовое разнообразие живой природы. Эволюция продолжается до сих пор и закончится только с гибелью всего живого на планете.

Источник