Меню

Урок практикум по теме Крушение колониализма Локальные конфликты



Крушение колониализма.
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Представлен рабочий лист для учащихся 9 классов к учебнику Загладина Н.В. по новейшей истории. При составлении использовалась литература: Универсальные поурочные разработки по новейшей истории зарубежных стран, автор Соловьев К.А.; Уроки Новейшей истории, автор Стрелова О.Ю.

Скачать:

Вложение Размер
krushenie_kolonializma.doc 39 КБ

Предварительный просмотр:

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность.

1.В чем отличие союзов (блоков) прошлого от союзов, созданных СССР и США? 2.Кто становился союзником СССР или США?

Крушение колониальных империй.

1.Дайте определение понятия деколонизация. 2.Перечислите причины деколонизации. 3.Перечислите способы приобретения независимости. Приведите примеры.

4. Заполните таблицу «Крушение колониальных империй»

Годы приобретения независимости

Пути приобретения независимости

5. Почему приобретение независимости не всегда гарантировало дальнейшее беспрепятственное развитие?

Дополнительная информация: Границы многих вновь возникших государств не совпадали с этническими и религиозными, что стало причиной многих конфликтов. Так, после предоставления независимости Британской Индии произошел ее раскол по религиозному признаку на Индию и исламский Пакистан, миллионы человек превратились в беженцев. Из-за оставшихся спорными приграничных территорий эти страны неоднократно воевали друг с другом.

Постоянный очаг напряженности возник на Ближнем Востоке. По решению ООН на территории Палестины предстояло создать арабское и еврейское государства. Однако не успели эти государства сложиться и получить международное признание, как между ними разразился вооруженный конфликт. Захват в 1948 г. Израилем всей территории Палестины привел к состоянию постоянной напряженности в отношениях между ним и соседними арабскими государствами, которая была причиной нескольких арабо-израильских войн (1956, 1967, 1973).

Другим источником конфликтов во многих освободившихся странах стала сложность этнического состава их населения. Она вела к тому, что нередко после завершения борьбы за независимость начиналась междоусобная война между крупнейшими племенами или кланами за контроль над столицей. Проигравшие начинали добиваться самоопределения, создания собственных государств. Ареной наиболее острых внутренних конфликтов стали в 1960—1970-е гг. Заир (бывшее Бельгийское Конго), Нигерия, Ангола, Сомали, Йемен.

Проблема выбора пути развития.

1.Почему освобождение нередко приводило к ухудшению экономического положения? 2. Британское Содружество, Французское Содружество: назовите дату создания, цели и страны, которые входили.3. Назовите страны, которые провозглашали социалистическую ориентацию. 4. Что определяло нестабильность социалистической ориентации этих стран?

Локальные конфликты и международная безопасность.

1.Дайте определение понятия локальные конфликты. 2. В чем опасность локальных конфликтов?

3. Заполните таблицу «Конфликты «холодной войны»

Конфликт, укажите противоборствующие стороны, участие СССР и США.

Дополнительная информация : Сложная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции — США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства — Северный и Южный Вьетнам.

4. Как свое участие великие ядерные державы демонстрировали в других конфликтах?

Источник

Урок «Деколонизация»

Тема урока: «Деколонизация».

Цель урока : — показать ход, значение и особенности ликвидации колониальной системы;

— развить умения работать с текстом учебника, анализировать, делать выводы;

— воспитать патриотизм, гражданственность.

Оборудование: Н.В. Загладин «Всеобщая история» учебник для 9 класса; портрет Трумэна; карта мира.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний.

1.Что такое «холодная война»? Характеристика «холодной войны».

2.Причины «холодной войны».

3. «Доктрина Трумэна»

ΙΙΙ. Изучение нового материала

Тема: «Деколонизация» (запись в тетради)

Вопрос: Что такое деколонизация? (ответы учащихся)

Деколонизация – это распад колониальных империй европейских держав. (запись в тетради)

Задание 1. Причины деколонизации. Стр. 129

В годы войны территории многих колоний стали ареной боевых действий. Там были созданы новые органы власти из местных жителей. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана. Укрепилось национальное самосознание народов и стремление к независимому развитию.

Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. И они не имели сил вести борьбу за возвращение колоний.

Создание ООН. Борьба колоний за освобождение получила международно–правовое обоснование. Они могли опереться на поддержку социалистических стран (СССР и Китай).

Многие бывшие колонии обрели независимость. В этих государствах начался подъем освободительного движения. Великобритания столкнулась с освободительным движением в Индии.

— 1947 г. – независимость Индии и Бирмы;

— 1948 г. – независимость Цейлона; (запись в тетради)

— 1946 г. – независимость от США Филиппин;

Задание 2. Выписать колонии и год получения ими независимости. Стр. 129-131

Война во Вьетнаме.

Вьетнам был богатой колонией Франции, которую она не хотела терять. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин провозгласил о создании ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам)

2 сентября 1945 г. – провозглашена ДРВ (Демократическая Республика Вьетнам) (запись в тетради)

Франция отказалась признать утрату своей колонии. В 1946 г. она начинает военные действия во Вьетнаме. Справиться с партизанским движением Франции не удалось. В 1950 г. США оказали помощь Франции. В том же году правительство Вьетнама начинает получать помощь от СССР и Китая. Война становиться тяжелой для Франции. Последним ударом для Франции стала битва при Двенбьенфу. В июле 1954 г. было заключено Женевское соглашение, война завершилась.

1946 – 1954 гг. – война во Вьетнаме.

Июль 1954 г. – Женевское соглашение . (запись в тетради)

Задание 3. Рассмотрите схему на стр. 130 и объясните, что произошло с Вьетнамом согласно Женевскому соглашению.

— Вьетнам был разделен по 17 параллели на Северный (союзник СССР) и южный (союзник США). Таким образом, Северный Вьетнам перешел под власть ДРВ, а Южный – под власть Франции.

Вопрос: Что такое локальные конфликты?

Локальные конфликты – это кратковременные военные столкновения, не достигшие по своим масштабам размеров войны. (запись в тетради)

Война в Корее.

Это война между Северной и Южной Кореей. Корея с 1910 г. до окончания Второй мировой войны была колонией Японии. Летом 1945 г. на территорию страны вошли советские и американские войска. Полуостров был разделен но 38 параллели. Образовалось 2 государства.

Южная Корея – республика Корея. 1948 г. Выборы в парламент. (запись в тетради)

Северная Корея – Корейская народно – демократическая республика (КНДР).

Южную Корею поддерживали США.

Северную Корея – СССР и КНР. (запись в тетради)

Обе Кореи считали, что именно они являются единственными представителями всего корейского народа.

В 1950 г. Северная Корея вторглась на территорию Южной Кореи. Первоначально военные действия развивались успешно для Северной Кореи, но 16 сентября 1950 г. Южная Корея с помощью войск США перешла в наступление. Постепенно война приобрела позиционный характер. С июля 1951 г. стороны начали переговоры о мире. Но тем ни менее военные действия продолжались. В 1953 г. мир был всё же заключен.

1950-1951 гг. – война в Корее. (запись в тетради)

Задание 4. Какие ещё происходили локальные конфликты? Стр. 134

В 1962 г. разразился Карибский кризис. (запись в тетради)

Задание 5. Причины и последствия Карибского кризиса. Стр. 134-136 (запись в тетради)

Война во Вьетнаме 1960-1970 –е гг. (запись в тетради)

Север не отказывался от идеи объединения Вьетнама. США начали поставки в Южный Китай. Самолеты США сбрасывали диоксин, для уничтожения джунглей, где укрывались партизаны. Итогом стали онкологические заболевания. Всё было отравлено этим веществом. СССР не остался в стороне. Он поддерживал Север. Эта война еще больше ухудшила советско – американские отношения. Но правительства обоих стран воздерживалось от взаимных угроз. Это облегчило заключение мира. В 1973 г. было достигнуто соглашение о прекращении войны. В 1975 г. из Южного Вьетнама были выведены американские войска. Вьетнам был объединен под властью коммунистов Северного и Южного Вьетнама.

ΙV. Рефлексия.

С какими локальными конфликтами мы познакомились?

Источник

Урок-практикум по теме: `Крушение колониализма. Локальные конфликты `.

понятия
Колониальные страны после Второй мировой войны
Локальные конфликты
Международная безопасность

колония – это
зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.
колония – это страна, лишённая независимости, которую контролирует другая, более могущественная держава.
метрополия- государство, имеющее колонии.
деколонизация – процесс распада колониальных империй европейских государств.
доминион — фактически независимое государство в составе Британской империи (ныне в составе
Британского Содружества), признающее главой государства британского монарха (королеву Елизавету II).
ЦРУ (Центральное разведывательное управление) – агентство, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан.
Падение колониальных империй.

1. Перечислите государства, освободившиеся от колониальной зависимости.

2. Назовите причины, по которым после Второй мировой войны стал возможен процесс деколонизации?

3. Какими путями бывшие колонии добивались своей независимости? Приведите примеры.

4. Как сложилась судьба государств Индокитая?
Сущность локального конфликта.

1. Что такое локальный конфликт и в чем заключается его опасность?

Противостояние двух военно-политических блоков- противостояние ядерных держав.

1. Какие события 50-60-х годов XX века создали угрозу международной безопасности?

Выбор исторического пути развития бывшими колониальными империями.

1. Какие факторы оказали большое влияние на выбор пути развития бывших колоний?

2. В чем заключалась сущность идеи социалистической ориентации?

3. Какие государства сделали свой выбор в пользу социалистического пути развития?

4. Почему постепенно их интерес к социалистическим идеям был утерян?

Локальные конфликты и их результаты.

1. Охарактеризуйте сущность локального конфликта в Корее (по плану).

А. Хронологические рамки конфликта.
Б. Причины конфликта
В. страны, втянутые в конфликт
Г. Итог.

2. Сущность войны во Вьетнаме.

Сделайте вывод о реальностях «холодной войны» в послевоенный период (40-70-е годы XX века).

Источник

Таблица деколонизация локальные конфликты и международная безопасность гдз

Содержание

  1. Презентация по всеобщей истории «КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
  2. Разработка урока по истории Тема: Крушение колониальной системы
  3. Этапы деколонизации
  4. Всемирная история
  5. § 13. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕКОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Презентация по всеобщей истории «КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Влияние сенсорной интеграции на ребенка с ОВЗ в дошкольный период

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

Успейте записаться до 17 декабря!

Описание презентации по отдельным слайдам:

КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ § 18

Влияние «холодной войны» Стремления СССР и США к расширению орбиты своего влияния подействовали на характер развития многих народов мира, особенно стран, освобождавшихся от колониальной зависимости. Статуя мира у здания ООН

Крушение колониальных империй (деколонизация) Причины: Во-первых, в годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий. Индокитай, Бирма, Малайя, Филиппины, Индонезия были захвачены Японией, создавшей новые, местные администрации. Вера во всесилие европейских колонизаторов была подорвана, укрепились национальное самосознание, стремление к независимому развитию. Во-вторых, европейские колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло им ведение крупномасштабных войн за возвращение колоний. Подсчет стоимости колониальных войн, содержания оккупационных войск, опасения массовых протестов общественности побудили правительства метрополий к проявлению гибкости. В-третьих, с созданием ООН, формальным признанием в мировом сообществе права народов на самостоятельный выбор своей судьбы (самоопределение) колониальные и зависимые страны с полным основанием могли рассматривать свою борьбу за освобождение как законную. В условиях, когда они могли опереться на поддержку СССР, а затем и Китая, сохранение колониальных империй стало невозможным.

Заполните таблицу «Крушение колониальных империй» по следующей схеме: Стр. 129-131

Разработка урока по истории Тема: Крушение колониальной системы

Разработка урока по дисциплине история

Преподаватель истории и обществознания Стефаниди Х.А.

Тема: Крушение колониальной системы.

Цель : познакомить с особенностями освобождения колоний, этапами борьбы за независимость.

Основные понятия: Колониализм – внешняя политика государства, направленная на захват территорий других стран и народов с целью экономической эксплуатации, переходящей в грабеж и фактическое порабощение местного населения агрессором. Деколонизация, локальные конфликты, режим опеки ООН, Год Африки, неоколониализм, развивающиеся страны, социалистическая ориентация, колония, метрополия.

Основные персоналии : Фидель Кастро, Джон Кеннеди, Никита Сергеевич Хрущёв, Хо Ши Мин.

План 1.Падение колониальных империй. 2. Проблема выбора пути развития. 3. Локальные конфликты и международная безопасность. 4. «Пять принципов мирного сосуществования».

Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах».

(Всеобщая декларация прав человека )

Распад мировой колониальной системы связан с общими итогами Второй мировой войны и началом «холодной войны». Если к 1945 г. свыше 750 млн жителей земли (или треть населения земного шара) проживали в колониях или управляемых территориях, то уже к концу 1950-х — началу 1960-х гг. большинство ранее зависимых территорий обрело политическую самостоятельность. Режим опеки ООН . Вопрос о системе международной опеки (иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН. Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении « к самоуправлению и независимости».

После окончания мировой войны произошел рост национально-освободительных движений в Азии и Африке. Одновременно наблюдалось морально-политическое и геополитическое ослабление влияния западноевропейских колониальных держав. Образование мировой социалистической системы также объективно играло на руку антиколониальным силам.

Реакция стран-метрополий также была неоднородна. Если Англия, за некоторым исключением, была готова идти на уступки, то Франция в первые годы после Второй мировой войны делала ставку на вооруженное противодействие национально-освободительным силам. Однако уже в первые послевоенные годы Западу пришлось смириться с достижением независимости Индии, Пакистана, Бирма, Шри-Ланки, Индонезии и ряда других молодых стран. Всего за десять послевоенных лет от колониальной или полуколониальной зависимости свободу получили 15 стран, в которых в общей сложности проживали более 1,2 млрд человек.

ЗАДАНИЕ :1. Выписать из текста лекции «Причины распада колониальной системы» 2. «Этапы деколонизации» 3.Какие страны первыми получили независимость?

Стремления СССР и США к расширению орбиты своего влияния подействовали на характер развития многих народов мира, особенно стран, освобождавшихся от колониальной зависи-мости. Каждая из этих стран представляла собой определённую систему: капиталистическую и социалистическую. Страны, освободившиеся от колониальной зависимости, выбирали свой путь развития, отдавая предпочтения США или СССР.

Проблема. Чем руководствовались страны «третьего мира», выбирая тот или иной путь развития? И какой путь развития, по вашему мнению, был наиболее прогрессивным?

Колониальная система после II Мировой войны.
Столкнувшись со столь широким размахом антиколониального движения, и не имея сил для его подавления, правящие круги стран-метрополий вынуждены были искать новые подходы в решении этих проблем. В правительствах сразу сформировалось две группировки, с кардинально отличными друг от друга позициями:

Колонисты традиционного типа , выступающие за подавление антиколониальных движений военной силой

Неоколонисты , считавшие, что в новых условиях сохранить политическую зависимость колоний невозможно, и поэтому необходимо делать ставку на экономическую зависимость. Они предлагали пойти на компромисс с буржуазными представителями национально-освободительных движений, экономически связанными с метрополиями. Кроме того, политические уступки внесут в антиколониальное движение раскол и снизят угрозу распространения там социалистических идей.

Ни одна из этих позиций не стала доминирующей. Отношения с колониями стали строиться исходя из политики сочетания репрессий и уступок, что, в одних случаях, привело к многолетним кровопролитным колониальным войнам, а в других – к предоставлению колониям политической независимости .

«Пять принципов мирного сосуществования». Добившиеся независимости бывшие колонии составили особую группу так называемых развивающихся стран или стран «третьего мира ». Их связывало много общего: отсталость в развитии, зависимость от иностранного капитала, отсутствие перерабатывающей промышленности. Но главное, все они были подвержены страху перед возможной потерей независимости.

В политическом плане у бывших колоний очень велик был авторитет СССР, как главного поборника свободы и независимости колоний, но экономически они были тесно связаны с бывшими метрополиями. Это и побуждало их искать новые подходы во взаимоотношениях с Западом.

Этапы деколонизации

Процесс деколонизации, то есть ликвидации колониального владычества и предоставление политической независимости народам, растянулся на несколько десятилетий. Его можно разделить на игры этапа.

Первый этап (1945-1955) начался революциями во Вьетнаме и Индонезии, их бывшие метрополии — Франция и Голландия, — восстановив собственную государственность после нацистской оккупации, попытались вернуть господство над этими странами, но в многолетней кровопролитной войне потерпели поражение. Лаос, который в октябре 1945 г. провозгласил независимость, вновь был оккупирован Францией и завоевал свободу только в 1954 г. вместе с Камбоджей.

Второй этап (середина 1950- х — конец 1960- х годов) был более организованным и планомерным по вопросам о предоставлении независимости колониям. Великобритания вовремя позаботилась о дополнительной подготовке управленческих, военных кадров, врачей, чтобы не допустить хаоса в новых государствах и сохранить в них свое влияние. Для этого колонизаторы довольно часто шли на контакт с руководителями национально — освободительных движений. В тот период независимость получили 7 стран Азии, 37 — Северной и Экваториальной Африки.

На третьем этапе (первая половина 1970- х годов) были ликвидированы остатки некогда могущественных колониальных империй. В 1975 г. распалась последняя из них — португальский, предоставив независимость Анголе, Мозамбике, Сан — Томе и Принсипи. К середине 1990- х годов 11 стран Южной Африки получили государственный статус. Большинство африканских стран сохранила тесные связи с бывшими метрополиями. Многие из них уходят в Британской и Французской содружества наций. Приход к власти в Южно-Африканской Республике нового правительства, который начал ликвидацию расистской системы, обусловил предоставление в 1990 г. независимости Намибии — последней колонии в Африке.

ЗАДАНИЕ2 : Используя материал уч.стр.230-236, заполнить таблицу

ЗАДАНИЕ3: Предлагаю выразить своё мнение, какой путь развития и в каких странах был наиболее прогрессивным, и перечислить государства, избравшие данный путь развития.

Дом. Зад. & 88. Подготовить сообщение или презентацию об одном из локальных конфликтов (Корея, Египет, Вьетнам и другие регионы мира), вызванных противостоянием СССР и США.

Всемирная история

§ 13. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕКОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В каких колониальных странах в годы Второй мировой войны велись военные действия и чем они закончились?

Союзы, созданные СССР и США, были порождением борьбы этих двух крупнейших держав за мировое лидерство. Каждая из них отстаивала определённую модель миропорядка и образа жизни народов. Союзниками СССР или США становились в первую очередь те государства, которые делали выбор в пользу советской или американской модели общественного развития.

СССР и США стремились к расширению сфер своего влияния, особенно на страны, освобождавшиеся от колониальной зависимости.

1. Падение колониальных империй. После Второй мировой войны начался процесс деколонизации — распада колониальных империй европейских держав. Этому способствовал ряд причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий. Япония захватила Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию. Там были созданы новые органы власти из местных жителей. Вера во всесилие европейских колонизаторов оказалась подорвана. Укрепилось национальное самосознание народов и стремление к независимому развитию.

• Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло ведение крупномасштабных войн за возвращение колоний. Власти опасались массовых протестов общественности в собственных странах против милитаристской политики. Всё это побуждало правительства метрополий к проведению гибкого курса.

• С созданием ООН борьба народов колоний за освобождение получила международно-правовое обоснование. Кроме того, они могли опереться в своей борьбе на поддержку социалистических стран — СССР и Китая, в том числе и военную.

Многие из бывших колоний обрели независимость относительно мирным путём. Так, Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, не решилась на войну в этой одной из самых населённых стран мира. В 1947 г. британский парламент одобрил закон о предоставлении Индии независимости. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. —Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Другие колонии, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. В 1945-1949 гг. Голландия при поддержке Англии вела колониальную войну в Индонезии. Она завершилась в 1950 г. признанием независимости страны. Малайя получила самостоятельность лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны с войсками Великобритании.

С наибольшим упорством свою колониальную империю стремилась сохранить Франция. После поражения Японии государства Индокитая — Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость.

Распад французской колониальной империи в Азии

Стремясь вернуть власть над бывшей колонией, Франция начала войну против этих стран. Несмотря на помощь патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции — со стороны США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего успеха. После нескольких поражений французских войск было заключено перемирие. Согласно Женевским соглашениям 1954 г. Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма. Южный Вьетнам взял курс на сближение с США. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. в Алжире началось восстание против французских колонизаторов. Лишь в 1962 г. Алжир стал независимым государством, но французские войска окончательно покинули его в 1968 г.

Последняя в истории колониальная империя, португальская, рухнула в результате демократической революции в самой Португалии (1974). В 1975 г. её бывшие колонии Ангола и Мозамбик получили независимость.

1. Вспомните, что в Уставе ООН говорилось о будущем «больших и малых» наций. Какую роль этот документ сыграл в деколонизации?

2. По карте (с. 107) в хронологическом порядке назовите и покажите страны Африки, освободившиеся от колониальной зависимости во второй половине XX в. Как вы думаете, почему 1960 г. получил название «год Африки»?

2. Проблема выбора пути развития. Политические лидеры, возглавлявшие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Большинство новых государств нуждались в привлечении специалистов, капиталов и технологий из-за рубежа. Это оказывало большое влияние на выбор пути их развития.

Ведущая колониальная держава — Англия стремилась сохранить контроль над своими бывшими владениями. В 1949 г. было создано Британское Содружество. Его членами стали доминионы и получившие независимость английские колонии. Участники Содружества приобретали льготы в торгово-экономических связях с Англией. Внешняя политика Содружества определялась на ежегодных совещаниях.

Членами Содружества стали 50 государств с населением более 1,5 млрд человек, в том числе такие крупные, как Индия, Пакистан, Нигерия и др. Однако в настоящее время большинство стран Содружества проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. также объявила о создании Французского Сообщества. В состав Сообщества вошли бывшие африканские колонии Франции — Сенегал, Нигер, Мавритания, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции. Позднее отдельные страны вышли из состава Сообщества, с некоторыми из них Франция заключила отдельные соглашения о сотрудничестве.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-х гг. во многих государствах Азии и Африки обрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала централизованное управление обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз с готовностью поддерживал выбор освободившихся стран в пользу социалистического пути развития. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и других государств. Однако лишь Северной Корее и Вьетнаму удалось удержаться на пути социалистического развития. Остальные страны постепенно от него отошли. Причины этого были разнообразны.

Прежде всего, СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование советской политикой у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования чаще всего завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий её обработки (удобрений, тракторов и комбайнов) вело к падению урожайности. Начинался голод. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Со временем власть утрачивала интерес к модернизации и способность направлять её развитие.

США и их союзники вели постоянную борьбу против дружественных СССР стран Азии и Африки. При этом наряду с пропагандой использовались и такие методы, как разжигание клановой и национальной розни, оказание финансовой и военной помощи оппозиционным силам, провоцирование вооружённых конфликтов. Всё это крайне затрудняло экономическое и политическое развитие молодых государств.

Какие альтернативы развития открывались в середине XX в. у освободившихся от колониальной зависимости государств? От чего зависел их выбор?

3. Локальные конфликты и международная безопасность. В странах, освободившихся от колониализма, часто вспыхивали внутренние конфликты, связанные с выбором дальнейшего развития. В них вмешивались и США и СССР, что было источником постоянной напряжённости в советско-американских отношениях.

Наиболее крупный локальный конфликт произошёл в Корее. Эта колония Японии была разделена по 38-й параллели. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парламент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобождённой советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. Правительства и Северной Кореи, и Южной Кореи заявляли, что они являются единственно законным представителем корейского народа.

Источник

Всемирная история

§ 13. КРУШЕНИЕ КОЛОНИАЛИЗМА, ЛОКАЛЬНЫЕКОНФЛИКТЫ И МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В каких колониальных странах в годы Второй мировой войны велись военные действия и чем они закончились?

Союзы, созданные СССР и США, были порождением борьбы этих двух крупнейших держав за мировое лидерство. Каждая из них отстаивала определённую модель миропорядка и образа жизни народов. Союзниками СССР или США становились в первую очередь те государства, которые делали выбор в пользу советской или американской модели общественного развития.

СССР и США стремились к расширению сфер своего влияния, особенно на страны, освобождавшиеся от колониальной зависимости.

1. Падение колониальных империй. После Второй мировой войны начался процесс деколонизации — распада колониальных империй европейских держав. Этому способствовал ряд причин.

• В годы войны территория многих колоний, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, стала ареной боевых действий. Япония захватила Индокитай, Бирму, Малайю, Филиппины, Индонезию. Там были созданы новые органы власти из местных жителей. Вера во всесилие европейских колонизаторов оказалась подорвана. Укрепилось национальное самосознание народов и стремление к независимому развитию.

• Колониальные державы были ослаблены в военном отношении. Их экономическое положение затрудняло ведение крупномасштабных войн за возвращение колоний. Власти опасались массовых протестов общественности в собственных странах против милитаристской политики. Всё это побуждало правительства метрополий к проведению гибкого курса.

• С созданием ООН борьба народов колоний за освобождение получила международно-правовое обоснование. Кроме того, они могли опереться в своей борьбе на поддержку социалистических стран — СССР и Китая, в том числе и военную.

Многие из бывших колоний обрели независимость относительно мирным путём. Так, Великобритания, столкнувшись с подъёмом освободительного движения в Индии, не решилась на войну в этой одной из самых населённых стран мира. В 1947 г. британский парламент одобрил закон о предоставлении Индии независимости. Тогда же была признана независимость Бирмы, а в 1948 г. —Цейлона. США в 1946 г. передали власть на Филиппинах национальному правительству.

Другие колонии, в силу важности их стратегического положения и изобилия природных ресурсов, метрополии пытались удержать любой ценой. В 1945-1949 гг. Голландия при поддержке Англии вела колониальную войну в Индонезии. Она завершилась в 1950 г. признанием независимости страны. Малайя получила самостоятельность лишь в 1957 г., после десятилетия партизанской войны с войсками Великобритании.

С наибольшим упорством свою колониальную империю стремилась сохранить Франция. После поражения Японии государства Индокитая — Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость.

Распад французской колониальной империи в Азии

Стремясь вернуть власть над бывшей колонией, Франция начала войну против этих стран. Несмотря на помощь патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции — со стороны США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего успеха. После нескольких поражений французских войск было заключено перемирие. Согласно Женевским соглашениям 1954 г. Вьетнам был разделён по 17-й параллели на два государства. Северный Вьетнам провозгласил курс на строительство социализма. Южный Вьетнам взял курс на сближение с США. Камбоджа и Лаос признавались нейтральными, независимыми государствами.

В 1954 г. в Алжире началось восстание против французских колонизаторов. Лишь в 1962 г. Алжир стал независимым государством, но французские войска окончательно покинули его в 1968 г.

Последняя в истории колониальная империя, португальская, рухнула в результате демократической революции в самой Португалии (1974). В 1975 г. её бывшие колонии Ангола и Мозамбик получили независимость.

1. Вспомните, что в Уставе ООН говорилось о будущем «больших и малых» наций. Какую роль этот документ сыграл в деколонизации?

2. По карте (с. 107) в хронологическом порядке назовите и покажите страны Африки, освободившиеся от колониальной зависимости во второй половине XX в. Как вы думаете, почему 1960 г. получил название «год Африки»?

2. Проблема выбора пути развития. Политические лидеры, возглавлявшие борьбу за освобождение, стремились к скорейшему преодолению экономической отсталости. Большинство новых государств нуждались в привлечении специалистов, капиталов и технологий из-за рубежа. Это оказывало большое влияние на выбор пути их развития.

Ведущая колониальная держава — Англия стремилась сохранить контроль над своими бывшими владениями. В 1949 г. было создано Британское Содружество. Его членами стали доминионы и получившие независимость английские колонии. Участники Содружества приобретали льготы в торгово-экономических связях с Англией. Внешняя политика Содружества определялась на ежегодных совещаниях.

Членами Содружества стали 50 государств с населением более 1,5 млрд человек, в том числе такие крупные, как Индия, Пакистан, Нигерия и др. Однако в настоящее время большинство стран Содружества проводят самостоятельную политику, хотя и используют возможности экономического и научно-технического сотрудничества с Англией.

По примеру Великобритании Франция в 1958 г. также объявила о создании Французского Сообщества. В состав Сообщества вошли бывшие африканские колонии Франции — Сенегал, Нигер, Мавритания, Конго, Габон, Чад, Мадагаскар и др. На их территории сохранялись военные базы и гарнизоны Франции. Позднее отдельные страны вышли из состава Сообщества, с некоторыми из них Франция заключила отдельные соглашения о сотрудничестве.

Бывшие метрополии пытались контролировать политику молодых государств. Это вызвало у ряда лидеров освободившихся стран стремление опереться на поддержку СССР. В 1960-1970-х гг. во многих государствах Азии и Африки обрела популярность идея социалистической ориентации. Она предполагала централизованное управление обществом, национализацию собственности иностранных компаний и природных ресурсов для развития экономики и вооружённых сил. Кадры инженеров, техников, врачей, учителей и военных намечалось готовить с помощью СССР.

Советский Союз с готовностью поддерживал выбор освободившихся стран в пользу социалистического пути развития. Интерес к социалистическим идеям в разное время выражался лидерами Египта (Объединённая Арабская Республика), Сирии, Ирака, Южного Йемена, Индонезии, Бирмы, Конго, Ганы, Гвинеи, Анголы, Мозамбика, Эфиопии, Сомали, Алжира, Танзании, Мали и других государств. Однако лишь Северной Корее и Вьетнаму удалось удержаться на пути социалистического развития. Остальные страны постепенно от него отошли. Причины этого были разнообразны.

Деколонизация Африки

Прежде всего, СССР не располагал достаточными возможностями для создания в освободившихся странах современной индустрии. Это вызывало разочарование советской политикой у большинства лидеров молодых государств. Их попытки проводить преобразования чаще всего завершались неудачей. Обобществление земли при отсутствии передовых технологий её обработки (удобрений, тракторов и комбайнов) вело к падению урожайности. Начинался голод. Вводившееся централизованное распределение ресурсов вело к их расхищению верхушкой государственных чиновников. Со временем власть утрачивала интерес к модернизации и способность направлять её развитие.

США и их союзники вели постоянную борьбу против дружественных СССР стран Азии и Африки. При этом наряду с пропагандой использовались и такие методы, как разжигание клановой и национальной розни, оказание финансовой и военной помощи оппозиционным силам, провоцирование вооружённых конфликтов. Всё это крайне затрудняло экономическое и политическое развитие молодых государств.

Какие альтернативы развития открывались в середине XX в. у освободившихся от колониальной зависимости государств? От чего зависел их выбор?

3. Локальные конфликты и международная безопасность. В странах, освободившихся от колониализма, часто вспыхивали внутренние конфликты, связанные с выбором дальнейшего развития. В них вмешивались и США и СССР, что было источником постоянной напряжённости в советско-американских отношениях.

Наиболее крупный локальный конфликт произошёл в Корее. Эта колония Японии была разделена по 38-й параллели. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. прошли выборы в парламент. Было провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобождённой советскими войсками, в августе 1948 г. возникла Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. Правительства и Северной Кореи, и Южной Кореи заявляли, что они являются единственно законным представителем корейского народа.

Раскол Кореи

Высадка американских войск в Корее

В 1950 г. войска КНДР двинулись на юг и заняли почти всю территорию Южной Кореи. Ей на помощь пришли США и их союзники, нанёсшие поражение северокорейским войскам. В начавшейся корейской войне 1950-1953 гг. американцы вступили в прямое столкновение с армией Китая, участвовавшей в боевых действиях на стороне КНДР. В небе Кореи советские лётчики сражались с американскими пилотами. Ценой огромных потерь Китай и силы Северной Кореи восстановили линию фронта по 38-й параллели. В 1953 г. было подписано перемирие.

Другое столкновение между СССР и Западом, создавшее угрозу ядерной войны, произошло в 1956 г. Англия и Франция совместно с Израилем осуществили агрессию против Египта, национализировавшего принадлежавшую странам Запада компанию Суэцкого канала. СССР выразил солидарность с Египтом и пригрозил применить против агрессоров ракетно-ядерное оружие. Это вынудило Англию и Францию отступить.

Контейнер с ракетой на палубе советского судна, направляющегося на Кубу

Наиболее острым конфликтом «холодной войны» был Карибский кризис 1962 г. В 1959 г. на Кубе победила революция. Её лидер Ф. Кастро взял курс на сотрудничество с СССР. Это вызвало недовольство в Вашингтоне. В 1961 г. американцы организовали высадку на Кубе отряда противников Ф. Кастро. Операция закончилась полным провалом.

СССР поддержал режим Ф. Кастро. На Кубе были размещены советские ракеты. Этот шаг, предпринятый втайне, стал известен правительству США и был расценён как смертельно опасный для Америки. Последовали ответные меры. США предприняли морскую блокаду Кубы и начали подготовку к упреждающим ударам по советским базам на острове. Мир оказался на грани ядерной войны.

Урегулирование конфликта оказалось возможным благодаря выдержке и здравомыслию, проявленным президентом США Джоном Кеннеди и советским лидером Н.С. Хрущёвым. Советские ракеты были вывезены с Кубы. США сняли её морскую блокаду, дали заверения в уважении её суверенитета и обещали убрать американские ракеты, нацеленные на СССР из Турции.

Карибский кризис показал, что соперничество двух блоков может привести к трагическим последствиям. Тем не менее 1960-1970-е гг. ознаменовались новым конфликтом с участием СССР и США в Юго-Восточной Азии. Началась война во Вьетнаме.

Социалистический Север пытался объединить Вьетнам, помогая партизанскому движению на Юге страны. Диктаторский южновьетнамский режим обратился за помощью к США. Постепенно Вашингтон перешёл от поставок оружия в Южный Вьетнам к прямому военному вмешательству. Самолёты США сбрасывали на вьетнамскую землю сотни тонн диоксина — ядовитого средства для уничтожения джунглей, где укрывались партизаны. За время войны США сбросили на страну 7,5 млн т бомб (больше, чем было использовано в годы Второй мировой войны). С 1964 г. авиация США начала бомбардировать города Северного Вьетнама. Их прикрывали доставленные из СССР средства противовоздушной обороны. Потери Америки составили около 4000 самолётов, более 55 тыс. человек убитыми и 300 тыс. ранеными, потери Вьетнама — свыше 2 млн человек.

Н.С. Хрущёв и Дж. Кеннеди на встрече в Вене (Австрия). 1961 г.

Американские солдаты и пленный вьетнамец

Хо Ши Мин

Война во Вьетнаме ухудшила советско-американские отношения. Однако руководство обеих держав, учитывая уроки Карибского кризиса, воздерживалось от взаимных угроз. Это облегчило заключение мира. Правящие круги США убедились в недостижимости военной победы и пошли на подписание в 1973 г. соглашения о прекращении войны во Вьетнаме. В 1975 г., после вывода войск США из Южного Вьетнама, диктаторский режим пал. Вьетнам был объединён под властью коммунистов Севера и Юга страны. Столица Юга, город Сайгон, была переименована в Хошимин в память о лидере вьетнамского национально-освободительного движения и первом президенте Северного Вьетнама.

Крупные конфликты, непосредственно вовлекавшие в свою орбиту СССР и США, дополнялись десятками мелких. Участие в них великих ядерных держав ограничивалось поставками оружия, посылкой военных советников, оказанием экономической помощи и выражением солидарности с теми или иными политическими силами. Такими были реальности «холодной войны».

1. Как вы думаете, почему, несмотря на участие трёх крупных государств в Корейской войне 1950-1953 гг., этот конфликт носил локальный характер?

2. В чём была опасность локальных конфликтов в мире, обладавшем ядерным оружием?

1. По тексту учебника и карте заполните обобщающую таблицу «Деколонизация, локальные конфликты и международная безопасность».

Страна,год провозглашения независимости

Выбор пути исторического развития

Угрозы международной безопасности

2. Подготовьте сообщение или презентацию об одном из локальных конфликтов (в Корее, Египте, Вьетнаме и других регионах мира), вызванных противостоянием СССР и США. Узнайте, как память об этих событиях поддерживается в государствах, причастных к этим конфликтам.

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОСЛА СССР В США В 1962-1986 гг. А. ДОБРЫНИНА

Мне навсегда запомнилась лихорадка октябрьского ракетного кризиса, когда всеобщий мир буквально висел на волоске и когда руководители СССР, США и Кубы вынуждены были, что называется, «на лету» вчитываться в тексты адресованных друг другу посланий. В решающий момент кризиса Кеннеди и Хрущёв оказались на высоте, проявив политическое мужество и выдержку

Кубинский кризис имел важные долговременные последствия. Оба правительства, оба лидера, Хрущёв и Кеннеди, вольно или невольно стали осознавать большую опасность возможности повторения такого кризиса Более того, они осознали необходимость ослабления напряжённости после урегулирования кризиса.

1. Какой урок, по мнению А. Добрынина, лидеры США и СССР вынесли из Карибского (Кубинского) кризиса?

2. Почему, несмотря на это, последующие десятилетия ознаменовались новыми локальными конфликтами?

Источник

Читайте также:  Модест Петрович Мусоргский краткая биография композитора самое главное для детей