Меню

Виды классификаций методов обучения таблица

Методы обучения — понятие, виды и классификация в педагогике

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально.

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения.

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;

использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;

видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее.

К примерам реализации вовлечения относятся:

тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;

игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний.

К базовым принципам учебной игры относятся:

Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;

использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;

перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;

сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя.

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС.

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке.

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.

Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению.

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

Читайте также:  Найти синус и косинус угла таблица

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

Источник

Методы, приёмы и средства обучения

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала. Метод – понятие многомерное и многоаспектное. В педагогической науке нет единого подхода к выделению методов. Разными авторами выделяются следующие методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнение, лабораторный метод, практический метод,, контрольная работа, опрос (разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый), метод программированного контроля, тестовый контроль, реферат, дидактическая игра и др. Этот список далеко не полон. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения разных дидактических задач.
Приёмы обучения обычно определяют как элементы методов. Приём – это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование. Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала). Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Так, для работы с книгой необходима книга, для лабораторного метода – соответствующее лабораторное оборудование и т.д. Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе. К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами. В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции: 1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени); 2) адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.); 3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование); 4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.). ________________ См. также: Основные функции обучения, их реализация на уроке Основные формы организации учебно-познавательной деятельности на уроке

Источник



Виды классификаций методов обучения таблица

Метод обучения — упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств, посредством которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения — это взаимосвязанные способы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Под методами обучения понимают последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленных на достижение определенной дидактической цели. «Метод» — по-гречески — «путь к чему-либо» — способ достижения цели. Метод обучения — способ приобретения знаний.

Любой метод обучения предполагает цель, систему действий, средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом метода обучения является ученик.

Очень редко какой-либо один метод обучения используется в чистом виде. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Методы в чистом виде применяют лишь в специально спланированных учебных или исследовательских целях.

Метод обучения — историческая категория. На протяжении всей истории педагогики проблема методов обучения разрешалась с различных точек зрения: через формы деятельности; через логические структуры и функции форм деятельности; через характер познавательной деятельности. Сегодня существуют различные подходы к современной теории методов обучения.

Классификация методов обучения проводится по различным основаниям:

По характеру познавательной деятельности (М.Н. Скаткин , М.И. Махмутов , И.Я. Лернер ):

* объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);

* репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);

* проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);

По компонентам деятельности (Ю.К. Бабанский ):

* организационно-действенному — методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

* стимулирующему — методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

* контрольно-оценочному — методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

По дидактическим целям (методы изучения новых знаний, методы закрепления знаний, методы контроля).

По способам изложения учебного материала:

* монологические — информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);

* диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).

По формам организации учебной деятельности.

По уровням самостоятельной активности учащихся.

По источникам передачи знаний ( А.А, Вагин, П.В. Гора):

* словесные : рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия;

* наглядные : демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график;

* практические : упражнение, лабораторная работа, практикум.

По учету структуры личности (сознания, поведение, чувства):

* сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);

* поведение (упражнение, тренировка и т.д.);

* чувства — стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).

Все из указанных классификаций рассматриваются в дидактическом аспекте, предметное содержание математики учитывается здесь не в достаточной мере, поэтому невозможно отразить всю номенклатуру методов обучения математике. Выбор методов обучения — дело творческое, однако, оно основано на знании теории обучения. Методы обучения невозможно разделить, универсализировать или рассматривать изолированно. Кроме того, один и тот же метод обучения может оказаться эффективным или неэффективным в зависимости от условий его применения.

Читайте также:  968 телефонный код какого оператора

Новое содержание образования порождает новые методы в обучении математике. Необходим комплексный подход в применении методов обучения, их гибкость и динамичность.

Педагогическая классификация методов обучения разделяет методы преподавания и методы изучения (учения), которые в свою очередь представлены научными и учебными методами изучения математики.

Методы преподавания — средства и приемы, способы информации, управления и контроля познавательной деятельностью учащихся.

Методы учения — средства и приемы, способы усвоения учебного материала, репродуктивные и продуктивные приемы учения и самоконтроля.

Основными методами математического исследования являются : наблюдение и опыт; сравнение; анализ и синтез; обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация.

Современные методы обучения математике : проблемный (перспективный) метод; лабораторный метод; метод программированного обучения; эвристический метод; метод построения математических моделей, аксиоматический метод и др.

Информационно-развивающие методы обучения разделяются на два класса:

а) передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.);

б) самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгой, самостоятельная работа с обучающей программой, самостоятельная работа с информационными базами данных — использование информационных технологий).

К проблемно-поисковым методам относятся : проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности (КМД) в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа.

Репродуктивные методы : пересказ учебного материала, выполнение упражнения по образцу, лабораторная работа по инструкции, упражнения на тренажерах.

Творчески-репродуктивные методы : сочинение, вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.

Составной частью методов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов ). Методические приемы — действия, способы работы, направленные на решение конкретной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).

Специальные методы обучения — это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности (построение математических моделей, способы абстрагирования, используемые при построении таких моделей, аксиоматический метод).

Источник

Классификация методов обучения в педагогике

Учить должны профессионалы

Что такое метод обучения? Единое понятие этого определения в методологии отсутствует. Есть основные точки зрения по этому вопросу, но единственно верной не существует. Считается, что метод обучения – это система, по которой преподаватель взаимодействует с учеником в процессе передачи знаний.

Методы обучения, классификация

Основной принцип разделения на методы по группам у каждого специалиста свой. На основе этого, в зависимости от разделения по классам, можно выделить существующие группы методов.

История

Если обратиться к истории, автор первого разделения в отношении образовательных методов – русский методист Б. Е. Райков, он первым классифицировал их. За главные аспекты были приняты объект изучения и стремление студентов к обучению.

Таблица – классификация методов обучения

Таблица 1 Классификация методов

База метода Составляющие
Основан на источнике знаний Словесный, наглядный, практический тип обучения
Основанный на текущем этапе Преследует цели подготовить студента к обучению, вызвать желание изучить объект, получить новые знания, улучшить старые. Сюда входят:

·Методы изучения новых материалов.

·Методы уточнения и улучшения знаний. Становление навыков, приобретение умений, использование на практике.

·поощряющие развитие – например, соревнования, конкурсы;

·объяснение и демонстрация изображений;

Классификация (дидактическая направленность)

Методы обучения – многогранная тема в педагогике и невозможно выделить классификацию-универсал в общем. По этой причине отдать предпочтение, отобрать подходящий для себя дидактический метод должен сам преподаватель. Сюда входит комбинирование приемов и отбор для себя их групп по подходящим параметрам.

Стоит заметить! Чаще всего используют группы, отобранные по признаку деятельности.

Дидактически направленные методы делятся на:

  • Методики, предоставляющие студенту возможность общего понимания изучаемых аспектов.
  • Развитие через предоставление информации, включающее словесное объяснение темы преподавателем, изложение материала, монолог, диалог, использование литературы.
  • Преподавание через беседу, содержащую наводящие вопросы (метод, использовавшийся в малоизмененном виде еще во времена Сократа). Этот вид называют эвристическим. Он включает в себя обучающий диалог между учителем и учеником, активное обсуждение материала, практические занятия.
  • Исследование. Это активная работа студента с аксиомами, существующими понятиями, «мозговой штурм», самостоятельные практики, направленные на получение знаний.
  • Методики, дающие возможность улучшить имеющиеся знания и отточить недавно приобретенные.
  • Задания – тестовые, образцовые, тренинговые, предоставляющие возможность легко справиться с темой в дальнейшем, путем отработки ее аспектов в упражнении.
  • Упражнения, сфокусированные на использовании приобретенных знаний теории в практической позиции.

О традиционной классификации методов обучения по ФГОС

Традиционные классы методик в обучении повсеместно используются и чаще всего комбинируются с приемами. Такие методы условно можно разделить на группы.

Основа этого типа представляет собой устную работу преподавателя. К базовым приемам этого метода можно отнести отдельные виды работ:

  • Лекция. Это словесная передача большого объема информации, содержащей сложные понятия и составляющие. Лекции используются для передачи материала, когда учащийся уже достаточно взрослый: ученикам старшего возраста, студентам. В младших школьных классах не применяют из-за специфики лекции (детям, особенно, дошкольникам, такой вид устного изложения непонятен и скучен, потому знаний они не получают и лекции в ДОУ не используют).
  • Объяснение материала – донесение определений изучаемой темы, терминов, необходимых знаний по предмету, передающихся устно.
  • Инструктирование по предмету, включающее перечисление методов, направленных на решения задания, информацию по работе с инвентарем, ознакомление с основными пунктами трудовой организации на месте и ТБ.
  • Рассказ – это монолог, содержащий информативное изложение изучаемой темы, объяснение материала по пунктам.
  • Беседа по теме. Сюда входит диалог, содержащий вопросы (наводящие и проверочные). Проводится с целью вступления в тему, посвящения в материал, закрепления знаний и проверки. Подготовка к проведению диалога включает создание плана для упрощения развития намеченной темы, готовит главные вопросы, которые будут заданы ученикам. Они должны быть краткими, распределенными последовательно в соответствии с логикой, направленные на понимание материала учащимся. Чтобы избежать пассивного слушания, план должен быть достаточно продуман с учетом индивидуальной группы.
  • Использование учебников. Подразумевает введение в учебный процесс, работу ученика с содержимым обучающих книг. Учебник дает возможность учащемуся самостоятельно получать знания через текст, осмысленное лично восприятие информации. Влияет на самостоятельность, что немаловажно при занятиях воспитателя с детьми. Больше всего используется для изучения иностранного языка.
  • Как обособленный вид, можно упомянуть изучение иллюстрированных элементов и их анализ. К ним относятся таблицы, графические приемы и т. п., приведенные в учебном пособии. Как правило, такой вид рабочего процесса связан с изучением и применением сопутствующих текстов в пособии, информацией, поданной на уроке. Анализ графических данных с применением связанных знаний влияет на понимание предмета.

К сведению. Для плодотворной обработки текста пособий ученик должен уметь письменно отображать контент, связанный с материалом.

Здесь стоит задача научить основным формам записи (плану, конспектированию) краткому или подробному, приведению цитат, составлению графических примеров по текстовым содержаниям.

Преподавание этим методом подразумевает разнообразную деятельность со стороны преподавательского персонала и учеников. Но здесь последним требуется много работать самим. К практическим методам причисляют: выполнение заданий, все типы работ, рефераты.

  • Выполнение заданий основано на выдаче учащимся упражнений, справляясь с которыми дети усваивают материал. Задания выполняются многократно, для полного понимания темы. Со стороны учителя это контролируется и подвергается коррекции (при необходимости). Число выдаваемых заданий рассчитывается на основе конкретной группы учащихся. Главное в определении количества – их должно хватить для получения определенного навыка. Задания даются по плану, составленному учителем, от легких к трудным, без долгих перерывов.
  • Лабораторные работы представляют собой использование инвентаря с целью обучить путем создания на практике разных явлений, наблюдаемых в естественных условиях. Такая деятельность важна тем, что позволяет наглядно показать аспекты изучаемой темы на практике, применить теоретические знания, обозрев связанное с ними практическое явление. Помимо наглядности, лабораторные работы полезны для выработки умений правильно использовать оборудование, изучить и обосновать результат, на основе чего сформировать и предложить логичный итог.
  • Деятельность начинают с инструктажа, донесения до учеников основной информации по работе, ознакомления с необходимыми инструментами, объяснения, как по пунктам выполнить задание, и что отразить письменно. Также можно написать краткую инструкцию, которая будет служить индивидуальным напоминанием. Преподаватель наблюдает за процессом, предоставляя рекомендации по работе, если потребуется. Процесс заканчивается подведением итогов и сбором отчетов о проведенных исследованиях.
  • Практические работы во многом схожи. Этот вид деятельности входит в программы обучения, обычно в завершение этапа изучения. Такие работы действуют положительно на познавательный процесс, дают направление для получения навыков, влияющих на дальнейшее обучение и жизнь. Практические работы развивают способность выделять конкретику в полученной информации, глубокое понимание и способность на этой базе объяснить изучаемые процессы. Как будет проводиться практическая деятельность, определяет предмет.
  • Графическая работа подразумевает действия учащихся на основе зрительного восприятия. Это может быть черчение, художественные зарисовки, географические задания по картам, создание графических наглядных элементов (таких, как таблицы). Используется этот способ как для художественных уроков, так и для точных наук.
  • Исследовательско-поисковые работы направлены на улучшение знаний, индивидуальный подход учащегося к предмету, появление повода для проявления креативности в комбинации с осознанностью. Это включает описание наблюдений учащегося за каким-либо процессом или явлением, составление свободных сочинений, обзоров и схем. Исследовательские работы пробуждают инициативность, влияют на развитие мыслительной деятельности, настраивают на самостоятельность.
  • Работа с проектами – особый вид практической деятельности. Он позволяет студенту получить нужный опыт через выполнение проектного задания. Сложные проекты часто использует ВУЗ или колледж, в школе используются реже.

К сведению. Проект может быть как индивидуальным, так и общим, для группы учащихся. Он развивает навыки командной работы или же самостоятельной, результат выполнения своего проекта нагляден. В процессе возможно использовать достижения современной техники, как преподавателем, так и учеником.

Проекты можно разделить на несколько групп:

  • по сути действий – исследование, работа по информированию, прикладная деятельность;
  • по числу исполнителей – проект групповой, распределенный по парам или выданный индивидуально;
  • по длительности – проект в сжатое время, средней продолжительности или выданный на длительный срок;
  • по типу реализации – сюда относят такие формы, как экспедиция или семинар, конференционное собрание, аудиовизуальные презентации и т. д.

Наглядный метод образования

Такие методики обучения тесно связаны с визуальным восприятием информации учениками. Они включают демонстрацию изображений, зрительных образов, которые помогают учащимся понять объект изучений. Методы включают в себя такие подтипы, как:

  • Иллюстрация, которая заключается в применении в работе наглядные изображения. Применяют их для того, чтобы структурировать и облегчить восприятие учебной информации. В младших классах изображения важны еще и тем, что ребенок лучше воспринимает визуальную составляющую, чем слова.
  • Демонстрация содержит проведение учителем тематических экспериментов и работ для класса. Также сюда входит ознакомление с механизмами, объяснение и обзор предмета исследования. Подача информации должна быть подробной, сопровождающейся наглядными указаниями и проведением действий, нужно как ответить на вопросы, так и вызвать интерес у обучаемых.
  • Самостоятельные наблюдения учащихся. Это имеет высокую важность для детей, формируя внимательность и пробуждая интерес. Видеть объект или явление, осознать работу происходящих процессов и разглядеть детали – это все непосредственно связано с получением знания. Школа может предоставить широкий спектр работ по наблюдениям. Это могут быть лабораторные работы, изучение графических пособий с последующими выводами, плановые экскурсионные мероприятия. Дети младшего возраста любят бывать вне стен школы, так что экскурсия хорошо подходит для наблюдений.

Насколько будет действенен этот метод, определяет тщательность изучения полученной в наблюдении информации, проведенная под руководством преподавателя и с помощью его наставлений, на базе чего подводится итог.

Прием обучения в педагогике: определение и характеристики понятия

Если учитель использует словесный метод для подачи новой темы, при этом, периодически демонстрируя визуальные изображения, то предоставление такой иллюстрации является приемом. Напротив, иногда рассматривание фото является основным способом получения информации. Тогда комментарии учителя – это прием, здесь методом является наглядность. На основании этого педагогический метод чаще всего используют с приемами, но это не сухое суммирование. Приемы определяют взаимодействие учителя с учениками, задают общий стиль действий. Методика совмещения всегда индивидуальна.

Источник