Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Возрастная анатомия, Физиология, гигиена.
ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ, ЗАДАЧИ ВОЗРАСТНОЙ АНАТОМИИ, ФИЗИОЛОГИИ, ГИГИЕНЫ Анатомия и физиология – важнейшие биологические науки о строении и функциях организма человека. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения различных органов. Физиология – наука, изучающая закономерности функционирования живых организмов, их отдельных систем, органов, тканей и клеток, взаимосвязь и изменение функций в разных условиях окружающей среды и при различных состояниях организма.
Анатомия изучает не только строение современного взрослого человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью: изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира — филогенез; исследуется процесс становления и развития человека в связи с развитием общества — антропогенез; Задачи современной анатомии: 1.Описание строения, формы, положения органов и их взаимоотношений с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей человеческого организма. 2. Изучение взаимозависимостей строения и формы органов с их функциями. 3.Выяснение закономерностей конституции тела в целом и составляющих его частей. В настоящее время физиология и анатомия накопили огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии и от анатомии отпочковываются две самостоятельные науки – это возрастная анатомия и возрастная физиология.
Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни. Предметом изучения возрастной анатомии и физиологии является изучение анатомо-физиологических особенностей детей и подростков в процессе их индивидуального развития.
Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие: изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом; выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды; определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы); установление закономерностей индивидуального развития.
Гигиена – медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность, и разрабатывающая оптимальные требования к условиям жизни и труда. Гигиена создает основы текущего и предупредительного санитарного надзора, санитарных мероприятий по оздоровлению условий труда и отдыха человека. Одной из задач гигиены является экспертиза качества пищевых продуктов и предметов бытового обихода. Современная гигиена разрабатывает нормативы воздушной среды населенных мест и промышленных предприятий, воды, продуктов питания, материалов одежды, обуви с целью сохранения здоровья человека и предупреждения заболеваний для увеличения продолжительности жизни. Гигиенические нормативы, необходимые для сохранения здоровья человека, создаются на основе знаний анатомии и физиологии.
Из общей гигиены выделились ее разделы: коммунальная гигиена, гигиена питания, гигиена труда, гигиена детей и подростков (или школьная гигиена), военная гигиена, радиационная гигиена и др. Гигиена детей и подростков наука, изучающая взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья. Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Известны санитарные предписания в своде законов Древней Индии, в которых указывалось на необходимость смены белья и одежды, ухода за кожей и зубами, запрещение в излишествах пищи.
ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА. Физиологи и врачи давно пытались для установления особенностей развития детского организма на каждом этапе его жизнедеятельности выделить несколько возрастных периодов. В основу деления брали такие признаки, как прорезывание зубов, сроки окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др. В настоящее время утверждена схема возрастной периодизации, согласно которой выделяют следующие этапы: новорожденность – до 1 мес. жизни; грудной возраст – от 1 мес. до 1 года; раннее детство – от 1 года до 3 лет; первое детство – от 4 до 7 лет; второе детство: мальчики – от 8 до 12 лет; девочки – от 8 до 11 лет; подростковый возраст: мальчики – от 13 до 16 лет; девочки – от 12 до 15 лет; юноше- ский возраст: юноши – от 17 до 21 года; девушки – от 16 до 20 лет.
ЗДОРОВЬЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В настоящее время при комплексной оценке состояния здоровья детей и подростков используются 4 критерия: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности (для оценки состояния здоровья ребенка последний критерий имеет особенно большое значение, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития). Наличие или отсутствие заболеваний определяют при осмотре врачи-специалисты. Функциональное состояние органов и систем выявляется клиническими методами с использованием в необходимых случаях специальных проб. Степень сопротивляемости организма определяют по подверженности заболеваниям. О ней судят по количеству острых заболеваний (в том числе и обострений хронических болезней) за предыдущий год. Уровень психического развития обычно устанавливает детский психолог, принимающий участие в осмотре. Уровень и степень гармоничности физического развития определяют с помощью антропометрических исследований, опираясь на региональные стандарты физического развития. Достигнутый уровень физического развития определяют путем сравнения со средними показателями биологического развития для данного возраста, а степень гармоничности – использованием оценочных таблиц (шкал регрессии).
В зависимости от состояния здоровья, дети подразделяются на следующие группы: Здоровые, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Сюда относятся здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием, не имеющие уродств, увечий и функциональных отклонений. Здоровые, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Сюда же следует относить детей, перенесших инфекционные заболевания, и детей с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии и со значительным дефицитом массы тела, а также часто (4 и более раз в год) болеющих. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями. Дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма. Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охвачены.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Для нормального развития нервной системы детей и предупреждения раннего или сильного утомления во время бодрствования огромное значение имеет правильная организация режима их жизни. Правильный режим – это рациональная продолжительность и чет- кое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Режим должен предусматривать достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления. Строгое соблюдение режима дня, проведение всех составляющих его элементов всегда в одно и то же время способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, в результате все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья.
Источник
самостоятельные работы по возрастной анатомии физиологии и гигиене
Возрастная анатомия, физиология и гигиена.
Самостоятельная работа №1
Тема: «Анатомо-физиологические особенности систем органов».
Алгоритм выполнения работы:
1. Изучите содержание главы №2 учебного пособия «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» Ю.В. Гончаровой.
2. Заполните таблицу «Анатомо-физиологические системы органов и их особенности».
система
особенности
Опорно-двигательная система
кОДА относят скелет и скелетные мышцы;
в развитии скелета позвоночных можно выделить три стадии: перепончатую, хрящевую и костную;
при развитии кости в молодой соединительной ткани (примерно в центре будущей кости) появляется одна или несколько точек окостенения;
первые островки или центры окостенения появляются на 6-й неделе внутриутробного развития;
длинные кости конечностей значительно вырастаютза первый год жизни;
мозговой отдел черепа в результате активного роста мозга и раннего формирования органов чувств по объему в 8 раз больше лицевого отдела;
в теле человека насчитывается более 600 скелетных мышц, которые называют поперечно-полосатыми;
мышцы головы, в том числе мимические, у новорожденного тонкие, слабые;
мышцы шеи у новорожденного тонкие и окончательного развития достигают к 20–25годам;
из мышц груди наиболее ярко выражены возрастные особенности диафрагмы;
мышцы живота у новорожденного развиты слабо, но они относительно длиннее, чем у взрослого;
у новорожденного ребенка наблюдаются беспорядочные движения конечностей, туловища и головы;
нарастание тонуса затылочных мышц позволяет ребенку 1,5–2 месяцев, положенному на живот, поднимать голову
кконцу первого года ребеноксвободно стоит и, как правило, начинает ходить;
в возрасте 4–5 лет в связи с развитием мышечных групп и совершенствованием координации движений детям доступны более сложные двигательные акты: бег, прыганье, катание на коньках, гимнастические упражнения;
с возрастом увеличивается скорость бега, вплоть до 13-летнего возраста;
в 7–10 лет высокими темпами развивается ловкость движений, которая достигаетсравнительно высокого уровня развития к подростковому возрасту
Система крови
в эмбриональный период жизни кроветворными органами являются печень, селезенка, костный мозг и лимфоидная ткань;
лимфоузлы у новорожденных по сравнению со взрослыми более богаты лимфатическими сосудами и лимфоидными элементами с множеством молодых форм, количество которых после 4 – 5 лет жизни постепенно уменьшается;
вилочковая железа-центральный орган иммунитета;
в функции селезенки входит депонирование крови;
в связи со структурой и функциональной незрелостью лимфоидной ткани миндалин дети первого года жизни редко болеют ангинами;
у новорожденных кровь составляет 14,7 % массы, у детей одного года – 10,9 %, у детей 14 лет – 7 %;
свертывание крови у детей в первые дни после рождения замедлено;
Система кровообращения
со второго месяцавнутриутробного развития у плода устанавливается плацентарное кровообращение, которое сохраняется до момента рождения ребенка;
сердце у детей относительно больше, чем у взрослых;
количество крови, выбрасываемое желудочком за одно сокращение, называют ударным, или систолическим, объемом;
Скорость кругооборота крови с возрастом замедляется, что связано с увеличением длины сосудов;
Органы дыхания
уноворожденного полость носа низкая и узкая;
носоглотка у новорожденного сравнительно широкая, а евстахиева труба короткая, в связи с чем заболевания верхних дыхательных путей у детей нередко осложняются воспалением среднего уха;
гортань у новорожденных располагается выше, чем у взрослых, вследствие чего ребенок одновременно может дышать и глотать;
рост трахеи у детей осуществляется в соответствии с ростомтела;
бронхи у детей узкие, слизистая оболочка содержит мало слизистых желез, богато снабжена сосудами;
рост легких осуществляется за счет ветвления мелких бронхов, образования альвеол и увеличения их объема;
первый вдох новорожденного происходит в результате резкого возбуждения центра вдоха после перерезания пуповины;
в возрасте от 3 до 7 лет в связи с.
Чтобы читать весь документ, зарегистрируйся.
Источник
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Вы будете перенаправлены на Автор24
Возрастная анатомия, физиология и гигиена – это комплексная отрасль знаний, которая соединяет в себе несколько ветвей биологической науки, а также позволяет изучить многие аспекты развития организма человека в тот или иной возрастной период.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена как комплексная наука
Анатомия – это наука, которая исследует форму, строение человеческого тела и топографию его органов.
Называние данной науки происходит от слова «anatome», что значит рассечение, согласно одному из актуальных методов данной области знаний.
Физиология – это наука, изучающая процесс жизнедеятельности человеческого организма, деятельность его органов.
Помощь со студенческой работой на тему
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Анатомия и физиология позволяют сформировать полноценное представление о том, как именно функционирует человеческий организм, какими способами можно поддержать процесс его становления. Данные этой науки играют большую роль в становлении медицины.
Гигиена – это медицинская наука, которая изучает взаимодействие организма человека с внешней средой с целью выработки конкретных требований к процессу охраны и укрепления здоровья, а также обеспечения гармоничного развития и совершенствования функционала организма. Гигиена является областью междисциплинарного знания, которая позволяет не просто сохранить собственное здоровье, но и дает возможность реализовать целую систему соответствия процесса реализации задач развития личности при должном, правильном отношении к его здоровью.
Задачи и методы возрастной анатомии, физиологии и гигиены
Курс «возрастная анатомия, физиология и гигиена» ставит перед собой несколько актуальных задач. К ним относят:
- изучение анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков;
- ознакомление с физиологическими основами процесса обучения и воспитания;
- формирование навыков практического использования знаний о морфологических и функциональных особенностях организма детей и подростков при адекватной организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях той или иной ступени.
Вопросы возрастной анатомии физиологии и гигиены освещались еще в трудах ученых древности, таких как Гиппократ, Аристотель. Во времена СССР особенное внимание уделялось изучению механизмов высшей нервной деятельности детей для повышения эффективности проводимых воспитательных мероприятий.
Сегодня вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены изучаются в разных научно-исследовательских заведениях, причем ведущим центром в данной сфере является НИИ физиологии детей и подростков АПН в Москве.
Возрастная гигиена возникла в 19 веке, и она занималась вопросом охраны здоровья детей школьного возраста. Основоположниками данной области знаний стали:
- Ф. Ф. Эрисман;
- А. П. Доброславин.
Эти ученые разработали основные гигиенические требования к выбору участка и строению зданий образовательных учреждений. Со временем задачи данной науки значительно расширились и в спектр ее задач вошли изучение вопросов охраны, укрепления здоровья и улучшения процесса физического развития детей и подростков различных возрастных групп.
Возрастная анатомия, физиология и гигиена используют специфические методы исследования. Главным из них является эксперимент. Смысл научного эксперимента заключается в том, что изучение физиологических функций проводится на экспериментальных животных, которым моделируются интересующие ученого условия и лабораторным экспериментом.
Также данная дисциплина использует метод наблюдения, который позволяет отметить различные аспекты развития человека в процессе образования и воспитания.
Актуальным является метод функциональных нагрузок. Он активно применяется в возрастной физиологии и часто является частью лабораторного эксперимента. Изучение функций организма в данном случае проводится с помощью дозированной интервальной физической нагрузки путем смены ее интенсивности или времени выполнения. Например, ортостатическая проба, умственные и физические нагрузки.
Колоссальное значение для решения задач возрастной анатомии и физиологии имеет оценка развития человека с помощью индивидуального и генерализирующего метода.
Индивидуальный метод (метод продольных срезов) часто применяется при осуществлении систематического наблюдения за физическим развитием одного и того же человека на протяжении длительного периода времени. Оценка физического развития в данном случае осуществляется путем сопоставления найденных измерений с показателями стандартных (средних) величин.
Генерализирующий метод имеет массовый характер и используется при обследовании групп людей, оценки их физического развития детей и подростков. Этот метод проводится в короткие сроки и базируется на вычислении средних показателей физического развития. В рамках данного метода проводится статистическая обработка полученных данных. На основе этих данных вырабатываются стандарты, отражающие уровень соответствия физического развития детей нормативным показателям.
Целесообразно обследовать не менее 100 человек и учитывать их возраст, пол, регион проживания и национальность. Таблицы стандартов создаются не реже, чем раз в 10 – 15 лет.
Часто возрастная анатомия, физиология и гигиена изучается при подготовке людей педагогических специальностей. Содержание данной дисциплины направляется на то, чтобы выработать у студентов необходимые элементы естественно — научного, а также логического мышления, излагать достаточно сложные вопросы весьма простым образом. Курс иллюстрируется таблицами и сопровождается большим количеством иллюстраций, динамических моделей и диаграмм. Все это увеличивает доступность и привлекательность этого курса для представителей многих актуальных специальностей.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что возрастная анатомия, физиология и гигиена являются необходимыми для современного мира дисциплинами, которые позволяют сформировать полноценное представление о возрастном развитии организма человека.
Источник
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Наталья Аникина
Выступление на РМО для педагогов раннего возраста «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
1. Значение изучения анатомии, физиологии и гигиены для правильной организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ и для охраны здоровья детей
Анатомия и физиология – важнейшие науки о строении и функциях человеческого организма. Знание педагогом закономерностей роста и развития организма растущего человека, вооружение необходимыми сведениями и умениями в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены является одним из условий выполнения высоких требований, которые предъявляются к подготовке специалистов по воспитанию детей дошкольного возраста. Для создания наилучших условий роста и развития ребенка, для правильного его воспитания и обучения надо знать особенности его организма; понимать, что полезно для него и что вредно, какие меры следует принимать для укрепления здоровья и поддержания нормального развития.
Анатомия человека (от греч. аnatome – рассечение, расчленение) изучает строение тела, отдельных его органов, их микроскопическое и ультрамикроскопическое строение. Возрастная анатомия изучает человеческий организм в различные периоды жизни в различных условиях влияния внешней среды, начиная от зарождения и формирования органов и систем у зародыша и плода
Физиология (от греч. рhysis – природа, logos – наука) изучает жизненные процессы, протекающие в организме, функции как отдельных органов, так и всего организма в целом. На основе достижений физиологии были разрешены многие вопросы, связанные с правильной организацией питания и общим оздоровлением условий жизни детей дошкольного возраста.
Анатомия и физиология изучают строение и функции тела человека по частям, вначале – отдельные его органы, системы и аппараты органов и в конечном итоге – целостный человеческий организм. Большое внимание в анатомии и физиологии уделяется детскому возрасту – периоду быстрого роста и развития человеческого организма.
Дошкольная гигиена — наука об охране и укреплении здоровья детей до 7 лет. Она изучает взаимодействие организма дошкольника с внешней средой с целью разработки гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья ребенка, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма. Изучение гигиенической роли факторов внешней среды помогает воспитателю укреплять здоровье детей. Дошкольная гигиена предлагает научно обоснованные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режиму дня и питанию детей дошкольного возраста, оборудования, планировке и благоустройству ДОУ.
Возрастная анатомия, возрастная физиология и гигиена выявляют и стараются смягчить или полностью устранить все, что вредит здоровью ребенка, подбирают такие условия, которые благоприятствуют росту и развитию дошкольника, укрепляют его здоровье.
Знание особенностей строения и функций организма ребенка дошкольного возраста необходимо педагогам ДОУ,поскольку при непредвиденных обстоятельствах может возникнуть необходимость оказания помощи пострадавшему дошкольнику: остановить кровотечение, сделать искусственное дыхание.
Педагоги ДОУ занимаются не только воспитанием дошкольников, но и несут ответственность за состояние их здоровья. Поэтому мероприятия ДОУ должны быть направлены на оздоровление дошкольников и на создание соответствующих условий окружающей среды и учебно-воспитательного процесса. Воспитатель прививает детям гигиенические навыки для повышения санитарной культуры в быту. Педагогическая эффективность воспитания и обучения зависит от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности организма дошкольника, периоды развития, для которых характерна восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.
Зная физиологические и анатомические особенности организма дошкольника, воспитатель может правильно организовать учебный процесс. Изучение возрастной физиологии необходимо для понимания возрастных особенностей психологии дошкольника. Объективное изучение функций мозга детей дошкольного возраста позволяет выявить механизмы, определяющие специфику осуществления психических и психофизиологических функций. У детей дошкольного возраста необходимо установить те периоды, в которые они наиболее чувствительны к корригирующим педагогическим воздействиям, направленным на развитие внимания, восприятия информации, познавательных потребностей.
2. Сердце дошкольника. Строение, функции
Сердце – полый мышечный орган конусовидной формы, который нагнетает кровь в артерии и принимает венозную кровь. Оно расположено в грудной полости между легкими в нижнем средостении. Приблизительно 2/3 сердца находится в левой половине грудной клетки и 1/3 – в правой. Сердце расположено в околосердечной сумке – перикарде, которая ограничивает его от соседних органов. Перикард состоит из двух листков – наружного – пристеночного (париетального) и внутреннего – висцерального (эпикарда). Границы сердца изменяются в зависимости от возраста, пола, конституции и положения телаУ двух-трехлетних детей преобладает косое положение сердца
Если сердце у новорожденного ребенка весит 20-25 грамм, то к 2 годам жизни ребенка линейные размеры сердца увеличиваются в 1,5 раза, к 7 годам – в 2 раза. Масса сердца утраивается к 2-3 годам, к 6 годам возрастает в 5 раз. К концу второго года жизни масса миокарда левого желудочка становится вдвое больше, чем у правого. Эти соотношения сохраняются и в дальнейшем. К 7 годам увеличивается и сила сердечных сокращений. Форма сердца в виде удлиненного овала и расположение становятся почти такими же, как у взрослых. Сердце ребенка растет наиболее быстро в течение первых 2 лет жизни, затем – с 5 до 9 лет. Рост сердца в длину идет быстрее, чем в ширину. Длина сердца удваивается к 5-6 годам жизни ребенка. У детей различных возрастов определяются разные границы сердца. Большие изменения происходят в 6 лет во внутреннем строении сердца; дифференцируется структура сердечной мышцы, его нервного аппарата. В 7 лет в основном заканчивается развитие иннервационного аппарата, регулирующего деятельность сердца.
На поверхности сердца видны межжелудочковые борозды: впереди, сзади, и поперечная венечная борозда, расположенная кольцеобразно. Вдоль этих борозд проходят собственные артерии и вены сердца. Бороздам соответствуют перегородки,разделяющие сердце на 4 отдела: двух предсердий и двух желудочков.
Правое предсердие представляет собой полость, по форме напоминает куб, расположено у основания сердца справа и сзади аорты и легочного ствола. В него входят верхняя и нижняя полые вены, венечный синус и наименьшие вены сердца. Правое предсердие отделяется от левого межпредсердной перегородкой и соединяется с правым желудочком при помощи правого предсердно-желудочкового отверстия
Правый желудочек имеет форму пирамиды с верхушкой, направленной вниз, расположен справа и спереди левого желудочка, занимает большую часть передней поверхности сердца. Правый желудочек отделяется от левого межжелудочковой перегородкой, большая часть которой состоит из мышечной, меньшая – из перепончатых частей.
При сокращении мускулатуры желудочка створки смыкаются, удерживаясь в таком состоянии сухожильными хордами, и не пропускают кровь назад в предсердие.
Непосредственно над отверстием легочного ствола находится клапан легочного ствола. Он состоит из передней, левой и правой задних полулунных заслонок, расположенных по кругу. При сокращении мускулатуры желудочка полулунные заслонки током крови прижимаются к стенке легочного ствола и не препятствуют току крови из желудочка. При расслаблении желудочка, когда давление в его полости падает, обратный ток крови заполняет карманы между стенками легочного ствола и каждой из полулунных заслонок и раскрывает заслонки, их края смыкаются и не пропускают кровь в желудочек сердца.
Левое предсердие имеет форму неправильного куба, от правого предсердия отделено межпредсердной перегородкой; спереди имеет левое ушко. В заднем отделе верхней стенки предсердия открываются 4 легочные вены, по которым течет кровь, обогащенная кислородом в легких.
Левый желудочек имеет форму конуса, основанием направлен кверху. В передневерхнем отделе его находится отверстие аорты, через который желудочек соединяется с аортой. В месте выхода аорты из желудочка расположен клапан аорты, который имеет правую, левую (переднюю) и заднюю полулунные заслонки.
Стенка сердца состоит из трех слоев: внутреннего – эндокарда, среднего – миокарда и наружного – эпикарда. Эндокард выстилает полости предсердий и желудочков, он покрыт тонкими, плоскими эндотелиальными клетками. Миокард образован сердечной мышечной тканью – кардиомиоцитами. В стенках предсердий миокард более тонкий, состоит из двух мышечных слоев. В стенках желудочков миокард более толстый, трехслойный, особенно у левого желудочка, из которого выходит аорта. Миокард предсердий и желудочков не переходит друг в друга. Между мышечными пучками этих отделов сердца находятся фиброзные кольца, которые отделяют предсердия от желудочков и служат местом прикрепления клапанов сердца.
Кардиомиоциты миокарда соединены плотно друг с другом с помощью вставочных дисков, которые обеспечивают механическую прочность мышечной оболочки сердца, а также осуществляют быстрое проведение возбуждения к каждой отдельной мышечной клетке. Проведение возбуждения в миокарде сразу ко всем кардиомиоцитам выполняет проводящая система.
Миокард обладает свойствами возбудимости, проводимости, сократимости. Благодаря наличию проводящей системы сердце способно сокращаться. Сердце сокращается ритмически, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Эту особенность сердечной мышцы называют автоматизмом.
Начав сокращаться, сердечная мышца не может отвечать на другие воздействия до тех пор, пока в ней не начнется процесс расслабления. Отрезок времени, в течение которого сердечная мышца не отвечает ни на какие импульсы, называют периодом абсолютной рефрактерности (невозбудимости) сердечной мышцы. Это свойство позволяет сердечной мышце энергично и быстро сокращаться, не испытывая утомления.
Сердце и кровеносные сосуды образуют замкнутую систему, по которой кровь движется благодаря ритмичным сокращениям сердечной мышцы. Кровеносные сосуды представлены артериями, несущими кровь от сердца, венами, по которым кровь течет к сердцу, и микроциркуляторным руслом в органах и тканях
Усиленный обмен веществ у ребенка требует повышенной доставки кислорода, что обеспечивается увеличением минутного объема сердца за счет ускорения пульса. Пульс дошкольника отличается большой неустойчивостью и индивидуальными колебаниями. Чем младше ребенок,тем чаще у него частота сердечных ударов: в 2 года – 100-120 ударов/мин, в 3 года – 100-110 ударов/ мин, 4-5 лет – 80-100 ударов/мин, в 6-7 лет – до 85-90 ударов/мин
Артериальное давление с возрастом имеет тенденцию к повышению, но оно ниже, чем у взрослых.Для ориентировочного расчета кровяного давления можно пользоваться следующей формулой: для систолического давления – 90 + 2 n, для диастолического – 60 + n, где n – возраст в годах.
Сокращаясь ритмично, сердце своими выбросами крови в аорту поддерживает различное давление крови в артериях и венах. Остановка сердца приводит к выравниванию давления, и ток крови в кровеносных сосудах прекращается. Сердце работает подобно насосу. Наличие клапанов, которые закрываются автоматически под давлением крови, обеспечивает ток крови в одном направлении – от сердца в артерии, по венам – к сердцу. При этом последовательно чередуются сокращение сердца (систола) и его расслабление (диастола)
Артерии у детей относительно широки и развиты сильнее, чем вены. Хорошо развита капиллярная сеть. Кровообращение (1 круговорот крови) у дошкольника совершается быстрее,чем у взрослых: например, в 3 года – за 15 сек, а у взрослого – за 22 сек.
В процессе роста ребенка изменяются взаимоотношения кровеносных сосудов с органами, которые растут и увеличиваются в объеме. Изменяются уровень отхождения артерий от магистральных стволов, углы ветвления артерий и уровни слияния вен. Микроскопическое строение кровеносных сосудов наиболее интенсивно изменяется в раннем детстве (от 1 года до 3 лет). В это время в стенках сосудов усиленно развивается средняя оболочка. Большое значение в положении сердца имеет положение диафрагмы, которая меняется в зависимости от фазы дыхания. В момент вдоха сердце опускается вместе с диафрагмой, при выдохе – поднимается диафрагмой. Размеры сердца зависят от размеров тела, а также от интенсивности обмена веществ.
Жизненно важная роль, которую играет сердце в организме, требует с раннего возраста принимать все меры к тому, чтобы уберечь сердце дошкольника от чрезмерных нагрузок и инфекционных заболеваний.
1. Самусев Р. П. Анатомия человека. – М. : ОНИКС Мир и Образование, 2008.
2. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебник для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования – 5-е изд., перераб. – М. : Издательский центр «Академия», 2005. — 384 с.
3. Сапин М. Р., Брыскина З. Г. Анатомия человека. – М. : Академия, 2006.
4. Федюкович Н. И., Гайнутдинов И. К. Анатомия и физиология человека: Учебник – изд. 19-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 510 с.
5. Хрипкова А. Г. Возрастная анатомия и школьная гигиена. – М. : Просвещение, 1990.
Конспект занятия «Царица Гигиена и ее помощники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №18 г. Кировска» Конспект занятия на тему:.
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста. Консультация для педагогов Дидактическая игра как одно из средств сенсорного воспитания детей раннего возраста Период раннего и младшего дошкольного возраста.
Для педагогов — психологов. Конспект родительского собрания с родителями воспитанников раннего возраста Родительское собрание для родителей детей раннего возраста «Особенности адаптационного периода» План. I. Вводная часть II. Основная часть.
Гигиена начинается с семьи Для правильно и полноценного развития ребенка необходимо создавать благоприятную среду в которой он воспитывается и растет. На родителях.
Конспект совместной НОД детей и педагогов раннего возраста по сказке «Репка» Цель: Учить детей узнавать персонажей из сказки «Репка»; закрепить последовательность прихода персонажей; воспитывать навыки драматизации.
Конспект совместной образовательной деятельности детей раннего возраста и педагогов «В гости к бабушке» Цель: Закрепить знания детей об овощах как результате труда людей на огороде. Повторить названия знакомых овощей, учить узнавать их в натуре.
Консультация для педагогов «Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста» Формирование сенсорно-перцептивных действий и эталонов у детей раннего возраста. Здравствуйте! Формирование сенсорных процессов у детей.
Консультация для родителей «Гигиена ребенка» Консультация для родителей «Гигиена ребенка». Воспитание детей в гигиенических условиях, привитие им соответствующих навыков- залог сохранения.
Методические рекомендации для педагогов «Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Методические рекомендации для педагогов: Организация процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. Подготовила.
Выступление на педсовете «Профессиональная компетентность педагогов в области освоения ФГОС дошкольного образования» С 1января 2014 года вступил в силу «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который был утверждён.
Источник