Меню

Введение Виды и жанры изобразительного искусства



Введение. Виды и жанры изобразительного искусства.

Искусство – это творчество вцелом.
Какие искусства вам известны?
Литература, музыка, танец, театр, кино.

Изобразительное искусство – пространственное, не растянуто во времени. Оно требует двух- или трехмерного пространства. Хотя в наше время благодаря техническим возможностям появился вид искусства, включающий временное пространство (видеоарт).

Изобразительное искусство отражает действительность с помощью зрительных образов:
— многообразие окружающего мира;
— мысли и чувства человека.
Это способ познания окружающего и себя самого.

Для этого художник использует обобщение и воображение.

Виды изобразительного искусства:
Архитектура
Живопись
Графика
Скульптура
Декоративно-прикладное искусство
Театрально-декорационное искусство
Дизайн

Архитектура

Архитектура – это искусство постройки зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Слово «архитектура» произошло от греческого «Архус» – главный, высший;
«Тектонико» — строительство.

Требует трехмерного пространства.. Имеет еще и внутреннее пространство – интерьер.

Живопись

Графика

Графика – это вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные изображения. «Графо» — пишу, рисую, черчу.
Рисунки выполняются карандашом, тушью, сепией, сангиной…
Печатные изображения – гравюры, литография, ксилография, монотипия.

Графика делится на станковую, книжную и прикладную.
На грани живописи и графики стоят акварель, гуашь и пастель.

Первые произведения графики – наскальные росписи первобытного искусства.
В Древней Греции графическое искусство было на высочайшем уровне – вазопись.

Скульптура

Термин произошел от латинского «sculpere» — вырезать, высекать.
В отличие от живописи и графики, в скульптуре присутствует объем.
Скульптура – это объемное изображение.

Материалы: кость, камень, дерево, глина, металл, воск…
Скульптура – один из самых древних видов искусства.
Первые скульптурные произведения являлись идолами, оберегами, изображали древних богов.
Различаются круглая скульптура (осматриваемая с разных сторон) и рельеф (высокий, средний, низкий, контррельеф).
Скульптура делится на виды: станковую и монументальную (памятники, монументы) и монутентально-декоративную (архитектурное убранство).

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)

Дизайн

Театрально — декорационное искусство

Этот вид искусства включает в себя создание декорации, бутафории, костюмов, грима.

ЖАНРЫ

Термин «жанр» произошел от французского – вид, род.
Первые самостоятельные жанры появились в Нидерландах в 16 веке.

Исторический
Мифологический, религиозный
Батальный
Портрет
Пейзаж
Натюрморт
Бытовой
Марина
Анималистический
Интерьер

Исторический жанр

Мифологический жанр

Религиозный

Батальный жанр

Портрет

Пейзаж

Натюрморт

Бытовой жанр

Марина

Анималистический жанр

Интерьер

Изображение внутреннего убранства архитектурного сооружения.

Источник

Виды искусства: таблица. Главные виды искусства

Термину «искусство» специалисты дают разные определения, поскольку в одно понятие, одну фразу невозможно вместить весь тот огромный смысл, который несет в себе это слово. Оно выполняет массу полезных для человечества функций. Искусство формирует духовные ценности и воспитывает понимание прекрасного.

Что такое искусство

Повторимся, существует несколько определений понятия «искусство». В первую очередь это высокий уровень мастерства человека в какой-либо сфере деятельности. Если объяснять детальнее, то его можно назвать умением творческого воспроизведения реальности с помощью эстетических художественных образов, объектов, действий. Главные виды искусства – это духовная культура общества.

Предмет искусства – это совокупность отношений мира и человека. Форма существования – художественное произведение, средством проявления которого может выступать слово, звук, цвет, объем. Основная цель искусства – это самовыражение творца с помощью его произведения, которое создано, чтобы вызывать у созерцателя эмоции, переживания, эстетическое наслаждение.

Различные виды искусства, таблица классификации которых показывает их разделение на типы, вместо строгих однозначных понятий используют воображение и иллюзорность. В жизни человека оно выступает средством общения, обогащения знаниями, воспитания ценностей, а также источником эстетических радостей.

Основные функции искусства

Виды искусства (таблица их представлена ниже) существуют в мире для выполнения определенных общественных функций:

  1. Эстетическая. Воспроизведение действительности по законам красоты. Влияние на формирование эстетического вкуса, возможность проживать и чувствовать эмоции. Умение отличать возвышенное и стандартное, прекрасное и безобразное.
  2. Социальная. Идейное влияние на общество, преобразование социальной реальности.
  3. Компенсаторная. Решение психологических проблем, Восстановление душевного спокойствия и равновесия. Отстранение от серой реальности и повседневности путем компенсации недостатка гармонии и красоты.
  4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного.
  5. Познавательная. Изучение и познание действительности с помощью произведений искусства, которые являются источниками информации о процессах общественности.
  6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее.
  7. Воспитательная. Влияние на формирование личности и нравственное становление человека.

Классификация видов искусства

Искусство не имеет единой формы воплощения. В связи с этим его классифицируют по разным критериям на жанры, роды, виды, подвиды. Не существует одной общепринятой системы, поэтому искусство делят на группы по определенным факторам.

Динамика – один из критериев, по которым классифицируют виды искусства. Таблица, размещенная в этой статье, показывает, как разделяются типы творчества по этой схеме. Итак, по динамике искусство делится на:

В соответствии с выражаемыми эмоциями и вызываемыми чувствами оно делится на жанры: комедия, трагедия, драма и т. д.

Виды искусства определяются и по используемым материалам:

• традиционные – краски, глина, металл, гипс, дерево, гранит, холст;

• современные – электротехника, компьютеры;

Источник

«Виды и жанры изобразительного искусства»

Дорогие ребята! Сегодня мы начинаем изучать новую тему: “Виды и жанры изобразительного искусства”. Мир искусства богат и сложен. Мы рассматриваем живописные полотна, в музеях рассматриваем статуи, слушаем музыку, читаем литератур, удивляемся красоте старинных построек, следим за театральным выступлением артистов, смотрим кинофильмы. И это разные казалось бы явления называются одним словом — искусство.

Искусство (от старославянского слова искоусити) – это художественное творчество в целом. Когда говорят о видах искусства, имеют в виду различные произведения, которые могут быть объединены по какому-то общему для них признаку. Основными видами искусства является: архитектура, живопись, графика, прикладное искусство, литература, музыка, кино, танец, фотография театр и т.д.

Сегодня наша задача познакомится с видами изобразительного искусства. Основными видами являются:

  • Живопись (работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  • Графика (работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  • Скульптура (работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  • Архитектура (искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  • Декоративно-прикладное искусство (искусство украшать)

До XIX века тремя главными видами считались:

  • Архитектура (зодчество)
  • Скульптура (высекание)
  • Живопись (писать живо)

Затем появился еще один вид искусства

  • Графика (рисунок)

скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

живопись, вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а также их комплексы), создающие материально организованную среду.

графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.

декоративно-прикладное искусство, область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

(Для закрепления материала показ слайдов)

Жанры изобразительного искусства.

Жанр – вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами. (показ слайда)

К жанрам изобразительного искусства относятся:

  1. Пейзаж – изображение природы(слайд). Бывает:
  2. Морской
  3. Деревенский
  4. Архитектурный
  5. Городской
  6. По временам года
  • Натюрморт – изображение предметов: цветов, дичи, утвари (слайд)
  • Портрет – изображение человека (слайд)
  • Анималистический – изображение животных (слайд)
  • Бытовой — изображение жизни людей (слайд)
  • Батальный – изображение военных действий (слайд)
  • Сказочно-былинный – изображение сказочных героев (слайд)
  • Исторический – изображение исторических событий (слайд)

Вот мы и познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства. Для закрепления материала ответим на вопросы:

  1. Какие виды изобразительного искусства вы знаете? ( Ответ: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно – прикладное искусство)
  2. Какие виды были одни из первых? (Ответ: живопись, скульптура, архитектура)
  3. Что такое живопись? ( Ответ: работа выполненная в цвете, красками, на плоскости)
  4. Ч то такое графика? ( Ответ: работа выполненная линиями, штрихами, на плоскости без красок)
  5. Что такое скульптура? ( Ответ работа выполненная в объеме путем высекания, лепки, отливки)
  6. Что такое декоративно-прикладное искусство? ( Ответ: искусство украшать)
  7. Что такое архитектура? (Ответ: искусство создавать здания, сооружения, комплекс сооружений)
  8. Что такое жанр изобразительного искусства? (Ответ: вид художественных произведений, характеризующийся определенными темами)
  9. Какие жанры изобразительного искусства вы знаете ? (Ответ: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, бытовой, батальный, сказочно-былинный, исторический)
  10. Сколько видов пейзажа бывает? ( Морской, деревенский, архитектурный, городской, по временам года)
Читайте также:  Физиологическая система организма человека таблица

Задание на дом: Подготовить сообщение об одном из видов изобразительного искусства.

Источник

Жанры изобразительного искусства

Иерархия жанров, высокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Жанры изобразительного искусство

Жанры живописи (франц. genre — род, вид) — исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, а также исторический, батальный, анималистический, бытовой жанры) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т. п.). [1:27]

Если нужно начать с самой общей характеристики жанра в искусстве, мы определили бы его как избирательность художественного творчества. Две стороны дела имеются в виду в этом определении.

Первая заключается в том, что в реальном творческом процессе художник всегда стоит перед необходимостью более или менее сознательного выбора некоей жанровой структуры, которая кажется ему оптимальной для решения данной творческой задачи. И даже в том случае, когда ни одна из существующих в его время жанровых структур художника не устраивает и он отправляется на поиски новой — то ли модифицируя одну из имеющихся, то ли скрещивая два или три известных ему жанра, то ли пытаясь сконструировать нечто совершенно в этом плане небывалое, — даже в этом случае он вынужден осуществить некий акт «жанрового самоопределения».

«Поджанры» основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина — особый вид пейзажа, «завтраки» и «десерты» — разновидности натюрморта). Основные жанры, как и само понятие жанр, имеют свои исторические границы. Искусство древности, средневековья, Возрождения не знало четких границ между жанрами, и только в XVII—XVIII вв. эстетика классицизма создала строгую иерархическую жанровую систему с разделением жанров на «высокие» и «низкие». Однако уже в XIX в. эта иерархия разрушается, а границы между жанрами постепенно стираются, начинается процесс их переплетения и сложного взаимодействия.

Портрет

Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire — изображать) — изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Зарождение портрета относится к глубокой древности, когда его назначение было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость «дублирования» модели (портрет как её двойник в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Широкий расцвет светского портрета происходит в эпоху Возрождения.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек. [2:63]

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто).

Автопортрет

Рембрант — Автопортрет в возрасте 63 лет

Автопортрет — это особый жанр в искусстве и, пожалуй, один из самых сложных. Если художники других направлений тщательно изучают и пытаются передать природу внешних объектов на холсте, то художник, который пишет автопортреты, должен направить взгляд внутрь себя — заняться глубоким само исследованием. Эта задача настолько волнующая и вдохновляющая для творческого человека, что многие художники попали под его обаяние. Например, в галерее Уффици во Флоренции есть коллекция автопортретов художников. Начало коллекции было положено в XVI веке и сегодня оно огромно.

Пейзаж

Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) — произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство пейзаж несёт в себе большой мировоззренческий смысл. Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер. Большей самостоятельностью обладает эллинистический и древнеримский пейзаж (включающий элементы перспективы).

Пейзаж — традиционный жанр станковой живо­писи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую об­ласть составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. [2:56]

МАРИНА

Иван Константинович Айвазовский – Бурное море, 80,5х117, 1860 г.

МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus — мор­ской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. [2:42]

Художник, специализирующийся в области марины, называется маринистом. Выдающимися маринистами были англичанин У. Тернер и русский художник И. Айвазовский.

Ведута

В переводе с итальянского «Ведута» означает «вид». Это картина, рисунок или гравюра, на которых подробно изображен городской пейзаж. На самом деле фотография — это прототип фотографии, и золотое правило этого жанра — большая точность. Поэтому тот, кто заказал у художника городской пейзаж, действительно забрал домой воспоминания о своем путешествии.

Натюрморт

Натюрморт (франц. Nature morte, итал. nature morta, букв. — мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, букв. — тихая или неподвижная жизнь) — жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) — один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, — рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ — насекомых, птиц, зверей, даже людей — может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.

Читайте также:  Туристические узлы виды применение и схемы вязания

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы в XV веке до нашей эры. в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери, мебель.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изобра­жали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.). Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной чело­вечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).

С начала XX в. к жанру натюрморта обраща­ются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер­нуться в любой момент. [2:50]

Анималистический жанр

Анималистический жанр — это жанр визуального искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве [4].

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Впервые термин «анимализм» был использован в отношении скульптуры в 1831 году, когда три молодых французских скульптора — Антуан Луи Бари, Кристоф Фрейтен и Александр Жюонне — выставляли фигурки маленьких животных на парижском художественном салоне. отличаются большим разнообразием мотивов, сюжетов и типов в XX веке [4].

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц,воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, Львов, лошадей украшали посуду,оружие, резные печати и музыкальные инструменты.[3:20]

Деление на жанры в русском искусстве произошло в XVIII веке, а его признаки наблюдались и ранее. Так дело обстояло с анималистикой, жанровые черты которой обозначились в новую эпоху, хотя изображения животных встречались в живописи, декоративно-прикладном, народном искусстве средневековья. Однако в старое время еще отсутствовала целостная концепция понимания жанра, да и не было причин его сложения. В XVIII веке в связи с формированием нового искусства, основанного на светском, а не христианском мировоззрении, как это было в Древней Руси, появилась потребность общества в познании реального окружающего мира, его материальных закономерностей.[6]

Исторический жанр

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.

Батальный жанр

Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах). [3:43]

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий приближает жанр битвы к историческому. И желание показать повседневную жизнь военных на фронте или в казармах перекликается с жанром битвы с повседневностью. Художник, работающий в жанре битвы, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может передать на холст не только события, но и свои личные переживания, впечатления и ощущения, связанные с этими событиями.

Люди интересовались образом воина в древние времена. Затем они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме и на Востоке. Они нашли древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены, мозаики, изображающие военную тематику.

В средние века военные образы были распространены на книжных миниатюрах, иконах и даже на тканях. В XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, в Италии начала активно развиваться боевая живопись. Паоло Уччелло и Пьеро Делла Франческа были одними из первых художников, работавших над военной тематикой. В росписи Леонардо да Винчи военные действия получили героическое обобщение и идеологическое содержание (картина «Битва при Ангиари»). А Микеланджело в картине «Кашинская битва» подчеркнул героическую готовность к бою. На полотнах Тициана появилась сцена настоящего сражения, а на работах Тинторетто появилось бесчисленное множество воинов (картина «Битва зари») [5].

Мифологический жанр

Мифологический жанр – изобразительные сюжеты строятся на основании мифологических повествований.

В искусстве мифологический жанр начал появляться в поздний романтический и средневековый период, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все персонажи были вымышленными. Только тогда художники позволили себе использовать свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных персонажей такими, какими они их себе представляли.

Мифологический жанр достиг своего расцвета во времена Ренессанса. Представители этой эпохи ставят моральные и этические проблемы на первое место, которые они пытались объяснить, используя темы мифов и легенд.

Былинный жанр

Былинный жанр – построен по мотивам былин, сказаний и легенд.

Во второй половине XIX века жанр сказки занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои особенности. Прежде всего, большинство изображений были красочными и чрезвычайно выразительными. Если вспомнить самые известные произведения этого жанра, они поражают богатством красок и оттенков. Это связано с желанием художников придать изображениям пластичность и одновременно привлечь к ним внимание общественности.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – связан с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Читайте также:  Сечение провода автомат таблица 220 вольт

Первые зарисовки из повседневной жизни существовали во времена наскального искусства. В древних пещерах археологи обнаружили рисунки охоты, рыбалки, танцев и застолья. В Древнем Египте такие рисунки были изображены на стенах гробниц и имели сакральное значение. Они должны были обеспечить покойного богатой и успешной жизнью в загробной жизни. А в Древней Греции бытовые рисунки были обычны на вазах. В средние века, несмотря на то, что все было посвящено религии, в том числе и искусству, бытовой жанр начал постепенно насыщать религиозные сцены.[5]

Источник

Виды и жанры изобразительного искусства — Изобразительное искусство

Понимание искусства необходимо прививать с раннего детского возраста, ведь благодаря ему можно приобрести социокультурный опыт. Культура помогает человеку стать личностью. Дошкольники знакомятся с искусством, пробуя в быту разные его виды, в следствие чего возникает интерес к познанию и нравственной чувственности.

Ознакомиться с жанрами, видами и своеобразием изобразительного искусства, а также его выразительностью в художественных образах.

Эстетическая литература позволяет выделить несколько видов искусства, среди которых есть изобразительные – графика, скульптура, живопись, и неизобразительные в виде архитектуры. Это разделение довольно условно, но весьма удачно помогает упорядочить разные его способы отражения.

Живопись

Живопись отражает окружающий мир через отражение с помощью цветных материалов конкретного пространства на плоскости. Основой этого жанра стал рисунок, который стал фундаментом для практических всех сфер изобразительного искусства. Однако в живописи рисунок как будто «спрятан» за красками, штрихами и цветом.

Основой живописи и ее базовым средством отражения мира является цвет. С его помощью художник может передавать объем, пространство, движение и многие другие аспекты окружающей действительности.

С помощью смешивания и компоновки цветов художники получают колористической богатство и согласованность цветовых элементов картины.

Для живописи цвет стал еще и выразительным средством. Он напрямую влияет на композицию картины, ее контрастность и сопоставление отдельных элементов, позволяет выделить главные объекты, расставить акценты и прописать детализацию, создавая гармоничное творение.

Живопись может подразделять по сюжету на батальную, историческую, бытовую, портретную, пейзажную, сказочную и натюрморт.

Сюжетная картина – самый сложный тип живописи, в рамках которой обычно изображается несколько персонажей, связанных между собой действием, эмоциями или событием. Сюжет может развертываться в любом месте, а значит от художника требуется не только умение прорисовывать лицо, фигуру, душевное состояние, но и изображать предметный мир вокруг или пейзаж.

Портрет

Тематикой портретистов выступает человек, его внешность, занятия, увлечения, положение в обществе и профессиональная деятельность, а также психологическое состояние. Для большинства художников изобразить весь спектр личности человека удается редко, они останавливаются на нескольких характерных чертах.

Ведущие позиции портретный жанр завоевал в 18 веке, и тогда же начинают создаваться основы камерного и парадного портрета как отдельных жанров. В советском искусстве создавался и приобрел популярность совсем другой стиль портрета, когда человек изображается в процессе своей трудовой деятельности. Люди на таких картинах творят и мыслят, что придает портретам одухотворенности, индивидуальности и величественной увлеченности.

Довольно часто портретисты изображают людей в домашней обстановке или на природе, то есть запечатлеют момент времени в быте. В таких картинах наиболее ярко раскрывается эмоциональная и духовная составная человека. В большинстве случаев такие портреты относятся к лирическим композициям. Ярким примером подобного портрета стала «Девочка с персиками» В. Серова.

Пейзаж

Пейзаж представляет собой образ природы или города, который несет в себе смысловую эстетику изображения. Природа в пейзаже имеет свое характер, настроение и передает особые состояния природы, отражаясь в освещении, погодном явлении или угле зрения художника. Талантливые пейзажисты могут не только воссоздать природные красоты, но и отразить собственное настроение и даже дух эпохи. Наиболее известным примером такой картины стал лирический пейзаж А. Саврасова «Грачи прилетели».

Натюрморт

Воспроизведение вещественного мира всегда отражает личное отношение художника. Натюрморт может состоять из цветов, пищи, предметов домашнего быта, орудий труда, посуды, книг, ткани и многих других предметов. Особого внимания заслуживает передача фактуры, светотени и формы, которые можно будет воспринимать через призму понимания живописца.

Графика

Графика представляет собой изображение на бумаге, исполненное карандашом, углем, тушью или другими средствами. Основой этого вида искусства становится передача линии или однотонности пятен. К разновидностям графики относят также гравюру, офорт, ксилографию, линогравюры, литографию и другие разновидности.

Особенным средством графического выражения стал однотонный рисунок. Это может быть линия, очерчивающая контур предмета, или темное пятно, которое будет формировать на бумаге светотень и передавать пространство и объем.

Графика стала массовым средством агитации и пропаганды. В ней, как и в живописи есть те же жанры – пейзаж, портрет, натюрморт и другие. Графику часто используют для иллюстраций в журналах, книгах, плакатах.

Рисунок стал базой для всех возможных видов изобразительного искусства. С его помощью делаются зарисовки и наброски, эскизы картин, интерьеров, панорам. Он играет важнейшую роль в таких жанрах как скульптура и архитектура.

Скульптура

Скульптура призвана создавать реальный объем, в отличие от графики и живописи. Она производит реальные трехмерные фигуры, которые могут находиться рядом здесь и сейчас.

Скульптура подразделяется на полной объемную, то есть обозреваемую со всех сторон, или неполной объемной, как будто частично выступающей над плоскостью. Последний тип еще называют рельефом.

Рельеф имеет свои разновидности: барельеф, если фигуры выступают с основания не более чем на половину общего объема, и горельеф, когда изображение значительно выступает и является практически отделенным от основания.

Скульптор чаще работает с глиной, камнем, бронзой и деревом. Глина обычно служит основой дальнейшего творения, она податлива и мягкая. С ее помощью можно детально прорисовывать нюансы. Все другие материалы требуют особой тщательности и силы для работы, но обладают большей стойкостью и при грамотном использовании могут выливаться в совершенство форм и изображений.

Разновидностями скульптуры стали монументальный тип (осматривается с большого расстояния, обычно выразительная, четкая, работает на восприятие объема), памятник, станковая скульптура (создается для закрытых помещений, музеев, частных владений), анималистический жанр.

Архитектура

Архитектура, она же зодчество, по факту является средой, в которой существует человек. Она удовлетворяет практические потребности людей и в первую очередь должна быть удобной и надежной.

Как вид искусства, архитектура работает с пластичными формами, объемом и пространством, которые воспринимаются в зрительном спектре. Она сама становится частицей действительности и вплетается в ежедневную рутину жизни.

Особенностью архитектуры становится единство художественно-идейной и материальной составной.

Архитектура работает с реальностью и пространством. Последнее ограничивается отдельными конструктивными формами – опорами, перекрытиями и ограждениями.

Внешняя форма здания неразрывно связанна с интерьером и планировкой здания, составляя целостную композицию.

Важную роль в создании архитектурного образа обозначает совместный тандем всех пластических элементов искусства – скульптуры, архитектуры и живописи. Основой ему служит архитектура, а два других становятся элементами композиции.

Декоративно-прикладное искусство

Народное искусство неразрывно связано с развитием материального производства, создавалось в процессе трудовой деятельности как следствие природного стремления человека к красоте и эстетике. Объектом творчества выступали предметы быта, одежда, орудия труда и всевозможные окружающие предметы.

Народные творцы были тесно связанны с природой, изображая образы животных, растений и окружающую действительность. Именно поэтому она носит оптимистичный характер.

Еще одной характерной чертой народного прикладного творчества стала декоративность и красочность. В большинстве случаев среди изображений фигурирует сюжетная или орнаментальная тематика. Последний может носить растительные или геометрические черты. Многие из них имеют глубокую историческую базу и происходят еще со времен Древней Руси.

Народное прикладное искусство глубоко связано с традициями, его техники передаются в поколениях, а образы не изменяются веками. Ему присуще соединение эстетики и практического применения. Декорировались многие предметы быта, которые использовались ежедневно и часто.

Произведения народного искусства несут в себе особый духовный смысл, призванный передавать стремление к красоте, уюту и удобству в рутине жизни.

Источник