Меню

ЕГЭ История КРАТКО Александр II 1855 1881

Реформы Александра 2

В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед — значит быть отброшенным назад.

Ленин Владимир Ильич

Александр 2 вошел в историю как реформатор. Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей. Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

Реформы Александра 2

Основные причины реформирования России

Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства. Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

  1. Поражение в Крымской войне.
  2. Нарастающее недовольство народа.
  3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
  4. Прогрессивное окружение императора.

Большинство преобразований проводились в период 1860 — 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи. Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 упивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

Какие были проведены реформы

Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права. Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

Либеральные реформы Александра 2 1860 - 1870 годов

Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

Земская реформа 1864 года. С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более «законным». При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

Реформа образования 1864 года. Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся ограничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии. В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

Городская реформа 1870 года. Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

Последствия реформ

Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

Люди реагируют на реформы Александра 2

  • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики. В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.
  • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получило больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
  • Усиление оппозиционного движения. Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

  • Отсутствие коммуникаций. Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.
  • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность. Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».
  • Военно-техническое отставание от западных стран.

Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах. Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения. Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане. Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

Поражение в Крымской войне - причина реформ

Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей. Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

Читайте также:  Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона в романе Война и Мир Льва Николаевича Толстого

Источник

Либеральные реформы 1860 – 70-х годов в России

Преобразования в Российской империи 60-70-х годов позапрошлого века называют либеральными реформами. Стержневым событием долговременного процесса стала Великая крестьянская реформа 1861 года. Она определила курс дальнейших буржуазных переустройств и реорганизаций, взятый правительством Александра II. Нужно было реорганизовывать политическую надстройку, перестраивать суд, армию и многое другое.

Тернистый путь реформ

Таким образом, понимание Александром II острой необходимости проведения крестьянской реформы подвело его в ходе осуществления замысла к проведению комплекса преобразований во всех сферах общественной жизни России. Сам того не желая император делал шаги в направлении к буржуазной монархии, в основе которой был переход к индустриальному обществу, рыночной экономике и парламентаризму. Убийство царя в марте 1881 г. повернуло движение страны в иную сторону.

Военная, образовательная, крестьянская и судебная реформы были главными преобразованиями, проведёнными в России в 60 – 70-х годах века, и благодаря им страна преодолела свою существенную отсталость от передовых держав.

Впрочем, реформы Александра II были не столь идеальны и проходили не столь гладко, как это должно было быть. Аристократический характер российского общества в определённой степени сохранялся даже после того, как были проведены столь желанные либеральные реформы.

Что такое либерализм

Либерализмом называют направление общественно-политической и философской мысли, провозглашающее права и свободы человека высшей ценностью. Влияние на человека государства и других структур, в том числе религии, в либеральном обществе обычно ограничивается конституцией. В экономике либерализм выражается в неприкосновенности частной собственности, свободе торговли и предпринимательства.

Причины либеральных реформ

Основная причина либеральных реформ – отставание России от передовых европейских стран, к середине XIX века ставшее особенно ощутимым. Другая причина – крестьянские восстания, количество которых резко возросло к середине 1850-х годов; народные выступления угрожали существующему государственному строю и самодержавной власти, поэтому положение необходимо было спасать.

Предпосылки реформ

Российское общество во все периоды Нового времени было очень пёстрым. Законченные консерваторы здесь соседствовали с либералами, ревнители старины – с новаторами, людьми со свободными взглядами; сторонники самодержавия пытались ужиться с приверженцами ограниченной монархии и республиканцами. К середине девятнадцатого века противоречия между «старыми» и «новыми» россиянами обострились, поскольку выросла целая плеяда просвещённых дворян, жаждавшая масштабных перемен в стране. Императорскому дому пришлось пойти на уступки, чтобы сохранить верховную власть.

Задачи реформ

Основная задача либеральных реформ – преодоление социальной, политической, военной и интеллектуальной отсталости Российской империи. Особенно остро стояла задача отмены крепостного права, которое к тому времени морально сильно устарело, да и тормозило экономическое развитие страны. Ещё одна задача – проявить активность именно «сверху», со стороны царской власти, пока за радикальные преобразования не взялись революционеры.

Реформа управления земствами и городами

Дворянство после отмены крепостного права обеспокоилось усилением своей роли в политической жизни страны. Правительство реформаторов чутко уловило настроения правящего сословия и разработало земскую, а немногим позднее и городскую реформы.

Реформы проводились согласно «Положения о губернских и уездных местных учреждениях» от 1 января 1864 г. в 34 губерниях европейской части империи и «Городового положения» от 16 июня 1870 г.

Членов земского собрания (гласных) выбирали раз в три года по группам избирателей (куриям):

Гласных избирали раз в четыре года. Трехразрядная избирательная система (мелкие, средние и крупные налогоплательщики). Избирательные права имели учреждения и ведомства, светские и религиозные учреждения, вносившие сборы в бюджет города.

Основными принципами земской и городской реформ были:

  1. Обособление местного самоуправления от административной власти.
  2. Выборность органов управления и всесословное представительство.
  3. Самостоятельность в финансово-хозяйственных вопросах.

Демократичная судебная реформа

Судебная, из всех либеральных реформ, считается самой последовательной. С 1861 г. начата работа над «Основными положениями преобразования судебной части России». В 1864 государь утвердил современные судебные уставы определившие новые принципы судопроизводства:

Организационные принципы суда

Несменяемость и независимость судей.

Разграничение полномочий судов.

Введение института присяжных заседателей.

Создание института судебных следователей.

Введение института нотариусов.

Выборность отдельных судебных органов.

Следствие по политическим делам — прерогатива жандармерии.

Смертные приговоры могут выносить Сенат и военный суд.

Изменение системы наказаний (отмена клеймления и телесных наказаний для женщин).

Император, имел право корректировать решения всех судов через меры административного воздействия.

Назревшая реформа армии

Опыт Крымской войны показал, что России необходима массовая армия располагающая нужными резервами и подготовленный офицерский корпус. Остро назрело перевооружение армии и переустройство системы военного управления. Реформа начала готовиться еще в 1861 г. и была реализована в 1874 г. следующими шагами:

  1. Создано 15 военных округов.
  2. Учреждение сети военно-учебных заведений.
  3. Введены новые воинские уставы.
  4. Оснащение армии новыми образцами оружия.
  5. Отмена рекрутской системы.
  6. Введение всеобщей воинской повинности для комплектования армии.

В результате значительно повысилась боеспособность русской армии.

Реформа образовательной сферы

Учреждение «Положения о начальных народных училищах» 1864 г. и Устава средней школы решало проблемы:

  • доступности образования для всех сословий;
  • монополии государства и церкви в сфере образования, разрешением земствам, общественным объединениям и частным лицам открывать образовательные заведения;
  • равенства полов, открытием высших курсов для женщин;
  • расширения автономии университетов.

Реформа затронула все три образовательные ступени и была значимой для развития страны.

Попутные реформы

Кроме знаковых реформ были попутно проведены:

Финансовая реформа 1860 – 1864 гг., заключавшаяся в преобразовании банковской системы и усиления роли министерства финансов.

Налоговая реформа проявилась в отмене винных откупов, во введении косвенных налогов и определении пределов земского обложения.

Цензурная реформа отменяла предварительный просмотр произведений, но вводила систему санкций после публикации.

Либеральные реформы Александра II: плюсы и минусы

Создавалась единая система судов, при этом все сословия уравнивались перед законом. Судебные заседания стали публичными, а также получали освещение в средствах массовой информации. Стороны теперь имели право пользоваться услугами негосударственных адвокатов.

Реформа провозглашала равенство всех групп населения в правах. Отношение государства к человеку теперь формировалось на основе его поступков, а не происхождения.

Читайте также:  Единицы измерения углов таблица

Реформа была непоследовательной. Для крестьян создавались особые волостные суды со своей системой наказаний, в которую входили и побои. Если рассматривались политические дела, то административные репрессии применялись даже в случае, если приговор был оправдательным.

Были внесены изменения в систему местного самоуправления. Были назначены выборы в земские и уездные управы, которые проходили в два этапа. Местное правительство назначалось на четырёхлетний срок.

Земства занимались вопросами начального образования, здравоохранения, налогообложения и т. д. Местным органам власти предоставлялась определённая автономия.

Большинство мест в земских органах власти занимали дворяне, крестьян и купцов было мало. Вследствие этого все вопросы, затрагивающие интересы крестьян, решались в пользу помещиков.

Рекрутский набор заменён всеобщей воинской повинностью, охватывающей все сословия. Были созданы военные округа, основан главный штаб.

Новая система позволяла сократить численность армии в мирное время и оперативно собрать большое войско в случае необходимости. Проведено масштабное перевооружение. Создана сеть военных училищ, образование в которых было доступно представителям всех сословий. Отменены телесные наказания в армии.

В некоторых случаях телесные наказания сохранялись – для «оштрафованных» солдат.

Юридически устанавливалась личная независимость крестьянина, также ему выдавался определённый земельный надел в постоянное пользование с последующим правом выкупа.

Устаревшее и изжившее себя крепостное право было окончательно ликвидировано. Появилась возможность существенно поднять уровень жизни сельского населения. Благодаря этому удалось устранить опасность крестьянских бунтов, ставших в 1850-е годы обычным явлением в стране. Реформа позволила договориться и с помещиками, которые оставались полноправными владельцами всех своих угодий, за исключением небольших участков, выделяемых для крестьян.

Сохранялся оброк, который крестьяне обязаны были платить помещику в течение нескольких лет за право пользования землёй, размер оброка помещик имел право устанавливать по своему усмотрению.

Вводилась система реальных училищ, в которых, в отличие от классических гимназий, упор делался на преподавание математики и естественных наук. Было создано значительное количество исследовательских лабораторий.

У народа появилась возможность получать разностороннее и более светское образование, осваивать науки в их современном (на то время) состоянии. Кроме того, начали открываться курсы высшего образования для женщин. Плюсом для правящего класса стало устранение опасности распространения революционных идей, поскольку молодёжь теперь получала образование в России, а не на западе.

Выпускникам реальных училищ было ограничено поступление в высшие специальные учебные заведения, а в университет они не могли поступить вовсе.

Вводилась система городского самоуправления, в том числе городские Дума, управа и избирательное собрание.

Реформа позволяла населению городов обустраивать своё городское хозяйство: строить дороги, инфраструктуру, кредитные учреждения, пристани и т. д. Это позволило оживить торговое и промышленное развитие страны, а также приобщить население к гражданской жизни.

Городская реформа носила откровенно националистический и конфессиональный характер. Среди депутатов городской думы число нехристиан не должно было превышать трети, а городской голова не должен был быть евреем.

Итоги реформ

«Великие реформы», как их принято называть в исторической науке, значительно осовременили и модернизировали Российскую империю. Сословное и имущественное неравенство различных слоёв населения было значительно сглажено, хотя и сохранялось вплоть до Октябрьской революции. Заметно повысился уровень образования населения, в том числе низших сословий.

В то же время обострились столкновения между «просвещёнными бюрократами», разработавшими и проведшими реформы, и аристократическим дворянством, желавшим сохранить старые порядки и своё влияние в стране. Из-за этого Александр II вынужден был лавировать, отстраняя «просвещённых бюрократов» от дел и вновь назначая их на свои посты при необходимости.

Значение реформ

«Великие реформы» имели двоякое значение, что и планировалось царским правительством изначально. С одной стороны, расширение прав и свобод граждан улучшило социальную обстановку в стране; широкое распространение образования положительно сказалось на модернизации российской экономики, способствовало развитию науки; военная реформа позволила заменить старую, дорогую и неэффективную армию более современной, вполне отвечающей своим основным задачам и наносящей минимум вреда личности военнослужащего в мирное время. «Великие реформы» способствовали разложению остатков феодального строя и развитию капитализма в России.

С другой стороны, либеральные реформы укрепили силу и авторитет самодержавной власти и позволили бороться с распространением радикальных революционных идей. Так уж получилось, что наиболее верными сторонниками неограниченной царской власти были именно либеральные «просвещённые бюрократы», а не заносчивая аристократическая верхушка. На образование возлагалась особая роль: молодёжь следовало научить основательно мыслить, чтобы помешать формированию в её умах поверхностных радикальных взглядов.

Источник



ЕГЭ. История. КРАТКО. Александр II (1855-1881)

ЕГЭ. История. КРАТКО

Александр II (1855-1881)

1856 г. – Основание П. М. Третьяковым коллекции русского искусства в Москве.

1857-ликивдация военных поселений

1861 г., 19 февраляотмена крепостного права в России. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».Крестьяне получали личную свободу, всё, что у них было- скот, дом и др.- стали их собствненостью. Могли брать землю на правах аренды, отрабатывая барщину и оброк. Могли выкупать землю в течение 49 лет, получая ссуду от государства ( как сейчас- ипотека). Но в 1863 выкуп стал обязательным.

Апрель 1861- крестьянские волнения в с. Кандеевка Пензенской губернии и в с. Бездна Казанской губернии, подавление волнений.
1861–1864 гг. – Деятельность организации «Земля и воля».
1862 г. – Образование «Могучей кучки» – объединения композиторов (М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский Корсаков, А. П. Бородин).

1860- финансовая реформа: учреждение Государственного банка, отмена подушной подати для мещан и увеличение её для крестьян

1864— реформа народного образования:«Временные правила», ограничивающие доступ в университеты разночинцев; появление гимназий для девушек( 1862);Университетский устав об автономии(1863); «Положение о начальных народных училищах(1864), начальные школы могли быть частными и государственными, но под контролем уездных, губернских училищных советов)разделение гимназий на реальные и классические ( 1864) а с 1871 оставлены только классические гимназии;1872- реальные училища , заменившие реальные гимназии.
1864 г. – земская реформа, « Положение о губернских и уездных земских учреждениях ( земское самоуправление ведало школами, медициной, почтой, дорогами, благотворительностью).Созданы земские и уездные учреждения- собрания и управы. Они были выборными, хотя были и ограничения, но принимали участие все сословия.

1864— судебная реформа: замена сословного суда бессословным, гласным, состязательным, открытым, независимость суда перед администрацией, несменяемость судей, введение суда присяжных, система мировых судов. Вводился институт адвокатуры ( присяжные поверенные).

Читайте также:  Как позвонить в скорую с мобильного телефона номера для всех операторов и стран

6 марта 856 г. – Парижский мирный договор по итогам Крымской войны..
1858 – Айгунский договор с Китаем(граница по Амуру, Приамурье- России, земли от р. Уссури до моря- неразделённая территория.)

1860- Пекинский договор с Китаем( Россия + Уссурийский край. Определена восточная граница).

1863- подавление польского восстание, сближение с Пруссией.

1867 г. – Продажа Аляски и Алеутских островов США.
1867- Петербургский договор с Японией о совместном владении о.Сахалином и свободе передвижения японцев и русских по острову.

1870- Россия в одностороннем порядке денонсировала Парижский договор( по итогам Крымской войны)- циркуляр Горчакова об отмене нейтрализации Чёрного моря.

1871-Лондонская конференция , отмена ограничительных статей Парижского мира о запрете иметь России флот на Чёрном море.

1873-Союз трёх императоров: Россия, Германия, Австро-Венгрия.

1875-восстание в Боснии и Герцеговине, добровольцы из России в Сербию и Черногорию на борьбу с Турцией.

1877–1878 гг. – Русско-турецкая война. (1877- взятие Плевны, Шипкинского перевала, крепостей Баязет и Ардаган, русские вступили в Софию1778- победа под Филиппополем,

1875- Петербургский договор с Японией (России- Сахалин, Японии- Курильские острова)

19 января – Андрианопольское перемирие с Турцией
19 февраля 1878 г. – Сан-Стефанский мирный договор (Россия + Южная Бессарабия, Крепости Ардаган, Карс, Батум, Баязет; автономия Болгарии, Сербии, Герцеговине; независимость Сербии, Черногории, Румынии)
1878 г. – Берлинский конгресс(инициатива Англии и Австро-Венгрии). Пересмотр условий Сан-Стефанского договора: Южная Болгария- под властью Турции, урезаны территории Сербии и Черногории, Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину, Англия вводила войска на Кипр. Обострение отношений России с Австрией и Германией. Сближение с Францией. Неудача дипломатии России.
1879–1882 гг. – Оформление Тройственного союза.

БОРЬБА ЗА ВЛИЯНИЕ В АЗИИ.

Конец 1860-х-сер.1880-хгг.+ Туркменистан

1873+Бухарское и Хивинское ханства ( протекторат России)

1885-договор с Англией о разделе сфер влияния в Азии: Средняя Азия- Россия, Афганистан и Тибет- Англия.

Итоги:1864–1885 гг. – Присоединение Средней Азии к Российской империи.

ЛИЧНОСТИ

А.А.Абаза — видный государственный деятель, с 1865- член совета министров, 1874-1881- председатель Департамента государственной экономии Госсовета. 18880-1881- министр финансов

В.А.Валуев — государственный деятель, 1861-1868- министр внутренних дел, в 1879-1881- председатель Кабинет министров, под его руководством проведена земская реформа.

А.В.Головнин— в 1861-1866- министр народного просвещения, при нём расходы на образование увеличилось вдове.

А.М.Горчаков— с 1856-1882- министр иностранных дел.

И.В.Гурко— военный деятель, командовал войсками в войнах с Турцией, герой Плевны.

И.Д.Делянов— сенатор. с 1866- товарищ министра народного просвещения ( то есть его зам.)с 1874- член Госсовета.

С.И.Зарудный— учёный-юрист, государственный деятель, один из авторов судебной реформы.

М.Т.Лорис-Меликов – участник войн с Турцией, с 1880- министр внутренних дел, шеф жандармов, вёл беспощадную борьбу с революционерами, подготовил доклад о проведении экономических реформ.

Д.А.Милютин – в 1861-1881- военный министр, провёл реформы в армии

Н.А.Милютин – в 1859-1861- товарищ министра внутренних дел, фактический руководитель подготовки проведения крестьянской реформы.

М.Д.Скобелев— генерал, участник завоеваний в Средней Азии. Успешно командовал войсками в войне с Турцией в 1877-1878 под Плевной и на Шипке.

ТЕРМИНЫ

Временнообязанные крестьяне- бывшие крепостные, освобождённые в 1861, но не переведённые на выкуп .Получали право на пользование землёй за повинности и платежи.

Выкупная операция— выкуп крестьянами земли у помещиков по реформе 18161 года. Государство выплачивало помещикам сумму выкупа, её крестьяне выплачивали в течение 49 лет под 6 %.

Земства— выборные органы местного самоуправления, введены по земской реформе 1864 г.

Издольщина— вид аренды земли, при которой арендная плата вносилась частью урожая.

Конституция М.Т. Лорис-Меликова- условное название нереализованного проекта политических реформ, предложенного министром внутренних дел. Это были робкие шаги к конституционному ограничению самодержавия. Привлечение общественности к сотрудничеству с правительством, к законотворческой деятельности третьего сословия( то есть все, кроме привилегированных людей) с правом законосовещательного голоса.

Отработки— после реформы 1861 года крестьяне вынуждены были за аренду земли , за ссуду идти к помещикам на работу со своими орудиями труда и скотом.

Отрезки— часть земли, находившейся в пользовании крестьян, отрезанных после реформы 1861 в пользу помещикам.

( Прирезки— земля, которая прибавлялась к наделу крестьян, если он был меньше нормы)

Примечание

  • Материал о личностях можно использовать при написании сочинения (задание № 25).
  • Данный материал очень удобно приклеить на карточки , систематически вспоминать .
  • О деятелях культуры и религии, а также об общественном движении в будущем будут отдельные материалы.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Источник

Реформы Александра 2 и контрреформы Александра 3 (Таблица)

Таблица содержит реформы Александра 2 (1855-1881) и контрреформы Александра 3 (1881-1894)

Александр 2 Освободитель

Александр 3 Миротворец

1. Отмена крепостного права (1861), освобождение крестьян с землёй, но за большой выкуп и с сохранением временнообязанного состояния

1. Прекращение временнообязанного состояния крестьян (1883), запрет земельных переделов, введение института земских начальников, консервация общины (1893), отмена подушной подати (1882)

2. Земская (1864) и городская реформы (1870), создавшие первые органы народною представительства на местном уровне, проект Лорнс-Меликова о Всероссийском совещании земств

2. Манифест о незыблемости самодержавия (1881), отказ от созыва Всероссийского совещания земств (1882), ограничение полномочий земств (1890) и городских дум (1892)

3. Судебная реформа (1864), утвердившая гласность и бессословность судопроизводства, суд присяжных и состязательность судебного процесса

3. Введение положения о чрезвычайной и усиленной охране, изъятие политических дел из ведения суда присяжных, предоставление губернаторам права на административную высылку (1884)

4. Военная реформа (1874), переход к мобилизационной системе и отказ от рекрутчины, образование военных округов

4. Усиление корпоративного духа в офицерском корпусе (право на дуэль), внедрение национальных моментов в обмундирование и внешний вид солдат

5. Либеральный университетский устав (1863), предоставивший широкую автономию высшим учебным заведениям

5. Новый университетский устав (1884), свёртывание автономии высших учебных заведений

б. Совершенствование системы среднего образования (1864), появление частных и земских учебных заведений, упор на классические и реальные гимназии

6. Циркуляр о «кухаркиных детях» (1887), запрещавший приём в гимназию лиц неблагородных сословии, широкое строительство церковноприходских школ для крестьян

7. Реформа печати, смягчение цензуры, развитие «гласности»

7. Усиление цензуры печати (1882), закрытие ряда издании.

Источник