Меню

Задания заполните таблицу среда обитания обитатели наземно воздушная

§ 4. Среды обитания организмов — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

14. Дайте определение понятия.

Среда обитания — это всё то, что окружает живое существо в природе.

15. Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Среда обитания

Особенности среды 2-3 примера обитателей среды

Черты приспособленности организмов к среде

Вывод:

На Земле можно выделить четыре основных среды обитания, которые значительно отличаются друг от друга условиями, и в которых обитают живые существа, максимально приспособившиеся к своей среде.

16. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

Благодаря разнообразию сред обитания на Земле появилось огромное количество разнообразных видов живых существ, каждый из которых приспособлен к конкретным условиям.

17. Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?

Пагубное воздействие на среды обитания организмов оказывают как природные катаклизмы (наводнения, цунами, извержения вулканов, землетрясения и т.д.), так и действия человека: вырубка лесов, загрязнение атмосферы и воды, химические загрязнения, промышленные выбросы, свалки, хищнической лов рыбы и отлов зверей, осушение болот, возделывание степей и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.

Источник

§ 5. Среды обитания организмов

Среда обитания

Каждый организм обитает в определённой среде. Всё то, что окружает живое существо, называют средой обитания. На Земле существует четыре основные среды обитания, освоенные и заселённые организмами. Это водная, наземно-воздушная, почвепная и, наконец, организмеппая (среда, образуемая самими живыми организмами).

Каждая среда обитания имеет свои особенные условия жизни, к которым организмы приспосабливаются. Этим объясняется большое многообразие живых организмов на нашей планете.

Вода служит средой обитания для многих организмов (рис. 6). Из воды они получают всё, что необходимо им для жизни. Водные организмы очень разнообразны, но все их особенности строения и приспособления определяются физическими и химическими свойствами воды.

Среды жизни: водная (а), наземно-воздушная (б)

Вода обладает выталкивающей силой. Это свойство позволяет многим организмам парить в толще воды. К ним относятся как мелкие растения и животные, так и достаточно крупные организмы, например медузы. Активные пловцы (рыбы, дельфины, киты и др.) имеют обтекаемую форму тела, а конечности в виде плавников или ласт. Многие водные организмы ведут малоподвижный или даже прикреплённый образ жизни, например коралловые полипы.

Вода способна накапливать и удерживать тепло, поэтому в воде не бывает таких резких колебаний температуры, как на суше.

Животные заселили всю толщу воды, вплоть до самых глубоких океанских впадин. Растения живут только в верхних слоях воды, куда проникает солнечный свет.

Читайте также:  Таблица снеллена с изображением буквы

Большое значение для водных организмов имеет солевой состав воды.

Наземно-воздушная среда

Наземно-воздушная среда более сложна и разнообразна, чем водная. Большое значение для живущих в ней организмов имеют свойства и состав воздуха. Воздух менее плотный, чем вода. Поэтому наземным обитателям труднее поддерживать своё тело в пространстве, чем водным. Для этого им необходимы специальные приспособления: животным — крепкий скелет (наружный или внутренний), растениям — сильные корни.

Температура воздуха может меняться очень быстро и на больших пространствах, поэтому живущие на суше организмы имеют различные приспособления, позволяющие выдерживать резкие перепады температуры.

Важное значение для наземных организмов имеет химический состав воздуха. Поэтому загрязнение воздуха оказывает отрицательное воздействие на живые организмы.

У наземных организмов, живущих в условиях различной влажности, также выработались специальные приспособления.

Почва

Почва — верхний рыхлый слой суши. Она состоит из неживых (косных) неорганических веществ (минеральных веществ, воды и воздуха), а также содержит много живого (биологического) органического вещества (остатки растений и животных, продукты их разложения — перегной). В почве обитают бактерии, грибы, черви, насекомые и их личинки и даже такие крупные животные как кроты и землеройки (рис. 7). Поэтому почву называют биокосным природным образованием.

Почва - среда обитания

Под действием окружающей среды почва непрерывно изменяется. Вода от дождей и снегов растворяет минеральные вещества; погибшие животные и растения пополняют почву органическими остатками.

Огромную роль играет почва в жизни растений. Почва обладает особым свойством — плодородием, способностью обеспечивать растения питательными веществами и влагой, создавать условия для их жизнедеятельности. Чем больше в почве минеральных веществ и перегноя, тем она плодороднее. От плодородия почвы зависит урожай возделываемых культур.

Почва постепенно истощается из-за того, что каждый урожай уносит из почвы какое-то количество минеральных веществ. Чтобы восполнить их содержание, в почву вносят органические и минеральные удобрения. Подробнее об удобрениях вы узнаете в § 25.

Тела организмов

Тела многих организмов могут служить жизненной средой для других организмов. Жизнь внутри другого организма характеризуется большим постоянством по сравнению с жизнью в окружающей среде. Поэтому организмы, находящие себе место в теле растений или животных, часто полностью утрачивают органы и даже системы, необходимые свободноживущим видам. Об этих взаимоотношениях организмов вы узнаете, изучая биологию.

Чтобы лучше усвоить учебный материал, научись правильно работать с текстом учебника. В этом тебе поможет памятка «Как работать с текстом учебника».

1. Прочитайте название параграфа. Оно отражает его главное содержание.

Читайте также:  Таблица команд английского футбола

2. Прочитайте вопросы перед текстом параграфа. Постарайтесь на них ответить. Это поможет вам лучше понять текст параграфа.

3. Прочитайте вопросы в конце параграфа. Они помогут выделить наиболее важный материал параграфа.

4. Прочитайте текст, мысленно разбейте его на смысловые единицы, составьте план.

5. Проведите сортировку текста (новые термины и определения выучите наизусть, основные положения запомните, умейте их доказывать и подтверждать примерами).

6. Кратко перескажите параграф.

Среда обитания: водная, наземновоздушная, почвенная, организменная

Ответьте на вопросы

1. Какие среды обитания живых организмов вы знаете?

2. Какие свойства характерны водной среде обитания?

3. Почему считают, что наземно-воздушная среда более сложна для обитания, чем водная?

4. Что такое почва? Каких обитателей почвы вы знаете?

5. Какова роль почвы в жизни растений?

6. В чём состоят основные особенности организмов, использующих тела других организмов как среду обитания?

Почему организмы, обитающие в наземно-воздушной среде, более многообразны, чем обитающие в водной?

Источник



Задания заполните таблицу среда обитания обитатели наземно воздушная

Задание 1. Сформулируйте и запишите определение понятия «среда жизни»

Совокупность условий, в которой живет определенный организм

Задание 2. Заполните таблицу

Обитатели разных сред жизни
Среда жизни Обитатели
наземно-воздушная ласточка, человек, лось, собака, обезьяна, курица, бабочка
почвенная крот, дождевой червь, землеройка, многие бактерии
водная щука, карась, дельфин
организменная нематоды, аскариды, вирусы

Задание 3. Соедините линиями названия организмов и сред жизни, в которых организмы обитают. Ниже запишите свой ответ в краткой форме

1. Окунь — а) водная среда

2. Дождевой червь — б) почва

3. Водяная лилия — в) наземно-воздушная

4. Крот — б) почва

5. Заяц — в) наземно-воздушная

6. Пчела — в) наземно-воздушная

7. Паразитический червь — г) организм

8. Лишайник — в) наземно-воздушная

9. Вирус — г) организм

Задание 4. Укажите главное отличие водной среды жизни от наземно-воздушной

В водной среде меньше кислорода и больше жизни

Задание 5. Сравните условия обитания водной и почвенной сред жизни. Укажите сходство и различия между ними

Сходство: мало света и кислорода

Различие: влаги в водной среде больше

Задание 6. Сделайте обоснованное предположение о том, в какой среде жизни обитают грибы

Грибы могут существовать во всех средах обитания

Источник

4 среды обитания живых организмов их характеристика (общая таблица)

Первой средой обитания организмов была вода. Именно в ней зародилась жизнь. С историческим развитием многие организмы начали заселять наземно-воздушную среду Земли. В результате появились земные растения и животные, которые эволюционировали, адаптируясь и привыкая к новым условиям существования. В течение жизни организмов на земле поверхностные слои литосферы постепенно превращались в почву, по словам ВернадскогоВ.И., «биокосное тело планеты» — вещество, которое возникло в ходе совместной деятельности живых организмов и их среды обитания. Биокосные тела — это природные минеральные соединения, обработанные благодаря жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Читайте также:  Суперкубок Испании 2021 даты расписание формат участники турнира

Водные и наземные организмы начали заселять почву, создавая особый комплекс ее обитателей. Вероятно параллельно протекало формирование паразитов и симбионтов, средой жизни которых в воде, на суше и в почве стали другие организмы — хозяева и сожители. На текущий момент выделяются 4 среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы.

4 среды обитания живых организмов рисунок

4 среды обитания живых организмов таблица

4 среды обитания

Адаптации организмов к среде

Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени

Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, наличие слизистых покровов, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция

Мелкие растения и животные, медузы, водоросли, активные пловцы -рыбы, дельфины, тюлени.

Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная. Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве

Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономного расходования воды, высокая эффективность окислительно-восстановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода

Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы

Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами

Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура

Бактерии, грибы, черви, жуки, муравьи, простейшие, личинки насекомых, другие членистоногие, некоторые крупные животные (крот, землеройка)

Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства

Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев

Паразиты — вши, блохи, гельминты, грибок, простейшие и бактерии, симбионты — бактерии

Среды обитания организмов характеристика, факторы

Среды обитания организмов их характеристика таблица

_______________

Источник информации:

1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.

2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.

3. Конспект лекций «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»/ Андреев М.В. — 2002

Источник