Меню

Задание 11 ЕГЭ по математике базового уровня

Алгебра. Урок 5. Графики функций

Смотрите бесплатные видео-уроки на канале Ёжику Понятно по теме “Графики функций”.

Ёжику Понятно

Видео-уроки на канале Ёжику Понятно. Подпишись!

Содержание страницы:

  • Декартова система координат
  • Функция

Декартова система координат

Система координат – это две взаимно перпендикулярные координатные прямые, пересекающиеся в точке, которая является началом отсчета для каждой из них.

Координатные оси – прямые, образующие систему координат.

Ось абсцисс (ось x ) – горизонтальная ось.

Ось ординат (ось y ) – вертикальная ось.

декартова система координат

Функция

Функция – это отображение элементов множества X на множество Y . При этом каждому элементу x множества X соответствует одно единственное значение y множества Y .

Прямая

Линейная функция – функция вида y = a x + b где a и b – любые числа.

Графиком линейной функции является прямая линия.

Рассмотрим, как будет выглядеть график в зависимости от коэффициентов a и b :

Если a > 0 , прямая будет проходить через I и III координатные четверти.

b – точка пересечения прямой с осью y .

Если a 0 , прямая будет проходить через II и IV координатные четверти.

b – точка пересечения прямой с осью y .

Отдельно выделим график уравнения x = a .

Важно : это уравнение не является функцией так как нарушается определение функции ( функция ставит в соответствие каждому элементу x множества X одно единственно значение y множества Y ). Данное уравнение ставит в соответствие одному элементу x бесконечное множества элементов y . Тем не менее, график данного уравнения построить можно. Просто не будем называть его гордым словом «Функция».

Парабола

Графиком функции y = a x 2 + b x + c является парабола .

Для того, чтобы однозначно определить, как располагается график параболы на плоскости, нужно знать, на что влияют коэффициенты a , b , c :

  1. Коэффициент a указывает на то, куда направлены ветки параболы.
  • Если a > 0 , ветки параболы направлены вверх.
  • Если a 0 , ветки параболы направлены вниз.
  1. Коэффициент c указывает, в какой точке парабола пересекает ось y .
  2. Коэффициент b помогает найти x в – координату вершины параболы.
  1. Дискриминант позволяет определить, сколько точек пересечения у параболы с осью .
  • Если D > 0 – две точки пересечения.
  • Если D = 0 – одна точка пересечения.
  • Если D 0 – нет точек пересечения.

Гипербола

Графиком функции y = k x является гипербола .

Характерная особенность гиперболы в том, что у неё есть асимптоты.

Асимптоты гиперболы – прямые, к которым она стремится, уходя в бесконечность.

Ось x – горизонтальная асимптота гиперболы

Ось y – вертикальная асимптота гиперболы.

На графике асимптоты отмечены зелёной пунктирной линией.

Если коэффициент k > 0 , то ветви гиперолы проходят через I и III четверти.

0″ height=»346″ width=»346″ sizes=»(max-width: 346px) 100vw, 346px» data-srcset=»/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1.png 346w,/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1-150×150.png 150w,/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1-300×300.png 300w,/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1-176×176.png 176w,/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1-60×60.png 60w, https://epmat.ru/wp-content/uploads/2017/01/Гипербола-1.png»>

Если k 0, ветви гиперболы проходят через II и IV четверти.

Чем меньше абсолютная величина коэффиента k (коэффициент k без учета знака), тем ближе ветви гиперболы к осям x и y .

Квадратный корень

Функция y = x имеет следующий график:

Возрастающие/убывающие функции

Функция y = f ( x ) возрастает на интервале , если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует большее значение функции (большее значение y ) .

То есть чем больше (правее) икс, тем больше (выше) игрек. График поднимается вверх (смотрим слева направо)

Примеры возрастающих функций:

Функция y = f ( x ) убывает на интервале , если большему значению аргумента (большему значению x ) соответствует меньшее значение функции (большее значение y ) .

То есть чем больше (правее) икс, тем меньше (ниже) игрек. График опускается вниз (смотрим слева направо).

Примеры убывающих функций:

Для того, чтобы найти наибольшее значение функции , находим самую высокую точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наибольшим значением функции.

Для того, чтобы найти наименьшее значение функции , находим самую нижнюю точку на графике и смотрим, какая у нее координата по оси ординат (по оси y ) . Это значение и будет являться наименьшим значением функции.

Задание №11 из ОГЭ 2020. Типовые задачи и принцип их решения.

Источник

Графики, диаграммы, таблицы

На диаграмме показана средняя температура воздуха в Нижнем Новгороде за каждый месяц 1994 года. По горизонтали указываются номера месяцев, по вертикали -средняя температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме, сколько было месяцев с отрицательной средней температурой в 1994 году в Нижнем Новгороде.

На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трёх суток. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат значение температуры в градусах. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 15 августа.

В таблице показано распределение медалей на Зимних Олимпийских играх в Сочи среди команд, занявших первые 10 мест по количеству золотых медалей. Сколько серебряных медалей у команды, занявшей второе место по числу золотых медалей?

На графике показано изменение температуры в зависимости от времени в процессе разогрева двигателя легкового автомобиля. На оси абсцисс откладывается время в минутах, прошедшее от запуска двигателя, на оси ординат — температура двигателя в градусах Цельсия. Когда температура достигает определенного значения, включается вентилятор и температура начинает понижаться. Определите по графику, сколько минут прошло от момента запуска двигателя до включения вентилятора?

На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в городе N за каждый месяц некоторого года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия. Определите по диаграмме наибольшую среднемесячную температуру в этом году. Ответ дайте в градусах цельсия.

На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Симферополе за каждый месяц 1988 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали — температура в градусах цельсия. Определите по диаграмме наибольшую среднемесячную температуру в 1988 году. Ответ дайте в градусах цельсия.

На рисунке изображен график изменения атмосферного давления в течение трех суток. По горизонтали указаны дни недели, по вертикали – значения давления в миллиметрах ртутного столба. Определите по рисунку значение атмосферного давления в 12:00 во вторник.

На диаграмме приведены данные о протяжённости восьми крупнейших рек России. Первое место по протяжённости занимает Лена. На каком месте по протяжённости находится Амур?

На рисунке показано изменение атмосферного давления в течение трех суток. По горизонтали указаны дни недели и время, по вертикали — значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Определите по рисунку значение атмосферного давления во вторник в 18:00. Ответ дайте в миллиметрах ртутного столба.

Ни рисунке жирными точками показана цена серебра, установленная Центробанком РФ, во все рабочие дни в октябре 2008 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали — цена серебра в рублях за грамм. Для наглядности жирные точки соединены линией. Определите по рисунку, какого числа цена серебра была наименьшей за указанный период.

Читайте также:  Топливо и его сжигание Состав расчет горения топлива

Важная информация

СИСТЕМА СКИДОК

Тест завершен, спасибо!

Всего задач в тесте:
Вы ответили верно на: ( 0 %)
Вы ответили неверно на:

Статистика по « »

Ваш первичный балл:
Ваш тестовый балл:

Источник



Задание 11 ЕГЭ по математике базового уровня

Содержание

Диаграммы, графики, таблицы

В задании №11 базового уровня ЕГЭ по математике нас ждут задачи с диаграммами, графиками и таблицами данных из окружающего мира. Задания совсем несложные, поэтому сразу перейдем к рассмотрению примеров.

Разбор типовых вариантов заданий №11 ЕГЭ по математике базового уровня

Вариант 11МБ1

На диаграмме приведены данные о длине крупнейших рек России(в тысячах километров). Первое место по длине занимает река Лена.

На каком месте по длине находится река Амур?

Алгоритм выполнения:
  1. Приложить линейку или лист бумаги, или любой прямой предмет к столбцу, символизирующему реку Лену.
  2. Медленно опускайте линейку перпендикулярно вертикальной оси.
  3. Считайте, сколько столбцов повстречалось.
  4. Каким по счету окажется Амур и будет его место по длине.
Решение:

Приложим линейку или лист бумаги, или любой прямой предмет к столбцу, символизирующему реку Лену.

Медленно опускаем линейку перпендикулярно вертикальной оси.

Считаем, сколько столбцов повстречалось.

Вторая по длине река Иртыш.

Третья по длине река Обь.

Четвертая по длине река Волга.

Пятая по длине река Енисей.

Шестая по длине Нижняя Тунгуска.

А вот и Амур. Он седьмой по длине.

Вариант 11МБ2

В таблице представлены данные о ценах некоторой модели смартфона в различных магазинах.

Магазин Цена смартфона (руб.)
ОК-Техника 9084
Скоростной 9059
Клик 9099
И-фон 9105
Смартфон и Ко 9045
Прогресс-К 9233
Адажио 9079
Макропоиск 9150
Вселенная телефонов 9054

Найдите наименьшую цену смартфона из представленных предложений. Ответ дайте в рублях.

Алгоритм выполнения:
  1. Сравнить разряд единиц в классе тысяч.
  2. Сравнить разряд сотен в классе единиц. Выбрать наименьшие.
  3. Сравнить разряд десятков в классе единиц в оставшихся числах.
  4. Сравнить разряд единиц в классе единиц.
  5. Выбрать наименьшее число.

Если проще, сравнить все числа по цифрам слева на право.

Решение:
  1. Сравним разряд единиц в классе тысяч. У всех чисел в разряде единиц в классе тысяч 9. Никакого вывода сделать не получится.
  2. Сравним разряд сотен в классе единиц. У шести чисел в разряде сотен в классе единиц 0. Однозначный вывод не ясен. Остается сравнить числа 9054, 9079,9045, 9099, 9059, 9084.
  3. Сравним разряд десятков в классе единиц в оставшихся числах. Наименьшее 4. Следовательно, наименьшее число – 9045.
  4. Сравнивать разряд единиц в классе единиц нет необходимости.
Решение в общем виде:

В задании нужно выбрать наименьшее число в правой колонке таблицы. Из таблицы видно, что это число 9045, соответствующая магазину «Смартфон и Ко».

Вариант 11МБ3

В таблице представлены данные о ценах некоторой модели смартфона в различных магазинах.

Магазин Цена смартфона (руб.)
ОК-Техника 13 200
Скоростной 12 300
Клик 12 372
И-фон 13 190
Смартфон и Ко 13 099
Прогресс-К 12 105
Адажио 12 230
Макропоиск 13 130
Вселенная телефонов 12 290

Найдите наименьшую цену смартфона из представленных предложений. Ответ дайте в рублях.

Алгоритм выполнения:
  1. Сравнить разряд десятков в классе тысяч.
  2. Сравнить разряд единиц в классе тысяч.
  3. Сравнить разряд сотен в классе единиц. Выбрать наименьшие.
  4. Сравнить разряд десятков в классе единиц в оставшихся числах.
  5. Сравнить разряд единиц в классе единиц.
  6. Выбрать наименьшее число.

Если проще, сравнить все числа по цифрам слева на право.

Решение:
  1. Сравним разряд десятков в классе тысяч. У всех чисел в разряде десятков в классе тысяч 1. Никакого вывода сделать не получится.
  2. Сравним разряд единиц в классе тысяч. У пяти чисел в разряде сотен в классе единиц 2. Однозначный вывод не ясен. Остается сравнить числа 12300, 12372, 12105, 12230, 12290.
  3. Сравним разряд сотен в классе единиц в оставшихся числах. Наименьшее 1. Следовательно, наименьшее число – 12105.
  4. Сравнивать разряд единиц в классе единиц нет необходимости.
Решение в общем виде:

В данной задаче необходимо выбрать наименьшее число в правой колонке таблицы. Из всех представленных чисел, наименьшим является число 12105 для магазина «Прогресс-К».

Вариант 11МБ4

В таблице показано расписание пригородных электропоездов по направлению Москва Белорусская — Бородино.

Номер электрички Москва Белорусская Бородино Время в пути
1 06:18 08:20 2:02
2 07:51 10:09 2:18
3 09:52 12:19 2:27
4 15:24 17:24 2:00
5 17:26 19:40 2:14

Укажите номер электрички, которая в пути меньше всего времени.

Алгоритм выполнения:
  1. Сравнить количество часов в пути.
  2. Сравнить количество минут в пути.
Решение:

Сравним количество часов в пути. Все электрички были в пути 2 часа.

Сравним количество минут в пути. Наименьшее количество минут в пути 00. Это соответствует времени 2:00 (2 часа), стоящем под номером 4.

Вариант 11МБ5

В таблице показано расписание пригородных электропоездов по направлению Москва Савёловская — Дубна.

Номер электрички Москва Савёловская Дубна Время в пути
1 17:30 19:33 2:03
2 18:18 20:52 2:34
3 19:39 22:05 2:26
4 20:44 23:21 2:37
5 22:00 00:01 2:01

Укажите номер электрички, которая в пути меньше всего времени.

Алгоритм выполнения:
  1. Сравнить количество часов в пути.
  2. Сравнить количество минут в пути.
Решение:

Сравним количество часов в пути. Все электрички были в пути 2 часа.

Сравним количество минут в пути. Наименьшее количество минут в пути 01.Это соответствует времени 2:01 (2 часа и 1 минута), стоящем под номером 5.

Вариант 11МБ6

В таблице показано распределение медалей на XXII Зимних Олимпийских играх в Сочи среди команд, занявших первые 10 мест по количеству золотых медалей.

Определите с помощью таблицы, сколько серебряных медалей у команды, занявшей второе место по количеству золотых медалей.

Чем дальше — тем проще примеры. Список уже ранжирован по числу золотых медалей — нам об этом сказано в условии. Тогда просто находим второе место – Норвегия – и видим, что у этой команды 5 серебряных медалей.

Вариант 11МБ7

На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. На горизонтальной оси отмечается число, месяц, время суток в часах; на вертикальной оси – значение температуры в градусах Цельсия.

Читайте также:  Международная торговля товарами таблица

Определите по графику наибольшую температуру воздуха 19 февраля. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Находим «гору» в полосе между ночами с 18-го на 19-ое и с 19-го на 20-е февраля. Вершине этой горы и будет соответствовать искомая наибольшая температура. Пунктирная линия между –4 и –2 соответствует значению –3 градуса Цельсия.

Вариант 11МБ8

Сергей Петрович хочет купить в интернет-магазине микроволновую печь определенной модели. В таблице показано 6 предложений от разных интернет-магазинов. Сергей Петрович считает, что покупку нужно делать в магазине, рейтинг которого не ниже 4. Среди магазинов, удовлетворяющих этому условию, выберите предложение с самой низкой стоимостью покупки с учетом доставки.

В ответе запишите номер выбранного магазина.

Алгоритм выполнения
  1. Отбрасываем магазины с рейтингом 3 (т.е. ниже 4).
  2. Поскольку требуется найти стоимость покупки с учетом доставки, то для оставшихся позиций суммируем соответствующие значения в 3-й и 4-й ячейках.
  3. Определяем минимальную сумму. Фиксируем соответствующий ей номер в 1-м столбце.
Решение:

Отбрасываем 1 строку таблицы, магазин, имеющий рейтинг 3.

Получаем 5 позиций – для магазинов №№ 2-6.

Магазины 2 и 6 можно сразу отбросить — слишком высокая стоимость даже на глаз. Остаются три магазина -3,4,5.

Находим стоимость покупки:

  • для магазина №3: 13513+0=13513 (руб.)
  • для магазина №4: 13745+390=14135 (руб.)
  • для магазина №5: 13411+399=13810 (руб.)

Отсюда получаем, что минимальная стоимость покупки предложена в магазине под номером 3.

Вариант 11МБ9

На рисунке изображен график значений атмосферного давления в некотором городе за три дня. По горизонтали указаны дни недели, по вертикали – значения атмосферного давления в миллиметрах ртутного столба. Определите по рисунку наименьшее значение атмосферного давления за данные три дня (в миллиметрах ртутного столба).

Алгоритм выполнения
  1. Определяем цену деления для вертикальной шкалы значений.
  2. Находим самую низкую (по вертикали) точку на линии графике.
  3. Вычисляем значение найденной наименьшей точки.
Решение:

Фиксируем пару соседних числовых значений на вертикальной оси графика. Возьмем, например, значения 754 и 756. Между ними 2 черты деления. Следовательно, получаем цену деления: (756 – 754) / 2 = 1 мм рт.ст.

Наименьшая точка на графике соответствует вторнику и фиксирует точку на черте деления между значениями 750 и 752. Поэтому значение этой точки равно: 750 + 1 = 751 (мм рт.ст.).

Вариант 11МБ10

На рисунке жирными точками показана цена олова на момент закрытия биржевых торгов вовсе рабочие дни с 3 по 18 сентября 207 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена тонны олова в долларах США. Для наглядности жирные точки на рисунке соединены линиями.

Определите по рисунку, какого числа цена олова на момент закрытия торгов впервые за данный период стала равна 14900 долларов США за тонну.

Алгоритм выполнения
  1. Находим на вертикальной оси искомое значение, равное 14900 долларов.
  2. Фиксируем точки на графике, соответствующие этому значению.
  3. Находим проекции этих точек на горизонтальную ось. Определяем числа (дни), которым они соответствуют.
  4. Определяем наименьшее среди найденных чисел.
Решение:

Число 14900 по вертикали находится на линии, соединяющей 4-ю и 5-ю клетки (отсчитывая снизу вверх). Проведя горизонтальную линию на этой высоте, получим, что это значение имеют три точки. Они соответствуют 6-му числу сентября, 7-му и 13-му. Наименьшее среди них – 6-е. То есть ответ – 6.

Вариант 11МБ11

В таблице показано распределение медалей на зимних Олимпийских играх в Сочи среди стран, занявших первые 10 мест по количеству золотых медалей.

Определите с помощью таблицы, сколько серебряных медалей у страны, занявшей второе место по числу золотых медалей.

Алгоритм выполнения
  1. Анализируем 3-й столбец таблицы («Медали \ Золотые»). Находим 2-е по величине числовое значение.
  2. В той же строке перемещаемся в 4-ю ячейку (столбец «Медали \ Серебряные»). Отображенное в ней число является ответом на вопрос задачи.
Решение:

Второе по величине кол-во золотых медалей имеет Норвегия. В строке, отображающей данные результатов для этой страны, для числа серебряных медалей зафиксировано значение 5.

Вариант 11МБ12

В соревнованиях по метанию молота участники показали следующие результаты. Места распределяются по результатам лучшей попытки каждого спортсмена: чем дальше метнул молот, чем лучше.

Какое место занял спортсмен Лаптев?

Алгоритм выполнения
  1. Находим результат лучшей попытки метания для каждого спортсмена.
  2. Распределяем полученные числовые значения в порядке убывания.
  3. Определяем позицию Лаптева в сформированном ряду.
Решение:

Находим лучшие результаты метания для каждого спортсмена:

  • у Лаптева – 55,5 м
  • у Монакина – 56 м
  • у Таля – 54,5 м
  • у Овсова – 53 м

Распределяем места рейтинга:

  1. Монакин (56 м)
  2. Лаптев (55,5 м)
  3. Таль (54,5 м)
  4. Овсов (53 м)

Следовательно, Лаптев занял 2-е место.

Вариант 11МБ13

На графике показана зависимость крутящего момента автомобильного двигателя от числа оборотов в минуту. На горизонтальной оси отмечено число оборотов в минуту, на вертикальной оси – крутящий момент в Н·м. Чтобы автомобиль начал движение. Крутящий момент должен быть не менее 20 Н·м.

Определите по графику, какого наименьшего числа оборотов двигателя в минуту достаточно, чтобы автомобиль начал движение.

Алгоритм выполнения
  1. Находим на графике точку, соответствующую значению 20 на вертикальной оси.
  2. Находим проекцию этой точки на горизонтальную ось. Фиксируем числовое значение на этой оси.

Условие «должен быть не менее 20» означает, что это числовое значение является минимально допустимым для начала движения. Поэтому необходимо найти на графике точку, соответствующую именно 20 (Н·м) на вертикальной оси.

Опускаем из найденной точки перпендикуляр на горизонтальную ось. Получаем проекцию. Ее значение равно 1000 об./мин. Итак, ответ: 1000.

Вариант 11МБ14

На диаграмме показана среднемесячная температура воздуха в Санкт-Петербурге за каждый месяц 1999 года. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали – температура в градусах Цельсия.

Определите по диаграмме наименьшую среднемесячную температуру во второй половине 1999 года. Ответ дайте в градусах Цельсия.

Алгоритм выполнения
  1. Отбрасываем положительные значения температур, будем рассматривать только отрицательные.
  2. Среди них определяем числовое значение наиболее длинного элемента-столбца диаграммы.

Поскольку требуется найти минимальное значение, то элементы диаграммы, имеющие положительные величины, следует отбросить, т.к. вне зависимости от модуля числа отрицательное всегда меньше положительного.

Читайте также:  Основные правила Какуро Kakuro

Одно из свойств отрицат.чисел заключается в том, что из произвольных 2-х таких чисел меньше то, которое больше по модулю. Отсюда делаем вывод, что минимальная среднемес.температура соответствовала февралю. Ее значение составило –8 0 С.

Вариант 11МБ15

В таблице показано расписание пригородных электропоездов по направлению Москва ленинградская – Клин – Тверь.

Владислав пришел на станцию Москва Ленинградская в 18:20 и хочет уехать в Тверь на ближайшей электричке. В ответе укажите номер этой электрички.

Алгоритм выполнения
  1. Отбрасываем все строки таблицы, для которых указано время отбытия из С-Петербурга более раннее, чем 18:20.
  2. Среди оставшихся строк отбрасываем те, которые не направляются в Тверь, а имеют конечным пунктом Клин.
  3. Из остальных подходящих выбираем электричку с наиболее ранним временем прибытия в Тверь.

Отбрасываем электрички под номерами 1–4. На них Владислав уже опоздал, поскольку они отправились раньше, чем в 18:20.

Среди электричек №№5–7 отбрасываем номера 5 и 6, т.к. они не идут в Тверь, а имеют конечным пунктом Клин. Подходящим остался единственный вариант – электричка №7.

Вариант 11МБ16

На графике изображена зависимость атмосферного давления от высоты над уровнем моря. На горизонтальной оси отмечена высота над уровнем моря, на вертикальной – давление в миллиметрах ртутного столба.

Определите по графику, чему равно атмосферное давление на высоте 6,5 км. Овеет дайте в миллиметрах ртутного столба.

Алгоритм выполнения
  1. Вычисляем цену деления для шкал по горизонтальной и вертикальной осям.
  2. Находим точку на графике, соответствующую 6,5 м над уровнем моря.
  3. Находим проекцию этой на вертикальную ось, определяем соответствующее числовое значение на вертикальной оси.

Цена деления на горизонтальной оси составляет: (1 – 0) / 2 = 0,5 км.

Цена деления на вертикальной оси равна: (100 – 0) / 5 = 20 мм рт.ст.

Из значения 6,5 (посередине между 6 и 7) на горизонт.оси проводим перпендикуляр на график, фиксируем соответствующую точку на его линии. Из этой точки проводим перпендикуляр на вертик.ось, отмечаем полученное числовое значение. Оно равно 300 + 20 = 320 (мм рт.ст.).

Вариант 11МБ17

На рисунке жирными точками указана цена серебра, установленная Центробанком РФ во все рабочие дни в октябре 2009 года. По горизонтали указываются числа месяца, по вертикали – цена серебра в рублях за грамм. Для наглядности жирные точки точки на рисунке соединены линией.

Определите по рисунку наибольшую цену серебра в период с 20 по 30 октября. Ответ дайте в рубля за грамм.

Алгоритм выполнения
  1. Отбрасываем часть графика, не соответствующую указанному в условии периоду 20–30 октября.
  2. На выбранной части находим точку с максимальным значением по вертикали.

Проводим перпендикуляры на график с горизонт.оси из точек, соответствующих числам 20 и 30. Выделяем часть линии графика между этим точками, учитывая и их.

На выделенном фрагменте графика находим самую высокую точку. Ее проекция на вертик.ось дает числовое значение для ответа. Оно составляет 16,6 (руб./г).

Источник

Графики: теория легче лёгкого! (задание № 10)

Интерес к изучению экономики у школьников всегда был высоким, так как полученные знания тесно связаны с практической жизнью. В последние пять лет в нашей стране активно ведётся пропаганда финансовой грамотности, что приводит к повышению уровня экономических знаний и влияет на успешность выполнения заданий № 7-10. Наибольшее количество вопросов у школьников вызывает № 10. Хотя успешность его выполнения (согласно данным статистики ФИПИ) за последние три года (в целом по стране) держится примерно на одинаковом уровне:

Характеристика задания № 10:

Особенностью этого задания является то, что за последние годы по своей формулировке оно никак не изменилось.

Но оставшись однобалльным, в 2016 году поменялся его формат, (количество ответов увеличилось) теперь из пяти предложенных вариантов правильными могут быть не один (как раньше), а два или даже три. Поэтому, выбрав меньше вариантов или допустив одну ошибку, Вы не получите заветный балл за это задание.

Татьяна Евгеньевна Лискова в одном из своих отчетов смотрит на эту проблему иначе:

От себя хочу заметить, что понимание этой темы важно не только для сдачи ЕГЭ, но и для жизни в условиях рыночной экономики. Поэтому я против примитивных поверхностных объяснений. Если Вы один раз посвятите немного своего времени объяснению, а ученики усвоят минимальный объём теории, то любая модификация этого задания не вызовет у Вас затруднений. Совет 1: запомните условные обозначения, которые используются в задании № 10. Те ребята, кто владеет английским, затруднений обычно не испытывают, а для остальных — пояснения даны на рисунке.

Совет 2 : внимательно читать условие задания, так как в нём всегда указано какой перед нами график и что следует определить. Для не очень внимательных учеников, я предлагаю рассмотреть рисунок:

Если у Вас образное мышление, то улыбка смайлика поможет вам понять о чём идет речь в задании (о спросе или предложении). Если перед Вами левая часть улыбки — это спрос, а правая — предложение.В 2016 году ФИПИ провёл по всей стране семинары и вебинары для учителей с подробными объяснениями и комментариями к решению заданий № 10. Для новичков в нашем нелегком деле подготовки к ЕГЭ и для учащихся, которые готовятся самостоятельно предлагаю ознакомиться с простым алгоритмом, который был предложен руководителем Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов Т. Е. Лисковой:

Для наглядности этот алгоритм я оформила в виде памятки, которую выдаю своим ученикам.

Для начала внимательно рассматриваем график и выбираем на основании алгоритма порядок действий. Если вы визуал и воспринимаете мир через зрение, то вспомните какую часть улыбки смайлика отражает график (левая — спрос, правая — предложение). Но а дискреты, воспринимающие информацию через логическое осмысление, обратите внимание на условие задачи. В нём всё написано.Далее определяемся с порядком действий. Раз перед Вами график, отображающий изменения спроса, то думаем как покупатели. Имеем дело с графиком предложения, то мыслим как продавцы. Но прежде необходимо понять куда сместилась кривая (прямая) спроса или предложения. Для этого действуем по алгоритму:

Источник

Adblock
detector