Меню

Заполнить таблицу экономика и ее основные участники



§ 8. Экономика и ее основные участники

Что такое экономика

Ты начинаешь знакомство с отдельными сторонами экономической жизни общества. Первоначальные представления об экономике помогут тебе подготовиться к более полному усвоению её основ на следующих ступенях обучения.

С проявлениями экономики ты встречаешься ежедневно: слышишь разговоры дома и на улице о ценах на товары, узнаёшь о размерах зарплаты родителей, читаешь в газете о налогах, участвуешь в ремонте школьной мебели, покупаешь в магазине продукты. Все эти отдельные явления можно объединить общим понятием «экономика».

Изначально слово «экономика» в переводе с древнегреческого означало «хозяйствование по правилам, законам». Со временем это понятие получило более широкое толкование. Так, английский писатель Джордж Бернард Шоу (1856—1950) утверждал: Экономика — это умение пользоваться жизнью наилучшим образом», а современные учёные сделали вывод: «Экономика — это сознательно построенная и используемая людьми система их жизнеобеспечения».

Знакомясь с деятельностью людей в курсах истории, географии, ты можешь убедиться, что понятие «экономика» рассматривается в двух значениях: 1) хозяйство; 2) область знаний. Ты можешь предложить свои варианты, как дополнить следующие определения: «Экономика — это умение. », «Экономика — это знания о. ».

Мы начали разговор с отдельных проявлений экономической жизни, но за ними можно увидеть и наиболее общие процессы и явления.

К основным проявлениям экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен, потребление. Эти явления взаимосвязаны. Постоянно повторяющийся процесс производства, распределения, обмена и потребления представляет собой воспроизводство продукта. В процессе производства создаются экономические блага (товары и услуги), необходимые для удовлетворения потребностей людей. Произведенный продукт необходимо распределить, осуществив действия, связанные с движением его от производителя к потребителю. За распределением наступает обмен — процесс получения желаемого продукта с предложением чего-либо взамен. Воспроизводство продукта завершается потреблением — использованием продукта в процессе удовлетворения потребностей.

Рассмотрим стадии воспроизводства на примере удовлетворения потребности человека в употреблении хлеба. Пекарь, используя определённую технологию, выпекает, т. е. производит, хлеб. (Производство.) Хлебозавод поставляет одну часть своей продукции в детские сады, школы, а другую часть — в магазины. (Распределение.) Продавец в магазине продаёт людям хлеб, т. е. обменивает его на деньги. (Обмен.) Школьники съедают во время завтрака свежий хлеб. (Потребление.)

Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.

Натуральное и товарное хозяйство

Вспомним, как разнообразны потребности человека в пище, одежде, жилье, общении, охране здоровья. Почему необходимо удовлетворять эти потребности? Совершенно очевидно — для обеспечения жизни и деятельности людей. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей.

Цель экономики — поддержание и продолжение жизни общества. Для этого производятся разнообразные материальные блага.

Материальные (экономические) блага — это продукты питания, предметы, товары и услуги, удовлетворяющие человеческие потребности.

Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Натуральное хозяйство — это способ организации жизни, при котором всё необходимое производится самими людьми и только для собственного потребления. Это наиболее древняя форма хозяйства. Она отличается использованием в основном примитивных орудий производства, простых технологий. В натуральном хозяйстве нет обмена продуктами и услугами, что затрудняет возможность повышения жизненного уровня людей.

Полностью натуральное хозяйство вёл известный тебе литературный герой Робинзон Крузо. В условиях, близких к натуральному хозяйству, жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая. На протяжении многих веков натуральное хозяйство было характерно для жителей русской деревни, скотоводов-кочевников азиатских и причерноморских степей.

Если твоя семья использует продукты, выращенные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем ещё пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?

Главный недостаток натурального хозяйства — низкая производительность труда. Она, как правило, позволяла обеспечить лишь самые основные потребности человека.

На смену натуральному пришло товарное производство. Это способ организации экономической жизни общества, при котором люди, специализируясь на определённых видах деятельности, производят товары и оказывают услуги для обмена друг с другом.

Приведи примеры специализации людей на определённых видах хозяйственной деятельности.

Товарное хозяйство в большей степени, чем натуральное, отвечает целям экономики — максимально удовлетворять потребности людей. Все произведённые продукты становятся товаром, предназначенным для обмена (купли-продажи). Производители стремятся повысить производительность труда и улучшить качество товаров для совершения выгодного обмена. Осознание людьми преимуществ такого образа жизни привело к тому, что товарное хозяйство, сменив натуральное, стало преобладающим в жизни общества.

Основные участники экономики

Главными действующими лицами экономики являются производители и потребители. Какую роль выполняет в данный момент человек, легко понять по характеристике экономической деятельности, участником которой он является. Андрей — выпускник инженерно-строительного института. Он создал с друзьями фирму «Зодчий». Молодые люди строят красивые и удобные дачные дома. Андрей — производитель.

После работы Андрей отдыхает с друзьями в культурно-досуго-вом центре «Альтаир»: играет в бильярд, занимается в тренажёрном зале, ужинает в уютном кафе. Андрей — потребитель.

Как видим, один и тот же участник экономики может выполнять обе роли.

Производитель — тот, кто участвует в создании товаров или оказании услуг. Потребитель — тот, кто использует товары и услуги для удовлетворения своих потребностей.

Производителем и потребителем в экономике может быть как отдельный человек, так и группа людей, предприятие, государство.

Производитель заинтересован организовать свою деятельность таким образом, чтобы получить планируемый результат при наименьших затратах всех ресурсов, необходимых для производства товаров и оказания услуг. Это позволяет ему получать доход и развивать своё производство.

Решив заработать деньги на путешествие по стране, Пётр с другом открыл салон «Срочное фото». В чём заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

Потребитель в свою очередь стремится извлечь как можно большую пользу от потребления товаров и услуг, при этом удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами. Опора покупателя не на эмоциональный, а на рациональный выбор при покупке позволяет ему сократить расходы и сберечь доходы.

Экономические интересы основных участников экономики тесно взаимосвязаны. Производитель стремится производить те товары, которые в дальнейшем найдут своего потребителя. Он вынужден ориентироваться на его запросы и потребности. Потребитель, делая свой выбор товара или услуги, подсказывает производителю, что, сколько и какого качества необходимо производить. Такое поведение основных участников экономики позволяет бережно (экономно) и разумно использовать имеющиеся ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

Проверим себя

  1. Как экономика служит людям?
  2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?
  3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?
  4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?

В классе и дома

  1. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.
  2. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.
  3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?
  4. Заполни таблицу.

Основные стадии движения продукта

Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление ёлочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособия семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2—3 собственных примера в каждый столбик таблицы.

  • Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй ответ примерами.
  • Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметы потребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.
  • Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.
  • Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?
  • Учимся принимать рациональное решение

    Почему мы совершаем те или иные покупки? Исследователи разделили покупательские мотивы на эмоциональные и рациональные.

    К эмоциональным мотивам относятся: чувство превосходства (потребность быть лучше других), желание отличаться от других (стремление покупать модные, оригинальные вещи), чувство комфорта (стремление облегчить жизнь), развлечение (желание разнообразить образ жизни), потребность просто поторговаться.

    К рациональным относятся: экономия (интерес к сделке с точки зрения экономии средств), качество (например, стремление приобрести такие вещи длительного пользования, как холодильник, пылесос, магнитофон, компьютер с предоставлением гарантии для большей уверенности в качестве товара).

    Подумай, что, на твой взгляд, в большей мере влияет на формирование потребительских мотивов: состояние экономики, реклама, уровень доходов потребителя. Предложи и обоснуй свои варианты.

    Учёные-экономисты советуют думающему потребителю при осуществлении своего выбора опираться на рациональные мотивы, чтобы извлечь из покупки максимальную пользу. Постарайся учесть этот совет.

    Проанализируй, какие мотивы преобладают у тебя как покупателя. Есть ли в них место рациональным решениям?

    Источник

    § 8. Экономика и ее основные участники. —

    1. Заполни схему, вставив пропущенные буквы так, чтобы образовались три слова. Количество точек соответствует количеству пропущенных букв.

    Запиши получившиеся слова и объясни значение каждого из них.

    Экономия – бережливость, расчетливость в расходовании чего-нибудь. Выгода, получающаяся в результате расчетливого, бережного расходования чего-нибудь.

    Экономист — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам.

    Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

    2. Объясни, как связаны между собой «экономика-хозяйство» и «экономика-наука».

    Экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

    Экономика — как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

    В приведённом списке обведи цифры, под которыми указаны примеры, характеризующие экономику в значении «хозяйство».

    1) составление государственного бюджета
    2) осуществление грузовых перевозок
    3) покупка семьёй микроволновой печи
    4) телевизионная реклама салона красоты
    5) описание законов функционирования экономики
    6) отдых по туристической путёвке

    3. Выпиши из учебника названия четырёх основных видов экономической деятельности. Составь предложения, поясняющие значение каждого из выписанных слов.

    Производство. В задачи данного вида деятельности входит оценка имеющихся ресурсов, а также потребностей государства в различной продукции и товарах, которые можно произвести с учетом собственного потенциала. Сюда относятся такие категории как: Добыча полезных ископаемых; Сельское и лесное хозяйство; Перерабатывающие отрасли (химическая, строительство, пищевая, легкая, машиностроение, энергетика).

    Обмен. Определение категорий ресурсов или товаров, необходимых государству, которыми оно не располагает, а также формирование излишка доступных для производства ресурсов или товаров, с целью проведения товарообмена с другими государствами.

    Распределение. Выработка схем разделения полученных или произведенных материальных благ среди населения. Речь может идти о распределении воды, газа, электрической и тепловой энергии, услуг связи и общественного транспорта, а также других социальных услуг.

    Потребление. Использование обществом товаров и ресурсов для удовлетворения потребностей.

    4. Определи и запиши в правый столбец таблицы, какие виды экономической деятельности могут быть проиллюстрированы поступками героев романа А. Дюма «Три мушкетёра», указанными в левом столбце.

    5. Ты знаешь о том, что созданное в результате экономической деятельности человека называют экономическим продуктом. Основными видами экономического продукта учёные считают товары и услуги.

    1) Объясни значение слов «товар», «услуга». Кратко сформулируй смысловое различие этих понятий.

    Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Продукты, производимые не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются. Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом. Товар не может быть духовным, то есть не может быть просто воздухом, так как его нельзя продать за материальные ценности.

    Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

    Таким образом главное отличие: товар – это конкретная вещь, имеющая материальную форму, в то время как Услуга – это форма деятельности, которая выставляется на продажу.

    2) Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера примеров из приведённого ниже списка.

    Примеры: 1) перевозка грузов по городу; 2) юридическая консультация; 3) новая модель портативного компьютера; 4) ремонт квартиры; 5) пошив платья в ателье; 6) костюм известной фирмы; 7) видеокассета с популярным фильмом; 8) обучение иностранному языку; 9) туристическая путёвка.

    6. Используя текст учебника, заполни схему.

    Формы хозяйства
    Натуральное хозяйство Товарное хозяйство
    1. Преобладание ручного универсального труда.
    2. Замкнутость экономических единиц.
    3. Прямой характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – потребление» минуя стадию рыночного обмена.
    4. Простое воспроизводство общественного продукта.
    5. Внеэкономическое принуждение к труду.
    1. Присутствует развитое общественное разделение труда (далее – ОРТ) и специализация производства. Процесс труда в значительной степени механизирован.
    2. Открытость экономических единиц, проявляющаяся в наличии множества экономических (товарообменных) связей между ними.
    3. Косвенный характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – обмен – потребление».
    4. Наблюдается расширенное воспроизводство общественного продукта.
    5. Принуждение к труду носит экономический характер, когда побудительным мотивом трудовой деятельности становится возможность, получив заработную плату, удовлетворить собственные потребности.

    7. Экономисты говорят о взаимовлиянии производителя и потребителя. Объясни, в чём оно состоит.

    Взаимодействие состоит в том, что производитель производит продукцию, а потребитель эту продукцию потребляет. Чем больше спрос у потребителей на определённую продукцию, тем больше производитель будет производить этой продукции.
    В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение, в свою очередь, развивает спрос. Иными словами, чем больше товаров на рынке, тем цены ниже. Если же цены на товары повышаются, то спрос на них снижается.

    8. Выбери любой из потребляемых тобой товаров. Запиши его название и попытайся схематически показать путь этого товара к тебе (потребителю), обозначив основные этапы и участников этого процесса.

    Молоко:
    Коровы дают молоко на молочных фермах, затем надоенное молоко сливают в специальные бидоны и в бочки машин – молоковозов. Они привозят это молоко на молокозавод и с помощью специальных шлангов молоко переливают в огромные ванны, там его принимают приёмщики молока, они взвешивают молоко и под давлением по трубам перегоняют в цистерны. Проверенное молоко стерилизуют при определённой температуре, за которой следят умные приборы с датчиками и самописцами. Стерилизованное молоко попадает в цех упаковки. Затем распределяется по грузовикам, которые везут готовый продукт в разные магазины.

    9. Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трёх товаров. Используя материал рубрики «Учимся принимать рациональное решение», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?

    Источник

    Заполнить таблицу экономика и ее основные участники

    Подробное решение § 8 по обществознанию рабочая тетрадь для учащихся 7 класса, авторов О. А. Котова, Т. Е. Лискова 2016

    1. Заполни схему, вставив пропущенные буквы так, чтобы образовались три слова. Количество точек соответствует количеству пропущенных букв.

    Экономия, экономист, экономика.

    Запиши получившиеся слова и объясни значение каждого из них.

    Экономия – бережливость, расчетливость в расходовании чего-нибудь. Выгода, получающаяся в результате расчетливого, бережного расходования чего-нибудь.

    Экономист — специалист в области экономики, эксперт по экономическим вопросам. Экономистами называют как учёных (то есть специалистов в области экономической науки), так и практиков, которые работают в области исследования, планирования и руководства хозяйственной деятельностью. Экономистом также называют человека, который пишет статьи и иные материалы по экономической политике.

    В организациях экономисты принимают участие в разработке системы бюджетирования, осуществляют контроль исполнения бюджета, а также подготовку и формирование периодической и управленческой отчетности и, как правило, являются заместителем директора, Должностные обязанности представителей этой профессии заключаются в исследовании, планировании и экономическом сопровождении финансово-хозяйственной деятельности компании.

    Экономика — хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления.

    1) хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда;

    2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

    Составь предложение, в котором использовались бы все три получившихся слова.

    Экономист следит за тем чтобы предприятие было экономически конкурентоспособным и экономно расходовало ресурсы.

    2. Объясни, как связаны между собой «экономика-хозяйство» и «экономика-наука».

    Экономика — как хозяйство в широком смысле этого слова, то есть совокупность всех средств, предметов, вещей, субстанций материального и духовного мира, используемых людьми в целях обеспечения условий жизни, удовлетворения потребностей. В этом смысле экономику надо воспринимать как созданную и используемую человеком систему жизнеобеспечения, воспроизведения жизни людей, поддержания и улучшения условий существования.

    Экономика — как наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных, чаще всего ограниченных, ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества; об отношениях, возникающих между людьми в процессе хозяйствования.

    В приведённом списке обведи цифры, под которыми указаны примеры, характеризующие экономику в значении «хозяйство».

    1) составление государственного бюджета

    2) осуществление грузовых перевозок

    3) покупка семьёй микроволновой печи

    4) телевизионная реклама салона красоты

    5) описание законов функционирования экономики

    6) отдых по туристической путёвке

    3. Выпиши из учебника названия четырёх основных видов экономической деятельности. Составь предложения, поясняющие значение каждого из выписанных слов.

    Четыре основных вида экономической деятельности:

    Производство. В задачи данного вида деятельности входит оценка имеющихся ресурсов, а также потребностей государства в различной продукции и товарах, которые можно произвести с учетом собственного потенциала. Сюда относятся такие категории как: Добыча полезных ископаемых; Сельское и лесное хозяйство; Перерабатывающие отрасли (химическая, строительство, пищевая, легкая, машиностроение, энергетика).

    Обмен. Определение категорий ресурсов или товаров, необходимых государству, которыми оно не располагает, а также формирование излишка доступных для производства ресурсов или товаров, с целью проведения товарообмена с другими государствами.

    Распределение. Выработка схем разделения полученных или произведенных материальных благ среди населения. Речь может идти о распределении воды, газа, электрической и тепловой энергии, услуг связи и общественного транспорта, а также других социальных услуг.

    Потребление. Использование обществом товаров и ресурсов для удовлетворения потребностей.

    4. Определи и запиши в правый столбец таблицы, какие виды экономической деятельности могут быть проиллюстрированы поступками героев романа А. Дюма «Три мушкетёра», указанными в левом столбце.

    Определи и запиши, какие виды экономической деятельности могут быть проиллюстрированы поступками героев романа А. Дюма «Три мушкетёра», указанными в левом столбце

    5. Ты знаешь о том, что созданное в результате экономической деятельности человека называют экономическим продуктом. Основными видами экономического продукта учёные считают товары и услуги.

    1) Объясни значение слов «товар», «услуга». Кратко сформулируй смысловое различие этих понятий.

    Товар — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи; продукт, произведённый для продажи. Продукты, производимые не для обмена, в экономическом смысле товарами не являются. Товар является главным объектом, участвующим в рыночных отношениях между покупателем и продавцом. Товар не может быть духовным, то есть не может быть просто воздухом, так как его нельзя продать за материальные ценности.

    Услуга — результат, по меньшей мере, одного действия, обязательно осуществлённого при взаимодействии поставщика и потребителя, и, как правило, нематериальна.

    Услуги — виды деятельности, работ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший материально-вещественный продукт, но изменяется качество уже имеющегося, созданного продукта. Это блага, предоставляемые не в виде вещей, а в форме деятельности. Таким образом, само оказание услуг создает желаемый результат. К услугам относят бытовое, коммунальное, транспортное обслуживание, обучение, лечение, культурно-воспитательную работу, уход за детьми и престарелыми. Услугами считаются также юридические и другие консультации, предоставление информации, способствование проведению деловых операций.

    Таким образом главное отличие: товар – это конкретная вещь, имеющая материальную форму, в то время как Услуга – это форма деятельности, которая выставляется на продажу.

    2) Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера примеров из приведённого ниже списка.

    Примеры: 1) перевозка грузов по городу; 2) юридическая консультация; 3) новая модель портативного компьютера; 4) ремонт квартиры; 5) пошив платья в ателье; 6) костюм известной фирмы; 7) видеокассета с популярным фильмом; 8) обучение иностранному языку; 9) туристическая путёвка.

    Заполни таблицу, указывая в соответствующем столбце номера примеров из приведённого ниже списка

    6. Используя текст учебника, заполни схему.

    Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

    Основные признаки натурального хозяйства:

    1. Преобладание ручного универсального труда.

    2. Замкнутость экономических единиц.

    3. Прямой характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – потребление» минуя стадию рыночного обмена.

    4. Простое воспроизводство общественного продукта.

    5. Внеэкономическое принуждение к труду.

    Товарное хозяйство — форма экономической организации, когда товары производятся отдельными обособленными производителями, и для удовлетворения потребностей требуется обмен (торговля). Товарное хозяйство – это система организационно-экономических отношений, при которой продукция создается с целью ее продажи на рынке или обмена на эквивалентной основе.

    Основные признаки товарного хозяйства:

    1. Присутствует развитое общественное разделение труда (далее – ОРТ) и специализация производства. Процесс труда в значительной степени механизирован.

    2. Открытость экономических единиц, проявляющаяся в наличии множества экономических (товарообменных) связей между ними.

    3. Косвенный характер экономических связей между производителем и потребителем по формуле «производство – распределение – обмен – потребление».

    4. Наблюдается расширенное воспроизводство общественного продукта.

    5. Принуждение к труду носит экономический характер, когда побудительным мотивом трудовой деятельности становится возможность, получив заработную плату, удовлетворить собственные потребности.

    7. Экономисты говорят о взаимовлиянии производителя и потребителя. Объясни, в чём оно состоит.

    Взаимодействие состоит в том, что производитель производит продукцию, а потребитель эту продукцию потребляет. Чем больше спрос у потребителей на определённую продукцию, тем больше производитель будет производить этой продукции.

    В развитой рыночной экономике существует постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос рождает предложение, а предложение, в свою очередь, развивает спрос. Иными словами, чем больше товаров на рынке, тем цены ниже. Если же цены на товары повышаются, то спрос на них снижается.

    8. Выбери любой из потребляемых тобой товаров. Запиши его название и попытайся схематически показать путь этого товара к тебе (потребителю), обозначив основные этапы и участников этого процесса.

    Коровы дают молоко на молочных фермах, затем надоенное молоко сливают в специальные бидоны и в бочки машин – молоковозов. Они привозят это молоко на молокозавод и с помощью специальных шлангов молоко переливают в огромные ванны, там его принимают приёмщики молока, они взвешивают молоко и под давлением по трубам перегоняют в цистерны. Проверенное молоко стерилизуют при определённой температуре, за которой следят умные приборы с датчиками и самописцами. Стерилизованное молоко попадает в цех упаковки. Затем распределяется по грузовикам, которые везут готовый продукт в разные магазины.

    9. Вспомни покупку тобой или членами твоей семьи любых трёх товаров. Используя материал рубрики «Учимся принимать рациональное решение», проанализируй, какие потребительские мотивы повлияли на выбор того или иного товара, и определи, насколько рациональным был выбор. Подумай, нужно ли тебе что-то изменить в своей стратегии покупателя. Если да, то что?

    Источник

    Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 8

    Параграф 8. Экономика и ее основные участники

    Страница 66

    Что побуждает человека к деятельности? Каковы главные потребности людей? Какую роль играет труд в жизни общества?

    У любого человека есть определенные потребности: в еде, одежде, тепле, досуге. Для того чтобы удовлетворять их, человеку нужны деньги. Для заработка он идет на работу и осуществляет какую-то деятельность. Отсюда можно сделать вывод, что наличие потребностей побуждает человека осуществлять деятельность.

    Главные потребности людей заключаются в питании, одежде, тепле, безопасности, самоуважении, общении.

    Труд в жизни общества играет особую роль. С его помощью человек развивается духовно и физически, осваивает новые знания и навыки, тренирует в себе дисциплину. Благодаря этому в обществе появляется больше ответственных людей и поддерживается порядок.

    Возможны ли хозяйственные процессы без участия человека? Способна ли экономика удовлетворить все потребности людей?

    В настоящее время хозяйственные процессы возможны без участия человека. С развитием техники на производствах стало появляться больше аппаратов, способных заменить человека. Сейчас на заводах основные функции выполняются машинным трудом.

    Экономика способна удовлетворить большую часть человеческих потребностей. Она не справится абсолютно со всеми, потому что каждый человек по-своему уникален и имеет индивидуальные потребности.

    Страница 67

    Пользуясь текстом и иллюстрациями, расскажи об основных проявлениях экономики.

    Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 8

    Основные появления экономики: производство, распределение, обмен и потребление.

    На иллюстрациях показано, как повар производит хлеб. Готовую продукцию распределяют по магазинам, а затем продают людям. Покупатели обменивают деньги на хлеб, а затем употребляют его дома за столом.

    Страница 68

    Какие продукты труда вы видите на картине? Что из них могла произвести крестьянская семья для собственного потребления, а что получено в результате обмена? Подумай, на какой форме ведения хозяйства могла быть в значительной степени основана жизнь этой семьи.

    На картинке я вижу такие продукты, как молоко, хлеб и лук. Крестьянская семья могла посадить и взрастить лук на своем огороде, а так же завести корову и доить молоко. В результате обмена семья получила хлеб.

    Жизнь этой семьи могла быть в значительной степени основана на собственном производстве. Они могут так же на своем участке выращивать овощи, фрукты и ягоды, заводить домашних животных и получать с них мясо, яйца и молочные продукты.

    Страница 69

    Если твоя семья использует продукты, выраженные своим трудом, можно ли утверждать, что у вас натуральное хозяйство? Чем еще пользуется семья для удовлетворения основных потребностей?

    Если моя семья использует продукты, которые выросли на нашем огороде, то можно утверждать, что у нас натуральное хозяйство. По определению, натуральное хозяйство – это такой способ организации жизни, при котором все, что необходимо для удовлетворения потребностей, производится самостоятельно и только для себя.

    Моя семья пользуется не только натуральным хозяйством, но и товарным производством. Мы ходим в магазин, чтобы приобретать для себя одежду, бытовые приборы, школьные принадлежности, косметику и многое другое.

    Приведи примеры специализации людей на определенных видах хозяйственной деятельности.

    Виды деятельности и их представители:

    • творческая деятельность – актер, художник, музыкант;
    • медицинская деятельность – стоматолог, окулист, хирург;
    • образовательная деятельность – преподаватель, воспитатель, учитель;
    • производственная деятельность – кузнец, столяр, автомеханик.

    Страница 70

    Решив заработать деньги на путешествие по стране, Петр с другом открыл салон «Срочное фото». В чем заключается экономический интерес организаторов салона как производителей? Какие экономические знания потребуются им для достижения успеха и развития своего дела?

    Экономический интерес организаторов заключается в получении прибыли. Иван хочет на своей деятельности заработать средства для путешествий по стране.

    Для достижения цели им потребуется разобраться в сфере экономики, а в частности, больше узнать о том, как работают спрос и предложение.

    Страница 71

    Задание 1. Как экономика служит людям?

    Экономика позволяет людям удовлетворять большую часть их потребностей. С ее помощью люди могут осуществлять свою деятельность и развиваться духовно и морально, принося пользу обществу.

    Задание 2. Какая форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики?

    Наиболее успешно цели экономики решает товарное производство. Оно позволяет производить нужное количество товаров и услуг и с более высокой скоростью удовлетворять человеческие потребности.

    Задание 3. Что общего и в чём различия экономических интересов производителя и потребителя?

    Экономические интересы производителя и потребителя схожи. Каждый хочет получить выгоду от сделки, чтобы удовлетворить определенную потребность. Производитель стремиться произвести больше товара и получить за это прибыль, а потребитель имеет нужду в этом товаре и желает его приобрести.

    Задание 4. Каким образом взаимосвязана деятельность основных участников экономики?

    Деятельность основных участников экономики – производителей и потребителей – взаимосвязана. Первые стремятся произвести товар, а вторые – приобрести его. С экономической точки зрения, взаимосвязь основных участников экономики выражена функцией спроса и предложения.

    В классе и дома

    Задание 1. Ты уже знаешь, что термин «экономика» имеет несколько значений. Обратись к словарям, Интернету и найди несколько определений этого термина. Предложи одноклассникам обсудить их и дать свои пояснения.

    Экономика – это хозяйственная жизнь общества, включающая в себя стадии производства, распределения, обмена и потребления.

    Экономика – это дисциплина, занимающаяся изучением определенной отрасли хозяйственной жизни.

    Согласно первому определению, экономика является элементом жизни общества. Во втором случае, сказано, что экономика – это наука. Из этого можно сделать вывод о том, что термин «экономика» может быть истолкован по-разному в зависимости от контекста.

    Задание 2. Можно ли согласиться со следующим утверждением: «Экономика — это сама жизнь во всём её многообразии»? Аргументируй свой ответ.

    Я думаю, что с приведенным утверждением можно согласиться. Экономика затрагивает все сферы человеческой жизни.

    Задание 3. Один из учёных прошлого определил экономику как науку о богатстве и путях его достижения. Как ты думаешь, достаточно ли овладеть экономическими знаниями, чтобы стать богатым? Что ещё необходимо знать и уметь для достижения этой цели?

    Я считаю, что для того чтобы достичь богатства, мало иметь только экономические знания. Они, несомненно, помогают человеку вести дела, но не могут в полной мере гарантировать их успех. Для достижения богатства требуется быть образованным, грамотным, общительным и воспитанным человеком. Кроме того, нужно обладать силой воли, чтобы заставлять себя заниматься делами, а так же творческим характером, потому что интересные идеи позволяют людям придумывать что-то, способное улучшить общественную жизнь.

    Задание 4. Заполни таблицу.

    Обществознание 7 класс учебник Боголюбов параграф 8

    Впиши каждый из перечисленных видов экономической деятельности в соответствующий столбик таблицы: изготовление елочных игрушек, составление плана расходов семьи на месяц, завтрак в школьной столовой, посещение парикмахерской, выплата пособий семьям на детей, использование освещения в быту, закупка снаряжения для туристического похода. Приведи по 2-3 собственных примера в каждый столбик таблицы.

    Основные стадии движения продукта

    1. Изготовление елочных игрушек.
    2. Производство компьютеров.
    3. Создание продуктов питание.
    4. Изготовление строительных материалов.
    1. Составление плана расходов семьи.
    2. Выплата пособия семьям и детям.
    3. Строительство новых домов.
    4. Развоз медицинских товаров по аптекам.
    1. Посещение парикмахерской.
    2. Закупка снаряжения для туристического похода.
    3. Посещение массажиста.
    4. Посещение автомастерской для ремонта автомобиля.
    1. Завтрак в школьной столовой.
    2. Использование освещения в быту.
    3. Употребление в пищу приобретенного молока.
    4. Перекус в кофейне.

    Задание 5. Есть ли связь между понятиями «экономика» и «богатство»? Проиллюстрируй свой ответ.

    Связь между понятиями «экономика» и «богатство» есть. Благодаря экономическим знаниям человек может приобрести и преумножить свое богатство. Например, некий гражданин решается открыть магазин по продаже музыкальных аксессуаров. Он начинает следить за тем, что сейчас популярно на рынке, то есть занимается изучением вопроса, связанного со спросом. Затем он строит схему, согласно полученным данным и своим экономическим знаниям, и открывает бизнес, предлагая потребителям интересные товары. Если он грамотно подойдет к работе, то сможет получить хорошую прибыль со своего дела.

    Страница 72

    Задание 6. Расположи слова, характеризующие процесс преобразования объектов природы в предметыпотребления, в правильной последовательности: обмен, ресурсы, технология, распределение, производство, потребление, товар.

    Правильная последовательность слов:

    • ресурсы;
    • технология;
    • производство;
    • товар;
    • распределение;
    • обмен;
    • потребление.

    Задание 7. Семья С. потеряла в результате засушливого лета урожай картофеля и вынуждена была закупать картофель для следующей посадки на рынке. Какое проявление экономики иллюстрирует данный пример? Поясни свой ответ.

    Данный пример связан с натуральным производством. Так как семья понесла убытки в виде отсутствия урожая, то можно сказать, что их деятельность не окупилась. В таком случае доказывается неэффективность натурального производства. Причем исход событий зависел не столько от экономических знаний, трудолюбия и других навыков и умений семьи, сколько от погодных условий, на которые люди не могут оказать влияния.

    Задание 8. Петровы на семейном совете решили, что для укрепления здоровья было бы полезно заняться спортом. Определив интересы и возможности членов семьи, остановили свой выбор на занятиях лыжами. Составили список необходимого и оценили денежные ресурсы, договорились о месте и условиях покупки. В чём состоит экономический интерес семьи как потребителя? Какие экономические знания помогут ей осуществить рациональную (выгодную) покупку и получить от неё наибольшую пользу?

    Экономический интерес семьи, как потребителя, состоит в выгодном приобретении товара. Они стремятся купить спортивный инвентарь для удовлетворения своих потребностей в укреплении здоровья.

    Для произведения рациональной покупки семье помогут экономические знания. Они должны узнать информацию о том, где можно купить товары дешевле, какой пункт продажи может предоставлять скидки, и только тогда они поймут, как действовать так, чтобы извлечь наибольшую выгоду для себя.

    Источник

    Читайте также:  13 самых небезопасных автомобилей в продаже