Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
- Главная
- Вопросы & Ответы
- Вопрос 6881343
Зачетный Опарыш
Заполнить таблицу «Сословия, права, обязанности» (Европа и Франция) Заполнить таблицу «Сословия, права, обязанности»
Лучший ответ:
Пармезан Черница
В сословие «воюющих» (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи.
Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.
Служба своему господину
В сословие «работающих» вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов.
Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть.
Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически на положении рабов. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном владении церкви находились немалые земли.
В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух Других сословий.
Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом.
Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих.
Источник
Практическое занятие. Структура и сословие средневекового общества
Практическое занятие проводится среди студентов первого курса. Практическое занятие направлено на формирование умений работы с текстом, выполнение различных заданий на основе текста. Время выполнения работы — 90 мин.
Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие. Структура и сословие средневекового общества»
Инструкционная карта
Тема занятия 1. Структура и сословия средневекового общества
Цель выполнения задания: сформулировать определение понятия «феодализм»; охарактеризовать структуру и сословия феодального общества; изучить процесс возникновения средневековых городов и их роль в истории средневековой Европы; изучить функции цехов, охарактеризовать внутрицеховые отношения.
Необходимо знать: процесс создания империи Карла Великого и её распада, причины феодальной раздробленности в Европе.
Необходимо уметь: отделять главное от второстепенного, формулировать определения понятий; составлять схему и таблицу на основе текста.
Оборудование (приборы, материалы, дидактическое обеспечение):
— учебник Ч.1., §13, стр. 93 – 95; §14, стр. 98 – 102;
Основные теоретические положения:
1. Что такое феодализм.
Зрелое Средневековье в Европе (конец IX в. — конец XIII в.) явилось временем расцвета феодализма. Слово «феодализм» происходит от слова «феод» — наследственное земельное владение за службу. Феод после смерти владельца наследовал старший сын.
К X — XI вв. почти вся земля в Европе оказалась поделенной на феоды. Человек, получавший феод, был вассалом (слугой) того, кто предоставлял ему землю. Тот, кто наделял феодом, являлся сеньором (старшим). Сеньор, наделяя вассала землей, помогал ему, защищал от врагов. Вассал по призыву сеньора становился в ряды его войска. Военная служба была для вассала обязательной в течение сорока дней в году. За остальные дни, проведенные в седле, он получал от сеньора особую плату. В определенных случаях вассал также дарил подарки сеньору, выкупал его из плена и т.д.
И сеньоров, и вассалов называли феодалами. Феодал также был сеньором для всех жителей своего феода. В то время так и говорили: «Нет земли без сеньора». Все феодалы фактически были независимыми правителями в своих владениях. Однако между ними все же сохранялась связь, которая предохраняла государства от полного распада. Эту связь принято изображать в виде так называемой феодальной лестницы. На ее верхней ступени находился король или император — верховный владелец всех земель и верховный сеньор в государстве. Король раздавал земли своим вассалам — князьям, герцогам, графам. Те, в свою очередь, выделяли отдельные части своих княжеств, герцогств и графств собственным вассалам — баронам. У баронов тоже были вассалы — рыцари. В качестве феода рыцари получали имение — деревню или часть деревни. Рыцари составляли нижнюю ступень феодальной лестницы.
Существовало правило: «Вассал моего вассала — не мой вассал». Это означало, что вассал служил только своему непосредственному сеньору. Король, например, не мог призвать на службу барона — вассала герцога, а герцог — простого рыцаря. Именно поэтому власть королей была слабой.
2. Три сословия феодального общества.
В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые рыцари иногда были очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми. Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов.
В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Другую категорию представляли феодально-зависимые крестьяне. Они считались прикрепленными к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности зависимых крестьян (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора, их продавали и покупали вместе с землей.
Для содержания духовенства с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина).
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. В отличие от воюющих и работающих духовенство было открытым сословием. Это означает, что священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Его считали главным. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем Божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Всевышним. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали грехи, причащали умирающих.
В непосредственном владении Церкви находились немалые земли.
3. Феномен средневекового города.
В Средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри него.
Примерно с X в. происходят большие перемены, так как главным занятием жителей городов становятся ремесло и торговля. Горожане к тому времени отличались от крестьян не только родом занятий. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Таким образом, сословие работающих разделилось на крестьян и горожан.
Развивалось общество, росло население, росли его потребности. Феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.
Первые города нового типа сложились как поселения купцов, торговавших с далекими странами. Появились места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки).
Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основным занятием жителей, как уже указывалось, была не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться в районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала или монастырь. Ремесленники строили вокруг них свои жилища, позже такие поселения нередко превращались в города.
Феодалы были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей, но основная часть жителей селилась в городах самостоятельно. Нередко крепостные ремесленники и крестьяне бежали в города от своих сеньоров.
4. Города и сеньоры.
Так как города возникали на земле феодалов, многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычки жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.
Люди одной профессии обычно селились вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в лице нецеховых ремесленников, крестьян и т.д. Для защиты своих интересов цехи и гильдии стремились участвовать в управлении городом.
По мере роста прибыли горожан феодалы увеличивали поборы. Городские общины — коммуны — со временем начинали сопротивляться таким действиям. Некоторые сеньоры за выкуп расширяли права городских жителей. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась борьба между феодалами и коммунами. Исход борьбы зависел от соотношения сил. Со временем почти всюду горожане освободились от власти феодалов и стали свободными людьми.
5. Противоречия внутри городских общин.
В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В некоторых городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.
При распределении податей, при наборе в ополчение патрициат действовал в своих интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных горожан. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.
6. Цеховые организации.
Основным органом цехового управления было собрание членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, самой мастерской.
По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.
Со временем ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).
Ход выполнения задания, методические указания:
На основе текста п.1. «Что такое феодализм» выполните следующее задание.
1) От какого слова происходит слово «феодализм»?
2) На основе текста сформулируйте определения следующих понятий: вассал, сеньор, феодал.
3) На основе текста составьте схему «Феодальная лестница в Средневековой Европе». Начало схемы может быть таким:
Король или император
На основе текста п.2. «Три сословия феодального общества» выполните следующее задание.
4) На основе текста заполните таблицу «Сословия: состав, права и обязанности»
Источник
Три сословия феодального общества.
В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.
В сословие воюющих (феодалы) входили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи.
В сословие работающих пошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал сулил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически положении рабов.
Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих.
В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина), В непосредственном владении церкви находились немалые земли.
Источник
Феодальное общество — его сословия, структура и феодальная лестница
Средневековые мыслители воображали мир как строго иерархичную структуру, в которой «ангелы высшие» подчиняют себе «ангелов низших», и все вместе они предстают перед единым Творцом. Понятие феодальной лестницы тоже связано с иерархией, где одна ступенька находится строго под другой. Как и небеса, общество земное тоже устроено по восходящей, как по лестнице — от низших и зависимых к власть имущим, а на самой вершине – глава государства, божий наместник.
Замок на территории современной Словакии
Сословия феодального общества
Именно в Средние века, благодаря христианским авторам, родилась теория трёх сословий. Общество состоит из тех, кто воюет ( рыцари), кто молится ( духовенство) и кто работает ( крестьянство). Эти сословия могут существовать лишь в триединстве, они необходимы друг другу. Чтобы подчеркнуть эту мысль, писатели уподобляли сословную общественную организацию устройству тела человека. Как могут воевать между собой руки (рыцари), ноги (крестьяне) и грудь (священнослужители)? Общество должно быть сплочённым в своём беспрекословном подчинении единому владыке.
При всей наглядности этой картины, она не исчерпывает собой описание сложности структуры феодального общества. Мы называем строй, который утвердился в Западной Европе в 9-11 вв. феодализмом. «Феод» — это наследственное земельное владение, которое давалось сеньором (старшим) своему вассалу (младшему) в ответ на обязательство нести военную службу. Феодал — собственник земли, живущий за счёт труда зависимых крестьян. Дискуссионным является вопрос, был ли феодализм на Руси.
Римская империя ослабевала, крупные земельные владения сосредотачивались в руках собственников, в том числе из варваров. Однако полностью феодализм как строй сформировался лишь в 9 веке и позднее, под воздействием нашествий, которые выдержала Европа (норманнское, венгерское). Необходимо было защищаться и укреплять власть. Именно для защиты возводились укрепления нового типа: замки. Первоначально замки строились из дерева, как правило – на холме, из цитаделей очень хорошо просматривались окрестности; вокруг делались укрепления – палисады. Впоследствии замки стали каменными, их сердцем была башня донжон, окружённая хозяйственными постройками. Система защиты включала внутренние и внешние стены, а у подножия замков ютились поселения городских ремесленников, которые в случае опасности могли найти там защиту. Замки потеряли своё значение оборонительных сооружений только развитием артиллерии.
Рыцарские доспехи
Та же потребность в защите от нашествий привела к возникновению тяжёлых конных войск – рыцарства. Это слово произошло от немецкого «риттер» («всадник»), и глагола «райтен» («скакать на лошади»). Рыцарь представлял собой самодостаточную боевую единицу, и даже выглядел как ходячая крепость. Вооружение рыцаря – копьё, меч, щит с фамильным гербом. Меч считался главной драгоценностью, и передавался из поколения в поколение. Рыцаря сопровождал вооружённый отряд во главе с оруженосцем. Доспехи весили около 35 кг, и обязанностью оруженосца было помогать своему господину встать, если тот не удержится на ногах в бою. На вооружение уходила значительная часть доходов от феода.
Правилам рыцарского поведения (защищать слабых, сражаться за христианскую веру, не быть коварным и жадным) следовали не только простые рыцари внизу иерархии, но и короли. Позже стало считаться, что настоящий рыцарь должен быть не только защитником и слугой своему сеньору, но ещё и влюблённым мужчиной. Однако в этой «влюблённости» было много светской игры, формальной демонстрации того, что рыцарь умеет красиво ухаживать за дамой. Комплекс умений (играть на музыкальных инструментах, танцевать, сочинять стихи, соблюдать придворный этикет) назывался куртуазностью. Конечно, «рыцарь без страха и упрёка» с исторической точки зрения – лишь персонаж, легенда. На самом деле, несмотря на действующий кодекс чести, воспитание рыцаря было несколько односторонним: верховая езда, владение оружием. Искусством чтения и письма в основном занимались младшие дети в семье, которых отдавали в монастыри, чтобы не дробить феод. Таким образом, среднестатистический рыцарь был существом довольно грубым, к примеру, ограбление простолюдинов считалось делом обыденным. Держать пленников годами в подвалах замка тоже воспринималось как норма. Встретить рыцаря на большой дороге в те времена было не к добру.
Что такое феодальная лестница
Крупными земельными собственниками являлись и король, и светские феодалы, и монастыри, и епископы. Какие же отношения связывали тех, кто жаловал земли с теми, кому эти земли жаловались?
Когда сеньор передавал во владение своему вассалу, заключался своеобразный устный договор «вручения земли», согласно которому сеньор обещал защиту и покровительство, а вассал приносил клятву ему за это служить. Договор этот хоть и был устным, но заключался при свидетелях, «в присутствии Господа», и был, по идее, нерасторжим. Однако вассалы то и дело нарушали свою присягу. Сложился даже обычай: если вассал сломает у себя над головой несколько веток и разбросает их по сторонам, он больше феодалу ничем не обязан.
Феодальные отношения возникли в условиях позднеримского имперского сознания и тех порядков, которые несли варвары. Верховным собственником земли считался король. Он мог одаривать землей своих слуг за верную службу. В идеале схема феодальной лестницы выглядела следующим образом:
Источник