Меню

Заполните таблицу Название ткани Выполняемая функция Особенности строения клеток

§4. Опорно — двигательная система

36) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

Каким образом осуществляется движение? Какую роль выполняет скелет?

37) Прочитайте §10. Представьте в виде схемы перечень функций опорно-двигательной системы.

38) Раскройте роль органических и неорганических веществ кости, дописав утверждения.

Органические вещества придают кости гибкость.
Неорганические вещества придают кости твердость.
Сочетание этих веществ обеспечивает прочность и упругость.

39) Впишите в текст о строении трубчатой кости пропущенные слова: суставный хрящ, надкостница, комплектное вещество, костномозговая полость, губчатое вещество, красный костный мозг, жёлтый костный мозг.

Трубчатая кость состоит из средней части тела кости и двух головок, сочленяющихся с другими костями. Тело кости и наружная часть головок покрыта надкостница, а суставные поверхности головок – суставным хрящом. Внутри головок находится губчатое вещество, содержащее красный костный мозг, в котором образуются клетки крови. Тело кости состоит из компактного вещества, внутри которого находится костно-мозговая полость. Она заполнена желтым костным мозгом, представляющим в основном жировую ткань.

40) Ответьте, почему, несмотря на то что рост кости в толщину осуществляется непрерывно за счёт надкостницы, кость взрослого человека не становится массивнее.

Стенки костномозговой полости содержат клетки, растворяющие кость.

41) Отчёт о лабораторной работе «Микроскопическое строение кости» (с. 69–70 учебника). На микропрепарате представлен

* Рисунок микроскопического строения кости с обозначением деталей, увиднных в микроскоп.

* Ответы на вопросы задания №4 лабороторной работы.

Костные пластинки располагаются по направлению сил сжатия и растяжения, возникающих в связи с нагрузками на кость, это объясняет уникальную прочность кости

42) Прочитайте §11 «Скелет человека. Осевой скелет». Заполните таблицу, впишите названия парных и непарных костей черепа, а также цифры, которыми эти кости обозначены на рисунке.

Кости мозгового черепа № на рисунке Кости лицевого черепа № на рисунке
Парные

теменная

височная

2

8

скуловые

верхняя челюсть

5

6

Непарные

лобная

затылочная

3

1

носовая кость

нижняя челюсть

4

7

43) Какие функции опорно-двигательного аппарата осуществляются благодаря подвижности нижней челюсти?

44) Рассмотрите рисунок, на котором показаны осевой скелет и таз шимпанзе и человека. Ответьте на следующие вопросы. Почему у шимпанзе позвоночник имеет два изгиба, а у человека – четыре?

Это приспособление к прямохождению

* Почему затылочная кость шимпанзе имеет мощные гребни, а у человека их нет?

К затылочной кости крепятся шейные мышцы. Шея у шимпанзе мощнее, вот и нужны гребни

* Чем объяснить то, что разница в массе шейных и поясничных позвонков у человека больше, чем у гориллы?

Человек – прямоходящий, голову и спину держит прямо при ходьбе — отсюда большая нагрузка на позвонки и их массивность

* Почему таз у человека имеет форму чаши, а у шимпанзе – нет?

Такая форма таза способствует ровной ходьбе на двух ногах

45) На рисунке изображены шейный, грудной и поясничный позвонки. Общие части позвонков обозначены цифрами, отличительные признаки – буквами. Впишите рядом с приведёнными ниже названиями частей позвонков цифры и буквы, которыми они отмечены на рисунке:

Тело позвонка – 5

Дуга – 2

Отверстие, образующее с другими позвонками позвоночный канал — 3

Остистый отросток — 1

Поперечные отростки — 4

Отверстия шейных позвонков, через которые проходят в голову кровеносные сосуды — А

Суставные площадки на теле грудных позвонков и поперечных отростков, сочленяющиеся с ребрами — Б

Имеются ли эти признаки у поясничных позвонков — не все

46) Назовите показанные на рисунки кости.

1 – череп

2 – шейный позвонок

3 – ключица

4 – лопатки

5 – грудина

6 – рёбра

7 – плечевая кость

8 – лучевая кость

9 – логтевая кость

10 – таз

11 – копчик

12 – головка бедренной кости

47) Ответьте на вопросы. Сколько пар рёбер соединяются с грудиной с помощью хрящей?

* Сколько пар рёбер заканчиваются свободно?

* Какую функцию выполняют хрящевые диски между позвонками?

Они придают позвоночнику подвижность, упругость, смягчаются сотрясение при беге, ходьбе, прыжках.

48) Какие структуры образуют грудную полость человека? Вспомните, У какой группы организмов впервые в процессе эволюции появилась грудная полость такого строения. Какие организмы расположены в грудной полости?

Грудной отдел позвоночника, рёбра и грудина. Впервые подобная грудная полость появилась у пресмыкающихся. В грудной полости находятся легкие и сердце.

49) Напишите названия указанных на рисунке частей сустава.

1 – суставная хрящевая поверхность

2 — суставная хрящевая поверхность

3 – связка

4 – таз

50) Сделайте подписи к рисункам.

I. Кости верхней конечности:
1 – ключица

2 – лопатка

3 – плечевая кость

4 – лучевая кость

5 – локтевая кость

6 – запястье

7 – пястье

8 – фаланги пальцев

II. Кости нижней конечности и крестец:

1 – таз

2 – крестец

3 – бедренная кость

4 – большеберцовая кость

5 – малоберцовая кость

6 – предплюсна

7 – плюсна

8 – фаланги пальцев.

51) Допишите утверждения.

Кисть от стопы отличается подвижными и длинными фалангами (кисть можно собрать в горсть!) и противопоставлением большого пальца всем остальным. Стопа представлена мощными костями таранной ипяточной, короткими пальцами, большой палец не противопоставлен всем остальным. Своды стопы позволяют человеку пружинить при ходьбе.

52) Повторите статью «Разновидности мышечной ткани» (§8). Нарисуйте клетку гладкой и клетку поперечнополосатой мышечной ткани.

* Отметьте особенности поперечнополосатой мышечной ткани

Многоядерные клетки, состоят из волокон

53) Рассмотрите рисунок 40 в учебнике. Найдите брюшко и сухожилия двуглавой мышцы. Прочитав статьи «Макроскопическое строение мышц» и «Движения в суставах» (§13), впишите определяемые ниже понятия.

Сухожилие, прикрепляющееся к участку кости, которая чаще всего остаётся неподвижной, называется головкой мышцы, сухожилие, прикрепляющееся к подвижной кости, – хвост. Мышцы противоположного действия называются антагонистами, а мышцы, действующие в одном направлении, – синергистами.

54) Выполните лабораторную работу «Мышцы человеческого тела» (с. 86–89 учебника) и, изучив рисунки 41 и 42, заполните правый столбец таблицы.

Функции мышцы или мышечной группы Назание мышцы или мышечной группы
Мышцы, одним концом прикрепляющиеся к костям черепа, а другим к коже или только к коже мимические
Мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть височные
Мышцы шеи и спины, откидывающая назад голову трапецивидная
Мышцы, наклоняющие голову вперед, когда сокращаются вместе, и наклоняющие голову в стороны, когда сокращаются поодиночке грудино-ключично-сосцевидные
Мышцы спины, отводящая руки за спину широчайшая мышца
Мышцы груди, сводящие плечи и руки, согнутые в локте, вперед большая грудная
Мышцы, обеспечивающие расширение и спадение грудной клетки межреберные
Мышцы, поднимающие туловище из положения лёжа в положении сидя при фиксированных ногах брюшной пресс
Мышцы, обеспечивающие прямохождение глубокие и ягодичные
Мышцы руки, отводящая плечо в сторону дельтовидная
Мышцы, сгибающие пальцы и кисть в кулак мышцы предплечья

55) Приведите несколько примеров мышц, работающих как антагонисты и как синергисты.

Антагонисты Синергисты
бицепс-трицепс грудь-трицепс

56) На рисунке мотонейров. Подпишите его части.

Читайте также:  Таблица guid это mbr или gpt

1 — тело нейрона

2 — дендриды

3 — аксон

4 — синапс

* Укажите, сколькими мышечными волокнами управляет мотонейрон, показанный на рисунке.

57) Напишите, как надо организовать тренировку, чтобы был тренировочный эффект (синтез в мышечной ткани преобладал над распадом).

Близкое к максимальному напряжению и правильный отдых.

58) Укажите последствия гиподинамии.

Изменения в мышцах: становятся дряблыми, теряют силу.
Изменения в костях: уходят соли кальция.
Изменения в крови: соли кальция соединяются с холестерином, образуя бляшки.

59) Прочитайте статью «Регуляция работы мышц-антаганистов» (§14) и заполните таблицу, вписав в соответствующие столбцы слова: возбуждены, заторможены, сокращены, расслаблены.

60) Впишите определяемые ниже понятия.

Работа, связанная с перемещением тела или груза, называется динамическая.
Работа, связанная с охранением позы или удержанием груза, называется статическая.

61) Отчёт о лабораторной работе «Утомление при статической работе» (с. 94 учебника).

Фазы утомления Признаки утомления Время
Начало опыта (отсутствие утомления) Рука с грузом неподвижна
I фаза утомления Рука опускается, затем рывком поднимается на прежнее место
II фаза утомления Дрожание рук, потеря координации, пошатываение корпуса, покраснение лица, потоотделение
III фаза утомления Рука с грузом опускается: опыт прекращается

62) Прочитайте §15 «Осанка. Предупреждение плоскостопия». Перечислите причины нарушения осанки.

Привычка горбиться, сутулиться, неверное положение сидя.

63) Назовите факторы, способствующие развитию плоскостопия.

Неправильно подобранная обувь, длительное хождение или избыточная масса тела.

64) Отчёт о лабораторной работ «Осанка и плоскостопие» (с. 98 учебника).

I. Выявление нарушений осанки.
1. Выявление сутулости.

Вывод: нарушений нет

* Выявление нарушений в области поясничного изгиба.
При положении тела спиной к стене, когда пятки, голени, таз и лопатки касаются стены, между стеной и поясницей проходит (кулак или только ладонь) – ладонь

* II. Выявление плоскостопия (работа выполняется дома).
След в узкой своей части (заходит или не заходит) – не заходит за линию, соединяющую центр пятки и центр третьего пальца (см. рис. 39 на с. 74 учебника).

65) Прочитайте §16 «Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов», рассмотрите рисунки и заполните таблицу.

66) При подозрении на перелом костей предплечья была наложена шина, а сама рука зафиксирована с помощью косынки. Определите, какую ошибку допустили при оказании помощи пострадавшему. К каким последствиям она может привести?

Шина не зафиксированна. Она может сместиться, в результате чего сместиться рука. Это может привести к повреждению тканей, сосудов

67) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

Я смогу оказать первую помощь при травмах другим людям, в том числе и себе.

Источник

Заполните таблицу укажите название функции особенности строения

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций цитоплазмы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) внутренней среды, в которой расположены органоиды

2) синтеза глюкозы

3) взаимосвязи процессов обмена веществ

4) окисления органических веществ до неорганических

5) осуществления связи между органоидами клетки

Функции цитоплазмы (гиалоплазмы):

1) образует внутреннюю среду клетки, в которой расположены органоиды;

2) обеспечивает взаимосвязь частей клетки и процессов в клетке;

3) обеспечивает перемещение веществ в клетке.

(1) внутренней среды, в которой расположены органоиды – функция цитоплазмы;

Читайте также:  Биосинтез белка таблица аминокислот

(2) синтеза глюкозы – выпадает (функция хлоропласта);

(3) взаимосвязи процессов обмена веществ – функция цитоплазмы;

(4) окисление органических веществ до неорганических – выпадает (функция лизосом);

(5) осуществление связи между органоидами клетки – функция цитоплазмы.

Рассмотрите предложенную схему строения эукариотной клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы.

Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, вакуоли, комплекс Гольджи, лизосомы.

Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

Ответ: лизосомы / лизосома/ пероксисома

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Одномембранные органоиды: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, вакуоль.

Двумембранные органоиды: ядро, митохондрии, пластиды (лейкопласты, хлоропласты, хромопласты).

Немембранные органоиды: рибосомы, центриоли, ядрышко.

Ответ: митохондрии, или митохондрия.

Рассмотрите предложенную схему классификации органоидов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).

Ответ: рибосомы,или рибосома

Рассмотрите предложенную схему классификации компонентов клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

Цитоплазма — обязательная часть клетки, заключенная между плазматической мембраной и ядром. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и способствует их взаимодействию друг с другом.

Основное вещество цитоплазмы — гиалоплазма (цитозоль) — представляет собой бесцветный, слизистый, густой и прозрачный коллоидный раствор.

В цитоплазме располагаются ядро и все органоиды (или органеллы) клетки.

Ответ: органоиды, или органеллы

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К немембранным органоидам эукариотической клетки относятся органоиды, не имеющие собственной замкнутой мембраны, а именно: рибосомы и органоиды, построенные на основе тубулиновых микротрубочек — клеточный центр и органоиды движения (жгутики и реснички).

Почему в столбике «двумембранные» нет ядра?

Есть аналогичное задание, где написано 3 двумембранных органоида: митохондрии, пластиды,ядро

Не обязательно должны быть указаны все органоиды без исключения. Вот решили составители здания не включать ядро в схему 🙁

В пояснении говорится о клеточном центре и микротрубочках, а в ответе-только рибосома. Исправте.

Клеточный центр уже указан в схеме, а рибосомы — один из важнейших органоидов клетки, без них не образуется ни один белок в клетке, в том числе и белок тубулин, из которого построены микротрубочки и центриоли клеточного центра. Согласен, схема неполная, но так решили составители, при выборе ответа, приоритет нужно отдавать рибосомам.

почему в схеме вакуоли представлены в множественном числе, а рибосомы нельзя?

можно, оба варианта принимаются!

Рассмотрите предложенную схему строения и функций клетки. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

К органоидам цитоплазмы, отвечающим за биосинтез белка отвечают рибосомы.

Ответ: рибосомы, или рибосома.

Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид клетки Число мембран органоида Функция
А одномембранный расщепление органических веществ клетки
рибосома Б биосинтез белка
хлоропласт двумембранный В

Список терминов и понятий:

1) комплекс Гольджи

2) синтез углеводов

4) гидролиз крахмала

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Органоид клетки Число мембран органоида Функция
А — лизосома одномембранный расщепление органических веществ клетки
рибосома Б — немембранный биосинтез белка
хлоропласт двумембранный В — синтез углеводов

Рассмотрите рисунок с изображением микрофотографии органоида эукариот. Укажите название этого органоида, его основную функцию и название складчатых структур внутри органоида. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Органоид Функция Структуры
______________(А) ______________(Б) ______________(В)

7) аэробное дыхание

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Органоид Функция Структуры
1) хлоропласт (А) 6) фотосинтез (Б) 5) тилакоиды (В)

Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Метод Применение метода
Центрифугирование Разделение органоидов клетки
Определение числа хромосом в кариотипе

Метод исследования — это способ научного познания действительности.

Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук): эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.

А есть частные, относящиеся к конкретному разделу. Например, методы генетики: генеалогический, гибридологический и т. д.

Цитогенетический метод. С помощью данного метода можно изучать наследственный материал клетки: совокупность хромосом в целом — число хромосом (кариотипирование) или наличие и количество Х-хромосом (определение полового хроматина — число глыбок полового хроматина или телец Барра).

Читайте также:  Размер отверстий для нарезания резьбы таблица гост

Цитологический, т. к. исследование проводится с помощью светового микроскопа (изготовление и изучение микропрепаратов).

Ответ: цитогенетический ИЛИ цитологический ИЛИ кариотипирование ИЛИ микроскопирование.

Источник



Заполните таблицу: Название ткани: Выполняемая функция: Особенности строения клеток:

Ответ или решение 4

Название ткани:
1) Основная
2) Покровная
3) Механическая
4) Проводящая
5) Образовательная

Выполняемая функция:
1) Синтез и запасание различных веществ
2) Защитная
3) Опорная
4) Транспорт органических и минеральных веществ
5) Образование новых клеток, рост растения

Особенности строения клеток:
1) Живые клетки
2) Живые или мертвые клетки с утолщенными оболочками
3) Утолщенные, одревесневшие оболочки.
4) Живые или мертвые клетки в виде трубок
5) Крупное ядро, тонкая оболочка, небольшие размеры.

1)основная
2) Покровная
3) Механическая
4) Проводящая
5) Образовательная

Выполняемая функция:
1) Синтез и запасание различных веществ
2) Защитная
3) Опорная
4) Транспорт органических и минеральных веществ
5) Образование новых клеток, рост растения

Особенности строения клеток:
1) Живые клетки
2) Живые или мертвые клетки с утолщенными оболочками
3) Утолщенные, одревесневшие оболочки.
4) Живые или мертвые клетки в виде трубок
5) Крупное ядро, тонкая оболочка, небольшие размеры.

азвание ткани:
1) Основная
2) Покровная
3) Механическая
4) Проводящая
5) Образовательная

Выполняемая функция:
1) Синтез и запасание различных веществ
2) Защитная
3) Опорная
4) Транспорт органических и минеральных веществ
5) Образование новых клеток, рост растения

Особенности строения клеток:
1) Живые клетки
2) Живые или мертвые клетки с утолщенными оболочками
3) Утолщенные, одревесневшие оболочки.
4) Живые или мертвые клетки в виде трубок
5) Крупное ядро, тонкая оболочка, небольшие размеры.

Источник

Задания части 2 ЕГЭ по теме «Скелет человека»

1. Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.

1) Сустав покрыт суставной сумкой которая состоит из соединительной ткани и придаёт ему прочность.
2) Суставы укреплены связками.
3) Суставная головка соответствует суставной впадине, это обеспечивает подвижность сустава.
4) Суставная головка и ямка покрыты гладким хрящом, который уменьшает трение.
5) Внутри суставной сумки выделяется жидкость, уменьшающая трение.

2. Какие структуры кости взрослого человека обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Чем заполнены полости в этих структурах? Какие функции выполняет содержимое полостей?

1) Цифрой 1 обозначено губчатое вещество, находящееся в головке кости. В полостях губчатого вещества находится красный костный мозг, он выполняет функцию кроветворения (образует клетки крови).
2) Цифрой 2 обозначена костномозговая полость, находящаяся в трубке кости. В костномозговой полости находится желтый костный мозг — жировая ткань. Функция желтого костного мозга — запас энергии.

3. Назовите элементы строения кости, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Укажите особенности их строения и выполняемые ими функции.

1) 1 – головка, 2 – надкостница;
2) головка покрыта хрящом, снижающим трение; содержит губчатое вещество, придающее костям прочность и легкость;
3) надкостница содержит костные клетки, обеспечивающие рост кости в толщину, восстановление костей при переломах.

4. Определите, какой отдел скелета человека на рисунке обозначен вопросительным знаком, и укажите, какими костями он образован. Какую роль выполняет этот отдел?

1) Вопросительным знаком обозначен таз.
2) Он образован двумя тазовыми костями, каждая из которых образована подвздошной, лобковой и седалищной костями.
3) Роль таза – опора для нижних конечностей, защита внутренних органов.

5. Назовите отдел скелета, к которому относят плечевую кость. С какими костями и каким типом соединения она связана? У каких позвоночных впервые появляется конечность подобного типа?

1) плечевая кость относится к плечевому отделу свободной верхней конечности;
2) образует локтевой сустав с лучевой и локтевой костью и плечевой сустав с лопаткой, тип соединения – подвижное;
3) конечность подобного типа впервые появляется у земноводных.

6. Рассмотрите предложенную схему скелета верхней конечности человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

7. Какой тип соединения костей изображен на рисунке? Какие анатомические структуры этого типа соединения обозначены цифрами 1, 2 и 3? Какие функции они выполняют в соединении? Ответ обоснуйте.

1) сустав (подвижное соединение костей);
2) 1 — головка бедренной кости, 2 — суставная впадина, 3 — связки;
3) головка и суставная впадина обеспечивают скольжение костей в суставе, так как имеют гладкие хрящевые поверхности;
4) связки удерживают кости за счет своей прочности

8. Какие кости обозначены на рисунке цифрами 1 и 2? Укажите, к какому отделу скелета их относят, в чём состоит роль этого отдела.

1) 1 – лопатка;
2) 2 – ключица;
3) кости входят в состав плечевого пояса (пояса верхних конечностей);
4) создаёт опору свободной верхней конечности;
5) соединяет верхнюю конечность с туловищем;
6) обеспечивает подвижность свободной верхней конечности

9. Назовите мышцы, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2. Какие функции они выполняют? Какой мышечной тканью они образованы?

1) скелетные мышцы-сгибатели (двуглавая);
2) скелетные мышцы-разгибатели (трехглавая);
3) обеспечивают движение руки – сгибание и разгибание;
4) образованы поперечно-полосатой мышечной тканью

Источник