Меню

Заполните таблицу рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы млекопитающие



Таблица «Сравнительная характеристика классов позвоночных животных»
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 8, 9 класс)

Чембрович Елена Анатольевна

Таблица «Сравнительная характеристика классов позвоночных животных»

Скачать:

Вложение Размер
pozvonochnye.docx 19.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подтип Позвоночные (Черепные)

Туловище, хвост, плавник

Голова, туловище, плавники: спинные, брюшные, грудные, анальный, хвостовой

голова, туловище, передние и задние конечности с пальцами (!), хвост – у саламандр, тритонов

голова, шея (!), туловище, передние и задние конечности (по бокам туловища), хвост

голова, шея ( гибкость ), туловище, крылья, ноги, хвост.

голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности (под туловищем) (!)

кожа, костная чешуя, слизистые железы

кожа, слизистые железы

кожа сухая, роговой покров

кожа сухая, перья – роговые образования кожи

кожа, железы: потовые, сальные, млечные (!), волосы

череп и позвоночник: туловищный и хвостовой отделы; рёбра

череп, позвоночник: 1 шейный позвонок, туловищный, крестцовый, хвостовой

череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка (кроме змей, черепах)

Скелет лёгкий и прочный!! Череп, позвоночник: шейный ( хорошо развит, подвижен ), грудной, поясничный, крестцовый – срастаются – прочность!, хвостовой; грудная клетка, грудина – вырост – киль; ключицы = в вилочку

череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка;

Рот, глотка, кишечная трубка, анальное отверстие; печень

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (у Хрящевых — клоака); печень, поджел железа; Плавательный пузырь – вырост кишечника, у Костных!

Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака (!);

печень, поджелудочная железа;

Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, клоака (!);

печень, поджелудочная железа.

Рот + дифференцированные зубы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие; слюнные железы, печень, поджелудочная железа.

сердца нет, 1 круг кровообращения

двухкамерное сердце, 1 круг кровообращения

сердце трёхкамерное, 2 круга кровообращения

сердце 3хкамерное (неполная перегородка), у крокодилов – 4хкамерное; 2 круга кровообращения

сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения

жаберные щели в глотке

(жабры – у личинок)

Лёгкие, воздушные мешки

выделительные трубочки в каждом сегменте — метанефридии

2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие (у Хрящевых — клоака)

2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака

Тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака

Тазовые почки, мочеточники, (мочевой пузырь – отсутствует!), клоака

Почки. мочеточники, мочевой пузырь, отверстие мочеиспускательного канала

головной и спинной мозг, нервы

головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий

головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий

то же, кора головного мозга с извилинами и центрами органов чувств

щупальца, светочувствительные глазки, осязание по всей коже

Глаза, органы слуха (внутреннее ухо), осязания – боковая линия, обоняния. равновесия

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой,

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой, вкус, обоняние

Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее, среднее и внутреннее ухо, вкус, обоняние

глаза, слух (ушная раковина!), осязание – вибриссы, обоняние, вкус

РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

Яичники и семенники – посегментно, оплодотворение – наружное;

развитие непрямое (личинка — головастик), в воде

Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, на суше

Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, развитие у плацентарных – в матке !, выкармливание молоком

Вид Ланцетник европейский

Класс Хрящевые рыбы

Отряды Акулы, Скаты

Класс Костные рыбы

Отряды: Сельдеобразные, Окунеобразные, и др.

Отряды: Бесхвостые (лягушки, жабы), Хвостатые (саламандры, тритоны), Безногие (червяги)

Отряды: Чешуйчатые (змеи, хамелеоны, ящерицы, вараны), Черепахи, Крокодилы

Отряды: Курообразные, Гсеобразные, Дятлообразные, Совообразные, Журавлеобразные, Страусообразные, Пингвинообразные.

Отряды: Однопроходные (утконос, ехидна), Сумчатые (кенгуру), Насекомоядные (крот, выхухоль, землеройка), Рукокрылые (летучие мыши), Грызуны, Зайцеобразные, Ластоногие, Хищные, Приматы и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по биологии 7 класс «Позвоночные животные»

Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов. Данная тема .

План-конспект урока биологии в 6 классе «Передвижение позвоночных животных»

План- конспект урока в 6 классе «Передвижение позвоночных животных» . Программа Н.И.Сонин. Цель урока: дать знания о передвижении позвоночных животных в разных средах обитания.

УГА — 2014. Урок биологии 6 класс. «Перенос веществ в организме позвоночных животных»

Урок по теме «Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных» К уроку создана презентация.Начинается урок сужетом из мультфильма па сказке «Книга джунглей» Р.Киплинга. «Мы с тобой одной .

Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс+Конспект

Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс.

Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные»

Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные».

Лабораторные работы по основным классам позвоночных животных я провожу при изучении зоологии и использую эти же материалы при подготовке учащихся 9-11 классов к экзаменам по биологии. Учащимся очень н.

Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕСРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ.

Источник

«Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся»

  1. Познакомить учащихся с отличительными признаками позвоночных животных.
  2. Дать сравнительную характеристику позвоночным животным..
  3. Обобщить знания учащихся о позвоночных животных.
  4. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование: картинки животных, карточки, схемы.

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

— Что такое фауна?

— Какие животные называются одноклеточными и многоклеточными?

— В чем отличие позвоночных животных от беспозвоночных?

— Кто из нарисованных животных не является насекомым?

(На доске иллюстрации с изображением паука-крестовика, бабочки, жука-могильщика осы, муравьи.)

— Какое слово не вписывается в общий ряд: комар, муха, пчела, оса, божья коровка, скорпион?

— Как же узнать, насекомое перед вами или нет?

— Сколько у насекомых лап?

— Когда вы слышите слово “насекомые”, то кого представляете?

— Какие группы животных вы знаете?

Распределите карточки с животными по группам:

3. Знакомство с новым материалом.

Какая наука изучает животных? Зоология (от греческого слова «зоо» — животное) изучает животных. Учёные-зоологи делят царство животных на большое число групп.

Таблица “Классификация животных”

4. Беседа о рыбах и их разновидностях.

— Какие животные называются позвоночными? (К позвоночным относятся рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.)

— Какие из перечисленных мною животных живут только в воде? (Рыбы.)

1 ученик: Рассказ о рыбах.

— Знакомством с рыбами мы начнем изучение позвоночных животных. Примерно 2/З поверхности нашей планеты покрыто океанами, морями, реками и озерами. Их населяют мириады животных значительную часть, которых составляют представители класса рыб. К 90-м гг. ХХ столетия зоологи описали около 22 тысяч видов — больше, чем всех остальных позвоночных животных.

Рыбы появились на Земле более 450 лет назад. Рыбы — самые первые позвоночные животные на нашей планете. Как и все живы существа, проживающие на земле не одну тысячу лет, рыбы не раз видоизменялись. В настоящее время они являются самыми многочисленными представителями класса позвоночных.

— Рассмотрите иллюстрацию с изображением рыб.

— Какие особенности внешнего вида существуют у рыб?

— Какое значение имеют плавники?

5. Работа по учебнику.

— Прочитайте предложения в учебнике на с. 69. Найдите верные высказывания.

— Какую роль играет позвоночник для рыб?

2 ученик: Рассказ о классе рыб.

Всех рыб условно делят на три типа.

Первый тип — это хрящевые рыбы (скаты, акулы), то есть рыбы с хрящевым позвоночником. Они имеют прочную, толстую, но без чешуи кожу.

Второй тип это костистые рыбы, с бесхрящевым позвоночником и чешуйчатой кожей. Пожалуй, этот тип самый многочисленный.

Третий тип – рыбы, имеющие и легкие, и жабры. Все легочные рыбы живут только в пресной воде. Их плавники очень напоминают конечности животных, поэтому такие рыбы, как особый вид окуня, способны иногда выходить на берег.

— А вы знаете, какая самая большая рыба? Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы на Земле. Они иногда достигают 16–18 м в длину. А вот самая маленькая рыба в мире обитает на Филиппинских островах. Это бычок Пандака длиною 0,6 см, признанный самым крошечным позвоночным.

6. Ознакомление с земноводными. (Слайд № 5)

— Каких животных называют земноводными? Почему?

3 ученик: Рассказ о земноводных. (Слайд № 6)

— Другое название земноводных – амфибии – происходит от греческого слова, означающего “живущий двойной жизнью”. Они могут жить и на суше, и в воде.

Существует три группы или отряда земноводных: лягушки, саламандровые и червяги. Различные виды тритонов относятся к саламандровым. Червяги – это существа, живущие в норах. Они слепые, у них нет ни ног, ни хвоста. Земноводные дышат жабрами в юном возрасте, а потом у многих из них развиваются лёгкие. (Слайд № 7)

У земноводных кожа гладкая и клейкая, поддерживаемая во влажном состоянии специальными слизистыми железами. Вода легко проникает через их кожу, поэтому большинство земноводных высыхает и умирает, если их надолго вытащить из воды. (Слайд № 8)

Работа по учебнику.

С. 70. Чтение рубрики “Этот удивительный мир”.

— Какие животные относятся к пресмыкающимся?

— Ребята, а вы знаете, почему у животных такое название?

4 ученик: Рассказ о пресмыкающихся. (Слайд № 9)

— Название “пресмыкающиеся” точно отражает особенности передвижения этих животных, связанные с расположением их конечностей. Последние находятся по бокам от туловища и далеко отнесены от него. Туловище как бы висит между опорами и чаще всего опускается на землю. Даже при передвижении большинство пресмыкающихся далеко не всегда приподнимают туловище — наоборот, его изгибания и отталкивания от субстрата помогают передвижению наряду с лапами. (Слайд № 10)

Настоящая ходьба и бег с выпрямленными конечностями и приподнятым телом наблюдаются, сравнительно редко, обычно же рептилии ползут, “пресмыкаются”, безногие иначе просто не могут.

7. О разнообразии пресмыкающихся. (Слайд № 11)

В животном царстве пресмыкающиеся занимают место между земноводными и птицами. Ученые считают, что птицы произошли от пресмыкающихся несколько миллионов лет тому назад, В те времена пресмыкающиеся составляли основную группу животных и часто имели гигантские размеры. Но эти огромные рептилии вымерли, а пресмыкающиеся наших дней имеют сравнительно небольшие габариты. Самые крупные из них — крокодилы и питоны.

Пресмыкающиеся с холодной кровью передвигаются ползком и имеют позвоночник.

Пресмыкающиеся подразделяются на четыре основные группы черепахи, крокодилы, ящерицы и змеи.

Черепахи отличаются от прочих пресмыкающихся тем, что их тело окружено костным панцирем. Все черепахи откладывают яйца. Некоторые черепахи живут возле водоемов или в них, а некоторые — исключительно на суше.

Аллигаторы, крокодилы и им подобные имеют удлиненное тело с четырьмя конечностями, покрытое чешуйками или пластинками. Ящерицы и змеи относятся к пресмыкающимся высшего порядка. Основное различие между ящерицами и змеями состоит в строении челюстей. У змей и верхняя и нижняя челюсти имеют подвижные части с острыми, загнутыми внутрь зубами. (Слайд № 12)

Работа по учебнику с.71 рубрика “Жил на свете человек. ”.

С давних времен и поныне змеи в восточной медицине служат одним из основных источников лекарственных средств при лечении многих заболеваний. Больному могут давать змеиную кровь, желчь, а также настойку на змеях, в состав которой входит и яд.

Профессия змееловов — охотников за змеями — очень опасна. Однако и змеям можно порой посочувствовать. Некоторые виды стали редкими и уже нуждаются в охране. (Приложение 3)

Работа в группах

1. Заполните таблицы, используя информационную карту.

Источник

Заполните таблицу рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы млекопитающие

Расположите животных в порядке повышения у них интенсивности обмена веществ в процессе эволюции.

2) Хрящевые рыбы

Повышение интенсивности обмена веществ идет с повышением уровни организации животных. Хрящевые рыбы — костные рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — млекопитающие.

А разве хрящевые рыбы не активнее костных? Если они активнее, то и обмен должен быть быстрее

Массивный хрящевой скелет увеличивает массу тела. Пояса грудных плавников лежат в толще мускулатуры и не сочленяются с осевым скелетом, что ограничивает подвижность конечностей. Челюсти хрящевых рыб способны лишь к однообразным простым хватательным движениям. Дыхательный аппарат относительно просто устроен (жаберная крышка отсутствует), кишечник слабо дифференцирован В связи с этими и другими морфофизиологическими особенностями для хрящевых рыб по сравнению с костными характерен более низкий уровень обмена веществ.

Если б в ответе присутствовали еще и птицы, они бы замыкали последовательность ?

В данном случае. или птицы/ или млекопитающие − замыкают

Установите, в какой последовательности должны располагаться растения в соответствии с их усложнением в процессе эволюции.

2) береза бородавчатая

3) ель обыкновенная

Усложнение шло таким образом: мох — хвощ — голосеменные — покрытосеменные.

Расположите животных в последовательности, которая отражает усложнение их организации в процессе эволюции классов, к которым они принадлежат

В процессе эволюции хордовые появлялись: ланцетник — хрящевые рыбы — земноводные — пресмыкающиеся — птицы — млекопитающие.

Млекопитающие отделились от ствола первичных наземных пресмыкающихся раньше, чем ответвились от них птицы.

Следовательно, сначала волк, потом орел

В учебниках зоологии после пресмыкающихся принято рассматривать сначала птиц, а потом млекопитающих. Такой порядок определяется общим значением млекопитающих в жизни биосферы и тем, что к ним относится человек разумный — Homo sapiens, с развитием которого связано становление человеческого общества.

Млекопитающие обособились от примитивных пресмыкающихся, еще сохранявших некоторые признаки земноводных (этим можно объяснить наличие у млекопитающих кожи с многочисленными железами и других особенностей), в триасе (примерно 215 млн. лет назад), а птицы — от вполне сложившихся пресмыкающихся лишь в конце триаса или в начале юры (примерно 190-170 млн. лет назад)

(Литература: Наумов Н. П., Карташев Н. Н. Зоология позвоночных. — Ч. 2.)

Настоящие птицы появились в меловом периоде и достигли большого разнообразия в палеогене и неогене кайнозойской эры.

Млекопитающие произошли от древних рептилий в самом начале мезозойской эры, т. е. раньше птиц. Но развитие, приведшее к современному богатству форм этого класса позвоночных, относится, как и у птиц, к кайнозойской эре.

Тем не менее, во всех вариантах (почему-то так принято) за правильный порядок возникновения дается: . пресмыкающиеся — птицы — млекопитающие 🙁

Раньше так и считалось, что млекопитающие по уровню организация выше птиц, но сейчас почему-то принято считать что птицы выше млекопитающих. Нам учитель так рассказывал и я встречал это во многих тестах ЕГЭ по биологии.

Источник

Таблицы животные «Сравнительная характеристика классов рыбы, земноводные, птицы, млекопитающие»

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Похожие материалы

Презентация по биологии на тему: «Борьба за существование и естественный отбор» 9 кл

Конспект урока по теме расы человека

Таблицы по теме органы растений «Семя, стебель, корень, лист»

Проверочная работа «Класс хрящевые рыбы»

Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации по биологии 5 класс

Календарно — тематическое планирование по биологии 6 класс

Методическая разработка урока «Наука о живой природе»

Проект по биологии «Вымирающие млекопитающие животные» (7 класс)

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5093093 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии»
  • Курс повышения квалификации «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности»
  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты реализации элективного курса «Антропология и этнопсихология» в условиях реализации ФГОС»
  • Курс повышения квалификации «Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии»
  • Курс повышения квалификации «Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция»
  • Курс повышения квалификации «Основы биоэтических знаний и их место в структуре компетенций ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс повышения квалификации «Гендерные особенности воспитания мальчиков и девочек в рамках образовательных организаций и семейного воспитания»
  • Курс профессиональной переподготовки «Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация производственно-технологической деятельности в области декоративного садоводства»
  • Курс повышения квалификации «Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии»
  • Курс повышения квалификации «Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС»
  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и выполнение работ по производству продукции растениеводства»

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

Кузнецова предложила оплачивать нянь для детей-инвалидов из семей в трудной ситуации

Время чтения: 1 минута

Стоимость школьного набора в России выросла за год на 13%

Время чтения: 3 минуты

Минпросвещения готово обсуждать введение пятидневного обучения в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Ряд измерений необходимых для покупки брюк