Меню

Заполните таблицу среда обитания обитатели тела организмов

§ 4. Среды обитания организмов — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь

14. Дайте определение понятия.

Среда обитания — это всё то, что окружает живое существо в природе.

15. Изучив текст параграфа и рисунки 10, 11, 12 и 13 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Среда обитания

Особенности среды 2-3 примера обитателей среды

Черты приспособленности организмов к среде

Вывод:

На Земле можно выделить четыре основных среды обитания, которые значительно отличаются друг от друга условиями, и в которых обитают живые существа, максимально приспособившиеся к своей среде.

16. Чем можно объяснить большое разнообразие живых организмов на нашей планете?

Благодаря разнообразию сред обитания на Земле появилось огромное количество разнообразных видов живых существ, каждый из которых приспособлен к конкретным условиям.

17. Какие действия человека оказывают пагубное влияние на среды обитания живых организмов?

Пагубное воздействие на среды обитания организмов оказывают как природные катаклизмы (наводнения, цунами, извержения вулканов, землетрясения и т.д.), так и действия человека: вырубка лесов, загрязнение атмосферы и воды, химические загрязнения, промышленные выбросы, свалки, хищнической лов рыбы и отлов зверей, осушение болот, возделывание степей и прочие последствия хозяйственной деятельности человека.

Источник

4 среды обитания живых организмов их характеристика (общая таблица)

Первой средой обитания организмов была вода. Именно в ней зародилась жизнь. С историческим развитием многие организмы начали заселять наземно-воздушную среду Земли. В результате появились земные растения и животные, которые эволюционировали, адаптируясь и привыкая к новым условиям существования. В течение жизни организмов на земле поверхностные слои литосферы постепенно превращались в почву, по словам ВернадскогоВ.И., «биокосное тело планеты» — вещество, которое возникло в ходе совместной деятельности живых организмов и их среды обитания. Биокосные тела — это природные минеральные соединения, обработанные благодаря жизнедеятельности растительных и животных организмов.

Водные и наземные организмы начали заселять почву, создавая особый комплекс ее обитателей. Вероятно параллельно протекало формирование паразитов и симбионтов, средой жизни которых в воде, на суше и в почве стали другие организмы — хозяева и сожители. На текущий момент выделяются 4 среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почва и живые организмы.

Читайте также:  Сытый и голодный ресторан Mama Roma

4 среды обитания живых организмов рисунок

4 среды обитания живых организмов таблица

4 среды обитания

Адаптации организмов к среде

Высокая плотность, теплопроводность, прозрачность, сильные перепады давления, слабая аэрация, освещенность убывает с глубиной, относительно однородная (гомогенная) в пространстве и стабильная во времени

Обтекаемая, продолговатая форма тела, плавучесть, наличие слизистых покровов, развитие воздухоносных полостей, осморегуляция

Мелкие растения и животные, медузы, водоросли, активные пловцы -рыбы, дельфины, тюлени.

Обилие света и кислорода, низкая плотность воздуха, резкие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы, дефицит влаги, гетерогенная. Наиболее сложная как по свойствам, так и по разнообразию в пространстве

Выработка опорного скелета, механизмов терморегуляции, экономного расходования воды, высокая эффективность окислительно-восстановительных процессов, развиты органы усвоения атмосферного кислорода

Наземные растения, животные, простейшие, бактерии, грибы

Дефицит или полное отсутствие света, высокая плотность, недостаток или избыток влаги, недостаток кислорода, сравнительно высокое содержание углекислого газа, рыхлая структура субстрата, заполненная смесью газов и водой. Создана живыми организмами

Вальковатая форма тела, малые размеры, прочные покровы тела, кожное дыхание, редукция органов зрения, у некоторых имеется копательный аппарат, развита мускулатура

Бактерии, грибы, черви, жуки, муравьи, простейшие, личинки насекомых, другие членистоногие, некоторые крупные животные (крот, землеройка)

Наличие легкоусвояемой пищи, постоянство температурного, осмотического, солевого режимов, отсутствие угрозы высыхания, защищенность от врагов, нехватка кислорода, ограниченность жизненного пространства

Упрощение всех систем органов, редукция некоторых из них, появление органов прикрепления, высокая плодовитость, сложные циклы развития со сменой одного или нескольких хозяев

Паразиты — вши, блохи, гельминты, грибок, простейшие и бактерии, симбионты — бактерии

Среды обитания организмов характеристика, факторы

Среды обитания организмов их характеристика таблица

_______________

Источник информации:

1. ЭКОЛОГИЯ / С.В.Алексеев, Спб. — 1997.

2. Общая экология (в схемах и в таблицах)/ Бексеитов Т.К., Павлодар — 2004.

3. Конспект лекций «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ»/ Андреев М.В. — 2002

Источник



Заполните таблицу среда обитания обитатели тела организмов

Задание 1. Объясните, почему в водной среде влияние температурного фактора на организмы менее значимо, чем в наземно-воздушной.

В водной среде скорость и влияние теплообмена среды с организмом намного выше, чем в наземно-воздушной среде. Можно считать, что организм имеет температуру окружающей воды.

Задание 2. Повторите по учебнику «Биология» для 6 класса (авторы И.Н. Пономарева и др.) материал о средах жизни растений. Пользуясь текстом и рисунком 7 учебника «Биология» для 7 класса, заполните таблицу.

Приспособленность животных к условиям среды жизни
Среда жизни Особенности среды Обитатели Приспособления к условиям среды
Наземно-воздушная суша, тепло пауки, насекомые лапки, крылья
Водная водоемы, озера рыбы, киты, дельфины плавники, плавательные перепонки
Почвенная сырость, влажность клещи, дождевые черви лапы, глаза
Организм пища паразиты кислород

Задание 3. Пользуясь учебником, допишите определение.

Местом обитания животного называют наиболее благоприятные участки для жилья .

Задание 4. В природе между животными существуют различные взаимоотношения. Пользуясь учебником, заполните схему.

Формы взаимоотношений между животными:

1. Хищничество — такие взаимоотношения, когда одни добывают других, умершвляют и питаются ими .

Например: сокол, преследующий голубя; жук, нападающий на гусеницу; щука, которая ловит и поедает плотву.

2. Симбиоз — такие взаимоотношения, когда она защищает его жгучими щупальцами от нападения врагов .

Например: рак-отшельник пересаживает на свою раковину актинию.

3. Квартиранство — такие взаимоотношения, когда они полезны друг другу, они полезны для одного животного и безвредны для другого .

Например: в норе сурка могут поселиться различные насекомые, жабы, ящерицы.

4. Паразитизм — такие взаимоотношения, которые складываются между хозяином и паразитом .

Например: паразиты живут в хозяине (человеке или животном).

5. Конкуренция — такие взаимоотношения, когда животные, населяющие одно место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .

Например: горностаи и хорьки, питающиеся мышами и полевками.

Задание 5. Выпишите номера правильных утверждений.

Читайте также:  Урок практикум 3 ярусная структура лесного биоценоза

Утверждения:

1. Все животные приспособлены к условиям среды, в которой они обитают.

2. Приспособленность животных к условиям среды выражена только во внешнем строении.

3. По внешнему облику животного можно определить условия его обитания.

4. Чем меньше размеры животного, тем больше занимаемая им площадь.

5. Волки и лисицы конкурируют из-за пищи.

Правильные утверждения: 1, 2, 3, 5.

Задание 6. Повторите по учебнику «Биология» для 6 класса (авторы И.Н. Пономарева и др.) материал о приспособленности организмов к совместной жизни. Пользуясь текстом и рисункми учебника «Биология» для 7 класса, ответьте на вопрос: почему определенные территории совместно населяют многочисленные организмы, относящиеся к различным царствам живой природы?

Потому что в экологии во взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания существует экологическая пирамида. Это отношения между продуцентами, консументами и рудуцентами.

Задание 7. Впишите термины, соответствующие определениям.

Биоценоз — совокупность животных, растений, грибов и бактрий, совместно населяющих участок суши или водоема.

Экосистема — совокупность различных организмов, обитающих на определенной территории, в конкретных условиях абиотической среды (температура, давление, влажность, соленость и др.).

Источник

Урок 4. Среды обитания организмов (§ 5). — Рабочая тетрадь по биологии 5 класса (Пасечник, линия жизни)

1. Закончите предложение.
Различают четыре основные среды обитания — водная, наземно-вздушная, почва, организм, как среда.

2. Изучив текст параграфа и рисунки 6 и 7 учебника, заполните таблицу «Среды обитания организмов».

Примеры 2-3 обитателей среды

Черты приспособленности организмов к среде

обладает выталкивающей силой, плотность воды больше плотности воздуха, нет сильных перепадов температур

карась, медуза, рыба-клоун, мурена, рак-отшельник, креветка, осьминог

у пассивных — прикрепленный образ жизни. У активных пловцов обтекаемая форма тела, плавники и ласты.

Читайте также:  105 й элемент таблицы Менделеева 6 букв 5 буква И сканворд

плотность ниже, чем у водной среды, возможны сильные скачки температуры

кошка, косуля, тигр

развитые опорные ткани, внешние покровы приспособлены к перепадам температур

Обладает плодородием, насыщена органическими и неорганическими веществами

дождевой червь, трюфель

Полная или частичная слепота, роющие конечности

Организм как среда

практически не меняющиеся условия

паразиты, бактерии, вирусы

со временем утрачивают органы и системы органов

*3. Подумайте, чем можно объяснить большое многообразие живых организмов на нашей планете.
Организмы приспосабливаются к разным средам обитания, что влияет на их многообразие.

Источник