Меню

Зазор натяг посадка группы посадок

Зазор, натяг, посадка, группы посадок

Соединения могут быть с зазором и с натягом.

Зазор (S) выражают разностью между размерами отверстия и вала, когда размер отверстия больше размера вала, т.е. S=A-B.

Натяг (N) выражают разностью между размерами вала и отверстия, когда размер вала больше размера отверстия до сборки, т.е. N=B-A.

Посадкой называют характер соединения (отверстия и вала), который определяется разностью размеров отверстия и вала до сборки, наличием и величиной зазора или натяга.

От посадки зависит степень подвижности или неподвижности одной детали соединения относительно другой.

Посадки образуются сочетанием полей допусков размеров отверстия и вала. В зависимости от взаимного расположения полей допусков размеров отверстия и вала образуются разные посадки.

Посадки подразделяют на три группы (типа):

— с гарантированным зазором;

— с гарантированным натягом;

— переходные (может, как правило, возникнуть небольшой зазор или небольшой натяг).

Взаимное расположение полей допусков размеров отверстия и вала, предельные зазоры и натяги в посадках разных групп

При конструировании изделия для того, чтобы соединения нормально работали, устанавливают нормы зазоров и натягов:

— Наибольший предельный зазор ( ) и наименьший предельный зазор ( );

— Наибольший предельный натяг ( ) и наименьший предельный натяг ( ).

В посадке с гарантированным зазором (рис.11) поле допуска размера отверстия всегда расположено выше поля допуска размера вала ( ).

В посадке переходной (рис.12) поля допусков размеров отверстия и вала перекрываются частично или полностью (поле допуска размера отверстия может быть смещено вверх ли вниз относительно поля допуска размера вала). В переходных посадках и не бывает, так как зазор переходит в натяг, а натяг -в зазор.

В посадках с гарантированным натягом (рис.13) поле допуска размера вала всегда расположено выше поля допуска размера отверстия. На рис. поля допуска заштрихованы.

Посадка с зазором.

При соединении отверстия и вала с одинаковыми номинальными размерами получаем сопряжение с посадкой с зазором (рис. 11).

Переходная посадка.

При соединении отверстия и вала получаем переходную посадку.

Посадка с натягом.

При соединении отверстия и вала получаем посадку с натягом.

Допуск посадки

Допуск посадки (допуск сопряжения) – это допустимая погрешность посадки (сопряжения), норма точности посадки (сопряжения).

Допуски посадок разных групп (см.рис. 11-13):

допуск посадки с гарантированным зазором (допуск зазора)

допуск посадки с гарантированным натягом (допуск натяга)

Допуск переходной посадки

Допуск любой посадки (сопряжения) всегда равен сумме допусков размеров отверстия и вала:

Под однородностью посадки понимают степень одинаковости (величину колебания) действительных зазоров или натягов, получающихся в сопряжениях разных деталей, изготовленных по одной и той же посадке (по одному чертежу). Чем меньше окажется колебание зазора или натяга в партии деталей, тем посадка будет однороднее, т.е. тем меньше будут отличаться зазоры и натяги в разных парах деталей партии.

Однородность посадки зависит от допуска посадки и настройки технологического комплекса, изготавливающего отверстия или валы Чем допуск посадки меньше, тем более однородной будет посадка.

По однородности посадки подразделяют

— на высокооднородные (размеры отверстий точнее 7-го квалитета, валов — точнее 6-го квалитета);

— однородные (среднеоднородные: размеры отверстия 7-го, 8-го квалитетов, валов — 6-го,7-го квалитетов);

— низкооднородные (грубооднородные: размеры отверстий 9-го, 10-го квалитетов, валов — 8-го, 10-го квалитетов);

— неоднородные (размеры отверстий и валов грубее 10-го квалитета).

Необходимую однородность посадки учитывают при выборе квалитета размера.

Понятия о квалитетах будут рассмотрены ниже.

Источник

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЗОРОВ И НАТЯГОВ В СОЕДИНЕНИЯХ

Введение

Одним из основных условий, способствующих повышению качества изготовления и ремонта машин при наименьших затратах, является внедрение в производство принципов взаимозаменяемости, прогрессивных технологий и методов контроля.

Метрология, стандартизация и квалиметрия, изучает на основе системы стандартов вопросы количественной оценки качества технических изделий, обеспечения точности их геометрических и функциональных параметров как необходимого условия обеспечения взаимозаменяемости, надежности и долговечности, является научно–методическим фундаментом качества проектирования, производства, эксплуатации и ремонт машин и оборудования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЗОРОВ И НАТЯГОВ В СОЕДИНЕНИЯХ

В данном задании определяем предельные размеры, допуски, зазоры(натяги) для трех посадок: с зазором, с натягом и переходной:

Исходные данные: номинальный размер d = 55 мм соединения посадки с зазоромН7/с8 , с натягом Н7/r6, переходная k7/6

1.1 По СТСЭВ 144-75 (приложение 4-7.[4]) находим значения предельных отклонений размеров соединенных деталей и определяются их предельные размеры и допуски:

1.1.1 Для соединения с зазором:

а) для отверстия D max = DH + ES = 55+0.030 = 55,030 мм;

TD = D max — Dmin = ES – EI = 55,030+55,0 = 0,030 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 55- 0,060 = 54,940 мм;

1.1.2 Для соединения с натягом:

а) для отверстия

D max = DH + ES = 55+0.030 = 55,030 мм;

TD = D max — Dmin = ES – EI = 55,030+55,0 = 0,030 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 55 + 0,060 =55,060 мм;

dmin = dн + ei = 55+ 0,041 = 55,041 мм;

Td = dmax — dmin = es-ei = 55,041– 55,041 = 0.019 мм;

1.1.3 Для переходного соединения:

а) для отверстия D max = DH + ES = 110+0.010 = 110.010 мм;

Dmin = DH + EI = 110 – 0.025 = 109.975 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 110+0 = 110 мм;

dmin = dн + ei = 110 – 0.022 = 109.978 мм;

1.2 Определяем предельные и средние зазоры (натяги) и допуски пасадок

а) посадки с зазором

Smax = Dmax– dmin = ES – ei = 55,030+54,894 = 0,136 мм;

Smin = Dmin – dmax = EI – es = 55,0+54,940 = 0,060 мм;

б) для посадки с гарантированным натягом

Nmax = dmax – Dmin =es – EI = 55 –0 = 0.076 мм;

Nmin = dmin – Dmax = ei –ES = 0.054– 0.035 = 0.019 мм;

в) для переходной посадки

Nmax = dmax – Dmin = es – EI = 0 + 0.025 = 0.0025 мм;

Smax = Dmax– dmin = ES – ei = 0.010 +0.022 = 0.032 мм;

1.3 Выбираем шероховатость соприкосаемых поверхностей (приложение 10) и вид окончательной механической обработки деталей (приложение 11)

а) для соединения с зазором .

Шероховатость поверхности отверстия 3,2 мкм;

Вид механической обработки: развертывание чистовое.

Шероховатость прочности вала 3.2 мкм;

Вид механической обработки: обмачивание продольной подачей чистовое

б) для соединения с натягом.

Шероховатость поверхности отверстия 3.2 мкм;

Вид механической обработки: развертывание чистовое

Шероховатость поверхности вала 1.6 мкм;

Вид механической обработки: полирование обычное

в) для переходного соединения

Шероховатость поверхности отверстия 3,2 мкм;.

Вид механической обработки: развертывание чистовое

Шероховатость поверхности вала 1.6 мкм;

Вид механической обработки: полирование обычное

1.4 Строим схемы расположения полей допусков отверстия и вала с указанием на них номинальных размеров, предельных отклонений, предельных и средних зазоров и натягов.

Схемы расположений допусков.

посадки с зазором посадки с натягом переходной посадки

Рисунок 1. Схема расположения полей допусков посадки с зазором

1.5 Вычерчиваем эскизы соеденении и проставляем условные обозначения и цифровые значения расположенная полей допусков и шероховатостей поверхностей (рисунок 4–6).

Эскизы соединения с зазором и соединяемых деталей

Эскизы соединения с натягом и соединяемых деталей

Эскизы переходного соединения и соединяемых деталей

Рисунок 2. Эскизы соединения и соединяемых деталей

РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК

РАСЧЕТ РАЗМЕРНОЙ ЦЕПИ

Основное положения

При выполнении задачи необходимо по чертежу узла, а также задонному номинальному размеру и предельным отклонениям замыкающего звена (таблица 9 и рисунок 2,3 приложение 32 [4]) составить линейную размерную цепь, изобразить ее схему и рассчитать допуски и предельные отклонения всех составляющих звеньев (прямая задача). Расчет следует произвести методом полной взаимозаменяемости (метод максимума – минимума) и вероятностным методом.

Расчет вероятностным методом выполняется при условии рассеяния размеров всех звеньев по нормальному закону, при котором риск выхода размеров за пределы допуска составляет 0.27% . При этом коэффициенты относительной асимметрии звеньев равны нулю, т.е. математические ожидания размеров совпадает с серединами полей допусков.

Читайте также:  Сколько месяцев индоутки растут до забоя и таблица веса по дням

7.2 Методика решения прямой задачи методом взаимозаменяемости

7.2.1 По заданным значениям номинального размера [A] и предельных отклонений [ES], [EI] исходного (замыкающего) звена определяем его предельные размеры ([Amax], [Amin]), координата середины поля допуска [Δc] и допуск [T].

7.2.2 Определяем номинальное расчетное значение исходного звена. Если выполняется условие то размерная цепь составлена правильно.

A = [A] = 2 = 2 – цепь составлена правильно.

7.2.3 Определяем среднее число единиц допуска зависимых звеньев:

7.2.4 По полученному значению ас определяем квалитет изготовления зависимых звеньев и их допуски (приложение 1,2 [4]). Если расчетное значение ас не совпадает с табличным ат и ас имеет какое–то промежуточное значение, то на часть звеньев, более сложных в изготовлении, можно назначить допуски по ближайшему грубому квалитету, а на остольные – по более точному. Допуски на зависимые звенья берем по 9 квалитету IT9 (приложения 1,2 [4]).

29IT9 T = 0.050 мм; ;

300≤300 – условие выполняется.

7.2.5 Предельное отклонения для охватывающих размеров рекомендуется определять кА для основного отверстия (Н), для охватываемых – как для основного вала (h0, для свободных размеров (глубина отверстия, ширина уступа, межцентровое расстояние) их принимают симметричными (Js).

7.2.6 Определяем среднее и предельное отклонения и предельные размеры замыкающего звена.

7.2.7 Проверяем правильность назначения предельных отклонений из выполнения условия:

7.2.8 Уловия не выполняется прибегаем к решению размерной цепи с корректирующим звеном в следующей последовательности:

а) на все зависимые соотношение звенья, кроме корректирующего, оставляют принятые значения предельных отклонений;

б) определяем допуск корректирующего звена:

в) определяем среднее и предельное отклонения корректирующего звена:

Выбирае посадку на корректирующие звено е8 с предельным отклонением es = –40 мкм; ei = –73 мкм;

7.2.9 задачи размерных расчетов считается решенные

7.2.10 Результаты расчетов размерной цепи методом полной взаимозаменяемости занесем в таблицу 7.1.

Результаты расчетов размерной цепи

Обозначение звеньев Нормальный размер, мм Поле допуска Передаточное отношение Допуск, мм Предельные отклонения, мм
ES EI
A1 Js +1 0.020 +10 -10
A2 Js -1 0.03 +15 -15
A3 H +1 0.050 +40 -73
А -1 0.300 +275 -25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч. /В. Д. Мягков, М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский. Л.: Машиностроение, 1983.

2.Допуски и посадки: Справочник: В 2 ч. /М. А. Палей, А. Б. Романов, В. А. Брагинский Л.: Политехника, 1991.

3.Серый И. С. Взаимозаменяемость, стандартизация и техническое изделие. М.: Агропомиздат, 1987. 367.

4. Курсовое проектирование по метрологии, стандартизации и квалитрии: Учеб. Пособие / П. В. Сенин. – Саранск: Изд–во Мордов. ун–та, 1997. –80 с. – ISBN 5 – 7103 – 0352 –6.

Реферат

Данная курсовая работа содержит 36 страницы, 17 рисунков, 1 схему, 7 таблиц, библиографический список состоит из 4 источников.

РАЗМЕР, ПОСАДКА, ДОПУСК, ОТКЛОНЕНИЕ, ОТВЕРСТИЕ, ВАЛ.

Цель курсовой работы: систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и их применение для решения конкретных научно-технических и производственных задач.

Полученные результаты: определены зазоры и натяги в соединениях, рассчитаны и выбраны посадки с зазором и натягом, рассчитаны и выбраны посадки для соединений с подшипником качения, выбраны посадки шпоночных соединений, шлицевых соединений, рассчитаны исполнительные размеры рабочих калибров и выбраны универсальные средства измерений, рассчитана размерная цепь.

Содержание

1. Определение зазоров и натягов в соединениях……………………..5

2. Расчет и выбор посадок……………………………………………….11

Расчет и выбор посадок с зазором……………………………….11

Расчет и выбор посадок с натягом……………………….………13

Выбор переходных посадок и определение вероятности

появления соединений с натягом и зазором………..….……….16

3. Расчет и выбор посадок для соединений с подшипником качения.. 18

4. Выбор посадок шпоночных соединений…………………….………21

5. Выбор посадок шлицевых соединений……………………….……..23

6. Расчет исполнительных размеры рабочих калибров и выбор

универсальных средств измерений……………………………….…26

7. Расчет размерной цепи……………………………………………….30

Введение

Повышение качества продукции – одно из главных условий подъема экономики. Успешное решение проблему повышения качества продукции определяется рядом технических, организационных, экономических факторов. Сегодня , когда для производства одной машины необходимо взаимодействие между несколькими предприятиями различных отраслей промышленности, вопросы качества продукции требуют для своего решения дальнейшего развития и совершенствования системы стандартизации.

Одним из основных условий, способствующих повышению качества изготовления и ремонта машин при наименьших затратах, является внедрение в производство принципов взаимозаменяемости, прогрессивных технологий и методов контроля.

Взаимозаменяемость требует определенного уровня измерительной техники, также являющейся объектов стандартизации. Поэтому подготовка современного инженера включает освоение широкого круга вопросов, связанных со стандартизацией, взаимозаменяемостью и сертификацией.

Введение

Одним из основных условий, способствующих повышению качества изготовления и ремонта машин при наименьших затратах, является внедрение в производство принципов взаимозаменяемости, прогрессивных технологий и методов контроля.

Метрология, стандартизация и квалиметрия, изучает на основе системы стандартов вопросы количественной оценки качества технических изделий, обеспечения точности их геометрических и функциональных параметров как необходимого условия обеспечения взаимозаменяемости, надежности и долговечности, является научно–методическим фундаментом качества проектирования, производства, эксплуатации и ремонт машин и оборудования.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАЗОРОВ И НАТЯГОВ В СОЕДИНЕНИЯХ

В данном задании определяем предельные размеры, допуски, зазоры(натяги) для трех посадок: с зазором, с натягом и переходной:

Исходные данные: номинальный размер d = 55 мм соединения посадки с зазоромН7/с8 , с натягом Н7/r6, переходная k7/6

1.1 По СТСЭВ 144-75 (приложение 4-7.[4]) находим значения предельных отклонений размеров соединенных деталей и определяются их предельные размеры и допуски:

1.1.1 Для соединения с зазором:

а) для отверстия D max = DH + ES = 55+0.030 = 55,030 мм;

TD = D max — Dmin = ES – EI = 55,030+55,0 = 0,030 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 55- 0,060 = 54,940 мм;

1.1.2 Для соединения с натягом:

а) для отверстия

D max = DH + ES = 55+0.030 = 55,030 мм;

TD = D max — Dmin = ES – EI = 55,030+55,0 = 0,030 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 55 + 0,060 =55,060 мм;

dmin = dн + ei = 55+ 0,041 = 55,041 мм;

Td = dmax — dmin = es-ei = 55,041– 55,041 = 0.019 мм;

1.1.3 Для переходного соединения:

а) для отверстия D max = DH + ES = 110+0.010 = 110.010 мм;

Dmin = DH + EI = 110 – 0.025 = 109.975 мм;

б) для вала dmax = dн +es = 110+0 = 110 мм;

dmin = dн + ei = 110 – 0.022 = 109.978 мм;

1.2 Определяем предельные и средние зазоры (натяги) и допуски пасадок

а) посадки с зазором

Smax = Dmax– dmin = ES – ei = 55,030+54,894 = 0,136 мм;

Smin = Dmin – dmax = EI – es = 55,0+54,940 = 0,060 мм;

б) для посадки с гарантированным натягом

Nmax = dmax – Dmin =es – EI = 55 –0 = 0.076 мм;

Nmin = dmin – Dmax = ei –ES = 0.054– 0.035 = 0.019 мм;

в) для переходной посадки

Nmax = dmax – Dmin = es – EI = 0 + 0.025 = 0.0025 мм;

Smax = Dmax– dmin = ES – ei = 0.010 +0.022 = 0.032 мм;

1.3 Выбираем шероховатость соприкосаемых поверхностей (приложение 10) и вид окончательной механической обработки деталей (приложение 11)

а) для соединения с зазором .

Шероховатость поверхности отверстия 3,2 мкм;

Вид механической обработки: развертывание чистовое.

Шероховатость прочности вала 3.2 мкм;

Вид механической обработки: обмачивание продольной подачей чистовое

б) для соединения с натягом.

Шероховатость поверхности отверстия 3.2 мкм;

Вид механической обработки: развертывание чистовое

Шероховатость поверхности вала 1.6 мкм;

Вид механической обработки: полирование обычное

в) для переходного соединения

Шероховатость поверхности отверстия 3,2 мкм;.

Вид механической обработки: развертывание чистовое

Шероховатость поверхности вала 1.6 мкм;

Вид механической обработки: полирование обычное

1.4 Строим схемы расположения полей допусков отверстия и вала с указанием на них номинальных размеров, предельных отклонений, предельных и средних зазоров и натягов.

Схемы расположений допусков.

посадки с зазором посадки с натягом переходной посадки

Рисунок 1. Схема расположения полей допусков посадки с зазором

1.5 Вычерчиваем эскизы соеденении и проставляем условные обозначения и цифровые значения расположенная полей допусков и шероховатостей поверхностей (рисунок 4–6).

Эскизы соединения с зазором и соединяемых деталей

Эскизы соединения с натягом и соединяемых деталей

Эскизы переходного соединения и соединяемых деталей

Рисунок 2. Эскизы соединения и соединяемых деталей

Источник



Предельные зазоры и натяги в посадках. Допуск посадки.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

Блинкова Е.С., Задорнов К.С.

РАСЧЕТ И ВЫБОР ПОСАДОК

ГЛАДКИХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ СОПРЯЖЕНИЙ

Методические указания по курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов всех технических специальностей

Одобрено методической комиссией

кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация»

Методические указания разработаны в соответствии с Государственным образовательным стандартом ВПО 2000г. для всех технических специальностей на основе рабочей программы дисциплины «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и «Метрология, стандартизация и сертификация».

Рецензенты: доцент кафедры «Стандартизация, метрология и сертификация» МГТУ «МАМИ» А.А. Брюховец.

доцент кафедры «Транспортные газотурбинные двигатели» МГТУ «МАМИ» В.В.Кузнецов

Работа подготовлена на кафедре «Стандартизация, метрология и сертификация».

Методические указания по выполнения раздела курсовой работы «Расчет и выбор посадок гладких цилиндрических сопряжений» по дисциплинам «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» и «Метрология, стандартизация и сертификация» для студентов технических специальностей\ Е.С. Блинкова, Задорнов К.С. – М.: МГТУ «МАМИ», 2010. – 17 с.

В работе изложены общие понятия о размерах, допусках и посадках гладких цилиндрических сопряжений. Приведены примеры определения натягов, зазоров и допусков посадок. Подробно представлен расчет и выбор посадок с натягом. Определены вероятности получения зазоров и натягов в переходных посадках.

Рассмотрен пример определения основных параметров резьбы с графическим изображением полей допусков на сопрягаемые параметры.

Ó Е.С. Блинкова, К.С. Задорнов, 2012

Ó МГТУ «МАМИ»,2012

Настоящие методические указания являются дополнением к теоретическому курсу «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения», «Метрология, стандартизация и сертификация» и предназначены для закрепления знаний, полученных студентами на лекциях по разделу «Построение посадок в системе ЕСПД».

Методические указания преследуют цель помочь студентам в выполнении курсовой работы и на конкретных примерах демонстрируют методику расчета основных параметров и их предельных отклонений в зависимости от характера сопряжения.

Допуски и посадки гладких соединений. Допуски на размер. Отклонения. Термины и определения

Допуск размера T есть разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами. T определяет величину возможного изменения (допустимого рассеяния) действительных размеров годных деталей, т.е. заданную точность обработки. Допуски внутренних и наружных размеров называют допуском отверстия TD и допуском вала Td соответственно (рисунок 1):

Рисунок 1 – Поля допусков отверстия и вала

TD = D max — D min = | ES – EI |;

Td = d max — d min = | es – ei |;

Допуск всегда положительная величина.

Предельные размеры – два предельно допускаемых размера, кото­рым может быть равен или между которыми должен находиться действительный размер годной детали. Больший из них называется наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим пре­дельным размером. Эти размеры принято обозначать D max и D min для отверстий, d max и d min для валов. Если сравнить действительный размер с его предельными значениями, то можно сделать заключение о годности детали.

Проходной предел – термин, применяемый к одному из предельных размеров, который соответствует максимальному количеству мате­риала, то есть верхнему пределу для вала или нижнему пределу для отверстия.

Непроходной предел – термин, применяемый к одному из предель­ных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, то есть нижнему пределу для вала или верхнему пределу для отверстия.

Введены понятия предельных отклонений от номинального размера:

Верхнее предельное отклонение(ES, es) – алгебраическая разность между наибольшим предельным размером и номинальным:

Нижнее предельное отклонение (EI, ei) – алгебраическая разность между наименьшим предельным размером и номинальным:

Средним отклонением (Е m , e m) называется алгебраическая разность между средним и номинальным размерами:

Действительное отклонение – алгебраическая разность между действительным размером и номинальным.

Соединения и посадки

Для характеристики деталей при проектировании устанавливают номинальные поверхности и их расположение, которые задаются исходя из функционального назначения детали.

Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых дета­лей называют сопрягаемыми. Поверхности, по которым происхо­дит соединение деталей, также называют сопрягаемыми. Остальные поверхности называют свободными или несопрягаемыми.

Посадкой называется характер соединения дета­лей, определяемый получающимися в нем зазорами или на­тягами.

Различают посадки с зазором, с натягом и переход­ные (в которых возможен как зазор, так и натяг).

Натяг N – разность размеров отверстия и вала до сборки со­единения, если размер вала больше размера отверстия. Собранное с натягом соединение обеспечивает взаимную неподвижность дета­лей после сборки (d 2>D).

Зазор S – разность размеров вала и отверстия (рисунок 2), если размеры вала меньше размеров отверстия. Собранное с зазором соединение до­пускает перемещение деталей друг относительно друга (D>d 1).

Рисунок 2 – Варианты образования посадки с зазором и натягом. Переходная посадка.

Предельные зазоры и натяги в посадках. Допуск посадки.

При изготовлении сопрягаемых деталей требуемые зазоры или натяги в соединениях не могут быть выдержаны абсолютно точно. Действительные значения зазоров или натягов будут колебаться в зависимости от допусков на размеры сопрягаемых деталей, т.е. рассеяние значений зазоров или натягов зависит от рассеяния размеров отверстия и вала.

Посадка с зазором – посадка, при которой размеры вала меньше размера отверстия. Поле допуска отверстия располагается выше поля допуска вала или нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала, т.е. D min = d max . В этом случае S min = 0.

В подвижных посадках зазор может изменяться от наименьшего до наибольшего предельного значения.

Наименьший (гарантированный) зазор S min есть положительная разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала, или между нижним предельным отклонением отверстия и верхним предельным отклонением вала:

Наибольший зазор S max есть положительная разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала, или между верхним предельным отклонением отверстия и нижним предельным отклонением вала:

Средний (наиболее вероятный) зазор S m есть положительная разность между средними размерами или средними отклонениями отверстия и вала, или среднее арифметическое наибольшего и наименьшего зазора:

S m =

Допуск зазора TS (допуск посадки) определяет возможное (или допустимое) колебание величины зазора в соединении, т.е. определяет точность посадки. Чем меньше допуск посадки, тем она точнее. Разность предельных значений зазора (наибольшего и наименьшего) или сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение и есть допуск зазора или допуск посадки:

Расположение полей допусков при сопряжении деталей с гарантированным зазором представлено на рисунке 3:

Рисунок 3 – Посадка с зазором

К посадкам с зазором относится также посадка, у которой наименьший зазор S min = 0 (рисунок 4). Такую посадку называют скользящей . На схеме посадки нижняя граница поля допуска отверстия совпадает с верхней границей поля допуска вала.

Рисунок 4 – Скользящая посадка

Посадка с натягом – посадка, при которой размеры вала больше размера отверстия. Поле допуска отверстия располагается ниже поля допуска или нижняя граница поля допуска вала сов­падает с верхней границей поля допуска отверстия, т.е. D max = d min. В этом случае N min = 0.

В посадке с натягом определяют:

— наибольший натяг: N max = d max – D min = / es – EI / ;

— наименьший натяг: N min = d min – D max = / ei – ES / ;

— средний натяг: N m = ( N max + N min ) / 2;

— допуск посадки: TN = N max – N min = TD + Td .

Читайте также:  Строение пищеварительной системы

Рисунок 5 – Посадка с натягом

Переходная посадка – посадка, при которой возможен как зазор, так и натяг (поля допусков вала и отверстия перекры­ваются полностью или частично).

В переходной посадке определяют:

— наибольший зазор: S max = D max – d min = / ES – ei / ;

— наибольший натяг: N max = d max – D min = / es – EI / ;

— допуск посадки: TSN = S max + N max= TD + Td .

Источник

Величина зазоров и натягов таблица

Профессиональные справочные системы
для специалистов строительной отрасли

Основные нормы взаимозаменяемости

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ДОПУСКОВ И ПОСАДОК

Общие положения, ряды допусков и основных отклонений

Basic norms of interchangeability. Unified system of tolerances and fits. General, series of tolerances and fundamental deviations

Дата введения 1990-01-01

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством станкостроительной и инструментальной промышленности СССР

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 11.04.89 N 983

3. ВЗАМЕН ГОСТ 25346-82

4. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 145-88

5. Стандарт соответствует международному стандарту ИСО 286-1-88*

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

* Текст документа соответствует оригиналу. — Примечание изготовителя базы данных.

7. ИЗДАНИЕ с Поправками (ИУС 1-91, 5-92)

Настоящий стандарт распространяется на гладкие элементы деталей, цилиндрические и ограниченные параллельными плоскостями, а также на образованные ими посадки и устанавливает термины, определения и условные обозначения, допуски и основные отклонения системы допусков и посадок для размеров до 3150 мм и любых линейных размеров, если они не установлены другими стандартами.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Термины и определения

1.1.1. Размер — числовое значение линейной величины (диаметра, длины и т.п.) в выбранных единицах измерения.

1.1.2. Действительный размер — размер элемента, установленный измерением с допускаемой погрешностью.

1.1.3. Предельные размеры — два предельно допустимых размера элемента, между которыми должен находиться (или которым может быть равен) действительный размер (см. п.1.4).

1.1.4. Наибольший предельный размер — наибольший допустимый размер элемента (черт.1).

1.1.5. Наименьший предельный размер — наименьший допустимый размер элемента (черт.1).

1.1.6. Номинальный размер — размер, относительно которого определяются отклонения (черт.1 и 2).

1.1.7. Отклонение — алгебраическая разность между размером (действительным или предельным размером) и соответствующим номинальным размером.

1.1.8. Действительное отклонение — алгебраическая разность между действительным и соответствующим номинальным размерами.

1.1.9. Предельное отклонение — алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами. Различают верхнее и нижнее предельные отклонения.

1.1.10. Верхнее отклонение ES, es — алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. ES — верхнее отклонение отверстия; es — верхнее отклонение вала.

1.1.11. Нижнее отклонение EI, ei — алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами (черт.2).

Примечание. EI — нижнее отклонение отверстия; es — нижнее отклонение вала.

1.1.12. Основное отклонение — одно из двух предельных отклонений (верхнее или нижнее), определяющее положение поля допуска относительно нулевой линии. В данной системе допусков и посадок основным является отклонение, ближайшее к нулевой линии.

1.1.13. Нулевая линия — линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок. Если нулевая линия расположена горизонтально, то положительные отклонения откладываются вверх от нее, а отрицательные — вниз (черт.2).

1.1.14. Допуск Т — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или алгебраическая разность между верхним и нижним отклонениями (черт.2).

Примечание. Допуск — это абсолютная величина без знака.

1.1.15. Стандартный допуск IT — любой из допусков, устанавливаемых данной системой допусков и посадок.

Примечание. В дальнейшем в стандарте под термином «допуск» понимают «стандартный допуск».

1.1.16. Поле допуска — поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно номинального размера. При графическом изображении поле допуска заключено между двумя линиями, соответствующими верхнему и нижнему отклонениям относительно нулевой линии (черт.2).

1.1.17. Квалитет (степень точности) — совокупность допусков, рассматриваемых как соответствующие одному уровню точности для всех номинальных размеров.

1.1.18. Единица допуска i, I — множитель в формулах допусков, являющийся функцией номинального размера и служащий для определения числового значения допуска.

Примечание. i — единица допуска для номинальных размеров до 500 мм, I — единица допуска для номинальных размеров св. 500 мм.

1.1.19. Вал — термин, условно применяемый для обозначений наружных элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.20. Отверстие — термин, условно применяемый для обозначения внутренних элементов деталей, включая и нецилиндрические элементы.

1.1.21. Основной вал — вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

1.1.22. Основное отверстие — отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

1.1.23. Предел максимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наибольший объем материала, т.е. наибольшему предельному размеру вала или наименьшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин «проходной предел» использовать не рекомендуется.

1.1.24. Предел минимума материала — термин, относящийся к тому из предельных размеров, которому соответствует наименьший объем материала, т.е. наименьшему предельному размеру вала или наибольшему предельному размеру отверстия.

Примечание. Применявшийся ранее термин «непроходной предел» использовать не рекомендуется.

1.1.25. Посадка — характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки.

1.1.26. Номинальный размер посадки — номинальный размер, общий для отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.27. Допуск посадки — сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение.

1.1.28. Зазор — разность между размерами отверстия и вала до сборки, если размер отверстия больше размера вала (черт.3).

1.1.29. Натяг — разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия (черт.4).

Примечание. Натяг можно определять как отрицательную разность между размерами отверстия и вала.

1.1.30. Посадка с зазором — посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала (черт.5).

1.1.31. Посадка с натягом — посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (черт.6).

1.1.32. Переходная посадка — посадка, при которой возможно получение как зазора, так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (черт.7).

1.1.33. Наименьший зазор — разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала в посадке с зазором (черт.8).

1.1.34. Наибольший зазор — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала в посадке с зазором или в переходной посадке (черт.8 и 9).

1.1.35. Наименьший натяг — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом (черт.10).

1.1.36. Наибольший натяг — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия до сборки в посадке с натягом или в переходной посадке (черт.9 и 10).

1.1.37. Посадки в системе отверстия — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (черт.11).

1.1.38. Посадки в системе вала — посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (черт.12).

Источник