Меню

Жанры произведений литературы 4 класс

Литературные жанры

Скороходова Татьяна Ивановна

Вопрос о жанрах в художественной литературе весьма интересен, на эту тему написано много теории, в которой ученику подчас можно запутаться. Мы постараемся в данной статье осветить этот вопрос доступно и популярно.

Невозможно говорить о жанрах, не затронув такое понятие как «род» литературы. Традиционно в школьном литературоведении выделяют три рода литературы – эпос, лирика и драма. Попросту говоря, род литературы – это группа жанров со сходными формальными и содержательными признаками.

Чтобы разобраться в жанровом многообразии художественной литературы, необходимо, в первую очередь, рассмотреть особенные черты каждого из литературных родов, внутри которых уже пойдёт деление на жанры.

Итак, начнём с эпоса. Выделим характерные черты эпоса, которые и выделяют его в отдельный род.

Интерес к миру, к событиям. Это значит, что в основе эпического произведения всегда лежит некий сюжет, то есть определённая цепь событий.

Наличие так называемой «эпической дистанции». События, о которых идёт речь в произведении, отдалены от автора по времени.

Эпос стремится показать мир завершённым, «познанным». Это может значить только то, что автор показывает нам некую завершённую модель мира, картину мироздания, в которой для него, самого автора, всё ясно и понятно, и этим он хочет поделиться с читателями.

Особый, эпический темп повествования. Темп повествования в эпосе нетороплив, размерен. Всё здесь развёрнуто и обстоятельно, нет места суетливости, герои как будто бы живут своей повседневной жизнью, за которой наблюдает читатель.

Весь эпос делят обычно на три группы жанров – фольклорные жанры, жанры древней литературы и жанры современной литературы (литература с 18 по 21 вв.).

К фольклорным жанрам относятся миф, эпическая поэма (героическая, историческая), сказка, былина, предание, легенда, быль, быличка, такие малые жанры, как пословица, поговорка, загадка, потешка.

Жанры древней литературы – это сказание, слово, хождение, притча, басня и др.

Богатство жанров эпического рода начинается примерно с 18 века. Обычно выделяют три группы эпических жанров указанного исторического периода, то есть с 18 в. по нынешний день. Это – крупные жанры, средние и малые. По порядку охарактеризуем каждую из этих групп.

К крупным эпическим жанрам относят, в первую очередь, роман-эпопею. Подобные произведения, как правило, велики по объёму, в них развиваются сразу несколько сюжетных линий, присутствует большое количество действующих лиц. Повествование затрагивает длительный промежуток времени. Классическими романами-эпопеями являются в русской литературе «Война и мир» Л.Н. Толстого и «Тихий Дон» М.А. Шолохова.

Также крупным и самым популярным эпическим жанром современной литературы является роман. Исторически роман складывался из цикла новелл (рассказов), но со временем форма романа всё более усложнялась. Роман – произведение, как правило, тоже объёмное, может насчитывать, как и роман-эпопея, несколько сюжетных линий со многими героями. Внутри романа как жанра существует огромное количество модификаций. Перечислим некоторые из них – социальный роман, психологический роман, социально-психологический, семейный, детективный, женский, фантастический, приключенческий, роман-антиутопия и пр. В школьной литературе изучают социально-психологические романы Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот»), фантастические романы М.А. Булгакова («Мастер и Маргарита», «Собачье сердце») и пр.

Из средних эпических жанров назовём повесть. Это очень характерный, если не сказать популярный, для русской литературы жанр. В повести нет такого объёма повествования, нескольких сюжетных линий, как в крупных эпических жанрах. Повествование в ней сосредотачивается на каком-то одном событии или судьбе одного героя. Таковы повести, например, И.С. Тургенева («Ася», «Первая любовь», «Вешние воды»).

К малым жанрам эпического рода литературы относятся рассказ, новелла, очерк, литературная сказка, притча, анекдот, эссе, фельетон и пр. Остановимся подробно на самых важных жанрах этой группы.

Рассказ – довольно молодая разновидность эпического жанра, и хотя истоки его лежат в более глубоких пластах литературы, но начал он складываться в 20-е гг. 19 века. В центре рассказа – некий эпизод из жизни героя. Русская классическая литература в рамках рассказа демонстрирует психологизм, интерес к внутреннему миру героя. Непревзойдёнными мастерами в этом жанре являются А.П. Чехов (рассказы «Крыжовник», «Ионыч», «Человек в футляре» и пр.), И.А. Бунин (цикл «Тёмные аллеи»), А.И. Куприн («Гранатовый браслет»).

Новелла – очень древний, по сравнению с рассказом, жанр современной эпической литературы. Сформировалась она ещё в 13 веке во французской и итальянской литературах. Новелла представляла собой короткий занимательный рассказ, нередко юмористического характера. Как раз последнее и отличает новеллу от рассказа – меньший психологизм в обрисовке характеров. Среди русских авторов, увлекавшихся написанием произведений в этом жанре, в первую очередь, следует назвать А.Т. Аверченко.

Очерк – это жанр, основанный на реальных фактах из жизни какого-либо невымышленного лица. В русской литературе образцы очеркового творчества представлены в наследии таких писателей, как М.М. Пришвин, К.Г. Паустовский и др.

Литературная сказка – жанр, для которого характерна стилизация сказочного повествования, то есть имитация стиля сказки. Достаточно вспомнить сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, сказку А.Н. Толстого «Буратино».

Таково в основном жанровое членение эпического рода литературы. От эпоса удобнее переходить к лирике, нежели к драме, так как эпос и лирика хорошо противопоставлены друг другу по некоторым признакам.

Итак, особенности лирики как рода литературы.

Субъективность. Интерес не к внешнему миру, событиям в нём (как в эпосе), а к внутреннему миру человека.

Эмоциональность, психологическая заинтересованность. В лирике важны не события, а отношения к ним, психология поступка или состояния героя.

Иллюзия одновременности текста и события. Это значит, что, читая лирическое произведение, мы как бы переживаем его вместе с автором, между читателем и автором нет дистанции.

Лирические жанры поддаются классификации сложнее, чем эпические. Оснований для классификации много, и строгая систематизация практически невозможна. Поэтому просто перечислим основные лирические жанры.

Начнём с исторически более ранних для русской литературы жанров.

Ода – торжественное стихотворение, либо восхваляющее кого-то, либо увековечивающее некое событие. Ода – жанр, несомненно, уходящий в прошлое. Расцвет оды в России – это творчество М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина.

Элегия – произведение-размышление, как правило, о быстротечности, недолговечности и бренности всего сущего, грустное стихотворение. Авторами элегий в русской литературе были А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский.

Сатира – гневное, язвительное стихотворение, обличающее кого-либо.

Эпитафия – короткое произведение, написанное по случаю ухода из жизни кого-либо.

Мадригал – короткое дружеское послание, содержащее некий комплимент, похвалу.

Эпиграмма – короткое стихотворение обличающего, язвительного характера.

Эпиталама – свадебный гимн. Этот жанр был очень популярен в 19 веке в среде интеллигенции. Но и сейчас он не забыт, современным молодожёнам также адресуются стихи, часто не без юмора.

Послание – стихотворение, написанное в форме письма. Традиционный для русской классики жанр. Общеизвестно послание А.С. Пушкина «В Сибирь», послание М.Ю. Лермонтова «Валерик».

Сонет – одна из прекрасных жанровых разновидностей в лирике. Это строгий жанр – в нём допускается только 14 строк (за редким исключением есть и 15-ая). Этот жанр использовали все классики, начиная с древности. Признанными мастерами западно-европейского сонета принято считать Данте, Петрарку, Шекспира, Камоэнса, Спенсера, Мильтона, Вордсворта.

Песня – самый древний вид лирической поэзии; стихотворение, состоящее из нескольких куплетов и припева. Песни подразделяются на исторические, героические, собственно лирические и др.

Третий род художественной литературы – это драма.

Если лирику и эпос достаточно легко противопоставить друг другу, то с драмой такой чёткости нет. Однако достоверно точно можно сказать, что в принципах подхода к действительности драма ближе к эпосу, чем к лирике. Иными словами драма более объективна, нежели субъективна, то есть стремится отобразить объективный внешний мир, события и характеры этого мира, без погружения во внутренний, эмоциональный мир человека, как это делает лирика.

Родовой особенностью драматических произведений является наличие конфликта. Но при этом конфликт важно понимать не только как столкновение разнонаправленных индивидуальностей, а как состояние мира, когда конфликт заключается в трагическом противоречии всего миропорядка. Первый вид конфликта мы встречаем, например, у А.С. Грибоедова в «Горе от ума»: Чацкий противопоставлен Фамусову, в лице последнего изображено всё общество. Второй вид конфликта прекрасно демонстрируют герои «Вишнёвого сада» А.П. Чехова, так как среди самих героев нет антагонизма, то есть противостояния, но все они вместе обречены быть участниками глобального исторического конфликта.

Следующая особенность драматических произведений – это способ организации речи. Если эпос нацелен на сообщение, лирика – на впечатление, то драма – на показ, на прямое изображение, как правило, на сцене. В драме речевое поведение героя становится доминирующим, определяющим, а порой и единственным способом раскрытия характера. Речь героя драматического произведения значительно отличается от речи героя в эпосе, а тем более в лирике. Она более акцентирована, отточена, плотна.

Безусловно, важнейшей особенностью драмы как рода литературы является то, что она тесно связана с театром. Это обстоятельство регламентирует размер драматического произведения, особенности композиции и пр.

Итак, сформулировать общеродовые свойства драмы можно следующим образом:

Ориентация на изображение. Отсюда – доминирующая роль речевого поведения героя. Автор голос не играет решающей роли.

Наличие конфликта – либо персонифицированного, либо глобального.

Драма тесно связана с театром, ориентирована на показ, события в ней происходят «здесь и сейчас», действие развивается от настоящего к будущему.

Следует также отметить, что драма, будучи тесно связанной с театром, вовсе не должна от него зависеть. Помимо театральной судьбы у драмы есть судьба литературная, и написать драматическое произведение вовсе не значит обязательно предуготовить её для постановки на сцене. Талантливая драма сохраняет воздействие и без сценического воплощения.

К основным жанрам драматического рода литературы относятся комедия, трагедия и собственно драма. Таким образом, отметим сразу, что в современном литературоведении термин «драма» имеет два значения: первое – это род литературы, а второе – жанр внутри рода.

Трагедия – жанр, основанный на непримиримом конфликте, который носит неизбежный характер. Таковой является, например, трагедия А.Н. Островского «Гроза».

Комедия – жанр со специфическим конфликтом, который не носит непримиримый характер и отличается юмористическим или сатирическим подходом к действительности. Школьным примером может служить комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль».

В свою очередь комедия делится на два вида – комедия положений и комедия характеров . Отличие заключается в том, что в первом случае смешны ситуации, в которые попадают герои, а во втором случае нелепы и смешны сами характеры.

Существуют также некоторые модификации комедийного жанра – это фарс и водевиль.

Фарс – это нарочитая, заострённая комедия с акцентированием комических элементов.

Водевиль – лёгкий жанр с непритязательным, забавным сюжетом.

Драма как литературный жанр получила распространение в 18–19 вв. Для драмы характерен острый конфликт, но он не носит безусловный характер, как например конфликт в трагедии. В центре драмы – проблемы отношения человека и общества. В русской литературе образцы драм создали А.Н. Островский, А.П. Чехов, А.М. Горький.

Таково вкратце жанровое членение художественной литературы. Существуют ещё помимо трёх рассмотренных родов литературы и промежуточные, например, лиро-эпический род, внутри которого также выделяют особые жанры, такие как лиро-эпическая поэма, баллада.

Зачастую школьникам довольно сложно бывает усвоить классификацию жанров, а также определить жанровую принадлежность заданного текста.

Облегчить труд школьника в данном деле могут так называемые логико-структурные схемы. Такие схемы вводятся после изучения соответствующих художественных произведений и позволяют систематизировать теоретические знания, осмыслить их взаимосвязь. Логико-структурные схемы не подлежат механическому заучиванию, важно именно понять логику построения схемы и структуру усвоенных знаний. Таким образом, преодолевается отрыв теории литературы от художественного текста («вечная» проблема, существующая в массовой практике преподавания литературы в школе). 1

1 Логико-структурные схемы – часть авторской методики преподавания литературы в школе, разработанной доктором наук Воронежского педагогического университета – Б.С. Дыхановой. Однако, как принцип изучения, способ усвоения знаний, подобные схемы могут создаваться и использоваться как в личной практике каждого учителя, так и ученика

Источник

Жанры литературы в таблицах: список и определения

Можно сказать, что жанры литературы появились благодаря Аристотелю, когда тот прописал систему жанровой классификации в «Поэтике». Авторы веками строго следовали его принципам и канонам.

Но в XIX веке литература начала живо меняться, откликаясь то на падение феодализма, то на торжество буржуазии. В искусство пришел романтизм, за ним — реализм. Читатель требовал свежих идей, неожиданных решений. И вот уже жанры произведений сплетаются, смешиваются, перемещаются: почти не уследить за очередным новым словом в литературе.

Как уже упоминалось, именно социально-политические, культурные, религиозные и прочие вихри отточили черты литературных жанров.

Прародителями эпоса стали мифы, легенды и сказания, в которых реальные исторические события тесно переплетались с фантастическими выдумками и житейской мудростью. Былины складывались в эпопеи, и долгое время эпическая поэма царила над остальными жанрами, пока в XI в. ее не сменила народная лирика.

Лирические произведения были сотканы из песнопений и танцев, без которых человечество не обходилось почти никогда. Эпоха сонетов и баллад обернулось романтизмом, захватившим Европу в XVIII в., — многие жанры вернулись в усовершенствованном виде. Особенно читатели уважали роман и драму.

Драма зародилась еще в первобытной поэзии, причем у каждого из древних народов — по-своему, независимо, из ритуальных действ. Два ее противоположных лика, комедия и трагедия, шлифовались на протяжении многих веков. А когда новое время и новые герои стали требовать большей пластичности, появилась драма как литературный жанр.

Источник



Жанры произведений литературы 4 класс

1 ответ

Существуют эпические, лирические, лиро-эпические и драматические жанры.

1. Роман – изображает события на большом промежутке времени, включает судьбы многих героев, с которыми происходят изменения в ходе действия романа (Н. Носов. “Приключения Незнайки” – роман-сказка);

2. Повесть – строится как передача цепи интересных или нравоучительных событий в жизни нескольких героев, раскрывающих их характеры, чувства и переживания (М. Твен. “Приключения Тома Сойера);

3. Рассказ – короткое повествование о каком-то событии в жизни героя, которое повлияло на его настроение, взгляды (М. Зощенко “Ёлка”).

4. Сказка – повествование о вымышленных событиях и героях, придуманное в давние времена народом или авторское, сочинённое писателем (“Василиса Премудрая”; П. Бажов. “Синюшкин колодец”).

1. Стихотворение – короткое стихотворное произведение о природе, переживании, впечатлении автора или лирического героя (И. Бунин. “Листопад”);

2. Поэма – описанные в стихах события, переживания, раскрывающие внутренний мир героев (А. Пушкин. “Руслан и Людмила”)

1. Былина – повествование о древнерусских богатырях и их подвигах (“Ильины три поездочки”);

2. Баллада – поэтический рассказ, в основе которого лежит миф, героико-исторический или фольклорный сюжет (А.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге”);

3. Басня – аллегорическое стихотворение, содержащее мораль (И. Крылов. “Стрекоза и Муравей”);

Драматические жанры – это произведения, созданные для постановки на сцене (комедии, драмы, трагедии). Например, драма-сказка С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”.

Источник

Краткий литературный словарь для начальной школы
материал по чтению (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Дёмина Ольга Владимировна

Данный литературный словарь поможет быстро найти значение литературных терминов.

Скачать:

Вложение Размер
kratkiy_literaturnyy_slovar.odt 22.18 КБ

Предварительный просмотр:

КРАТКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

учитель начальных классов

Дёмина Ольга Владимировна

Автобиография — это литературно — прозаический жанр, описание автором собственной жизни. Литературная автобиография — попытка вернуться в собственное детство, юность, воскресить и осмыслить наиболее значительные отрезки жизни и жизнь как единое целое.

Рассказ — небольшое произведение, повествующее о каком — либо эпизоде из жизни героя. Рассказу свойственны кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

  • повествовательность;
  • небольшой объём;
  • небольшое число героев;
  • описание одного эпизода.

Стихотворение — это небольшое произведение, изображающее переживания, чувства человека, вызванные каким — либо событием и имеющие стихотворную форму, т. е. деление на строки, ритм и рифму.

  • небольшие размеры произведения;
  • изображения переживания или чувства;
  • стихотворная форма.

Басня — это краткий рассказ, чаще всего в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие пороки и недостатки в общественной жизни. Персонажами басен чаще всего являются животные и растения.

  • небольшие размеры;
  • иносказательность;
  • высмеивание недостатков;
  • поучительность.

Былина — это сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси. Для былин характерно неторопливое повествование, сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом.

  • сказание о богатырях и исторических событиях;
  • сочетание реальных картин и персонажей с фантастическим вымыслом;
  • неторопливое повествование.

Баллада — это стихотворение, в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым напряжённым сюжетом.

Дразнилка — это короткие рифмованные фразы, содержащие обидные указания на недостатки внешности, поведения,характера человека. Дразнилки потому так и называются, что имеют цель поддразнить.

  • короткие рифмованные фразы;
  • цель — поддразнить;
  • обидные указания на недостатки внешности, поведения, характера человека.

Драма — это произведение, предназначенное для постановки на сцене.

Загадка — это краткое, часто стихотворное произведение, в котором загадывающий сознательно скрывает понятие об известном предмете или явлении, при этом подчёркивая их важные признаки.

  • известный загадывающему предмет или явление не названы, специально скрыты;
  • названы важные признаки скрытого предмета или явления.

Поговорка — это краткое образное изречение, не имеющее формы законченного суждения: «воду в ступе толочь», «чужими руками жар загребать», «после дождичка в четверг», «свалился, как снег на голову».

  • краткость;
  • образность;
  • незаконченность предложения.

Пословица — это краткое, меткое,глубокое и точное по мысли изречение, всегда имеющее форму законченного суждения ( т.е.пословица в отличие от поговорки является законченным предложением): «Жизнь прожить не поле перейти»; «Цыплят по осени считают»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

  • краткость;
  • меткость и точность мысли;
  • законченность предложения.

Прибаутка — это забавное сочетание слов, повествующее о каком — либо очень коротком эпизоде, как правило, в форме диалога.

  • очень короткий эпизод;
  • форма диалога;
  • забавное сочетание слов.
  • Я медведя поймал!
  • Так веди сюда!
  • Не идёт!
  • Так сам иди!
  • Да он меня не пускает!

Сказка — это вид занимательного устного повествования с фантастическим вымыслом, с необычным, но вполне законченным сюжетом, в котором добро обязательно побеждает зло.

  • наличие законченного сюжета;
  • занимательность;
  • необычность;
  • наличие вымысла;
  • воспитательная направленность.

1.Сказки о животных .(Их героями являются в основном животные, сочетающие в себе черты как человека, так и животных. Это малоэпизодные произведения, с обилием глаголов и широким использованием диалогической речи.)

2.Бытовые сказки. (Их героями являются в основном цари, попы, купцы, черти. Для них характерна житейская тематика. В рамках обычных человеческих отношений происходят необыкновенные происшествия. В бытовых сказках нет чудес, волшебных помощников.)

3.Волшебные сказки. (Для них характерно наличие чудес, какой — либо волшебной силы, волшебных персонажей и предметов. Они многоэпизодны. Охватывают довольно продолжительный период из жизни героя. В волшебных сказках есть свои постоянные герои: Баба — Яга, падчерица, царевич, дурак и т.д.)

Считалка — это небольшой стишок со строгим соблюдением ритма, может состоять из выдуманных слов. Его цель — определить водящих в игре.

  • краткость;
  • стихотворная форма;
  • цель — упорядочить игру.

Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить!

Повесть — это один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Роман — это литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания

Миф — это представления людей, живших в глубокой древности, о мире и правилах поведения в нём. Мифы передавались от поколения к поколению в виде обрядов, ритуалов и священных преданий. Мифы — это не рассказы и не сказки, а древний взгляд на мир и способ жизни в нём. Удивительно похожи мифы разных народов. Какими бы разными мы ни были, у нас одни корни.

Легенда — это произведение, созданное нородной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

Летопись — это памятники исторической прозы Древней

Руси, один из основных жанров древнерусской литературы.

Отзыв — это оценочное устное или письменное высказывание о прочитанном произведении, о чьей — то работе, о фильмах и т.д.

План отзыва о прочитанной книге:

1.Автор и название произведения. Литературный жанр

( сказка, повесть, роман, стихотворение и т. д.) Что ты знаешь об этом авторе? Какие его произведения читал?

  1. О чём говорится в книге?
  2. Герои произведения.
  3. Какие эпизоды произведения произвели на вас

наиболее сильное впечатление?

  1. Как читается книга (увлекательно, скучно, трудно и т. д.)
  2. Чем обогатила вас книга? Над какими вопросами заставила вас задуматься?
  3. Если в книге есть предисловие или история написания этой книги, то обязательно скажи об этом.

Эссе — это прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.

Притча — это небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение.

Эпиграмма — это короткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое — либо лицо или общественное явление.

Элегия — это стихотворение средней длины, обычно печального содержания, проникнутое грустью.

Ода — это торжественное стихотворение, посвящённое какому — то историческому событию или герою.

Поэма — это один из видов лиро — эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств.

Автор — это писатель, создавший одно или ряд произведений.

Аллегория — это иносказание, изображение какой — нибудь отвлечённой идеи в конкретном, отчётливо представляемом образе. Например, в басне «Стрекоза и муравей» Стрекоза — это аллегория легкомыслия, а Муравей — предусмотрительности.

Аллитерация — это повторение однородных согласных звуков, придающее литературному тексту особую звуковую и интонационную выразительность (например: «В сто сорок солнц закат пылал. » В. Маяковский).

Амфибрахий — это трёхсложный размер стиха с ударением на втором слоге.

Анапест — это трёхсложный размер стиха с ударением на третьем слоге.

Аннотация — это краткое изложение книги, рукописи, статьи.

Антитеза — это художественное противопоставление характеров, образов, понятий и проч., создающее эффект резкого контраста.

Архаизмы — это слова и обороты, которые употреблялись в прошлом для обозначения каких — либо предметов, явлений или понятий, но вытеснены другими словами и оборотами, которые используются в современной речи.

Афоризм — это обобщённая глубокая мысль, выраженная в лаконичной, краткой, художественно заострённой форме. Афоризм сродни, но в отличие от неё принадлежит определённому лиц пословице у (писателю, учёному и т. д.)

Беллетристика — это в широком смысле слова — художественная литература, в более узком — художественная проза, в отличие от поэзии, драматургии.

Бестселлер — книга, имеющая особый коммерческий успех, пользующийся читательским спросом.

Библия — это собрание древних текстов религиозного содержания, считающихся священными для иудеев и христиан.

Белый стих — это стихотворное произведение без рифмы.

Гипербола — это художественное преувеличение, усиление качеств или результатов поступков.

Гротеск — это предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального.

Дактиль — трёхсложный размер стиха с ударением на первом слоге.

Деталь — это выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Диалог — это разговор двух или более лиц.

Жанр — это вих художественного произведения, напрмер басня, лирическое стихотворение, повесть.

Завязка — это начальный момент развития событий, изображённых в художественном произведении.

Звукопись в стихосложении — это система звуковых повторов, подобранных с расчётом на усиление звуковой выразительности речи.

Идея — это основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание произведения. Идея может быть сформулирована автором в тексте в виде ясного вывода (например, мораль в басне), а может логически вытекать из всего произведения.

Инверсия — это необычный порядок слов. Инверсия придаёт фразе особую выразительность.

Интервью — это предназначенная для печати беседа (журналист и писатель, учёный и студент, …).

Интерпретация — это истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи.

Интонация — это выразительное средство звучащей речи. Интонация даёт возможность передать отношение говорящего к тому, что он говорит.

Ирония — это скрытая насмешка.

Композиция — это расположение, т. е. построение произведения.

Конфликтная ситуация — в литературе — создание с помощью художественных средств такого положения в художественном мире произведения, которое требует от персонажей активных действий, ставит их перед необходимостью вступить в борьбу с противоборствующими силами.

Кульминация — это высшая точка напряжения в развитии действия художественного произведения.

Лирика — это род литературных произведений, изображающих духовный мир человека, его чувства, настроения, переживания.

Метафора — это перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафора позволяет в краткой форме создать ёмкий образ. (И золотеющая осень листвою плачет на песок. С. Есенин).

Монолог — это развёрнутое высказывание одного действующего лица или автора произведения.

Олицетворение — это наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека. Ещё чаще неодушевлённым предметам приписываются действия, которые доступны лишь людям. (Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами. А. Фет).

Параллелизм — это расположение рядом сходных элементов речи, тем, образов для создания единого поэтического образа; например: Едут по полю добры молодцы, летят по небу ясны соколы.

Повтор — это повторение одной фразы, слова или словосочетания на протяжении некоторого отрезка текста; используется для ритмичности, а также для выделения особо значимых мыслей, чувств, образов.

Пролог — это элемент композиции, который предшествует завязке.

Развитие действия — это ряд эпизодов литературного произведения между завязкой и кульминацией, в которых происходит движение основного конфликта, его обострение или смягчение.

Развязка — это заключительный момент в развитии действия художественного произведения.

Сравнение — это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. Часто сравнение присоединяется союзами как, словно, будто, точно, и другими. (Передо мною белый гриб стоял, как вежливый ребёнок. Л. Тимофеев). Сравнение должно быть основано на реальном сходстве предметов, явлений.

Сюжет — это цепь событий, которые развиваются в произведении.

Тема — это круг проблем, жизненных явлений, на которых сосредоточил своё внимание автор литературного произведения.

Фрагмент — это отрывок, часть произведения.

Эпиграф — это краткое изречение, которое помещается перед произведением, выражая его главную мысль или отношение автора к событиям.

Эпизод — это относительно самостоятельная единица действия произведения, отрывок (фрагмент), в котором говорится о законченном событии, происшествии.

Эпитет — это образное определение предмета или действия, выраженное преимущественно прилагательным.

Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, называются эпитетами.

Эпитеты чаще всего употребляются в художественном стиле. Они помогают автору нарисовать, а читателю представить какую — либо картину. Эпитеты обычно используются как цветопись для передачи чувств, настроения. Цветовые эпитеты розовый, голубой, синий, золотой и пр. обозначают радостные, светлые чувства. (Заметался пожар голубой. С.Есенин). Эпитеты чёрный, серый и подобные передают мрачные, тягостные переживания. (Вечер чёрные брови насупил. С. Есенин).

Эпитет помогает автору сделать предмет непохожим на другие, выделить его.

Источник

Жанры литературы таблица для начальной школы

Баллада – лирическое стихотворение на историческую, обычно легендарную тему.
Басня – жанр сатирической поэзии нравоучительного характера. Персонажами чаще всего выступают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения.
Былина – вид устного народного творчества, героическая песня повествовательного характера. Былины повествуют в основном о богатырях – защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.
Гимн – торжественная песня, стихотворение на возвышенную тему.
Гипербола – (преувеличение), слово или образное выражение для усиления художественного впечатления: «море цветов».
Диалог – разговор между двумя лицами.
Драма – один из ведущих жанров драматургии. В основе драмы – частная жизнь человека в конфликтных отношениях с судьбой, обществом, самим собой. Предназначена для исполнения актёрами на сцене.
Житие – литературное произведение, рассказывающее о жизни святых. Герои жития – исторически существовавшие люди.
Завязка – событие, знаменующее начало развития действия.
Запев – краткая вступительная часть. Встречается в былинах, исторических песнях, сказках, балладах.
Зачин – традиционное начало.
Идея – основная главная мысль, замысел, «жизненный урок», вытекающий из всего произведения.
Историческая песня – отклик народа на события общественной и военной истории.
Комедия – драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом.
Композиция – построение художественного произведения.
Конфликт – борьба, столкновение действующих сил. Он раскрывается в сюжете и композиции.
Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия, перелом.
Литота – намеренное преуменьшение, например: «мужичок с ноготок».

Логическое ударение – это выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или стихотворной строке.
Метафора – слова, выражения, сближающиеся по сходству их значений, например: «весна идёт», «железное здоровье».
Метонимия – замена одного слова или понятия другим на основе связи их значений, например: «читать Пушкина» — вместо читать стихи Пушкина.
Мораль – в русской поэзии строки басни с нравоучительным выводом.
Образ – тип, характер, воображение, изображение реальных персонажей.
Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь историческому герою или событию.
Оксиморон (остроумно-глупое) – сочетание противоположных (контрастных) по значению слов, например: «живой труп», «горячий снег», «убогая роскошь».
Олицетворение – описание животных с наделением их человеческими чувствами, мыслями, речью.
Песня – небольшое поэтическое произведение, обычно куплетное. Предполагается, что оно будет положено на музыку.
Повесть – литературное повествовательное произведение. Она меньше романа, но больше рассказа.
Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, Героическую или лирическую тему.
Пролог – вступительная часть, подготавливающая читателя к дальнейшему развёртыванию сюжета.
Развязка – заключительная часть произведения, исход событий, разрешение конфликта между действующими лицами.
Рассказ – малая форма эпической прозы. Имеет небольшой размер, малое число персонажей, быстрое развитие сюжета.
Рифма – созвучие концов стихотворных строк.
Роман – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Сага – эпические сказания о богах и легендарных героях, исторических деталях.
Сарказм – высокая степень иронии, злая насмешка.
Сатира – вид художественной литературы в прозе и стихах, высмеивает отрицательные явления действительности.
Сказание – рассказ исторического или легендарного содержания.
Сказка – древнейший жанр повествовательной литературы преимущественно фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.
Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам, например: «лук – дед», «морковь – девица».
Стихотворение – поэтическое произведение. Обычно изображает человеческое переживание, вызванное различными жизненными обстоятельствами.
Строфа – сочетание двух или более стихотворных строк с определённой рифмовкой, проводимой через всё стихотворение.
Сюжет – последовательность и связь описания событий, развитие действия, ход событий (план).
Тема – то, что положено в основу, главная мысль литературного произведения, основная проблема, поставленная писателем.
Трагедия – один из видов драмы, в основе которого лежит конфликт. Трагедии заканчиваются, как правило, гибелью героя.
Фабула – цепь событий в их логической последовательности.
Характер – отличительная черта, признак, особенность.
Экспозиция – вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем.
Эпиграмма – (греч., надпись), короткое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-нибудь определённое лицо.
Эпитет – образное определение предмета или явления в виде скрытого сравнения, например: «добрый молодец», «красна девица», «чистое поле», «громкий голос».
Эпос – род литературы, литературно-художественное произведение повествовательного характера. Жанры эпоса: роман, повесть, рассказ.

Источник

Читайте также:  Замкнутые классы булевых функций править