Меню

Женские образы в романе Льва Толстого Война и мир

Сочинение: Женские образы в романе «Война и мир» (+ таблица)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 12.08.2019 · Обновлено 11.07.2021

(584 слова) «Война и мир» Л. Н. Толстого — это картина русского мира начала XIX века. Писатель сумел правдиво и реалистично создать на страницах романа живых личностей, настоящих представителей своего времени. Отдельный интерес для читателей представляет палитра женских характеров романа.

В романе изображены яркие представительницы светского общества начала 19 века — героини своего времени, жизнь которых — это балы, маскарады и светские салоны. Это и Анна Павловна Шерер, и княгиня Болконская, и Элен Курагина (Безухова). В лице этих женщин Толстой обличает пустоту, фальшь и ничтожество светского мира – ослепительно сияющего, но праздного и убогого по своей сути.

Мы видим это на примере супруги Андрея Болконского – молодой княгини, куколки с сердито надутой беличьей губой, которая игриво капризничает и жеманничает перед мужем и многочисленными поклонниками. Ничто, кроме развлечений света и дамских сплетен, ее не тревожит и не интересует.

Но если княгиня Болконская – это всего лишь глупое и красивое создание, то Элен Курагина – это пример истинного женского коварства, расчётливости и корысти. Наделенная невероятной красотой, она отличается еще и холодным циничным рассудком. Меркантильность и жажда успеха движет Элен в ее замужестве с Пьером Безуховым, а также позволяет удержаться на плаву среди многочисленных любовников. Для Толстого Элен – воплощение пороков света, ярчайший отрицательный женский персонаж романа.

Описал автор и другой женский типаж. Жюли Карагина, богатейшая невеста России, тоже впитала в себя пороки светского общества. Она одержима поклонением иностранной культуре и подражает героям из любимых романов. Не имея привлекательной внешности, Жюли пытается компенсировать недостаток мнимым достоинством — умом, вычитанным и вызубренным из книг.

Заслуживают внимания и другие героини романа, гораздо более любимые Толстым, — это княжна Марья Болконская и Наташа Ростова.

Марья Болконская – робкая, богобоязненная, добрая девушка с «большими, глубокими и лучистыми» глазами, но лишённая яркой внешности и красоты. Она лучшие годы своей жизни посвятила смиренной заботе и служению деспотичному отцу Николаю Болконскому. К нему девушка питает и чувство страха, и преданной любви, и болезненной привязанности. Марья Болконская – женщина, лишенная созидательной силы, плывущая по течению и безропотно терпящая все удары судьбы, даже сознательно готовая выйти замуж за первого встречного жениха (Анатоля Курагина), но при этом в силу своего характера умеющая помогать, заботиться и трудиться во благо ближнего.

Для Толстого Марья – героиня с истинно женской судьбой. Ему дороги такие качества, как покорность, смирение, неисчерпаемая преданность и самоотверженность – неизменные спутники жизни Марьи. За кротость сердца писатель награждает княжну таким желанным и долгожданным семейным счастьем в лице Николая Ростова.

Но любимым персонажем не только Толстого, но и миллионов читателей по праву является Наташа Ростова – смелая, энергичная, честная и добросердечная личность. Если Елизавета Болконская и Элен Курагина безупречно красивы лишь внешней красотой, то Наташа очаровательна своим обаянием и жизнелюбием, отзывчивостью к чувствам других, душевной чуткостью. За эти качества ее любят и ценят все окружающие люди, потому же ее пылкую непосредственную натуру не мог не полюбить и Андрей Болконский.

Наташа Ростова дорога читателю тем, что в ее лице мы видим настоящую, не выдуманную героиню – девушку, женщину, в которой лучшие стремления (желание помогать ближним, трудиться, любить) переплетались с ошибками и падениями, грехами (увлечение повесой Анатолем Курагиным и согласие на побег). Одна из лучших черт Наташи – готовность к подвигам и самоотречению ради помощи ближнему, жертвенность. В конце романа мы видим уже другую Наташу — образцовую жену и мать, она истинно счастлива в браке с Пьером, спокойна и уверена в своей истинно женской ипостаси.

Своеобразие женской судьбы, особенности женского мира, раскрываемые Толстым в его героинях, находят отклики и в сегодняшней действительности. Классическое произведение ценится тем, что ставят вечные вопросы о добре и зле, правде и лжи, о чувстве собственного достоинства, о праве выбора, а также дает на них свои ответы, к которым современный читатель может обратиться и сегодня.

Источник

Женские образы в романе Льва Толстого «Война и мир»

Меню статьи:

Л. Толстой создал великую картину, где описал проблемы войны, а также мира. Женские образы в романе «Война и мир» раскрывают внутреннюю сторону общественных перипетий. Есть глобальная война – когда воюют народы и страны, есть войны локальные – в семье и внутри человека. Так же дела обстоят и с миром: мир заключается между государствами и императорами. К миру приходят и люди в личных отношениях, к миру приходит человек, пытаясь решить внутренние конфликты и противоречия.

Прототипы женских персонажей в романе-эпопее «Война и мир»

Лев Толстой вдохновлялся людьми, которые окружали его в повседневной жизни. Есть и другие примеры из биографий писателей, которые свидетельствуют о том, что авторы, создавая произведение, заимствуют черты для книжных героев у реальных личностей.

Например, так делал Марсель Пруст – французский писатель. Его персонажи – это синтез черт, которыми обладали люди из окружения автора. В случае Л. Толстого женские образы в эпопее «Война и мир» тоже выписаны, благодаря обращению к женщинам из круга общения писателя. Приведем примеры: персонаж Марии Болконской – сестры Андрея Болконского, Л. Толстой создавал, вдохновляясь личностью Марии Волконской (мать писателя). Другой, не менее живой и яркий женский персонаж, – графиня Ростова (старшая), списана с бабушки автора – Пелагеи Толстой.

Однако, некоторые персонажи имеют одновременно несколько прототипов: уже знакомая нам Наташа Ростова, например, как литературный герой, имеет общие черты с женой писателя – Софьей Андреевной Толстой, а также сестрой Софьи – Татьяной Андреевной Кузьминской. Тот факт, что прототипы этих персонажей были близкими родственниками писателя, объясняет теплоту и нежное отношение автора к создаваемым героям.

Лев Толстой показал себя тонким психологом и знатоком человеческих душ. Писатель одинаково хорошо понимает боль юной Наташеньки Ростовой, когда ломается кукла девочки, но также и боль зрелой женщины – Натальи Ростовой (старшей), которая переживает смерть сына.

Название романа говорит, что писатель постоянно обращается к контрастам и оппозициям: война и мир, добро и зло, мужское и женское начало. Читателю (из-за стереотипов) кажется, что война – это дело мужское, а дом и мир, соответственно, – дело женское. Но Лев Николаевич демонстрирует, что это не так. Например, княжна Болконская проявляет храбрость и мужественность, когда защищает родовое поместье от неприятеля и хоронит отца.

Заметим, что на контрасте строится и разделение персонажей на положительных и отрицательных. Однако, негативные герои остаются наделенными отрицательными чертами в течение всего романа, а персонажи позитивные претерпевают внутреннюю борьбу. Эту борьбу писатель называет духовными поисками, и показывает, что положительные герои приходят к духовному росту через колебания, сомнения, муки совести… Их ожидает трудный путь.

Остановимся детальнее на характеристике юной Наташи и графини Ростовой, а также на фигуре Марии Болконской. Но перед этим, ненадолго обратимся к образу жены Андрея Болконского.

Лиза Болконская

Лиза – персонаж, который уравновешивал присущую князю Андрею мрачность и депрессивность. В обществе Андрей воспринимался человеком замкнутым и молчаливым. Даже внешность князя намекала на это: сухость и вытянутость черт, тяжелый взгляд. Другая внешность была у его жены: живая княгиня, низкого роста, которая постоянно суетилась и семенила мелкими шажками. С ее смертью Андрей потерял баланс и начался новый этап духовных поисков князя.

Элен Курагина

Элен – сестра Анатоля, выписана как персонаж развращенный, эгоистичный. Курагина интересуется развлечениями, она молода, самовлюбленна и ветрена. Впрочем, она легкомысленна и не проявляет патриотических чувств, продолжая вести привычный образ жизни в захваченной войсками Наполеона Москве. Судьба Элен трагична. Дополнительный трагизм в ее жизнь приносит то, что она так и не сумела вырваться из порочного круга низкой нравственности.

Читайте также:  Для чего нельзя применять электронную таблицу

Наташа Ростова

Младшая Ростова, безусловно, – один из центральных женских персонажей. Наташа – красива и мила, поначалу ей присуща наивность и ветреность. Князь Андрей, влюбившись в нее, понимает, что между ними – пропасть жизненного опыта. Эта мысль князя оправдывается, когда Наташа поддается мимолетному увлечению Анатолем Курагиным.

Читателю, возможно, интересно наблюдать, как меняется образ Наташи: сначала – маленькая, бойкая, забавная и романтичная девочка. Потом – на балу – читатель видит ее расцветающей девушкой. Наконец, во время отступления из Москвы, Наташа показывает свой патриотизм, сочувствие и сострадание. Зрелость в Ростовой просыпается, когда она ухаживает за умирающим Андреем Болконским. В конце – Наташа становится мудрой и любящей женой и матерью, хотя и теряет часть былой красоты.

Наташе не чужды ошибки: это ее увлеченность Курагиным. Духовное совершенствование и углубление внутреннего мира связано с отношениями Наташи с князем Андреем. Спокойствие и гармония приходят к героине, когда она выходит замуж за Пьера Безухова.

Наташе свойственна эмпатия и милосердие. Девушка чувствует боль людей, искренне старается помочь тем, кто нуждается в помощи. Во время войны Наташа понимает, что материальные ценности – ничто, по сравнению с жизнью человека. Поэтому она жертвует нажитым семейным имуществом, чтобы спасти раненых солдат. Девушка сбрасывает вещи с повозки и перевозит таким образом людей.

Война и мир. Фрагмент

Наташа – красива. Однако ее красота исходит не из физических данных (безусловно, тоже выдающихся), а из душевности и внутреннего мира. Нравственная красота Ростовой – это бутон, который в конце романа превращается в розу.

Графиня Ростова (старшая)

Графиня Наталья как мать старается казаться строгой и серьезной. Но она показывает себя любящей матерью, которая лишь притворно злится и раздражается на излишнюю сентиментальность детей.

Графиня Ростова зависит от принятых в обществе правил. Нарушать эти правила ей неловко и нелегко, но Наталья делает это, если близким родственникам или друзьям нужна помощь. Например, когда Аннет – ее подруга – оказалась в затруднительном положении, графиня, смущаясь, попросила ту принять деньги – это был знак внимания и помощи.

В общем так: предлагаем ознакомиться с образами Наполеона и Кутузова“ в романе Льва Толстого “Война и мир”

Графиня воспитывает детей в свободе и вольности, но это лишь видимость: на самом деле Наталья печется о будущем своих сыновей и дочерей. Она не хочет, чтобы сын женился на бесприданнице. Старшая Ростова делает все, чтобы расторгнуть намечающиеся отношения младшей дочки и Бориса. Таким образом, сильное чувство материнской любви – одно из основных качеств графини Ростовой.

Вера Ростова

Сестра Наташи Ростовой. В повествовании Льва Николаевича этот образ – всегда в тени. Однако Вера не унаследовала улыбки, которая украшала лицо Наташи, а потому, замечает Лев Николаевич, лицо девушки казалось неприятным.

Война и мир. Эпизод

Вера описана как натура эгоистичная: старшая Ростова не любит братьев и сестру, они раздражают ее. Вера любит только себя. Девушка выходит замуж за полковника Берга, который был похож на нее характером.

Марья Болконская

Сестра Андрея Болконского – сильный персонаж. Девушка живет в деревне, все ее шаги контролирует злой и жестокий отец. В книге описана ситуация, когда Марья, желая выглядеть красивой, красится и наряжается в платье цвета масака. Отец недоволен ее нарядом, выражая деспотизм в отношении дочери.

Уважаемые читатели! Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием повести “Юность” Льва Николаевича Толстого.

Марья некрасивая, печальная, но глубоко мыслящая и умная девушка. Княжне свойственная неуверенность и зажатость: отец все время говорит, что она нехороша собой и вряд ли выйдет замуж. То, что привлекает внимание к лицу Марьи, – это большие, лучистые и глубокие глаза.

Марья – противоположность Веры. Альтруизм, мужество и патриотизм, а также ответственность и сила духа отличает эту женщину из «Войны и мира». В женских образах романа «Война и мир» есть кое-что общее – это сильные личности.

Княжна Болконская поначалу отвергает Ростову (младшую), но после потери отца и брата отношение княжны к Наташе меняется. Марья прощает Наташу за то, что та разбила сердце Андрею, увлекшись Анатолем Курагиным.

Княжна мечтает о счастье, семье и детях. Влюбившись в Анатоля Курагина, девушка отказывает подлому юноше, так как ей жаль госпожу Бурьен. Так, Марья выражает благородство характера и сочувствие к людям.

Позже Марья знакомится с Николаем Ростовым. Эта связь выгодна для обоих: Николай, женившись на княжне, помогает семье деньгами, ведь Ростовы потеряли изрядную долю состояния во время войны. Марья же в Николае видит спасение от бремени одинокой жизни.

Анна Шерер

Великосветская дама, которая воплощает фальшь и лицемерие, часто встречающееся в салонах.

Анна Шерер

Таким образом, Лев Толстой изображает и хорошие, и плохие женские образы в эпопее «Война и мир», делая произведение отдельным миром.

Источник



Женские образы в романе «Война и мир» Л.Н. Толстого
статья по литературе (10 класс)

Зигангараева Зоя Лотфуллаева

сравнительная характеристика женских образов в романе, их роль и протатипы героинь.

Скачать:

Вложение Размер
zhenskie_obrazy_v_romane.docx 34.95 КБ

Предварительный просмотр:

Женские образы в романе –эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»

Женщина, видишь ли, это такой предмет,

что сколько ты ни изучай ее,

все будет совершенно новое.

Лев Николаевич Толстой

Женские образы в русской литературе XIX в.

Классическая литература – это источник, откуда мы, читатели, знакомимся с эпохой того или иного времени. Через произведения XVIII в. — начала XIX в. мы узнаем, картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. Она настолько богата и разнообразна, что может нам рассказать о любой проблеме, актуальной и по сей день.

Сколько существует в ней произведений, повествующих нам о женской судьбе. Это и «Светлана» у В.А. Жуковского, и «Недоросль» Д.И. Фонвизина, и «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Они жили в одно время и находились в одинаковых обстоятельствах. Софья, из комедии «Недоросль», Софья из пьесы «Горе от ума», Татьяна Ларина из романа «Евгений Онегин» …и это далеко не все героини, с которыми связаны лучшие страницы классической литературы.

Каждый автор искал свой «идеал женщины», но Л.Н. Толстой не ищет «идеал», он показывает нам настоящую женщину, живую. Он показывает нам, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько характеров русской женщины начала XIX столетия, со своими положительными и отрицательными сторонами. Что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно. Мы видим свою близость с ними.

Цели и задачи исследования

Цель: изучить женские образы в романе — эпопее «Война и мир»

Из цели ставим следующие задачи:

— проанализировать главные черты характера героинь в романе – эпопее «Война и мир»

— прототипы героинь Л.Н. Толстого.

— классифицировать женские образы по сходству характера.

Женские образы в романе – эпопее «Война и мир»

Женщины занимали не последнее место в жизни писателя, поэтому и нашли отражения в его произведениях. Героинь Толстой создает с самыми разнообразными характерами, со всеми оттенками. Это и деловые женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть своей цели. Это и «готовые игрушки» для первого встречного, кроткие, нежные создания. Это прелестницы, играющие чужими чувствами, и мученицы, угасающие под гнетом. Каждый раз, создавая образ женщины, Толстой пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества и каждый раз открывал для себя что-то новое.

Толстой создал в романе образы прекрасных женщин – это Марья Болконская и Наташа Ростова. Но так же интересны и светские дамы романа — это и Элен Курагина, и княгиня Друбецкая, и Анна Павловна Шерер. Судьбы всех этих женщин, их характеры и их поступки мне хотелось бы подробно проанализировать.

Матери – хранительницы семейного очага.

Красота души придает прелесть

даже невзрачному телу

Марья — хранительница семейного очага. Прототипом княжны Марьи является, мать писателя, княгиня Мария Николаевна, по отцу – Волконская. Лев Николаевич рано потерял мать. Из преданий он вынес представление о ней как о женщине с весьма привлекательной внешностью. Не отличаясь красивой внешностью, Мария Николаевна обладала высокими духовными качествами. Она была умна, широко образованна для своего времени; прекрасно знала четыре европейских языка: французский, немецкий, английский и итальянский. И это нашло полное отражение в романе.

Княжна Марья живет в имении Лысые Горы со своим отцом. Отец Николай Андреевич, — человек не из приятных: часто груб, ругает княжну дурой, чрезмерно строг. Но, несмотря на это, он по-своему любит свою дочь и желает ей добра. Старый князь Болконский стремится дать дочери серьезное образование, сам дает ей уроки.

Толстой не дает нам, читателям, точного описания Марьи. Для него важно не описание внешности, а красота ее души. Интересный момент — княжна Марья «всегда хорошела, когда плакала». Нам известно, что светским красавцам она казалась “дурною”. Себя она тоже считала некрасивой, когда видела в зеркале. Анатоля Курагина, сразу увидевшего красоту Наташи Ростовой, княжна Марья ничем не заинтересовала. Она не выходит в светское общество, потому что живет одиноко в деревне, смертельно боится строгого отца, но ни на кого не обижается.

Главные идеи о войне и мире высказывает в книге, как раз таки княжна Марья. Она пишет в письме Жюли, что война — это знак того, что люди забыли Бога. Это в начале произведения, еще до страшных событий 1812 года. К этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после тяжелых ранений ее брат, Андрей Болконский, —военный, который посмеивался над своей сестрой и называл ее «плаксой».

Княжна Марья не раз говорит своему брату, князю Андрею, что он когда — нибудь поймет выражение, “счастье прощать”. И он, повидавший много, переживший счастье и горе, знакомый со всеми великими идеями века, — поймет, что права была его сестра, которая проживает жизнь в захолустье и которая, боясь отца, разучивает сложные науки и плачет над задачами по геометрии. Он находит в себе силы простить Анатоля и Наташу. Обратила ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Князь Андрей и сам очень проницателен. Он предсказывает участь Наполеона, Сперанского, исход сражений и мирных договоров. А вот участь самого князя Андрея предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб, и молилась за него, как за живого (чем и спасла, наверное). Она понимает, что дорога каждая минута и, не задумавшись, пошла в трудную дорогу из Воронежа в Ярославль по лесам. И автор, всегда на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта права она, никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики, предполагающие, что им лучше будет под властью Наполеона.

Можно сказать, что сама княжна чуть было не ошиблась в Анатоле. Но ошибка эта другого рода, чем ошибка Наташи. Наташей движут ее чувствства. Княжной Марьей движет Вера. Поэтому она не имеет права на ошибку. Она все принимает как испытание, которое посылает ей Бог. Что бы ни случилось, она будет нести свой крест. Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья хочет быть покорной Богу.

Марья Болконская очень умна, но она не выставляет свою «ученость» напоказ, поэтому с ней интересно и легко. Анатоль Курагин, как типичный представитель светского общества, не может, и не хочет разглядеть эту поистине редкой красоты душу. Он видит только невзрачную внешность, не замечая внутреннюю красоту.

Несмотря на то, что Марья и Наташа разные, они крепко сдружились в конце романа, хотя в начале романа их отношения не сложились. Наташа видела в ней препятствие, которое мешало их браку с князем Андреем. Марья же, видела в Наташе типичную представительницу светского общества, молодую, красивую, пользовавшуюся интересом у мужчин.

Их сближает страшное горе — смерть Андрея Болконского. Он много значил для них обеих, поэтому они испытывают схожие чувства у постели умирающего Андрея.

Союз Марьи и Николая – это счастливый союз. Марья создает в семье атмосферу тепла и уюта, одухотворенно действует на Николая, который ощущает возвышенность и высокую нравственность того мира, в котором живет его жена. На мой взгляд, не могло быть по-другому. Эта тихая и кроткая девушка, настоящий ангел, однозначно заслуживает всего того счастья, которым наградил ее Толстой в конце романа.

Наташа Ростова — центральный женский персонаж романа «Война и мир» и, пожалуй, самый любимый у автора. Этот образ зародился у писателя, когда возник первоначальный замысел повести о вернувшемся в Россию декабристе и его жене, переносившей с ним все тяготы изгнания. Прототипом Наташи считается свояченица писателя Татьяна Андреевна Берс, в замужестве Кузминская, обладавшая музыкальностью и красивым голосом. Второй прототип — жена писателя. Сам Толстой признавался, что «взял Таню, перетолок с Соней, и получилась Наташа».

Мы не можем сказать, что она умна. Лев Николаевич показывает ее чувственную сторону, ее интуитивная чуткость; поэтому она необыкновенно музыкальна, обладает красивым голосом, отзывчива и непосредственна. В ее характере есть внутренняя сила, стержень.

Толстой показывает нам рост своего персонажа. Впервые мы видим ее еще девочкой, вбегающей в комнату, счастливым и радостным лицом. Этот чистый ребенок не может понять, как другим может быть грустно, если ей весело. Она не сдерживает себя, поступает чувствами, желаниями. Конечно, она немного избалована.

Она сразу влюбляется в Б. Друбецкого. Наташа уверена, что будет ждать исполнения шестнадцати лет и выйдет за него замуж.. Эта любовь для Наташи просто развлечение.

В начале романа Толстой называет ее «гадким утенком», который на протяжении романа превращается в «прекрасного лебедя». По мере развития сюжета Ростова превращается в привлекательную и обаятельную девушку. Она проницательна, по ее поступкам мы ближе узнаем о других героях романа. Она способна на самопожертвование. Доказывает свою любовь и дружбу Соне, помогает раненым солдатам, отдавая им подводы, ухаживает за умирающим Андреем, спасает мать после смерти Пети Ростова.

Но также Наташа может быть и эгоисткой, но ее эгоизм отличается от эгоизма Элен Курагиной. Ее эгоизм диктуется инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. Став невестой Андрея Болконского, она не выдерживает долгой разлуки и увлекается Анатолем Курагиным. Но после случайной встречи в Мытищах с раненым Андреем, она признает свою вину и получает возможность ее искупления. Она снова готова к жизни. После смерти Андрея, она становится женой Пьера Безухова, близкого ей по духу и по-настоящему любимого. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы мужа.

В эпилоге автор высказывает нам свое мнение об истинном женском счастье, «Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, которого она желала и теперь сама кормила». Уже ничего не напоминает в этой сильной, широкой матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее «сильной, красивой и плодовитой самкой».

Она как часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в который вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.

(Элен Безухова, княгиня Друбецкая , А.П. Шерер)

Идеального человека нет. В человеке совмещаются как положительные, так и отрицательные стороны его характера. Редко баланс хорошего и плохого уравнивается.

В большинстве случаев, познакомившись с человеком, мы не думаем о его душе, а замечаем его привлекательную внешность. Но за красотой может скрываться настоящее уродство души человека. И Л. Н. Толстой убедительно показал нам этот обман на примере дам высшего света в своем романе

Элен Курагина — красивая женщина, ею восторгаются, ее хвалят, в нее влюбляются. Элен ухаживает за собой, всегда в центре внимания. Писатель подчеркивает, что она хочет как можно дольше оставаться прекрасной внешне, чтобы скрыть уродство души. Элен всегда удается достичь своей цели. Она решила выйти замуж за Пьера, и сделала все, чтоб этого добиться. Курагина хладнокровно добивается своей цели путем обмана. В этом поступке мы видим ее изнутри. Несмотря на скорый разрыв с Пьером, она осталась при богатстве, о котором мечтала.

Для этого она выбирает самый простой способ — цинизм и расчетливость В Элен влюблялись, но никто ее не любил по-настоящему. Она – как красивая картина, на которую можно смотреть и которой можно восхищаться, но никто не видит в ней живого человека.

Также можно выделить и Анну Павловну Шерер. Мы знакомимся с ней на первых страницах романа. Ее основная черта – это статичность. “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может и не находит нужным исправляться”. – в описании героини мы видим иронию.

Анна Павловна — приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге салона, описанием вечера в котором Толстой начинает свой роман. Анне Павловне 40 лет, у нее «отжившие черты лица». Героиня ловка, тактична, влиятельна при дворе, склонна к интригам. Ее отношение к какому-либо человеку или событию всегда продиктовано самыми последними политическими, придворными или светскими соображениями, она близка к семье Курагиных и дружна с князем Василием. Шерер постоянно «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением», а в своем салоне, помимо обсуждения последних придворных и политических новостей, она всегда «угощает» гостей какой-нибудь новинкой или знаменитостью, а в 1812 г. ее кружок демонстрирует в петербургском свете салонный патриотизм.

Для Толстого женщина — это, прежде всего, мать , хранительница семейного очага. У светской дамы, хозяйки салона, Анны Павловны нет детей и мужа. Она — «пустоцвет». Это самое страшное наказание, которое только мог придумать для нее Толстой.

Еще одна дама высшего света — это княгиня Анна Друбецкая. С ней мы тоже знакомимся в салоне А.П. Шерер, когда она просит за своего сына Бориса. Затем мы видим, как она просит деньги у графини Ростовой. Это абсолютно беспринципная женщина, для нее главное – деньги и положение в обществе, ради всего этого она готова идти на любое унижение. Именно поэтому она женит своего сына Бориса на богатой, но глупой и самовлюбленной Жюли Карагиной.

В доме А.П. Шерер все фальшиво и напоказ: улыбки, фразы, чувства. Все это общество рассуждает о патриотизме, политики, а на самом деле, им глубоко безразлично все. Они беспокоятся только о себе, о своем положении, о своей карьере. Толстой срывает с них маски, показывая нам уродство их души. В них нет ни простоты, ни доброты, ни любви. Все лицемерно.

Л. Н. Толстой – тонкий психолог, он показывает нам жизнь, как она есть. Без фальши и лжи. Для него образ женщины, прежде всего – это мать. Материнство и семья – вот то, что главное должно быть у женщины.

Изучив характеристику женских образов, я классифицировала их на две группы:

Матери – хранительницы семейного очага. Сюда я включила княжну Марью Болконскую и Наташу Ростову. Потому что, это две героини, которые на протяжении всего романа сохраняют верность самим себе. Да, они ошибаются, но признают свои ошибки и исправляют их. Они похожи между собой тем, что живут не только ради себя, но и для других. Во время войны, они, не задумываясь, идут на самопожертвования.

Единственное их отличие в том, что княжна Марья живет в веря в бога, а Наташа Ростова живет сердцем. В конце романа Л. Н. Толстой, показывает нам счастливых женщин – матерей, заслуживших свое счастье.

Светские дамы. Сюда я включила Элен Курагину – Безухову, Анну Павловну Шерер и княгиню Друбецкую. Это лицемерные женщины. Они живут только ради себя, в них нет ничего святого. Ради достижения своих целей, они, не задумываясь, перешагивают через людей, играют чувствами других. И каждый из них получает по заслугам. Анна Павловна обречена на одиночество, Элен умирает в расцвете сил.

Мысли Толстого о подлинном предназначении женщины не устарели и в наши дни. Конечно, заметную роль в сегодняшней жизни играют женщины, посвятившие себя политической или общественной деятельности. Но все же многие наши современницы выбирают то, что выбрали для себя любимые героини Толстого, любить и быть любимыми.

1. Толстой Л.Н. Полн. собр. соч.: [юбилейное издание 1828 — 1928]: В 90 т. Серия 1: Произведения. Т. 9 — 12: Война и мир. — М.: Гослитиздат, 1953.

2. Аникин Г.В. Национальный характер юмора и иронии в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» // Уч. зап. Уральского ун-та им. А.М. Горького. — Свердловск, 1961. — Вып. 40. — С. 23 — 32.

Источник

Женские образы в романе «Война и мир»

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» одним из основных вопросов поднимает вопрос о месте женщины в жизни и обществе. Для раскрытия темы в произведение введены разнообразные женские образы.

Наташа Ростова

Самый яркий женский образ, воплощение наилучших черт человеческого характера. Простота и наивность Наташи, ее поэтичность и духовность выгодно отличают ее перед остальными героинями, делают ее образ невероятно привлекательным для читателя и автора. Наташа в романе многих людей спасает, возрождает духовно, делает их лучше, дает понимание смысла жизни.

Наташа позволяет окружающим любоваться собой, восхищает своей добротой и непосредственностью. Наташа близка к народу, к русской природе. Ей не чужды ошибки, но именно из них она черпает жизненный опыт.

Достоинства и недостатки Наташи

Встретив Андрея Болконского, Наташа ощущает свое единство с ним, чувствует сильнейшую любовь, но вскоре влюбляется в Анатоля Курагина. В ее мыслях зреет план побега с ним. Это говорит лишь о живости образа, о человеческих слабостях героини.

Наташа проста, наивна, открыта, доверчива, она слушает свое сердце и следует за ним. Настоящее чувства проснулись в Наташе намного позже – она поняла, что ее судьба неразрывно связана с человеком, которым она восхищалась всю жизнь – с Пьером Безуховым. Его инфантильность была близка Наташе, он единственный, кто поддерживал ее в самые сложные моменты ее жизни, веселил во времена несчастий.

Марья Болконская

Духовно очень напоминает Наташу, но во много ей противопоставляется. Основная жизненная позиция Марьи – самопожертвование, покорное подчинение судьбе. Одновременно с этим она безумно хочет семейного счастья. Она дорожит уважением отца, но при желании она может проявить стойкость характера, когда в жизнь вмешиваются вопросы любви к родине. Ради человеческого благополучия она может пожертвовать гордостью.

Подчиняя свою жизнь самопожертвованию, Марья подавляет в себе некоторые важные черты характера. Но все же она приходит к обретению гармонии после обретения самостоятельности – после смерти отца и реализации как жены и матери.

Женщины высшего света

Наташе Ростовой и Марье Болконской противопоставлены Элен, Анна Шерер и Жюли Курагина. Эти героини похожи друг на друга. Они пусты изнутри, очень сдержанны и бессердечны, они постоянно носят маски притворства и безразличия.

Героини, приближенные к естеству, народным традициям – Наташа Ростова, княжна Марья, получают счастье в жизни, обретают семью. А противопоставленные им светские дамы не могут испытать истинного удовлетворения жизнью, благодаря собственному себялюбию и причастности пустым ценностям высшего общества.

Источник